Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 1. - С. 127-140.
УДК 343.85
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Репьева А. М., Шаганова О. М.
ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье авторы обращают внимание на такой особый специфический объект криминологического исследования, как преступность несовершеннолетних. На основе анализа качественных и количественных признаков (состояния, структуры и динамики) по Российской Федерации в целом и в Алтайском крае рассматриваются ее особенности. Исследуются причины и условия, способствующие ее проявлению (экономические, социальные, нравственно-психологические факторы). Кроме того, проанализированы в рамках индивидуальной профилактики ранний и непосредственный этапы, а также предупреждение рецидива. В работе отдельное внимание авторами уделяется освещению довольно обширной разработанной нормативной базы в Алтайском крае, которая сопровождает процесс предупреждения преступности, связанной с несовершеннолетними. В работе сформулированы меры общесоциальной, специально-криминологической, индивидуальной превенции рассматриваемого вида преступности. Отдельное внимание уделено региональным особенностям преступности несовершеннолетних.
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетний, структура преступности несовершеннолетних, причины преступности, предупреждение преступности, субъекты предупреждения преступлений.
Преступность несовершеннолетних - это особый специфический объект криминологического исследования, его выделение абсолютно объективно и обосновано. Причем следует отметить выраженную разнородность данного вида преступности, поскольку в одних случаях подростками совершаются посягательства на малолетних, в других - на сверстников, в третьих - на взрослых.
Это, в свою очередь, требует серьезных стратегических мер противодействия в том числе сопутствующим факторам - беспризорности, проституции, наркомании, алкоголизации и др.
Затронутая проблематика и необходимость обращения особого внимания на осмысление криминологии несовершеннолетних подтверждается и тем фактом, что В. В. Путин в январе 2017 г. дал поручение Правительству РФ создать межведомственную рабочую группу по предотвращению криминализации подростковой среды [10]. Однако отметим, что работа эта - непростая. Возможно, не стоит и рассчитывать на скорый результат. Для того, чтобы такого рода инициатива воплотилась в должной форме и в полной мере, необходимо обратиться к анализу и оценке состояния преступности несовершеннолетних и против них.
127
Итак, статистические данные преступности несовершеннолетних даже с учетом незначительной положительной динамики по отдельным их показателям все же вызывают тревогу у криминологов.
Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними на территории Алтайского края в 2011-2017 гг. колеблется в пределах одной тысячи в год. Так, в 2013 г. это число равнялось 1138 (55641 - по России), в 2017 г. составляло 934 общественно опасных деяний (36189 - по России) (здесь и далее по тексту использованы статистические данные ГИАЦ МВД России).
В структуре преступности несовершеннолетних основной объем совершенных преступлений приходится на следующие группы.
1) Преступления против собственности. Так, в Алтайском крае число краж, совершенных несовершеннолетними, за последние пять лет колеблется: 697 - в 2013 г. (удельный вес от общего количества совершенных преступлений - 61 %), 720 - в 2015 г. (60,1 %), 615 - в 2017 г. (65,8 %). Число грабежей снизилось с 64 в 2013 г. (удельный вес от общего количества совершенных преступлений - 5,6%) до 52 в 2017 г. (5,6 %). Также заметное снижение наблюдается в числе совершаемых несовершеннолетними угонов: с 82 в 2013 г. (удельный вес от общего количества совершенных преступлений - 4,6 %) до 64 в 2017 г. (6,8 %).
2) Преступления против личности (убийства, умышленное причинение среднего вреда здоровью, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования и др.). В Алтайском крае среди несовершеннолетних распространено умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ). Так, в 2013 г. число таких деяний составляло 71 (удельный вес от общего количества совершенных преступлений - 6,2 %), в 2017 г. - 55 (5,9 %).
3) Преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконным приобретением, хранением, перевозкой растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. На территории Алтайского края показатели данной группы преступлений таковы: в 2013 г. - 58 (удельный вес от общего количества совершенных преступлений - 5,1 %), в 2017 г. - 31 (3,3 %) (см. таблицу 1).
Таблица № 1._
2013 2014 2015 2016 2017
Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году
АК РФ АК РФ АК РФ АК РФ АК РФ
шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/%
ВСЕГО 1138/ 55641/ 1060/ 49061/ 1198/ 51015/ 1110/- 43340/- 934/ 36189/
128
7,3 15,0
13,9 6,6 -6,9 -11,8 13,0 4,0 -15,9 -16,5
В том числе:
ст.ст. 2/ 192/ 1/ 43/ 1/ 118/ 1/ 110/ - 84/
105, 106 -60,0 7,9 -50,0 -25,5 0,0 -17,5
107 УК РФ 0,0 -6,8 -23,6
ст. 111 УК РФ 11/ 581/ 6/ 550/ 15/ 485/ 11/ 454/ 4/ 395/
-21,4 -3,0 -45,5 -5,3 150,0 -11,8 -26.7 -6,4 -63,6 -13,0
ст. 112 УК РФ 71/ 1029/ 57/ 987/ 66/ 1054/ 70/ 989/ 55/ 1067/
-2,7 -5,8 -19,7 -4,1 15,8 6,8 6,1 -6,2 -21,4 7,9
ст. 131 УК РФ 3/ 165/ 0/ 145/ 3/ 136/ 2/ 112/ 4/ 95/
50,0 24,1 -100,0 -12,1 300,0 -6,2 -33,3 -17,6 100 -15,2
ст. 158 УК РФ 697/ 34140/ 683/ 29462/ 720/ 31091/ 685/ 26855/ 615/ 21974/
18,1 11,2 -2,0 -13,7 5,4 5,5 -4,9 -13,6 -10,2 -18,2
ст. 161 УК РФ 64/ 5405/ 68/ 4207/ 62/ 3927/ 71/ 3533/ 52/ 3303/
-2,9 -9,0 1,5 -22,2 -8,8 -6,7 14,5 -10 -26,8 -6,5
ст. 162 УК РФ 6/ 638/ 5/ 552/ 3/ 469/ 4/ 383/ 7/ 338/
50,0 -5,5 -16,7 -13,5 -40,0 -15,0 33,3 -18,3 75,0 -11,7
ст. 163 УК РФ 9/ 461/ 4/ 373/ 3/ 346/ 9/ 319/ 10/ 388/
-35,7 -30,6 -55,6 -19,1 -25 -7,2 200 -7,8 11,1 21,6
ст. 166 УК РФ 82/ 3946/ 65/ 3595/ 71/ 3193/ 52/ 2772/ 64/ 2280/
60,8 5,1 -20,7 -8,9 9,2 -11,2 -26,8 -13,2 23,1 -17,7
ст. 228 УК РФ 58/ 1964/ 58/ 2602/ 56/ 2668/ 1/ 1954/ 31/ 1545/
0,0 24,5 0,0 32,5 -3,4 2,5 -98,2 -26,8 3000 -20,9
Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними на территории Алтайского края в 2013-2017 гг., составляет около одной тысячи в год. Так, в 2013 г. это число равнялось 1138, а в 2017 г. составляло 934 общественно опасных деяний (см. таблицу 2).
129
Таблица № 2.
2013 2014 2015 2016 2017
Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году Выявл. преступлений темп прироста к предш.году
АК РФ АК РФ АК РФ АК РФ АК РФ
шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/% шт/%
ВСЕГО 1138/ 55641/ 1060/ 49061/ 1198/ 51015/ 1110/ 43340/ 934/ 36189/
13,9 6,6 -6,9 11,8 13,0 4,0 -7,3 -15,0 -15,9 -16,5
Из шх: особо тяжкие 8/ -55,6 1127/ 4,0 10/ 25,0 1176/ 4,3 18/ 80,0 1465/ 24,6 18/ 972/ 9/ 980/
0,0 -33,7 -50,0 0,8
тяжкие 176/ 10,0 9408/ 3,0 150/ -14,8 9012/ -4,2 156/ 4,0 8382/ -7,0 146/ 7158/ 134/ 6022/
-6,4 -14,6 -8,9 -15,9
средней тяжести 521/ 19,2 27702/ 6,9 498/ -4,4 23617/ -14,7 530/ 6,4 24056/ 1,9 499/ 21367/ 439/ 18654/
-5,8 -11,2 -12,0 -12,7
небольшой тяжести 433/ 12,8 17404/ 8,3 402/ -7,2 15256/ -12,3 494/ 22,9 17112/ 12,1 447/ 13843/ 352/ 10533/
-9,5 -19,1 -21,3 -23,9
Из вышеприведенных данных констатируем, что несовершеннолетние в большей степени совершают преступления средней тяжести, причем их количественный показатель в Алтайском крае сократился за последние пять лет с 521 в 2013 г. до 439 в 2017 г. Удельный вес данной категории преступлений от общего количества составляет: в 2013 г. - 38,0 %, в 2017 - 47,0 %.
Вместе с тем в Алтайском крае в 2017 году снизилось общее количество выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления. Однако их удельный вес от общего количества преступников, в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, увеличился. Также значительно вырос показатель количества преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору - на 22,6 % (см. таблицу
3).
130
Таблица № 3.
2013
Выявл. лиц/ темп прироста к предш.году
2014
Выявл. лиц/ темп прироста к предш.году
2015
Выявл. лиц/ темп прироста к предш.году
2016
Выявл. лиц/ темп прироста к предш.году
2017
Выявл. лиц/ темп прироста к предш.году
АК чел/%
РФ
чел/%
АК чел/%
РФ
чел/%
АК чел/%
РФ
чел/%
АК чел/%
РФ
чел/%
АК чел/%
РФ
чел/%
Выявлено н/с., совершивших преступления
1320/
8,2
60761/ 2,2
1129/
-14,5
54369/
-10,5
1337/ 18,4
55993/ 3,0
1219/
-8,8
48589/
-13,2
1115/
-8,5
42504/
-12,5
Удельный вес
5,3%
6,0% 4,6% 5,4% 4,7% 5,2% 4,7% 4,:
4,8
4,4%
Из шх:
учащихся
1000/ 9,6
41867/ 4,5
851/ -14,9
37597/ -10,2
1006/ 18,2
39113/ 4,0
884/
12,1
34365/ -12,1
871/ -1,5
30985/ -9,8
студентов
6/ 50
1136/ 11,4
10/
66,7
905/ -20,3
11/ 10
855/ -5,5
6/
45,5
663/ -22,5
6/ 0,0
533/ -19,6
в составе группы
22/ -8,3
1943/ 7,6
32/ 45,5
1718/ -11,6
31/ -3,1
1541/ -10,3
16/
48,4
1245/ -19,2
7/ -56,2
912/ -26,7
в группе пред. сгов
435/ 12,1
23362/ 2,8
337/ -22,5
20954/ -10,3
425/ 26,1
22023/ 5,1
368/
13,4
20156/ -8,5
451/ 22,6
18902/ -6,2
в составе орг. групп
0/
-100
67/
-18,3
0
71/
6,0
4/
79/
11,3
5/
25,0
62/
-21,5
4/
-20,0
75/
21,0
в состоян алкогольного опьянения
188/ 3,3
8428/ 2,0
165/ -12,2
7567/ -10,2
216/ 30,9
7521/ -0,6
174/
19,4
6724/ -10,6
119/ -31,6
5355/ -20,4
в состоян наркотического опьянения
7/
250
410/
4,5
16/
128,6
596/
4,5
6/
-62,5
652/
9,4
7/
16,7
535/
-17,9
4/
-42,9
-35,9
ранее совершавшиеся преступления
320/
35,6
14079/
8,8
338/
5,6
14125/
0,3
382/
13,0
14112/
-0,1
370/
-3,1
12778/
-9,5
295/
-20,3
11022/
-13,7
ранее судимых за преступления
152/ 12,6
7735/ -1,4
78/ -48,7
5756/ -25,6
89/ 14,1
5250/ -8,8
76/
14,6
4389/ -16,4
74/ -2,6
4245/ -3,3
Отметим, что преступность несовершеннолетних обладает специфическими детерминантами, способствующими ее проявлению. Выделим основные, наиболее типичные из них.
131
Одними из изначальных являются экономические факторы. Ученые указывают на возрастание доли преступлений, совершаемых из-за крайней нужды (составляют более 40 %), обусловленной ухудшением уровня жизни беднейших слоев населения [6, с. 283]. Стоит сказать, что подросток ощущает ярко выраженный социально-экономический разрыв между различными категориями в социуме наиболее остро, формируя уверенность в несправедливости устройства общества. Ощущение потребности в ряде дорогих вещей, принадлежащих, к примеру, одноклассникам, понимание того, что их цена довольно велика, отсутствие законной возможности ее получения подталкивают несовершеннолетнего на преступление.
Следующей группой детерминант являются социальные факторы, такие как семейная обстановка, школьная среда и досуговая сфера.
1. Негативная семейная обстановка. Так, насилие в отношении подростка способствует его нежеланию находиться дома и формирует озлобленность по отношению к другим детям из более благополучных семей. Кроме того, в социально неблагополучных семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, может быть и иная реакция подростка на происходящее вокруг, нежели желание подольше не появляться дома. В частности - тесное сближение с родителями и их компанией и, как следствие, приобщение к идентичным взглядам на жизнь, алкоголю и наркотикам.
Так, на межведомственном учете в Алтайском крае состоит порядка 3609 семей, находящихся в социально опасном положении, из них: 1611 - злоупотребляющих спиртными напитками; 51 - употребляющих наркотические вещества; 43 - за жестокое обращение с детьми; 522 - по другим основаниям (не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, вовлекают в преступную деятельность); 1328 - семей, где дети состоят на учете за правонарушения [22].
2. Недостаточное внимание со стороны родителей, законных представителей. Если в первом случае мы вели речь о социально дезорганизованных семьях, то указанный аспект встречается и в семьях с высоким уровнем материального обеспечения и условиями жизни за счет большого объема времени, проводимого родителями на работе. Отсутствие контроля в отношении свободного времени ребенка, его до-суговой активности и интересов влечет за собой массу последствий, в большинстве случаев негативных. Так, ежегодно в целях реализации Закона Алтайского края от 07 декабря 2009 г. № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» [3] порядка 400 несовершеннолетних обнаруживаются в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Выявляется около 2000-2500 фактов нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей [9]. Очевидно, что такого рода времяпрепровождение является объективной детерминантой либо совершения самим подростком преступления, либо в отношении него.
3. Низкий уровень организации досуга несовершеннолетних, недостаточное количество бесплатных кружков по интересам, спортивных секций, культурно-массовых мероприятий. И если на уровне г. Барнаула выбор бесплатных спортивных секций, в принципе, достаточно большой (хотя бесплатно только посещение, а форма и спортивное снаряжение ложатся бременем на плечи родителей), то в Алтайском крае в целом картина несколько хуже.
132
4. Отрицательное влияние средств массой информации, интернет-ресурсов на становление личностных ориентиров подростка, героев для подражания. Сейчас все более остро стоит проблема воздействия на личность несовершеннолетнего посредством социальных сетей. Примеров достаточно - это и создание групп, нацеленных на склонение ребенка к суицидальному поведению, антисоциальным ориентирам, и культивирование необходимости наличия на странице подростка информации в виде фото- и видеосъемок, которые смогут заинтересовать и взбудоражить сверстников. К сожалению, данная модная тенденция провоцирует несовершеннолетнего на необдуманные поступки и решения;
5. Недостаточная индивидуализация в работе с подростками основных субъектов профилактики преступности. К примеру, нехватка времени педагога в школе на заинтересованность потребностями ученика, проблемами и тревогами влечет снижение его интереса к учебе, недостаточному развитию уровня навыков социализации, несвоевременному выявлению проблем в семье. Другим аспектом является необходимость обеспечения должной безопасности образовательного учреждения в целях предотвращения возможных преступных посягательств [18, с. 41-45].
Нравственно-психологические факторы, проявляющиеся в кризисе нравственного состояния общества, деградации и деморализации населения, падении уровня правовой культуры и правосознания и, как следствие, готовности его к преступному поведению. Ценностные ориентации несовершеннолетних постепенно смещаются в сторону положительного восприятия действий криминальных структур, выбора преступных лидеров в качестве образца для подражания и даже зависти [6, с. 285].
Кроме того, зачастую неоправданная, практически необоснованная гуманизация законодательства относительно закрепления ответственности несовершеннолетних также несет негативную тенденцию. В этом свете, полагаем, необоснованно гуманные виды наказаний не могут в полной мере выразить профилактическое действие. Возможность понести за совершенное преступление незначительные правовые последствия порождает уверенность в безнаказанности.
Хотелось бы обратить внимание, что нами приведены самые основные, укрупненные детерминанты преступности, связанной с несовершеннолетними. Безусловно, что условий и причин намного больше и в каждом конкретном случае необходима серьезная их проработка и анализ.
Затрагивая проблему организации предупреждения преступности несовершеннолетних, отметим участие достаточно большого количества субъектов. Все они должны выступать во взаимосвязанной системе с общей постановкой целей и задач, выработанной практикой сотрудничества и взаимодействия.
Общесоциальное предупреждение. Пытаясь переломить данную негативную тенденцию, начиная с 1991 года, предпринимает попытки определить основные направления профилактики данных социально-негативных явлений. К примеру, ряд основополагающих федеральных законов (от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [24]; от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [23]) стал базовым для всей системы профилактики преступности, связанной с несовершеннолетними.
Новый виток реформ в рассматриваемой нами сфере заложила принятая 22 марта 2017 года Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года [15], целью которой - со-
133
здание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирование у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни. Несмотря на все положительные стороны данного документа, все же ученое сообщество уже сейчас обращает внимание на тот факт, что среди запланированных мероприятий превалирует проведение различного рода информационных компаний. Конкретных мероприятий, которые бы устранили существующие на сегодняшний момент проблемы и наладили взаимодействие уполномоченных служб в рассматриваемой нами сфере, так и не нашлось.
Помимо федерального уровня, общесоциальная профилактика ведется и на региональном уровне. Так, на сегодняшний день в Алтайском крае разработана довольно обширная нормативная база, которая сопровождает процесс предупреждения преступности, связанной с несовершеннолетними. К таковой относятся:
• закон Алтайского края от 15 декабря 2002 г. № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае» [5];
• закон Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 94-ЗС «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» [4];
• закон Алтайского края от 05 ноября 2001 г. № 87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае» [2];
• постановление Администрации Алтайского края от 19 июня 2014 г. № 281 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2014-2020 годы» [11];
• постановление Администрации Алтайского края от 21 сентября 2015 г. № 363 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края» [13];
• постановление Администрации Алтайского края от 19 декабря 2014 г. № 573 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» на 2015-2020 годы» [12] и др.
Однако стоит констатировать тот факт, что в полной мере реализовать цели и задачи, поставленные в вышеуказанных нормативных правовых актах, пока не удается.
В рамках специально-криминологического предупреждения выделяют ряд субъектов профилактики преступности несовершеннолетних, деятельность которых определяется законом Алтайского края от 15 декабря 2002 г. № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае». При этом наличествуют органы и учреждения, во-первых, непосредственно осуществляющие профилактическую работу, во-вторых, осуществляющие отдельные функции по профилактике, в-третьих, принимающие отдельное участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К первой группе органов и учреждений относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания; органы, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости населения; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы (след-
134
ственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Ко второй группе Закон относит: организации социального обслуживания, в том числе центры социальной помощи семье и детям, а также специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, краевые и муниципальные приюты; образовательные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения, созданные для реализации молодежной политики; медицинские организации, в том числе специализированные; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
К третьей причислены: органы и учреждения культуры; органы и учреждения физической культуры, спорта и туризма; Уполномоченный при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка; другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Круг иных субъектов четко не определен. Практически все организации и граждане участвуют в процессе профилактики преступности несовершеннолетних, создавая рабочие места их родителям и законным представителям, благоустраивая подведомственные им территории (например, для занятий спортом), организуя до-суговую деятельность несовершеннолетних и т. д.
Индивидуальное предупреждение должно строиться с учетом специфических особенностей личности, в зависимости от которых выбираются методы воздействия на нее [20; 21]. Работа, о которой мы ведем речь, должна проводиться отдельно по отношению к следующим несовершеннолетним лицам: уже совершившим преступление для реализации цели недопущения повторных преступлений; еще не совершившим преступление, но характеризующимся отрицательно; оказавшимся в неблагоприятной или неблагополучной среде, которая может оказать негативное влияние на формирование противоправного поведения.
В перечне мер предупреждения преступности несовершеннолетних, исходя из указанных нами выше групп, можно выделить уровни: ранней профилактики, непосредственной профилактики и профилактики рецидива.
Основной целью ранней профилактики является оказание помощи подростку еще до того, как негативные факторы повлияли на появление в его личности черт антиобщественного, асоциального, противоправного поведения. Кроме того, сюда относится воздействие на родителей, пренебрегающих обязанностями по воспитанию детей.
К примеру, в рамках ранней профилактики преступности, связанной с несовершеннолетними, органами внутренних дел должна применяться следующие методы:
- убеждения (проведение ознакомительных, предупредительных и воспитательных бесед). Такой метод применяется с целью развития правовой культуры, грамотности, правосознания, активной социальной позиции подростка. Важной мерой по улучшению применения метода убеждения будет являться переработка существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, непо-
135
средственно работающих с несовершеннолетним правонарушителем, включающая усовершенствование научно-методического обеспечения. Стоит указать, что особое место в данном направлении должно отводиться психологам, работающим в образовательных учреждениях, сотрудникам правоохранительных органов;
- оказания помощи. Стоит указать, что работа эта должна быть определена в качестве одного из приоритетных направлений региональной политики. К примеру, в ее рамках необходимо увеличение финансирования государством как на федеральном, так и непосредственно на уровне Алтайского края организации досуга подростка, семья которого не обладает достаточным материальным обеспечением. Кроме того, усиление мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия путем улучшения работы по индивидуальному сопровождению семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, решение проблем трудоустройства, обеспеченности жильем;
- принуждения. К примеру, должная реализация Закона «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края». Кроме того, необходимой мерой здесь будет развитие направлений деятельности по раннему выявлению подростков, нуждающихся в коррекции их поведения. Такое направление деятельности в должной мере может быть обеспечено лишь в том случае, если будет четко отлажена и согласована работа субъектов системы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, включенных в процесс их социального сопровождения.
Непосредственная профилактика должна обеспечить условия для исправления подростка с уже сформированным поведением антисоциальной направленности. Кроме того, в рамках данной профилактики необходима работа, направленная на оказание воздействия на взрослых, негативно влияющих на несовершеннолетних.
Принципиально важное значение именно в рамках непосредственной профилактики имеет усиливающий свое действие метод принуждения. К примеру, пересмотр политики государства по привлечению к ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Стоит сказать, что существующая на данный момент чрезмерная гуманизация законодательства может иметь не только положительный, но и отрицательный эффект. Общеизвестно, что одной из самых действенных мер профилактики преступлений является неизбежность и соразмерность наказания, тогда как это направление в отношении несовершеннолетних несколько смазано. К примеру, необходимо совершенствование деятельности по направлению подростков, совершивших правонарушения, в специальное учебно-воспитательные учреждения закрытого типа путем как увеличения числа самих учреждений, так и лиц, направляемых туда [16, с. 67-71; 17, с. 8-11].
Кроме того, необходима тщательная работа по выявлению и привлечению к административной и уголовной ответственности взрослых, оказывающих отрицательное воздействие на подростков. Так, изучение материалов судебной практики позволяет сделать вывод о том, что суды в основном назначают виновным небольшие сроки и размеры наказаний за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Полагаем, что подобное отношение к назначению наказания за совершение преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, умаляет значение охраны интересов несовершеннолетних для государства [25, с. 86-87].
Третьей группой мер, направленных на профилактику рецидива, является социальная помощь и контроль за несовершеннолетними, уже совершившими преступ-
136
ления, освобожденными из воспитательных колоний либо осужденными к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества [14, с. 97]. Так, необходим поиск новых и усиление уже существующих направлений по работе с несовершеннолетним, освободившимся из воспитательных колоний. Данная работа должна вестись как на уровне «Школы подготовки осужденных к освобождению» [19, с. 88-90], так и непосредственно после нее. Кроме того, в рамках указанного направления важно индивидуализировать сопровождение такого подростка и адресно принимать меры по трудоустройству, налаживанию связи с семьей и ближайшим окружением либо наоборот - поиска возможностей по ограждению от негативного их влияния.
Важна также деятельность специализированных инспекторов по линии уголовного розыска, следователей, прокуроров, судей, направленная на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений подростками, использование судопроизводства в воспитательных целях [7, с. 906].
Отдельно в рамках исследуемой нами темы хотелось бы остановить внимание на внедрении такого эффективного метода работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, как медиативные технологии, под которым понимается «способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной, сфере с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон решения» [1, с. 34-35].
Так, использование медиации в целом способно оказывать положительное воздействие на деформации сознания личности подростка, тем самым на его поведение и выбор действий в той или иной ситуации. Поэтому вовлечение лица, склонного к девиантному поведению, в медиацию может позволить скорректировать ему индивидуальное поведение, направить на мирное урегулирование конфликта [8, с. 8385].
Отметим, что предложенные меры далеко не исчерпывающие, однако мы попытались охватить тот пласт, который будет носить комплексный характер борьбы как с причинами совершения преступлений несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, так и с условиями им способствующими.
Список литературы:
1. Гончарова М. В. Основные проблемы деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактике преступлений // Наука. Мысль. - № 5-1. - 2016. - С. 30-40.
2. Закон Алтайского края от 05.11.2001 № 87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае» (в ред. от 02.03.2017) // Консультант Плюс: Высшая школа / Справочные правовые системы. 2017. Режим доступа: <http: // www.consultant.ru> (последнее обращение - 01 марта 2018 г.).
3. Закон Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» (в ред. от 31.05.2017). Консультант Плюс: Высшая школа / Справочные правовые системы. 2017. Режим доступа: <http: // www. consultant. ru> (последнее обращение - 01 марта 2018 г.).
4. Закон Алтайского края от 14.09.2006 № 94-ЗС «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» (в ред. от 21.12.2016) // Консультант Плюс: Высшая школа / Справочные правовые системы. 2017. Режим доступа: <http: // www.consultant.ru> (последнее обращение - 01 марта 2018 г.).
5. Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае» (в ред. от 05.09.2017) (принят Постановлением АКСНД от 06.12.2002 № 393) // Консультант Плюс: Высшая школа / Справочные правовые системы. 2017. Режим доступа: <http: // www.consultant.ru> (последнее обращение - 01 марта 2018 г.).
137
6. Криминология : учебник / колл. авторов ; под общ. ред. В. И. Гладких. - М.: Юстиция, 2017. - 424 с.
7. Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 1008 с.
8. Минкина Н. И. Некоторые аспекты криминологического изучения медиации // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2. - С. 83-85.
9. Отчет о результатах работы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по исполнению требований закона Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» за 2014 год. Официальный сайт Алтайского края
<www.altairegion22.ru/upload/DOC/doc/otchet_po_real_zak99_2014.docx> (последнее обращение - 25 января 2018 г.).
10. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Официальный сайт Администрации Президента России <http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53697> (последнее обращение - 30 января 2018 г.).
11. Постановление Администрации Алтайского края от 19.06.2014 № 281 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2014-2020 годы» (в ред. от 05.07.2017) // Консультант Плюс: Высшая школа / Справочные правовые системы. 2017. Режим доступа: <http: // www.consultant.ru> (последнее обращение - 01 марта 2018 г.).
12. Постановление Администрации Алтайского края от 19.12.2014 № 573 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» на 2015 -2020 годы» (в ред. от 07.04.2017) // Документ опубликован не был. Консультант Плюс: Высшая школа / Справочные правовые системы. 2017. Режим доступа: <http: // www.consultant.ru> (последнее обращение - 01 марта 2018 г.).
13. Постановление Администрации Алтайского края от 21.09.2015 № 363 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края» (в ред. от 25.04.2017) // Документ опубликован не был. Консультант Плюс: Высшая школа / Справочные правовые системы. 2017. Режим доступа: <http: // www.consultant.ru> (последнее обращение - 01 марта 2018
г.).
14. Противодействие преступности. Особенная часть. Т. 2: учебник для вузов / под ред. М. А. Кириллова, В. И. Омигова. - Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», 2010. - Т. 2. - 382 c.
15. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (вместе с «Планом мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»)» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 14. - Ст. 2088.
16. Репьев А. Г. Правовые запреты и ограничения в отношении несовершеннолетних, помещаемых в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: от теории к практике // Алтайский юридический вестник. - 2016. - № 2. - С. 67-71.
17. Репьев А. Г. Специальные меры ограничения прав и свобод несовершеннолетних в России // Очерки новейшей камералистики. - 2016. - № 2. - С. 8-11.
18. Репьев А. Г. Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке с образовательным учреждением // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2016. - № 4 (63). - С. 41-45.
19. Репьева А. М. «Школа подготовки осужденных к освобождению» как одно из направлений пенитенциарного воздействия на личность осужденного // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы 14-й международной научно-практической конференции. -Барнаул, 2016. - Ч. 2. - С. 88-90.
20. Старков О. В. Предупреждение преступлений. - М., 2005. - 284 с.
21. Старков О. В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. -СПб., 2001. - 461 с.
138
22. Статистический отчет о работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Алтайского края за 2014 год. Официальный сайт Алтайского края <http://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/territorial/komissiya-po-delam-nesovershnotnikh-i-zashchite-ikh-prav-altayskogo-kraya/dokumenty-komissii/otchety/> (последнее обращение - 20 февраля 2018 г.).
23. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 06.07.2017) // Собрание законодательства РФ. -1999. - № 26. - Ст. 3177; 2017. - № 24. - Ст. 3478
24. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802; 2017. -№ 1 (Часть I). - Ст. 6.
25. Шаганова О. М. Анализ практики назначения наказания за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2016. - № 14-2. - С. 86-87.
Repeva A.M., Shaganova O.V. Criminological characteristics of juvenile delinquency: determinants and preventive measures (based on materials of Altai Krai) // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 4 (70). № 1. - Р. 128-140.
In article authors pay attention to such special specific object of a criminological research as crime of minors. On the basis of the analysis of her qualitative and quantitative signs (a state, structure and dynamics) across the Russian Federation in general and in Altai Krai, her features are considered. The reasons and conditions promoting her manifestation (economic, social, moral and psychological factors) are investigated. Besides, early and direct stages and also prevention of a recurrence are analysed within individual prevention. In work special attention as authors is paid to illumination of quite extensive developed regulatory base in Altai Krai which accompanies process of prevention of the crime connected with minors. In work measures of all-social, special and criminological, individual prevention of the considered type of crime are formulated. Special attention is paid to regional features of crime of minors.
Key words: crime, juvenile, juvenile delinquency structure, causes of crime, crime prevention, subjects of crime prevention.
Spisok literaturyi
1. Goncharova M. V. Osnovnyie problemyi deyatelnosti organov vnutrennih del po individualnoy profilaktike prestupleniy // Nauka. Myisl. - № 5-1. - 2016. - S. 30-40.
2. Zakon Altayskogo kraya ot 05.11.2001 № 87-ZS «O gosudarstvennoy regionalnoy molodezhnoy politike v Altayskom krae» (v red. ot 02.03.2017) // Konsultant Plyus: Vyisshaya shkola / Spravochnyie pravovyie sis-temyi. 2017. Rezhim dostupa: <http: // www.consultant.ru> (poslednee obraschenie - 01 marta 2018 g.).
3. Zakon Altayskogo kraya ot 07.12.2009 № 99-ZS «Ob ogranichenii prebyivaniya nesovershennoletnih v obschestvennyih mestah na territorii Altayskogo kraya» (v red. ot 31.05.2017). Konsultant Plyus: Vyisshaya shkola / Spravochnyie pravovyie sistemyi. 2017. Rezhim dostupa: <http: // www.consultant.ru> (poslednee obraschenie - 01 marta 2018 g.).
4. Zakon Altayskogo kraya ot 14.09.2006 № 94-ZS «O profilaktike narkomanii i toksikomanii v Altayskom krae» (v red. ot 21.12.2016) // Konsultant Plyus: Vyisshaya shkola / Spravochnyie pravovyie sistemyi. 2017. Rezhim dostupa: <http: // www.consultant.ru> (poslednee obraschenie - 01 marta 2018 g.).
5. Zakon Altayskogo kraya ot 15.12.2002 № 86-ZS «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih v Altayskom krae» (v red. ot 05.09.2017) (prinyat Postanovleniem AKSND ot 06.12.2002 № 393) // Konsultant Plyus: Vyisshaya shkola / Spravochnyie pravovyie sistemyi. 2017. Rezhim dostupa: <http: // www.consultant.ru> (poslednee obraschenie - 01 marta 2018 g.).
6. Kriminologiya : uchebnik / koll. avtorov ; pod obsch. red. V.I. Gladkih. - M.: Yustitsiya, 2017. - 424 s.
7. Kriminologiya: uchebnik / pod obsch. red. A.I. Dolgovoy. 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Norma: INFRA-M, 2016. - 1008 s.
8. Minkina N.I. Nekotoryie aspektyi kriminologicheskogo izucheniya mediatsii // Aktualnyie problemyi bor-byi s prestupleniyami i inyimi pravonarusheniyami. - 2017. - № 15-2. - S. 83-85.
9. Otchet o rezultatah rabotyi sub'ektov profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih po ispolneniyu trebovaniy zakona Altayskogo kraya ot 07.12.2009 # 99-ZS «Ob ogranichenii prebyivaniya nesovershennoletnih v obschestvennyih mestah na territorii Altayskogo kraya» za 2014 god. Ofitsialnyiy sayt Altayskogo kraya <www.altairegion22.ru/upload/D0C/doc/otchet_po_real_zak99_2014.docx> (poslednee obraschenie - 25 yanvarya 2018 g.).
139
10. Perechen porucheniy Prezidenta RF po itogam zasedaniya Soveta po razvitiyu grazhdanskogo obschestva i pravam cheloveka. Ofitsialnyiy sayt Administratsii Prezidenta Rossii <http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53697> (poslednee obraschenie - 30 yanvarya 2018 g.).
11. Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya ot 19.06.2014 № 281 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmyi Altayskogo kraya «Kompleksnyie meryi protivodeystviya zloupotrebleniyu narkotikami i ih nezakonnomu oborotu v Altayskom krae» na 2014-2020 godyi» (v red. ot 05.07.2017) // Konsultant Plyus: Vyisshaya shkola / Spravochnyie pravovyie sistemyi. 2017. Rezhim dostupa: <http: // www.consultant.ru> (poslednee obraschenie - 01 marta 2018 g.).
12. Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya ot 19.12.2014 № 573 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmyi Altayskogo kraya «Obespechenie prav grazhdan i ih bezopasnosti» na 2015-2020 godyi» (v red. ot 07.04.2017) // Dokument opublikovan ne byil. Konsultant Plyus: Vyisshaya shkola / Spravochnyie pravovyie sistemyi. 2017. Rezhim dostupa: <http: // www.consultant.ru> (poslednee obraschenie - 01 marta 2018 g.).
13. Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya ot 21.09.2015 №363 «Ob utverzhdenii Polozheniya o komissii po delam nesovershennoletnih i zaschite ih prav Altayskogo kraya» (v red. ot 25.04.2017) // Dokument opublikovan ne byil. Konsultant Plyus: Vyisshaya shkola / Spravochnyie pravovyie sistemyi. 2017. Rezhim dostupa: <http: // www.consultant.ru> (poslednee obraschenie - 01 marta 2018 g.).
14. Protivodeystvie prestupnosti. Osobennaya chast. T. 2: uchebnik dlya vuzov / pod red. M. A. Kirillova, V. I. Omigova. - Cheboksaryi: Cheboksarskiy kooperativnyiy institut (filial) avtonomnoy nekommercheskoy obrazovatelnoy organizatsii vyisshego obrazovaniya Tsentrosoyuza Rossiyskoy Federatsii «Rossiyskiy uni-versitet kooperatsii», 2010. - T. 2. - 382 c.
15. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 22.03.2017 № 520-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya sistemyi profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih na period do 2020 goda (vmeste s «Planom meropriyatiy na 2017 - 2020 godyi po realizatsii Kontseptsii razvitiya sistemyi profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih na period do 2020 goda»)» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2017. - № 14. - St. 2088.
16. Repev A. G. Pravovyie zapretyi i ogranicheniya v otnoshenii nesovershennoletnih, pomeschaemyih v spet-sialnoe uchebno-vospitatelnoe uchrezhdenie zakryitogo tipa: ot teorii k praktike // Altayskiy yuridicheskiy vestnik. - 2016. - № 2. - S. 67-71.
17. Repev A. G. Spetsialnyie meryi ogranicheniya prav i svobod nesovershennoletnih v Rossii // Ocherki nov-eyshey kameralistiki. - 2016. - № 2. - S. 8-11.
18. Repev A. G. Organizatsionno-pravovoe regulirovanie profilakticheskoy deyatelnosti uchastkovogo upolnomochennogo politsii na administrativnom uchastke s obrazovatelnyim uchrezhdeniem // Nauchnyiy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii. - 2016. - № 4 (63). - S. 41-45.
19. Repeva A. M. «Shkola podgotovki osuzhdennyih k osvobozhdeniyu» kak odno iz napravleniy penitentsi-arnogo vozdeystviya na lichnost osuzhdennogo // Aktualnyie problemyi borbyi s prestupleniyami i inyimi pravonarusheniyami: materialyi 14-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Barnaul, 2016.
- Ch. 2. - S. 88-90.
20. Starkov O. V. Preduprezhdenie prestupleniy. - M., 2005. - 284 s.
21. Starkov O. V., Milyukov S.F. Nakazanie: ugolovno-pravovoy i kriminopenologicheskiy analiz. - SPb., 2001. - 461 s.
22. Statisticheskiy otchet o rabote komissiy po delam nesovershennoletnih i zaschite ih prav munitsipalnyih rayonov i gorodskih okrugov Altayskogo kraya za 2014 god. Ofitsialnyiy sayt Altayskogo kraya <http://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/territorial/komissiya-po-delam-nesovershnotnikh-i-zashchite-ikh-prav-altayskogo-kraya/dokumenty-komissii/otchety/> (poslednee obraschenie - 20 fevralya 2018 g.).
23. Federalnyiy zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ «Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih» (v red. ot 06.07.2017) // Sobranie zakonodatelstva RF. - 1999. - № 26. -St. 3177; 2017. - № 24. - St. 3478
24. Federalnyiy zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ «Ob osnovnyih garantiyah prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii» (v red. ot 28.12.2016) // Sobranie zakonodatelstva RF. - 1998. - # 31. - St. 3802; 2017. - № 1 (Chast I).
- St. 6.
25. Shaganova O. M. Analiz praktiki naznacheniya nakazaniya za neispolnenie obyazannostey po vospitaniyu nesovershennoletnego // Aktualnyie problemyi borbyi s prestupleniyami i inyimi pravonarusheniyami. - 2016.
- № 14-2. - S. 86-87.
140