Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ'

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ПОДГОТОВКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маляева Анна Семеновна

Статья автора рассматривает систему профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия на базе интеллектуальных обучающихся систем. Выявлено, что данные подходы на сегодня являются наиболее оптимальными и эффективными, обладают низкими экономическими затратами для подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL OF ENTERPRISES BASED ON INTELLIGENT LEARNING SYSTEMS

The article of the author considers the system of professional training of managerial personnel of the enterprise based on intelligent learning systems. It was revealed that these approaches are currently the most optimal and effective, have low economic costs for training.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ»

УДК 331

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Маляева Анна Семеновна

Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Россия, г. Омск

Аннотация. Статья автора рассматривает систему профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия на базе интеллектуальных обучающихся систем. Выявлено, что данные подходы на сегодня являются наиболее оптимальными и эффективными, обладают низкими экономическими затратами для подготовки кадров.

Ключевые слова: кадры; подготовка; интеллектуальные системы; оценка; эффект.

UDC 331

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL OF ENTERPRISES BASED ON INTELLIGENT

LEARNING SYSTEMS

Malyaeva Anna Semyonovna

Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Russia, Omsk

Abstract. The article of the author considers the system of professional training of managerial personnel of the enterprise based on intelligent learning systems. It was revealed that these approaches are currently the most optimal and effective, have low economic costs for training.

Keywords: frames; preparation; intelligent systems; grade; the effect.

Для детального рассмотрения вопросов организации применения базе интеллектуальных обучающих систем подготовки персонала (ИОСПП) в ходе профессиональной подготовки определим состав и последовательность мероприятий, обеспечивающих достижение целей профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия при решении различных практических задач [1].

Общая схема организации применения ИОСОП в ходе профессиональной подготовки должна включать в себя ряд этапов, основным назначением каждого из которых является выполнение комплекса мероприятий планирующего, организационного и технического характера, осуществляемых участниками подготовки в интересах достижения поставленных целей.

В этой связи целесообразно рассмотреть схему подготовки и применения ИОСОП в

ходе реализации инновационных технологий обучения и определить особенности и требования к каждому из этапов подготовки, связанные с применением интеллектуальной обучающей системы.

Кратко рассмотрим содержание мероприятий [2], основное внимание уделяя тем особенностям их реализации, которые накладывает применение интеллектуальных обучающих систем.

Первым этапом реализации инновационной технологии обучения с применением ИОСПП является подготовительный этап, который следует начинать заблаговременно (в пределах нескольких суток) до начала соответствующего мероприятия подготовки [3]. Такой промежуток времени объясняется объемом и характером проводимых работ в ходе подготовительного этапа. Безусловно, что по мере совершенствования методики под-

готовки ПП с применением ИОСПП, накопления значительного количества наработок в области ИОСПП, наличия опыта проведения продолжительность подготовительного этапа может быть значительно уменьшена.

Подготовительный этап реализации инновационной технологии обучения с применением ИОСПП включает в себя совокупность мероприятий, выполняемых участниками подготовки. Состав данных мероприятий определяться особенностями собственно подготовки ИОСПП и инновационной технологии в целом [4].

К данным мероприятиям следует отнести: определение и уточнение исходных данных для конкретного мероприятия с применением ИОСПП, определение ее темы, учебных целей и вопросов;

принятие решения руководителем ПП с применением ИОСПП и его заместителями на проведение данного мероприятия;

разработку документов, регламентирующих подготовку и проведение конкретного мероприятия ПП с применением ИОСПП

подготовку аппарата руководства, обучаемых должностных лиц и обеспечивающего персонала;

подготовку учебных мест для проведения ПП с применением ИОСПП (автоматизированных рабочих мест); подготовку ИОСПП;

организацию обеспечения, взаимодействия и управления ходом выполнения мероприятий подготовки;

контроль за подготовкой обучаемых и оказание им помощи со стороны аппарата руководства [5].

При определении и уточнении исходных данных, определении темы, учебных целей и вопросов для ПП с применением ИОСПП основным содержанием явится подготовка ее информационной базы, включение в ее состав необходимых информационных элементов, обеспечивающих возможности проигрывания необходимых проблемных ситуаций, определяемых целями и тематикой соответствующего мероприятия подготовки.

В решении руководителя ПП с применением ИОСПП на ее подготовку и проведение необходимо ставить задачи ее участникам на подготовку организационного, технического, математического (при необходимости) и дидактического обеспечения [6].

При подготовке аппарата руководства и обучаемых основное внимание следует уделять достижению необходимого уровня совокупности теоретических знаний и практических навыков для успешного и эффективного проведения ПП с применением ИОСПП, уяснению порядка работы с ИОСПП каждым участником подготовки и порядка применения моделей, обеспечивающих изменение условий выполнения поставленных задач.

Основное содержание подготовки учебных мест для проведения ПП с применением ИОСПП, являющейся по существу составной частью подготовки ИОСОП, должно составлять техническое обеспечение и информационное сопряжение различных автоматизированных рабочих мест участников подготовки [7].

При подготовке ИОСПП, которая является самым ответственным и ключевым мероприятием всего подготовительного этапа основное внимание следует уделять подготовке каждой ее составляющей подсистемы: технической, расчетно-моделирующей и информационной, коммуникационной и системы визуализации.

В организации обеспечения, взаимодействия и управления ПП с применением ИОСПП основным содержанием должна явиться авторизация доступа к данным, обеспечение информационной безопасности [8].

Готовность всех составляющих инновационной технологии обучения с применение ИОСПП определяется на основании контроля всех мероприятий подготовительного этапа. Этой целью необходимо разработать соответствующие нормативные документы, позволяющие оценить степень готовности всех участников обучения к проведению занятий и состояния технических средств и программно-алгоритмического обеспечения ИОСПП.

На этап непосредственного применения ИОСПП представляет собой последователь -ную отработку основных эпизодов выполнения поставленных задач, развивающихся в определенном масштабе времени [9]. При этом обучаемые - сотрудники звеньев управления, привлекаемые для отработки учебных вопросов выполняют свои функциональные обязанности на фоне созданной аппаратом руководства проблемной ситуации. Задачи,

выполняемые каждым обучаемым, сводятся, как правило, к оценке обстановки и принятию соответствующих решений, на основе многовариантного моделирования результатов принимаемых решений, проведения необходимых расчетов с использованием математических моделей и задач (отработка фрагментов процесса выполнения поставленных задач).

Продолжительность этапа непосредственного применения ИОСПП зависит от объема решаемых задач и уровня подготовленности управленческих кадров предприятия

В ходе этапа непосредственного применения ИОСОП необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

постановка задачи и определение условий ее реализации;

изменение условий, возникающих в ходе выполнения поставленных задач;

моделирование результатов принятия решений при сформированных условиях выполнения поставленных задач [10];

оценка уровня подготовленности персонала и разбор принятых решений.

Основным содержанием этапа непосредственного применения является порядок изменения условий выполнения поставленных задач - наращивания обстановки и моделирования результатов принятых решений в ходе ПП с применением ИОСПП.

Порядок изменения условий выполнения поставленных задач и моделирования результатов принятых решений рассмотрим в соответствии с организацией одного ситуационного цикла применения интеллектуальной обучающей системы. Ситуационный цикл выполнения поставленных задач в процессе ПП с применением ИОСПП будет заключаться в последовательном развитии предложенной исходной проблемной ситуации за счет реагирования обучаемых на данную ситуацию и ее изменения посредством принятия (уточнения) решений, постановки задач, внесение дополнительных условий как со стороны руководителя подготовки, так и автоматически со стороны ИОСПП для проверки и отработки тех или иных аспектов действий обучаемых, оценки результирующей ситуации и определения на основе данных оценок уровня профессионализма действий обучаемых Исходная проблемная ситуация, а также процесс ее раз-

вития в ходе ситуационного моделирования доводится до обучаемых в части их функциональных ролей посредством коммуникационной подсистемы и средств визуализации. Рассмотрим кратко порядок взаимодействия участников профессиональной подготовки в ходе проведения ситуационного цикла с применение ИОСПП [11].

Инициализация ситуационного цикла реализации инновационной технологии с применением ИОСПП осуществляется либо руководителем подготовки, либо в автоматическом режиме средствами ИОСПП путем выбора требуемой для отработки проблемной ситуации и доведение информации о рассматриваемой ситуации до обучаемых. При этом информация о проблемной ситуации доводится до обучаемых в объеме, форме и виде соответствующем их функциональной роли в процессе управления предприятием. Параллельно с доведением информации до обучаемых осуществляется подготовка информационно-алгоритмического обеспечения с целью проигрыша различных сценариев развития исходной проблемной ситуации. Состав сценариев также может быть определен руководителем подготовки либо автоматически сформирован средствами ИОСПП [12]. При этом должны быть определены приоритеты в том или ином сценарии развития обстановки. Данные приоритеты могут быть определены руководителем подготовки на основании опыта управления тем или иным предприятием, либо ИОСПП с применением знаний, содержащихся в ее информационной базе.

Информация о содержании задач, отрабатываемых в ходе ПП и условиях их выполнения доводится средствами коммуникации до рабочих мест обучаемых. Основным условием доведения состава, вида и формы представления информации о проблемной ситуации является максимальное приближение к реальной обстановке. Это условие означает, что в случае если ту или иную информацию должностное лицо в реальных условиях получает в виде определенного графика изменения контролируемого параметра, то информация о проблемной ситуации также доводится в графическом виде. Доведение первичной информации до обучаемых инициализирует их работу. При этом ИОСПП обеспечивает возможность

реализации основных этапов деятельности обучаемого должностного лица, с учетом реальных затрат времени на решение тех или иных управленческих задач. В соответствии с основной последовательностью решения задач управления наиболее значимыми этапами действий обучаемых являются следующие:

уяснение исходной обстановки и сбор дополнительных сведений необходимых для разрешения проблемной ситуации;

расчет времени для решения поставленных задач;

оценка складывающейся обстановки; мониторинг изменения ситуации; планирование управленческой деятельности по разрешению проблемной ситуации; формирование задач подчиненным; доведение задач до подчиненных; получение решений подчиненными и их коррекция;

выдача указаний на реализацию принятых решений и контроль исполнения;

оценка степени выполнения поставленных задач.

При этом в зависимости от проблемной ситуации и уровня звена управления обучаемого должностного лица содержание и объем указанных задач управления может существенно меняться [13]. Основной ролью ИОСПП в процессе реализации деятельности обучаемого при отработке проблемной ситуации является наиболее полная имитация внешнего окружения, как со стороны вышестоящих звеньев управления, так и со стороны подчиненных подразделений или сотрудников. Такая имитация возможно лишь при наличии соответствующих средств с интеллектуальными возможностями. Такая особенность реализации инновационной технологии и предопределяет необходимость применения интеллектуальных обучающих систем.

Хронологическая последовательность решения управленческих задач по разрешению поставленной проблемной ситуации определяет особенности реализации того или иного сценария развития ситуации определенного на этапе подготовки ситуационного цикла. В зависимости от оперативности решения управленческих задач, содержания принятых решений, целей и уровня профессионализма обучаемого определяется сценарий

развития ситуации и обеспечивается наращивание обстановки для отработки очередных учебных вопросов.

В ходе всего ситуационного цикла осуществляется моделирование развития обстановки в зависимости от выбранного сценария и принимаемых обучаемыми решений. По завершении ситуационного цикла производится разбор результатов принятых решений с демонстрацией всего процесса разрешения исходной проблемной ситуации. Роль ИОСПП при подготовке и проведении разбора ситуационного цикла заключается в установлении объективных причин, обусловивших получение того или иного результата и оценки вклада каждого обучаемого в успех или неудачу при разрешении проблемной ситуации [14]. Кроме того, ИОСПП должна пред -усматривать возможность демонстрации лучших решений обучаемых (по сравнению с предложенными решениями) и получаемых в этом случае результатов. Результаты разбора ситуационного цикла являются основой для оценивания уровня компетентности обучаемых с целью дальнейшей адаптации информационно - алгоритмического обеспечения ИОСПП применительно к тому или иному обучаемому.

В зависимости от поставленных целей обучения после окончания очередного ситуационного цикла осуществляется либо повтор данного ситуационного цикла либо переход к следующей отрабатываемой проблемной ситуации либо процесс подготовки завершается.

Следует также отметить, что между ситуационными циклами или отработкой определенных задач управления могут допускаться паузы, в ходе которых с привлечением обучаемых более детально анализируются и обсуждаются проблемные вопросы, для чего целесообразно проводить телеконференции после каждого ситуационного цикла.

Таким образом, качество реализации инновационной технологии с применением ИОСПП определяется составом и качеством информационного программного и математического обеспечения ИОСПП, а также способами и технологией организации подготовки и применения систем такого рода.

Обоснование состава основных компонентов ИОСПП, определение содержания задач, выполняемых каждым компонентом

системы в ходе реализации инновационной технологии обучения, а также определение требований к информационно алгоритмическому обеспечению ИОСПП, способов и технологии организации проведения профессиональной подготовки с применением ИОСПП является важной научной задачей. Научно-обоснованное решение данной задачи заключается в последовательном решении ряда частных задач, наиболее важными из которых являются [15]:

Концептуальное представление процесса реализации инновационной технологии обучения с применением ИОСПП, позволяющего определить роль и место ИОСПП в общей системе подготовки управленческих кадров, выявить наиболее характерные задачи, решение которых обеспечит достижение целей подготовки и позволит определить состав основных компонентов системы и их назначение.

Методика обоснования вариантов состава информационно - алгоритмического обеспечения ИОСПП, позволяющую отразить наиболее специфические особенности подготовки управленческих кадров предприятия с применением ИОСПП, и в частности, обеспечивающие возможность формирования различного рода проблемных ситуаций, разрешение которых обеспечивается соответствующей управленческой деятельностью обучаемых.

Методика адаптивного формирования технологии применения интеллектуальной системы подготовки персонала предприятий на основе мониторинга уровня компетентности, позволяющую выбирать варианты состава проблемных ситуации, сценарии их развития в соответствии с уровнем профессионализма обучаемых, для повышения всесторонности и оперативности подготовки управленческих кадров предприятия.

Рекомендации по составу и способам применения системы оценивания компетентности и профессионализма управленческих кадров, реализация которой в рамках ИОСПП обеспечит возможность оценивания уровня компетенции обучаемых и адаптивное формирование технологии применения ИОСПП.

Список литературы:

1. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкуренто-

способности социально-экономических систем. Курск, 2020.

2. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

3. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1176-1180.

4. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

5. Куликова, О. М. Формирование стратегии проектирования интеллектуальной цепочки поставок / О. М. Куликова, С. Д. Суворо -ва // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 1. - № 3. - С. 55-61. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1_55.

6. Калмыкова, И. Ю. Некоторые аспекты исследования системы государственной поддержки инновационнойдеятельности в Российской Федерации и ее субъектах: теория и практика / И. Ю. Калмыкова, В. В. Калмыков // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 1. - № 3. - С. 62-72. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1 _62.

7. Гурович, А. М. Роль финансовой политики в системе государственного регулирования пространственного развития регионов /

A. М. Гурович, И. В. Чистов // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 1. - № 3. - С. 73-76. -DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1_73.

8. Лебедев, А. В. К вопросу о государственном финансовом регулировании экономических и социальных процессов / А.

B. Лебедев // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 1. - № 3. - С. 77-86. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1_77.

9. Теория управления : Учебник / Н. И. Астахова, Г И. Москвитин, О. В. Барбаши-на [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4737-3.

10. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предприни-

мательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

11. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 354-360.

12. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Мо-сквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. -Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

13. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

14. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

15. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 "Экономическая теория" : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

References

1. Bratko I.V., Vasireva L.P., Sokolov A.P. Instrument/ povy'sheniya konkurentosposobnosti social'no-e'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.

2. Sokolov A.P. Sposoby' povysheniya e'ffektivnosti upravleniya regional'ny'mi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

3. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionny'j proekt, biznes-plan, analiz investicionny'x proektov kak e'tapy' strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

4. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost': regionally j

aspekt. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

5. Kulikova, O. M. Formirovanie strategii proektirovaniya intellektuarnoj cepochki postavok / O. M. Kulikova, S. D. Suvorova // Industriarnaya e'konomika. 2021. T. 1. № 3. S. 55-61. DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1_55.

6. Kalmy'kova, I. Yu. Nekotory'e aspekty' issledovaniya sistemy' gosudarstvennoj podderzhki innovacionnojdeyatel'nosti v Rossijskoj Federacii i ee sub''ektax: teoriya i praktika / I. Yu. Kalmy'kova, V. V. Kalmy'kov // Industriarnaya e'konomika. 2021. T. 1. № 3. S. 62-72. DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1_62.

7. Gurovich, A. M. Rol' finansovoj politiki v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya prostranstvennogo razvitiya regionov / A. M. Gurovich, I. V. Chistov // Industrial'naya e'konomika. 2021. T. 1. № 3. S. 73-76. DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1_73.

8. Lebedev, A. V. K voprosu o gosudarstvennom finansovom regulirovanii e'konomicheskix i social'ny'x processov / A. V. Lebedev // Industrial'naya e'konomika. 2021. T. 1. № 3. S. 77-86. DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_1_77.

9. Teoriya upravleniya : Uchebnik / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2015. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-4737-3.

10. Innovacionnaya napravlennost' i kriterii razvitiya sovremenny'x e'konomicheskix znanij / A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 6(107). S. 814-817.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 354-360.

12. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

13. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189-197.

14. Ryzhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promyshlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ryzhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

15. Ryzhov, I. V. Borshie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : speciarnosf 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.