Научная статья на тему 'ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ / ТОВАРЫ / ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ / РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ПАРТИИ / ОТЧЕТ / СЧЕТ-ФАКТУРА / АКЦИЗЫ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Галина Петровна, Змановская Ольга Викторовна, Касаткина Галина Максимовна

В современных условиях действия налоговой системы России основное внимание направлено на совершенствование системы государственного налогового контроля, включая формирование системы налоговых рисков. Вместе с тем, при проведении мероприятий по совершенствованию контроля, выполняемого налоговыми органами, практически не исследуются затраты налогоплательщиков, связанные с данным совершенствованием. В теории и практике имеются теоретико-методологические и методические исследования понятия «налоговый контроль», «виды и методы налогового контроля», рассматриваются отличия налогового контроля от контрольной работы налоговых органов, проводится оценка результатов налогового контроля. Цель нашего исследования состоит в изучении влияния проводимых мероприятий по повышению эффективности налогового контроля на возникновение и выполнение дополнительных функций налогоплательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями. Методика исследования основана на анализе основных изменений налогового законодательства и положений, регулирующих организацию налогового контроля, установлении дополнительных обязанностей налогоплательщикам. В статье исследованы вопросы, связанные с изменениями в системе налогового контроля, включая налог на добавленную стоимость, обусловленные введением «товаров, подлежащих прослеживаемости». «Прослеживаемость» определена как дополнительный метод осуществления текущего налогового контроля за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Научная новизна заключается в авторском определении понятия «прослеживаемость» и выявлении влияния проводимых мероприятий по повышению эффективности налогового контроля на введение дополнительных обязанностей в ведении учета и формировании дополнительной информации налогоплательщиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комарова Галина Петровна, Змановская Ольга Викторовна, Касаткина Галина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACEABILITY OF GOODS IN THE TAX CONTROL SYSTEM

In the modern conditions of the Russian tax system, the main focus is on improving the system of state tax control, including the formation of a system of tax risks. At the same time, when implementing measures to improve the control carried out by tax authorities, the taxpayers’ expenses associated with this improvement have practically not been investigated. Both in the theory and practice, there are theoretical, methodological and systematic studies of the concept of “tax control”, “types and methods of tax control”, the differences between tax control and control activities of tax authorities are considered, the results of tax control are evaluated. The purpose of the research is to study the impact of the measures taken to improve the effectiveness of tax control on the emergence and performance of additional functions by taxpayers-organizations and individual entrepreneurs. The research methodology is based on the analysis of the main changes. The article examines the issues related to the changes in the tax control system, including value added tax, due to the introduction of “goods subject to traceability”. “Traceability” is defined as an additional method of carrying out current tax control over the completeness and timeliness of budget revenues from tax payments in the Russian Federation. The scientific novelty lies in the author's definition of the concept of “traceability” and the identification of the impact of the measures taken to improve the effectiveness of tax control on the introduction of additional responsibilities in accounting and the formation of additional information by taxpayers.

Текст научной работы на тему «ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

Научная статья

УДК 336.2

EDN OVLNCK

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).10 Г.П. Комарова, О.В. Змановская^, Г.М. Касаткина

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация,

Автор, ответственный за переписку: О.В. Змановская, zmanov@mail.ru

ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

АННОТАЦИЯ. В современных условиях действия налоговой системы России основное внимание направлено на совершенствование системы государственного налогового контроля, включая формирование системы налоговых рисков. Вместе с тем, при проведении мероприятий по совершенствованию контроля, выполняемого налоговыми органами, практически не исследуются затраты налогоплательщиков, связанные с данным совершенствованием. В теории и практике имеются теоретико-методологические и методические исследования понятия «налоговый контроль», «виды и методы налогового контроля», рассматриваются отличия налогового контроля от контрольной работы налоговых органов, проводится оценка результатов налогового контроля. Цель нашего исследования состоит в изучении влияния проводимых мероприятий по повышению эффективности налогового контроля на возникновение и выполнение дополнительных функций налогоплательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями. Методика исследования основана на анализе основных изменений налогового законодательства и положений, регулирующих организацию налогового контроля, установлении дополнительных обязанностей налогоплательщикам. В статье исследованы вопросы, связанные с изменениями в системе налогового контроля, включая налог на добавленную стоимость, обусловленные введением «товаров, подлежащих прослеживаемости». «Прослеживаемость» определена как дополнительный метод осуществления текущего налогового контроля за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Научная новизна заключается в авторском определении понятия «прослеживаемость» и выявлении влияния проводимых мероприятий по повышению эффективности налогового контроля на введение дополнительных обязанностей в ведении учета и формировании дополнительной информации налогоплательщиками. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налог на добавленную стоимость, прослеживаемость, товары, подлежащие прослеживаемости, регистрационный номер партии, отчет, счет-фактура, акцизы, алкогольная продукция.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 29 апреля 2022 г.; дата принятия к печати 25 мая 2022 г.; дата онлайн-размещения 10 июня 2022 г.

Original article

G.P. Komarova, O.V. Zmanovskaya^, G.M. Kasatkina

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: O.V. Zmanovskaya, zmanov@mail.ru

TRACEABILITY OF GOODS IN THE TAX CONTROL SYSTEM

ABSTRACT. In the modern conditions of the Russian tax system, the main focus is on improving the system of state tax control, including the formation of a system of tax risks. At the same time, when implementing measures to improve the control carried out by tax authorities, the taxpayers' expenses associated with this improvement have practically not been investigated. Both in the theory and practice, there are theoretical, methodological and systematic studies of the concept of "tax control", © Комаров Г.П., Змановская О.В., Касаткина Г.М., 2022

"types and methods of tax control", the differences between tax control and control activities of tax authorities are considered, the results of tax control are evaluated. The purpose of the research is to study the impact of the measures taken to improve the effectiveness of tax control on the emergence and performance of additional functions by taxpayers-organizations and individual entrepreneurs. The research methodology is based on the analysis of the main changes. The article examines the issues related to the changes in the tax control system, including value added tax, due to the introduction of "goods subject to traceability". "Traceability" is defined as an additional method of carrying out current tax control over the completeness and timeliness of budget revenues from tax payments in the Russian Federation. The scientific novelty lies in the author's definition of the concept of "traceability" and the identification of the impact of the measures taken to improve the effectiveness of tax control on the introduction of additional responsibilities in accounting and the formation of additional information by taxpayers.

KEYWORDS. Value added tax, traceability, goods subject to traceability, batch registration number, report, invoice, excise taxes, alcoholic beverages. ARTICLE INFO. Received April 29, 2022; accepted May 25, 2022; available online June 10, 2022.

Совершенствование работы налоговых органов, внедрение приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов, формирование эффективно работающего механизма налогового контроля приводят к необходимости внесения изменений не только в нормативные акты, регулирующие работу налоговых органов, но в законодательные акты, определяющие порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, ведение налогового учета и составление налоговой отчетности. К таким изменениям относится введение с первого июля 2021 г. системы контроля по товарам, ввозимым в Российскую Федерацию — система контроля по товарам, подлежащим прослеживаемости, прослеживаемость отнесена к специальному методу контроля.

«Прослеживаемость» в соответствии со словарем русского языка С.И. Ожегова определена как наблюдение [1; 2]. А.Н. Трегубов пишет, что «прослеживаемость» представляет собой контроль за операциями, связанными с оборотом товаров [3]. «Прослеживаемость» вводится именно для контроля за операциями по реализации товаров для обеспечения полноты учета данных операций в налогообложении, как дополнительный метод контроля [4].

Прослеживаемость нельзя отнести к новым методам контроля. Этот метод, дающий возможность упростить налоговый контроль со стороны налоговых органов за полнотой поступления в бюджетную систему налога на добавленную стоимость, был установлен и применен с 1 января 1997 г. [5; 6]. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» было принято Постановление Правительства РФ от 29.07.1996 г. № 914 «Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость». В соответствии с указанным Постановлением начиная с 1 января 1997 г. все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета — фактуры на реализацию продукции (работ, услуг), содержащие информацию на продукцию (работы, услуги). Перечень этой информации постоянно увеличивается. В счетах — фактурах в самом начале их применения не было информации о товарах, ввезенных в Российскую Федерацию, затем эти данные добавили, появились корректировочные счета — фактуры и др. Кроме того, поставщики ведут журнал учета выдаваемых покупателям счетов — фактур и книгу продаж. Покупатели товаров (работ, услуг) ведут журнал учета получаемых от поставщиков счетов — фактур и книгу покупок. У налоговых ор-

ганов возникли новые источники информации и вероятность проследить полноту отражения в налоговой отчетности операций по реализации товаров (работ, услуг), у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость появились новые обязанности по составлению счетов-фактур, ведению книг продаж и книг покупок и обновление программного обеспечения, позволяющего выполнять данные функции. Изменения, вносимые в счета-фактуры, постоянно требуют обновления программного обеспечения, что приводит к дополнительным затратам [7—9].

В соответствии с установленным порядком исчисления налога на добавленную стоимость плательщики налога имеют право на налоговый вычет, а полученные от поставщиков счета-фактуры является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. То есть покупатель заинтересован в получении счетов — фактур и правильности их оформления, что также обеспечивает контроль за полнотой начисления и уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет со стороны покупателя [10; 11].

Система прослеживаемости была усовершенствована с введение новой формы передаваемой по телекоммуникационным каналам связи декларации по налогу на добавленную стоимость с включенными в нее книгами покупок и продаж в 2015 г., а также введение онлайн-передачи данных контрольно-кассовой техники в налоговые органы. Включение книг продаж и покупок в налоговую декларацию и ее электронная форма позволило практически сразу обрабатывать цепочку исчисления и уплаты НДС и выявлять несоответствия между начислениями налога к уплате и суммой заявленных налоговых вычетов, что сократило время проведения камеральных проверок и повысило их результативность [5]. Новшество позволило налоговым органам контролировать обоснованность налоговых вычетов, т.е. систему возмещения налога на добавленную стоимость и полноту учета объектов налогообложения при определении налоговой базы. Введение новых деклараций по налогу на добавленную стоимость, по статистике ФНС России привело к увеличению собираемости данного налога почти на 40 % в сравнении с предыдущим годом, сумма доначислений по камеральным налоговым проверкам увеличилась почти на 50 %.

Введение онлайн-касс так же позволяет налоговым органам прослеживать в режиме реального времени почти весь наличный оборот налогоплательщиков, но привело к необходимости приобретения новых кассовых аппаратов или к перепрограммированию имеющихся кассовых аппаратов у плательщиков, осуществляющих наличные денежные операции в соответствии с федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Введение счетов-фактур, книг продаж и книг покупок, изменение деклараций, предоставление деклараций в электронной форме привели к дополнительным расходам плательщиков налогов. Плательщикам налогов и сборов следовало обеспечить составление данных документов и регистров учета, установить соответствующее программное обеспечение.

Кроме того, в рамках камеральных налоговых проверок и дополнительных контрольных мероприятий, налоговые органы получили права на истребования пояснений, счетов-фактур и других документов при выявлении несоответствий показателей декларации данным, имеющимся у налоговых органов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, присоединение и использование которой требует дополнительных затрат у налогоплательщика [12].

До введения счетов — фактур, книг продаж и книг покупок по налогу на добавленную стоимость режим прослеживаемости был установлен федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в соответствии с которым устанавливаются контрольные приборы учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в дальнейшем введена единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Федеральная информационная система позволяет налоговым органам контролировать, точнее проследить, объем производства, оборота по реализации и использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использование производственных мощностей, объем собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, гарантировать полноту поступления в бюджетную систему России не только акцизов, но и налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций. Данное нововведение потребовало от плательщиков акцизов также дополнительных расходов для обеспечения налоговых органов информацией, необходимой им для прослеживания операций с подакцизными товарами и контроля за полнотой поступления акцизов в бюджетную систему. При составлении деклараций по акцизам налогоплательщики обязаны контролировать соответствие данных учета плательщика акцизов с данными ЕГАИС, в случае несоответствия для исчисления акцизов учитываются показатели ЕГАИС.

Налог на добавленную стоимость и акцизы относятся к наиболее значимым источникам налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, что наглядно отражено в табл. 1.

Как видно из табл. 1 на протяжении анализируемого периода (2018—2021 гг.) все указанные поступления налоговых доходов являются довольно стабильными.

В 2021 г. наблюдается рост налоговых доходов на 7 516,75 млрд р. или 35,76 % по сравнению с 2020 г., тогда как за весь исследуемый период рост составил 7 202,45 млрд р. или 33,76 %.

Налог на добавленную стоимость составил в 2021 г. 18,24 %, акцизы 8,43 % от общей суммы налоговых платежей, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации. Следует отметить то, что налог на добавленную стоимость относится к одному из самых проверяемых налоговыми органами налогов, по которому установлена наибольшая сумм доначислений, что следует из данных по результатам налоговых проверок.

Доначисления проводят по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, итоги доначислений представлены в отчетах 2-НК. Рассмотрим динамику доначисленных налогов и сборов в Иркутской области по данным отчета 2-НК.

Из показателей по результатам налоговых проверок, представленных в табл. 2, следует, что суммы доначислений по налогу на добавленную стоимость значительно снизились. Если в 2018 г. сумма доначислений по налогу на добавленную стоимость составляла 1 901 645 тыс. р., то в 2021 г. только 775 069 тыс. р. Такие результаты обусловлены проведением налоговыми органами текущих контрольных мероприятий, включая прослеживаемость.

Из показателей по результатам налоговых проверок, представленных в табл. 2, следует, что суммы доначислений по налогу на добавленную стоимость значительно снизились. Если в 2018 г. сумма доначислений по налогу на добавленную стоимость составляла 1 901 645 тыс. р., то в 2021 г. только 775 069 тыс. р. Такие результаты обусловлены проведением налоговыми органами текущих контрольных мероприятий, включая прослеживаемость.

Таблица 1

Поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018-2021 гг., млрд р.*

Показатель 2018 2019 2020 2021

млрд р. удельный вес, % млрд р. удельный вес, % млрд р. удельный вес, % млрд р. удельный вес, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ, из них: 21 328,5 100,0 22 737,3 100,0 21014,2 100,0 28 530,95 100,0

Налог на прибыль 4 100,0 19,0 4 543,1 19,98 4 018,1 19,12 6 081,6 21,31

НДС 3 574,6 16,75 4 257,8 18,72 4 268,6 20,31 5 204,4 18,24

НДФЛ 3 653,0 17,12 3 955,2 17,39 4 251,9 20,23 4 882.9 17,11

НДПИ 6 127,4 28,72 6 106,4 26,85 3 953,6 18,81 7 338,1 25,71

Имущественные налоги 1 396,8 6,54 1 350,8 5,94 1 357,9 6,46 1 444,6 5,06

Акцизы 1 493,2 7,0 1 277,5 5,61 1 833,2 8,72 2 405,3 8,43

Другие налоги 983,5 4,87 1 246,5 5,51 1 330,9 6,35 1 174,1 4,14

* Составлена авторами по: Статистическая отчетность ФНС России по форме 1-НОМ Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related activities/ statistics and analytics/forms (дата обращения: 17.01.2022).

Таблица 2

Динамика доначислений налогов налоговыми органами Иркутской области за 2018-2021гг., тыс. р.*

Наименование налога/сбора 2018 2019 2020 2021 Изменения за период

2018/2019 2019/2020 2020/2021

НДС 1 901 645 657 426 715 303 775 069 -1 244 219 57 877 59 766

Налог на прибыль 1 908 970 247 939 381 911 642 707 -1 661 031 133 972 260 796

НДФЛ 216 052 140 827 142 289 121 777 -75 225 1 462 -20 512

Акцизы 189 430 285 138 114 430 096 -430 147 -24

Налог на имущество организаций 219 279 50 688 80 955 62 589 -168 591 30 267 -18 366

Земельный налог 10 012 24 608 12 544 19 948 14 596 -12 064 7 404

Транспортный налог 4 794 2 695 3 960 2 378 -2 099 1 265 -1 582

НДПИ 52 322 310 346 12 379 23 039 258 024 -297 967 10 660

УСН 74 933 44 039 52 472 51 985 -30 894 8 433 -487

ЕНВД 16 962 16 417 15 108 9 383 -545 -1 309 -5 725

Страховые взносы 42 998 32 266 15 845 22 484 -10 732 -16 421 6 639

Итого 4 448 156 1 957 536 1 432 904 1 731 473 -2 490 620 -524 632 298 569

* Составлена авторами по: Статистическая отчетность ФНС России по форме 2-НК о результатах

контрольной работы налоговых органов. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related activities/statistics and analytics/forms (дата обращения: 17.01.2022).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 г. № 1108 утверждено «Положение о национальной системе прослеживаемости товаров».

Положением определено правило функционирования национальной системы прослеживаемости товаров:

— «создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослежива-емости товаров;

— сбор, учет, хранение и обработка сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;

— обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;

— предоставление в налоговые органы отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты просле-живаемости»1.

Камеральная проверка достоверности налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость возложена на Межрегиональную инспекция ФНС России по камеральному контролю, а ст. 88 Налогового кодекса РФ постоянно дополняется новыми пунктами, расширяющими права налоговых органов на проведение углубленной камеральной налоговой проверки. Так, законом от 09.11.2020 г. № 371-Ф3 с 1 июля 2021 г. ст. 88 НК РФ дополнена п. 8.9, в соответствии с которым налоговый орган получил право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, которые относятся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при установлении несоответствий между сведениями налоговой декларации, представленной налогоплательщиком и сведения в декларациях, отчетах и других документах, представленных налогоплательщиками, осуществляющими операции с товарами, подлежащими прослеживаемости. При этом используется информация не только указанная в декларациях налогоплательщиков, но и в отчетах организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, но не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

Е.Г. Батанов отметил, что взаимоотношения между налоговыми органами, налогоплательщиками и иными субъектами налоговых правоотношений зачастую базируются на началах неравенства участников, их субординационном характере [13]. Данные изменения расширили полномочия должностных лиц налоговых органов и возложили дополнительные обязанности на налогоплательщиков. Дополнительные обязанности появились и у организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС. Федеральным законом от 09.11.2020 г. № 371-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» введена обязанность налогоплательщикам, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в отношении перечня товаров, установленных Правительством Российской Федерации. Кроме того, в обязанность налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, реализующих товары, подлежащие прослеживаемости, вменено выставление счетов-фактур, включая корректировочные, в электронной форме, а в содержание счетов-фактур добавлены новые реквизиты: регистрационный номер партии товара, количественную единицу измерения товара, используемые для контроля прослеживаемости.

К операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости» относится ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз, включая реализацию, товаров, подлежащих прослеживаемости, за пределы Российской Федерации, их приобретение

и реализация на территории Российской Федерации, получение и передача, включая безвозмездную передачу, хранение.

К участникам оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, отнесены индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, независимо от того, являются ли они плательщиками налога на добавленную стоимость.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации» от 01.07.2021 г. № 1110 и действует с 08.07.2021 г.2

В данный перечень вошли товары для личного пользования физических лиц, например, холодильники, морозильники, коляски детские, детские сиденья (кресла) безопасности, устанавливаемые или прикрепляемые к сиденьям транспортных средств с металлическими и пластмассовыми каркасами, машины стиральные бытовые и др., а также товары для предпринимательской деятельности (холодильное и морозильное оборудование, машины стиральные для прачечных, автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры, бульдозеры, экскаваторы и др.).

Следует отметить, что данная система прослеживаемости установлена только на ввозимые товары, произведенные за пределами Российской Федерации, и не применяется к аналогичным товарам отечественного производства. При этом каждой партии товаров присваивается регистрационный номер (РНПТ), который позволяет проконтролировать операции, совершаемые с товаром в Российской Федерации, а также легальность ввоза товара в Российскую Федерацию. Данный номер должен быть указан в счет-фактуре, корректировочном счет-фактуре, декларации и др. документах, отражающие перемещение товара, подлежащего прослеживаемости.

В систему прослеживаемости попадают не только товары, поименованные в Перечне, учитываемые как товары, предназначенные для продажи, но и основные средства, иное имущество, приобретаемые для собственного потребления. То есть не имеет значения как организация или индивидуальный предприниматель учитывают у себя товары, отражают их как товары для последующей продажи или приобрели для собственного потребления, важно лишь то, что товары им принадлежат и поименованы в Перечне.

Прослеживаемые товары могут входить в набор или комплект, но и при этом в счете-фактуре их нужно указать в отдельных подстроках к строке с набором (комплектом) и заполнять реквизиты прослеживаемости.

Несмотря на то, что прослеживаемость установлена с 8 июля 2021 г. просле-живаемость распространяется на товары, ввезенные в Россию до 8 июля.

При ввозе товара не из стран ЕАЭС в таможенной процедуре — выпуск для внутреннего потребления РНПТ формирует сам импортер, в иных случаях РНПТ выдает налоговая служба после получения уведомления об остатках или уведомления о ввозе. Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости обязаны уведомить налоговые органы об остатках данных товаров на 8 июля 2021 г. не позднее дня реализации товара, его передачи для реализации, безвозмездной передачи на территории Российской Федерации или вывоза товара за пределы Российской Федерации, или прекращения прослеживаемости товара в связи с реализацией физическим лицам для личного потребления, передачи в производство, уничтожения.

2 Об утверждении Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 07 июля 2021 г. № 1110 // СПС «КонсультантПлюс».

Об остатках товаров, которые оказались у организации или индивидуального предпринимателя после 8 июля уведомление направляется в налоговый орган при покупке у физических лиц, конфискованных товаров у государственных органов и ввозе товаров на основании транспортных, перевозочных, коммерческих или иных документов, а не на основании таможенной декларации.

Не направляют уведомления организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей. По товарам приобретенным до 8 июля 2021 г. и предназначенным для реализации физическим лицам.

Организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, но работают с товарами, подлежащими просле-живаемости, обязаны подать отчет об операциях по передаче и получению товаров, о прекращении (исключение составляет вывоз товара из России в страны- члены Евразийского экономического союза) или возобновлении прослеживаемости.

На плательщиков налога на добавленную стоимость обязанность подавать отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, не возложена, так как налоговый орган получит данные сведения из деклараций. Срок для подачи отчета установлен не позднее 25 число месяца, следующего за истекшим кварталом, т.е. первые отчеты были представлены не позднее 25 октября 2021 г.

При ввозе товаров, приобретенных в Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии отчитаться перед налоговым органом следует в течение 5 дней с даты принятия на учет. ФНС России выдаст РНПТ не позднее следующего календарного дня.

В соответствии с п. 1.1 ст. 169 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, исключение составляют:

— «реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

— реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

— реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза»3.

Пунктом 1.2 ст. 169 НК РФ4 установлено, что «организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослежи-ваемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Счет-фактура может одновременно содержать данные как о прослеживаемых, так и непрослеживаемых товарах. Приказом Минфина РФ и ФНС от 8 июля 2021 г. № ЕД-5-15/645, зарегистрированном в Минюсте России 10 августа 2021 г. № 64587, утверждены формы и форматы и порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая : Федер. закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

4 Там же.

В результате данного нововведения на организации и индивидуальных предпринимателей возложены новые обязанности и соответственно дополнительные расходы, так как при наличии товаров, подлежащих прослеживаемости они:

- обязаны организовать учет прослеживаемых товаров с указанием реквизитов прослеживаемости, для чего необходимо провести инвентаризацию товаров и уведомить налоговый орган об имеющихся остатках таких товаров;

- получить электронную подпись, организовать электронный документооборот и настроить программы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правильно оформлять, передавать в электронной форме и обеспечить получать счета-фактуры (иные документы) в электронном виде при совершении операций с прослеживаемыми товарами;

- подавать в налоговые органы отчетность, в которой указываются реквизиты прослеживаемости.

Особенно, эти изменения существенно влияют на сумму расходов субъектов малого и среднего бизнеса, которые применяют специальные режимы налогообложения, освобождают их от обязанности уплачивать НДС, но тем не менее они обязаны обеспечить получение электронных счетов-фактур от продавца товаров (работ, услуг).

При наличии нарушений, включая несвоевременную подачу в налоговый орган отчета, неправильное заполнение счетов-фактур, ответственность за нарушение законодательства о национальной системе прослеживаемости на время переходного периода не установлен. Срок переходного периода установлен один год, т.е. по 30 июня 2022 г. (Письма Минфина России от 11.08.2021 г. № 27-01-22/64473, ФНС России от 30.06.2021 г. № ЕА-4-15/9208@).

Система прослеживаемости товаров, установленная ранее законодательством по НДС и акцизам имеет положительные результаты. Делать выводы о положительных и отрицательных результатах внедрения системы прослеживаемости импортных товаров пока рано, но уже сегодня организации и индивидуальные предприниматели несут дополнительные расходы по организации работы данной системы.

Изменения в законодательстве по налогам и сборам и далее будут иметь место, вместе с тем следует учитывать интересы плательщиков налогов и сборов и минимизировать их расходы, связанные с усилением государственного налогового контроля за соблюдением законодательства по налогам и сборам Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Нестеров А.В. О терминах «маркировка товаров» и «прослеживаемость движения товаров» в условиях цифровизации / А.В. Нестеров. — EDN DQKXBF // Таможенное дело. — 2021. — № 3. — С. 25-28.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — Москва : Русский язык, 1989. — 921 с.

3. Трегубов А.Н. Создание системы прослеживаемости как меры противодействия незаконному ввозу товаров / А.Н. Трегубов. — EDN IGGYZN // Таможенное дело. —

2019. — № 3. — С. 16-18.

4. Сухов А.Б. Заполнение отчетов о прослеживаемости товаров / А.Б. Сухов // Бухгалтер Крыма. — 2022. — № 3. — С. 15-21.

5. Самаруха В.И. Развитие финансового и налогового механизмов в Советской России и СССР / В.И. Самаруха, А.В. Самаруха, И.В. Самаруха. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(1).100-112 // Известия Байкальского государственного университета. —

2020. — Т. 30, № 1. — С. 100-112.

6. Тюрина Ю.Г. Налоговые риски и факторы, влияющие на их возникновение / Ю.Г. Тюрина. — DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(6).964-971 // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 6. — С. 964-971.

7. Елина Л.А. Возврат прослеживаемого товара и каскадные корректировки счетов-фактур у покупателей / Л.А. Елина // Главная книга. — 2021. — № 18. — С. 23-28.

8. Захарова Е.Н. Необходимость риск-ориентированного подхода в налоговом контроле / Е.Н. Захарова, С.К. Содномова. — DOI: 10.17150/2500- 2759.2018.28(4).650-660 // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 4. — С. 650-660.

9. Луговая Н.Н. Отчетность по прослеживаемым товарам / Н.Н. Луговая // НДС: проблемы и решения. — 2021. — № 11. — С. 58-60.

10. Дегтяренко А. Прослеживаемость товаров: что делать и как не попасть на штраф? / А. Дегтяренко // Юридический справочник руководителя. — 2021. — № 10. — С. 39-49.

11. Зайцева С.Н. Прослеживаемые товары: ответы на вопросы / С.Н. Зайцева // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2021. — № 10. — С. 73-79.

12. Орлова Е.Н. Таможенные льготы: механизм установления и практика применения / Е.Н. Орлова, Е.О. Завьялова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).2 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3.

13. Батанов Е.Г. Досудебное урегулирование налогового спора: инструкция по применению / Е.Г. Батанов // Главная книга. — 2012. — № 16. — С. 82-89.

References

1. Nesterov A.V. On the Terms "Marking of Goods" and "Traceability of Goods" in Conditions of Digitization. Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2021, no. 3, pp. 25-28. (In Russian). EDN: DQKXBF.

2. Ozhegov S.I., Shvedova M.Yu. (ed.) Dictionary of the Russian language. Moscow, Russ-kii yazyk Publ., 1989. 921 p.

3. Tregubov A.N. Creation of the System of Traceability as a Measure of Combating Illicit Import of Goods. Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2021, no. 3, pp. 25-28. (In Russian). EDN: IGGYZN.

4. Sukhov A.B. Filling Out Reports on Goods Traceability. Bukhgalter Kryma = Accountant of Crimea, 2022, no. 3, pp. 15-21. (In Russian).

5. Samarukha V.I., Samarukha A.V., Samarukha I.V. Development of Financial and Taxation Mechanisms in Soviet Russia and in the USSR. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 1, pp. 100-112. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(1).100-112.

6. Tyurina Yu.G. Tax Risks and Factors Influencing Their Occurrence. Izvestiya Bai-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 6, pp. 964-971. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).964-971.

7. Elina L.A. Return of Traceable Goods and Cascade Summing Corrections of Buyers' Invoices. Glavnaya kniga, 2021, no. 18, pp. 23-28. (In Russian).

8. Zakharova E.N., Sodnomova S.K. Need for a Risk-Focused Approach in Tax Control. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 4, pp. 650- 660. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).650-660.

9. Lugovaya N.N. Accounting of Traceable Goods. NDS: problemy i resheniya = VAT: problems and solutions, 2021, no. 11, pp. 58-60. (In Russian).

10. Degtyarenko A. Traceability of Goods: What Shall We Do to Avoid Paying a Fine? Yuridicheskii spravochnik rukovoditelya, 2021, no. 10, pp. 39-49. (In Russian).

11. Zaitseva S.N. Traceable Goods: Answering the Questions. Apteka: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Pharmacy: Accounting and Taxation, 2021, no. 10, pp. 73-79. (In Russian).

12. Orlova E.N., Zavyalova E.O. Customs Benefits: Mechanism of Establishment and Practice in the Application. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. (In Russian). DOI: 10.17150/2411- 6262.2021.12(3).2.

13. Batanov E.G. Pre-Trial Settlement of a Tax Dispute: a Guidebook. Glavnaya kniga, 2012, no. 16, pp. 82-89. (In Russian).

Информация об авторах

Комарова Галина Петровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Ир-

кутск, Российская Федерация, komarova51@mail.ru. SPIN-код: 6753-0562, AuthorlD РИНЦ: 516730.

Змановская Ольга Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, zmanov@mail.ru, SPIN-код: 8184-1612, AuthorlD РИНЦ: 777131.

Касаткина Галина Максимовна — старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, KasatkinaGM@bgu.ru, SPIN-код: 2756-2285, AuthorlD РИнЦ: 855649.

Authors

Galina P. Komarova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, komarova51@mail. ru, SPIN-Code: 6753-0562, AuthorID RSCI: 516730.

Olga V. Zmanovskaya — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, zmanov@mail.ru, SPIN-Code: 8184-1612, AuthorID RSCI: 777131.

Galina M. Kasatkina — Senior Lecturer, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, KasatkinaGM@bgu.ru, SPIN-код: 27562285, AuthorID РИНЦ: 855649.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Комарова Г.П. Прослеживаемость товаров в системе налогового контроля / Г.П. Комарова, О.В. Змановская, Г.М. Касаткина. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).10. — EDN OVLNCK // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2.

For Citation

Komarova G.P., Zmanovskaya O.V., Kasatkina G.M. Traceability of Goods in the Tax Control System. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. (In Russian). EDN: OVLNCK. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.