УДК 351.74
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ
Шериев А.М., Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Российская Федерация, [email protected]
В статье рассматриваются вопросы организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подразделениями МВД по Кабардино-Балкарской Республике, а также порядок их взаимодействия. Осуществляется анализ проводимой работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а также указываются на имеющие недостатки в оперативно-служебной деятельности в указанной сфере.
Обобщен положительный опыт сотрудничества субъектов, системы профилактики правонарушений, сформулированы предложения по повышению эффективности взаимодействия и согласованности действий всех субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность в сфере предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: профилактика, взаимодействие, противодействие, безнадзорность, правонарушение, защита, законный интерес.
UDK 340.691
ORGANIZATION OF COOPERATION IN THE INTERIOR MINISTRY OF KABARDINO-BALKARIA REPUBLIC FOR PREVENTING NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY, THE PROTECTION
OF THEIR RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS
Sheriev A.M., North Caucasian Advanced Training Institute for the Personnel of the Ministry of the Interior of Russia (branch) of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Nalchik, Russian Federation,
The article deals with the organization of crime prevention among minors by the Interior Ministry of Kabardino-Balkaria, as well as their interaction. The analysis of the work done on the prevention of offenses among minors, as well as specify its shortcomings in operational activity in this area.
Generalized positive experience of cooperation of subjects, crime prevention system, formulated proposals for improving cooperation and coordination of all entities involved in prevention activities in the field of prevention of juvenile delinquency.
Key words: prevention, cooperation, fighting, neglect, offense, defense, a legitimate interest.
В Конституции Российской Федерации указано, что «соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства» (ст. 2); «материнство, детство и семья находятся под защитой государства» (ст. 38) [1].
Соблюдение и обеспечение прав человека и гражданина - важнейшее условие правомерности как федеральных, так и региональных законов [2].
Законный интерес - это стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла [3].
Защита прав, свобод и законных интересов - это деятельность управомоченных лиц и органов по реализации прав, свобод и законных интересов в случае, когда эти права и интересы оспариваются либо нарушаются [4].
Профилактика правонарушений является одной из значимых мер общесоциального предупреждения, средством позитивного воздействия, осуществляемого многими государственными и общественными субъектами на лиц с отклоняющимся предпреступным поведением, нарушающих нормы морали и права в результате недостатков воспитания, негативного влияния семьи, окружения, малых групп [5].
Преступления, совершаемые несовершеннолетними, как правило, привлекают внимание ученых юристов и практических работников пра-
воохранительных органов, так как лица, совершающие преступления в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности [6].
В основе предупреждения правонарушений в молодежной среде лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Непосредственно в профилактической деятельности участвуют множество субъектов, которые представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач
[7].
В системе специального предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних органы внутренних дел выполняют основной объем профилактической работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших правонарушения [8].
Преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует целенаправленных и скоординированных мер по ее предупреждению.
Значимым направлением информационно-разъяснительной работы в сфере профилактики правонарушений является информирование населения о ходе и результатах деятельности органов внутренних дел и иных субъектов по профилактике правонарушений. Оно позволяет не только донести до населения объективные сведения о деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с принципом гласности (открытости), но и обеспечить общественную поддержку (легитимность) проводимых профилактических мероприятий как одного из важнейших условий их эффективности
[9].
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» [10] на полицию возлагается обязанность участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Более того, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из основных задач органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
Повышение эффективности профилактической деятельности во многом зависит от правильной организации работы подразделений по делам несовершеннолетних, координации их усилий с сотрудниками ОУР (отдел уголовного розыска) и следственных подразделений, обеспечения их участия в проведении комплексных оперативно-профилактических мероприятий. Однако следует отметить, что в территориальных органах МВД России по Кабардино-Балкарской Республике на районном уровне организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по-прежнему характеризуется низким уровнем скоординированности действий подразделений и служб.
В нарушение требований статей 4, 20, 21 и 23 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [11] и ведомственных правовых актов проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и родителями, ненадлежащим образом исполняющими обязанности по воспитанию детей, в территориальных органах внутренних дел воспринимается исключительно как задача подразделений по делам несовершеннолетних.
По-прежнему отсутствует комплексный подход к оздоровлению криминогенной обстановки в подростковой среде. Вместе с тем, необходимость комплексного подхода в решении данной проблемы основана на ст. 4 Федерального закона № 12099 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с которой в эту систему входят органы внутренних дел. Подчеркиваем: не подразделения по делам несовершеннолетних, а органы внутренних дел в целом. Во многом этим объясняется и осложнение оперативной обстановки по линии несовершеннолетних. Несмотря на принимаемые меры, в Кабардино-Балкарской Республике за 7 месяцев 2015 года зарегистрирован рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии на 3,5 % (107-97), в том числе преступлений, совершенных несовершеннолетними, ранее совершавшими преступления и при их соучастии на 28,6 % (36-28).
Продолжает существовать формальный подход к рассмотрению на оперативных совещаниях при начальниках территориальных органов МВД России на районном уровне вопроса организации взаимодействия подразделений по профилактике детской безнадзорности и подростковой преступности и их эффективности. Решения, принимаемые на совещаниях, содержат общие фразы и не всегда направлены на устранение недостатков во взаимодействии подразделений при осуществлении работы по профилактике подростковой преступности, сохранилась негативная практика заслушивания на оперативных совещаниях только сотрудников ПДН.
Проверка учетно-профилактических карточек (УПК) и учетно-профилактических дел (УПД) на состоящих на учете несовершеннолетних и неблагополучных семей показала, что во всех территориальных органах МВД России на районном уровне сотрудниками уголовного розыска допускаются нарушения требований п. 59 приказа МВД России № 845-2013 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [12]. Информация о
* По данным МВД по Кабардино-Балкарской Республике.
проводимой профилактической работе с состоящими на профилактическом учете ПДН несовершеннолетними сотрудниками уголовного розыска предоставляется несвоевременно, носит формальный характер, отражает только установочные данные подростков и факты проведения бесед профилактического характера.
Следует отметить, что имеются существенные недостатки в организации работы с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности и по выявлению взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений. Анализ криминогенной ситуации в подростковой среде свидетельствует о негативной тенденции групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. По результатам работы за 7 месяцев 2015 года наблюдается рост количества групповых преступлений, совершенных при соучастии несовершеннолетних на -9,4% (35-32).
Вместе с тем, остается малоэффективной работа по выявлению и привлечению к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность. Все еще остается формальным подход при осуществлении организационно-управленческой деятельности в данной сфере, ослаблен контроль за полнотой проведения проверок по фактам совершения преступлений в составе смешанных групп.
С начало текущего года также отсутствует работа служб и подразделений по выявлению и разобщению подростковых групп криминальной направленности на ранней стадии их формирования. Постановка на профилактический учет группы несовершеннолетних антиобщественной направленности осуществляется по фактам совершения преступлений либо общественно-опасных деяний (всего состоит на учете 18 групп).
Серьезные недостатки имеются в организации взаимодействия в расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними. При осуществлении предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, в целях своевременной постановки их на учет для организации индивидуальной профилактической работы и предупреждения повторного совершения ими преступлений, в соответствии с п.19.1.1. Инструкции, следователь (дознаватель) должен в трехдневный срок с момента принятия соответствующего процессуального решения информировать ПДН. Вместе с тем, выявлены нарушения порядка направления информации в ПДН при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Также в рамках проверок выявлены многочисленные нарушения, допущенные следователями территориальных органов МВД России на районном уровне в части своевременного информирования ПДН о принятых процессуальных решениях. Указанные нарушения приводят к несвоевременной
постановке на профилактический учет несовершеннолетних и организации проведения с ними воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику повторных правонарушений и преступлений.
Вызывает тревогу и озабоченность то обстоятельство, что данные нарушения носят длящийся характер, связаны с отсутствием должной организаторской и контролирующей роли руководителей ОВД, игнорирование указаний и рекомендаций МВД по Кабардино-Балкарской Республике, направленных на улучшение профилактики правонарушений среди подростков.
В целях повышения результативности деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ООДУУП и ПДН МВД по Кабардино-Балкарской Республике совместно с УГИБДД, УУР МВД по Кабардино-Балкарской Республике организовано проведение комплексных оперативно-
профилактических мероприятий: «Полиция и дети», «Линза», «Замещающая семья. Приемные дети», «Сообщи, где торгуют смертью», «Беспризорник», «За здоровье и безопасность наших детей», «Объекты транспорта - зона повышенной опасности», направленных на предупреждение самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных учреждений, профилактику пьянства и наркомании, групповых преступлений, выявления взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную и преступную деятельность, а также родителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию своих детей.
Для предотвращения вовлечения несовершеннолетних в террористическую деятельность, недопущения распространения радикальной идеологии в молодежной среде, устранения условий и причин, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, в том числе экстремистской направленности и террористического характера, задержанию находящихся в розыске лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, установления пропавших без вести сотрудниками ООДУУП и ПДН, УУР, ЦПЭ МВД по Кабардино-Балкарской Республике с 1 июня по 30 июля 2015 года проведена комплексная оперативно-профилактическая операция «Защита». В рамках данной операции было проведено 589 обследований материально-бытовых условий и социально-экономического уровня жизни матерей-одиночек, в том числе 325 обследований третьих лиц, родственников действующих, осужденных, уничтоженных участников бандподполья. Также было проведено 264 проверки и обследования материально-бытовых условий несовершеннолетних, находящихся на учётах в ПДН и органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел принимают непосредственное участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, под которой понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям детей, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой [13].
Подводя итог, следует отметить, что только комплексный подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может обеспечить стабилизацию оперативной обстановки в подростковой среде и, как следствие, в молодежной и взрослой спустя определенное количество лет. В противном случае при отсутствии должной профилактической работы со стороны всех подразделений и служб мы рискуем выпустить ситуацию с подростковой преступностью из-под контроля.
В данной связи целью и главным критерием эффективности правовой политики является
деятельность, прежде всего, государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, основанного на Конституции Российской Федерации, нормах международного права, направленная на осуществление интересов, прав и свобод несовершеннолетних.
Несмотря на то, что основным субъектом осуществления правовой политики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов является государство, среди иных субъектов ее реализации также выступают муниципальные органы власти, негосударственные организации, фонды, общественные объединения и т.д. Задача государства как субъекта осуществления правовой политики в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов - умело скоординировать усилия перечисленных субъектов в достижении общих целей.
Литература
1. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право. 2006. № 6. С. 68.
2. Мазуренко А.П. Региональная правотворческая политика / под ред. А.В. Малько. Ставрополь-Минеральные Воды, 2006. С. 25.
3. СубочевВ.В. Законные интересы. М., 2008.
4. Чугурова Т.В. Процессуальные формы защиты публичных интересов в российском праве: дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 15.
5. Орлова Ю.Р., Тимошина Е.М. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группе: учеб. пособ. М.: ВНИИ МВД России, 2010. 84 с.
6. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2000. 678 с.
7. Васильчикова Н.В., Кухарук В.В. Криминология: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2007.
144 с.
8. Шхагапсоев З.Л., Гутиева И.Г. Организация профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями и родителями, не исполняющими обязанности по их воспитанию. Нальчик: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, 2012. 141 с.
9. Шериев А.М. Организация профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2015. № 1.
10. О полиции: федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер.закон Рос. Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: методическое пособие для инспекторов по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России / под ред. С.И. Гирько и Ю.Н. Демидова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2014. 767 с.
References
1. Abramov V.I. Sootnoshenie ponyatii «okhrana», «zashchita», «garantirovannost'», «obespechenie» prav rebenka // Gosudarstvo i pravo. 2006. № 6. S. 68.
2. Mazurenko A.P. Regional'naya pravotvorcheskaya politika / pod red. A.V. Mal'ko. Stavropol'-Mineral'nye Vody, 2006. S. 25.
3. Subochev V.V. Zakonnye interesy. M., 2008.
4. Chugurova T.V. Protsessual'nye formy zashchity publichnykh interesov v rossiiskom prave: dis. . ..kand. yurid. nauk. Saratov, 2007. S. 15.
5. Orlova Yu.R., Timoshina E.M. Preduprezhdenie prestuplenii, sovershaemykh nesovershenno-letnimi v gruppe: ucheb. posob. M.: VNII MVD Rossii, 2010. 84 s.
6. Kudryavtsev V.N., Eminov V.E. Kriminologiya: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist, 2000.
678 s.
7. Vasil'chikova N. V., Kukharuk V.V. Kriminologiya: konspekt lektsii. M.: Yurait-Izdat, 2007. 144 s.
8. Shkhagapsoev Z.L., Gutieva I.G. Organizatsiya profilakticheskoi raboty organov vnutrennikh del s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami i roditelyami, ne ispolnyayushchimi obyazannosti po ikh vospitaniyu. Nal'chik: Severo-Kavkazskii institut povysheniya kvalifikatsii (filial) Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2012. 141 s.
9. Sheriev A.M. Organizatsiya profilaktiki pravonarushenii v sub"ektakh Rossiiskoi Federa-tsii // Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1.
10. O politsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sis-temy «Konsul'tantPlyus».
11. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh: fed-er.zakon Ros. Federatsii ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
12. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatel'nosti podrazdelenii po delam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: prikaz MVD Rossii ot 15 oktyabrya 2013 g. № 845. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
13. Nastol'naya kniga inspektora po delam nesovershennoletnikh: metodicheskoe posobie dlya in-spektorov po delam nesovershennoletnikh territorial'nykh organov MVD Rossii / pod red. S.I. Gir'ko i Yu.N. Demidova. M.: Ob"edinennaya redaktsiya MVD Rossii, 2014. 767 s.
Поступила в редакцию 25 января 2016 г.
Received 25 January, 2016