Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION AND SUPPRESSION OF OFFENSES / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чмырёв С.Н., Шумакова Е.В.

В статье рассматриваются исторические и правовые аспекты развития государственной системы в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, посредством анализа законодательства России с XVI века по XXI век в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних. Авторами отмечается, что в законодательстве содержались юридические нормы, которые предусматривали уменьшение тяжести уголовного наказания для несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство включало положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению со взрослыми подсудимыми. Делается вывод о том, что несмотря на большой опыт работы по противодействию преступлениям несовершеннолетних в Российской империи, силами полиции с их специфическими негласными методами воздействия, в основном карательного и принудительного характера, невозможно было устранить сосуществовавшие в то время социальные детерминанты преступности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чмырёв С.Н., Шумакова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE STATE SYSTEM IN THE SPHERE OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF JUVENILE CRIME

In article historical and legal aspects of development of the state system in the sphere of the prevention and suppression of offenses by the made minors through the analysis of the legislation of Russia from the XVI century to XXI century in the field of prevention and suppression of juvenile delinquency are considered. The authors observed that the legislation containing followed the legal rules which included a decrease in the severity of criminal punishment for juveniles. Both criminal and criminal procedure legislation included provisions for increased legal protection of minors compared to adult defendants. It is concluded that despite the large experience on Pro-resistance to juvenile crime in the Russian Empire, police forces with their specific overt effects, basically punitive and force on nature, it was impossible to eliminate coexisted at the time the social determi-nante crime children.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ»

УДК 351.74

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Чмырёв С.Н., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Российская Федерация, ChmyrevSN@mail.ru

Шумакова Е.В., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Российская Федерация, sfku@mvd.stavedu.ru

В статье рассматриваются исторические и правовые аспекты развития государственной системы в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, посредством анализа законодательства России с XVI века по XXI век в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних. Авторами отмечается, что в законодательстве содержались юридические нормы, которые предусматривали уменьшение тяжести уголовного наказания для несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство включало положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению со взрослыми подсудимыми. Делается вывод о том, что несмотря на большой опыт работы по противодействию преступлениям несовершеннолетних в Российской империи, силами полиции с их специфическими негласными методами воздействия, в основном карательного и принудительного характера, невозможно было устранить сосуществовавшие в то время социальные детерминанты преступности детей.

Ключевые слова: несовершеннолетние, предупреждение и пресечение правонарушений, профилактика правонарушений.

UDC 351.74

HISTORICAL LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE STATE SYSTEM IN THE SPHERE OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF JUVENILE CRIME

Chmyrev S.N., Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Stavropol, Russian Federation, ChmyrevSN@mail.ru

Shumakova E.V., Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Stavropol, Russian Federation, sfku@mvd.stavedu.ru

In article historical and legal aspects of development of the state system in the sphere of the prevention and suppression of offenses by the made minors through the analysis of the legislation of Russia from the XVI century to XXI century in the field of prevention and suppression of juvenile delinquency are considered. The authors observed that the legislation containing followed the legal rules which included a decrease in the severity of criminal punishment for juveniles. Both criminal and criminal procedure legislation included provisions for increased legal protection of minors compared to adult defendants. It is concluded that despite the large experience on Pro-resistance to juvenile crime in the Russian Empire, police forces with their specific overt effects, basically punitive and force on nature, it was impossible to eliminate coexisted at the time the social determi-nante crime children.

Key words: minors, prevention and suppression of offenses, prevention of offenses.

В числе национальных приоритетов современной России одним из ключевых мест является формирование и повсеместное внедрение единой государственной системы профилактики правонарушений, основной целью которой является предупреждение негативных процессов, протекающих в обществе, которые, в свою очередь, могут способствовать появлению причин и условий для совершения различного вида правонарушений.

В своей работе А.М. Шериев, отмечает, что «нейтрализация негативных процессов, протекающих в обществе и способствующих созданию при-

чин и условий для совершения правонарушений, а также упреждающее воздействие в отношении определенных категорий лиц, предрасположенных в силу ряда социальных, экономических, общественных и иных факторов к девиантному поведению» [1].

Исторические аспекты развития предупреждения и профилактики правонарушений и несовершеннолетней преступности относится к ранним периодам становления Российского государства. Например, в различных трудах учёных приводятся исторические аспекты в сфере предупреждения и

пресечения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.

Л.М. Василевский указывает, что так в «период правления князя Ярослава Мудрого было учреждено в Новгороде сиротское училище для мальчиков с целью оказания помощи беспризорным, лишенным родительского попечения, незаконнорожденным, а также детям, лишенным родительского попечения. Само упоминание о преступлениях несовершеннолетних (отдельно от общей преступности) относится к Сыскному приказу 1666 г., где говорится, что "аще семи лет отрок убиет кого, не повинен, есть в смерти"» [2].

В Воинском уставе Петра I (толкование на артикул 195) упоминалось о применении телесных наказаний к «младенцам» за воровство [3].

В последующие периоды намечается тенденция к дифференциации уголовной ответственности детей и взрослых. А.Н. Дощицын в Указе Сената от 23 августа 1742 г. отмечает, что «к лицам в возрасте до 17 лет применялись иные, чем к взрослым, виды наказания. К несовершеннолетним не применялись такие виды наказаний, как смертная казнь, отдельные виды телесных наказаний, и за совершение некоторых злодеяний, не представляющих значительной тяжести противоправных действий, они освобождались от ответственности или к ним применялись незначительные наказания»

[4].

Определенный вклад в развитие системы предупреждения и пресечения правонарушений детьми внесло и правление Екатерины Алексеевны Великой. Ее решение в отношении формирования растущего поколения Российской Империи было обращено не только на избавление его от нужды и порока, но и на воспитание нового поколения граждан, свободных и намеренных служить Отечеству делами рук своих. Указом Екатерины II от 26 июня 1765 г. «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников», был закреплён нижний предел возрастной невменяемости - недостижение 10-летнего возраста; предусмотрено смягчение наказания «по мере их вин» [5], а также запрет на применение пыток к малолетним детям до 10 лет. Эти лица передавались для исполнения наказания родителям или помещику.

В 1775 г. Екатериной II были учреждены суды, которые назывались «Совестные Суды». Им были переданы все дела о малолетних преступниках. «Совестные Суды» рассматривали дела не только на основании законов, но и на основании естественной справедливости к несовершеннолетним преступникам. Екатерина II предписала рассматривать дела, исходя из принципов человеколюбия, почтения к особе ближнего, отвращения от угнетения и притеснения. Однако на практике приговоры «Совестных Судов» не отличались мягкостью и человеколюбием в отношении детей, которые совершали противоправные действия.

Во второй половине ХГХ века, ознаменованной проведением реформ в судебной системе, предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности органов государственной власти и общества. В это время усиленно развиваются правовые основы предупредительной политики, существенная роль в которой отводилась не только органам государственным власти того времени, но и общественным образованиям. Активная деятельность общественных образований во многом обусловила решение таких существенных вопросов, как организация обучения, воспитания и содержание подростков, так называемых специальных учреждений закрытого типа для детей-правонарушителей и детей-арестантов. Первые такие специальные учреждения закрытого типа для детей-правонарушителей начали действовать в 80-е гг. в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани и других городах России. Однако они создавалось на средства частной инициативы, похожие благотворительные акции не всегда успешно существовали. Большинство из вышеуказанных учреждений были смешанными, и поэтому в них находились дети из разной среды: бродяги, попрошайки, сироты, бедные и больные дети.

А.А. Бакаев делает историческую ссылку на «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и Закон от 2 июня 1897 г., в которых закреплен принцип предпочтительности замены наказания воспитательными мерами, в том числе замены лишения свободы помещением несовершеннолетних в воспитательные учреждения - исправительные приюты до достижения ими возраста 18-ти лет» [6].

В то время образовываются особые заведения закрытого типа, уготовленные для приема определенных категорий ребят. Так, например, в приютах содержались юные правонарушители и побирающиеся дети. В связи с основанием судов для малолетних возросло число специальных заведений для подсудимых и подследственных. Такие суды просуществовали с января 1910 г. до октябрьской революции 1917 г. специальные суды по делам малолетних правонарушителей существовали, только в больших городах России.

В ходе развития государственной системы профилактики и предупреждения правонарушения несовершеннолетними закладывались исторические и правовые основы на поиск предупредительных мер, развития государственной системы в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетними.

После Октябрьской революции 1917 г. в СССР началась активная работа по выработке нормативной правовой базы для совершенствования жизни и воспитания детей, предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемыми несовершеннолетними.

С начала своего существования Российское государство начало проводить политику социальной и правовой защиты детей. В.И. Новик указывает на то, что «Об этом свидетельствует изданный Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних», упразднявший суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, стали проводиться мероприятия по организации и деятельности принципиально новых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей и преступников, отбывающих в них наказание» [7]. Вступление в силу Декрета Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 г. [8] заложило начало административно-правовой деятельности советского строя по вопросам административной и уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к не достигшим совершеннолетия правонарушителям принудительных мер государственного воздействия. Основными направлениями административной деятельности комиссий для несовершеннолетних являлись рассмотрение проступков, совершаемых несовершеннолетними, и принятие по отношению к несовершеннолетним мер административного надзора, формирования принудительного воспитания.

В состав комиссий для несовершеннолетних входили представители общественного призрения, юстиции и народного просвещения в количестве не менее трех лиц, причем одним из таких лиц должен был быть медицинский работник. Обращаясь к начальной организации деятельности Комиссий, в соответствии с Декретом от 14 января 1918 г., упразднялись суды и тюремное заключение для малолетних правонарушителей, и устанавливалось, что все дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежат ведению комиссий. Увеличение преступности со стороны несовершеннолетних в годы гражданской войны привели к необходимости изменения и дополнения законодательства РСФСР. Примером тому может служить Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» [9].

Д.М. Ильягуев отмечает, что «дела несовершеннолетних старше 14 лет, действовавших «с разумением», были подведомственны судам. Наряду с уточнением норм, регулирующих карательную политику в отношении несовершеннолетних, шел процесс выработки типа учреждений для них» [10].

Работая с документами того времени, Д. М. Ильягуев, замечает, что «в соответствии с Инструкцией упразднялись суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних, а возраст уголовной ответственности повышался до 18 лет» [11]. После Октябрьской революции совершаемые несовершеннолетними правонарушения

достигли высокого роста. В 1921 г. правонарушения совершаемые несовершеннолетними особенно сильно выросли в регионах, где был голод и неурожайный год. Также был рост правонарушений в тех местностях, куда стекалось детское население из голодных регионов.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции были созданы детские комнаты милиции и приемники-распределители для несовершеннолетних. С этой даты начинается история подразделений органов внутренних дел, осуществляющих деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, 31 мая 1935 года можно считать датой создания подразделений по делам несовершеннолетних и центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

В структуре НКВД СССР создавались приемники-распределители для несовершеннолетних. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», определяло, что в колониях и детских домах при достижения возраста 12 лет трудовой режим, обеспечивающий привитие детям трудовых навыков и овладение определенной профессией.

С 1941 года по 1947 год основными криминогенными причинами были беспризорность среди детей, а также тяжелое материальное положение СССР. 23 января 1942 года было принято Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», в котором предусмотрено, что «пребывание в приемниках-распределителях детей не должно продолжаться более двух недель, после чего в случае невозможности возвращения детей родителям. Дети до 14 лет направляются через органы народного образования в соответствующие детские учреждения или определяются на патронирование, а дети старше 14 лет устраиваются приемниками-распределителями НКВД СССР» [12].

Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 года «О применении указов от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних» разъяснялось, что «в случае совершения хищений в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет суды должны ставить вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии» [13]. В то же время по смыслу п. 2 этого Постановления вопрос о «прекращении уголовного преследования за мелкое хищение, совершенное лицом, достигшим 12 лет, как и вопрос о смягчении наказания за это преступление, решался по судейскому усмотрению».

В 1964 году в составе аппарата уголовного розыска были созданы отделения по делам несовершеннолетних (детские комнаты милиции). В 1977 г. они были преобразованы в инспекции по делам несовершеннолетних, которым ставились задачи: улучшить состояние детских домов и колоний за счет шефства предприятий и организаций; усилить ответственность родителей за ненадлежащее воспитание своих детей посредством применения таких мер, как сообщение по месту работы, отобрание детей без лишения родительских прав; активизировать борьбу с детским бродяжничеством и хулиганством на улицах и т. д.

Дальнейшее совершенствование государственной системы управления по профилактике правонарушений несовершеннолетних связано с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [14]. Этим указом предписывалось, что «инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводить работу по: предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних; участвовать в проведении воспитательной работы с несовершеннолетними и принимать меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков несовершеннолетних; выявлять родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанностей по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений, и проводить с ними профилактическую работу; направлять в соответствующие государственные органы и общественные организации материалы о фактах противоправного поведения несовершеннолетних, отрицательного влияния на них со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или иных лиц, а также о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность для принятия предусмотренных законом мер» [15].

Приказом МВД СССР от 18 августа 1988 г. № 180 было разработано и утверждено «Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел». В соответствии данным приказом было утверждено, что «наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел МВД СССР, которое регламентировало деятельность инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел до марта 2002 г.» [16].

Приказом МВД России от 01.09.2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» к основным задачам ЦВСНП относятся: «обеспечение круглосуточного приема и

временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений. Доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП» [17].

При становлении правового государства в России необходимо было принятие закона, регламентирующего деятельность всех субъектов профилактики по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Этим законом стал Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [18]. В нем нашли отражения основные понятия, задачи и принципы деятельности государственной системы профилактики по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, перечислены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Приказом МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, возложена обязанность по проведению индивидуальной профилактической работы «в отношении несовершеннолетних; в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними и выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» [19].

Таким образом, анализируя законодательство России с XVI века по XXI век в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несо-

вершеннолетних, мы видим, что органы государст- правонарушений, совершаемых несовершеннолет-венной власти всегда создавали государственную ними. систему в сфере предупреждения и пресечения

Литература

1. Шериев А.М. Организация профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. Т. 13. 2015. № 1. С. 104.

2. ВасилевскийЛ.М. Детская преступность и детский суд. М., 1923. С. 12.

3. Воинский устав 1716 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. V. 1713-1719 гг. СПб.: Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С. 378.

4. Дощицын А.Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. 2014. № 11. С. 19.

5. Токмаков Г.М. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в Российской империи // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений. СПб., 1999. С. 168.

6. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. С.100.

7. Новик В.И. Становление и организация пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России // История государства и права. 2012. № 10. С. 26.

8. О комиссиях для несовершеннолетних: декрет Совета Народных Комиссаров от 14 янв. 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 16, ст. 227.

9. О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях: декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 марта 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 13, ст. 83.

10. Ильягуев Д.М. Карательная политика в РСФСР и союзных республиках в первые годы советской власти: правовые и организационные основы // История государства и права. 2012. № 1. С. 4.

11. Там же. С. 4.

12. Об устройстве детей, оставшихся без родителей: постановление СНК СССР от 23 янв. 1942 г. № 75 // СП СССР. 1942. № 2, ст. 26.

13. Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И. и др. Уголовно-правовое воздействие / под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. С. 22.

14. Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно -воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февр. 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 8, ст. 138.

15. Там же.

16. Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: утв. приказом МВД СССР от 18 августа 1988 г. № 180 // Вопросы расследования преступлений: справ. Пособие. М.: Спарк, 1996.

17. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сент. 2012 г. № 839. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон Рос. Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

19. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Sheriev A.M. Organizatsiya profilaktiki pravonarushenii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii // Yuridi-cheskii vestnik DGU. T. 13. 2015. № 1. S. 104.

2. Vasilevskii L.M. Detskaya prestupnost' i detskii sud. M., 1923. S. 12.

3. Voinskii ustav 1716 g. // Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. T. V. 1713-1719 gg. SPb.: Ti-pografii II Otdeleniya Sobstvennoi Ego Imperatorskogo Velichestva kantselyarii, 1830. S. 378.

4. Doshchitsyn A.N. Retrospektivnyi obzor normativnogo pravovogo regulirovaniya profilaktiki i protivo-deistviya prestupleniyam nesovershennoletnikh v dorevolyutsionnoi Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2014. № 11. S. 19.

5. Tokmakov G.M. Organizatsiya ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody v otnoshenii nesover-shennoletnikh v Rossiiskoi imperii // Yuvenal'naya yustitsiya i profilaktika pravonarushenii. SPb., 1999. S. 168.

6. Bakaev A.A. Sistema profilaktiki pravonarushenii nesovershennoletnikh: ucheb. posobie. M.: Logos, 2004. S.100.

7. Novik V.I. Stanovlenie i organizatsiya penitentsiarnykh uchrezhdenii dlya nesovershennoletnikh pravo-narushitelei v Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2012. № 10. S. 26.

8. O komissiyakh dlya nesovershennoletnikh: dekret Soveta Narodnykh Komissarov ot 14 yanv. 1918 g. // SU RSFSR. 1918. № 16, st. 227.

9. O delakh nesovershennoletnikh, obvinyaemykh v obshchestvenno opasnykh deistviyakh: dekret Soveta Narodnykh Komissarov RSFSR ot 4 marta 1920 g. // SU RSFSR. 1920. № 13, st. 83.

10. Il'yaguev D.M. Karatel'naya politika v RSFSR i soyuznykh respublikakh v pervye gody sovetskoi vlasti: pravovye i organizatsionnye osnovy // Istoriya gosudarstva i prava. 2012. № 1. S. 4.

11. Tam zhe. S. 4.

12. Ob ustroistve detei, ostavshikhsya bez roditelei: postanovlenie SNK SSSR ot 23 yanv. 1942 g. № 75 // SP SSSR. 1942. № 2, st. 26.

13. Esakov G.A., Ponyatovskaya T.G., Rarog A.I. i dr. Ugolovno-pravovoe vozdeistvie / pod red. A.I. Ra-roga. M.: Prospekt, 2012. S. 22.

14. Ob osnovnykh obyazannostyakh i pravakh inspektsii po delam nesovershennoletnikh, priemnikov-raspredelitelei dlya nesovershennoletnikh i spetsial'nykh uchebno-vospitatel'nykh uchrezhdenii po preduprezhde-niyu beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh: ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 15 fevr. 1977 g. // Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. 1977. № 8, st. 138.

15. Tam zhe.

16. Nastavlenie po organizatsii raboty inspektsii po delam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del: utv. prikazom MVD SSSR ot 18 avgusta 1988 g. № 180 // Voprosy rassledovaniya prestuplenii: sprav. Posobie. M.: Spark, 1996.

17. O sovershenstvovanii deyatel'nosti tsentrov vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnikh pravonarushitelei: prikaz MVD Rossii ot 1 sent. 2012 g. № 839. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Kon-sul'tantPlyus».

18. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh: feder. za-kon Ros. Federatsii ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

19. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatel'nosti podrazdelenii po delam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: prikaz MVD Rossii ot 15 okt. 2013 g. № 845. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

Поступила в редакцию 6 апреля 2016 г.

Received 6 April, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.