Научная статья на тему 'Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних'

Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1895
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ПОДРОСТКИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILE / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / PREVENTION / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / HOMELESSNESS / DELINQUENCY / TEENAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланбекова А. З., Абдусаламова З. М.

В статье рассматриваются основные причины, побуждающие несовершеннолетних к совершению административных правонарушений, а также проблемы, с которыми сталкиваются субъекты, осуществляющие учебно-воспитательную работу в учебных заведениях и организационно-правовую профилактику правонарушений несовершеннолетних. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается увеличение численности несовершеннолетних правонарушителей. Данная тенденция является важнейшим индикатором нравственного здоровья подрастающего поколения, поэтому требует к себе самого серьезного внимания со стороны государственных и общественных организаций. Целью статьи является исследование основных причин, побуждающих несовершеннолетних совершать противоправные действия. Научная новизна заключается в том, что в статье на основе анализа действующего законодательства подготовлены предложения по совершенствованию Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних». При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой и метод анализа. В заключение делается вывод, что для предупреждения правонарушений несовершеннолетних следует развивать и применять медико-психологические, психотерапевтические, реабилитационные технологии, целью которых является оказание помощи несовершеннолетним в осознании и преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих барьеров, препятствующих пониманию необходимости изменения форм их собственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсланбекова А. З., Абдусаламова З. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of preventing juvenile delinquency

The article examines the main reasons which induce minors to commit administrative violations, as well as the problems faced by those implementing the teaching and educational work in schools and the organizational-legal prevention of juvenile delinquency. Relevance of the topic due to the fact that at the present time, there has been an increase in the number of juvenile offenders, this trend is an important indicator of the younger generation moral health, so it demands the most serious attention of the government and public organizations. The purpose of this paper is to investigate the main reasons inducing minors to commit unlawful acts, as well as preparing proposals aimed at the development of an early warning system of juvenile delinquency. The scientific novelty is that in article on the basis of the analysis of the current legislation suggestions for improvement of the Federal law of June 24, 1999 No. 120-FZ "On bases of system of prophylaxis and neglect of minors" are prepared. Methodology: the following methods of research were used: logical, legallistic, systemic, comparative and legal and method of the analysis. The article concludes the necessity of developing and application of medico-psychological, psychotherapeutic, rehabilitational technologies. The purpose is the assistance to minors in understanding and overcoming the emotional, cognitive and behavioural barriers interfering their comprehension of need for change of their behavior.

Текст научной работы на тему «Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних»

ПРАВО

УДК 343.85

DOI: 10.21779/2500-1930- 2017-32-3-115-121 А.З. Арсланбекова, З.М. Абдусаламова

Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; [email protected], [email protected]

В статье рассматриваются основные причины, побуждающие несовершеннолетних к совершению административных правонарушений, а также проблемы, с которыми сталкиваются субъекты, осуществляющие учебно-воспитательную работу в учебных заведениях и организационно-правовую профилактику правонарушений несовершеннолетних. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается увеличение численности несовершеннолетних правонарушителей. Данная тенденция является важнейшим индикатором нравственного здоровья подрастающего поколения, поэтому требует к себе самого серьезного внимания со стороны государственных и общественных организаций.

Целью статьи является исследование основных причин, побуждающих несовершеннолетних совершать противоправные действия.

Научная новизна заключается в том, что в статье на основе анализа действующего законодательства подготовлены предложения по совершенствованию Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних».

При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой и метод анализа.

В заключение делается вывод, что для предупреждения правонарушений несовершеннолетних следует развивать и применять медико-психологические, психотерапевтические, реабилитационные технологии, целью которых является оказание помощи несовершеннолетним в осознании и преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих барьеров, препятствующих пониманию необходимости изменения форм их собственного поведения.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние, правонарушения, подростки, правовая культура, предупреждение, беспризорность.

В последние годы особое опасение вызывает увеличение численности несовершеннолетних правонарушителей. Данная тенденция является важнейшим индикатором нравственного здоровья подрастающего поколения, поэтому требует к себе самого серьезного внимания со стороны государственных и общественных организаций [1]. Когда речь идет о правонарушениях, имеется в виду, что поступок человека или группы людей является опасным для общества. И наиболее приемлемым для понимания считается образ правонарушителя, достигшего зрелого возраста. Однако сегодня все большее распространение получают правонарушения, совершенные лицами, не достигшими на момент их совершения восемнадцатилетнего возраста.

Многие отечественные авторы в своих исследованиях по данной проблеме называют различные причины, побуждающие несовершеннолетних совершать противоправные действия [2, 3]. Причин этого социального явления множество. Основная из них - психологические особенности данного возраста.

Подростки в связи с малым жизненным опытом и зачастую с отсутствием устойчивых положительных ориентаций при попадании в сложную жизненную ситуацию гораздо чаще, чем люди зрелого возраста, совершают правонарушения. Таким образом, подросток совершает противоправное действие в связи с особенностями своего возраста и недостаточным опытом.

Совершению несовершеннолетним противоправного действия способствуют процессы разрушения ценностей и образов морали и традиций; снижение у личности ощущения контроля над собой и своим поведением, содержательное изменение системы материальных, социальных, духовных потребностей. Из этого следует, что потеря моральных ориентиров и ощущения контроля порождает кризисное состояние опасности у подростка, т. е. идет обесценивание того, что создавалось и передавалось культурой, а именно формы поведения, цели деятельности. На их место приходят новые системы ценностей, целей, потребностей, и соответственно новые пути их достижения, что, в свою очередь, обусловливает новые формы поведения.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно наличие деформаций в ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой, личностной сферах. В первую очередь у них не сформированы нравственные ценности, волевая сфера, деформированы духовные потребности, вследствие чего они идут на совершение противоправных действий. Немаловажной причиной правонарушений несовершеннолетних является формирование социальных факторов, которые можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные.

К первым можно отнести:

- низкий уровень жизни и резкий контраст распределения доходов (детям и подросткам из неблагополучных семей приходится совершать правонарушения, чтобы выжить и прокормить семью);

- недостатки в развитии досуговой системы;

- недостатки учебно-воспитательной работы в учебных заведениях;

- недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних;

- проникновение в среду несовершеннолетних стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями.

К микросоциальным факторам можно отнести отрицательное влияние семьи. Причинами этой социальной проблемы являются склонность к девиантному поведению, а также низкая правовая культура. Безусловно, последнее стало проблемой современного общества, так как большинство правонарушителей всех возрастов имеет низкую правовую культуру. Несовершеннолетние, имеющие склонность к девиантному поведению, больше подвержены влиянию окружающей среды вследствие чего существует большая вероятность совершения ими противоправного действия.

Зарубежные исследователи подошли к этому вопросу иначе и классифицировали причины правонарушений несовершеннолетних следующим образом:

1. социальные причины;

2. межличностные причины;

3. личностные причины.

Среди социальных причин выделены: бедность, проживание в высококриминальном районе, доступность наркотиков, резкие социальные изменения и т. д. К межлич-

ностным причинам отнесены: обстановка и психологическая атмосфера в семье, влияние сверстников. Личностные - включают черты характера человека, генетическую предрасположенность к антисоциальному поведению.

Существуют и другие классификации причин правонарушений несовершеннолетних, всех их объединяет одно - выделение психологических особенностей данного возраста. Как правило, подростки имеют неустойчивую психику и особенно нуждаются в защите и признании, в удовлетворении психологических нужд. Зачастую они отвергают ценности общества, выдвигают протест против взрослых, что приводит к формированию у них стремления к объединению в различные неформальные группировки, где, как им кажется, они найдут понимание. К примеру, в настоящее время в России широко распространены интернет-игры «Синий кит» и «Тихий дом», в которые завлекают подростков. Участники групп в социальной сети «ВКонтакте» ведут игру в течение 50 дней, в 50 этапов. Конечная стадия игры, по словам экспертов, суицид - игрок (подросток) должен покончить жизнь самоубийством. Несовершеннолетний, который вступает в игру, неосознанно пытается преодолеть свои внутренние барьеры и комплексы - в игровом формате ему привычней.

Несовершеннолетние правонарушители характеризуется еще и тем, что большинство из них является беспризорными или безнадзорными. Поэтому одна из глобальных профилактических мер противоправных действий подростков - ликвидация детской и подростковой безнадзорности и беспризорности [4, 5].

Для предупреждения правонарушений несовершеннолетних исследователи предлагают несколько направлений: улучшение учебно-воспитательной работы в учебных заведениях; организационно-правовая профилактика (знание своих прав и обязанностей) [6, 7, 8]. При этом необходимо обеспечить межсистемное взаимодействие между субъектами социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Основными субъектами, обеспечивающими социальную работу, являются: Министерство образования и науки; Министерство юстиции; Министерство внутренних дел и подведомственные ему учреждения; Министерство здравоохранения; Министерство социальной защиты и подведомственные ему учреждения; Министерство спорта и подведомственные ему учреждения; Министерство культуры; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; центры занятости населения; общественные организации.

Для обеспечения взаимодействия перечисленных органов и организаций необходимо: создание единого информационного и реабилитационного поля при работе специалистов различных ведомств с семьей и детьми; согласованность их действий, общее понимание целей; развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; использование различных моделей профилактики дезадаптации и ресоциализа-ции детей и подростков; совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [9], отмечается, что к основным задачам в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей относится создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних [10]. Успешность раннего предупреждения правонарушений объясняется тем, что эта деятельность «направлена на предотвращение появления или устранение относительно слабых изменений в личности, не успевших развиться в стойкую позицию» [11].

Таким образом, основным направлением развития системы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних является работа, проводимая в учебных заведениях по выявлению и предупреждению негативного отклоняющегося поведения учащихся, нарушивших закон или находящихся в социально-опасном положении.

Основными характерными элементами системы раннего предупреждения должны быть: комплексный подход, который предполагает не только непосредственно индивидуальное предупреждение, но и психологическое, педагогическое, а при необходимости и психотерапевтическое и иное воздействие; объединение усилий всех субъектов профилактики; а также привлечение общественных и религиозных организаций.

Существующие проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних обусловлены тем, что в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность субъектов профилактики, не прописана либо нечетко прописана функция предупреждения правонарушений. Думается, что в целях развития системы раннего предупреждения правонарушений указанный пробел необходимо устранить. Все субъекты профилактики должны участвовать в равной степени, а координирующую функцию выполнять подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Основную обязанность по воспитанию несовершеннолетних, ответственность за их поведение несут родители. Однако, принимая во внимание, что в силу объективных причин (трудовая занятость полный рабочий день) они не могут в должной мере обеспечить надзор за детьми в дневные часы, полагаем, что образовательные учреждения должны осуществлять воспитание, а также нести ответственность за безопасность учащихся в указанное время. С этой целью необходимо осуществлять эффективную воспитательную работу и развивать потенциал раннего предупреждения негативного отклоняющегося поведения несовершеннолетних, прежде всего, общеобразовательными учебными заведениями.

Важной задачей общеобразовательных учреждений в рамках системы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних должно стать обеспечение полной досуговой, творческой, воспитательной и образовательной деятельности учащихся с 9.00 до 18.00 часов, когда родители детей находятся на работе, чтобы полностью исключить безнадзорность детей как самый распространенный фактор, способствующий совершению правонарушений как самими несовершеннолетними, так и в отношении них.

Вместе с тем одной из существенных проблем остается отсутствие эффективной работы с лицами, совершившими административные правонарушения, в т. ч. с теми, кто после совершения противоправных деяний остался проживать в той же криминогенной среде, которая, по сути, способствовала их совершению, сформировала личность правонарушителя, её криминальные установки.

В рамках развития системы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних считаем необходимым внести дополнения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [12], касающиеся:

1) разработки и порядка реализации психолого-педагогических программ помощи родителям, дети которых находятся в социально опасном положении, оказывающим негативное влияние на несовершеннолетних в силу злоупотребления алкоголем, употребления наркотиков, совершения аморальных и противоправных действий или состоят на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

2) составления и применения индивидуальных программ реабилитации родителей, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики, связанных с их

принудительным лечением с целью возвращения их к социально-приемлемому образу жизни и воспитанию детей;

3) разработки и применения психолого-педагогических программ помощи детям, находящимся в социально опасном положении или имеющим родителей, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

4) применения индивидуальных (с учётом психологических, возрастных и поведенческих особенностей) психолого-педагогических, коррекционных программ помощи несовершеннолетним (с привлечением специалистов, участием общественности) следующих категорий: систематически прогуливающие школу; уходящие из дома; появляющиеся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; совершившие два и более административных правонарушения;

5) разработки и применения индивидуальных программ по ресоциализации несовершеннолетних лиц, освободившихся из мест лишения свободы или состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

С целью непосредственного предупреждения правонарушений несовершеннолетних более действенно применение медико-психологических, психотерапевтических, реабилитационных технологий, целью которых является оказание помощи несовершеннолетним в осознании и преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих барьеров, препятствующих пониманию необходимости изменения форм их собственного поведения. Такие технологии направлены на оказание содействия в формировании мотивации прекращения совершения правонарушений и в выборе модели правомерного поведения; формировании у несовершеннолетних навыков психосоциальной адаптации.

Следует отметить, что процесс реабилитации подростка, имеющего трудности в социальной адаптации, может растянуться на долгие годы, поскольку требования социальной среды, предъявляемые к современному взрослеющему человеку, постоянно меняются, требуют от личности регулярной отработки навыков проблемно-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, поскольку эти навыки никогда не бывают абсолютны. Для работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах профилактического учета, трудно найти универсальный метод или технологию, безусловно гарантирующую положительный результат.

Подводя итог, следует отметить, что эффективность предупреждения правонарушений несовершеннолетних зависит от следующих условий:

- своевременность принятия профилактических мер;

- упреждаемость, т. е. предвидение противоправного поведения;

- дифференцированность по отношению к субъекту воздействия, т. е. индивидуальный подход к каждому подростку с учетом личностных особенностей;

- последовательность в применении различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего;

- комплексность, т. е. интеграция нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также тесное взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно-государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров.

Литература

1. Галустов Р.А., Лантух А.А. О нравственном воспитании девиантных подростков // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1, № 11. - С. 192-195.

2. Кириллов С.И., Денисов Н.Л., Баранов А.А. Современные тенденции преступного поведения несовершеннолетних в Москве и проблемы его предупреждения // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25, № 1. - С. 108-112.

3. Дорофеева Ж.П., Карагодин А.В. Вовлечение несовершеннолетних в совершение административных правонарушений: проблемы выявления и возможные пути решения // Наука. Мысль. - 2016. - № 5. - С. 51-59.

4. Чемакина М.И. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/02/03/organizatsiya-raboty-po-profilaktike-beznadzornosti

5. Васильева В.Н., Камилова Т.Н. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 1.

6. Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. - 2004. - № 1. - С. 33-37.

7. Медведева С.Н. К вопросу о профилактике правонарушения среди несовершеннолетних // Общество и право. - 2013. - № 2 (44). - С. 129-132.

8. Атагимова Э.И. Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности // Мониторинг правоприменения. - 2015. - № 4 (17). - С. 1622.

9. СЗ РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

10. Гришин А.В. О состоянии законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2013. - № 3 (35). - С. 27-33.

11. Омигов В. И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - № 1.

12. СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.

Literatura

1. Galustov R.A., Lantukh A.A. O nravstvennom vospitanii deviantnykh podrostkov // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2016. - T. 1, № 11. - S. 192-195.

2. Kirillov S.I., Denisov N.L., Baranov A.A. Sovremennie tendencii prestupnogo povedeniya nesovershennoletnikh v Moskve i problemy ego preduprezhdeniya // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. - 2017. - T. 25, № 1. - S. 108-112.

3. Dorofeeva Zh.P., Karagodin A.V. Vovlechenie nesovershennoletnikh v sovershenie administrativnykh pravonarushenij: problemi viyavleniya i vozmozhnie puti resheniya // Nau-ka. Mysl'. - 2016. - № 5. - S. 51-59.

4. Chemakina M.I. Organizaciya raboti po profilaktike beznadzornosti i pravonarushenii sredi nesovershennoletnikh v obrazovatel'nom uchrezhdenii. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/02/03/organizatsiya-raboty-po-profilaktike-beznadzornosti

5. Vasil'eva V.N., Kamilova T.N. Besprizornost' i beznadzornost' v sovremennoj Rossii: analiz prichin, posledstvij i effektivnosti reshenij problemi // Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. - 2009. - № 1.

6. Prozumentov L.M. Problemi rannego preduprezhdeniya pravonarushenii nesovershennoletnikh // Sibirskii yuridicheskii vestnik. - 2004. - № 1. - S. 33-37.

7. Medvedeva S.N. K voprosy o profilaktike pravonarusheniya sredi nesovershennoletnikh // Obshchestvo i pravo. - 2013. - № 2 (44). - S. 129-132.

8. Atagimova Eh.I. Pravovoe prosveshchenie i preduprezhdenie molodezhnoi prestupnosti // Monitoring pravoprimeneniya. - 2015. - № 4 (17). - S. 16-22.

9. SZ RF. - 2012. - № 23. - St. 2994.

10. Grishin A.V. O sostoyanii zakonnosti v sfere soblyudeniya prav nesovershen-noletnikh // Vestnik Akademii General'noi prokuraturi Rossiiskoi Federacii. - 2013. - № 3 (35). - S. 27-33.

11. Omigov V. I. Osobennosti protivodeistviya prestupnosti nesovershennoletnikh // Rossiiskaya usticiya. - 2012. - № 1.

12. SZ RF. - 1999. - № 26. - St. 3177.

Поступила в редакцию 12 апреля 2017 г.

UDC 343.85

DOI: 10.21779/2500-1930- 2017-32-3-115-121

The problems of preventing juvenile delinquency

A.Z. Arslanbekova, Z.M. Abdusalamova

Dagestan State University; Russia 367001, Makhachkala, M.Gadzhiev st., 43a; [email protected], [email protected]

The article examines the main reasons which induce minors to commit administrative violations, as well as the problems faced by those implementing the teaching and educational work in schools and the organizational-legal prevention of juvenile delinquency. Relevance of the topic due to the fact that at the present time, there has been an increase in the number of juvenile offenders, this trend is an important indicator of the younger generation moral health, so it demands the most serious attention of the government and public organizations.

The purpose of this paper is to investigate the main reasons inducing minors to commit unlawful acts, as well as preparing proposals aimed at the development of an early warning system of juvenile delinquency.

The scientific novelty is that in article on the basis of the analysis of the current legislation suggestions for improvement of the Federal law of June 24, 1999 No. 120-FZ "On bases of system of prophylaxis and neglect of minors" are prepared.

Methodology: the following methods of research were used: logical, legallistic, systemic, comparative and legal and method of the analysis.

The article concludes the necessity of developing and application of medico-psychological, psychotherapeutic, rehabilitational technologies. The purpose is the assistance to minors in understanding and overcoming the emotional, cognitive and behavioural barriers interfering their comprehension of need for change of their behavior.

Keywords: administrative responsibility, juvenile, delinquency, teenage, legal culture, prevention, homelessness.

Received 12 April, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.