Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профилактический учет / учреждения УИС / правонарушение / профилактика правонарушений / preventive accounting / criminal record institutions / offense / prevention of offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антон Юрьевич Марков, Айдаркан Байдекович Скаков

В статье представлен анализ недостатков в правовом регулировании осуществ-ления профилактики правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной си-стемы Российской Федерации. Рассматриваются проблемные вопросы в осуществ-лении деятельности по профилактике правонарушений в учреждениях УИС. Проана-лизированы нормативно-правовые акты, регламентирующие профилактику преступ-лений и правонарушений в учреждениях УИС, выделены проблемные вопросы в осу-ществлении деятельности по профилактике правонарушений. В ходе анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление профилактического учета в учреждениях УИС, выявлены их недостатки и предло-жены направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной деятельности, направленной на профилактику правона-рушений и преступлений, совершаемых в учреждениях УИС, путем не только изда-ния новой инструкции о порядке проведения профилактической работы в учрежде-ниях и органах УИС, но и внесения изменений в нормативно-правовые акты феде-рального уровня, такие как УИК РФ, Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антон Юрьевич Марков, Айдаркан Байдекович Скаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF OFFENSES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the author’s analysis of shortcomings in the legal regulation of crime prevention in institutions of the penal system of the Russian Federation. Problematic issues in the implementation of crime prevention activities in penal institutions are consid-ered. The regulatory legal acts regulating the prevention of crimes and offenses in penal institutions are analyzed, and problematic issues in the implementation of crime prevention activities are highlighted. In the course of the analysis of regulatory legal acts regulating the implementation of preventive accounting in penal institutions, directions for improving penal legislation and penal activities aimed at preventing offenses and crimes committed in penal institutions were identified and proposed, by not only issuing new instructions on the procedure for car-rying out preventive work in institutions and bodies of the penal system, but also amend-ments to regulatory legal acts at the federal level, such as the Penal Code of the Russian Federation, Federal Law of July 15, 1995 No. 103-FZ ―On the detention of suspects and accused of committing crimes‖.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.8

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/46-56

А. Ю. Марков, А. Б. Скаков

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье представлен анализ недостатков в правовом регулировании осуществления профилактики правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Рассматриваются проблемные вопросы в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений в учреждениях УИС. Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие профилактику преступлений и правонарушений в учреждениях УИС, выделены проблемные вопросы в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений.

В ходе анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление профилактического учета в учреждениях УИС, выявлены их недостатки и предложены направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной деятельности, направленной на профилактику правонарушений и преступлений, совершаемых в учреждениях УИС, путем не только издания новой инструкции о порядке проведения профилактической работы в учреждениях и органах УИС, но и внесения изменений в нормативно-правовые акты федерального уровня, такие как УИКРФ, Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Ключевые слова: профилактический учет; учреждения УИС; правонарушение; профилактика правонарушений.

Для цитирования: Марков А. Ю., Скаков А. Б. Проблемы правового регулирования правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Вестник Кузбасского института. 2023. № 4 (57). С. 46-56. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/46-56.

A. Yu. Markov, A. B. Skakov

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF OFFENSES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the author's analysis of shortcomings in the legal regulation of crime prevention in institutions of the penal system of the Russian Federation. Problematic issues in the implementation of crime prevention activities in penal institutions are considered. The regulatory legal acts regulating the prevention of crimes and offenses in penal institutions are analyzed, and problematic issues in the implementation of crime prevention activities are highlighted.

© Марков А. Ю., Скаков А. Б., 2023 © Markov A. Yu., Skakov A. B., 2023

In the course of the analysis of regulatory legal acts regulating the implementation of preventive accounting in penal institutions, directions for improving penal legislation and penal activities aimed at preventing offenses and crimes committed in penal institutions were identified and proposed, by not only issuing new instructions on the procedure for carrying out preventive work in institutions and bodies of the penal system, but also amendments to regulatory legal acts at the federal level, such as the Penal Code of the Russian Federation, Federal Law of July 15, 1995 No. 103-FZ "On the detention of suspects and accused of committing crimes".

Keywords: preventive accounting; criminal record institutions; offense; prevention of offenses.

For citation: Markov A. Yu., Skakov A. B. Problems of legal regulation of offenses in institutions of the penal system of the Russian Federation. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 4 (57), p. 46-56. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/46-56.

Профилактика преступлений и правонарушений является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Предупреждение пенитенциарной преступности входит в компетенцию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС). В свою очередь, учреждения УИС осуществляют предупреждение преступлений и правонарушений путем проведения общей и индивидуальной профилактики в соответствии с приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее — Инструкция).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) одной из задач УК РФ является предупреждение преступлений. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) одной из целей уголовно-исполнительного законодательства является предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (далее — Концепция) в целях обеспечения безопасности деятельности УИС и ее объектов предполагает совершенствование порядка проведения индивидуальной профилактики правонарушений, включая постановку на профилактический учет, конкретизацию категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подлежащих постановке на профилактический учет, а также исключение формальных оснований для постановки на профилактический учет

Проблемы, возникающие перед учреждениями УИС при реализации положений Инструкции и осуществлении деятельности по профилактике преступлений и правонарушений в учреждениях УИС, условно можно разделить на два блока: 1. Проблемы правового регулирования профилактики правонарушений в учреждениях УИС; 2. Проблемы, возникающие при осуществлении практической деятельности по профилактике правонарушений в УИС.

Чтобы говорить о профилактическом учете в УИС, следует определить

само понятие профилактического учета в УИС ввиду того, что несмотря на научную проработанность термина «профилактический учет в УИС», в Инструкции по профилактике правонарушений и преступлений не представлено понятие профилактики правонарушений и преступлений в УИС, из-за чего могут возникнуть противоречия в толковании понятия профилактического учета у различных органов государственной власти, осуществляющих исполнение наказаний, осуществляющих контроль за ними.

Е. В. Егорова, А. П. Исиченко, А. М. Фумм под профилактическим учетом понимают пофамильную картотеку осужденных, подлежащих воспитательно-профилактическому воздействию, состоящую из зарегистрированных в специальном журнале персонифицированных карточек, где отражаются установочные данные подучетных лиц, основания и даты постановки их на профилактический учет и данные о сотрудниках, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу [6, с. 96].

С. А. Пономарев понимает профилактический учет как уголовно-исполнительную меру предупредительного характера, заключающуюся в регистрации, сборе, накоплении и использовании в предупредительных целях информации о динамике криминальной активности осужденного в период отбывания наказания [12, с. 137]. А. А. Шапо-ренко считает, что профилактический учет — это регистрация лиц, склонных к совершению правонарушений, проведение профилактических мероприятий по склонению к отказу от противоправных намерений и создание условий, при которых у лица отсутствует возможность совершения противоправных действий [13, с. 25].

На законодательном уровне понятие профилактического учета было дано в

Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Закон). В ст. 21 Закона говорится, что профилактический учет предназначен для информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Исходя из мнений различных авторов, а также определения профилактического учета, данного в ст. 21 Закона, определим, что профилактический учет УИС направлен в первую очередь на сбор, регистрацию, обработку и хранение данных о лицах, склонных к совершению различных правонарушений.

По нашему мнению, определять профилактический учет только как некую систему сбора данных в отношении лиц, планирующих совершить преступление или правонарушение, в корне не верно. На наш взгляд, более полно и верно отражает суть профилактического учета, осуществляемого в учреждениях УИС, определение, данное А. В. Сенато-вым, А. В. Балакиным, которые под профилактическим учетом понимают систему мер предупредительного характера, осуществляемую заинтересованными отделами и службами учреждений УИС, заключающуюся в сборе, регистрации, обработке, хранении и предоставлении информации о лицах, склонных к совершению различных правонарушений, в целях оказания на них воспитательного воздействия и устранения факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также недопущения совершения ими правонарушений [10, с. 52], которое определяет профилактический учет не только как деятельность УИС, направленную на сбор, регистрацию и обработку данных о лицах, склонных к совершению правонарушений, но и говорит о необходимости оказания на рассматриваемых лиц воспитательного воз-

действия в целях устранения факторов, влияющих на их поведение.

При анализе положений Инструкции становится ясно, что назрел вопрос о внесении ряда изменений и корректировки ее положений.

Так, порядок проведения общей профилактики правонарушений в учреждениях УИС, указанный в ч. 3 Инструкции, указывает только на пути выявления лиц, допускающих правонарушения либо намеревающихся их допустить, и отражает общие обязанности различных подразделений и служб учреждений УИС по профилактике правонарушений.

Здесь стоит согласиться с мнением А. С. Морозова в том, что «общая профилактика правонарушений в учреждениях УИС должна быть связана с адресным правовым регулированием общественных отношений каждой категории лиц, поставленных на профилактический учет, и выражаться в обоснованном ограничении их прав и возложении дополнительных обязанностей в соответствии с характером профилактируемого правонарушения, подобно тому, как это урегулировано у осужденных лиц, поставленных на профилактический учет в качестве склонных к побегу» [7, с. 68].

Также стоит обратить внимание на мнение некоторых авторов о внесении изменений в законодательство на федеральном уровне с целью закрепления профилактического учета в УИС как одного из требований режима, а также ограничения некоторых прав лиц, состоящих на профилактическом учете, и наложения на них дополнительных обязанностей [1, с. 8; 2, с. 22; 7, с. 71; 13, с. 25]. Данные предложения позволят закрепить профилактический учет и применяемые меры воздействия при осуществлении общей и индивидуальной профилактики, в том числе ограничения и запреты, налагаемые на под-

учетных лиц в связи с постановкой на профилактический учет в учреждениях УИС, на федеральном уровне законодательства, так как в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Множество вопросов возникает и о категориях лиц, указанных в Инструкции, которые ставятся на профилактический учет. Так, А. П. Некрасов, А. А. Кривопалова считают, что «правила юридической техники позволяют определить пункт 24 Инструкции как норму закрытую, то есть не подлежащую расширительному толкованию, а следовательно, список категорий лиц, которые подлежат профилактическому учету, — исчерпывающим. На наш взгляд, это значительно сужает возможности профилактического воздействия на лиц с выраженным деструктивным поведением. В связи с этим считаем необходимым дополнить пункт 24 Инструкции абзацем следующего содержания: "Иные лица по мотивированному рапорту сотрудника исправительного учреждения"» [8, с, 58]. Того же мнения придерживаются и А. М. Смирнов, С. Н. Андреев, отмечающие, что было бы рационально вернуть «открытость» рассматриваемого перечня, предоставив администрации исправительных учреждений возможность ставить содержащихся в них осужденных на профилактический учет и по иным основаниям, исходя из оперативных соображений и в связи с необходимостью обеспечения безопасности [11, с. 28], и ряд других авторов [3, с. 105; 4, с. 30; 9, с. 171]. Однако, по нашему мнению, профилактический учет всегда предполагает принуждение в отношении подучетного, поэтому перечень оснований постановки на учет должен быть четко определен, а не основан на оценочном понятии «опе-

ративные соображения», который создает основу для коррупционных действий администрации учреждения УИС. Также открытость перечня категорий профилактического учета приведет к его «раздутию» и, как следствие, невозможности осуществления качественной индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете. Поэтому предлагается расширить перечень категорий профилактического учета путем внесения в него конкретных категорий, например: лица, организующие доставку на территорию учреждения запрещенных предметов; лица, склонные к порче имущества учреждения.

Несмотря на наличие в Инструкции части 4, регулирующей и регламентирующей порядок проведения индивидуальной профилактики, в ней отсутствуют конкретные формы и методы профилактического воздействия на лиц, состоящих на профилактическом учете. На наш взгляд, необходимо для каждой категории профилактического учета, указанного в Инструкции, отразить конкретные формы и методы профилактического, воспитательного и иного воздействия, так как невозможно оказать равное профилактическое воздействие, например, на лицо, изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию, и лицо, склонное к совершению поджогов, используя одинаковые методы воздействия. Того же мнения придерживаются Д. В. Горбань, В. В. Бочка-рев, В. Е. Южанин, утверждающие, что к каждой из категорий профилактического учета нужен индивидуальный подход и индивидуальный комплекс профилактических мероприятий [5, с. 27.].

Вызывает некоторые вопросы и формулировка п. 35 Инструкции в части закрепления за лицами, поставленными

на профилактический учет, наиболее подготовленных сотрудников учреждения УИС. Считаем, что целесообразно было бы закрепить в инструкции положение, которое бы закрепляло за определенной категорией профилактического учета сотрудников конкретных отделов и служб. Как пример можно привести закрепление за лицами, состоящими на профилактическом учете как «лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных», оперуполномоченных оперативных отделов, в силу того, что данные сотрудники по роду своей деятельности более плотно работают с этой категорией подозреваемых, обвиняемых и осужденных и обладают более полной информацией об их мотивах, личности, возможных планах совершения правонарушения, что позволяет более качественно проводить профилактическую работу с данной категорией. Для примера приведем наше видение закрепления определенной категории лиц, поставленных на профилактический учет, за сотрудниками конкретных отделов:

- склонные к совершению побега — сотрудники оперативного отдела;

- лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных — сотрудники оперативного отдела;

- изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию — сотрудники оперативного отдела;

- склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности — сотрудники оперативного отдела;

- организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации — сотрудники отдела безопасности (режима);

- отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки — сотрудники отдела безопасности (режима);

- организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды — сотрудники отдела безопасности (режима);

- склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи — сотрудники отдела безопасности (режима);

- склонные к захвату заложников — сотрудники отдела безопасности (режима);

- склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков — сотрудники медицинской службы;

- признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма — сотрудники медицинской службы;

- склонные к совершению суицида и членовредительству — сотрудники психологической лаборатории;

- склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность — сотрудники психологической лаборатории;

- склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка — сотрудники отдела воспитательной работы с осужденными;

- склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов

— сотрудники отдела воспитательной работы с осужденными;

- склонные к совершению поджогов — сотрудники ведомственной пожарной охраны.

А. М. Смирнов, С. Н. Андреев указывают на несогласованность положений Инструкции в части регламентации первоначального этапа осуществления профилактических мероприятий с лицами, поставленными на профилактический учет. Так, согласно п. 39 Инструкции в отношении осужденных, автоматически поставленных на профилактический учет в силу того, что они прибыли из другого исправительного учреждения, где они находились на учете, комиссия учреждения УИС на своем заседании разрабатывает конкретные профилактические мероприятия. Вместе с тем о необходимости разработки данной комиссией подобных мероприятий в отношении осужденных, поставленных на профилактический учет непосредственно в учреждении, (п. 33) ничего не говорится. В связи с этим п. 33 Инструкции нуждается в соответствующем дополнении [11, с. 28].

Проблемы возникают и по поводу сроков, на которые лицо может быть поставлено на профилактический учет. Инструкция хоть и дает нам сроки, по истечении которых лицо может быть снято с профилактического учета, но в то же время п. 39 определяет, что при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комис-

сии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев, и в то же время ст. 40 рассматриваемой Инструкции говорит о том, что о результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. С чем связаны различные сроки рассмотрения лиц, состоящих на профилактическом учете, не ясно, и сама Инструкция не дает ответ на этот вопрос.

Порядок проведения индивидуальной профилактики отражен в ч. 4 Инструкции, в которой, в частности, в п. 35 говорится о том, что в случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным. Однако возникает вопрос: каким образом должна быть оформлена профилактическая работа сотрудника учреждения с лицом, закрепленным за ним? Какие документы должны подтверждать факт проведения профилактической работы, ее полноту и полноценность? Данная проблема коррелирует с фактом отсутствия в Инструкции и иных нормативно-правовых актах конкретных форм и методов профилактического, воспитательного и иного воздействия на лиц, состоящих на профилактическом учете. В целях решения данной проблемы целесообразно предусмотреть в Инструкции указание на то, каким образом должна оформляться профилактическая работа с подучетным лицом на протяжении всего

срока этой работы. Также заслуживает внимания предложение А. М. Смирнова, С. Н. Андреева, которые предлагают дополнить Инструкцию образцами всей необходимой учетной документации на осужденных, поставленных на профилактический учет, по примеру ранее действовавшей одноименной Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы [11, с. 29].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что назрела необходимость не только издания новой инструкции о порядке проведения профилактической работы в учреждениях и органах УИС, но и внесения изменений в нормативно-правовые акты федерального уровня, такие как УИК РФ и Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — ФЗ-103).

Подводя итог, можно выделить ряд основных направлений для совершенствования такой деятельности, как осуществление профилактического учета учреждениями и органами УИС, которые соотносятся с положениями Концепции:

1. Внесение изменений в ст. 82 УИК РФ в части закрепления профилактического учета как одного из требований режима наряду с охраной и изоляцией осужденных, постоянным надзором за ними, исполнением возложенных на них обязанностей, реализацией их прав и законных интересов, личной безопасности осужденных и персонала, раздельным содержанием разных категорий осужденных, различными условиями содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменением условий отбывания наказания;

2. Внести изменения в УИК РФ и ФЗ-103 в части ограничения прав и свобод лиц, поставленных на профилактический учет, а также наложить дополнительные обязанности на этих лиц; внесение в нормативно-правовые акты понятия «профилактический учет в УИС»;

3. Расширение перечня категорий профилактического учета, на который могут быть поставлены лица, содержащиеся в учреждениях УИС, путем вне-

сения дополнительных категорий в указанный перечень;

4. Изменение порядка проведения индивидуальной профилактики с указанием конкретных форм, методов ее проведения, способов оказания воспитательного и иного воздействия со стороны сотрудников учреждений УИС;

5. Определение перечня лиц и подразделений, осуществляющих профилактическую работу с конкретными категориями профилактического учета.

Литература

1. Андреев, С. Н. Проблемные вопросы нормативной регламентации оснований постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. — 2016. — № 1. — С. 5-8.

2. Бочкарев, В. В. Организационно-правовые проблемы реализации профилактического учета в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. —

2021. — № 4 (49). — С. 16-23.

3. Высоцкий, Д. А., Шамсунов, С. Х., Петренко, Н. И. Некоторые вопросы совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы по профилактике правонарушений лицами, изолированными от общества // Юридическая мысль. — 2018. — № 6. — С. 102-107.

4. Горбань, Д. В., Стрелков, Д. О., Кутаков, Н. О. Профилактический учет в системе мер предупреждения пенитенциарной преступности: проблемные вопросы и пути их решения // Вестник Самарского юридического института. — 2018. — № 4. — С. 25-31.

5. Горбань, Д. В., Бочкарев, В. В., Южанин, В. Е. Состояние профилактической работы, проводимой с лицами, содержащимися в учреждениях УИС РФ // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. —

2022. — № 3 (13). — С. 20-31.

6. Егорова, Е. В., Исиченко, А. П., Фумм, А. М. Особенности профилактики правонарушений и иных правонарушений в воспитательных колониях : учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. И. Селиверстова. — Москва : УСПВРО ФСИН России, НИИ ФСИН России, 2009. — 114 с.

7. Морозов, А. С. Особенности правового статуса лиц, поставленных на профилактический учет в качестве лидеров и активных участников группировок отрицательной направленности // Актуальные вопросы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы : материалы Межвузовского круглого стола с международным участием, 2 декабря 2022 года, г. Псков. — Псков : Псков. филиал Академии ФСИН России, 2022. — С. 64-72.

8. Некрасов, А. П., Кривопалова, А. А. Профилактический учет как средство предупреждения пенитенциарной преступности // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 5 (41). — С. 56-59.

9. Новиков, А. В., Лопина, М. В. Профилактический учет лиц, склонных к совершению захвата заложников в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Берегиня. 777. Сова: Общество, Политика, Экономика. — 2016. — № 1 — С. 169173.

10. Сенатов, А. В., Балакин, А. В. Понятие и значение профилактического учета как средства профилактики правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. — 2022. — № 2 (32). — С. 5054.

11. Смирнов, А. М., Андреев, С. Н. Совершенствование правового регулирования профилактического учета осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2016. — № 6. — С. 27-29.

12. Пономарев, С. А. Профилактический учет в системе мер предупреждения пенитенциарной преступности (результаты теоретико-прикладного исследования) // Вестник Самарского юридического института. — 2015. — № 2 (16). — С. 136138.

13. Шапоренко, А. А. Профилактический учет как средство предупреждения правонарушений в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2017. — № 3. — С. 24-25.

References

1. Andreev S. N. Problemnye voprosy normativnoj reglamentacii osnovanij postanovki podozrevaemyh, obvinyaemyh i osuzhdennyh na profilakticheskij uchet v uchrezhdeni-yah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Problematic issues of regulatory regulation of the grounds for placing suspects, accused and convicted persons on preventive registration in institutions of the penal system]. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2016, no. 1, p. 5-8.

2. Bochkarev V. V. Organizacionno-pravovye problemy realizacii profilakticheskogo ucheta v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Organizational and legal problems of the implementation of preventive accounting in correctional institutions]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 4 (49), p. 16-23.

3. Vysotsky D. A., Shamsunov S. H., Petrenko N. I. Nekotorye voprosy sovershenstvo-vaniya deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy po profilaktike pravonarushenij licami, izolirovannymi ot obshchestva [Some issues of improving the activities of the penal system for the prevention of offenses by persons isolated from society]. Yuridicheskaya mysl' [Legal Thought], 2018, no. 6, p. 102-107.

4. Gorban D. V., Strelkov D. O., Kutakov N. O. Profilakticheskij uchet v sisteme mer preduprezhdeniya penitenciarnoj prestupnosti: problemnye voprosy i puti ih resheniya [Preventive accounting in the system of measures for the prevention of penitentiary crime: problematic issues and ways to solve them]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2018, no. 4, p. 25-31.

5. Gorban D. V., Bochkarev V. V., Yuzhanin V. E. Sostoyanie profilakticheskoj raboty, provodimoj s licami, soderzhashchimisya v uchrezhdeniyah UIS RF [The status of preventive work carried out with persons held in institutions of the Penal System of the Russian Federation]. Vestnik Tomskogo instituta povysheniya kvalifikacii rabotnikov FSIN Rossii [Bulletin of the Tomsk Institute of Advanced Training of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2022, no. 3 (13), p. 20-31.

6. Egorova E. V., Isichenko A. P., Fumm A. M. Osobennosti profilaktiki pravonarushenij i inyh pravonarushenij v vospitatel'nyh koloniyah [Features of prevention of offenses and other offenses in educational colonies]. Educational and methodological manual. Under the general. ed. V. I. Seliverstov. Moscow, Department of Social, Psychological and Educational Work with Convicts of the FPS of Russia, Scientific Research Institute of the FPS of Russia, 2009. 114 p.

7. Morozov A. S. Osobennosti pravovogo statusa lic, postavlennyh na profilakticheskij uchet v kachestve liderov i aktivnyh uchastnikov gruppirovok otricatel'noj napravlen-nosti [Features of the legal status of persons registered as leaders and active participants in negative groups]. In: Aktual'nye voprosy obespecheniya bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Current issues of ensuring the security of the penal system]. Materials of the Intercollegiate Round Table with International Participation, December 2, 2022, Pskov. Pskov, Pskov Branch of the Academy of the FPS of Russia, 2022. P. 6472.

8. Nekrasov A. P., Krivopalova A. A. Profilakticheskij uchet kak sredstvo preduprezhdeniya penitenciarnoj prestupnosti [Preventive accounting as a means of preventing penitentiary crime]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2020, no. 5 (41). p. 56-59.

9. Novikov A. V., Lopina M. V. Profilakticheskij uchet lic, sklonnyh k soversheniyu zah-vata zalozhnikov v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Preventive accounting of persons prone to hostage-taking in institutions of the penal system]. Bere-ginya. 777. Sova: Obshchestvo, Politika, Ekonomika [Bereginya. 777. Owl: Society, Politics, Economy], 2016, no. 1, p. 169-173.

10. Senatov A. V., Balakin A. V. Ponyatie i znachenie profilakticheskogo ucheta kak sredstva profilaktiki pravonarushenij v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [The concept and significance of preventive accounting as a means of preventing offenses in institutions of the penitentiary system of the Russian Federation]. Penitenciarnoe pravo: yuridicheskaya teoriya i pravoprimenitel'naya praktika [Penal Law: Legal Theory and Law Enforcement Practice], 2022, no. 2 (32), p. 50-54.

11. Smirnov A. M., Andreev S. N. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya profil-akticheskogo ucheta osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Improvement of the legal regulation of preventive accounting of persons sentenced to imprisonment]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of the Penal System], 2016, no. 6, p. 27-29.

12. Ponomarev S. A. Profilakticheskij uchet v sisteme mer preduprezhdeniya penitenciarnoj prestupnosti (rezul'taty teoretiko-prikladnogo issledovaniya) [Preventive accounting in the system of measures for the prevention of penitentiary crime (results of theoretical and applied research)]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2015, no. 2 (16), p. 136-138.

13. Shaporenko A. A. Profilakticheskij uchet kak sredstvo preduprezhdeniya prav-onarushenij v ispravitel'nom uchrezhdenii [Preventive accounting as a means of preventing offenses in a correctional institution]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema:pravo, ekonomika, upravlenie [Penal System: Law, Economics, Management], 2017, no. 3, p. 24-25.

Сведения об авторах

Антон Юрьевич Марков: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры организации режима. E-mail:marrchello@mail.ru Айдаркан Байдекович Скаков: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры криминологии, Карагандинская академия МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова (г. Караганда, Республика Казахстан), профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор, почетный работник образования Республики Казахстан. E-mail: aidarkan@mail.ru

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anton Y. Markov: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior

lecturer at the Chair of Regime Organization. E-mail:marrchello@mail.ru Aidarkan B. Skakov: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), professor of the Chair of Criminology, Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after B. Beisenov (Karaganda, Kazakhstan), professor of the Chair of Criminal Law and Criminology, doctor of law, professor, honorary worker of education of the Republic of Kazakhstan. E-mail: aidarkan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.