Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИКТИМНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зацепин М. Н., Зацепин А. М., Глушкова Е. М.

Создание благоприятных условий для экономической деятельности, обеспечение безопасности предпринимательства от проявлений преступных посягательств является одной из составляющих национальной безопасности России и стратегической задачей внутренней политики государства. На сегодняшний день криминологический прогноз развития сферы предпринимательства отсутствует, и, как следствие, система профилактики преступлений против безопасности предпринимательства в России не существует. Отсутствует государственная гарантия исполнения законов, нет законодательных и нормативных актов, обеспечивающих безопасность предпринимательства. В зоне риска находятся и государственные структуры, распоряжающиеся и управляющие собственностью. Система защиты предпринимательства включает в себя комплекс мер личной, производственно-коммерческой безопасности, предупреждение виктимологического поведения сотрудников, контроль условий и порядка заключения сделок, качественную правовую экспертизу решений, меры по защите документов, производственной и коммерческой тайны и т. д. Развитие предпринимательства требует государственных мер обеспечения соответствующих социальных программ, систематизации и кодификации существующих нормативных актов. В особом внимании нуждаются проблемы обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности, осуществляемой предпринимательскими структурами. Процесс повышения эффективности безопасности предпринимательства должен основываться на прочной теоретической базе, его субъекты должны соблюдать принципы уголовной политики, учитывать социально-экономическую, криминологическую обусловленность норм, традиции и международный опыт. Правовое регулирование должно быть системным. Необходимо формировать общественное мнение о важности профилактики преступности в экономической сфере, также необходим соответствующий имидж лицам, принимающим участие в реализации государственной программы безопасности предпринимательства. Концептуальная программа борьбы с преступностью против предпринимательства должна быть составляющей частью программы борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зацепин М. Н., Зацепин А. М., Глушкова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PREVENTION OF CRIMES AGAINST THE SECURITY OF BUSINESS. CURRENT PROBLEMS AND WAYS TO INCREASE THE EFFECTIVENESS

Creation of favorable conditions for economic activity, ensuring security of entrepreneurship from manifestations of criminal encroachment is one of the components of the national security of Russia and a strategic task of domestic policy of the state. To date, there is no criminological forecast of the development of the sphere of entrepreneurship, and, as a consequence, there is no system for the prevention of crimes against the security of entrepreneurship in Russia. There is no state guarantee of law enforcement, there are no legislative and regulatory acts to ensure the security of entrepreneurship. State structures that dispose of and manage property are also in the risk zone. The system of protection of entrepreneurship includes a complex of measures of personal, industrial and commercial safety, prevention of victimological behavior of employees, control of conditions and order of transactions, qualitative legal expertise of decisions, measures for protection of documents, industrial and commercial secrets, etc. Development of entrepreneurship requires state measures to ensure appropriate social programs, systematization and codification of existing normative acts. Problems of ensuring security of foreign economic activities carried out by entrepreneurial structures need special attention. The process of increasing the effectiveness of business security must be based on a solid theoretical basis, its subjects must comply with the principles of criminal policy, take into account socio-economic, criminological conditionality of norms, traditions and international experience. Legal regulation should be systemic. It is necessary to form public opinion about the importance of prevention of crime in the economic sphere, also an appropriate image of persons involved in the implementation of the state program of security of entrepreneurship is necessary. The conceptual program of combating crime against entrepreneurship should be an integral part of the program to combat crime.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

V-

Научная статья

УДК 343.7+343.53+343.973

DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19305

Система профилактики преступлений против безопасности предпринимательства. Актуальные проблемы и пути повышения эффективности

Зацепин Михаил Николаевич1, Зацепин Александр Михайлович2, Глушкова Елена Михайловна3

'Уральский государственный юридический университет им. В. Ф.Яковлева, Екатеринбург, Россия

mnz-1958@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1006-4660

Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева,

Екатеринбург, Россия

tp0507@ya.ru

3Уральский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Екатеринбург, Россия elena.zatsepina@mail.ru

Аннотация. Создание благоприятных условий для экономической деятельности, обеспечение безопасности предпринимательства от проявлений преступных посягательств является одной из составляющих национальной безопасности России и стратегической задачей внутренней политики государства. На сегодняшний день криминологический прогноз развития сферы предпринимательства отсутствует, и, как следствие, система профилактики преступлений против безопасности предпринимательства в России не существует. Отсутствует государственная гарантия исполнения законов, нет законодательных и нормативных актов, обеспечивающих безопасность предпринимательства. В зоне риска находятся и государственные структуры, распоряжающиеся и управляющие собственностью.

Система защиты предпринимательства включает в себя комплекс мер личной, производственно-коммерческой безопасности, предупреждение виктимологического поведения сотрудников, контроль условий и порядка заключения сделок, качественную правовую экспертизу решений, меры по защите документов, производственной и коммерческой тайны и т. д. Развитие предпринимательства требует государственных мер обеспечения соответствующих социальных программ, систематизации и кодификации существующих нормативных актов. В особом внимании нуждаются проблемы обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности, осуществляемой предпринимательскими структурами. Процесс повышения эффективности безопасности предпринимательства должен основываться на прочной теоретической базе, его субъекты должны соблюдать принципы уголовной политики, учитывать социально-экономическую, криминологическую обусловленность норм, традиции и международный опыт. Правовое регулирование должно быть системным. Необходимо формировать

© М. Н. Зацепин, А. М. Зацепин, Е. М. Глушкова 288-

общественное мнение о важности профилактики преступности в экономической сфере, также необходим соответствующий имидж лицам, принимающим участие в реализации государственной программы безопасности предпринимательства. Концептуальная программа борьбы с преступностью против предпринимательства должна быть составляющей частью программы борьбы с преступностью.

Ключевые слова: профилактика преступности, экономические преступления, безопасность предпринимательства, виктимное поведение, виктимность предпринимательства, криминологический прогноз развития предпринимательства, предпринимательская деятельность, организационно-правовые меры Для цитирования: Зацепин М. Н., Зацепин А. М., Глушкова Е. М. Система профилактики преступлений против безопасности предпринимательства. Актуальные проблемы и пути повышения эффективности // Виктимология. 2022. Т. 9, № 3. С. 288-301. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19305

Research article

Mikhail N. Zatsepin1, Aleksandr M. Zatsepin2, Yelena M. Glushkova3

'Ural State Law University named after V. F. Yakovlev, Yekaterinburg, Russia

mnz-1958@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1006-4660

2Ural State Law University named after V. F. Yakovlev, Yekaterinburg, Russia

tp0507@ya.ru

3Urals Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Russian Ministry of Justice), Yekaterinburg, Russia elena.zatsepina@mail.ru

Abstract. Creation of favorable conditions for economic activity, ensuring security of entrepreneurship from manifestations of criminal encroachment is one of the components of the national security of Russia and a strategic task of domestic policy of the state. To date, there is no criminological forecast of the development of the sphere of entrepreneurship, and, as a consequence, there is no system for the prevention of crimes against the security of entrepreneurship in Russia. There is no state guarantee of law enforcement, there are no legislative and regulatory acts to ensure the security of entrepreneurship. State structures that dispose of and manage property are also in the risk zone.

The system of protection of entrepreneurship includes a complex of measures of personal, industrial and commercial safety, prevention of victimological behavior of employees, control of conditions and order of transactions, qualitative legal expertise of decisions, measures for protection of documents, industrial and commercial secrets, etc. Development of entrepreneurship requires state measures to ensure appropriate social programs, systematization and codification of existing normative acts. Problems of ensuring security of foreign economic activities carried out by entrepreneurial structures need special attention. The process of increasing the effectiveness of business security must be based on a solid theoretical basis, its subjects must comply with the principles of criminal policy, take into account socio-economic, criminological conditionality of norms, traditions and international experience. Legal regulation should be systemic. It is necessary to form public opinion about the importance of prevention of crime in the economic sphere, also an appropriate image of persons involved in the implementation of the state program

The System of Prevention of Crimes against the Security of Business. Current Problems and Ways to Increase the Effectiveness

of security of entrepreneurship is necessary. The conceptual program of combating crime against entrepreneurship should be an integral part of the program to combat crime. Keywords: crime prevention, economic crime, business security, victimization behavior, business victimization, criminological forecast of business development, business activity, organizational and legal measures

For citation: Zatsepin MN., Zatsepin AM., Glushkova YeM. The System of Prevention of Crimes against the Security of Business.Current Problems and Ways to Increase the Effectiveness. Viktimologiya [Victimology]. 2022;9(3):288-301. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19305 (In Russ.)

Введение

Обеспечение безопасности предпринимательства от проявлений преступных посягательств остается актуальной правовой и общей управленческой проблемой для государства, бизнеса и общества [6; 7; 8]. Необходимость теоретического и прикладного криминологического исследования государственного управления предпринимательской деятельностью в настоящее время стала одной из наиболее приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности России. Актуальность и важность проблем, связанных с обеспечением безопасности предпринимательства, созданием эффективной системы профилактики преступности в экономической сфере отмечают О. С Воронова, С. Т. Чумаков, В. А. Шестак, Г. П. Стари-нов, И. В. Цевелева и др. [3; 9; 10; 11].

Системы профилактики преступлений против безопасности предпринимательства в России практически не существует, правоохранительные органы оказывают влияние на несколько направлений в предпринимательской деятельности, но в большей степени получается у них со знаком минус. Начавшееся в девяностые годы развитие экономических и социальных структур, «соединяющих» труд и собственность, предоставление каждому возможности самому определить характер своего труда сегодня фактически «зарегулированы» большим количеством нормативных актов, а произошедшие изменения социально-психологического отношения к предпринимательству как виду хозяйственной деятельности, приносящему материальное и духовное удовлетворение, снимающему напряжение межличностных, в том числе семейных отношений, имеют, особенно после прошедшей «пандемии», в значительной степени негативное отношение к будущему предпринимательства

и его безопасности. Разработанные ранее конкретные организационно-правовые меры для поддержки предпринимательской деятельности, ее законных форм и видов не способствуют решению социальных и экономических проблем для большинства граждан в нашем обществе. Также фактически отсутствует практическое осуществление предупредительных мер государственного воздействия направленных на устранение негативных факторов, которые влияют на развитие конкретных направлений деятельности предпринимательства и его безопасности. Отсутствует и криминологический прогноз развития сферы предпринимательства и, как следствие, система профилактики его безопасности. Декларируемое взаимодействие предпринимателей с правоохранительными и судебными органами, касающееся собственности, имущества, жизни и здоровья предпринимателей не выдерживают критики даже в публичной сфере1.

Описание исследования

Рассмотрим некоторые элементы системы профилактики в действительности

1 Статья 8 Конституции РФ гласит, что государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает их равную защиту. В ст. 35 «зафиксировано» что каждый гражданин Российской Федерации имеет право быть собственником, т. е. право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Но беда нашего времени в том и заключается, что закон говорит одно, а в жизни происходит иногда совсем другое. См., напр.: Преступность, национальная безопасность, бизнес. Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2012. 650 с. ; Климачева К. Под страхом уголовки: за что судят бизнес (09.11.2020) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/ story/226024/ (дата обращения: 20.06.2022).

предпринимательской деятельности, а небольшое исследование позволит выделить некоторые «узкие» места в необходимой безопасности предпринимательской деятельности. Не существует трудностей,как ранее в регистрации юридической формы предпринимательской деятельности и открытии счета в банке, с получением кредита, арендой помещения, но, начиная с возмещения причиненного материального ущерба, без коррупции и «вымогательства», по информации предпринимателей, подтвержденной статистикой большого количества уголовных дел, своевременно реализовать предоставленные им права в хозяйственной деятельности без дачи взяток должностным лицам практически невозможно.

Е. Г. Горбатовская и Н. С. Матвеева обращают внимание на то, что «В современных условиях развития экономических отношений в России все более возрастает актуальность проблем защиты экономической свободы, обеспечения прав собственности и личной безопасности предпринимателей, которые все чаще становятся объектами криминальных угроз. <...> Криминальные угрозы могут исходить от предпринимателей в рамках недобросовестной конкуренции, от представителей преступного мира, а также коррумпированных властных структур. Но в реальной жизни эти источники угроз, как правило, сочетаются, имеет место процесс взаимопроникновения криминала, недобросовестного бизнеса и коррумпированного чиновничества» [4]. Правоохранительные органы должной помощи в борьбе с этими явлениями не оказывают, значительная часть предпринимателей вынуждены откупаться от чиновников коррупционеров, вымогателей «посредников», криминала1.

1 Динамичное совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности, многим предпринимателям создают в количественном и качественном выражении одни проблемы. Законодательство не дифференцировано ни по сферам деятельности, ни по профилю товаров и производств, ни по объему стартового капитала, ни по ссудам и очень противоречиво. Высокие налоговые (при превышении уровня рентабельности) и кредитные ставки не стимулируют деятельность предпринимателей, отсутствует и гибкая система налогообложения,

Отсутствует значимая государственная гарантия исполнения законов, нет защиты от чиновников, которые не несут никакой ответственности за несоблюдение законов и ведомственных нормативных актов. Нет ни одного принятого законодательного (нормативного) акта об ответственности банков, таможен, финансовых органов, федеральных служб за ущерб, причиненный ими предпринимателям, тревожит и отсутствие законодательства о санкциях за неисполнение договоров партнерами из других государств, закона о статусе предпринимателей, их защите и поддержке, которые необходимо обязательно увязать с законами о борьбе с коррупцией2.

В условиях существующей динамики развития предпринимательства возникают разнообразные конфликты и явления, негативно воздействующие на хозяйственно-коммерческую деятельность. Продолжается регресс надежности кадров и трудности в их подборе, понижение правовой и финансовой грамотности; распространение теневых схем учета и распределения денежных и материальных средств («черная» бухгалтерия, вторая касса, незаконные счета, фиктивные операции, подставные лица, ложные структуры,

а ведомственные нормативные акты плохо увязаны между собой, кодификация законодательства в предпринимательской сфере отсутствует. См., напр.: ФНС сможет оперативно арестовывать имущество бизнеса (29.07.2021) // Право.ру. URL:https://pravo.ru/ news/233587/^ата обращения: 20.06.2022) ; Ваганов А. Свердловчанин обвинил офицеров МВД в выбивании 400 млн рублей (23.04.2022) // Информационно-аналитическое агентство «УРА.РУ». URL:https:ura.news/ articles/103628444/ (дата обращения: 20.06.2022).

2 Около 2/з опрошенных предпринимателей заявили, что на развитии предпринимательства, защите прав предпринимателей отрицательно сказывается недостаточность поддержки со стороны государства. Многие принимаемые в этом направлении нормативные акты правительства не выполняются и игнорируются. См., напр.: Королева У. Свердловский бизнесмен высказал претензии при министре, он недоволен отсутствием поддержки (30.05.2022) // Информационно-аналитическое агентство «УРА.РУ». URL: https://ura.news/news/1052557281 (дата обращения: 20.06.2022) ; Вирачева Е. Расширить бизнес и построить карьеру: зачем люди идут на выборы (11.08.2021) // РИА «Новый День». URL:https:// novdaynews.ru/Ekaterinburg/732562/ (дата обращения: 20.06.2022).

фирмы «однодневки») и т. д.1 С. Ю. Бирюков, Ю. С. Стешенко в своем исследовании отмечают: «Объективными поводами к росту преступлений в сфере экономики послужили также отсутствие государственного контроля за хозяйствованием организаций, коррупция, аккумуляция у отдельных преступников огромных сумм денежных средств, имущества, добытых преступным путем. <...> Огромная общественная опасность такой противозаконной деятельности в сфере предпринимательства заключается в формировании у окружающих лиц негативного отношения к политике государства, идеологии, морали, праву, этике, психологии и др.» [2]

Под защитой должны находиться и государственные структуры, в которых распоряжаются и управляют собственностью, получают прибыль лица, ответственные за принятие управленческих решений, имеющие властные полномочия. Сегодня эта группа расширяется за счет руководителей и других ответственных работников государственных предприятий и организаций2.

Особенно актуален вопрос и о защищенности наемного работника в предпринимательской сфере, которая может быть существенно повышена посредством законодательных установлений, касающихся условий оплаты труда, режима работы, порядка найма и увольнения, социального

1 Преступность, уголовная политика, закон. Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2016. 553 с. ; Малаховский А. Коммерческий конфликт решают через уголовку: когда и почему (09.11.2020) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/story/226491/ (дата обращения: 20.06.2022).

2 Сейчас, когда безработица из темы разговора превратилась в реальное явление, на повестку дня

встает вопрос о государственно-предпринимательском регулировании рынка труда и правовых обеспечительных мероприятиях в социальной сфере. Усилия здесь в основном должны быть направлены на разработку программ стимулирования занятости по линии увеличения масштабов государственного сектора, ликвидации застойной безработицы, трудоустройства молодежи, подключения к этому делу предпринимательских и коммерческих структур. См., напр.: Более 40,6 тысяч субъектов МСП закрылись в УрФО за год (07.08.2021) // Коммерсантъ : [сайт]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4935957 (дата обращения: 20.06.2022) ; Бизнесу компенсируют сохранение занятости (21.04.2022) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/ news/240467/ (дата обращения: 20.06.2022).

страхования и социального обеспечения. В законодательстве не зафиксирован запрет дискриминации «в труде и профессии» по различным мотивам, должна законодателем всячески пресекаться деятельность предпринимателей и коммерческих учреждений, применяющих дискриминацию в трудовых отношениях. Необходимо предусмотреть и наказание предпринимателя не уголовное или административное, а финансовое за преследование наемных работников по политическим, эгоистическим и другим мотивам. А также наемный работник, не может быть подвергнут каким-либо санкциям или уволен на основании его происхождения, политической принадлежности, религиозных взглядов, занятия профсоюзной деятельностью3.

В рыночных отношениях предприниматель участвует в ролях производителя и потребителя услуг. Между их интересами лежит непримиримое противоречие, так как каждый стремится к наибольшей выгоде за счет другого, для разрешения этого противоречия во многих странах созданы правила рынка, лежащие в основе законодательства и побуждающие каждого в заботе о своих интересах не нарушать требований общечеловеческих ценностей, морали, справедливости. Защита безопасности предпринимательства не может строиться без учета возможностей нелегальной конкуренции и предполагает осведомленность о перспективных и действительных точках приложения накопленного капитала, в том числе и криминального. Известно, что такими криминальными точками

3 Стабильное законодательство, регулирующее рыночные отношения, обеспечивающее сохранение в них общечеловеческих ценностей, — первое и необходимое условие нормальной предпринимательской деятельности. К сожалению, наше законодательство здесь не без пробелов и явно отстает от практических требований. Надежды на новые ТК, ГК, УК РФ, в ближайшие годы не оправдаются, заявления законодательной, исполнительной власти и ученых пока во многом декларативны, а механизм реализации предложений запутан и сложен. См., напр.: Мораторий на проверки бизнеса продлен еще на год (08.09.2021) // Право.ру. URL: https:// pravo.ru/news/234589/ (дата обращения: 20.06.2022) ; В 2021 году прокуратура возбудила 635 дел о бюджетных нарушениях (26.04.2022) // Право.ру. URL: https:// pravo.ru/news/240554/ (дата обращения: 20.06.2022).

являются агропромышленный комплекс, сфера торговли, фермерство, транспорт, бытовое и коммунальное хозяйство, сфера досуга и отдыха (игорный бизнес, наркотики и шинкарство, незаконная торговля, индустрия секса и т. п.), а куда идет прибыль в криминальный или легальный бизнес остается за кадром. Сегодня предпринимательство страдает и от получившей распространение практически во всех сферах деятельности—ломки договорно-контракт-ных отношений, а вокруг большинства предпринимательских и не только структур образовались территории криминальной сферы активности и настойчиво противодействующие легальной конкуренции1.

В связи с этим предприниматели, не владеющие информацией, позволяющей избегать опасных ситуаций, предупреждать возникновение конфликтных и кризисных ситуаций, обращаются за помощью не только в государственные институты. Начинающие предприниматели действуют вслепую и не готовы к достаточно жесткому противодействию «недобросовестных» конкурентов, криминальных или «государственных». Это не позволяет избегать виктимного поведения и становиться жертвой поступков, действий, провоцировать «преступников» на совершение противозаконных действий. Этому сегодня особенно способствует непринятие исчерпывающих мер по охране и защите имущества, защите гражданско-правовых сделок начинающими предпринимателями. Осуществленные ими незаконные сделки, совершение которых мешает обращению за законной защитой, легкомысленное отношение к обеспечению режима секретности «утечки» коммерческой информации и неразборчивость в подборе кадров, особенно сотрудников, имеющих доступ к материальным ценностям или к совершению действий коммерческого

1 ФСО: 78 % бизнесменов не чувствуют правовой защищенности в России (24.05.2021) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/news/231929/ (дата обращения: 20.06.2022) ; Россия оказалась на предпоследнем месте по уровню оптимизма бизнеса (12.07.2021) // Деловая электронная газета «Бизнес Online». URL: https://www.bisiness-gazeta.ru/article/515449/ (дата обращения: 20.06.2022).

характера. Во многих случаях виктимное поведение связано и с традиционными человеческими «слабостями» (нетрадиционная ориентация, вино, женщины, азартные игры). В своем исследовании И. Л. Артамонова отмечает: «Профилактика вик-тимного поведения предпринимателей предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации и в различных сферах жизни общества: общегосударственном, правовом, экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом» [1].

Безопасность предпринимательства предполагает создание и самими предпринимателями системы мер, обеспечивающих заинтересованность сотрудников в добросовестном труде, осуществления контрольных функций, специальных предупредительных мер2.

Система мер защиты от преступных посягательств предпринимателей обязывает действовать в следующих важных направлениях:

— осуществлять необходимый комплекс мер личной, производственно-коммерческой безопасности, и это не только физическая охрана конкретных лиц и объектов, но и соблюдение безопасности в сфере быта, досуга, предупреждение виктимологиче-ского поведения сотрудников, обучение их правилам поведения в «чрезвычайных» ситуациях;

— принимать гражданско-правовые меры по контролю за условиями и порядком заключения сделок и совершения операций, сбор сведений об их участниках, качественная правовая экспертиза решений, меры по защите документов, производственной и коммерческой тайны, проверка надежности компьютерных систем, правильности совершения банковских операций.

Предполагать физическую, техническую и иные виды защиты предпринимательства,

2 Бизнес в России побил рекорд по конфликтности (11.05.2022) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/ story/240721/ (дата обращения: 20.06.2022) ; Синчен-кова А. Как найти мошенников в компании и противостоять им (26.05.2022) // Право.ру. URL: https:// pravo.ru/story/240945/ (дата обращения: 20.06.2022).

в том числе служебных, складских помещений, транспортных средств и средств связи от незаконного проникновения с целью уничтожения, повреждения, хищения имущества или информации, совершения насильственных действий, начинающим не представляется возможным в силу объективных и субъективных причин1.

Отсутствие, или точнее, кризис разработанных мер безопасности предпринимательской деятельности и предпринимателей —тяжелое состояние развития процесса социального института предпринимательства и сферы государственной жизни. Состояние, когда существующие средства и механизмы достижения экономических целей становятся неадекватными, в результате чего возникают ситуации и проблемы, для преодоления которых нужен алгоритм конкретных действий и модели мышления предпринимателей. В нашем случае мы речь ведем о кризисе политики государства в области безопасности предпринимательства из-за отсутствия системы государственной профилактики. Кризис этот начался не вчера, но своего апогея он достиг сегодня. Отсутствуют профилактические меры, которые необходимы для фиксации приоритета предпринимательской деятельности в планах экономического и социального развития, обеспечивают оказание внимания всем работающим в коммерческой структуре, адекватную заработную плату, объективный подбор и расстановку надежных кадров на всех участках производства, квалифицированное руководство, продвижение по службе, создание кодекса этических норм, отмену излишнего нормативного бюрократизма, установление конкретных

1 Планируя систему мер защиты от преступных посягательств, необходимо учитывать элементарные знания о том, что правонарушители используют различные способы проникновения в интересующие их структуры и установления контроля над отдельными людьми: деньги, насилие, политическую власть, подкуп, вовлечение в незаконные операции, шантаж, вложение капиталов через подставных лиц с покупкой контрольного пакета акций, азартные игры, проституцию, наркотики. См. Архангельский Г. Личная безопасность бизнесмена (23.05.2022) // Эффективный бизнесмен : [сайт]. https://effЪiz.tmmvest. ги/30547331/ (дата обращения: 20.06.2022).

задач и стандартов выполнения работ [5]. Необходимо создание эффективной системы фиксированной и понятной процедуры оказания социальных, государственных услуг, единых банковско-финансовых правил и механизма предупреждения утечки капиталов, уклонения от уплаты налогов и таможенных пошлин не в «одностороннем» порядке2.

При внесении изменений в действующее законодательство, касающегося обеспечения безопасности предпринимательства, целесообразно разрешить представителям частного бизнеса часть средств, выплачиваемых в бюджет в виде налогов, официально направлять на улучшение обслуживания их государственными службами, включая и правоохранительные органы. В профилактике посягательств на безопасность предпринимателей важно обратить внимание на обратную сторону, изнанку предпринимательской деятельности, уходящей корнями в агрессивную криминальную среду. Представители преступного мира зачастую «наряжаются в фиктивно-предпринимательские одежды, выступают в роли коллег по бизнесу, подрывая его изнутри, они развиваются и паразитируют на неопытности, излишней доверчивости, недостаточной просвещенности и убаюканной сладкими уговорами бдительности предпринимателей. В общем плане защита предпринимательства от преступных посягательств требует организационно-правовых государственных гарантий, ибо

2 В созданной государством системе определенное место занимают «коллективные средства» — фонды защиты предпринимателей от социальных и правовых рисков. Большинство опрошенных предпринимателей высказались за то, чтобы премировать из подобных фондов работников правоохранительных органов за раскрытие преступлений против безопасности бизнеса, чтобы формировать фонд обеспечения мер безопасности свидетелей и потерпевших. При этом нельзя допускать, чтобы такого рода фонды, в том числе имеющие профилактическую направленность, использовались в чьих-то эгоистических или политических целях и тем самым дискредитировали бы саму идею коллективной защиты. См. Титов сообщил Путину о тотальном страхе бизнесменов работать в РФ (12.07.2021) // Национальная Служба Новостей : [сайт]. URL: https://nsn.fm/society/titov-soobschil-putinu-o-totalnom-strahe-biznesmenov-rabotat-v-rf (дата обращения: 20.06.2022)

ситуация здесь достаточно сложная, чтобы ее и далее игнорировать1.

С. Ю. Бирюков, Ю. С. Стешенко отмечают: «Другой причиной преступлений в предпринимательских организациях стало то, что негативные явления в них недостаточно изучаются наукой криминалистикой, специалистами-практиками, нет и действенных комплексных программ борьбы с преступлениями в сфере предпринимательства» [2]. Противоправные деяния в отношении безопасности предпринимательства чаще всего имеют место там, где нет четкой правовой регламентации гарантированных прав, а контроль отсутствует вообще или является неэффективным. Совершенно стало очевидно, что дальнейшее развитие предпринимательства и рыночных отношений требует последовательных государственных мер обеспечения соответствующих социальных программ, условий их реализации. В данном случае отсутствие этих программ и далее будут открывать шлюзы для дельцов не только криминального бизнеса. И на первом месте здесь должны быть не разработка и принятие «новых» законодательных актов, четко регламентирующих различные сферы и виды предпринимательской деятельности, а кодификация и систематизация уже принятых. Сегодня государственные меры защиты экономических отношений предпринимателей являются скорее символическими, хаотичными и не очень эффективными2.

1 Противодействие мошенническим практикам (06.05.2022)// Банк России : [сайт]. URL: https:// cbr.ru/information_security/pmp/ (дата обращения: 20.06.2022) ; Бабаков И. Каждый четвертый малый бизнес в РФ рискует закрыться в 2022 году (19.01.2022)// Информационно-аналитическое агентство «УРА.РУ». URL: https://ura.news/news/1052527996 (дата обращения: 20.06.2022).

2 Сегодня отношения в сфере безопасности пред-

принимательства регулируются только организационными нормами, которые закрепляют определенные организационные структуры и институты, «обеспечивают» внутрисистемное единство, согласованность функционирования элементов конкретных структур, но не отражают динамичный характер организации их субъектов. См., напр.: Вараксин М. Проверки бизнеса и поправки в Налоговый кодекс: что вступает в силу в июле (30.06.2021) // Право.ру. URL: https:// pravo.ry/story/232817/ (дата обращения: 20.06.2022).

В нормативных и организационно-правовых актах нечетко и неполно отражаются задачи и механизмы обеспечения безопасности предпринимательства, предоставляя тем самым неопределенные полномочия государственным органам, субъектам соответствующей деятельности. Как показывает практический опыт, основными задачами по-прежнему остаются охрана жизни и здоровья предпринимателей, предотвращение и пресечение преступлений, ликвидация и нейтрализация источников криминальной опасности, охрана внешнеэкономических связей3. Существующий «приоритет» в области уголовного законодательства с формулированием «новых» норм об уголовной ответственности за совершение «традиционных» для нашего общества хозяйственно-должностных преступлений и преступлений в сфере предпринимательства — об ответственности за незаконное использование служебного положения при осуществлении государственных функций, налоговой, таможенной, экспортной или лицензионной деятельности, об ответственности за ложное банкротство как своеобразную замаскированную форму хищения, об ответственности за лжепредприниматель-ство,создание фирм, акционерных обществ или других форм предпринимательской деятельности без намерения осуществлять уставную деятельность, но в целях

3 Следственная, прокурорская и судебная практика свидетельствует, что преступления в отношении предпринимателей предотвращают «простыми» способами — выбор надежных партнеров в организации и осуществлении предпринимательской деятельности (установление направленности деятельности фирмы, факта ее регистрации, наличия офиса и оборудования, возможности осуществлять различные сделки, их обеспеченности ресурсами, гарантий платежеспособности и обеспечения обязательств), юридически грамотное составление и оформление договоров (фиксация порядка и сроков исполнения обязательств и производства платежей, санкций за их неисполнение, правовых и материальных гарантий своевременного и качественного их исполнения, страховых сделок. Эти меры дают положительный результат, а принятие «новых» законов, направленных на борьбу с правонарушениями в экономике, дают противоположный эффект. См., напр.: Вараксин М. «Уголовка» для бизнеса: новые трудности и советы для защиты (09.12.2021) // Право.ру. URL: https://pravo. ru/story/237407/ (дата обращения: 20.06.2022).

получения ссуд, кредитов либо извлечения иной имущественной выгоды1.

В масштабном внимании нуждаются существующие проблемы профилактики обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности (ВЭД), осуществляемой предпринимательскими структурами, предупредительные меры вытекают здесь из самого характера данной специфической хозяйственно-коммерческой деятельности и представляют опасность их самостоятельные действия на внешнем рынке, когда товары продаются по низким ценам, дефицитные изделия меняются на «рядовые», цены на них определяются без учета мировой практики и складывающейся конъюнктуры, а также особенно в офшорах. Ссылки привлекаемых к уголовной ответственности о возникающих якобы у них сложностях при ознакомлении с «местными» особенностями, возможностями предпринимательских структур — контрагентов, их финансовым положением, выяснении их деловой надежности не выдерживают критики. «Неумение» предпринимателей скоординировать действия «участников» торговых сделок приводят не к неспособности конкуренции между ними, потерям в цене, нарушениям деловой этики, возникновению осложнений в торгово-экономических отношениях, а большим государственным потерям, недополученным налогам. Несоблюдение правого режима внешнеэкономической деятельности всегда заканчивается опасностью заключить сделку с недобросовестным посредником, занимающимся незаконными внешнеторговыми операциями. Способами защиты внешнеэкономической деятельности в числе прочих являются разработка и обеспечение разнообразных

1 Соколова М. «Они на местах так чудят...» Спикер Совета Федерации обрушилась с критикой на проверяющие органы за нарушение поручения Путина. (26.04.2022) // РИА «Новый День». URL: https:// newdaynews.ru/moscow/757543.html (дата обращения: 20.06.2022) ; Синченкова А. Семь дел, где бизнес защитил деловую репутацию (19.04.2022) // Право.ру: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке : [сайт]. URL: https://pravo. ru/story/239590/ (дата обращения: 20.06.2022).

мер по предупреждению экономической контрабанды, значительно распространившейся в последние годы2.

Перемещение предметов через границу образует контрабанду лишь тогда, когда соответствующие операции совершаются помимо таможенного контроля, вне мест расположения таможенного органа или вне времени производства таможенного оформления. Незаконное перемещение предметов через границу сокрытым от таможенного контроля способом является преступлением, если оно сопряжено хотя бы с одним из необходимых обстоятельств — перемещением предметов в крупных размерах, перемещением предметов группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, перемещением наркотических веществ, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. «Либерализация» внешнеэкономических связей и снятие многих ограничений создали весьма благоприятные возможности для неконтролируемых процессов в сфере предпринимательства, наркобизнесе, незаконной торговли оружием, изготовления фальшивых денег. Сегодня существует реальная угроза необратимой дестабилизации общества, устранить которую правоохранительные органы смогут лишь при переходе

2 Чтобы представить себе характер предупредительных мер, направленных на пресечение контрабанды, необходимо иметь в виду ее главные признаки. Контрабанду образует лишь факт перемещения через таможенную границу предметов и ценностей, другие манипуляции с ними (например, незаконное отчуждение предметов, ввезенных с таможенными льготами, или нарушение обязательства об обратном ввозе-вывозе предметов) не могут быть признаны контрабандой. Однако необходимо понять, что в соответствии с уголовным законодательством преступлением признается не только сам факт перемещения предметов через границу, но и приготовительные к нему действия (приобретение предметов с целью незаконного вывоза, изготовление подложных документов для этого и т. п.), а также покушение на контрабанду — попытка нелегального перемещения предметов за границу. См., напр.: Нозикова Е. Как бизнесу построить эффективный комплаенс (25.05.2022) // Право.ру: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке : [сайт]. URL: https://pravo.ru/story/240900/ (дата обращения: 20.06.2022).

от экстенсивных методов работы к более интенсивным1.

Прогностическая оценка тенденций развития экономической преступности, необходимости безопасности предпринимательства — насколько в целом сохраняются факторы, образующие причинный комплекс экономической преступности и будет продолжаться спад производства, рост цен практически на все отечественные и не отечественные промышленные и продовольственные товары, что неизбежно ведет к увеличению разрыва между темпами роста оплаты труда и ростом цен. Дальнейшее резкое расслоение населения по уровню доходов и падение уровня жизни основной массы граждан, увеличение денежной эмиссии приводит к росту инфляционных процессов. В этих условиях усиливается синдром «бегства от денег», стремление к вложению их в недвижимость, товары повышенного спроса, золото и твердую валюту, в том числе незаконным путем, возрастает число хищений и иных способов незаконного завладения материальными ценностями, валютных махинаций, в том числе подделка иностранной валюты и ценных бумаг. Это наблюдается через рост количества зарегистрированных преступлений вследствие исполнения нового законодательства об ответственности за незаконную торговлю, принимаемых организационно-финансовых мер по укреплению государственных органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране прав потребителей2.

1 Предпринимателей интересует, безопасно ли иметь дело с зарубежными компаниями, как изменить или расторгнуть договор, который нельзя исполнять из-за смены курсов валют или логистических проблем. Соловьева Е. «Живем одним днем»: что бизнес спрашивает у юристов (05.03.2022) // Право.ру: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке : [сайт]. URL: https:// parvo.ru/story/239586/ (дата обращения: 20.06.2022).

2 5500 дел по «предпринимательским» составам рассмотрели в 2021 году (09.02.2022) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/news/239036/ (дата обращения: 20.06.2022) ; Количество банкротств граждан выросло на 33 % (08.04.2022) // Право.ру: законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке : [сайт]. URL: https://pravo.ru/news/240274/ (дата обращения: 20.06.2022).

Сдержать рост преступных деяний и предупредить их появление не могут и государственные системы организационно-технических мер по усилению не только контроля за законностью и обоснованностью действий работников банковских, налоговых, правоохранительных структур, получается не «качественная» защита предпринимателей от коррупции чиновников и криминального мира. Значимость криминологического подхода в деле организации безопасности предпринимательства необходима, лишь на его основе можно выделить наиболее уязвимые для поражения участки и принять эффективные блокирующие меры. Такой подход требует создания специальных информационно-аналитических центров (как ведомственных, так и вневедомственных), поскольку для аналитических разработок необходима весьма обширная и достаточно надежная информация. Не стала правилом криминологическая экспертиза и в предлагаемых социальных программах и решениях. Обычно при разработке каких-либо проектов (экономических, социальных), касающихся и не только предпринимательства, побочными и негативными последствиями, возникающими при их реализации, пренебрегают. Эти последствия, в том числе и криминальные, бывают столь значительны, что сводят на нет планируемый результат. В настоящее время стало неактуальным участие специалистов-практиков и ученых-криминологов в решении актуальных задач и проблем анализа причин и условий возникновения, развития криминальных форм бизнеса (с использованием «позитивного» опыта ведущих зарубежных стран). Нет практически исследований изучения взаимосвязи преступности и бизнеса, прогнозировании и профилактики этого процесса, а также разработке конкретных мер превентивного характера. При разработке и реализации компьютерных программ (всех уровней) социально-экономического развития регионов, включая планы борьбы с преступностью и ее предупреждения, практически не привлекаются для обеспечения криминологической экспертизы всех нормативных

актов, организационно-управленческих решений в сфере развития бизнеса1.

С развитием наряду с государственными правоохранительными органами системы параллельно действующих частных охранных структур, осуществляющих в той или иной мере борьбу с экономическими преступлениями, вопрос о координации их деятельности, создании единого информационного фонда и его использовании в работе неоперативных служб правоохранительных органов и частными детективными службами только декларируется. В нормативном порядке решены тактические частично организационные вопросы, а формы и методика такого взаимодействия не разработана, а практически отсутствует2.

В силу объективно ограниченных в этом деле функциональных возможностей уголовного закона основной упор не сделан на разработку комплекса социальных, экономических, организационных и правовых мер. В то же время существует необходимость совершенствования уголовного законодательства для повышения эффективности безопасности предпринимательства и его противодействия коррупционным и криминальным проявлениям. Этот процесс должен основываться на прочной теоретической базе, его субъекты должны соблюдать принципы уголовной политики, учитывать социально-экономическую, криминологическую обусловленность норм, исторические традиции и международный опыт. В особенности выделить направления по совершенствованию норм о собственно коррупционных преступлениях (хищения с использованием

1 Большинство предпринимателей не верят в правосудие и безопасность ведения бизнеса. У прокуратуры противоположное мнение (13.07.2021) // ИА Клерк.ру. URL: https://www.klerk.ru/buh/news/516476/ (дата обращения: 20.06.2022) ; Сергеева А. В Екатеринбурге рассматривают первое дело по статье о воровской иерархии (26.04.2022) // РИА «Новый День». URL: https://newdaynews.ru/ekaterinburg/757538.html (дата обращения: 20.06.2022).

2 Вараксин М. Новое и хорошо забытое старое: за что преследуют бизнесменов (09.06.2021) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/story/232363/ (дата обращения: 20.06.2022) ; Бизнес увидел дискриминацию в новых правилах использования биометрии (05.08.2021) // Право.ру. URL: https://pravo.ru/

news/233760/ (дата обращения: 20.06.2022).

служебного положения, злоупотребление властным служебным положением, взяточничество) и совершенствование норм, выполняющих определенную профилактическую функцию по нейтрализации причин и условий коррупции (нормы об ответственности за уклонение от уплаты налогов, за уклонение от подачи декларации, за нарушение антимонопольного законодательства напрямую влияющие на безопасность предпринимательства. В процессе совершенствования уголовного законодательства не в полной мере учитываются «положения», имеющие принципиальное значение— допускаются необоснованные ограничения прав и свобод предпринимателей как граждан, нарушают их. Правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в целом, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле укрепления безопасности предпринимательства3.

Выводы

Изложенное позволяет сформулировать некоторые выводы для более реалистичной, эффективной системы профилактики преступлений, связанных с безопасностью предпринимательства. Начавшаяся смена политического курса отвечает интересам общества,упрощает устранение очагов хозяйственных конфликтов, создание эффективных и надежных механизмов «дебюрократизации» государственных структур, где на постоянной основе требуется криминологическое осмысление новых форм экономических отношений, влияния на них теневой экономики, противоречий между различными видами собственности в целях достижения на общегосударственном уровне баланса интересов и согласования в этой сфере. Общественное мнение о важности для государства и общества

3 Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2015. 360 с. ; Козлова Н. Сколько и за что сажают коррумпированных чиновников (06.02.2019) // Российская газета : [сайт]. URL: https://rg.ru/2019/02/07/skolko-i-za-chto-sazhaiut-korrumpirovannyh-chinovnikov.html (дата обращения: 20.06.2022).

борьбы с преступностью уголовным законодательством необходимо формировать не только через средства массовой информации, необходим соответствующий имидж и лицам, принимающим участие в реализации государственной программы безопасности предпринимательства. Концептуальная программа борьбы с преступностью против предпринимательства должна быть составляющей частью программы борьбы с преступностью. В основе этой программы должна лежать система ценностей, интересов и целей государства и общества, которые будут выступать интегрирующим фактором в деле укрепления государства, решения задач борьбы с криминальными проявлениями, обеспечение безопасности предпринимателей и участие их в этом. Необходимо при этом исключить их ведомственную

и административно-территориальную раздробленность участников программы, обеспечить правовую защиту не только предпринимателей, но и их визави работников правоохранительных органов(их кадровая политика, а также и материальная оснащенность не в полной мере соответствует последним достижениям науки и техники). Эффект общего и специального предупреждения обеспечивается прежде всего реальной практикой осуществления неотвратимости ответственности за совершенные правонарушения, назначения и исполнения уголовного наказания, а затем уже в рамках санкций уголовного закона (но они должны быть такими, чтобы формировать убеждение в невыгодности занятия противоправной деятельностью), а риск совершения преступления должен превышать возможную «выгоду».

Список источников

1. Артамонова И. Л. Криминологические предпосылки виктимологического обеспечения безопасности в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 108-111.

2. Бирюков С. Ю., Стешенко Ю. С. О некоторых проблемах профилактики преступлений в сфере предпринимательства // Вестник волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27). С. 91-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Воронова О. С. Виктимность предприятий (юридических лиц) как обстоятельство, способствующее недружественным поглощениям (рейдерским захватам) : специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2016. 184 с.

4. Горбатовская Е. Г., Матвеева Н. С. Криминальные угрозы безопасности предпринимательской деятельности и некоторые актуальные направления их предупреждения // Современное уголовное право и криминология : сборник научных трудов. Москва : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2007. С. 183-191.

5. Зацепин М. Н., Зацепин А. М., Филиппова О. В. Современные проблемы эффективности системы профилактики преступлений против безопасности предпринимательства // Евразийский юридический журнал. 2019. № 6 (133). С. 302-304.

6. Зацепин М. Н. Оценка уровня преступности и общая характеристика преступлений, посягающих на безопасность предпринимательства // Российский юридический журнал. 1996. № 1 (9). С. 30-43.

7. Зацепин М. Н. Безопасность предпринимательства и организованная преступность // Российский юридический журнал. 1997. № 3 (15). С. 75-84.

8. Зацепин М. Н., Зацепин А. М., Филиппова О. В. Безопасность предпринимательства как криминологическая проблема современного российского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 2. С. 84-86. DOI: https://doi.Org/10.23672/SAE.2019.2.26716

9. Старинов Г. П., Цевелева И. В. Профилактика виктимности юридических лиц в период кризисных явлений в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 4-3. С. 431-438. DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.1105

10. Чумаков С. Т. Обеспечение безопасности предпринимательства: проблемы и пути совершенствования правовой защиты // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2005. № 1 (42). С. 92-95.

11. Шестак В. А. Предупреждение преступлений в сфере предпринимательства // Современная конкуренция. 2007. № 5 (5). С. 93-102.

1. Artamonova IL. Criminological Prerequisites of Victimological Security in the Sphere of Entrepreneurial Activity. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2012;(10)108-111. (In Russ.)

2. Biryukov SYu., Steshenko YuS. About Some Problems of Crime Prevention in the Sphere of Entrepreneurship. Vestnik volgogradskoj akademii MVD Rossii [Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia]. 2013;(4):91-95. (In Russ.)

3. Voronova OS. Victimization of enterprises (legal entities) as a circumstance contributing to hostile takeovers (raiding) [dissertation]. Moscow; 2016. 184 p.(In Russ.)

4. Gorbatovskaya YeG., Matveeva NS. Kriminalnye ugrozy bezopasnosti predprinimatelskoy deyatelnosti I nekotorye aktualnye napravleniya ikh preduprezhdeniya [Criminal Threats to the Security of Entrepreneurial Activity and Some Topical Directions of Their Prevention]. Sbornik nauchnykh trudov «Sovremennoe ugolovnoe parvo i kriminologiya» [Proc. "Contemporary Criminal Law and Criminology"]. Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences RAS; 2007, pp. 183-191. (In Russ.)

5. Zatsepin MN., Zatsepin AM., Filippova OV. Modern problems of the effectiveness of the system of prevention of crimes against the security of the enterprise. Eurasian Law Journal. 2019;(6):302-304. (InRuss.)

6. Zatsepin MN. Assessment of the level of crime and a general characteristic of crimes encroaching on the security of entrepreneurship. Russian Law Journal. 1996;(1):30-43. (In Russ.)

7. Zatsepin MN. Business security and organized crime. Russian Law Journal. 1997;(3):75-84. (In Russ.)

8. Zatsepin MN., Zatsepin AM., Filippova OV. Security of entrepreneurship as a criminological problem of modern Russian society. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. 2019;(2):84-86. DOI: https://doi.org/10.23672/SAE.2019.2.26716. (In Russ.)

9. Starinov GP., Tseveleva IV. Prevention of Victimhood of Legal Entities during Crisis Events in Russia. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2020;(4-3):431-438. DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.1105 (In Russ.)

10. Chumakov ST. Obespechenie bezopasnosti predprinimatelstva: problemy i puti sovershenstvovaniya pravovoy zashchity [Ensuring the security of business: problems and ways to improve legal protection]. Izvestiya Irkutskoygosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics]. 2005;(1):92-95.(In Russ.)

11. Shestak VA. Preduprezhdenie prestupleniy v sfere predprinimatelstva [Prevention of crimes in the field of entrepreneurship]. Journal of Modern Competition. 2005;(5):93-102. (InRuss.)

References

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Зацепин Михаил Николаевич

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, аналитик управления научных исследований и международного сотрудничества, Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева.

620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21.

mnz-1958@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-1006-4660

Зацепин Александр Михайлович

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права,Ураль-ский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева.

620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21.

tp0507@ya.ru

Глушкова Елена Михайловна

Кандидат юридических наук, доцент, преподаватель, Уральский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России),нотариус.

620026, Екатеринбург, ул. Красноармейская, д. 78-а.

elena.zatsepina@mail.ru

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов в материалах данной научной статьи отсутствует.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zatsepin Mikhail Nikolaevich

Doctor of Law, Professor, Honoured Lawyer of the Russian Federation, Analyst at the Department of Scientific Research and International Cooperation of the Ural State Law University.

21 Komsomolskaya st., Yekaterinburg 620137, Russia.

mnz-1958@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-1006-4660

Zatsepin Aleksandr Mikhaylovich

D. in Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Criminal Law at Ural State Law University.

21 Komsomolskaya st., Yekaterinburg 620137, Russia.

mnz-1958@mail.ru

Glushkova Yelena Mikhaylovna

D. in Law, Associate Professor, Lecturer, Urals Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Russian Ministry of Justice), notary public.

78 Krasnoarmeyskaya st., lit. A, Yekaterinburg 620026, Russia.

elena.zatsepina@mail.ru

CONTRIBUTION OF AUTHORS

All authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest in the materials of this scientific article.

Дата поступления статьи / Received: 22.06.2022.

Дата рецензирования статьи / Revised: 25.07.2022.

Дата принятия статьи кпубликации / Accepted: 30.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.