УДК 351.74
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Шериев А.М., Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Российская Федерация, [email protected]
В статье рассматриваются вопросы организации профилактической деятельности субъектами профилактики, порядок взаимодействия органов власти по профилактике правонарушений в молодежной среде. Обобщен положительный опыт их сотрудничества как субъектов системы профилактики правонарушений, сформулированы предложения по повышению эффективности взаимодействия и согласованности действий в указанной сфере.
Ключевые слова: взаимодействие, профилактика, правонарушение, охрана, программа, комиссия, правопорядок.
UDK 351.74
PREVENTION OF CRIME AMONG YOUNG PEOPLE
Sheriev A.M., Caucasian Advanced Training Institute for the Personnel of the Ministry of the Interior of Russia (branch) of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Nalchik, Russian Federation, [email protected]
The article deals with the organization of preventive activity of the subject of prevention, the order of interaction between authorities on crime prevention among youth. Generalized positive experience of cooperation as subjects of crime prevention, formulated proposals for improving the efficiency of cooperation and coordination in this area.
Key words: interaction, prevention, offense, protection, program, the Commission, law and order.
Профилактика правонарушений является одной из значимых мер общесоциального предупреждения, средством позитивного воздействия, осуществляемого многими государственными и общественными субъектами на лиц с отклоняющимся предпреступным поведением, нарушающих нормы морали и права в результате недостатков воспитания, негативного влияния семьи, окружения, малых групп [1].
Преступления, совершаемые несовершеннолетними, как правило, привлекают внимание ученых-юристов и практических работников правоохранительных органов, так как лица, совершающие преступления в раннем возрасте, позже значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности [2].
В основе предупреждения правонарушений в молодежной среде лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Непосредственно в профилактической деятельности участвует множество субъектов, которые представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач [3]. В системе специального предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних органы внутренних дел выполняют основной объем профилактической работы, непосредственно занима-
ются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших правонарушения [4].
Руководство страны и Министерства внутренних дел РФ неоднократно указывало на приоритетность задачи профилактики правонарушений среди молодежи [5]. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел принимают непосредственное участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, под которой понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям детей, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой [6].
Значимым направлением информационно-разъяснительной работы в сфере профилактики правонарушений является информирование населения о ходе и результатах деятельности органов внутренних дел и иных субъектов по профилактике правонарушений. Оно позволяет не только донести до населения объективные сведения о деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с принципом гласности (открытости), но и обеспечить общественную поддержку (легитимность) проводимых профилактических мероприятий как одного из важнейших условий их эффективности
Одним из приоритетных направлений в области социальной профилактики правонарушений является деятельность по защите прав и интересов несовершеннолетних, борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью [8]. При всем многообразии задач, решаемых в сфере превентивного противодействия преступности, осуществляемого по различным направлениям деятельности, одним из приоритетных в деятельности специальных субъектов на ближайшую перспективу является ранняя профилактика, т.е. профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних [9].
Необходимо отметить, что социальная профилактика выступает в качестве самостоятельного вида общественной практики, а также как специфическая сфера социального управления [10].
Основу этой работы составляет организация досуга несовершеннолетних, являющаяся действенным методом предотвращения вовлечения их в противоправное поведение и группы деструктивной направленности. С этой целью в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового характера с несовершеннолетними, включая проведение товарищеских футбольных матчей, различных социальных конкурсов, антинаркотических массовых акций, введение в эксплуатацию новых спорткомплексов, стадионов, спортивных площадок, организацию работы кружков, клубов, спортивных секций и др.
В современных условиях важное значение имеет обеспечение доступности пользования указанными учреждениями и сооружениями для детей из семей с низким уровнем дохода.
В настоящее время в Российской Федерации действует более 408 тысяч спортивно-массовых и военно-патриотических учреждений, секций, в которых занимаются более 13,7 млн. человек, в т.ч. около 7,1 млн. подростков. Наиболее многочисленная сеть таких организаций развита в Южном (105854), Приволжском (100872) и Центральном (82038) федеральных округах.
В центрах социальной помощи семье и детям организована деятельность более 200 клубов, кружков, волонтерских объединений для подростков и родителей, которые посещает около 4 тыс. человек. Организованы театральные студии, компьютерные клубы, группы психологической поддержки, лектории по повышению родительской компетентности, «социальная гостиная».
Содействие в организации профессионального обучения требуется, прежде всего, несовершеннолетним, детям из малообеспеченных семей и оставшимся без попечения родителей.
Основными целями данной работы являются подготовка воспитанника к взрослой жизни, обучение ориентироваться в различных жизненных ситуациях, способности в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноцен-
ную жизнь в ней и воспитание своих детей. Для реализации данных программ учреждения укомплектованы педагогическими (воспитатели, психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования) и медицинскими работниками.
Созданы условия для обучения детей практическим навыкам хозяйствования - кабинеты обслуживающего труда, учебные мастерские. На базе мастерских дети обучаются швейному, столярному, слесарному и обувному делу. Помимо занятий в мастерских, трудовое воспитание в течение учебного года осуществляется через создание временных рабочих мест для воспитанников старшего школьного возраста и трудоустройства в летний период. Это способствует формированию у старшеклассников умения распределять свободное время, разумно расходовать полученную заработную плату, приобретать необходимые вещи, соотносить свои желания и возможности.
Принимая во внимание важную роль труда в социализации подрастающего поколения, формировании у него навыков законопослушного поведения и правомерного самостоятельного добывания средств к существованию, эффективной мерой социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних признается содействие их трудоустройству. Для решения этой задачи в субъектах Российской Федерации используются различные подходы.
Так, на основании распоряжении Правительства Самарской области от 27 апреля 2005 г. №45-р «Об областной межведомственной комиссии по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии» в Самарской области действует межведомственный «Порядок взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по социализации несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний», в соответствии с которым работа с подростками в период нахождения в Жигулевской воспитательной колонии и в период их освобождения строится как непрерывный процесс, что позволяет более оперативно решать многие вопросы, связанные с социализацией подростков после освобождения (прием на обучение не зависимо от периода учебного цикла; преемственность в освоении образовательных программ с учетом образования полученного в воспитательной колонии; контроль за посещаемостью и успеваемостью). В Жигулевской воспитательной колонии для проведения работы с освобождающимися осужденными действует «Школа освобождения осужденных», которая предусматривает осуществление психологической подготовки осужденного к освобождению, формирование у него установки на законопослушное поведение, развитие уверенности в собственных возможностях достижения жизненных успехов. В рамках деятельности «Школы освобождения» проводятся встречи с работниками службы
занятости г.о. Жигулевск для организации проф-ориентационной работы с воспитанниками [11].
Для трудоустройства несовершеннолетних граждан государственные учреждения Новосибирской области, центры занятости населения во взаимодействии с работодателями проводили работу по формированию и поддержанию в актуальном состоянии специализированного банка вакансий. В первом полугодии 2011 года работодателями было заявлено более 7,5 тыс. вакансий для временного трудоустройства подростков по договорам с работодателями, 956 организаций создали (или выделили) 3141 рабочее место для приема на работу несовершеннолетних граждан в счет установленной квоты. На конец первого полугодия 2011 года в этих организациях работали 452 подростка. Для обеспечения трудоустройства подростков центры занятости населения провели 132 специализированные ярмарки вакансий, в которых приняли участие 269 работодателей и 2154 подростка. По результатам проведенных мероприятий было трудоустроено 2022 несовершеннолетних .
Центрами занятости населения продолжена работа по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в составе трудовых отрядов и учебно-производственных бригад. Всего с начала года сформированы 556 бригад (трудовых отрядов) с общим количеством участников 6477 человек (или 96,8% от общей численности трудоустроенных подростков).
В Тверской области при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан особое внимание уделялось их участию в мероприятиях по увековечению памяти погибших при защите Отечества как формы патриотического воспитания. Подростки ухаживают за ветеранами в организациях социальной защиты и районных больницах, помогают по хозяйству ветеранам и вдовам погибших воинов [12].
Эффективной формой профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность специализированных социальных учреждений с постоянным (круглосуточным) и дневным пребыванием.
В Ростовской области в каждом муниципальном образовании области созданы межведомственные лекторские группы с участием специалистов всех органов и учреждений системы профилактики. Ежегодно межведомственными лекторскими группами проводятся около 10 тысяч мероприятий - бесед, круглых столов, дискуссий [13].
К одним из важнейших направлений профилактики правонарушений относится информационно-разъяснительная и агитационно-пропагандистская деятельность, которую можно рассматривать в двух аспектах: как средство обес-
* Обзор. URL: admin.mvd.ru>upload/site1/ 434a0f0bb0.doc (дата обращения: 30.08.2015).
печения эффективности основных профилактических мероприятий и как самостоятельный метод (способ) профилактики правонарушений.
Приоритетным объектом такой работы являются подростки, которым свойственны неустойчивость и динамизм потребностей, ценностей и установок.
Профилактика зависимости от наркотиков представляет собой стратегии, направленные на снижение риска заболевания наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом либо усиление факторов, понижающих восприимчивость к болезни [14]. В связи с чем весьма эффективной представляется информационно-пропагандистская работа, связанная с формированием здорового образа жизни. Организовываются просмотры учащимися фильмов и передач антиалкогольной и антинаркотической направленности, проведение спортивных и развлекательных массовых акций. В средствах массовой информации распространяются соответствующие материалы, размещается наглядная агитация и иные печатные материалы профилактической направленности (плакаты, стенды, информационные табло, календари, листовки, буклеты).
Так, в Республике Хакасия в 274 образовательных учреждениях по правовой тематике проведена 3631 беседа и лекция, из них 2056 - об уголовной, гражданской и административной ответственности, 452 - по предупреждению краж сотовых телефонов, 343 - по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних, 387 - по пропаганде здорового образа жизни, 293 - по антитеррористической защищённости, 100 - по разъяснению норм безопасности жизнедеятельности [15].
Гражданам без определённого места жительства из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет временный приют предоставляется до их обеспечения жилым помещением. В данных учреждениях гражданам предоставляется комплекс социальных услуг (место для временного пребывания и ночлега с комплектами постельных принадлежностей и предметами личной гигиены, горячие питание, проводится санитарная обработка и первая доврачебная помощь, оказывается содействие в получении медицинской помощи, трудоустройстве, восстановлении документов, предоставляются различные консультативные и правовые услуги).
Одной из важнейших составляющих социальной профилактики правонарушений является противодействие наркомании и алкоголизации населения. Для решения таких задач в регионах России используются следующие методы профилактической работы:
1. Организация профилактических медицинских осмотров с целью раннего выявления наркологической патологии среди учащихся образовательных учреждений. Указанные мероприятия успешно реализуются в 34 субъектах Российской Федерации.
2. Проведение сотрудниками органов внутренних дел совместно с педагогами, психологами, врачами индивидуальных собеседований с несовершеннолетними. Данная работа активно проводится в 46 субъектах Российской Федерации.
3. Использование возможностей административного и уголовного законодательства для противодействия незаконному распространению и потреблению алкоголя и наркотиков (особое значение уделяется привлечению к ответственности лиц, осуществляющих незаконное производство и сбыт алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ). Мероприятия в данном направлении наиболее интенсивно проводятся в 66 субъектах Российской Федерации.
4. Осуществление профилактических рейдовых мероприятий. Во всех субъектах Российской Федерации регулярно проводятся рейдовые мероприятия по проверке мест концентрации молодежи, массового пребывания граждан с целью выявления и пресечения фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
5. Организация социальных акций по оказанию психологической, наркологической и социальной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Данное направление профилактической деятельности широко применяется в 47 субъектах Российской Федерации.
Сотрудниками ПДН Курганской области совместно с врачами-наркологами ежемесячно проводятся «часы нарколога» для приема несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН в связи с употреблением наркологических, психотропных веществ [16].
В Чувашской Республике организована система межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики потребления психоактивных веществ, действующая как на республиканском, так и на муниципальном уровне. Данную деятельность по профилактике потребления наркотиков координирует антинаркотическая комиссия в Чувашской Республике. Во всех городах и районах республики при органах местного самоуправления созданы комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, реализуются мероприятия по
усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства.
В связи с изложенным в целях совершенствования системы профилактики правонарушений в молодежной среде и повышения ее эффективности на региональном уровне представляется целесообразным:
1. Активизировать работу региональных комиссий по профилактике правонарушений в сфере укрепления межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти, общественных объединений, иных учреждений и организаций, реализующих полномочия в области предупреждения преступлений и других противоправных деяний с целью недопущения правонарушений в молодежной среде.
2. Усилить роль регионального законодательства по нормативному регулированию порядка функционирования системы профилактики правонарушений и определению степени ответственности должностных лиц за невыполнение предписаний по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди молодежи.
3. Инициировать регулярное рассмотрение в рамках работы постоянных координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации вопросов функционирования системы профилактики правонарушений и хода реализации программных мероприятий в данной сфере деятельности.
4. Более активно проводить через средства массовой информации пропагандистскую работу, направленную на профилактику правонарушений в указанной сфере, предупреждение экстремизма и асоциального поведения, определив оптимальные формы использования для этих целей возможностей государственных и общественных институтов, религиозных конфессий, коммерческих организаций и объединений граждан.
В процессе планирования профилактических мероприятий обеспечить дальнейшую выработку мер, способных адекватно противостоять новым вызовам и угрозам, порождаемым динамичностью развития современного общества, а также оптимизировать модель построения единой государственной системы профилактики правонарушений с учетом региональных особенностей и использования накопленного положительного опыта.
Литература
1. Орлова Ю.Р., Тимошина Е.М. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группе: учебное пособ. М.: ВНИИ МВД России, 2010. 84 с.
2. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2000. 678 с.
3. Васильчикова Н.В., Кухарук В.В. Криминология: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2007.
144 с.
4. Шхагапсоев З.Л., Гутиева И.Г. Организация профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями и родителями, не исполняющими обязанности по их
воспитанию. Нальчик: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, 2012. 141 с.
5. Сальников Е.В. Подготовка сотрудников органов внутренних дел к работе в школьных коллективах по профилактике экстремизма: методические рекомендации. М.: МВД России, 2012. 56 с.
6. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: методическое пособие для инспекторов по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России / под ред. С.И. Гирько и Ю.Н. Демидова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2014. 767 с.
7. Шериев А.М. Организация профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2015. № 1.
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон Рос. Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9. Орлова Ю.Р., Шиян В.И. Предупреждение корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола: учебно-методическое пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2008. 118 с.
10. Ситковский А.Л. Профилактика преступлений несовершеннолетних в системе среднего образования: монография / А.Л. Ситковский, З.С. Зарипов, Т.П. Папкова, Ю.Р. Орлова, К.К. Мирзажанов, И.Р. Шикула. М.: ВНИИ МВД России, 2011. 219 с.
11. Об областной межведомственной комиссии по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии: распоряжение Правительства Самарской области от 27 апреля 2005 г. №45-р.
12. О финансировании и расходовании средств областного бюджета Тверской области на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области: постановление Правительства Тверской области от 27 дек. 2011 г. № 295-пп.
13. Сайт Областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=81250
14. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ в образовательных учреждениях МВД России: методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 96с.
15. Сайт Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Республики Хакасия. URL: http://www.r-19.ru/authorities/office-for-cooperation-with-law-enforcement-authorities-of-the-republic-of-khakassia/common/o-ministerstve/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/mezhvedomstvennaya-komissiya-pravitelstva-respubliki-khakasiya-po-profilaktike-pravonarusheniy/ (data obrashcheniya: 30.08.2015).
16. Сайт МВД РФ по Курганской области. URL: https://45.mvd.ru/ (дата обращения: 30.08.2015).
References
1. Orlova Yu.R., Timoshina E.M. Preduprezhdenie prestuplenii, sovershaemykh nesovershenno-letnimi v gruppe: uchebnoe posob. M.: VNII MVD Rossii, 2010. 84 s.
2. Kudryavtsev V.N., Eminov V.E. Kriminologiya. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist, 2000. 678 s.
3. Vasil'chikova N. V., Kukharuk V.V. Kriminologiya: konspekt lektsii. M.: Yurait-Izdat, 2007. 144 s.
4. Shkhagapsoev Z.L., Gutieva I.G. Organizatsiya profilakticheskoi raboty organov vnutrennikh del s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami i roditelyami, ne ispolnyayushchimi obyazannosti po ikh vospitaniyu.-Nal'chik: Severo-Kavkazskii institut povysheniya kvalifikatsii (filial) Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2012. 141 s.
5. Sal'nikov E.V. Podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del k rabote v shkol'nykh kol-lektivakh po profilaktike ekstremizma: metodicheskie rekomendatsii. M.: MVD Rossii, 2012. 56s.
6. Nastol'naya kniga inspektora po delam nesovershennoletnikh: metodicheskoe posobie dlya in-spektorov po delam nesovershennoletnikh territorial'nykh organov MVD Rossii / pod red. S.I. Gir'ko i Yu.N. De-midova. M.: Ob"edinennaya redaktsiya MVD Rossii, 2014. 767s.
7. Sheriev A.M. Organizatsiya profilaktiki pravonarushenii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii // Yuridi-cheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1.
8. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh: feder. za-kon Ros. Federatsii ot 24 iyunya 1999 g. №120-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Garant».
9. Orlova Yu.R., Shiyan V.I. Preduprezhdenie korystno-nasil'stvennykh prestuplenii, sover-shaemykh nesovershennoletnimi zhenskogo pola: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: VNII MVD Rossii, 2008. 118 s.
10. Sitkovskii A.L. Profilaktika prestuplenii nesovershennoletnikh v sisteme srednego obra-zovaniya: monografiya / A.L. Sitkovskii, Z.S. Zaripov, T.P. Papkova, Yu.R. Orlova, K.K. Mirzazhanov, I.R. Shikula. M.: VNII MVD Rossii, 2011. 219s.
11. Ob oblastnoi mezhvedomstvennoi komissii po kompleksnoi reabilitatsii detei i podrostkov s problemami v razvitii: rasporyazhenie Pravitel'stva Samarskoi oblasti ot 27 aprelya 2005 g. №45-r.
12. O fmansirovanii i raskhodovanii sredstv oblastnogo byudzheta Tverskoi oblasti na realizatsiyu mero-priyatii po sodeistviyu zanyatosti naseleniya i dopolnitel'nykh meropriyatii, napravlennykh na snizhenie napryaz-hennosti na rynke truda Tverskoi oblasti: postanovlenie Pravitel'stva Tverskoi oblasti ot 27 dek. 2011 g. № 295-pp.
13. Sait Oblastnoi mezhvedomstvennoi komissii po profilaktike pravonarushenii pri Pravi-tel'stve Ros-tovskoi oblasti. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=81250
14. Yaltonskii V.M., Sirota N.A. Profilaktika zavisimosti ot narkotikov i drugikh psikhoak-tivnykh vesh-chestv v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii: metodicheskoe posobie. M.: IMTs GUK MVD Rossii, 2003. 96s.
15. Sait Mezhvedomstvennoi komissii po profilaktike pravonarushenii pri Pravitel'stve Respubliki Kha-kasiya. URL: http://www.r-19.ru/authorities/office-for-cooperation-with-law-enforcement-authorities-of-the-republic-of-khakassia/common/o-ministerstve/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/mezhvedomstvennaya-komissiya-pravitelstva-respubliki-khakasiya-po-profilaktike-pravonarusheniy/ (data obrashcheniya: 30.08.2015).
16. Sait MVD RF po Kurganskoi oblasti. URL: https://45.mvd.ru/ (data obrashcheniya: 30.08.2015).
Поступила в редакцию 10 сентября 2015 г.
Received 10 September, 2015