_А.М. ШЕРИЕВ
УДК 351.74
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Шериев А.М., Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Российская Федерация, [email protected]
В статье рассматриваются вопросы организации профилактической деятельности субъектами профилактики по противодействию экстремизму и терроризму, порядок их взаимодействия по профилактике преступлений указанной категории в молодежной среде. Обобщен положительный опыт их сотрудничества как субъектов системы профилактики правонарушений, сформулированы предложения по повышению эффективности взаимодействия и согласованности действий по профилактике преступлений экстремисткой и террористической направленности.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, взаимодействие, противодействие, профилактика, преступление.
UDC 351.74
PREVENTION OF TERRORISM AND EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT (FOR EXAMPLE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)
Sheriev A.M., North Caucasian Advanced Training Institute for the Personnel of the Ministry of the Interior of Russia (branch) of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Nalchik, Russian Federation,
The article deals with the organization of preventive activities of the subjects of prevention to combat extremism and terrorism, the procedure for their cooperation on the prevention of crimes of this category in the youth environment. Generalized positive experience of cooperation as subjects of crime prevention system, formulated proposals for improving cooperation and coordination for the prevention of extremist and terrorist-related crimes.
Key words: extremism, terrorism, cooperation, combating, prevention, offense.
Экстремистами и террористами развязана террористическая война. Почти ежедневно обезвреживаются самодельные взрывные устройства, часть из них срабатывает, унося жизни сотрудников правоохранительных органов и спецслужб и мирных граждан, терроризм оказывает крайне дестабилизирующее влияние на оперативную обстановку на Северном Кавказе и в целом по России [1].
Экстремизм и терроризм - слова, которые все чаще в последние годы употребляются в нашем лексиконе и ассоциируются с такими понятиями, как насилие, жестокость, агрессия, ненависть. Происходящие в мире события заставляют задуматься об обеспечении адекватного противодействия этим негативным социальным явлениям [2].
Нетерпимость, ксенофобия и агрессивность, укрепляясь в общественном сознании, распространяются на идеологию и мораль. А это, в конечном счете, находит практическое выражение, проявляясь в экстремистской деятельности, начиная от осторожных диверсий и вплоть до мятежей и террористических актов [3].
24 мая 2011 г. на одной из встреч в ГУВД г. Москвы тогда еще Президент Российской Федера-
ции ныне Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев отметил в своем выступлении о необходимости совершенствования механизма координации работы по противодействию экстремизму федеральных и региональных ведомств [4].
Проводя работу в данном направлении, следует отметить, что ООДУУП и ПДН (отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних) МВД по Кабардино-Балкарской Республике во взаимодействии с заинтересованными службами, министерствами и ведомствами, в 2015 году был проведен комплекс оперативно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику религиозного экстремизма, предупреждение противоправного поведения учащихся и студентов в образовательных учреждениях республики, совершенствование правосознания и правовой культуры, формирование у молодёжи толерантности, выявление неформальных молодёжных объединений и молодёжных группировок экстремистской направленности и других лиц, замышляющих совершение экстремистских акций и иных противоправных
деяний на межнациональной и межконфессиональной почве.
На контроле находятся дети из семей нейтрализованных либо действующих участников НВФ с целью недопущения вовлечения их в преступную, в том числе экстремистскую деятельность. Изучался быт семей и взаимоотношения детей с учащимися в общеобразовательных учреждениях. Дети указанной категории привлекаются во всех профилактических мероприятиях, проводимых в образовательных учреждениях, в том числе по предупреждению экстремизма среди несовершеннолетних.
В целях предупреждения распространения религиозно-экстремистских идей в общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики и вовлечения несовершеннолетних в преступную, в том числе экстремистскую деятельность, за каждым образовательным учреждением, расположенным на обслуживаемой территории, закреплены сотрудники ПДН, УУП, ОУР и ЦПЭ (центр по противодействию экстремизму) МВД по Кабардино-Балкарской Республике, которыми организована целенаправленная работа по получению упреждающей информации о негативных процессах, происходящих в подростковой среде, выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений экстремистской направленности, для исключения фактов их вовлечения в различные группировки экстремистского характера.
Во всех общеобразовательных учреждениях разработаны планы мероприятий по противодействию терроризму и религиозному экстремизму, согласно которым ежемесячно проводятся родительские собрания, классные часы, беседы, лекции, диспуты с приглашением представителей правоохранительных органов республики, направленные на разъяснение молодежи правовых последствий за участие в противоправной деятельности террористической и экстремистской направленности; в неформальных молодежных группировках антиобщественного и преступного толка; заведомо ложные сообщения об актах терроризма и другие правонарушения террористической и экстремистской направленности.
Инспекторами ПДН ведется строгий контроль над посещаемостью занятий в общеобразовательных учреждениях. С руководителями и работниками общеобразовательных учреждений, систематически проводятся разъяснительные беседы о необходимости тщательного контроля за пропускным режимом внутри школ и на прилегающих к ним территориях, указывается на необходимость усиления внимания и бдительности к подозрительным лицам и предметам, разъяснен порядок принятия тех или иных мер предосторожности при возникновении чрезвычайных ситуаций.
С целью предупреждения правонарушений и преступлений со стороны учащихся, вовлечения
их в преступную и экстремистскую деятельность, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, совместно с другими службами органов внутренних дел и органами профилактики в общеобразовательных учреждениях проводились беседы и лекции на такие темы как: «Экстремизм -проблема общества», «Экстремизм и терроризм. Причины и условия зарождения в КБР», «Административная и уголовная ответственность среди несовершеннолетних», «Молодёжь и религия: проблемы, поиски решения», «Действия граждан при обнаружении подозрительных предметов», «Терроризм - экстремистское направление» и др. Также, в целях патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях республики проведены конкурсы и викторины профилактического характера под названиями: «Рыцари закона», «Урок мужества», «Здоровая семья», «Мир без наркотиков», где глубоко освещены проблемы, связанные с терроризмом и экстремизмом. За 8 месяцев 2015 года было прочитано 1488 лекций, проведено 191 профилактическое мероприятие на темы противодействия экстремизму, из которых 150 лекций и бесед, 28 круглых столов и брифингов. Также была проведена разъяснительная работа среди учащихся и родителей (лиц их замещающих) об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, предусмотренной ст. 207 УК РФ.
Среди сотрудников полиции важное место занимают подразделения по делам несовершеннолетних, которые обслуживают определенные территории, различные образовательные и детские учреждения, тем самым приближены к населению и молодежи (детям) [5].
При проведении работы ПДН по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних следует учесть, что агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остается без должного внимания, то может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида [6, с. 44].
На основании Соглашения о сотрудничестве осуществлены рабочие встречи ЦПЭ МВД по КБР с ДУМ (Духовное управление мусульман) КБР и Министерством образования, науки и по делам молодёжи КБР.
На постоянной основе проводятся проверки объектов торговли, занимающихся продажей печатной продукции на предмет наличия литературы экстремистского содержания.
Руководство страны и Министерство внутренних дел РФ неоднократно указывали на приоритетность задачи профилактики правонарушений среди молодежи [7]. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел принимают непосредственное участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, под которой понимается система социаль-
ных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям детей, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой [8].
Значимым направлением информационно-разъяснительной работы в сфере профилактики правонарушений является информирование населения о ходе и результатах деятельности органов внутренних дел и иных субъектов по профилактике правонарушений. Оно позволяет не только донести до населения объективные сведения о деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с принципом гласности (открытости), но и обеспечить общественную поддержку (легитимность) проводимых профилактических мероприятий как одного из важнейших условий их эффективности
[9].
За 2015 год были проведены 264 проверки и обследования материально-бытовых условий несовершеннолетних, находящихся на учётах в ПДН и органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России по Кабардино-Балкарской Республике на районном уровне совместно с представителями органов образования была проведена сверка несовершеннолетних, уклоняющихся от учёбы, в том числе детей-членов НВФ, лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера, экстремистской направленности и оказание пособнической помощи.
Было выявлено 157 родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, содержанию детей, к которым применены соответствующие законные меры, в том числе три факта, предусмотренных ст. 156 УК РФ, неисполнения родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, связанных с жестоким обращением. По всем фактам возбуждены уголовные дела.
В анализируемый период получено 19 ин-формаций о несовершеннолетних, уклоняющихся от учёбы, к началу 2015-2016 учебного года были приняты законные меры по возвращению их в школы. Данная работа проводится ежегодно перед началом учебного года, на постоянной основе принимаются меры по возвращению учащихся в образовательные учреждения. В сентябре 2015 года также проводились аналогичные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, не приступивших своевременно к учебному процессу без уважительной причины, которых могут вовлечь в преступную, в том числе экстремистскую деятельность. В случае выявления несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения по религи-
озным взглядам, информация будет направлена в ЦПЭ МВД по КБР. Подростков, являющихся членами групп антиобщественного, экстремистского и иного характера, лидеров и активных участников таких групп не выявлено.
Объектами особого внимания экстремистских организаций остаются молодые женщины-вдовы, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах. Технологии их рекрутирования используют богатый арсенал методов - от заботливого покровительства новых мужей, как правило, являющихся активистами экстремистских группировок, до грубого психологического и физического насилия [10].
Всего проверено 149 вдов экстремистской направленности. Также установлено, что 106 вдов по адресам регистрации не проживают или проживают в соседних районах. В рамках взаимодействия территориальными органами произведен соответствующий обмен информацией по установлению данных лиц. На контакт с сотрудниками полиции и органами профилактики категорически отказалась пойти 41 вдова. В ходе проведения операции «Защита» в семьях вдов и родственников указанной категории установлен 401 несовершеннолетний, в том числе по возрастным категориям: с 14 до 18 лет - 21 несовершеннолетний, до 14 лет — 380 детей. На всех детей заведены учётные карты установленного образца с указанием полных данных для дальнейшего контроля.
Также были проверены 811 адресов проживания уничтоженных или действующих участников НВФ. На них также составлены учётные карты на адрес проживания. Совместно с органами здравоохранения проведена сверка матерей, имеющих детей в возрасте до одного года, с целью выявления систематически не посещающих медицинские учреждения. В результате выявлено 9 матерей, имеющих детей в возрасте до 1 года и систематически не посещающих медицинские учреждения, и приняты соответствующие меры.
Было проверено по месту жительства 1451 лицо из числа освободившихся из мест лишения свободы с целью проверки их адаптации к новым условиям жизни, а также установления несовершеннолетних, проживающих с ними, и выявления фактов возможного негативного влияния на них со стороны взрослых, в том числе 130 лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера.
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить основные задачи государства и общества по противодействию экстремизму и терроризму:
- нормализация политической ситуации в стране, формируя дух социального мира, спокойствия, изоляции этнических и религиозных конфликтов, социальных разногласий в обществе;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению экстремизма и терроризма;
- повышение культурно-образовательного уровня населения, изучение религии, истории, культуры, традиций, улучшение межэтнического взаимопонимания (проведение широкой культурно-просветительной работы, направленной на формирование общественного мнения отказа от идеологии экстремизма и терроризма);
- развитие терпимости между этническими и религиозными объединениями;
- формирование толерантности у граждан этноконфессиональных групп, общин, организаций;
- противодействие распространению информации и литературы экстремистской направленности, а также материалов, направленных на разжигание конфликтов;
- выработка рекомендаций по улучшению деятельности субъектов противодействия экстремистской деятельности для предотвращения экстремизма и терроризма, совершенствования методов и технологий их взаимодействия с социальными и религиозными объединениями.
Меры правоохранительных органов по борьбе с экстремизмом и терроризмом должны включать:
- разведывательные мероприятия, направленные на получение информации о внешних угрозах экстремистского и террористического характера, деятельности иностранных экстремистов и террористических структур, планирующих подготовку и проведение экстремистской и террористической деятельности против Российской Федерации, источников и каналов финансирования и другой поддержки экстремистских структур и их сообщников из числа российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России;
- оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступных проявлений экстремистской и террористической деятельности, в розыске лиц, участвующих в их подготовке;
- оперативное управление войсками, направленные на локализацию экстремистских действий, поиск, блокирование, устранение баз, лагерей, учебных центров и организаций экстремистов, их инфраструктуры; выявление, уничтожение экстремистов и т.п.;
- исследования, направленные на сбор доказательств, преступной деятельности экстремистского и террористического характера.
Литература
1. Кулешов Р.В. Соотношение понятий пресечения и противодействия экстремистской и террористической деятельности // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. № 4.
2. Миронов С.Н., Шляхтин Е.П. Противодействие ОВД проявлениям экстремизма и терроризма: практическое пособие. Казань: КЮИ МВД России, 2014.- 86с.
3. Жигалова Е.А. Религиозный экстремизм: памятка сотрудникам органов внутренних дел: учеб. пос. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2013.
4. Cалъников Е.В. Подготовка сотрудников органов внутренних дел к работе в школьных коллективах по профилактике экстремизма: методические рекомендации. М.: МВД России, 2012.
5. Васильев Ф.П., Анисимов Р.Ю. Роль подразделений полиции по делам несовершеннолетних в пресечении экстремизма //Административное право и процесс. 2013. № 3.
6. Кузьмин А.В. Административно-правовое противодействие экстремизму в молодежной среде // Административное право и процесс. 2011. № 6.
7. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: методическое пособие для инспекторов по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России / под ред. С.И. Гирько и Ю.Н. Демидова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2014.
8. Шериев А.М. Организация профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2015. № 1.
9. Жигалова Е.А. Экстремизм как феномен социального бытия: монография. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2012.
10.Масалов А.Г. Правовые и социально-политические аспекты противодействия деятельности экстремистских организаций на Северном Кавказе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2011. № 2.
References
1. Kuleshov R.V. Sootnoshenie ponyatii presecheniya i protivodeistviya ekstremistskoi i terroristi-cheskoi deyatel'nosti // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. Yuridicheskii zhurnal. 2013. № 4.
2. Mironov S.N., Shlyakhtin E.P. Protivodeistvie OVD proyavleniyam ekstremizma i terrorizma: prakti-cheskoe posobie. Kazan': KYuI MVD Rossii, 2014. 86s.
3. Zhigalova E.A. Religioznyi ekstremizm: pamyatka sotrudnikam organov vnutrennikh del: ucheb. pos. Nal'chik: Izd-vo M. i V. Kotlyarovykh, 2013.
4. Cal'nikov E.V. Podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del k rabote v shkol'nykh kollektivakh po profilaktike ekstremizma: metodicheskie rekomendatsii. M.: MVD Rossii, 2012.
5. Vasil'ev F.P., Anisimov R.Yu. Rol' podrazdelenii politsii po delam nesovershennoletnikh v preseche-nii ekstremizma //Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 3.
6. Kuz'min A.V. Administrativno-pravovoe protivodeistvie ekstremizmu v molodezhnoi srede // Administrativnoe pravo i protsess. 2011. № 6.
7. Nastol'naya kniga inspektora po delam nesovershennoletnikh: metodicheskoe posobie dlya inspekto-rov po delam nesovershennoletnikh territorial'nykh organov MVD Rossii / pod red. S.I. Gir'ko i Yu.N. Demidova. M.: Ob"edinennaya redaktsiya MVD Rossii, 2014.
8. Sheriev A.M. Organizatsiya profilaktiki pravonarushenii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii // Yuridi-cheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. №1.
9. Zhigalova E.A. Ekstremizm kak fenomen sotsial'nogo bytiya: monografiya. Nal'chik: Izd-vo M. i V. Kotlyarovykh, 2012.
10. Masalov A.G. Pravovye i sotsial'no-politicheskie aspekty protivodeistviya deyatel'nosti ekstre-mistskikh organizatsii na Severnom Kavkaze // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitar-nogo univer-siteta im. M.A. Sholokhova. Istoriya i politologiya. 2011. № 2.
Поступила в редакцию 18 апреля 2016 г.
Received 18 April, 2016