теми результатами, которые сейчас характеризуют научно-технический прогресс; в-третьих, используя традиционные векторы организации учебного процесса происходит утрата необходимой и столь важной связи с работодателем; и, наконец, в-четвертых, на сегодняшний день нет отвечающего всем необходимым требованиям единого информационного пространства, а ведь только с его помощью может быть получен и передан богатый семантический опыта [11].
При таком развитии, вполне возможно, что уже в течение каких-то 5-7 лет могут совсем исчезнуть учебники на бумажном носителе. Что тогда будет происходить с реализацией, внедрением, оптимизацией образовательных программ? Если учебники на бумажных носителях будут масштабно переводиться в цифровой формат и размещаться на электронных носителях: гаджетах, айпадах, планшетах, то тогда, возможно, наступит эра создания принципиально иных учебников, неких учебников-роботов? Что тогда будет с живым общением, педагогикой сотрудничества, мотивацией к самообразовательной деятельности? Понятно, что при таком «учебнике-цифровом коуче» [10].
Выводы. Несмотря на все вышеперечисленные перепитии, проблема подготовки специалистов должна осуществляться на таком уровне и с помощью таких технологий, которые позволять ему побеждать конкурентный кадровый рынок, а он, как известно, сегодня масштабно цифровой [7, 8, 9].
Таким образом, с уверенностью можно констатировать, что после цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Вероятно, что в самом ближайшем будущем профессионалов заменят роботы и виртуальные системы, ну а простые люди лишатся работы. Поэтому именно сейчас еще есть время задуматься над поставленными вопросами и найти наиболее оптимальные на них ответы.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Справочная правовая система Консультант-Плюс - http://www.consultant.ru
2. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2017. - N 3. - С. 85-92.
3. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе // Инновационная наука, 2016. - №11. - с. 185-187.
4. Как будет развиваться электронное обучение в России? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.menobr.ru
5. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.openclass.ru
6. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 175-182. - URL https://moluch.ru (дата обращения: 08.06.2019).
7. Молчанова Е.В. Инновации и информационные технологии: поиск путей практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 656-660. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970146.htm. (дата обращения: 04.06.2019).
8. Молчанова Е.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - Краснодар, ФГБОУ ВО КубГУ, Издательство Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2018. - 127 с.
9. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S30. С. 36-40. (дата обращения: 04.06.2019).
10. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. science-education.ru
11. Современное высшее образование: тенденции, перспективы, инновации (коллективная монография) / Под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Е.В. Мезенцевой. - Ставрополь: Ставролит, 2017. - 140 с.
12. Струкова Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. - URL: http://www.informio.ru/publications/id1210.
13. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010. 24 с.
Педагогика
УДК: 37.013
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая
кафедрой педагогики и психологии Мураталиева Мира Алымбековна
Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева (г. Бишкек)
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ
И ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается история развития системы образования в Кыргызской Республике, где первоначально проводили подготовку учителей истории и дальнейшее ее развитие, а также особо выделяется три основных этапа постсоветского периода развития высшего педагогического образования и современное состояние.
Ключевые слова: подготовка учителей истории, этапы, современное положение, реорганизация, статус университетов.
Annotation. The article discusses the history of the development of the education system in the Kyrgyz Republic, where they initially trained and further developed history teachers, and highlights the three main stages of the post-Soviet period of development of higher pedagogical education and the current state.
Keywords: history teacher training, stages, current situation, reorganization, university status.
Введение. История становления и развития в Кыргызстане системы профессионального педагогического образования посвящены работы B.Л. Ким, Л.П. Мирошниченко, Т.Э. Уметова, Ж.К. Каниметова, И.С. Болжуровой и др. Вместе с тем исследования, рассматривающих историю формирования и функционирования в республике высших учебных заведений по подготовке учителей истории, отсутствуют. В данном разделе проследим историю профессионального педагогического образования в области истории в высших учебных заведениях республики и проанализируем современное положение отечественной системы подготовки учителей истории.
Изложение основного материала статьи. В начале советского периода развития Кыргызской Республики подготовку учителей истории осуществляли в учебных заведениях, сосредоточенных в основном в городах Фрунзе, Ош и Пржевальск: Фрунзенский Институт народного просвещения (1925 г.), преобразованный в Кыргызский государственный педагогический институт им. М.В. Фрунзе (1932 г.); Ошский Учительский институт (1939 г.), модернизированный в Ошский педагогический институт (1951 г.) и Пржевальский Учительский институт (1940 г.), реорганизованный в Пржевальский государственный педагогический институт (1953 г.).
Позже в 1952 году в г. Фрунзе учителей истории начали готовить во вновь образованном женском педагогическом институте им. В.В. Маяковского.
Вышеназванные вузы, где первоначально проводили подготовку учителей истории, в последующие годы развития кыргызского государства не раз меняли свои названия и статусы, проводили внутренние структурные изменения деканатов и кафедр. Подробнее о такого рода преобразованиях и других изменениях будет раскрыто при проведении исторического анализа процессов становления и развития каждого конкретного вуза республики, ранее занимавшихся и продолжающих осуществлять по сегодняшний день подготовку учителей истории.
И.С. Болджурова, исследуя историю развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период (1990-2005 гг.), отмечает, что система высшего профессионального образования как целостная система сформировалась в советский период. Она функционировала и развивалась при централизованном государственном управлении в едином образовательном пространстве, включавшем национальные системы образования союзных республик, имела разноуровневую сеть учебных заведений педагогического профиля и единое нормативно-методическое обеспечение. Из года в год увеличивалось число студентов, обучающихся в вузах, был достигнут высокий уровень профессионализма педагогических кадров. Он позволял добиваться устойчивых и достаточно высоких достижений обучающихся, особенно в области социально-гуманитарных наук [1].
Изменение социокультурной ситуации в 90-е годы ХХ в., распад Советского Союза повлекли радикальные преобразования в образовательной сфере на постсоветском пространстве, в том числе в педагогическом образовании. Анализ работ ряда исследователей [2; 3; 4; 5; 6] позволил выделить три основных этапа постсоветского периода развития высшего педагогического образования в странах СНГ, в том числе и в Кыргызской Республике:
1) адаптация образовательных систем к новым социокультурным условиям (1991-1994 гг.);
2) первичные структурные и содержательные преобразования образовательных систем молодого суверенного государства, переход преимущественно на университетскую систему подготовки кадров (1995-1999 гг.);
3) модернизация образовательных систем в условиях массовости высшей школы, информатизации, глобализации, интернационализации, формирование единого европейского пространства в рамках Болонского процесса с учетом национальных образовательных приоритетов и традиций (2000 г. - по настоящее время).
Так, на первом этапе система педагогического образования республики функционировала, преимущественно, на основе советского опыта подготовки педагогических кадров и прежней учебно-методической базы. Этот процесс сопровождался как позитивными изменениями (появление учебных заведений нового типа, частных учебных заведений, приобретение учебными заведениями управленческой и финансовой независимости), так и негативными (неадекватное заимствование зарубежного опыта, отток педагогических кадров, несоответствие нормативной и учебно-методической базы новым образовательным запросам, недостаточное государственное финансирование). Эти изменения снижали качество и эффективность образования.
Главными препятствиями в совершенствовании педагогического образования в данный период явились слабая обоснованность и неадекватность новым политическим и социально-экономическим условиям образовательной политики, стратегии развития педагогического образования.
На втором этапе в условиях массового перехода педагогических институтов в статус университетов педагогическое образование страны развивалось в системе университетского, оформлялась многоуровневая подготовка педагогических кадров, ориентированная на многообразие социально-государственных и личностных образовательных запросов и повышение требований к подготовке выпускников, разрабатывались и внедрялись соответствующее нормативное и учебно-методическое обеспечение, эффективные образовательные, в том числе информационные, технологии, создавались на разных уровнях образования системы управления его качеством. Основными проблемами совершенствования педагогического образования Кыргызской Республики на этом этапе явились научное обоснование направлений его развития, разработка нормативно-правовой и учебно-методической базы профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями демократизации и гуманизации образования, реформирования средней школы; обеспечение развития педагогического образования как непрерывной многоуровневой системы.
В этот период в Кыргызской Республике был воплощен принцип регионального размещения вузов, в результате были открыты вузы для подготовки специалистов педагогического профиля практически во всех областных центрах. В это время подготовку учителей истории начинают осуществлять в вузах, получивших статус университетов, а именно: Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова (1992 г.), Джалал-Абадский государственный университет (1993 г.), Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А. Мырсабекова (1994 г.), Нарынский государственный университет им. С. Нааматова (1996 г.).
Третий, современный, этап развития педагогического образования республики характеризуется массовостью высшей школы, оформлением единого образовательного пространства в условиях
интернационализации, а также процессов глобализации и информатизации, внедрением менеджмента качества в сферу образования.
Этот период развития педагогического образования характеризуется дальнейшим расширением сети университетов в регионах республики. Появляются новые вузы со статусом университетов в Таласской и Баткенской областях: Таласский государственный университет (2000 г.) и Баткенский государственный университет (2000 г.), в которых функционируют факультеты и кафедры, осуществляющих подготовку будущих учителей истории [8].
Таким образом, расширение сети вузов, выпускающих учителей истории, и увеличение численности студентов происходило, в основном, за счет открытия государственных учебных заведений в регионах страны, создания многочисленных филиалов и структурных подразделений.
В настоящее время согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики (№ 496 от 30.10. 2011 г.) с 2011-2012 учебного года высшие учебные заведения республики перешли на двухуровневую систему подготовки специалистов [7]. В настоящее время представлены вузы республики, завершающих подготовку учителей истории согласно «вторым» государственным стандартам и реализующих в учебном процессе стандарты, основанные на компетентностном подходе. Необходимо отметить, что в нижеперечисленных вузах предусматривается подготовка как учителей истории, так и специалистов-историков в научно-исследовательские и культурно-просветительские организации.
Проведенный историко-теоретический анализ становления и развития исторического образования в высших учебных заведениях республики и функционирования вузов и кафедр, осуществляющих выпуск специалистов в области истории, позволяет сделать следующие выводы о современном состоянии отечественной системы подготовки учителей истории в Кыргызской Республике:
1) подготовка учителей истории в каждом отдельном вузе характеризуется своими историческими традициями и закономерностями;
2) образовательная политика в области подготовки учителей истории происходит с учетом основных мировых тенденций и подходов к развитию высшего педагогического образования;
3) в образовательной сфере указанных выше университетов сложилась двухступенчатая структура высшего образования: бакалавриат, магистратура;
4) во всех представленных вузах республики проводится обучение специалистов в области истории на основе разработанных государственных стандартов высшего профессионального образования в логике требований компетентностного подхода, а также других обновленных нормативно-правовых и учебно-методических документов, направленных на совершенствование его структуры, содержания и технологий образования;
5) в образовательный процесс вузов активно внедряется компетентностная модель подготовки специалистов в области истории;
6) содержание исторического образования конструируется с учетом принципа универсальности образования, предполагающего обоснование оптимального состава учебных исторических дисциплин, их содержательно-технологическую преемственность, которая обеспечивает достижение интегрированного результата целостной профессиональной подготовки учителя истории - сформированность компетенций;
7) на кафедрах вузов имеется учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса; внедряются новые информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие совершенствование традиционных форм и методов обучения и контроля сформированности компетенций, направленных на активизацию самостоятельной и исследовательской работы студентов;
8) характерна реорганизация педагогической практики в контексте современных требований к педагогической деятельности, самостоятельной работы, что должно обеспечивать развитие у студентов совокупности компетенций;
9) внедряются новые методы оценивания результатов обучения.
Вместе с тем заметим, что помимо выявленных общих характеристик и тенденций, нами определены некоторые особенности и недостатки в деятельности вузов по подготовке специалистов в области истории:
1) реализация компетентностного подхода в образовательные процессы вузов имеет разноуровневый характер;
2) компетентностная тема в историческом образовании разработана недостаточно, а научно-педагогические проблемы, связанные с формированием компетентности будущих учителей истории, требуют своего решения;
3) характерна консервативность и недостаточное понимание сущности компетентностного подхода большинством профессорско-преподавательского состава кафедр, отсюда слабый уровень разработанных учебно-методических комплексов по дисциплинам исторической подготовки, несоответствие их содержания ожидаемым результатам обучения и современным требованиям педагогической деятельности;
4) недостаточная опора на межпредметные связи, слабая научно-методическая и практическая подготовка, что негативно отражается на уровне готовности выпускников применять современные образовательные и информационные технологии;
5) низкое качество педагогической практики и самостоятельной работы студентов с применением активных форм и методов обучения, что отрицательно сказывается на формировании готовности выпускников к педагогической деятельности в современных условиях;
6) несовершенные механизмы диагностирования и оценивания компетенций, сформированных в процессе профессиональной подготовки специалистов в области истории;
7) в представленных вузах в разной степени выражена материально-техническая оснащенность лабораторий, ряд вузов имеют низкий качественный профессорско-преподавательский состав, наблюдается нехватка кадровых ресурсов, слабое взаимодействие с работодателями (особо выраженное в регионах республики).
Выводы. Все изложенное дает возможность утверждать, что выявленные проблемы в подготовке специалистов в области истории требуют обновления всех компонентов образовательного процесса, что позволит обосновать особенности профессиональной подготовки учителя истории на современном этапе и определить пути ее совершенствования с ориентацией на формирование комплекса компетенций.
Литература:
1. Болджурова И.С. История развития системы Кыргызской Республики в переходный преиод: 13.00.01 Болджурова, Ишенкуль Садыковна История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период (1990-2005 гг.): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 - М., 2006. - 256 с.
2. Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук - Москва, 2003
3. Магомеддибирова З.А. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в процессе обучения математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 2. С. 86-87.
4. Магомеддибирова З.А. Философский аспект сущности понятия преемственности // Наука и школа. 2004. № 1. С. 20.
5. Нур уулу Д. основные проблемы и перспективы развития высшего образования в Кыргызстане при переходе на двухуровневую систему образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2013. - Т. 13. - №6. - С. 109-113.
6. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 августа 2011 года № 496 «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике».
7. Рыскулуева Ф.И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990-2007 гг.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - М., 2009. - 175 с.
8. Содиков Н.М., Калдыбаев С.К. Реформы в системе высшего образованмя Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации. - 2016. - №1. - С. 168-171.
Педагогика
УДК: 004.4
кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий Назарова Ольга Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Шелеметьева Виктория Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Чудинова Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ
Аннотация. В статье описаны основные подходы к разработке электронных образовательных материалов. Кроме того, представлены основные модели разработки образовательных материалов в сфере электронного обучения. Особое внимание авторы уделяют модели ALD (Agile Learning Design), описывая ее основные принципы. В статье представлен анализ инструментальных средств разработки электронных учебных курсов, с помощью которых может быть реализована модель ALD. В рамках исследования осуществляется выбор платформы для разработки электронного курса посредством системы принятия решения «MPRIORITY».
Ключевые слова: электронный учебный курс, разработка курсов, электронное обучение.
Annotation. The article describes the main approaches to the development of electronic educational-methodical complexes. There are the models and methodologies for developing e-learning courses. The authors pay special attention to the ALD model (Agile Learning Design), describe its basic principles. The article presents an analysis of tools for developing e-learning courses that allow you to implement the ALD model. With the help of the decision system «MPRIORITY», a platform for the development of an electronic course is selected.
Keywords: e-learning course, course development, e-learning.
Введение. Неоспорим тот факт, что в настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составляющей на всех уровнях образования. Все больший интерес в этой области вызывает изучение вопросов применения современных технологий, в частности электронных учебных курсов (ЭУК) для повышения эффективности и оптимизации обучения.
В мировой и отечественной теории и практике образования накоплен значительный опыт по организации и реализации обучения, основанного на использовании компьютерных обучающих программ, что еще раз подтверждает актуальность данной темы. Вопросы информатизации образовательного процесса получили освещение в трудах Роберт [8], Тужиковой Е.С. [9], Горожанова А.И. [3]; проблемы разработки и применения компьютерных обучающих программ в целях повышения качества преподавания различных дисциплин стали предметом исследования в работах Асановой С.А. [1], Бадрутдинова М.Н. [2] и др.; дидактические и педагогические возможности использования компьютерных обучающих систем нашли отражение в исследованиях Макухи Л.В. [4], Ягафаровой Г.А. и др. [10].
Анализ научных трудов позволяет сделать вывод о том, что в современной образовательной практике большое внимание уделено использованию информационных технологий, в том числе электронных курсов, однако в меньшей степени проработаны вопросы, посвященные принципам разработки и технологии создания электронных учебных материалов. В данном контексте особенно актуальной становится проблема грамотной организации процесса разработки ЭУК, что обеспечит высокое качество конечного продукта, а также сокращение временных и финансовых затрат на разработку [13].
Изложение основного материала статьи. Основными подходами к разработке программных средств, в том числе ЭУК, являются системный и объектно-ориентированный подходы. В основе объектно-ориентированного проектирования лежит представление о том, что программную систему необходимо