Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ'

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / КАЧЕСТВО / КАДРЫ / ПЕРСОНАЛ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Ольга Васильевна

Автор статьи рассматривает вопрос системы оценивания уровня компетенций управленческих кадров. Доказано, что кадровая политика благоприятно влияет на устойчивое и стабильное функционирование предприятия. Статья будет интересна для менеджмента организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM FOR ASSESSING THE LEVEL OF COMPETENCE OF THE MANAGEMENT PERSONNEL OF THE ENTERPRISE

The author of the article considers the issue of the system for assessing the level of competence of managerial personnel. It is proved that the personnel policy has a positive effect on the sustainable and stable functioning of the enterprise. The article will be of interest to the management of organizations.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 331

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Никитина Ольга Васильевна

Омский филиал Финансового университета при правительстве

Российской Федерации, Россия, г. Омск

Аннотация. Автор статьи рассматривает вопрос системы оценивания уровня компетенций управленческих кадров. Доказано, что кадровая политика благоприятно влияет на устойчивое и стабильное функционирование предприятия. Статья будет интересна для менеджмента организаций.

Ключевые слова: система; качество; кадры; персонал; управление.

THE SYSTEM FOR ASSESSING THE LEVEL OF COMPETENCE OF THE MANAGEMENT PERSONNEL OF THE ENTERPRISE

Nikitina Olga Vasilievna

Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Omsk

Abstract. The author of the article considers the issue of the system for assessing the level of competence of managerial personnel. It is proved that the personnel policy has a positive effect on the sustainable and stable functioning of the enterprise. The article will be of interest to the management of organizations. Keywords: system; quality; personnel; staff; control.

Рассмотрим порядок применения критериальной системы оценивания компетентности управленческих кадров при реализации технологии инновационного развития профессиональной подготовки на основе ИОС ПП. Основой критериальной системы оценивания являются дескрипторы, позволяющие сформировать суждение об уровне компетентности должностного лица к тому или иному виду деятельности [1]. Рассмотрим основные методические рекомендации по разработке системы дескрипторов для оценивания уровня компетентности управленческих кадров предприятия.

Дескрипторы для оценивания уровня компетентности должностных лиц представляет собой систему взаимосвязанных требований к результатам того или иного вида деятельности. Данная система предназначена для сравнения результатов выполнения различных управленческих задач с заданными

уровнями, определяющими степень подготовленности должностного лица к тому или иному виду деятельности. В случае если результат выполнения той или иной задачи может быть выражен в количественной шкале (время выполнения задания, число правильно решенных задач и т.д.), то в качестве дескрипторов выступают нормативы по выполнению задачи. Наибольшую трудность в формировании системы дескрипторов вызывает та область деятельности должностных лиц, которая не может быть однозначно оценена в количественной шкале [2]. В этом случае, система дескрипторов представляет собой систему логических отношений, выраженную в виде требований и предложений к уровню выполнения задач подготовки. Каждому отношению, определяющему уровень полученного (достигнутого) результата подготовки, ставиться в соответствие либо числовая (0,1,....6), либо качественная (очень

плохо, плохо, ...... отлично) характеристика

уровня компетентности.

Для оценивания уровня компетентности управленческих кадров предприятия система дескрипторов определяет отношения на наиболее значимых показателях уровня, а именно, уровня теоретических знаний и практических навыков. Определяющее значение при этом имеют показатели, определяющие уровни освоения практическими навыками управленческой деятельности [3]. Предлагаемая система дескрипторов описывает наиболее общие требования к результатам подготовки должностных лиц и служит основой формирования конкретных дескрипторов для оценивания подготовленности каждого должностного лица всех звеньев управления того или иного предприятия. Уровень овладения знаниями и понятиями оценивается при помощи тестов (вопросов), используя специальное программное обеспечение системы контроля подготовленности реализуемое в рамках ИОСПП. Как теоретические знания, так и практические навыки оцениваются по двум показателям: Теоретические знания по показателям: А. Знание и понимание основ управленческой деятельности предприятия. В. Понимание содержания и применение

этапов принятия управленческих решений. Практические навыки: С. Применение умений и навыков оценивать обстановку [4]. D. Применение умений и навыков участия в выработке управленческих решений.

В качестве оценок уровней компетентности для каждого показателя примем числовую шкалу в диапазоне от 0 до 6. Выбор такого диапазона позволяет более дифференцированно оценить уровень компетентности, по сравнению существующими в настоящее время двух или четырех бальными шкалами. Критерии для этой работы специальным образом «обрабатываются», причем, вполне возможно, и даже желательно участие в этой процедуре обучаемых. Например, дескрипторы могут выглядеть следующим образом:

Показатель А. Знание и понимание основ управленческой деятельности предприятия. С помощью данного критерия оцениваются:

знание и применение исходной информации, терминов и понятий в управленческой деятельности предприятия;

знание и понимание технологии деятельности органов управления предприятия [5]; анализ текущей информации.

Баллы Описание дескриптора (условия получения оценки)

0-1 Обучаемый не показал знания текущей (исходной) информации о задачах и целях предприятия и владения понятийным аппаратом управленческой деятельности предприятия или его применил крайне неуместно.

2 Обучаемый показал очень слабое знание и понимание предмета обсуждения, при цели и задачи предприятия знает поверхностно и неполно. Понятийный аппарат использовал неправильно. Технологию деятельности органов управления предприятия понимает слабо. При проверке знаний не смог привести или привел неуместно примеры областей их применимости [15]. Аргументация отсутствовала или была поверхностна.

3 Обучаемый показал ограниченное знание и понимание предметов обсуждения, цели и задачи предприятия на текущий период знает. Понятийный аппарат использовал сравнительно уместно. Технологию деятельности органов управления предприятием знает. При проверке знаний приводил примеры областей их применимости, но при этом в них отсутствовала детализация. Аргументация неполная и носит упрощенный характер.

4 Обучаемый показал знание и понимание предметов обсуждения, цели и задачи предприятия знает и понимает. Понятийный аппарат использовал уместно. Технологию деятельности органов управления предприятием понимает. При проверке знаний приводил примеры областей их применимости с необходимой детализацией. Аргументация достаточно адекватная и убедительная.

5 Обучаемый показал хорошее знание и понимание предметов обсуждения и применение их к оценке текущего (исходной) состояния деятельности предприятия . Понятийный аппарат использовал хорошо [14]. Технологию деятельности органов военного управления понимает полностью. При проверке знаний приводил уместно примеры областей их применимости с детализацией. Аргументация адекватная и очень убедительная.

6 Обучаемый показал отличное знание и полное понимание предметов обсуждения, при докладе текущей (исходной) информации использовал их уверенно, полно и уместно. Понятийный аппарат использовал отлично. Технологию деятельности органов военного управления понимает в совершенстве. При проверке знаний приводил уместно примеры областей их применимости с глубокой детализацией. Аргументация полностью адекватная и очень убедительная.

Показатель В. Понимание содержания и применения этапов принятия управленческих решений. С помощью данного критерия оцениваются:

умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями развития обстановки и последствий принимаемых управленческих решений;

понимание содержания этапов принятия управленческих решений, их роли и места

Показатель С. Применение умений и навыков оценивать обстановку. С помощью данного критерия оцениваются:

уровень компетентности применять необходимые умения и навыки в оценке обстановки [7];

уровень компетентности собирать и орга-

в выработке решения вышестоящего звена управления [6];

умение делать выводы из оценки обстановки и формировать задачи подчиненным подразделениям;

умение проводить обобщение и детализацию имеющейся информации;

умение вырабатывать предложения в решение должностных лиц вышестоящих звеньев управления.

низовывать исходную информацию по оценке обстановки и проводить ее детализацию;

уровень компетентности оценивать обстановку и делать ее глубокий анализ;

уровень компетентности делать выводы из оценки обстановки и проводить ее детализацию.

Баллы Описание дескриптора (условия получения оценки)

0-1 Обучаемый не показал необходимых умений и навыков оценивать обстановку.

2 Обучаемый показал очень слабые способности в применении необходимых умений и навыков; способен собирать информацию без ее организации и детализации [12]. Оценка обстановки проведена крайне поверхностно, без анализа, при этом обучаемый с трудом показал уровень компетентности делать упрощенные выводы, без детальной аргументации

3 Обучаемый показал незначительные способности в применении необходимых умений и навыков; способен собирать и организовывать информацию в основном относящуюся к теме работы, хотя и недостаточно детализированную. Оценка обстановки проведена поверхностно, без глубокого анализа, при этом обучаемый показал способность делать упрощенные выводы, без детальной аргументации.

Баллы Описание дескриптора (условия получения оценки)

0-1 Обучаемый не показал понимание содержания и применения этапов принятия управленческих решений.

2 Обучаемый показал слабое понимание содержания и применения этапов принятия управленческих решений.

3 Обучаемый показал слабое (ограниченное) понимание содержания этапов принятия управленческих решений, их роли и места в выработке решений должностных лиц вышестоящих звеньев управления; с трудом устанавливал причинно-следственные связи между событиями развития обстановки и последствия принимаемых решений [13]; делал ограниченные выводы из оценки обстановки и крайне неуверенно формировал задачи подчиненным подразделениям; обобщение и детализацию имеющейся информации проводил с трудом; имеет слабые умения по выработке предложений в решение должностных лиц вышестоящих звеньев управления.

4 Обучаемый показал удовлетворительное понимание содержания этапов принятия управленческих решений, их роли и места в выработке решений должностных лиц вышестоящих звеньев управления; устанавливал причинно-следственные связи между событиями развития обстановки и последствия принимаемых решений; делал выводы из оценки обстановки и формировал задачи подчиненным подразделениям; обобщал и детализировал имеющуюся информацию; умеет вырабатывать предложений в решение должностных лиц вышестоящих звеньев управления.

5 Обучаемый показал хорошее понимание содержания этапов принятия управленческих решений, их роли и места в выработке решения должностных лиц вышестоящих звеньев управления; умело устанавливал причинно-следственные связи между событиями развития обстановки и последствия принимаемых решений; умело делал выводы из оценки обстановки и уверенно формировал задачи подчиненным подразделениям; хорошо обобщал и детализировал имеющуюся информацию; умело вырабатывал предложения в решение должностных лиц вышестоящих звеньев управления.

6 Обучаемый показал отличное понимание содержания этапов принятия управленческих решений, их роли и места в выработке решений должностных лиц вышестоящих звеньев управления; на высоком уровне устанавливал причинно-следственные связи между событиями развития обстановки и последствия принимаемых решений; своевременно и умело делал выводы из оценки обстановки, быстро и уверенно формировал задачи подчиненным подразделениям; эффективно (отлично) обобщал и детализировал имеющуюся информацию; умело вырабатывал предложения в решение должностных лиц вышестоящих звеньев управления.

4 Обучаемый показал удовлетворительные способности в применении необходимых умений и навыков; способен собирать и организовывать достаточно детальную информацию. Оценка обстановки проведена с ее анализом, при этом обучаемый показал способность делать выводы, с удовлетворительной аргументацией.

5 Обучаемый показал хорошие способности в применении необходимых умений и навыков; способен собирать и организовывать детальную информацию [11]. Оценка обстановки проведена с ее хорошим анализом, при этом обучаемый показал способность делать веские и хорошо аргументированные вывод ы.

6 Обучаемый показал отличные способности в применении необходимых умений и навыков; способен собирать и организовывать подробно детализированную информацию. Оценка обстановки проведена с ее глубоким анализом, при этом обучаемый показал способность делать веские и полностью аргументированные выводы.

Показатель D. Применение умений и навыков участия в выработке управленческих решений. С помощью данного показателя оцениваются:

уровень компетентности выработать замысел действий;

уровень компетентности формулировать и ставить предварительные задачи подчинен-

Таким образом, методический аппарат критериальной системы оценивания уровня компетентности должностных лиц предприятия, и реализованный в составе интеллектуальной обучающей системы подготовки персонала позволяет оценивать уровень подготовленности должностных лиц в рамках проведения мероприятий по реали-

Список литературы:

ным подразделениям [8];

уровень компетентности формулировать и выдавать предложения в решение должностных лиц вышестоящих уровней управления по вопросам организации взаимодействия, обеспечения и управления;

уровень компетентности документально оформлять принятые решения.

зации инновационной технологии профессиональной подготовки [9]. При этом данная система может быть использована как при самостоятельной подготовке обучаемых, так и при итоговом контроле, что позволяет повысить уровень компетентности должностных лиц по выполнению своих функциональных обязанностей [10].

Баллы Описание дескриптора (условия получения оценки)

0 Обучаемый не способен выработать замысел действий; не смог сформулировать и поставить предварительные задачи подчиненным подразделениям; не способен сформулировать и выдавать предложения в решение должностных лиц вышестоящих звеньев управления по вопросам организации взаимодействия, обеспечения и управления; не умеет документально оформлять решение.

1-2 Обучаемый с трудом выработал замысел действий; крайне неуверенно формулировал и ставил предварительные задачи подчиненным подразделениям; имеет слабые навыки в формулировании и выдаче предложений в решение вышестоящих звеньев управления по вопросам организации взаимодействия, обеспечения и управления; документально оформлял решение с ошибками и не оперативно.

3-4 Обучаемый выработал замысел действий; сформулировал и поставил предварительные задачи подчиненным подразделениям; имеет навыки в формулировании и выдаче предложений в решение вышестоящих звеньев управления по вопросам организации взаимодействия, обеспечения и управления; с оформлением принятого решения справился.

5-6 Обучаемый выработал хорошо структурированный и логически согласованный замысел действий; уверенно сформулировал и четко поставил предварительные задачи подчиненным подразделениям; имеет твердые навыки в формулировании и выдаче предложений в решение вышестоящих звеньев управления по вопросам организации взаимодействия, обеспечения и управления; грамотно и оперативно оформил решение.

1. Цепелев Д., Соколов А.П. Классификация источников инвестирования в инновации АПК. В сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-180.

2. Гарбар Т.В., Соколов А.П. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии. В сб.: Новые технологии в учебном процессе и производстве. Материалы XIII межвузовской научно-технической конференции. Под редакцией Паршина А.Н., 2015. С. 222-224.

3. Гарбар, Т. В. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии I Т. В. Гарбар, А. П. Соколов II Новые технологии в учебном процессе и производстве : Материалы XIII межвузовской научно-технической конференции, Рязань, 27-30 апреля 2015 года I Под редакцией Паршина А.Н.. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ», 2015. - С. 222-224.

4. Соколов А.П. Взаимосвязь инвестиций и инноваций в АПК. В сб.: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 35-36.

5. Пономарева, Е. В. Проблемы и перспективы влияния ведомственного контроля природоохранной деятельности на экономическую безопасность учреждений УИС I Е. В. Пономарева II Индустриальная экономика. - 2020. - № 2. - С. 48-52.

6. Кузнецов, Д. А. Обеспечение экологической безопасности фармацевтической деятельности I Д. А. Кузнецов II Индустриальная экономика. - 2020. - № 2. - С. 53-56.

7. Головинский, В. В. Экономические основы материального обеспечения воинской части I В. В. Головинский II Индустриальная экономика. - 2020. - № 2. - С. 57-61.

8. Осокина, И. В. Цифровая экономика: вызовы и перспективы налогового процесса I И. В. Осо-кина, А. В. Шмакова II Индустриальная экономика. - 2020. - № 2. - С. 62-70.

9. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства I И. В. Рыжов II Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 54-61.

10. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу I И. В. Рыжов, С. Г. Малыгин II Экономические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

11. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации I А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов II Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

12. Кулхард, Г. Д. Система разработки, принятия и исполнения управленческих решений на промышленном предприятии I Г Д. Кулхард, И. В. Рыжов II Экономика и предпринимательство. -2013. - № 5(34). - С. 601-608.

13. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов I И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский II Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

14. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук I Рыжов Игорь Викторович. -Москва, 2002. - 387 с.

15. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии I И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский II Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

References

1. Cepelev D., Sokolov A.P. Klassifikaciya istochnikov investirovaniya v innovacii APK. V sb.: Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva. Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 177-180.

2. Garbar T.V., Sokolov A.P. Osnovny'e napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii. V sb.: Novy'e texnologii v uchebnom processe i proizvodstve. Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii. Pod redakciej Parshina A.N., 2015. S. 222-224.

3. Garbar, T. V. Osnovny'e napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii I T. V. Garbar, A. P. Sokolov II Novy'e texnologii v uchebnom processe i proizvodstve : Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii, Ryazan', 27-30 aprelya 2015 goda I Pod redakciej Parshina A.N.. Ryazan': Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Ryazanskij Izdatel'sko-Poligraficheskij Dom «Pervopechatnik''», 2015. S. 222-224.

4. Sokolov A.P. Vzaimosvyaz' investicij i innovacij v APK. V sb.: Sovremennaya e'konomika: problemy', puti resheniya, perspektivy'. sbornik nauchny'x trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 35-36.

5. Ponomareva, E. V. Problemy' i perspektivy' vliyaniya vedomstvennogo kontrolya prirodooxrannoj deyatel'nosti na e'konomicheskuyu bezopasnost' uchrezhdenij UIS I E. V. Ponomareva II Industrial'naya e'konomika. 2020. № 2. S. 48-52.

6. Kuzneczov, D. A. Obespechenie e'kologicheskoj bezopasnosti farmacevticheskoj deyatel'nosti / D. A. Kuzneczov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 2. S. 53-56.

7. Golovinskij, V. V. E'konomicheskie osnovy' material'nogo obespecheniya voinskoj chasti / V. V. Golovinskij // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 2. S. 57-61.

8. Osokina, I. V. Cifrovaya e'konomika: vy'zovy' i perspektivy' nalogovogo processa / I. V. Osokina, A. V. Shmakova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 2. S. 62-70.

9. Ry'zhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

10. Ry'zhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ry'zhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

11. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii / A. N. Goloshhapov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 5(28). S. 244-248.

12. Kulxard, G. D. Sistema razrabotki, prinyatiya i ispolneniya upravlencheskix reshenij na promy'shlennom predpriyatii / G. D. Kulxard, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 601-608.

13. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

14. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

15. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.