ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013.42:343.85
ББК Ч466.46+Х071 ГРНТИ 14.35.05 Код ВАК 5.8.7
Лопаева Наталья Сергеевна,
SPIN-код: 6274-4320
ведущий инженер Управления безопасности, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: [email protected]
Резер Татьяна Михайловна,
SPIN-код: 3606-7090
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: [email protected]
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правонарушения студентов; профилактика правонарушений; предупреждение правонарушений; принципы профилактики правонарушений; виды профилактики правонарушений; формы профилактического воздействия; студенты; профилактические мероприятия; де-линквентное поведение
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена теоретическим и правовым вопросам, связанным с толкованием и соотношением понятий «предупреждение правонарушений», «профилактика правонарушений», выделением элементов, составляющих предмет профилактики правонарушений. Особое внимание уделено выявлению сущности, механизмов, принципов, видов и форм профилактики правонарушений и изучению современного законодательства профилактической деятельности в студенческой среде.
Метод теоретического анализа позволил соотнести понятия «профилактика правонарушений» и «предупреждение правонарушений», рассматриваемые в научной литературе как равнозначные. Метод междисциплинарного анализа позволил проанализировать понятие «профилактика правонарушения» с разных научных позиций. Метод правового анализа дал возможность уточнить совокупность субъектов профилактики правонарушений. С помощью метода исторического анализа выделены изменения в отношении государства и общества к проблеме профилактики правонарушений в различные исторические периоды.
В результате исследования определено, что понятие «профилактика правонарушений» носит междисциплинарный и комплексный характер и включает в себя: 1) вид социальной практики; 2) вид деятельности, направленной на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств их совершения; 3) направление деятельности властных субъектов и общественных объединений; 4) систему общих предохранительных мер. Определены два подхода к анализу понятийного аппарата системы профилактики правонарушений в студенческой среде: 1) понятия «профилактика», «предупреждение» и «предотвращение» идентичны, суть заключается в принятии мер предупредительного характера; 2) профилактика - это ранний начальный этап любой предупредительной деятельности. Выделены элементы предмета профилактики: 1) совокупность субъектов; 2) принципы построения профилактической работы; 3) формы профилактического воздействия; 4) координация деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений против общественного порядка и деятельности государства. Установлено, что профилактика правонарушений в студенческой среде выступает особым видом социальной практики и деятельности вуза, а также одним из направлений деятельности органов власти, устанавливающих правила профилактического воздействия в системе образования.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лопаева, Н. С. Система профилактики правонарушений в студенческой среде: основные понятия и подходы / Н. С. Лопаева, Т. М. Резер. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 5. - С. 38-50.
Lopaeva Natalya Sergeevna,
Leading Engineer of Security Department, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Rezer Tatiana Mikhailovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Honored Teacher of the Russian Federation, Professor of Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION
IN THE STUDENT ENVIRONMENT: BASIC CONCEPTS AND APPROACHES
KEYWORDS: student offenses; crime prevention; crime prevention; principles of crime prevention; types of crime prevention; forms of preventive influence; students; preventive actions; delinquent behavior
© Лопаева Н. С., Резер Т. М., 2023
ABSTRACT. The article is devoted to theoretical and legal issues related to the interpretation and correlation of the concepts of "crime prevention", "prevention of offenses", definition of the elements that make up the subject of crime prevention. Special attention is paid to the identification of the essentiality, mechanisms, principles, types and forms of crime prevention and the study of modern legislation of preventive activities in the student environment.
The method of theoretical analysis allowed us to correlate the concepts of "crime prevention" and "prevention of offenses", considered in the scientific literature as equivalent. The method of interdisciplinary analysis made it possible to analyze the concept of "crime prevention" from different scientific positions. The method of legal analysis made it possible to clarify the totality of subjects of crime prevention. Using the method of historical analysis, the changes in the attitude of the state and society to the problem of crime prevention in various historical periods are highlighted.
As a result of the research, it was determined that the concept of "crime prevention" is interdisciplinary and complex and includes: 1) the type of social practice; 2) the type of activity aimed at identifying and eliminating the causes of offenses, conditions and circumstances of their commission; 3) the direction of activity of government entities and public associations; 4) the system of general protective measures. Two approaches to the analysis of the conceptual apparatus of the system of crime prevention in the student environment are defined: 1) the concepts of "crime prevention", "prevention of offenses" and "suppressions" are identical, the essence is to take preventive measures; 2) prevention is an early initial stage of any preventive activity. The elements of the subject of prevention are highlighted: 1) a collectivity of subjects; 2) principles of preventive work; 3) forms of preventive impact; 4) coordination of activities and monitoring in the field of prevention of offenses against public order and state activities. It is established that the "crime prevention" among students is a special type of social practice and activity of the university, as well as one of the activities of the authorities that establish the rules of preventive impact in the education system.
FOR CITATION: Lopaeva, N. S., Rezer, T. M. (2023). The System of Crime Prevention in the Student Environment: Basic Concepts and Approaches. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 38-50.
Введение. Профилактика в жизнедеятельности человека всегда находится в центре внимания представителей разных научных отраслей: врачей, криминологов, юристов, социологов, психологов и, конечно, педагогов, занимающихся передачей культурного наследия молодому поколению в форме традиций и ценностей. Актуальность исследования обусловлена тремя факторами. Первый фактор определяется тем, что в начале XXI века произошла смена парадигмы ценностей у молодых людей с индивидуально-личностной на парадигму социальной направленности через социальные сети [33]. Поэтому проблема переосмысления основных понятий и подходов, используемых в системе профилактики правонарушений в студенческой среде, по-прежнему остается социально значимой и актуальной.
Второй фактор: в целом термин «профилактика» является междисциплинарным и рассматривается в нескольких контекстах:
- в качестве системы мероприятий, направленных на предупреждение различных отклонений в поведении индивида в разных сферах деятельности;
- как система психолого-педагогических мер перевоспитания личности в процессе обучения и воспитания;
- как вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений в соответствии с принятыми моральными и правовыми нормами, регулирующими поведение человека. Это обстоятельство требует уточнения данного термина, включая действующее законодательство.
Третий фактор: необходимость созда-
ния в системе профилактики правонарушений в студенческой среде условий для воспитания социально ответственной личности. Поэтому воспитательная среда вуза в целом должна обеспечивать условия, способствующие гармоничному формированию мировоззрения личности [25, с. 37]. Данное обстоятельство, несомненно, требует проведения в студенческой среде профилактических мероприятий при исследовании студенческой среды с позиции этого фактора.
Обзор литературы. Исторически термин «профилактика» постепенно перешел из медицины и в другие сферы профессиональной деятельности и подразумевает совокупность мер, предотвращающих возникновение болезней и способствующих укреплению всех видов здоровья населения, в том числе социального здоровья молодежи в студенческой среде. Юристы определяют понятие «профилактика» как своего рода селекционную работу, устраняющую негативные процессы и явления в обществе, «вырывая сорняки на поле вырастания личности» [32, с. 367]. В. И. Загвязинский, выдающийся педагог и методолог педагогической науки, определяет профилактику в сфере образования как научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей [13, с. 23].
Многие отечественные юристы, криминологи, педагоги и психологи на протяжении длительного времени обращались к рассматриваемому вопросу, изучая различ-
ные аспекты отклоняющегося поведения, факторы, причины и условия, способствующие совершению правонарушений в студенческой среде. Например, в исследовании М. П. Клейменова рассматриваются исторические аспекты профилактической деятельности, начиная с работ древнегреческих философов и видных ученых эпохи Просвещения. В работе автором также анализируются: подходы, применяемые к организации профилактики правонарушений в молодежной среде; нормативное обеспечение профилактической деятельности в императорской России; правовое регулирование в период Советского Союза. Представляет особый интерес следующий факт: в России на протяжении XX в. трижды менялась отечественная система предупреждения преступлений: от признания ее главной роли и приоритетности среди направлений борьбы с преступностью в 70-80-е гг. до практического ее свертывания в 80-90-х гг. и частичного восстановления работы по профилактике правонарушений в стране начиная с 1994 г. и до настоящего времени [17, с. 115].
В Советском Союзе профилактическая деятельность строилась на строгой организационной иерархии КПСС, возглавляющей политическую систему в стране. Поэтому указания высших руководителей партии на разных уровнях воспринимались как обязательные к исполнению. Следовательно, профилактическая деятельность имела строгую централизацию и предполагала жесткую дисциплинарную ответственность за невыполнение указаний. Общественные наказания того времени имели серьезные последствия для людей в плане дальнейшей их карьеры и трудоустройства. Профилактика правонарушений имела не только строгую структурную организацию, но и базировалась на широком участии в этом процессе общественности и имела большой социальный резонанс в обществе [22, с. 484].
Еще в конце 70-х гг. прошлого столетия А. Б. Соколов настаивал на том, что профилактика правонарушений и преступлений должна быть ориентирована не только на нарушения, но и на отрицательные явления, не составляющие преступления. Например, А. Б. Сахаров писал: «Коль скоро социальное предупреждение преступности предполагает воздействие на широкий комплекс различных социальных, экономических, демографических, социально-психологических условий и т. д., то оно должно в той или иной мере касаться всех явлений, которые так или иначе связаны с преступностью, питают, способствуют совершению преступлений» [29, с. 8].
Таким образом, проведенный истори-
ческий анализ становления института профилактики правонарушений в России позволяет нам получить более глубокое понимание отношения государства и общества к рассматриваемой проблеме в разные исторические периоды в контексте существовавших социально-политических условий и изменений.
Согласно взгляду М. П. Клейменова, в современном усеченно-воссозданном виде профилактика правонарушений скорее имитирует деятельность, чем реально выступает главным направлением борьбы с преступностью. Данное обстоятельство обусловлено тремя существенными условиями:
- утратой значения социальной политики как основы общей профилактики правонарушений;
- катастрофическим стратифицированным разрывом в доходах населения, что подрывает доверие к власти, ее декларациям и призывам;
- изменением характера, свойств и параметров преступности, что требует концептуально нового профилактического реагирования на нее [17, с. 115].
Однако И. М. Мацкевич утверждает, что сегодня профилактика правонарушений в молодежной среде децентрализована и нельзя говорить, что профилактической работы вообще не ведется на уровне отраслевой деятельности. Автор приводит в качестве доказательств несколько причин, ослабляющих профилактическую деятельность в стране: работа не систематизирована; не ставится во главу угла; носит необязательный характер [22, с. 484]. С этими выводами нельзя не согласиться. В то же время А. Г. Головкина отмечает, что современная практика профилактики правонарушений в российской действительности не отвечает мировым подходам к ее организации, а именно: утрачены приоритетные позиции предопределения правонарушений в предшествующие годы; процесс формирования концептуальных основ профилактики правонарушений не обеспечен комплексом мероприятий правового и информационного характера; отсутствует отношение к профилактике как важнейшей составной части национальной государственной политики [10, с. 8]. Считаем, что в работе сделано справедливое замечание о необходимости считать профилактику самой важной составляющей национальной государственной политики в сфере безопасности страны, обусловленной социализацией молодежи в обществе или выбранной ими моделью поведения.
Особый интерес представляют исследования, освещающие вопросы профилактики правонарушений и предупреждения пре-
ступности среди несовершеннолетних и молодежи: студенческая преступность, имеющая корыстную направленность рассматривается в труде А. А. Корсантия [18]; теоретико-правовые основы проблемы становления правового режима законности и его укрепления посредством профилактики правонарушений представлены в работах Х. С. Гуцериева [11]; управление профилактикой правонарушений несовершеннолетних отражено в работе Н. Ю. Остапенко [27]; теоретико-правовой анализ соотношения правового воспитания и правонарушений как правовых явлений подробно представлен в исследовании Т. В. Назаряна [26].
Правовое воспитание, направленное на профилактику правонарушений в студенческой среде, включает правовые нормы, регламентирующие и определяющие задачи профилактики правонарушений в России, и следующие основные нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; Уголовный кодекс РФ от 13 мая 1996 г. № 63-ФЗ;
- ведомственные нормативные акты в сфере профилактической деятельности организаций, в частности приказ МВР России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений»; приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы» и др.
По мнению, Х. С. Гуцериева, количественный рост нормативных правовых актов для регулирования определенной отрасли общественной практики еще не означает рождение новой отрасли права, а лишь свидетельствует об интенсивном развитии законодательства в этой области [11, с. 258]. Ведомственное законодательство чаще акцентирует внимание на адресате предупреждения в виде лица, склонного к совершению преступлений и административных правонарушений, а «профилактика» применяется в отношении более широкого круга лиц. В сфере образования основными документами являются ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки РФ № 185 от 15 марта 2013 г. «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучаю-
щихся мер дисциплинарного взыскания».
Рассмотрим более подробно принятый в 2016 г. закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», дающий трактовку профилактики правонарушений как совокупности мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения (ст. 2).
Анализ содержания вышеуказанного закона позволяет выделить основные элементы системы профилактики правонарушений. К ним относятся:
1. Совокупность субъектов профилактики.
2. Принципы построения и направления профилактической деятельности.
3. Координация деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений против общественного порядка и деятельности государства.
Закон также определяет формы профилактического воздействия, которые представлены на рисунке 1.
По суждению С. И. Герасимова, принятие закона № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» дало заметный толчок для законодательных инициатив и развертывания на местах дополнительных мер по обеспечению правопорядка и безопасности граждан, активизации работы по профилактике правонарушений [8].
Вместе с тем О. А. Каширина и А. Н. Ва-рыгин отмечают ряд существенных недоработок в принятом федеральном законе:
- отсутствуют понятия «ранняя профилактика правонарушений», «субъект профилактики правонарушений»;
- из ст. 5 данного закона не понятно, что объединяет все перечисленные органы в качестве субъектов профилактики;
- отсутствуют критерии разграничения всех участников предупредительной деятельности на субъектов и лиц, участвующих в профилактике;
- не определены объекты профилактического воздействия (причины, условия, лица, склонные к совершению правонарушений, жертвы правонарушений, преступлений);
- не конкретизированы цели и задачи профилактики (ст. 6 определяет не их, а направления деятельности) [15, с. 77; 4].
Рис. 1. Формы профилактического воздействия (согласно ст. 17 ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»)1
1 Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 183-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976 (дата обращения: 01.10.2023).
Основная часть. В результате проведенного анализа теоретических и правовых источников установлено, что имеются некоторые терминологические противоречия. Так, по утверждению А. Н. Миронова, требуют уточнения термины и словосочетания, обозначенные в принятом законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», такие как «профилактический учет», «трудная жизненная ситуация», «специальные меры профилактики», «правосознание граждан»,
«правовое просвещение» и др. [23, с. 133]. С приведенными выводами А. Н. Миронова авторы согласны потому, что понятийный аппарат должен иметь системность и выве-ренность суждений о содержании понятий.
Ниже рассмотрены результаты междисциплинарного анализа термина «профилактика правонарушений». В таблице представлены взгляды представителей разных наук и профессий на содержание понятия «профилактика правонарушений» среди молодежи и членов общества.
Таблица
Междисциплинарный анализ понятия «профилактика правонарушений»
Ф. И. О. автора Название понятия Содержание понятия
Г. А. Аванесов (криминология) Профилактика правонарушений Особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению его членов [1, с. 258]
А. Н. Агафонов (социология) Социальная профилактика / предупреждение, превенция Деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально -терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин [2, с. 23]
А. И. Алексеев (криминалистика) Профилактика правонарушений Воздействие на причины и условия как уголовно наказуемых общественно опасных деяний, так и других юридических по природе деликтов, которые являются формами неправомерного поведения: административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые правонарушения, процессуальные нарушения [3, с. 12]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2023. № 5 43
Продолжение таблицы
Ф. И. О. автора Название понятия Содержание понятия
Н. И. Ветров (юриспруденция) Профилактика правонарушений Совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний [5, с. 9].
М. А. Галагузова (педагогика) Профилактика правонарушений Совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [6]
А. Г. Головкина (юриспруденция) Профилактика правонарушений Особый вид социальной практики, обеспечивающий целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью предупреждения нравственно-правовой деформации личности, формирования правомерного поведения и ресоциализации лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении [10, с. 13]
З. К. Давлетбаева (психология) Профилактика асоциального поведения Воздействие на образовательную среду с целью создания психологических условий, снижающих вероятность возникновения тех или иных трудностей в поведении учащихся, опосредованное повышением психологической культуры всех субъектов образовательной среды [12, с. 3]
И. Г. Зайнышев (социология) Профилактика / предотвращение Совокупность превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния правопорядка [,30, с. 144]
О. Н. Каширина (юриспруденция) Профилактика правонарушений Деятельность государственных органов и общественности, которая имеет системный характер как по комплексу мероприятий, так и по кругу субъектов, ее осуществляющих, направленная на недопущение возникновения, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретного преступления [16]
Т. В. Назарян (юриспруденция) Предупреждение правонарушений Практическое осуществление экономических, политических, идеологических, воспитательных, правовых и других мер по противодействию правонарушениям [26]
А. Г. Репьев (право) Профилактика правонарушений Система общих предохранительных мер, реализуемых соответствующими государственными субъектами в пределах своей компетенции (участковый уполномоченный полиции на своем участке, педагог в образовательной среде и т. д.) [28, с. 38]
Проведенный анализ понятия «профилактика правонарушений» позволяет сделать следующие выводы о том, что профилактика правонарушений представляет собой:
1. Во-первых, это определенный вид социальной практики, нацеленной на недопущение конкретных преступлений, предостережение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений (противоправных деяний).
2. Во-вторых, вид деятельности, направленной на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств их совершения.
3. В-третьих, направление деятельности государственно-властных субъектов и общественных объединений, реализующих комплекс мер воздействия в пределах своей компетенции по недопущению в обществе противоправных деяний (правоохрани-
тельные органы, органы опеки и попечительства, учреждения образования и здравоохранения и пр.).
4. В-четвертых, система общих предохранительных мер, реализуемых соответствующими государственными субъектами и субъектами профессиональной деятельности в пределах своей компетенции, в том числе педагогами в образовательной среде.
Так, В. Л. Кулапов, в частности, выделяет несколько видов профилактики правонарушений:
- социальная профилактика правонарушений - это деятельность, направленная на недопущение правонарушений путем применения мер общего и индивидуального характера;
- общая профилактика правонарушений - деятельность по выявлению и устранению причин правонарушений и условий,
способствующих их свершению, правовому воспитанию граждан, повышению их политической, нравственной и правовой культуры, по разработке и реализации целевых программ в сфере профилактики правонарушений;
- индивидуальная профилактика правонарушений - это деятельность по оказанию корректирующего воздействия на определенные категории лиц, склонных к противоправному поведению, в целях недопущения ими правонарушений [20, с. 91].
Необходимо отметить, что среди исследователей существуют различные подходы к соотношению понятий «профилактика», «предупреждение» и «предотвращение». Некоторые исследователи считают, что понятия «профилактика» и «предотвращение» не совпадают по своему содержанию. В этом случае под профилактикой понимается совокупность мероприятий, направленных на то, чтобы выявить, устранить и нейтрализовать причины и условия преступлений [19, с. 218].
Например, А. Г. Лекарь под предотвращением преступности подразумевает деятельность, направленную на то, чтобы не допустить совершения конкретного преступления, а под предупреждением - на то, чтобы не допустить совершения подготавливаемых и даже замышляемых преступлений [21, с. 45]. И. А. Гельдфан и П. П. Ми-хайленко утверждают, что данные термины идентичны, их содержание едино и суть заключается в необходимости принятия мер предупредительного (опережающего) характера, которые воздействовали бы на отдельных лиц и совершаемые ими негативные для общества поступки [7, с. 12-13].
В то же время И. И. Гербеков понятия «профилактика» и «предупреждение» правонарушений соотносит как часть и целое. Без профилактики не может быть предупреждения, и наоборот, предупреждение правонарушений не может быть без эффективной профилактики конкретных противоправных деяний. Таким образом, профилактика является самым ранним и начальным этапом предупредительной деятельности, направленной на недопущение правонарушения [9, с. 100].
Отметим, что предупреждение преимущественно рассматривается в криминологическом значении, поэтому в большинстве работ криминалистов употребляется в связи с термином «преступление» [28, с. 41]. Большинство авторов «предупреждение» и «профилактику» рассматривают как синонимы, и в некоторых источниках специальной юридической литературы термины предстают в одинаковых значениях. Поэтому оба понятия нами будут употребляться
как равнозначные. Уточним, что на федеральном уровне законодательство закрепляет только понятие «правонарушение».
Известный криминолог И. И. Карпец указывает, что предупредительные меры общего порядка чаще всего влияют на состояние преступности не прямо, а косвенно. Более того, они осуществляются государством и обществом не потому, что преследуют непосредственно цель предупреждения преступления, а потому, что главная цель таких мероприятий - совершенствование общественных отношений. Если совершенствуются общественные отношения, значит, в конечном счете это, безусловно, повлияет положительно и на преступность, а шире - на антиобщественные явления в целом в сторону уменьшения их количества и степени общественной опасности. Очевидно, что чем выше будут уровень материальной и культурной жизни людей, их сознательность и воспитанность, тем меньше в обществе будет преступлений и антиобщественных поступков. Конечно, прямолинейно связь общих предупредительных мер с уровнем преступности в целом или отдельных ее видов не всегда прослеживается, как и не всегда можно сразу же после серии общих мероприятий заметить изменения статистики преступности. Однако без принятия общих мер вообще нельзя вести речь о предупреждении преступлений [14, с. 44].
Далее Х. С. Гуцериев отмечает, что особо следует выделить вопросы о цели профилактики правонарушений. В отечественной юридической науке до недавнего времени господствовала установка, согласно которой «...целью профилактики считалось не только снижение числа правонарушений, но в перспективе полная ликвидация противоправного поведения граждан и должностных лиц. Эта точка зрения была своеобразным преломлением существовавшей официальной идеологии. Думаем, что этот рецидив социального утопизма окончательно изжит в российской науке» [11, с. 222].
По мнению А. С. Головкиной, целью государственной системы профилактики не может быть снижение уровня преступности и правонарушений. Простая логика исключает из целей профилактики правонарушений и преступности их снижение в абсолютных показателях, т. е. ежегодное их снижение должно привести в перспективе к ликвидации преступности. Утопичность этой цели сегодня вряд ли есть смысл оспаривать [10, с. 15]. Нам более близка эта точка зрения по причине того, что полная ликвидация правонарушений (преступности) будет представлять идеальную ситуацию -общество, где люди соблюдают нормативные правовые акты и социальные нормы в
форме морали и нравственности, а это, к сожалению, как показывает исторический опыт, практически невозможно.
Вслед за большинством исследователей А. С. Головкина предлагает считать общей целью системы мер по предупреждению правонарушений их удержание в социально приемлемых пределах. Однако существует и противоположная точка зрения. В частности, известный российский криминалист И. М. Мацкевич отмечает, что «любая правоохранительная система не любит заниматься профилактикой ввиду следующих причин:
- задачи не ясны;
- эффективность неочевидна;
- выгода сомнительна;
- цель труднодостижима» [22, с. 484].
В последнее время постулат о том, что с преступностью нельзя покончить, можно говорить только о социально приемлемом контроле над ней, считается чуть ли не истиной в последней инстанции. По мнению И. М. Мацкевича, это опасный подход, обнаруживающий узкопотребительское отношение к самой постановке проблемы (стоит ли особо напрягаться, если все равно ничего не поделаешь и преступность останется навсегда); не контроль, не приемле-
мый уровень, а ликвидация преступности (во всяком случае - в современном ее понимании) - вот безусловное магистральное направление профилактики [22, с. 489].
Согласно Концепции общественной безопасности процесс формирования и совершенствования системы профилактики правонарушений в стране сегодня направлен на следующие аспекты данного социального явления:
- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
- разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных программ по предупреждению правонарушений;
- привлечение граждан к участию в охране общественного порядка;
- развитие правовой грамотности и правосознания населения1.
На наш взгляд, следует согласиться с мнением И. М. Мацкевича, выделяющего несколько ключевых элементов, составляющих предмет профилактики правонарушений, что представлено на рисунке 2.
1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № пр-2685).
Выявление причин и условий социальных патологий
Разработка форм и методов устранения их причин
Постоянные измерения градуса общественного здоровья или даже общественного нездоровья
Мониторинг качества работы правоохранительной системы
Включение общественности в профилактическую работу
Анализ появления возможных новых патологий
Рис. 2. Элементы, составляющие предмет профилактики правонарушений
по И. М. Мацкевичу [22, с. 483]
Как видно из рисунка 2, элементы предмета профилактики представляют собой отдельные целостные системы и могут быть самостоятельными объектами исследования. Следует отметить, что профилактика правонарушений включает и такие актуальные элементы, как включение общественности в профилактическую работу, а
также необходимость проведения анализа появления возможных новых патологий в жизни и деятельности человека и общества.
Далее на рисунке 3 рассмотрим более подробно принципы профилактической деятельности на уровне муниципального образования, предложенные Э. Я. Стумбиной [31, с. 25-33].
Принцип концептуальности, т. е. наличие целевой комплексной программы района (города) как исходной посылки формирования системы субъектов
Принцип автономной проверки и оценка работоспособности каждого
компонента
Принцип рационального выбора компонентов и подсистем, обеспечивающих выполнение всех поставленных задач в области профилактики правонарушений
Принцип территориальности
Рис. 3. Принципы профилактической деятельности на уровне муниципального образования по Э. Я. Стумбиной [31, с. 25-33]
Предложенные принципы в некотором преломлении могут быть применены и при разработке профилактических программ в системе образования, в том числе в системе высшего профессионального образования. Понятно, что система профилактической деятельности на уровне образовательной организации не может эффективно действовать без инструментов управления, предложенных государством и реализуемых на основе принятой государственной политики в этой сфере. К таким инструментам относятся механизмы предупреждения правонарушений, используемые в сфере публичного управления. По мнению Т. В. Назаряна, к ним относятся:
- правовой механизм: наличие эффективного и непротиворечивого законодательства;
- организационный механизм: четкая правоприменительная деятельность всех органов власти;
- образовательный механизм: правовое воспитание граждан, повышение их правовой культуры и правосознания;
- политический механизм: эффективная деятельность общественных и политических организаций [26, с. 21].
На наш взгляд, значимым в образовательном механизме становится следующее направление: деятельность по привлечению граждан к охране общественного порядка при реализации профилактических программ; возрождение общественных формирований правоохранительной направленности - добровольные народные дружины, казачьи формирования, молодежные организации правоохранительной направленности (студенческие отряды охраны правопорядка, движения юных друзей полиции и др.). Сегодня можно сказать о том, что активность граждан существенно возросла.
В частности, за 2018 г. с участием народных дружин было задержано около 10 тыс. лиц, совершивших уголовно наказуемые влияния, пресечено 450 тыс. административных правонарушений [24, с. 196].
Например, в Уральском федеральном университете накоплен немалый положительный опыт работы студенческого отряда охраны правопорядка (СООПр), который создан и функционирует с 1996 года. Отряд является одной из форм студенческого самоуправления и важным звеном воспитательной работы в университете. Деятельность СООПр основывается на принципах законности и добровольности.
В качестве приоритетных направлений работы СООПр университета можно выделить следующие виды воспитательной работы:
- обеспечение охраны общественного порядка в учебных и студенческих корпусах и на прилегающей территории;
- патрулирование территории студенческого городка, в том числе в ночное время;
- содействие органам внутренних дел в предупреждении административных правонарушений и пресечении преступлений;
- поддержание общественного порядка во время проведения студенческих спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий;
- содействие органам внутренних дел в пресечении распространения наркотиков на территории студенческих и учебных корпусов;
- участие в оперативных и плановых мероприятиях по обеспечению правопорядка в общественных местах по согласованию с органами внутренних дел;
- участие совместно с органами внутренних дел и подразделениями МЧС в спасении людей и имущества в условиях чрезвычайных ситуаций.
Деятельность отряда является своего
рода позитивной альтернативой асоциальных криминальных и делинквентных тенденций среди молодежных группировок в студенческой среде.
Деятельность отряда учит работе в коллективе и позволяет привлекать новые силы, вырабатывать новые идеи и совместными усилиями с администрацией вуза, а также с правоохранительными структурами организовывать работу по воспитанию коллектива коллективом. Деятельность отряда охраны правопорядка позволяет его членам приобретать специальные знания и навыки, которые будут востребованы в различных жизненных ситуациях и могут быть полезными в дальнейшем; учит разумной инициативе, самоконтролю и принятию взвешенных решений в учебной и иной деятельности.
Таким образом, студенческий отряд охраны правопорядка можно считать одной из форм развития гражданской позиции и формирования правовой культуры студентов в образовательной среде.
Выводы. Профилактика правонарушений в студенческой среде является сложным процессом и требует применения междисциплинарного и системного подходов к изучению данного феномена, а процесс создания действенной системы профилактики правонарушений должен осуществляться на научной основе и обобщении практического опыта в образовании. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Несмотря на то, что профилактика правонарушений в молодежной среде - это одно из приоритетных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации, сегодня практически отсутствуют комплексные исследования проблемы профилактики правонарушений среди молодежи, построенные на современных методологических подходах, особенно применительно к студенческой среде.
2. Проведенный междисциплинарный анализ понятия «профилактика правонарушения» позволил определить его как многоаспектное явление в общественной жизни и деятельности государства, включающее в себя вид социальной практики и
вид деятельности, направленной на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств их совершения, а также направление деятельности субъектов органов публичного управления и общественных объединений и систему общих предохранительных мер, установленных в государстве.
3. Существуют различные подходы к соотношению понятий «профилактика», «предупреждение» и «предотвращение». Выделяются два основных подхода:
- данные термины идентичны, их содержание едино, а суть заключается в необходимости принятия мер предупредительного характера, воздействующих на отдельных лиц и совершаемые ими негативные для общества поступки, в том числе в студенческой среде;
- профилактика есть самый ранний начальный этап любой предупредительной деятельности.
4. Проанализированные теоретические и правовые источники позволили определить элементы предмета профилактики. К таким элементам относятся:
- совокупность субъектов общественных и образовательных отношений;
- принципы построения профилактической работы в образовательной организации;
- формы профилактического воздействия, используемые в профилактической деятельности по предупреждению правонарушений в студенческой среде;
- механизмы профилактического воздействия;
- координация деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений против общественного порядка и деятельности на уровне государства и образовательной организации.
Таким образом, система профилактики правонарушений в студенческой среде в современных социально-экономических и политических условиях нуждается в уточнении теоретических, методологических, организационных, правовых и информационных основ обеспечения ее деятельности в воспитательной среде современного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика / Г. А. Аванесов. - М., 1980. - Текст : непосредственный.
2. Агафонов, А. Н. Социальная работа: теория и технологии / А. Н. Агафонов, К. Н. Менлибаев, К. М. Туганбекова, Г. Г. Черная. - Астана, 2005. - 368 с. - Текст : непосредственный.
3. Алексеев, А. И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А. И. Алексеев, С. И. Герасимов, А. Я. Сухарев. - М. : Норма, 2001. - 481 с. - Текст : непосредственный.
4. Варыгин, А. Н. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»: плюсы и минусы / А. Н. Варыгин. - Текст : непосредственный // Вестник Волгоградской Академии МВД России. - 2017. - № 1 (40). - С. 56-59.
5. Ветров, Н. И. Криминологическая характеристика правонарушений молодежного возраста : учебное пособие / Н. И. Ветров. - М., 1981. - Текст : непосредственный.
6. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / М. А. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. - М. : Владос, 2013. - 224 с. - Текст : непосредственный.
7. Гельдфан, И. А. Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности / И. А. Гельдфан, П. П. Михайленко. - М. : Юридическая литература, 1964. - 203 с. - Текст : непосредственный.
8. Герасимов, С. И. На пути к созданию государственной системы профилактики правонарушений и преступлений / С. И. Герасимов. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 6.
9. Гербеков, И. И. Понятие и виды профилактики правонарушений / И. И. Гербеков. - Текст : непосредственный // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 4. - С. 99-105.
10. Головкина, А. Г. Государственная система профилактики правонарушений в современной России : дис. ... канд. юрид. наук / А. Г. Головкина. - М., 2011. - 208 с. - Текст : непосредственный.
11. Гуцериев, Х. С. Законность и профилактика правонарушений: теоретико-правовой анализ : дис. ... д-ра юрид. наук / Х. С. Гуцериев. - СПб., 1998. - 378 с. - Текст : непосредственный.
12. Давлетбаева, З. К. Психологическая превенция и профилактика: понятийный аспект / З. К. Давлетбаева. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 «Образование: психологические и педагогические исследования». - 2013. - Вып. 1. - С. 3-10.
13. Загвязинский, В. И. Основы социальной педагогики / В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Ку-дашов. - М. : Педагогическое общество, 2002. - 160 с. - Текст : непосредственный.
14. Карпец, И. И. Что такое криминология / И. И. Карпец. - М. : Знание, 1986. - Текст : непосредственный.
15. Каширина, О. Н. К вопросу о доктринальной состоятельности нового закона о профилактике правонарушений / О. Н. Каширина. - Текст : непосредственный // Криминология вчера, сегодня, завтра. -2016. - № 4 (43). - С. 73-77.
16. Каширина, О. Н. О некоторых аспектах проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в РФ / О. Н. Каширина. - Текст : непосредственный // Инновационная экономика и право. - 2008. - № 1 (10). - С. 106-108.
17. Клейменов, М. П. Профилактика правонарушений: исторический очерк / М. П. Клейменов, А. В. Кондратьев, Е. М. Сейбол. - Текст : непосредственный // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2020. - Т. 17, № 1. - С. 108-119.
18. Корсантия, А. А. Предупреждение краж, грабежей и разбоев, совершаемых студентами Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Корсантия. - М., 2004. - 247 с. - Текст : непосредственный.
19. Криминология и профилактика преступлений : учебник / Г. А. Аванесов, А. И. Алексеев, Ю. М. Антонян [и др.] ; под ред. А. И. Алексеева. - М. : Издательство ВШ МВД СССР, 1989. - 430 с. -Текст : непосредственный.
20. Кулапов, В. Л. Теория государства и права / В. Л. Кулапов, А. В. Малько. - М. : Норма, 2018. -384 с. - Текст : непосредственный.
21. Лекарь, А. Г. Профилактика преступлений / А.Г. Лекарь. - М. : Юридическая литература, 1972. -104 с. - Текст : непосредственный.
22. Мацкевич, И. М. Дивергенция теории и практика профилактики правонарушений / И. М. Мацке-вич. - Текст : непосредственный / / Пенитенциарная наука. - 2021. - Т. 15, № 3 (55). - С. 481-490.
23. Миронов, А. Н. О правовых коллизиях в положении ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений» / А. Н. Миронов. - Текст : непосредственный // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 3 (43).
24. Михайленко, Н. В. К вопросу совершенствования системы профилактики правонарушений / Н. В. Михайленко, Е. В. Поликарпова, А. Ю. Олимпиев. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 4.
25. Мосалёв, А. М. Параметризация воспитательной деятельности в образовательном учреждении высшего образования / А. М. Мосалёв. - Текст : непосредственный // Открытое образование. - 2023. -Т. 27, № 3. - С. 37-42. - DOI: http://dx.d0i.0rg/10.21686/1818-4243-2023-3-36-42.
26. Назарян, Т. В. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений: вопросы теории и практики : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Т. В. Назарян. - Сочи, 2005. - 28 с. - Текст : непосредственный.
27. Остапенко, Н. И. Основы формирования системы управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук / Н. И. Остапенко. - М., 2004. - 229 с. - Текст : непосредственный.
28. Репьев, А. Г. Превенция как правовая категория: в порядке научной дискуссии / А. Г. Репьев, К. А. Васильков. - Текст : непосредственный // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - № 2 (133). - С. 35-42.
29. Сахаров, А. Б. Методологические, методические и организационные проблемы социального планирования борьбы и предупреждения преступлений / А. Б. Сахаров. - Текст : непосредственный // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 32. - М. : Юрид. литература, 1980.
30. Технология социальной работы : учебное пособие для студентов вузов / под ред. И. Г. Зайныше-ва. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 240 с. - Текст : непосредственный.
31. Управление профилактикой правонарушений несовершеннолетних / Э. Я. Стумбина, К. К. Матвеев, Г. Г. Менберг [и др.] ; отв. ред. Э. Я. Стумбина. - Рига, 1989. - 224 с. - Текст : непосредственный.
32. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. - М., 1999. - 526 с. - Текст : непосредственный.
33. Rezer, Т. М. Social Values of Students in Conditions of Digitalization of Education and COVID-19 / Т. М. Rezer. - Text : immediate // Integration of Education. - 2021. - Vol. 25 (2). - P. 226-243. - DOI: https://d0i.0rg/10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-24312.
REFERENCES
1. Avanesov, G. A. (1980). Kriminologiya i sotsial'naya profilaktika [Criminology and Social Prevention]. Moscow.
2. Agafonov, A. N., Menlibaev, K. N., Tuganbekova, K. M., Chernaya, G. G. (2005). Sotsial'naya rabota: teoriya i tekhnologii [Social Work: Theory and Technologies]. Astana. 368 p.
3. Alekseev, A. I., Gerasimov, S. I., Sukharev, A. Ya. (2001). Kriminologicheskaya profilaktika: teoriya, opyt, problemy [Criminological Prevention: Theory, Experience, Problems]. Moscow, Norma. 481 p.
4. Varygin, A. N. (2017). Federal'nyi zakon «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v RF»: plyusy i minusy [Federal Law "On the Basics of the System of Crime Prevention in the Russian Federation": Pros and Cons]. In Vestnik Volgogradskoi Akademii MVD Rossii. No. 1 (40), pp. 56-59.
5. Vetrov, N. I. (1981). Kriminologicheskaya kharakteristika pravonarushenii molodezhnogo vozrasta [Criminological Characteristics of Offenses of Youth Age]. Moscow.
6. Galaguzova, M. A., Sorvacheva, G. V., Shtinova, G. N. (2013). Sotsial'naya pedagogika: praktika glaza-mi prepodavatelei i studentov [Social Pedagogy: Practice Through the Eyes of Teachers and Students]. Moscow, Vlados. 224 p.
7. Geldfan, I. A., Mikhailenko, P. P. (1964). Preduprezhdenie prestuplenii — osnova bor'by za iskorenenie prestupnosti [Crime Prevention - the Basis of the Fight for the Eradication of Crime]. Moscow, Yuridicheskaya literatura. 203 p.
8. Gerasimov, S. I. (2019). Na puti k sozdaniyu gosudarstvennoi sistemy profilaktiki pravonarushenii i prestuplenii [On the Way to the Creation of a State System for the Prevention of Offenses and Crimes]. In Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. No. 6.
9. Gerbekov, I. I. (2017). Ponyatie i vidy profilaktiki pravonarushenii [The Concept and Types of Crime Prevention]. InYuridicheskaya nauka ipravookhranitel'nayapraktika. No. 4, pp. 99-105.
10. Golovkina, A. G. (2011). Gosudarstvennaya sistema profilaktiki pravonarushenii v sovremennoi Rossii [State Crime Prevention System in Modern Russia]. Dis. ... kand. yurid. nauk. Moscow. 208 p.
11. Gutseriev, Kh. S. (1998). Zakonnost' i profilaktika pravonarushenii: teoretiko-pravovoi analiz [Legality and Crime Prevention: Theoretical and Legal Analysis]. Dis. ... d-ra yurid. nauk. Saint Petersburg. 378 p.
12. Davletbaeva, Z. K. (2013). Psikhologicheskaya preventsiya i profilaktika: ponyatiinyi aspekt [Psychological Prevention and Prevention: Conceptual Aspect]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12 «Obrazovanie: psikhologicheskie i pedagogicheskie issledovaniya». Issue 1, pp. 3-10.
13. Zagvyazinsky, V. I., Zaitsev, M. P., Kudashov, G. N. (2002). Osnovy sotsial'noi pedagogiki [Fundamentals of Social Pedagogy]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo. 160 p.
14. Karpets, I. I. (1986). Chto takoe kriminologiya [What is Criminology]. Moscow, Znanie.
15. Kashirina, O. N. (2016). K voprosu o doktrinal'noi sostoyatel'nosti novogo zakona o profilaktike pravonarushenii [On the Question of the Doctrinal Consistency of the New Law on the Prevention of Offenses]. In Kriminologiya vchera, segodnya, zavtra. No. 4 (43), pp. 73-77.
16. Kashirina, O. N. (2008). O nekotorykh aspektakh provedeniya sub"ektami profilaktiki pravonarushenii monitoringa v sfere profilaktiki pravonarushenii v RF [On Some Aspects of Monitoring by Subjects of Crime Prevention in the Field of Crime Prevention in the Russian Federation]. In Innovatsionnaya ekonomika i pravo. No. 1 (10), pp. 106-108.
17. Kleymenov, M. P., Kondratyev, A. V., Seybol, E. M. (2020). Profilaktika pravonarushenii: istoricheskii ocherk [Prevention of Offenses: A Historical Essay]. In Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». Vol. 17. No. 1, pp. 108-119.
18. Korsantiya, A. A. (2004). Preduprezhdenie krazh, grabezhei i razboev, sovershaemykh studentami Ros-siiskoi Federatsii [Prevention of Thefts, Robberies and Robberies Committed by Students of the Russian Federation]. Dis. ... kand. yurid. nauk. Moscow. 247 p.
19. Avanesov, G. A., Alekseev, A. I., Antonyan, Yu. M. et al. (1989). Kriminologiya i profilaktika prestuplenii [Criminology and Crime Prevention]. Moscow, Izdatel'stvo VSh MVD SSSR. 430 p.
20. Kulapov, V. L., Malko, A. V. (2018). Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Norma. 384 p.
21. Lekar, A. G. (1972). Profilaktika prestuplenii [Crime Prevention]. Moscow, Yuridicheskaya literatura. 104 p.
22. Matskevich, I. M. (2021). Divergentsiya teorii i praktika profilaktiki pravonarushenii [Divergence of Theory and Practice of Crime Prevention]. In Penitentsiarnaya nauka. Vol. 15. No. 3 (55), pp. 481-490.
23. Mironov, A. N. (2017). O pravovykh kolliziyakh v polozhenii FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii» [On Legal Conflicts in the Provision of the Federal Law "On the Basics of the System of Prevention of Offenses"]. In Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. No. 3 (43).
24. Mikhailenko, N. V., Polikarpova, E. V., Olimpiev, A. Yu. (2020). K voprosu sovershenstvovaniya sistemy profilaktiki pravonarushenii [On the Issue of Improving the Crime Prevention System]. In Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. No. 4.
25. Mosalev, A. M. (2023). Parametrizatsiya vospitatel'noi deyatel'nosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego obrazovaniya [Parametrization of Educational Activity in an Educational Institution of Higher Education]. In Otkrytoe obrazovanie. Vol. 27. No. 3, pp. 37-42. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2023-3-36-42.
26. Nazaryan, T. V. (2005). Rol' pravovogo vospitaniya v preduprezhdenii pravonarushenii: voprosy teorii i praktiki [The Role of Legal Education in Crime Prevention: Issues of Theory and Practice]. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Sochi. 28 p.
27. Ostapenko, N. I. (2004). Osnovy formirovaniya sistemy upravleniya profilaktikoi pravonarushenii nesovershennoletnikh [Fundamentals of Developing a Management System for the Prevention of Juvenile Delinquency]. Dis. ... kand. yurid. nauk. Moscow. 229 p.
28. Repyev, A. G., Vasilkov, K. A. (2020). Preventsiya kak pravovaya kategoriya: v poryadke nauchnoi diskussii [Prevention as a Legal Category: In the Order of Scientific Discussion]. In Vestnik Saratovskoi gosudar-stvennoi yuridicheskoi akademii. No. 2 (133), pp. 35-42.
29. Sakharov, A. B. (1980). Metodologicheskie, metodicheskie i organizatsionnye problemy sotsial'nogo pla-nirovaniya bor'by i preduprezhdeniya prestuplenii [Methodological, Methodological and Organizational Problems of Social Planning for the Fight and Prevention of Crimes]. In Voprosy bor'by s prestupnost'yu. Issue. 32. Moscow, Yuridicheskaya literatura.
30. Stumbina, E. Ya., Matveev, K. K., Menberg, G. G. et al. (1989). Upravlenie profilaktikoipravonarushenii nesovershennoletnikh [Management of Prevention of Juvenile Delinquency]. Riga. 224 p.
31. Zainyshev, I. G. (Ed.). (2002). Tekhnologiya sotsial'noi raboty [Social Work Technology]. Moscow, Gumanitarnyi izdatel'skii tsentr «VLADOS». 240 p.
32. Tikhomirov, M. Yu. (Ed.). (1999). Yuridicheskaya entsiklopediya [Legal Encyclopedia]. Moscow. 526 p.
33. Rezer, T. M. (2021). Social Values of Students in Conditions of Digitalization of Education and COVID-19. In Integration of Education. Vol. 25 (2), pp. 226-243. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-24312.