Криминологический анализ актуальных проблем безопасности отечественного предпринимательства
Зацепин Михаил Николаевич,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, аналитик управления научных исследований и международного сотрудничества УрГЮУ, член Российской криминологической ассоциации E-mail: [email protected]
Зацепин Александр Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права УрГЮУ, вице президент Российской криминологической ассоциации, прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания прокуратуры Свердловской области E-mail: [email protected]
Безопасность предпринимательства в современных условиях предполагает получение и криминологических знаний о самом явлении, затем адекватное отражение данного явления в законе и, наконец, создание системы продуманных общих и специальных мер, включая уголовно-правовые по локализации соответствующей преступности. Преступления против предпринимателей (бизнеса) - группа серьезных, а в ряде случаев и весьма опасных антиобщественных проявлений. В связи с чем, изучение данной группы преступлений, их причин и условий, форм и методов профилактики должно быть уделено большое внимание. Социально-правовая оценка этих преступлений основывается на современных требованиях охраны человеческой личности как самой высокой социальной ценности и невосполнимости ущерба, причиняемого подобными посягательствами. С криминологической точки зрения, для оценки этих преступлений существенно то, что они представляют собой крайнее проявление индивидуализма, пренебрежения к важнейшим жизненным благам и интересам другого человека. В отличие от многих других преступлений в данном случае потерпевший предельно конкретизирован и причиняемый ему вред для виновного очевиден.
Ключевые слова: криминологический анализ, предпринимательство, преступления, охрана человеческой личности, причиненный вред.
По нашему мнению, безопасность предпринимательства включает в себя в качестве составляющих его обеспечение, охрану и защиту. Отсюда встает вопрос разработки теории и методологии изучения этих явлений, научного обеспечения практической деятельности правоохранительных органов по их реализации расследования в сфере предпринимательской деятельности. Сопоставление разнообразных видов профилактической деятельности государственных органов и предпринимательских структур позволяет сделать вывод о том, что содержание обеспечения и охраны (защиты) сегодня не одинаково. Обеспечение безопасности предпринимательства не есть гарантирование прав и законных интересов граждан, которые им занимаются. Как самостоятельный вид деятельности «безопасность» осуществляется в различных сферах общественной жизни, направленной на удовлетворение интересов граждан, и подразделяется на законодательную деятельность государства по созданию и совершенствованию юридических норм и средств, которые призваны обеспечить правомерную их реализацию, а в необходимых случаях и охрану (защиту) основных прав и законных интересов предпринимателя и правоприменительную деятельность компетентных государственных органов и органов местного самоуправления. Выносимые при ее осуществлении правоприменительные акты являются юридическими фактами в процессе непосредственной реализации предпринимателями своих прав и законных интересов, а организационная деятельность тех или иных субъектов права, направленна на эффективное использование общих и специальных гарантий прав и свобод граждан в целях создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, образования различных коммерческих структур. Фактически организационно-управленческая деятельность, хотя и не всегда воплощается в правовые формы, осуществляется при формальном соблюдении соответствующих требований закона и не выступает одновременно как гарантия использования предпринимателями своих основных прав и свобод и общая предпосылка действенности всей системы гарантий развития предпринимательской деятельности, а также деятельность по предупреждению преступлений против безопасности предпринимательства, решение проблем развития и повышения эффективности системы профилактики соответствующих деяний; воспитательная, информационно-консультативная деятельность и др. [11; 17; 18]
5 -о
сз
<
Обеспечительную деятельность необходимо классифицировать и с точки зрения места, которое оно занимает в реализации функций предпринимательской деятельности: данные действия могут быть основными, обязательными либо дополнительными, факультативными, носящими характер содействия в процессе реализации предпринимателями своих прав и законных интересов. Анализируемая деятельность «сопровождает» весь процесс реализации основных прав и обязанностей, делегированных предпринимателю действующим законодательством, проявляясь в нем с различной степенью активности. Она обслуживает само фактическое использование предпринимателем своих прав и осуществление обязанностей, подкрепляя и усиливая этот процесс. Потребность в охране (защите) безопасности предпринимательства возникает при нарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью, появлении противозаконных препятствий при использовании представленных предпринимателю прав и свобод и т.д. В едином механизме реализации безопасности предпринимательства охрана выступает как самостоятельная стадия со специальными целями и задачами, которые решаются властно-принудительными мерами. [1; 2; 6; 19]
В процессе реализации предпринимателем своих прав и свобод, правонарушения могут возникать на разных этапах этого процесса, и каждый раз для их пресечения и устранения их последствий необходима правоохранительная деятельность компетентных органов, т.е. охрана (защита). При этом на охранительной стадии каждый раз осуществляется акт применения нормы права. Эти акты создают правовые условия безопасности предпринимательства, и должны способствовать его дальнейшему развитию, стабилизации предпринимательской деятельности. Правоохранительная деятельность компетентных государственных органов и органов местного самоуправления включает в себя выявление правонарушений, в том числе оперативно-розыскные действия органов МВД и СК РФ по выявлению и розыску преступников, посягающих на честное предпринимательство, восстановление нарушенных прав и свобод предпринимателя, привлечение виновных к юридической ответственности. [4; 7]
При всем различии обеспечительной и охранительной деятельности компетентных государственных органов - субъектов права (гражданского, трудового, административного, уголовного и т.д.) они объединяются в едином механизме обеспечения безопасности предпринимательства, ее эффективной реализации, занимают в этом механизме свое место и выполняют присущие только им функции. Научная концепция безопасности предпринимательства - междисциплинар-5Е ное направление, имеющее большое криминоло-£ гическое и уголовно-правовое значение, что обу-§ словлено формированием и применением новых гарантий защиты честного бизнеса, осуществляе-Ц мой по двум основным направлениям: гражданско-
правовому и уголовно-правовому. Анализируя гражданско-правовые аспекты обеспечения безопасности предпринимательства, не исходят из того, что безопасность представляет собой универсальную систему согласованных механизмов мер и гарантий, основанных на соблюдении общепризнанных принципов и норм действующего законодательства, налогового, гражданского, административного, трудового, уголовного. [5]
Предприниматель в нашем законодательстве по ряду существенных признаков является особым субъектом хозяйственных отношений, напоминающим купца в российской традиции «торгового» права. С точки зрения торгового права - это физическое либо юридическое лицо, которое осуществляет хозяйственную деятельность систематически в виде промысла с целью извлечения прибыли. Важнейшим признаком предпринимательской деятельности является ее инициативный и самостоятельный характер. Предприниматель сам планирует свою деятельность, опираясь на выявленный спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается суммами оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом, самостоятельность предпринимателя не беспредельна, она ограничивается регулирующим и координирующим воздействием органов государственного (муниципального) управления, на которые эта задача возложена законом и нормативно-правовыми актами. В ГК РФ, закрепившим гарантии предпринимательской деятельности, содержатся нормы, запрещающие вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателей. Вместе с тем ГК РФ содержит оговорку о возможности воздействия государственных органов на предпринимательскую деятельность по основаниям и в пределах полномочий, предусмотренных законом. К сожалению, запрет вмешиваться вне рамок закона в ту сферу предпринимательской деятельности, где право принятия решений принадлежит предпринимателям, органы власти и управления нередко нарушают. К ущемлению прав и законных интересов предпринимателей приводит принятие государственными органами властных актов с нарушением своей компетенции. В случае нарушения данных запретов наступают «неблагоприятные последствия» и признание судом властного акта государственного и иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично). Не придание правовой силы такому акту; взыскание судом по иску предпринимателя убытков, причиненных ему неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.[16]
Признание судом не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного органа государственной власти недействительным рассматривается ГК РФ как один из способов защиты и безопасности предпринимателей. В то же время предоставление предпринимателю права обжаловать неправомерный властный акт в суд - государственная
гарантия соблюдения законных интересов предпринимателя. Признание недействительным акта «управления», т.е. властного акта обязательного к исполнению предпринимателем и изданного соответствующим органом вне своей компетенции. Однако недействительным может быть признан и акт, принятый (в пределах компетенции) с нарушением формы, порядка или сроков принятия и доведения до предпринимателя, а также требований, предусмотренных законодательством для тех или иных случаев.[21]
Основания для обжалования неправомерных решений государственных органов и органов местного самоуправления в суд определены Законом РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан еще от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями. Как показывает судебная практика таких дел в судах за три десятилетия немного и среди причин - незнание гражданами своих прав и неумение реализовать их. Акты (или действия) должностных лиц могут быть обжалованы в суд, если: ими нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Другой важной гарантией безопасности считается право предпринимателя обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным, с иском к государственному органу или органу местного самоуправления о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием). Предприниматель также вправе требовать возмещения расходов, понесенных в связи с выполнением неправомерных «действий» органов власти и управления; убытков, вызванных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды, т.е. доходов, которые он мог бы получить, если бы государственный орган или орган местного самоуправления не нарушил требования законодательства. Поэтому на повестку дня со всей остротой и встает вопрос о формировании более регламентированных законодательных процедур. Нарушения законодательства (налогового, антимонопольного, о защите прав потребителей, административного и финансового), регулирующего отношения предпринимателя с органами власти и управления, влекут для предпринимателя различные «неблагоприятные» последствия. К санкциям (неблагоприятным последствиям) относятся лишение лицензии на занятие предпринимательской деятельностью, изъятие прибыли, полученной в результате нарушения дисциплины цен, сокрытия доходов и т.д., а также штраф. Часть таких санкций называют экономическими (из-за их воздействия на результаты экономической деятельности предпринимателя), однако применение санкций (ответственности) за нарушение законодательства всегда является ответственностью юридической. [15]
К сожалению, правоохранительные органы часто решают такие дела с учетом одних лишь объ-
ективных факторов - элементов усеченного состава правонарушения (нарушение закона или договора, причинение ущерба и юридически значимая причинная связь между ними), без учета «виновности нарушителя» ущерба, т.е. на началах объективного вменения. Иначе говоря, они выступают здесь в роли «регистратора», фиксирующего факты и ни в коей мере не проникающего во внутренний мир, психологию правонарушителя, гражданско-правовую оценку.[13]
В настоящее время предприниматели решают вопрос о его имущественной ответственности не по принципу объективного вменения, а на общих основаниях гражданско-правовой ответственности, с учетом не только объективных, но и субъективно-психологических элементов состава правонарушения (преступления), психологического отношения правонарушителя к своим противоправным действиям и их вредным последствиям в форме умысла или неосторожности. Практически уголовно-правовая защита бизнеса от преступных посягательств состоит из направлений охраны их экономической деятельности, полученной денежной прибыли, в результате коммерческой деятельности и охраны от преступных посягательств со стороны криминальных или работающих в бизнесе мошенников, а противоправную деятельность в сфере предпринимательства разделяют на посягательства, совершаемые в сфере предпринимательской деятельности, и посягательства, совершаемые в отношении предприни-мателей.[8]
С позиций концептуальных представлений выделяют особую роль в современных условиях формирования и развития той части преступной деятельности, которую рассматривают как форму криминального бизнеса, а расширение связей между организованной преступностью и легальным предпринимательством с целью и вложения капитала в легальную сферу для «отмывания» денег, добытых преступным путем. Переход от преступных расхитителей государственного хозяйства к «товарному», расслоение преступников на «капиталистов» и «наемных работников», а расхищаемую государственную экономику устремилось большое число криминально ориентированных лиц и групп. Преступные группировки стали орудовать во всех промышленно и торгово-предпринимательских отраслях, проникают в банковскую и внешнеэкономическую сферу (суть способа был простой подкуп), практически они взяли под свой контроль работу многих финансово-промышленных групп и совместных (международных) предприятий. В серьезную и трудно решаемую проблему превратилась защита от расхищения и незаконного вывоза за пределы России финансовых, сырьевых ресурсов. В незаконных операциях активно участвовали и фондовые биржи, брокерские конторы, причем перечень объектов преступных устремлений постоянно расширялся. Все это происходило в условиях, когда государственные, акционерные предприятия и правоохранительные органы
5 -о
сз
<
не обеспечивали надлежащей охраны материальных ценностей и контроля за их использованием, а созданные бизнесом «дочерние предприятия» организуются фактически для посреднической деятельности по перекачке материальных ресурсов и денежных средств.
В то же время преступность в сфере исполнения предпринимательской деятельности - это издержки экономические, идеологические, политические, психологические, моральные, демографические общественных явлений и процессов, их прямые и косвенные потери. И необходимо знать, каковы эти издержки в данный момент и на перспективу, каково их влияние на жизнь общества, какие ресурсы необходимо выделить на борьбу с преступностью, каких результатов можно ждать, воздействуя на нее. Борьба с преступностью в сфере предпринимательства - это одновременно одна из составляющих обеспечения экономической и общей безопасности законопослушных предпринимателей, предотвращения коррупции и организованной преступности.[14; 20]
Для эффективного противодействия этому явлению необходимы исследования специалистами в области уголовного права, криминологии и смежных дисциплин уже выработанных ранее подходов, нового понятийного аппарата, иной информационной базы, использование знаний об объективных закономерностях, определяющих состояние и тенденции экономической преступности о реальных возможностях общества в конкретный период его развития. Наличие объективных закономерностей, определяющих состояние и развитие преступности в сфере предпринимательской деятельности, не является основой эффективной организации такой борьбы, а движение социальных явлений может ускоряться или замедляться благодаря сознательной деятельности людей, исходящей из существующих и познанных возможностей общества.[9]
В юридической литературе периодически отмечается о необходимости расширить и интенсифицировать первоначальную научную информацию и юридическую практику, ее нельзя уже игнорировать. Соответственно задачам определяются объем и структура анализа и прогноза преступности в сфере предпринимательской деятельности. Решение указанного вопроса производно от необходимости получить некоторую базу (достаточную) для законодательных, управленческих и правоприменительных решений соответствующего уровня. К сожалению, недостаточно учитываются количественная и качественная характеристики состояния, уровня и структуры экономической преступности - по видам, категориям, континген-там преступников, по группам преступлений которые существенны для воздействия на преступность, анализ по видам и группам преступлений с анализом контингента лиц их совершивших, мотив, способ и т.д., характеристика динамики преступности, ее распространенности и изменений. Территориальное распределение преступности
по отраслям: выявление на этой основе относительно устойчивых и новых тенденций преступности, а также углубленный анализ состояния преступности для определения закономерностей (внутренних и внешних) ее существования и развития, установление, исходя из модели причинного комплекса преступности, устойчивых и интенсивных связей между уровнем, структурой. Динамикой преступности и социальными, социально-психологическими явлениями и процессами, установление на основе этих корреляций обоснованных и содержательных связей между состоянием, динамикой преступности и ее детерминантами, прогноз параметров преступности на 1-3 года, оценка влияния преступности на дела в обществе, его атмосферу на период анализа и на перспективу, определение способов повышения эффективности воздействия на преступность, соотнесение вреда, который она причиняет, с ресурсами, которые целесообразно выделить для борьбы с нею. [3] И как следствие, обеспечение безопасности предпринимательства с позиций криминологии и сегодня проходит три научные стадии: выяснение фактической картины в пределах существующих методик; объяснение этой картины, ее изменений, их прогноз; дача рекомендаций по устранению, нейтрализации или ослаблению отрицательных тенденций.
Литература
1. Активизация Краснова: обнуление дел по воспрепятствованию бизнесу. 19.10.2020. https:// pasmi.ru/archive/285647/
2. Бастрыкин заявил о более чем двукратном росте случаев рейдерства в России. 03.03.2020. https://pasmi.ru/archive/272335/.
3. В МВД назвали регионы - лидеры по преступности. 04.12.2020. https://pravo.ru/news/228025/.
4. Вести бизнес в России небезопасно, считают 90% предпринимателей, ставших фигурантами уголовных дел. 25.05.2020. https;//pasmi.ru/ archive/270358/.
5. ВС РФ еще больше усложнил силовикам бесконтрольные аресты предпринимателей. 11.06.2020. https: pasmi.ru/archive/272335/.
6. ВС РФ еще больше усложнил силовикам бесконтрольные аресты предпринимателей. 11.06.2020. https://pasmi.ru/archive/272335/
7. ВЦИОМ: большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в стране.
20.02.2019. https://pravo.ru/ntws/209260/.
8. Госдума исключила предпринимателей из статьи УК РФ об организованной преступности.
15.05.2020. https://pasmi.ru/archive/262683/.
9. Госзаказ как дорога за решетку: Борис Титов бьет тревогу и меняет законы. 25.11.2020. https://pasmi.ru/archive/291463/.
10. За последний год в России закрылось каждое пятое малое или среднее предприятие. 18.08.2020. https://www.nakanune.ru/ news/2020/08/18/22581502/.
11. Зацепин М.Н. Безопасность предпринимательства и организованная преступность // Российский юридический журнал - 1997 - № 3-0,6 п.л.
12. Зацепин М.Н. Некоторые проблемы обеспечения безопасности предпринимательства в зарубежных государствах // Организованная преступность: состояние и тенденции. - Екатеринбург: УрГЮА, 1995-2 п.л.
13. Инновационный бизнес в эпидемию: без реальной помощи и под «уголовкой». 18.04.2020. https://pravo.ru/story/2160884/.
14. Но прокуроры на местах считают бизнесменов мошенниками. 16.08.2020. https://www. vedomosti.ru/society/articles/2020/08/16/836800/
15. Опасная закупка: следователи Колокольце-ва и прокуроры Краснова убивают бизнес. 23.11.2020. https://pasmi.ru/archive/290810/.
16. Пленум ВС: особенности кассации по экономическим делам. 11.06.2020. https://pravo.ru/ story/222537/.
17. Правительству предложили продлить отсрочки по налогам до конца 2021 года. 03.09.2020/ https://www.nakanune.ru/news/ 2020/09/ 0322582 835/.
18. Прокуроры заставили чиновников вернуть бизнесу более 163 млрд рублей долгов. 10.08.2020. https://pasmi.ru/archive/277972/
19. Путин поручил Верховному суду декриминали-зировать предпринимательские преступления. 23.05.2018. https://pravo.ru/news/201117/
20. Судебный департамент ВС опубликовал статистику по судимости за 2008-2019 годы. 04.12.2020. https://pravo.ru/news/222328/.
21. Эпидемия коронавируса позволила снизить административное давление на бизнес. 20.06.2020. https://pasmi.ru/archive/272599/.
CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF TOPICAL PROBLEMS OF DOMESTIC ENTREPRENEURSHIP SECURITY
Zatsepin M.N., Zatsepin A.M.
USUE, Russian criminological Association
The security of entrepreneurship in modern conditions presupposes the acquisition of criminological knowledge about the phenomenon itself, then an adequate reflection of this phenomenon in the law and, finally, the creation of a system of well-thought-out general and special measures, including criminal law, to localize the corresponding crime. Crimes against entrepreneurs (business) are a group of serious and, in some cases, very dangerous antisocial manifestations. In this connection, the study of this group of crimes, their causes and conditions, forms and methods of prevention should be given great attention. The socio-legal assessment of these crimes is based on modern requirements for the protection of the human personality as the highest social value and irreparable damage caused by such encroachments. From a criminological point of view, for the assessment of these crimes, it is essential that they represent an ex-
treme manifestation of individualism, disregard for the most important life benefits and interests of another person. Unlike many other crimes, in this case the victim is extremely specific and the harm caused to him is obvious to the guilty one.
Keywords: criminological analysis, entrepreneurship, crimes, protection of the human person, harm caused.
References
1. Activation of Krasnov: nullification of cases to obstruct business. 19.10.2020. https://pasmi.ru/archive/285647/
2. Bastrykin announced more than a twofold increase in cases of raiding in Russia. 03.03.2020. https://pasmi.ru/archive/272335/.
3. The Interior Ministry named the regions - the leaders in crime. 12/04/2020. https://pravo.ru/news/228025/.
4. Doing business in Russia is unsafe, say 90% of entrepreneurs who have become involved in criminal cases. 05/25/2020. https; // pasmi.ru/archive/270358/.
5. The RF Armed Forces made it even more difficult for the silo-viki to have uncontrolled arrests of entrepreneurs. 06/11/2020. https: pasmi.ru/archive/272335 /.
6. The Armed Forces of the Russian Federation made it even more difficult for the security officials to uncontrolled arrests of entrepreneurs. 06/11/2020. https://pasmi.ru/archive/272335/
7. VTslOM: the majority of Russians declared the impossibility of honest business in the country. 02/20/2019. https://pravo.ru/ ntws/209260/.
8. The State Duma excluded entrepreneurs from the article of the Criminal Code of the Russian Federation on organized crime. 05/15/2020. https://pasmi.ru/archive/262683/.
9. The state order is like a road to jail: Boris Titov sounds the alarm and changes the laws. 11/25/2020. https://pasmi.ru/ar-chive/291463/.
10. Over the past year, every fifth small or medium-sized enterprise in Russia has closed. 08/18/2020. https://www.nakanune.ru/ news/2020/08/18/22581502/.
11. Zatsepin M.N. Business safety and organized crime // Russian legal journal - 1997 - № 3-0.6 pp.
12. Zatsepin M.N. Some problems of ensuring the security of entrepreneurship in foreign countries // Organized crime: state and trends. - Yekaterinburg: Ural State Law Academy, 1995-2 pp.
13. Innovative business in an epidemic: without real help and under the "criminal". 04/18/2020. https://pravo.ru/story/2160884/.
14. But local prosecutors consider businessmen to be scam-mers. 08/16/2020. https://www.vedomosti.ru/society/arti-cles/2020/08/16/836800/
15. Dangerous purchase: Kolokoltsev's investigators and Kras-nov's prosecutors kill business. 11/23/2020. https://pasmi.ru/ar-chive/290810/.
16. Plenum of the Supreme Council: features of cassation in economic cases. 06/11/2020. https://pravo.ru/story/222537/.
17. The government was offered to extend tax deferrals until the end of 2021. 09/03/2020 / https://www.nakanune.ru/ news/2020/09/0322582835/.
18. Prosecutors forced officials to return more than 163 billion rubles of debts to the business. 08/10/2020. https://pasmi.ru/ar-chive/277972/
19. Putin instructed the Supreme Court to decriminalize business crimes. 05/23/2018. https://pravo.ru/news/201117/
20. The Judicial Department of the Armed Forces has published statistics on convictions for 2008-2019. 12/04/2020. https://pravo. ru/news/222328/. The coronavirus epidemic has helped reduce administrative pressure on businesses. 06/20/2020. https://pas-mi.ru/archive/272599/.
21. The coronavirus epidemic has reduced administrative pressure on businesses. 06/20/2020. https://pasmi.ru/archive/272599/.