УДК 343.9
Д.Д. Арсентьева
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
АННОТАЦИЯ. Деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних осуществляется различными субъектами профилактики, одним из которых являются общеобразовательные организации. В общеобразовательных организациях наряду с несовершеннолетними, характеризующимися социально положительным поведением, обучаются также и несовершеннолетние в отношении которых применяются различные меры уголовно-правового и административного воздействия, а также иные категории несовершеннолетних, характеризующиеся антисоциальным поведением. Несовершенство законодательной базы и отсутствие на федеральном уровне отработанной системы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики негативно сказывается на работе общеобразовательных организаций по предупреждению преступности несовершеннолетних, и в определенных ситуациях создает угрозу нарушения прав и законных интересов граждан, включая как самих несовершеннолетних, так и педагогов. В этой связи рассмотрение особенностей привлечения к ответственности и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, получающих основное общее образование в общеобразовательных организациях обладает особой актуальностью. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, общеобразовательные организации, несовершеннолетние правонарушители, отклоняющееся поведение, субъект профилактики.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 17 июня 2019 г.; дата принятия к печати 4 октября 2019 г.; дата онлайн-размещения 31 октября 2019 г.
D.D. Arsentyeva
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
ON SOME ASPECTS OF MECHANISM OF PROSECUTING JUVENILE OFFENDERS STUDYING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS (IN TERMS OF IRKUTSK OBLAST)
ABSTRACT. Activities for prevention of juvenile delinquency are carried out by various subjects of prevention, one of which is general education organizations. In general education organizations, along with minors characterized by socially positive behavior, minors are also trained in relation to whom various measures of criminal law and administrative influence are applied, as well as other categories of minors characterized by antisocial behavior. Imperfection of the legislative framework and absence at the federal level of a well-developed system of interagency cooperation between prevention entities negatively affects the work of educational institutions in the preventing juvenile delinquency, and in certain situations it creates a threat to violation of the rights and legitimate interests of citizens, including both minors and teachers. In this regard, consideration of the features of prosecution and execution of punishment for minors, who receive basic general education in general educational institutions, is of particular relevance.
© Арсентьева А.А., 2019
KEYWORDS. Juvenile delinquency, crime prevention, educational organizations,
juvenile offenders, deviant behavior, subject of prevention.
ARTICLE INFO. Received June 17, 2019; accepted October 04, 2019; available online
October 31, 2019.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на образование (п. 1 ст. 43), при этом закрепляется обязательность основного общего образования.
Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в качестве одного из направлений профилактики правонарушений выделяет именно предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних (ст. 6 ч. 1 п. 7), что подтверждает важность предупредительной деятельности в отношении несовершеннолетних [1, с. 79]. Поскольку несовершеннолетний возраст предполагает обучение в общеобразовательной организации, в которой подросток проводит значительную часть времени, то и деятельность общеобразовательных организаций в данном направлении приобретает особую значимость.
Образовательную деятельность в РФ осуществляют образовательные организации различных типов. Преимущественно основное общее образование несовершеннолетние получают в рамках общеобразовательных организаций. Так, в Иркутской области в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных организациях обучалось 310 749 чел., что на 12 % больше, чем в 2014 г.1
Однако некоторые категории несовершеннолетних проходят обучение в специальных (коррекционных) школах, ввиду состояния здоровья или правонарушаю-щего поведения.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый обучающийся имеет право на предоставление ему условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья.
Несовершеннолетние имеющие особенности психофизического развития (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость) проходят обучение в специальных (кор-рекционных) образовательных организациях.
Несовершеннолетние, совершившие преступление или общественно опасное деяние могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее — СУВУ ЗТ), а в случае назначения наказания в виде лишения свободы — в воспитательную колонию. В таком случае основное общее образование несовершеннолетние получают в рамках данных учреждений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
1 Отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Иркутской области в 2018 году (в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2013 г. № 557-пп) // Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области. 2019. URL: http://irkobl.ru/sites/kdnizp/doc/report/
2) достигли возраста уголовной ответственности, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ.
Так, в Иркутской области складывается тенденция к увеличению количества несовершеннолетних, помещаемых в СУВУ ЗТ с 7 чел. в 2014 г. до 21 чел. в 2018 г.
Несовершеннолетние, которым назначено наказание в виде лишения свободы, отбывают наказание в воспитательной колонии. В Иркутской области складывается тенденция к снижению среднесписочной численности воспитанников воспитательной колонии в течение года со 120 чел. в 2014 г. до 85 чел. в 2018 г. Увеличение количества несовершеннолетних, помещенных в СУВУ ЗТ, а также одновременное снижение воспитанников воспитательной колонии обусловлено, во-первых, тенденцией к омоложению преступности несовершеннолетних как в целом по стране, так и в Иркутской области, во-вторых, приоритетом наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также применением иных мер воздействия (в том числе помещение в СУВУ ЗТ).
Согласно ч. 1 ст. 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (далее — УИК РФ) в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе. Общее образование осужденных осуществляется в общеобразовательных организациях воспитательной колонии.
Кроме того, несовершеннолетние после освобождения из воспитательной колонии вправе продолжить обучение в общеобразовательной организации в целях получения основного общего образования.
Освобождение несовершеннолетних из воспитательной колонии после отбытия наказания в виде лишения свободы предполагает определенную адаптацию к жизни в социуме, что требует от различных структур и органов, в том числе органов образования, соответствующего взаимодействия [2, с. 30].
Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы (далее — Методические рекомендации) содержат примерный алгоритм межведомственного взаимодействия по вопросам оказания помощи несовершеннолетними, освобождающимся из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Так, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при предполагаемом продолжении обучения несовершеннолетнего направляет письменную информацию в орган, осуществляющий управление в сфере образования, о планируемом возвращении несовершеннолетнего и его желании продолжить обучение.
Орган, осуществляющий управление в сфере образования, и образовательные организации в течение семи дней с момента получения информации из КДН и ЗП о планируемом возвращении несовершеннолетнего и необходимости продолжения его обучения обеспечивают в дальнейшем продолжение обучения несовершенно-
летнего подростка в образовательной организации (в зависимости от имеющегося образования).
В образовательной организации, в которой продолжает обучение несовершеннолетний, освободившийся из ВК, задача его социально-педагогического сопровождения закрепляется, как правило, за социальным педагогом (педагогом-психологом) [3, с. 42].
В рамках проведенного нами исследования, было проведено интервьюирование социального педагога общеобразовательной школы, а также сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), который показал, что на практике несовершеннолетние, после освобождения из воспитательной колонии, практически не возвращаются в общеобразовательные организации по ряду причин: получение основного общего образования в период нахождения в воспитательной колонии, перевод в исправительную колонию, уклонение от продолжения обучения.
Таким образом, согласно действующему законодательству, закрепляется исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учреждения, в рамках которых наряду с коррекцией поведения, исполнением наказания, осуществляется и получение основного общего образования. Все остальные категории несовершеннолетних правонарушителей проходят обучение в общеобразовательных организациях. К таким категориям относятся:
1. Не нарушившие уголовное законодательство, но характеризующиеся антиобщественным поведением, а именно поведением, не влекущим за собой административную или уголовную ответственность, нарушающим общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц (п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»);
2. Совершившие преступление и отбывающим (отбывшим) наказание, не связанное с лишением свободы;
3. Совершившие преступление и освобожденные условно;
4. Совершившие административное правонарушение.
Совершению преступления, как правило, предшествует некое отклоняющееся поведение, противоречащее тем или иным социальным нормам (права, морали, нравственности и т.д.) [4, с. 115].
Криминогенная деформация личности несовершеннолетних находит свое выражение не только в совершении правонарушений, но и в совершении аморальных поступков. Согласно данным исследования Л.М. Цветкова, изучающего психологические особенности подростков с антиобщественным поведением, 42 % несовершеннолетних систематически употребляют алкогольные напитки, 18 % —наркотически средства, 14 % допускают половую распущенность, 38 % в школе относятся к числу активных дезорганизаторов процесса учебной деятельности [5, с. 40].
На данном этапе роль общеобразовательных организаций в предупреждении преступного поведения имеет огромное значение. Поскольку первичные признаки отклоняющегося поведения могут быть выявлены именно педагогами школы, находящимися в постоянном и тесном контакте с учениками. В связи с этим, несовершеннолетние данной категории не только обучаются в общеобразовательной организации, но и нуждаются в активной роли педагогов при применении мер ранней профилактики [6, с. 157].
В настоящее время предметом дискуссий и обсуждений выступает проблема неэффективности существующих мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних, а именно переход от карательной концепции к компен-
саторной (восстановительной). В связи с этим особое значение среди мер уголовно-правового воздействия приобретают наказания, не связанные с изоляцией от общества[7, с. 53].
Согласно ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (далее — УК РФ) несовершеннолетним могут быть назначены следующие виды наказаний, не связанных с лишением свободы:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы.
В Иркутской области зарегистрировано снижение количества несовершеннолетних, которым назначались наказания, не связанные с изоляцией от общества с 840 чел. в 2014 г. до 666 чел. в 2018 г. Однако, такая тенденция, как показывает опрос сотрудников ПДН, связана не с уменьшением назначаемых наказаний, а в целом со снижением уровня преступности несовершеннолетних в регионе, что в свою очередь, обусловлено демографическими причинами.
Назначение наказания в виде штрафа не препятствует обучению в общеобразовательной организации, кроме того штраф является одним из приоритетных наказаний в рамках компенсаторной концепции мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних [8, с. 16].
Возможность применения к несовершеннолетним наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью установлена п. «б» ч. 1 ст. 88 УК РФ. Однако УК РФ не содержит указаний на особенности его назначения к лицам, не достигшим совершеннолетия. Данный вид наказания достаточно редко назначается несовершеннолетним. Так, в Иркутской области данный вид наказания в 2018 г. был назначен только в 2 случаях, с 2014 г. по 2017 г., данный вид наказания в Иркутской области в отношении несовершеннолетних не назначался.
Тем не менее данный вид наказания никак не связан с обучением несовершеннолетнего в образовательной организации и не препятствует получению им образования.
Обязательные работы предусмотрены п. «в» ч. 1 ст. 88 УК РФ.
Согласно п. 3 ст. 88 УК РФ обязательные работы исполняются несовершеннолетним в свободное от учебы время, что не препятствует продолжению обучения в общеобразовательной организации.
В Иркутской области обязательные работы назначаются в среднем 2—3 % несовершеннолетних осужденных (в 2018 г. данный вид наказания был назначен 7 чел.).
Применение к несовершеннолетним исправительных работ регулируется ч. 4 ст. 88 УК РФ, согласно которой наказание назначается несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Назначение наказания в виде исправительных работ возможно в отношении несовершеннолетнего, проходящего обучение в общеобразовательных учреждениях, кроме тех случаев, когда его исполнение может реально препятствовать продолжению обучения. Исправительный работы также назначаются достаточно редко — в 1—1,5 % случаев (в 2018 г. исправительные работы были назначены 4 чел.).
Назначение наказания в виде исправительных работ не должно препятствовать продолжению обучения в общеобразовательной организации.
Также несовершеннолетним может быть назначено наказание в виде ограничения свободы, при этом устанавливается обязанность не менять место работы или учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции. А если такая обя-
занность судом не установлена, то осужденный обязан уведомить УИИ не позднее семи дней до дня изменения места работы или учебы.
Кроме того, при назначении наказания в виде ограничения свободы, несовершеннолетний продолжает обучение в общеобразовательной организации, кроме того допускается обучение и за пределами территории, установленной судом.
Ограничение свободы как вид уголовного наказания в регионе назначается в 2—3 % случаев.
Таким образом, назначение наказания, не связанного с изоляцией от общества, не препятствует обучению несовершеннолетнего в общеобразовательной организации [9, с. 113].
В большинстве случаев среди мер уголовно-правового воздействия, применяется условное осуждение несовершеннолетних. Так, в Иркутской области условно осужденные несовершеннолетние составляют 90—92 % от всех несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.
При условном осуждении обучение в общеобразовательной организации может быть назначено судом в виде одной из обязанностей условно осужденного на период испытательного срока [10, с. 12].
Так, согласно ч. 5 ст. 73 УК РФ, суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей, одной из которых является обязанность продолжить обучение в общеобразовательной организации.
В результате, условно осужденные несовершеннолетние продолжают обучение в общеобразовательной организации.
В целом, можно отметить, что несовершеннолетние правонарушители обучаются в общеобразовательных организациях наравне с несовершеннолетними, не характеризующимися правонарушающим поведением. Некоторые категории несовершеннолетних проходят обучение в специальных (коррекционных) школах или же при отбывании наказания в виде лишения свободы. Законодательство РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований помещения несовершеннолетних в СУВУ ЗТ или направления в воспитательную колонию.
Однако, на практике существует достаточно сложный механизм направления несовершеннолетнего, характеризующегося не только антиобщественным, аморальным, но и преступным поведением, в специализированные учреждения.
На основании проведенного исследования, опроса социального педагога, сотрудников ПДН г. Иркутска, специалистов КДН Ленинского района г. Иркутска, механизм работы с несовершеннолетними правонарушителями выглядит следующим образом:
1. Индивидуальная беседа с родителями несовершеннолетнего с привлечением заместителя директора по воспитательной работе;
2. Совет профилактики в рамках общеобразовательной организации;
3. Направление в ПДН представления относительно несовершеннолетнего, которое проводит профилактическую работу;
4. Направление сотрудниками ПДН материалов в КДН;
5. Направление сотрудниками КДН информации в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания (далее — ЦВС) или в СУВУ ЗТ;
6. Принятие судом решения о помещении в ЦВС или в СУВУ ЗТ, а также в воспитательную колонию.
В ЦВС несовершеннолетние могут быть помещены на срок не более 30 дней, после чего продолжают обучение в общеобразовательной организации.
Как правило, на практике несовершеннолетние, характеризующиеся стойкой антиобщественной направленностью, неоднократно помещаются в ЦВС, что пред-
шествует их помещению в СУВУ ЗТ или направлению в воспитательную колонию. Кроме того, несмотря на то, что в СУВУ ЗТ несовершеннолетние могут быть помещены при совершении общественно опасного деяния до достижения возраста уголовной ответственности, фактически же до 16 лет в СУВУ ЗТ они не направляются (только в крайних случаях, при неоднократном совершении общественно опасных деяний).
В результате, процедура выявления и принятия решения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, характеризующимися стойким антиобщественным поведением и неоднократным совершением правонарушений и общественно опасных деяний, затягивается на достаточно длительное время, что не только препятствует своевременному применению специализированных мер в отношении несовершеннолетних, но и представляет опасность для других лиц, включая школьников, обучающихся совместно с несовершеннолетним правонарушителем, а также педагогов.
Относительно уровня административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в регионе складывается неблагоприятная ситуация. Несмотря на снижение уровня административных правонарушений несовершеннолетних (с 27 714 в 2014 г. до 22 987 в 2018 г.), увеличивается доля школьников в структуре административных правонарушений (с 4 787 в 2014 г. до 4 823 в 2018 г.). Кроме того, среди мер административно-правового воздействия увеличивается доля административных наказаний, назначаемых несовершеннолетним (с 2 056 в 2014 г. до 2 631 в 2018 г.). Как показал опрос сотрудников ПДН г. Иркутска, основными причинами увеличения административных наказаний по сравнению с иными мерами воздействия, являются неэффективность иных мер воздействия, низкий уровень осведомленности несовершеннолетних о последствиях совершаемых ими деяний.
Назначение административных наказаний не препятствует обучению несовершеннолетних в общеобразовательной организации [11, с. 215]. Кроме того, административные наказания не предполагают изоляцию от общества (административный арест несовершеннолетним не назначается), а также, как уже отмечалось выше, совершение административного правонарушения и назначение административного наказания, на практике в крайне редких случаях приводит к помещению несовершеннолетнего в СУВУ ЗТ. Следовательно, несовершеннолетние данной категории преимущественно обучаются в общеобразовательных организациях.
Таким образом, практически все рассмотренные выше категории несовершеннолетних проходят обучение в общеобразовательных учреждениях, за исключением несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы или находящиеся в СУВУ ЗТ. Более того, обучение в общеобразовательных организациях несовершеннолетних, которым назначено уголовное наказание, не связанное с изоляцией от общества, отбывшим уголовное наказание или которым назначено условное лишение свободы, способствует их социализации, а при правильном применении мер воспитательного и предупредительного воздействия, недопущения совершения ими преступлений в будущем.
Список использованной литературы
1. Казакова А.С. Меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / А.С. Казакова / / Достижения науки и образования. — 2018. — № 16 (38). — С. 77-84.
2. Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 28-33.
3. Камилова Н.Г. Принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей / Н.Г. Камилова, Р.М. Юлдашева // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы X Междунар. конф. — Санкт-Петербург, 2012. — Т. 2. — С. 41-42.
4. Семенюк Р.А. Своевременная (ранняя) профилактика противоправного поведения несовершеннолетних как основа предупреждения преступности / Р.А. Семенюк // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 369. — С. 114-118.
5. Цветков В.Л. Проблемы преступности несовершеннолетних: психологические особенности личности подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, допускающего антиобщественное поведение / В.Л. Цветков // Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 8. — С. 31-41.
6. Терпугов А.А. Подростковая преступность в России: социокультурный анализ : дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06 / А.А. Терпугов. — Краснодар, 2018. — 204 с.
7. Габараев А.Ш. Актуальные вопросы уголовно-исполнительной политики России в сфере наказаний, не связанных с изоляцией от общества / А.Ш. Габараев // Уголовно-исполнительное право. — 2017. — № 1. — С. 52-55.
8. Черненко И.В. Особенности уголовной ответственности и альтернативных ей мер в отношении несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / И.В. Черненко. — Томск, 2006. — 26 с.
9. Михайлова С.Н. Социально-криминологическая роль городских общеобразовательных школ в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 / С.Н. Михайлова. — Томск, 2007. — 196 с.
10. Моисеенко Я.В. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Я.В. Моисеенко. — Красноярск, 2006. — 24 с.
11. Медведева Л.А. Роль ранней профилактики в предупреждении преступности несовершеннолетних / Л.А. Медведева // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2011. — № 8 (70). — С. 213-219.
References
1. Kazakova A.S. Measures of early prevention of minors' criminality in the Federal Law "On Basics of System of Preventing Child Neglect and Juvenile Delinquency". Dostizheniya nauki i obrazovaniya = Advances in science and education, 2018, no. 16 (38), pp. 77-84. (In Russian).
2. Antonova L.N. Risk group children as a socio-pedagogical phenomenon. Pedagogika = Pedagogy, 2010, no. 9, pp. 28-33. (In Russian).
3. Kamilova N.G., Yuldasheva R.M. Principles of resocialization of juvenile offenders. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya. Materialy X Mezhdunarodnoi konferentsii [Education throughout the whole life: continuous education in the interest of sustainable development. Materials of the 10th International Conference]. Saint Petersburg, 2012, vol. 2, pp. 41-42. (In Russian).
4. Semenyuk R.A. Timely (early) prevention of illegal behaviour of minors as basis for juvenile crime prevention. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2013, no. 369, pp. 114-118. (In Russian).
5. Tsvetkov V.l. The Problems of Juvenile Delinquency: the Psychological Characteristics of the Teenager Who has not Reached Age of a Criminal Liability, Supposing Antisocial Behavior. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011, no. 8, pp. 31-41. (In Russian).
6. Terpugov A.A. Podrostkovaya prestupnost' v Rossii: sotsiokul'turnyi analiz. Kand. Diss. [Juvenile criminality in Russia: socio-cultural analysis. Cand. Diss.]. Krasnodar, 2018. 204 p.
7. Gabaraev A.S. Urgent Issues of Penal Policy of Russia in the Sphere of Punishments which Aren't Connected with Isolation from Society. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo = Penal Law, 2017, no. 1, pp. 52-55. (In Russian).
8. Chernenko I.V. Osobennosti ugolovnoi otvetstvennosti i al'ternativnykh ei mer v otnos-henii nesovershennoletnikh. Avtoref. Kand. Diss. [Features of criminal responsibility and its alternative measures in regard of minors. Cand. Diss. Thesis ]. Tomsk, 2006. 26 p.
9. Mikhailova S.N. Sotsial'no-kriminologicheskaya roll gorodskikh obshcheobrazovatel'nykh shkol v rannem preduprezhdenii prestupnosti nesovershennoletnikh. Kand. Diss. [Socio-crimi-nological role of town general academic schools in early prevention of minors' crimes. Cand. Diss.]. Tomsk, 2007. 196 p.
10. Moiseenko Ya.V. Osvobozhdenie ot ugolovnoi otvetstvennosti nesovershennoletnikh. Avtoref. Kand. Diss. [Exemption of minors from criminal responsibility. Cand. Diss. Thesis]. Krasnoyarsk, 2006. 24 p.
11. Medvedeva L.A. The Role of Early Prevention of Juvenile Delinquency. Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo = RSUH Bulletin. Economics. Management. Law, 2011, no. 8 (70), pp. 213-219. (In Russian).
Информация об авторе
Арсентьева Дарья Дмитриевна — аспирант, Байкальский государственный университет, Российская Федерация, г. Иркутск, e-mail: darya.arsentyeva@mail.ru.
Author
Darya D. Arsentyeva — Ph.D. Student, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: darya.arsentyeva@mail.ru.
Для цитирования
Арсентьева Д.Д. О некоторых аспектах механизма привлечения к ответственности несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся в общеобразовательных организациях (на примере Иркутской области) / Д.Д. Арсентьева // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 3. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(3).16.
For Citation
Arsentyeva D.D. On Some Aspects of Mechanism of Prosecuting Juvenile Offenders Studying in Educational Institutions (in Terms of Irkutsk Oblast). Baikal Research Journal, 2019, vol. 10, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(3).16. (In Russian).