Научная статья на тему 'Некоторые проблемы безопасности предпринимательства в России'

Некоторые проблемы безопасности предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЗАКОН / ПРАВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / BUSINESS SECURITY / CRIMINAL OFFENSE / LAW / ECONOMIC CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зацепин Михаил Николаевич, Зацепин Александр Михайлович, Глушкова Елена Михайловна

В настоящее время нормативную базу предпринимательства образуют правовые нормы самого различного характера -от конституционных норм до норм гражданского, хозяйственного, трудового, налогового, уголовного права. В связи с этим проблема предупреждения нарушений и безопасности предпринимательства предполагает анализ норм уголовного права в тесной связи с указанными нормами, с одной стороны, и с учетом действия общественных процессов, протекающих в экономике, с другой. Необходимость в том, что уголовное законодательство в сфере экономики должно быть переориентировано на защиту законных интересов собственников, охрану добросовестной конкуренции, честного бизнеса, защиту интересов потребителя по факту не реализуется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зацепин Михаил Николаевич, Зацепин Александр Михайлович, Глушкова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF BUSINESS SECURITY IN RUSSIA

Currently, the legal framework of entrepreneurship is formed by legal norms of a wide variety of types from constitutional norms to the norms of civil, economic, labor, tax, and criminal law. In this regard, the problem of prevention of violations and security of business involves the analysis of criminal law in close connection with these rules, on the one hand, and taking into account the actions of social processes taking place in the economy, on the other. The need for criminal legislation in the economic sphere to be reoriented to protect the legitimate interests of owners, protect fair competition, honest business, and protect the interests of consumers is not being implemented.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы безопасности предпринимательства в России»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Некоторые проблемы безопасности предпринимательства в России

Зацепин Михаил Николаевич,

доктор юридических наук, профессор, аналитик управления научных исследований и международного сотрудничества УрГЮУ

E-mail: mnz-1958@mail.ru

Зацепин Александр Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права УрГЮУ, заместитель директора Уральского института ВГУЮ (РПА Минюста России) E-mail: tp0507@ya.ru

Глушкова Елена Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, преподаватель, Уральский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), член Российской криминологической ассоциации, нотариус

В настоящее время нормативную базу предпринимательства образуют правовые нормы самого различного характера -от конституционных норм до норм гражданского, хозяйственного, трудового, налогового, уголовного права. В связи с этим проблема предупреждения нарушений и безопасности предпринимательства предполагает анализ норм уголовного права в тесной связи с указанными нормами, с одной стороны, и с учетом действия общественных процессов, протекающих в экономике, - с другой. Необходимость в том, что уголовное законодательство в сфере экономики должно быть переориентировано на защиту законных интересов собственников, охрану добросовестной конкуренции, честного бизнеса, защиту интересов потребителя - по факту не реализуется.

Ключевые слова: безопасность предпринимательства, уголовное преступление, закон, право, экономическая преступность.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует гражданам - защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенные законом1.

Одним из таких способов является защита прав и безопасность предпринимателей, которые сегодня фактически оставлены один на один в борьбе с хорошо «отлаженным» бюрократическим аппаратом, строго отрегулированной схемой вымогательства, получением взяток2. В некоторых регионах существует практика, когда за «вход» на территорию инвестору приходится кому-то платить3.

Что же такое предпринимательство на современном этапе развития нашего общества? В чем суть и есть ли опасность этого явления для общества? Способно ли государство соблюдать баланс интересов государства и предпринимателей? В стране пока еще (все еще) не отлажена система действенной помощи (поддержки) добросовестного предпринимательства в условиях «рыночных» отношений4.

В среде специалистов-юристов, занимающихся изучением безопасности предпринимательства, сформировалась концепция природы экономиче-

1 В уголовном праве России собственность признается одним из важных право-охраняемых объектов. Охрана собственности от преступных посягательств провозглашена одной из задач Уголовного кодекса, что нашло закрепление в ч. 1 ст. 2 УК РФ. При этом значимым является то обстоятельство, что в перечне социальных благ, интересов и ценностей, поставленных под охрану УК РФ, собственность занимает одно из первенствующих мест, располагаясь непосредственно сразу же за важнейшими из право-охраняемых объектов - правами и свободами человека и гражданина. См., Уголовный кодекс РФ (комментарий с путеводителем по судебной практике) под редакцией доктора юридических наук А.И Чучаева. М. «ПРОСПЕКТ» 2020 г. С. 657.

2 Преступления, совершаемые должностными лицами с использованием служебного положения, традиционно представлены в отечественном уголовном законодательстве. В условиях изменившейся социальной практики должностные преступления рассматриваются в качестве особого вида преступных посягательств с точки «зрения» как объекта, так и субъекта преступления. Они закреплены в гл. 30 УК РФ (ст. 285-293) и получили новое наименование преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. См. статистические данные с 1997-2017 гг. // Уголовный кодекс РФ (комментарий с путеводителем по судебной практике) под ред. доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева С. 1272-1274.

3 См.. напр. «Коммерсант-Урал» 18.02.2020. Источник: Артемий Кызласов требовал с бизнесмена деньги за госконтракт. // www.compromat.ru/page_41051.htm

4 См., напр. 27.12.2017 https: ura.news/1052318198 «Помогать, а не кошмарить».

5 -о

сз

<

ской преступности, форм и методов борьбы с ней. В основном выделяются только признаки криминальной составляющей1.

С началом «перестройки» от социализма к рыночным отношениям было много идей. Одна из основных идей «рыночных» отношений - свобода сторон, невмешательство государства в их взаимоотношения. Это находит свое выражение в свободе волеизъявления каждого участника гражданского оборота. Однако нельзя утверждать, что ограничения этого принципа вовсе невозможны при переходе к рыночным отношениям2. Тогда «никто» и подумать не мог, что бизнес будет пугать, когда чиновники «ставят» задачу «повышать инвестиционную привлекательность». Сегодня предприниматели просят просто отстать от бизнеса, не лезть к нему, а власть, в том числе региональная, должна не мешать бизнесу, а служить инструментом его развития. В реальности получается так, что желание помочь сегодня завтра оборачивается бесконечными проверками».

Ранее было необходимо понимание одной из главной, разносторонней роли права в сложном механизме происходящих социальных преобразований. Предпринимателям (бизнесу) важно было принять как должное тот факт, что в переходный период без регулирующей функции государства и права не обойтись3.

В результате обострилось стремление к накоплению первичного капитала любым путем (вымогательство, коррупция, хищения и т.п.) Указанные обстоятельства повлияли на другие виды преступности. Их последствия были связаны с ожесточением части населения, утратой в его глазах авторитета охраняемых законом ценностей, переходом немалого числа людей фактически на службу криминальных деятелей4.

1 См., напр. Уголовное право стратегия развития в ХХ1 веке. Материалы ХУ11 Международной научно-практической конференции. М., 23-24 января 2020 г. С. 4-632

2 В случаях, прямо установленных законом, государственное вмешательство допустимо. См.: Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике. - Государство и право. 1994. № 1 С. 28

3 «Броситься в рынок без соответствующей правовой базы - значит, воспроизводить условия перехода первоначального накопления капитала со всеми вытекающими отсюда социально-политическими последствиями. Право не только отражает определенный общественный строй, но и выступает регулятором общественных отношений, приводя поведение людей и организаций в соответствие с интересами общества...В условиях социальной дифференциации общества, сложных товарно-денежных отношений и острой политической борьбы право призвано внести в жизнь людей упорядоченность, гражданское согласие, соразмерность, справедливость, защиту человека перед стихией общественных сил, утвердить демократию, законность, свободу личности». Алексеев А.И. К вопросу об общем понятии права. Государство и право. 1993. № 6 С. 128-129

4 Сказанное актуально и сегодня: «Не мафия, т.е. организо-

5с ванная группа людей, порождает преступное поведение, а на-

2 деление чиновника функцией распределения квот, выдачи раз-сэ решений на предпринимательство, осуществление налогового == контроля приводит к преступности. Это принципиальная разнись ца, определяющая все содержание действительно нужной уго-^ ловной политики» - См.: Контроль над преступностью в демо-

Уголовно-правовые средства из защиты и предупреждения посягательств на безопасность предпринимательства (бизнеса) в настоящее время в наименьшей степени соответствуют потребностям современных условий экономического развития5.

Условно мы их разделили на несколько административно-правовых проблем:

1. Взаимоотношения предпринимателей с государственными и общественными институтами;

По-прежнему сохраняется тенденция к установлению и поддержанию коррумпированных связей с чиновниками госаппарата и властно-управленческих структур, а также работниками правоохранительных органов, органов юстиции.

2. Взаимоотношения предпринимателей с партнерами и споры переходящие в уголовное преследование;

Повсеместное распространение изощренных форм коррупции - должностные лица различных категорий сговариваются и инвестируют коммерческие структуры за счет государственного бюджета. Ранее создавались «лжепредприятия» и предприятия «однодневки» или с признаками «номинальности» в них переводили государственное имущество путем создания акционерных обществ. Связи с преступными сообществами использовались для оказания давления на государственные и «частные» предприятия в личных интересах.

3. Предпринимательская (производственная, коммерческая и т.д.) деятельность и нормативно-правовое регулирование;

Общественное мнение о том, что единственная задача бизнеса - получать прибыль, а на все остальное бизнесу «плевать с высокой колокольни» имеет сегодня практическую основу. Бизнес демонстрирует - задача социального государства -все остальное. Обязанность государства - задавать рамки дозволенного для бизнеса, и не «кош-марить», а любые попытки выйти за эти рамки в погоне за прибылью и нарушая их, выполняется «однобоко». За последние десятилетия ни рамок, ни механизмов «сдерживания» как для бизнеса, так и правоохранительных органов так и не создано. Наоборот, размыты все границы дозволенного, бизнес, созданный криминалом, намертво сросся с государством, «рамки» определяются только крутизной государственной крыши, индивидуально. Бизнес делит государство, государство делит бизнес... Кто кого «кошмарит» - уже не понятно, да и обществу не важно. Факт отсутствия «рамок» и присутствие «беспредела». Использование и «бизнеса», и «государства» с целью ненасытного обогащения верхушки единой и неделимой «троицы» - «государство-бизнес-криминал»6.

кратическом обществе (материалы круглого стола). - Государство и право. 1993. № 10. С. 75.

5 См., напр. Коммерческая организация как преступное сообщество или как следователи давят на бизнес//07/06/2018 г.// https://300.pravo.ru/news/201620/.; Титов предлагает, Чайка поддерживает, бизнес сидит // 07.11.2019 г.//https://pasmi.ru/ агс1п^е/247509/.

6 См., напр. Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и (или) должностные преступления (итоги тео-

4. Защита предпринимателей (бизнеса) от криминальных посягательств «извне». Безопасность предпринимательства (бизнеса) во многом зависит от своевременного пресечения преступных посягательств, основными из которых являются: преступления против жизни и здоровья предпринимателей, членов их семей и родственников;

Государство не «служит» инструментом развития бизнеса, а мешает ему, «постоянно» меняя правила игры. Задача экономического роста и максимальное содействие бизнесу в обеспечение финансовой устойчивости регионов, субъектов предпринимательской деятельности, наращивание инвестиций, предпринимательской активности - это и политическая задача, потому как является основой роста и укрепления доходной составляющей населения. Не создаются реальные ресурсы, для развития здравоохранения, образования, социальной сферы в целом, для реализации программ благоустройства и улучшения городской среды, реализации экологических проектов. Если есть инвестиции - строятся заводы, реконструируются производства, меняется экономика. Если их нет, то наблюдается стагнация, то, что принято называть отрицательным ростом1.

Экономическая преступность не воспроизводиться без разветвленной коррумпированной сети. Ее раскидывают везде, где только возможно. Коррупция в органах власти и управления по своим масштабам и последствиям достигла общегосударственного уровня, что стала фактором, угрожающим как проведению экономической политики, так и стабильного развития общества.

Когда государственные чиновники начинают говорить о поддержке бизнеса, получается с точностью наоборот. Или когда под эгидой наведения порядка выжимают одних в пользу других (в т.ч. придумывая различные отчеты и обязательные платежи в пользу кого-то), как правило, в пользу федеральных которые могут лоббировать свои интересы в Правительстве, в Государственной думе. Субсидии распределяются избранным так как остальные не могут отвечать критериям, либо затраты на их получение не оправдывают само их получение, за счет средств собранных со всех остальных. Инвестиционная привлекательность не может улучшаться в регионах, если основополагающая отрасль законодательства - Налоговый кодекс и различные связанные с ним федеральные нормативные акты, находятся в зоне федеральной ответственности. Региональные и муниципальные бюджеты хронически недофинансированы, и поэтому они любыми способами постоянно ищут возможность пополнить свои бюджеты.

ретического исследования). М., Юриспруденция 2019 г. С. 9-452.

1 Предпринимательская инициатива, которая позволила расчистить федеральную нормативно-правовую базу, отменить более 50 административных процедур - избыточных, не играющих никакой содержательной роли, но при этом обременительных для бизнеса. Только чтобы формально пройти эти процедуры, предпринимателям приходилось тратить в общей сложности более года, вместо занятия реальным делом. См., «Korpus Prava.Analytics» #1/Winter, 2019. С. 9-47.

Поправки в налоговый кодекс вносятся без общественных слушаний, без экономического анализа с конкретными цифрами, и вообще за неделю принимают закон в 3-х слушаниях, и отводя время для вступления поправок в несколько рабочих дней. И как после этого успевать перестраивать деятельность с учетом неимоверного количества изменений (как минимум только в части состава и объема различных отчетов, различным ведомствам), балансируя на грани, что посчитают законным, а что нет, как планировать бизнес2.

В этом и состоит сращивание «бизнеса» (капитала) с государством, и «отбеливание» чисто криминальных методов перераспределения капиталов. Крупные капиталы лоббируют законодательство с целью еще большего собственного роста за счет ухудшения мелкого. Государство «теряет» способность регулировать бизнес и становится его «придатком». Средством производства прибыли, криминальной надстройкой, обладающей правом на любые, в том числе, силовые методы «отжима» бизнеса. И это не только российская проблема -общемировая тенденция. В России такая «государственность» направлена в основном «внутрь» и не «соревнуется» с более сильными игроками на внешнем «рынке». США практически в «безнаказанно» занимаются тем же в глобальном масштабе. Бизнес неизбежно приводит к «войне всех против всех», и выращивает монстра без «тормозов», без «морали», без всего, что хоть как-то мешает или только может помешать безграничному обогащению единиц за счет обнищания и уничтожения всех остальных. Характеризуется значение категории интереса бизнеса, как следующего после потребностей звена, определяющего направленность социального поведения предпринимателей3.

Право в обществе выражает интересы всех в единстве и сочетании с интересами личности. Поэтому усвоение содержания права, дел сочетания в законодательстве общих и личных интересов - важнейший фактор повышение эффективности деятельности предпринимателей.

2 «Если поступает информация о нарушениях прав предпринимателей со стороны надзорных, контрольных органов, следует оперативно, не формально, а по делу, реагировать на эту информацию», - подчеркнул президент. См. Путин поручил ФСБ зачищать экономику от криминала //20.02.2020// https://pasmi.ru/archive/259619/.

3 Автор присоединяется к мнению ученых, которые признают потребности решающим (в социально-психологическом плане) фактором поведения человека. Применительно к правовой сфере - это потребности индивида в соблюдении закона. Воспитание уважения к закону, к праву, превращение объективной потребности соблюдать закон в привычку, в привычную готовность к исполнению норм права, обуславливаемому наличием в сознании человека системы правовых ориентаций, -такова главная задача правового воспитания. Под правовой ориентацией следует понимать правосознание индивида, рассматриваемое с точки зрения направленности по соблюдению правовых норм. См., напр. Совершенствование криминологических, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер противодействия преступности в современных условиях (материалы Х1 Кудрявцевских чтений 10 октября 2018 г., Москва) М., 2019 г. С. 5-235.

5 -а

сз

<

В целом существующая правовая база обеспечения безопасности предпринимательства противоречива и уязвима с точки зрения законодательства. Безопасность предпринимательства следует в настоящее время рассматривать как защиту в активной или пассивной форме систему, объекты, существа, изделия и т.п. от какого-либо «поражающего фактора» или их совокупности. Безопасность - это еще и свойство любой системы, условие ее существования и развития, это и процесс, и результат самой деятельности, предполагающий ее осмысленность с точки зрения приемлемого риска. Установки на «ликвидацию» преступности и всех причин ее порождающих, требуют принятия «решительных» мер. Но «меры принимаются», а преступность растет - количественно и «качественно» и не только экономическая. Преступности также свойственна, как присуща любой общественно-экономической формации, она растет или падает соответственно (главным образом) приросту или убыли населения. Больше граждан -больше среди них и незаконопослушных, т.е. правонарушителей и преступников и наоборот1.

Признание в структуре отечественной преступности организованных и профессиональных форм, опасность дальнейшей наркотизации, настороженно, если не сказать - недоверчиво общество относится к последним российским «преобразованиям». Сегодня преступность в сфере экономики связывают с незаконным перераспределением национального дохода, коррупцией, утверждением кланов. Это качественно изменило преступность, стимулировав в ней корпоративные процессы. Различное сочетание типичных черт, присущих сегодняшней экономической преступности, придает ей качественно новый характер, выходящей за пределы современного правового понятия бизнес-группа. Сейчас, наряду с группами, правоохранительные органы имеют дело с новыми преступными сообществами. Обладая всеми атрибутами традиционных преступных групп, они строятся не на долевой ответственности, не на мере «содеянного» каждым участником, а на принципиально новой основе2. Жизнь показывает, что

1 Данные СКР, МВД и ФСБ свидетельствуют о росте числа зарегистрированных преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью: в 2019 году зарегистрировано 317 тыс.627 подобных преступлений, что на 37% больше чем годом ранее. . «Мошенничество», «Растрата», и «Причинение ущерба путем обмана». ... В тоже время.рост числа дел, по которым расследование не ведется, а окончательное процессуальное решение не принято. «В 2019 году по 22 главе УК РФ их стало больше на 5,3% (56 214). При этом число дел и материалов, переданных в суд, увеличилось только на 0,63%, а вот приостановленных производством - на 9,32%. По статьям о мошенничестве тенденция еще острее. Число дел в производстве по статье 159 выросло на 12,62% (268 275), по статьям 159.1-159.6 - на 62,21% (45 824). Количество приостановленных дел увеличилось, соответственно, на 15,83% (159 268) и 86,93% (16 317)». См., Титов: статистика уголов-— ного преследования бизнесменов не дает расслабиться // 2 19.02.2020//https://pasmi.ru/archive/259522/. сэ 2 Единого понятия экономической преступности нет, зару-== бежное законодательство, десятилетиями борющиеся с этим ео явлением, так же не имеют единой точки зрения на ее сущ-^ ность. В соответствии с положениями главы 22-23 вновь УК

предупреждения еще имеющихся объективных исследований не лишены оснований: небывалый всплеск преступности (особенно латентной), правовой нигилизм, бессилие правоохранительных органов - все это, увы, «имеет место».

«Новыми» в сравнении с прошлыми годами3 являются группы из числа «интеллектуальных» и «предприимчивых» предпринимателей, занимающихся различными злоупотреблениями в финансово-банковской сфере. В их состав входят руководители банков, коммерческих структур, предприятий, в отдельных случаях - работники аппарата ЦБ РФ4.

В кредитно-банковской системе интенсивность коррупционных процессов выражается в целенаправленном финансировании преступных сообществ, незаконной приватизации, «перекачке» денежных средств частным лицам. Характер этой деятельности свидетельствует, по имеющимся многочисленным данным о наличии большого количества продажных должностных лиц в банковской системе. Коррупция в банковской системе связана с подкупом и переориентацией ряда должностных лиц на интересы преступных сообществ и взаимодействующих с ними банков, финансово-промышленных компаний5.

РФ к экономической преступности может быть отнесена лишь деятельность устойчивых групп, заранее объединившихся для одного или нескольких преступлений. Сегодня проблема борьбы с экономической преступностью приобрела статус государственной, но успехов «прорывных» пока нет. См., В Екате-

ринбурге впервые за пять лет вырос уровень преступности. // https://www.znak.com/2020-02-18/.

3 Наибольший ущерб, исчисляемый миллиардами рублей, был причинен в результате санации банков. Определенное распространение в предыдущие годы получили группы, участники которых наживались за счет присвоения кредитов. Обналичивая их через соучастников в различных коммерческих структурах, приобретаю валюту и вывозя ее в другие страны, либо приобретали дома, квартиры, автомашины, антиквариат и др., используя несовершенство законодательства. Используя просчеты в становлении рыночной экономики, участники преступных групп создавали частные производственные, коммерческие и банковские структуры специально для совершения преступлений.

4 Многие банки являют собой пирамиду РЕПО (от англ. repo - repurchase agreement) - вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе заранее оговоренной цене). Покупают облигации, закладывают их в ЦБ, на полученные деньги - снова облигации. И установить - сколько этажей в этой пирамиде - аналитическим путем невозможно. Банки всегда являются финансовым институтом, вызывающим множество вопросов. Как правило, первые банки заводили исключительно под личные нужды - им всегда необходимо было куда-то сплавлять «черный нал», контролировать потоки денег близких фирм. Это была страховка - если бизнес держит счета в твоих банках, это всегда дополнительный способ контроля. К таким методам «криминального банковского надзора» прибегали в девяностые - у каждой уважающей себя ОПГ был свой маленький «банчок».

5 На бытовом уровне коррупцию отождествляют с простым взяточничеством, не придавая значение тому что коррумпированное лицо выполняет не разовые поручения преступного сообщества, а состоит у него на « службе». Коррупция во властных и управленческих структурах не прямо выражается в корыстных проступках государственных служащих, обусловленных служебными полномочиями, а реализуется в общем благоприятном отношении чиновника к взяткодателю, либо в использовании авторитета должности. Вознаграждение

Несовершенство банковской системы и во многом искусственно созданный хаос в расчетно-платежной сфере «стимулировали» рост финансовых афер. Сегодня нет оснований опровергать, что преступные сообщества и находящиеся под их контролем организации и фирмы пропустили интерес к операциям с ценными бумагами. Массовая скупка ценных бумаг предприятий позволила их лидерам в дальнейшем активно вмешиваться в процессы акционирования и приватизации, наживать крупные капиталы за счет спекулятивных сделок на вторичном рынке ценных бумаг1.

Значительную долю в структуре преступности составляют преступные группы, занимающиеся квалифицированным вымогательством у предпринимателей. И нередко используют эти предприятия для выявления наиболее состоятельных объектов (взяты под контроль определенные отрасли хозяйства: хлебопекарное и мясное производство, торговля, бытовое обслуживание и обслуживание жилфонда (управляющие компании), снабжение энергоносителями). Наиболее активны сообщества, ориентированные на незаконный оборот наркотиков. В отличие от иных видов преступности национальные и транснациональные группы этого типа впервые появились в России в конце Х1Х начале ХХ веков. (22)

22. Сейчас структуры нелегального наркобизнеса сосуществуют на жестокой конкурентной основе. Наличие у этнических нарко-группировок, родо-племенных и национальных диаспор за рубежом, укрепление международных контактов обусловливают расширение их транснационального влияния на мировые рынки сбыта наркотических средств.

Произошло разделение «труда» в совершении преступлений. Одни звенья сообщества связаны с конкретными преступлениями, другие же, в соответствии с ростом ступеней иерархии, обеспечивают их совершение. Разрыв любого звена цепи на нижних иерархических ступенях сообщества, например, привлечение к ответственности конкретных исполнителей и даже группы в целом, не приводит к разрушению такой преступной структуры. Вот почему высшие эшелоны преступных сообществ остаются вне пределов действия «существующего права» и длительное время сохраняют свои организаторские функции.(23)

госслужащего за осуществленные им действия производится не в виде материального блага, а путем предоставления иной личной выгоды. Это может быть прием на работу, возможность выезда в зарубежные командировки.

1 В результате отмены государственной монополии на производство алкоголя до сих пор активизирована деятельность изготовителей фальсифицированной водки и коньяков. Отличительными чертами таких групп являются тщательная конспирация преступной деятельности, значительное число участников, наличие, как правило, межрегиональных связей и во властных структурах - готовность активно противодействовать правоохранительным органам. Такие «бизнесмены» активно занимаются корыстными и корыстно-насильственными преступлениями. В том числе вымогательством, кражами имущества и завладением путем мошенничества. См., напр. От Чуяна до Алешина: как Росалкоголь крышует рынок контрафакта - взгляд изнутри. 18.02.2020 // https://pasmi.ru/archive/259186/.

23. Высшие эшелоны преступных сообществ утверждают сегодня новый асоциальный тип отличающийся безнаказанностью, анти социальной и над общественной психологией и профессионализмом казнокрадства (бюджетных денег). Формируется бюрократия преступного сообщества, их «коллективное» сознание во главу угла ставит всемерное обогащение членов «клана» за счет других и, в первую очередь, без личного риска и особого труда.

Практически каждое преступное сообщество имеет определенную, периодически изменяющуюся структуру, территорию и сферу влияния. В основе объединения групп в сообщество в большинстве случаев лежит общность преступных интересов, а также этнические признаки или принцип землячества.

Сообщества создают свои службы безопасности, формируемые, как правило, из бывших работников правоохранительных органов, с помощью которых ведут активную противоправную деятельность с применением технических средств2.

В условиях фактической незащищенности коммерческой деятельности от различных форм бюрократического и криминального вымогательства появились силовые методы коррумпирования: шантаж, угрозы, провокации. Все чаще стали встречаться попытки повлиять на ход расследования, в том числе судебного, экономических преступлений, совершенных преступными сообществами, через средства массовой информации. Тревогу вызывает и судебная практика по делам о преступлениях экономического направления, совершаемых членами преступных сообществ. Им нередко назначаются наказания. Не связанные с лишением свободы. Затягиваются сроки судебного разбирательства, прекращаются или возвращаются на доследование уголовные дела. Такая «работа» правоохранительных органов и суда «объясняется» не только их «подкупом» или «устрашением», но и втягиванием в коммерческую деятельность их родственников3.

Все это свидетельствует о необходимости реформы органов правосудия и совершенствования контроля (всех видов) за правоохранительной системой и ее практикой4. При «такой работе» пра-

2 Сейчас наметилась тенденция к интеграции преступного бизнеса. Для лучшего противостояния конкурентам, расширения сфер и территорий влияния лидеры сообществ объединяют легальный и нелегальный капитал, либо выдвигают общего лидера. Не случайна, поэтому переориентация преступных формирований на извлечение прибыли из незаконных операций в сфере денежного обращения путем сбора денег с населения под видом распространения акций, долевого строительства, о чем свидетельствует незаконная деятельность различных компаний, фирм и акционерных обществ.

3 Количество споров в судах продолжает расти, граждан все чаще признают банкротами и все еще редко оправдывают по уголовным делам - таковы итоги работы российских судов за прошедший год. // См., напр. Верховный суд подвел итоги работы судов за 2019 год. //https://pravo.ru/story218428/.; «Приговор свидетельствует о полном параличе независимой судебной системы». // 12.02.2020./ https: www.znak.com.

4 См.. напр., «Приговор свидетельствует о полном параличе независимой судебной системы» // https://www.znak.com/2020-02-12/.

5 -о

сз

<

воохранительных органов возникли крупные преступные сообщества, контролирующие сферы экономики, промышленного производства, бытового обслуживания, конкретные территории и регионы.

25. 26.

Стратегические цели совершенствования системы мер борьбы с экономической преступностью и коррупцией предполагают разработку отраслевых и долгосрочных программ. Создание механизма наблюдения, оценки и прогноза данного вида преступлений и эффективности деятельности по борьбе с ним; завершение реформы системы субъектов борьбы с экономической преступностью; реализацию качественно новой концепции подготовки кадров для органов, осуществляющих борьбу с экономической преступностью. Она должна быть основана на принципах многоступенчатости, повышенной интенсивности и непрерывного повышения квалификации. На общегосударственном уровне следует разработать механизм получения и реализации информации о денежных средствах сосредоточенных в иностранных банках и оффшорах, принадлежащих участникам преступных сообществ. При этом законопослушные предприниматели не должны страдать от преследования правоохранительных органов по «надуманным» основаниям и не отвечать за последствия «незаконного» преследования1.

К «нормальным принципам» или «дорожной карте» работы механизма правовой системы безопасности предпринимательства необходимо, на наш взгляд, отнести. Взаимная ответственность предпринимателя, общества и государства в деле обеспечения безопасности друг друга и страны; комплексный подход; учет социального и психологического факторов; анализ процесса обеспечения безопасности предпринимательства с позиций политики, права, морали; максимально точное определение состава потребностей и интересов; прогноз и упреждающее реагирование на опасности и угрозы; приверженность нормам международного права; согласованная регламентация деятельности всех органов системы обеспечения безопасности предпринимательства; исключение возможности их противозаконного применения; открытость и гласность деятельности органов системы безопасности предпринимательства, максимально возможный доступ к информации по вопросам обеспечения безопасности для всех предпринимателей, их близких и работающих в их структурах людей и принадлежащего имущества; приоритетность не силовых методов предотвращения и нейтрализации опасностей и угроз; возможность адаптации системы безопасности предпринимательства к изменению обстановки; надежность и устойчивость функционирования системы безопасности предпринимательства.

Изложенное позволяет и сегодня говорить о целесообразности создания Общественного совета безопасности России, местных общественных советов безопасности, а также Комиссии по безопасности бизнеса, идеология которых в настоящее время разрабатывается ТПП Рф и фондом национальной и международной безопасности2.

Литература

1. Уголовный кодекс РФ (комментарий с путеводителем по судебной практике) под редакцией доктора юридических наук А.И Чучаева. М. «ПРОСПЕКТ» 2020 г. С. 657.

2. Статистические данные с 1997-2017 гг. // Уголовный кодекс РФ (комментарий с путеводителем по судебной практике) под ред. доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева С.1272-1274.

3. Коммерсант-Урал 18.02.2020. Источник: Артемий Кызласов требовал с бизнесмена деньги за госконтракт. // www.compromat.ru/ page_41051.htm

4. 27.12.2017 https: ura.news/1052318198 «Помогать, а не кошмарить».

5. Уголовное право стратегия развития в ХХ1 веке. Материалы ХУ11 Международной научно-практической конференции. М., 23-24 января 2020 г. С. 4-632.

6. Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике. - Государство и право. 1994. № 1 С. 28.

7. Алексеев А.И. К вопросу об общем понятии права. Государство и право. 1993. № 6 С. 128-129.

8. Контроль над преступностью в демократическом обществе (материалы круглого стола). -Государство и право. 1993. № 10. С. 75.

9. «Интерфакс» 22.11.2019 г. //https://pasmi.ru/ archive/249443/

10. Прокуратура отменила 27 000 незаконных актов, затрагивающих интересы бизнеса // 13.04.2019 г. // https://pravo/ru/news/210035/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Коммерческая организация как преступное сообщество или как следователи давят на бизнес//07/06/2018 r//https://300.pravo.ru/ news/201620/

12. Титов предлагает, Чайка поддерживает, бизнес сидит // 07.11.2019 r//https://pasmi.ru/ archive/247509/.

13. Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и (или) должностные преступления (итоги теоретического исследования). М., Юриспруденция 2019 г. С. 9-452.

14. Korpus Prava.Analytics #1/Winter, 2019. С. 9-47.

15. Путин поручил ФСБ зачищать экономику от криминала //20.02.2020//https://pasmi.ru/ archive/259619/.

см со

1 См., напр. В Кремле проанализируют информацию об увеличении числа уголовных дел против бизнеса //20.02.2020/ https://pasmi.ru/archive/259647/.

2 См. напр.. М.Н. Зацепин Криминологическая характеристика преступлений против предпринимательства С. 34-35 // Актуальные проблемы общественной безопасности Иркутск 1996 г.

16. Совершенствование криминологических, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер противодействия преступности в современных условиях (материалы Х1 Кудрявцев-ских чтений 10 октября 2018 г., Москва) М., 2019 г. С. 5-235.

17. Статистика уголовного преследования бизнесменов не дает расслабиться // 19.02.2020// https://pasmi.ru/archive/259522/.

18. В Екатеринбурге впервые за пять лет вырос уровень преступности. //https://www.znak. com/2020-02-18/.

19. От Чуяна до Алешина: как Росалкоголь кры-шует рынок контрафакта - взгляд изнутри. 18.02.2020 // https://pasmi.ru/archive/259186/.

20. Верховный суд подвел итоги работы судов за 2019 год. //https://pravo.ru/story218428/.

21. Приговор свидетельствует о полном параличе независимой судебной системы // https://www. znak.com/2020-02-12/.

22. В Кремле проанализируют информацию об увеличении числа уголовных дел против бизнеса //20.02.2020/https://pasmi.ru/ archive/259647/.

23. Зацепин М.Н. Криминологическая характеристика преступлений против предпринимательства С. 34-35 // Актуальные проблемы общественной безопасности Иркутск 1996 г.

SOME PROBLEMS OF BUSINESS SECURITY IN RUSSIA

Zatsepin M.N., Zatsepin A.M., Glushkova E.M.

Ural State Law University, Association for Criminology, All Russian state university of justice (RPA of the ministry of justice of the Russian Federation) Law Ekaterinburg

Currently, the legal framework of entrepreneurship is formed by legal norms of a wide variety of types - from constitutional norms to the norms of civil, economic, labor, tax, and criminal law. In this regard, the problem of prevention of violations and security of business involves the analysis of criminal law in close connection with these rules, on the one hand, and taking into account the actions of social processes taking place in the economy, on the other. The need for criminal legislation in the economic sphere to be reoriented to protect the legitimate interests of owners, protect fair competition, honest business, and protect the interests of consumers is not being implemented.

Keywords: business security, criminal offense, law, law, economic crime.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation (commentary with a guide to judicial practice) edited by A.I. Chuchaev, Doctor of Law. M. "PROSPECT" 2020, p.657.

2. Statistics from 1997-2017 // Criminal Code of the Russian Federation (commentary with a guide to judicial practice), ed. Doctors of Law, Professors A.I. Chuchaev P. 1272-1274.

3. Kommersant-Ural 02/18/2020. Source: Artemy Kyzlasov demanded money from the businessman for the state contract. // www.compromat.ru/page_41051.htm

4. 12/27/2017 https: ura.news/1052318198 "Help, not nightmare."

5. Criminal law development strategy in the 21st century. Materials XU11 International Scientific and Practical Conference. M., January 23-24, 2020 P. 4-632.

6. Dozortsev V.A. Problems of improving the civil law of the Russian Federation in the transition to a market economy. - State and law. 1994. No. 1 P. 28.

7. Alekseev A.I. To the question of the general concept of law. State and law. 1993. No. 6. P. 128-129.

8. Crime control in a democratic society (round table materials). -State and law. 1993. No. 10. P. 75.

9. "Interfax" November 22, 2019 //https://pasmi.ru/archive/249443/

10. The prosecutor's office canceled 27,000 illegal acts affecting the interests of business // 04/13/2019 // https: // pravo / ru / news / 210035 /.

11. A commercial organization as a criminal community or as investigators put pressure on business // 07/06/2018 // https: //300. pravo.ru/news/201620/

12. Titov offers, Seagull supports, the business sits // 11/07/2019 // https: //pasmi.ru/archive/247509/.

13. Serving prisoners convicted of economic and (or) official crimes (results of a theoretical study). M., Jurisprudence 2019, pp. 9-452.

14. Korpus Prava.Analytics # 1 / Winter, 2019. P. 9-47.

15. Putin instructed the FSB to clean the economy from crime //20.02.2020 //https://pasmi.ru/archive/259619/.

16. Improving criminological, criminal law and criminal procedural measures to combat crime in modern conditions (materials X1 of the Kudryavtsev readings on October 10, 2018, Moscow) M., 2019, pp. 5-235.

17. Statistics of criminal prosecution of businessmen does not allow to relax // 02.19.2020 // https: //pasmi.ru/archive/259522/.

18. In Yekaterinburg, for the first time in five years, the crime rate has increased. //https://www.znak.com/2020-02-18/.

19. From Chuyan to Aleshin: how Rosalkogol covers the counterfeit market - an inside look. 02/18/2020 // https://pasmi.ru/ar-chive/259186/.

20. The Supreme Court summed up the results of the work of the courts for 2019. //https://pravo.ru/story218428/.

21. The verdict testifies to the complete paralysis of an independent judiciary // https://www.znak.com/2020-02-12/.

22. The Kremlin will analyze information about the increase in the number of criminal cases against business //20.02.2020/https:// pasmi.ru/archive/259647/.

23. Zatsepin M.N. Criminological characteristics of crimes against entrepreneurship P. 34-35 // Actual problems of public safety Irkutsk 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.