Перспективы российской уголовной политики в отношении предпринимателей
Зацепин Михаил Николаевич,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, аналитик управления научных исследований и международного сотрудничества УрГЮУ, вице-президент Российской криминологической ассоциации E-mail: [email protected]
Зацепин Александр Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, вице-президент Российской криминологической ассоциации, заместитель директора Уральского института ВГУЮ (РПА Минюста России), доцент кафедры уголовного права УрГЮУ E-mail: [email protected]
Глушкова Елена Михайловна,
кандидат юридических наук, доцент, преподаватель Уральского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), член Российской криминологической ассоциации, нотариус
Уголовная политика является одной из ведущих и самостоятельных отраслей российского права и существенно отличается от других - имеет свой предмет и метод регулирования входящих в общую систему российского права. Уголовная политика является законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности, ни одной другой политике этот признак не присущ. Уголовная политика имеет и собственный предмет регулирования - только те общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления, ни одна другая политика не может регулировать эти отношения. Уголовная политика как метод регулирования и способ реагирования на юридические факты в виде совершения преступлений опирается на «свою» нормативную базу - Конституцию РФ и «новый» Уголовный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г.
«Новый» Уголовный кодекс и уголовная политика отражает идеологию и политику реформенного и настоящего периода. Можем ли мы сказать, что уголовная политика уже решила все свои проблемы и, следовательно, теперь осталось только изучать накопленный опыт для решения практических вопросов? Как нам представляется, нет - происходит постановка новых проблем в области уголовной политики. Уголовная политика, как и научное исследование вообще, представляет собой непрекращающийся процесс выдвижения и разрешения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем приводит к прекращению исследований, к неподвижности и разрушению «существующей» уголовной политики. Уголовная политика в постоянном развитии ставит новые проблемы как теоретического, так и практического характера. Начиная от постановки и формулировки проблемы и кончая их решением, мы изучаем что-то новое, познаем его, обогащаем практику идеями их реализации.
Ключевые слова: уголовная политика, преступление, предприниматель, законодательство.
Под уголовной политикой принято понимать уголовно-правовую защиту граждан и их имущества от преступных посягательств, а также защиту государственных структур. Для выполнения этих задач используются нормы и средства уголовного права, которое в свою очередь является частью общей правовой политики. Безупречной уголовная политика может считаться в том случае, если в ней предусмотрена перспектива развития событий с учетом настоящего момента, разработана концепция решений, отмечены положения, подлежащие изменениям, и выделены положительные аспекты действующего законодательства. [25] Уголовная политика в отношении предпринимателей ориентируется на наиболее острые проблемы, обусловливаемые в «основном» экономической преступностью. И не содержит «новаторских» замыслов в законодательстве и практике реализации. Происходящие сегодня в уголовной политике изменения тесно связаны с изменениями в социально-политической, экономической, культурной сфере гражданского общества. И концепция уголовной политики в отношении предпринимателей следуют этим изменениям, или, наоборот, противодействуют им.
Исходя из динамики развития «криминогенной» обстановки и тех негативных последствий, которые обусловлены этим развитием, можно утверждать, что проводимая в настоящее время уголовная политика в отношении предпринимателей не отвечает предъявляемым к ней требованиям.^]
Поэтому в ней должны «проявляться» новые аспекты уголовного права, будь то толкование понятия «преступление» или система наказания, уголовное преследование или исполнение приговора. За последние десятилетия законы, формирующие материальные и формальные стороны уголовного права, изменились «сотни» раз, что говорит о постоянной потребности в реформах и необходимости активных действий в области уголовной политики. [11] Сегодня уголовная политика и реформа уголовного права воспринимаются как одно целое.
Стремление к «рациональности» в уголовной политике просматривалось уже в Х111 в, когда «божий суд» сменила инквизиция. Второй поворот к рациональности связан с эпохой просвещения, с началом самоанализа, с попытками создать нечто лучшее, чем уголовное право. Дух уголовной политики был пронизан духом оппозиции, свободы, прав человека. Это свойственно к критическим заметкам и нашей современности.[16]
Такое восприятие уголовной политики неудивительно, если речь идет не о научном познании
5 -о
сз
<
и анализе, а о новом социальном переустройстве с помощью только политики. Но так как современная правовая система достаточно подвижна, приспосабливается к социальным переменам, восприимчива к реформированию, то и социального переустройства уже недостаточно, возникают новые альтернативы и встречные реформы.
Речь идет о «прагматических» компромиссах в «некоторых» случаях. «Опережении», «другом» подходе к преступности», «новой концептуальной и структурной ориентации», словом, о «новой уголовной политике». Прежнее движение конституционной «социальной защиты» оказалось беспомощным, уязвимым и «бесперспективным».[14]
Такую динамику развития уголовной политики можно оценить не как присущую системе, а скорее как подрывающую систему. «Новые» направления в уголовной политике пока слабо учитывают материальные возможности, подчиняются только государственному регулированию, а появившиеся лозунги типа «разоружение уголовного права» всегда импонируют общественным массам, но не находят компромисса. И не случайно у нас так долго не был принят антикоррупционный закон, развивались события движения к аболиционизму. Действия бизнеса ориентируются на упразднение уголовного права, предлагают и сегодня «новейшие» альтернативы.[29] Специалисты уголовного права и криминологии с этим не согласны, так как знают по исследованиям, что «бизнес», во-первых, отличается крайним эгоизмом и всегда будет работать только на себя, во-вторых, эффективно решают проблемы предприниматели только в условиях отторжения всех видов социального контроля, правового, нравственного, экономического, политического, социального. (Изучение уголовных дел, документов, интервью у тех, кто осужден, которые до того, как пошли на преступление, являлись сотрудниками правоохранительных органов, служили Родине. Нужно очень многое, чтобы перевернулось их сознание, и они пошли на преступление. О причинах преступного поведения можно судить только после всестороннего исследования.)
Они наталкиваются на встречное требование ужесточения уголовного права, особенно в части усиления борьбы с правоэкстремистским насилием, защиты окружающей среды и даже в таких деликатных сферах, как например, насилие в семье, сексуальные правонарушения, детская порнография и курение в общественных местах. И хотя постоянная «реформа» уголовного права охватывает широкий спектр новых для уголовной политики явлений, вплоть до «новых» экономических преступлений, инициативы государства в области реформы представляются все еще недостаточными. [4]
Наука и общество испытывают научную по— требность в правовых изменениях, однако «про-2 тивники» таковых тормозят дело, мешают определиться, в каком направлении должна развиваться ° уголовная политика. И здесь трудно выделить дру-ав гие наиболее убедительные аргументы.[23]
В частности, предлагать руководствоваться понятием «уголовная политика в отношении предпринимателей» не совсем объективно. Однако оказалось, что дать определение рациональности и современности уголовной политики в отношении предпринимателей весьма непросто. Поэтому законодательной и исполнительной властью было предложено опираться, например, на принятие иррациональных волевых решений, на прагматическое улаживание отдельных случаев, которые не вписываются в общую концепцию. В данном случае речь идет в основном о создании умеренной системы уголовно-правового социального контроля, которая будет включать в себя общепризнанные нормы уголовной политики и которую можно будет обосновать, перепроверять и корректировать. То, что это стало возможно, подтверждается моделью развития уголовной политики последних лет. И все же остается многозначным и мало эффективным. Если говорить о эффективности оценок, то за этим можно было бы понимать элементарные нормы поведения, принятые в обществе т.е. исходить из задач социальной этики и философии права. Но можно еще говорить и о рационализме целей и под этим иметь в виду успешное внедрение в жизнь программ. Их цели общеизвестны: это контроль над преступностью и профилактика преступлений. Средства достижения этих целей и очередность решения задач требуют уточнений. Этим и должны заниматься специалисты в области уголовной политики. Сделать выводы, является ли политика успешной или нет, можно только на основе изучения ее результатов. Оценки этих результатов, усиливают аргументы в пользу рационализации целей, когда речь идет о выборе путей совершенствования уголовной политики в отношении предпринимателей. В частности, должен быть оценен процесс развертывания программ и их действенность. Это обеспечивает обратную связь с государственными, общественными и частными лицами. Таким образом, оценка является контролирующим и управляющим инструментом рациональной уголовной политики.[21; 27] Защитить «современную уголовную политику» от «депутатской» научности должны эмпирическая криминологическая база и уголовно-правовой анализ. Нельзя забывать и о практике. Можно было бы сказать, что «современная уголовная политика» - это научно обоснованная уголовная политика. Но вся трудность заключается в том, что она опирается на политические реалии. Как наука она опирается на объективное изучение преступления в его юридических и эмпирических проявлениях, но, с другой стороны, как составляющая политика она защищает определенные идеи и интересы. Эти противоречия затрудняют создание реалистичной и экономической концепции уголовной политики. Но с таким положением дел нельзя мириться. Нужно искать подходы для объединения различных представлений о «современности», т.е. устранить конфликт. Нужно сразу оговориться, что для его решения пока нет методик
и моделей. Для того чтобы достичь соглашения и при этом опираются на рациональные аргументы, необходимо признать, что рационализм и плюрализм мнений, как и переоценка ценностей имеют границы. Для устранения конфликта необходимо политическое решение со всей его «хрупкостью» и зависимостью от общественного мнения. Это может быть, например, сохранение уголовного права в отношении наркотических средств, несмотря на его невысокую эффективность. При этом условии возможно также определение рамок свободы действий для преступника и жертвы. Свобода действий в принятии политических решений правомерна только тогда, когда признается невозможной, недопустимой или нежелательной «псевдонаучность» этих решений.[5; 17]
Современная уголовная политика в отношении предпринимателей окажется несостоятельной, если предположить, что возможна нестыковка понятий «современности» в теории и на практике и что различные формы знаний нельзя объединить друг с другом. Нельзя не признать, что в практической деятельности используются свои формы и методы, образ мышления и исполнительные структуры, даже своя собственная культура. При этом она стыкуется с общепризнанными нормами права. И все же невозможен контроль над уголовно-политической программой без вклада науки и накопленного опыта. Учитывая, что обобщенная теория уголовной политики еще не состоялась, в обозримом будущем, видимо, более целесообразно двигаться вперед в данной области небольшими шагами, соблюдая требования обоснованности, ясности, очевидности и прав человека.[22]
Правоохранительные органы и правосудие нуждаются в постоянном анализе ситуации и прогнозах на будущее, чтобы соответствовать целям и задачам «профилактической» и «предупредительной» уголовной политики. На практике же уголовная политика выступает не только в качестве пассивного потребителя анализа и прогнозов, но и сама участвует в их создании. При этом происходит автоматическая замена чисто репрессивного аппарата на защитный, что помогает поднять у населения чувство защищенности, безопасности, которое в настоящее время, мягко говоря, снизилось.[12]
Правоохранительные органы и суды используют опыт и знания, полученные на практике для воздействия на общественность. Начиная с 90-х гг. криминологи предупреждали об опасности экономических преступлений и организованной преступности. Конечно, раннее распознание уголовных проявлений или развития «криминогенной» обстановки требовало осторожных подходов, чтобы не получить нежелательные побочные эффекты. Под этим имелось в виду, что иногда предупреждения, наблюдения и прогнозы криминологов используются недобросовестными «политиками» и «коммерсантами» в своих меркантильных интересах. Правоохранительные органы регулярно «заявляют» о своем участии в дискуссии о контроле над преступностью более органи-
зованно и наглядно, чем правосудие. Аудиторская сеть PricewaterhouseCoopers (PwC) и аналитический центр НАФИ провели совместное исследование по сравнению условий ведения бизнеса в России в 90-х годах и сейчас. В опросе участвовали 1000 представителей крупного, среднего и малого бизнеса. При этом респонденты были разделены на две группы - старшее поколение (предприниматели 1957-1963 годов рождения) и младшее (предприниматели 1980-1991 годов). 60% опрошенных ответили, что в 90-х невозможно было вести бизнес честно и законно. Но исследователей удивило то, что 40% респондентов придерживаются такого мнения и относительно современной России. При этом пессимизм в этом вопросе проявило старшее поколение. Молодые бизнесмены склонны идеализировать прошлое, отметили исследователи. Лишь 54% из них считают, что в 90-х вести бизнес было сложно. При этом среди людей, которые занимались бизнесом в то время, 70% выбрали этот вариант ответа. Старшее поколение указывает, что сейчас в бизнесе нет криминала, стало больше возможностей и доступных услуг, а также отмечают возросшую конкуренцию.[1]
В современной уголовной политике трудно выявить, ее «практическое» понятия и определения «получаются» размыты, ими трудно оперировать. Изменения в социальной и экономической системе, миграционные процессы, преступность - все это вызывает «противодействие» при попытках органов правопорядка вмешаться в процесс их развития.[13]
И повлиять на них можно только «опосредованно». Там, где полагают, что вмешательство может быть успешным, эффект бывает прямо противоположным.^] Чтобы избежать ложных оценок, необходимы политические консультации. Ранее использовались заключения, выводы и анализы криминологических исследований, деятельность которых была почетна и престижна. Сегодня, ошибочно представляется, что наука не успевает отвечать на ежедневные острые потребности практической уголовной политики. Например, в России растет число выявленных фактов получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве. При этом мелкие взятки фиксируются все реже. По данным Генпрокуратуры, в 2019 году было 13 867 фактов получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве, в 2018 году -12 527, в 2017 году - 12 111. При этом случаи мелкого взяточничества (получение или дача взятки в размере 10 тыс. рублей) фиксируется все реже (в 2019 году - 5 408, в 2018 году -5 437, в 2017 году - 5 841), хотя они и составляют более трети всех выявляемых фактов взяточничества.[10]
Поэтому решения здесь вынужденно принима- р ются при частичном или неполном объеме знаний. Д И только позже становятся возможными исследо- Е вания результатов примененных на практике про- К грамм. К сожалению, политические консультации, S проходящие в форме экспертиз, слушаний, вы- у сказываний точек зрения, зачастую носят бесси- А
стемный, неполный характер, и нередко выводы по ним не совпадают с различными прогнозами, например, с прогнозами в области молодежной, социальной политики. Сейчас оптимизм, который имел место в 80-х гг. по поводу политических изменений, улетучился.[7]
Разочарование криминальной практикой оборачивается нередко равнодушием, а иногда и агрессивностью населения. Социальное неравенство, беспрепятственные миграционные потоки, несвоевременное решение политических вопросов приводят к кризису, правовому и государственному «безразличию» и «нигилизму». Это осложняет положение и роль правоохранительных органов и грозит им «постоянными» реформами. Правоохранительные репрессии служат в том случае как бы затычкой и являются признаком «плохой» уголовной политики. Население не участвует в принятии решений, касающихся его самого, чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Политики же избегают четких позиций, если речь идет о движениях протеста или о проблемах миграции. Высказывания, имеющие целью успокоить, ослабить ситуацию - попытка уйти от решения вопроса. Тем временем социальные конфликты приобретают уголовный характер, и ими должны заниматься правоохранительные органы и правосудие. Но решить проблему можно только на уровне политических, экономических и социальных действий. Одним из главных «завоеваний» развития общества всегда является правовое государство, где выражением равенства служит процессуальный принцип - обязанность прокуратуры возбуждать уголовное преследование во всех случаях совершения преступления. Однако из-за возможности его исполнения, особенно в случаях мелких уголовных экономических преступлений незаинтересованности в этом общественности, принцип заменяется принципом целесообразности. «Мощностей и средств» правоохранительных органов без политической и социальной поддержки явно не хватает, чтобы все выявленные преступления расследовать соответствующим образом. Принцип необходимости «отбирать» дела, когда более 40% правонарушений со стороны взрослых и более половины правонарушений, совершенных молодежью, улаживаются, исходя из принципа целесообразности.^]
Однако полностью снять уголовную ответственность за мелкие правонарушения нельзя, так как это приведет к лишению гражданских прав лиц, страдающих от мелких правонарушителей. Выход может быть найден в ослаблении принципа, чтобы дать полицейскому больше простора для использования целесообразных мер, а также в активизации действий таких представителей судебной власти, как мировых или федеральных судей, — которые в состоянии урегулировать незначительна ные конфликты. Например, за девять месяцев в 2019 года следствие направило 6468 уголов-° ных дел об 11 664 коррупционных преступлений. Ц Из 6902 обвиняемых, представших перед судом,
3952 человека являются должностными лицами. Больше всего коррупционных преступлений совершили сотрудники МВД - 752. Еще 476 обвиняемых представляли органы местного самоуправления, кроме того, 181 и 84 человек являлись сотрудниками ФСИН и ФССП России соответственно. [6; 24]
Другое дело, когда речь идет о монополии государства на применение силы, например, в борьбе с организованной преступностью. Имеется много признаков того, что разложение и коррупция «ослабили» государственную монополию на применение силы. И если мы не хотим, чтобы полицейские, прокуроры и судьи были коррумпированы или убиты, то необходимо точное соблюдение, строгая регламентация уголовной политики и активные действия общественности. И это тем более необходимо для безопасности предпринимателей, чем «шире» становятся границы бесконтрольности (взяточничество, наркомания, рейдерские захваты и т.п.) Эти виды деятельности организованной преступности интернациональны по своему характеру. Поэтому «криминальная» уголовная политика также не должна оставаться монополизированной, а должна предполагать сотрудничество между государствами. Если уничтожаются границы, крепнут экономические и политические связи, то должна возникать и потребность в новых видах сотрудничества. Только правовая помощь и помощь в аресте преступника уже «недостаточны», необходимо сотрудничество правоохранительных органов на международном уровне. Можно только приветствовать создание Европола (англ. Еигоро1 - полицейская служба Европейского союза, основными задачами которой являются координация работы, национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена), выполняющего задачи координации борьбы с организованной и наркопреступностью, имущественными преступлениями. Конечно, в основном это работа по координации информационного потока, передача документации, обмен опытом. Преследование преступников должно проводится как и прежде национальными, региональными и местными органами, но соответствовать европейским и мировым требованиям.
Что касается будущего уголовной политики в отношении предпринимателей, то, конечно, она будет опираться на фундаментальные основы права и не упускать из виду тенденции развития преступности. В ней должна предусматриваться дифференциация преступлений по видам, тяжести, частоте и социальной опасности. Уголовная политика в отношении предпринимателей должна будет обратить особое внимание на насильственные экономические преступления, на преступное отношение к окружающей среде, защищая при этом равным образом интересы «жертв» преступлений. Чтобы не упустить массовые мелкие правонарушения, уголовное право также должно повысить роль предварительного следствия и объединить
усилия правоохранительных органов, «объективность» судов. На первых этапах дознания «предлагается» прозрачная методика следствия и «не-формализированное» разрешение конфликта, гражданско-правовое. Уголовная политика в отношении предпринимателей через прокуратуру должна будет обеспечить одинаковый подход к рассмотрению мелких и «крупных» правонарушений, чем и будет обеспечен принцип «справедливости» через уголовное право.[26; 28]
Литература
1. 40% предпринимателей: в России нельзя законно вести бизнес. // https://pravo.ru/ news/216499/01/12/2019/.
2. https://pravo.ru/news/201066/23/05/2020/.
3. Агора: за 10 лет силовики обыскали в России каждый 27-й дом. // https://pravo.ru/ ntws/201390/29/03/2018/.
4. Бакишев К.А., Чучаев А.И. Уголовно-правовая охрана безопасности транспорта по законодательству Казахстана и России: монография. -М.: Юрлитинформ, 2020. - 376 с.
5. Беспорядок в декларациях, семейные закупки и подарочная этика - антикоррупционные итоги под эгидой Кремля. // https://pasmi.ru/ агсЬ|^е/251757/11/12/2019/.
6. Больше всего коррупционеров СКР выявил в МВД. // https://pravo.ru/ news/216790/09/12/2019/.
7. Борьба за права бизнесменов и разумные судебные сроки: итоги года от Генпрокуратуры. // https://pravo.ru/story/210040/13/04/2019/.
8. В Генпрокуратуре заявили об увеличении числа коррупционных дел // https://pravo.ru/ news/219966/02/04/2020/.
9. В рамках «регуляторной гильотины» предложили отменить еще около 5000 актов.//https:// pravo.ru/news/219750/02/04/2020/.
10. В России растут суммы взяток и их количество.// https://pasmi.ru/archive/263826/04/04/2020/.
11. В СК создали отдел по расследованию кибер-преступлений (как отметили в Следственном комитете, расследовать преступления в сфере высоких технологий сложно). // https://pravo.ru/ news/217134/19/12/2020/.
12. Генпрокуратура назвала лидеров по уровню коррупции - силовики, суды, исполнительная власть. // https://pasmi.ru/ archive/245653/22/10/2019/.
13. Генпрокурор: продолжается давление на бизнес со стороны следователей. // https://pasmi. ru/archive/251633/09/12/2019/.
14. Князькина А.К., Чучаев А.И. Конвенциональные преступления в Уголовном кодексе РФ и международных актах. / - М.: ПКЦ Альтекс, 2007. - 836 с.
15. Крашенинников Павел. Времена и право. - М.: Статут. 2016. - 256 с.
16. Набоков В.Д. Избранное /Вступ. Слово, сост.: П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2015. - 318
с. (Юристы, изменившие право, государство и общество.)
17. Налоговые органы изобретают неизвестные правовые конструкции // https:// pravo.ru/ opinion/217047/19/12/2019/
18. Обиженные сотрудники, кредиторы и силовики: кто рушит бизнес // https://pravo.ru/ story/216964/14/12/2020/.
19. Приговор свидетельствует о полном параличе независимой судебной системы //https://www. znak.com/2020-02-12/
20. Россия вошла в мировые лидеры по преступлениям против бизнеса. // https://pravo.ru/ news/202563/16/05/2018/.
21. Советское уголовное уложение (научный комментарий, текст, сравнительные таблицы) / Ю.В. Грачева, С.В. Маликов, А.И. Чучаев; под ред. А.И. Чу-чаева. - Москва: проспект, 2015. - 256 с.
22. Тасаков В.С. Основания смягчения наказания в уголовном праве России. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. 152 с.
23. Титов предложил передать дела предпринимателей суду присяжных // https://pravo.ru/ news/219750/02/04/2020/.
24. Титов: статистика уголовного преследования бизнесменов не дает расслабиться. // https:// pasmi.ru/archive/259522/24/02/2019.
25. Уголовное право. Общая часть: учебник для бакалавров / И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 479 с.
26. Уголовное право: стратегия развития в ХХ1 веке: материалы второй международной научно-практ. конф. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.
27. Уголовное право: стратегия развития в ХХ1 веке: материалы ХУ Международной научно-практической конференции. - Москва: РГ-Пресс, 2018. - 688 с.
28. Уголовное право: стратегия развития в ХХ1 веке: материалы ХУ11 Международной научно-практической конференции. - МоскваЖ РГ-Пресс, 2020. - 848 с.
29. Уголовное судопроизводство России: Учебник для вузов / Под ред. Н.И. Газетдинова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 496 с.
30. ФСБ пришла с обыском к заместителю Колокольцева // https://pasmi.ru/ archive/264312/03/04/2020/.
31. ЦСР рассказал, как уберечь предпринимателей от уголовного преследования. //https:// pravo.ru/news/view/145759/03/01/2018/.
32. Четыре ножа в спину бизнеса: юристы о том, кто «кошмарит» предпринимателей. //https:// pravo.ru/news/625536/16/01/2018/.
PROSPECTS OF RUSSIAN CRIMINAL POLICY p
IN RELATION TO ENTREPRENEURS Д
s
Zatsepin M.N., Zatsepin A.M., Glushkova E.M. С
Ural State Law University; Ural Institute (RPA of the Ministry of Justice of the а
Russian Federation) S
А
Criminal policy is one of the leading and independent branches of y
Russian law and differs significantly from others - it has its own А
subject and method of regulation included in the General system of Russian law. Criminal policy is the legal basis for defining criminality and punishability of acts, grounds for criminal responsibility, application of penalties and exemption from responsibility, and this feature is not inherent in any other policy. Criminal policy has its own subject of regulation - only those social relations that arise in connection with the Commission of a crime, no other policy can regulate these relations. Criminal policy as a method of regulation and the way to respond to the legal facts in the form Sauveur solving crimes based on "their" regulatory framework - the Constitution and new penal code adopted by the State Duma on 24 may 1996 The "new" criminal code and criminal policy reflect the ideology and policy of the reform and present period. Can we say that criminal policy has already solved all its problems and, therefore, it is now only necessary to study the accumulated experience to solve practical problems? It seems to us that this is not the case - new problems are being raised in the field of criminal policy. Criminal policy, like scientific research in General, is an ongoing process of identifying and resolving new problems. The absence of problems leads to the termination of research, to the immobility and destruction of the" existing " criminal policy. Criminal policy in constant development poses new problems of both theoretical and practical nature. Starting from the formulation and formulation of the problem and ending with their solution, we study something new, learn it, enrich the practice with ideas of their implementation.
Keywords: criminal policy, crime, entrepreneur, legislation. References
1. 40% of entrepreneurs: in Russia it is impossible to legally conduct business. // https://pravo.ru/news/216499/01/12/2019/.
2. https://pravo.ru/news/201066/23/05/2020/.
3. Agora: for 10 years, security forces searched every 27th house in Russia. // https://pravo.ru/ntws/201390/29/03/2018/.
4. Bakishev K.A., Chuchaev A.I. Criminal protection of transport safety under the laws of Kazakhstan and Russia: monograph. -M.: Yurlitinform, 2020. - 376 p.
5. Disorder in declarations, family purchases, and gift ethics are anti-corruption results under the auspices of the Kremlin. // https://pasmi.ru/archive/251757/11/12/2019/.
6. The TFR identified the most corruption officials in the Ministry of Internal Affairs. // https://pravo.ru/news/216790/09/12/2019/.
7. The struggle for the rights of businessmen and a reasonable court period: the results of the year from the Prosecutor General. // https://pravo.ru/story/210040/13/04/2019/.
8. The Prosecutor General's Office announced an increase in the number of corruption cases // https://pravo.ru/ news/219966/02/04/2020/.
9. Within the framework of the "regulatory guillotine", they proposed to cancel about 5,000 more acts. // https: //pravo.ru/ news/219750/02/04/2020/.
10. In Russia, the amount of bribes and their number are growing. // https: //pasmi.ru/archive/263826/04/04/2020/.
11. An investigation department for cybercrime has been created in the UK (as the Investigative Committee noted, it's dif-
ficult to investigate high-tech crimes). // https://pravo.ru/ news/217134/19/12/2020/.
12. The prosecutor general's office named leaders in terms of corruption - security officials, courts, and the executive branch. // https://pasmi.ru/archive/245653/22/10/2019/.
13. Attorney General: investigators continue to pressure on the business. // https://pasmi.ru/archive/251633/09/12/2019/.
14. Knyazkina A.K., Chuchaev A.I. Conventional crimes in the Criminal Code of the Russian Federation and international acts. / -M.: PKC Alteks, 2007. - 836 p.
15. Krasheninnikov Pavel. Times and law. - M.: Statute. 2016. -256 s.
16. Nabokov V.D. Favorites / Entry. Word, comp.: P.V. Krasheninnikov. - M.: Statute, 2015. - 318 p. (Lawyers who have changed the law, state, and society.)
17. Tax authorities invent unknown legal constructions // https: // pravo.ru/opinion/217047/19/12/2019/
18. Offended employees, creditors and security officials: who ruins the business // https://pravo.ru/story/216964/14/12/2020/.
19. The verdict testifies to the complete paralysis of an independent judiciary //https://www.znak.com/2020-02-12/
20. Russia entered the world leaders in crimes against business. // https://pravo.ru/news/202563/16/05/2018/.
21. Soviet criminal code (scientific commentary, text, comparative tables) / Yu.V. Gracheva, S.V. Malikov, A.I. Chuchaev; under the editorship of A.I. Chuchaeva. - Moscow: Prospect, 2015. -256 p.
22. Tasakov V.S. Grounds for mitigation of punishment in the criminal law of Russia. Cheboksary: Publishing house of Chuvash. University, 2018.152 s.
23. Titov proposed to transfer the cases of entrepreneurs to a jury // https://pravo.ru/news/219750/02/04/2020/.
24. Titov: statistics on criminal prosecution of businessmen does not allow to relax. // https://pasmi.ru/archive/259522/24/02/2019.
25. Criminal law. General part: textbook for bachelors / I. Ya. Ko-zachenko, G.P. Novoselov. - M.: Publishing house Yurayt, 2013. - 479 p.
26. Criminal law: development strategy in the XXI century: materials of the second international scientific and practical. conf. - M.: TC Velby, Prospect Publishing House, 2005. - 336 p.
27. Criminal law: development strategy in the 21st century: materials of the KhU International Scientific and Practical Conference. - Moscow: RG-Press, 2018. - 688 p.
28. Criminal law: development strategy in the 21st century: materials of the 11th International Scientific and Practical Conference. - Moscow Zh RG-Press, 2020. - 848 p.
29. Criminal proceedings in Russia: Textbook for universities / Ed. N.I. Gazetdinova. - Kazan: Publishing house Kazan. University, 2004. - 496 p.
30. The FSB came with a search to the deputy Kolokoltsev // https:// pasmi.ru/archive/264312/03/04/2020/.
31. TSSR told how to protect entrepreneurs from criminal prosecution. //https://pravo.ru/news/view/145759/03/01/2018/.
32. Four knives in the back of a business: lawyers about who "nightmares" entrepreneurs. //https://pravo.ru/ news/625536/16/01/2018/.
CM