СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 372.853. (575.2)(043.3) ББК 74.04(3)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ КЫРГЫЗСТАНА К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Шекербек Жанышбаевич Курманкулов кандидат технических наук, доктор педагогических наук, доцент профессор кафедры «Математика, физика и информатика» Таласский государственный университет, г. Талас, Кыргызстан
sheken-55@mail.ru Автандил Кемелович Жороев старший преподаватель кафедры Технология технических процессов
Таласский государственный университет, г. Талас, Кыргызстан
Joroev1962@mail.ru
В статье представлены важные организационно-педагогические условия (необходимые и достаточные), которые обеспечивают стойкое реформирование системы среднего общего образования в Кыргызстане. Автором используется компетентностный подход к рассмотрению педагогических явлений, выявлена специфика, как инновационной деятельности, так и готовности к ней учителя сельской школы. Дан краткий обзор современного состояния системы среднего общего образования в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: инновация, новая парадигма, образовательный стандарт, компетентность, концепция, технология образования, образовательная база, образовательная среда, традиционный урок, факторы.
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF READINESS OF TEACHERS IN RURAL SCHOOLS OF KYRGYZSTAN TO IMPLEMENT THE STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION
Shekerbek Zhanyshbaevich Kurmankulov Candidate of Technical Sciences, Doctor of Education, Associate Professor, Professor of Mathematics, Physics, and Information Science, Talas State University, Kyrgyzstan.
sheken-55@mail.ru Avtandil Kemelovich Joroev Senior lecturer,
Department of Technology of technical processes, Faculty of Technology and Economics, Talas State University, Kyrgyzstan
Joroev1962@mail.ru
The article presents important organizational and pedagogical conditions (necessary and sufficient), providing a stable reform of the secondary general education system in Kyrgyzstan. The author uses the competence-based approach to the consideration of pedagogical phenomena, reveals the specificity of both innovative activity and readiness of a rural school teacher. A brief review of the current state of secondary general education system in Kyrgyzstan is given.
Key words: innovation, new paradigm, educational standard, competence, concept, technology of education, educational base, educational environment, traditional lesson, factors.
Одной из характерных особенностей современности является развитие глобального процесса информатизации общества. В настоящее время развитие техники и высоких технологий влияет на интеллектуальное обучение молодого поколения, интересы которого постоянно меняются под воздействием современных гаджетов. Чтению учебника или художественного произведе-
ния обучающиеся предпочитают мобильный телефон, просмотр БУБ-фильмов или компьютерные игры. А для некоторых обучающихся посещение школы становится, в своем роде, принудительным в условиях вхождения Кыргызстана в информационное общество [Исаков, 2013]. Обучающиеся усваивают информацию вне стен образовательных организаций, в условиях так называемой «параллельной школы». Учитель больше не монополист в передаче знаний. В то же время, в соответствии с определениями ученых, каждые 15 лет различные технические, научные и жизненные информации удваиваются [Днепров, 2002]. Обучающиеся вынуждены учиться в условиях, когда объем информации заведомо превышает возможность его освоения, осваивать образовательную программу в условиях информационной перегрузки. Все это ставит перед системой образования Кыргызстана принципиально новые задачи подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Стандартное классическое образование, до сих пор широко распространенное в Кыргызстане требует некоторой реорганизации под влиянием глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований. Модернизация системы среднего общего образования становится в настоящее время одной из важнейших социально-педагогических проблем. Сохранившаяся система современного образования Кыргызстана от Советских времен по объективным и субъективным причинам должна меняться, т.к. не соответствует требованиям современности [Дуйшеев, Таштанов, Суранова, 2012]. Поэтому возникает необходимость применения учителями инновационных технологий обучения, а также быть активными и креативными, при этом важную роль играет готовность учителя к инновационной профессиональной деятельности в 1Т-среде в условиях возникновения параллельной школы. Возникающие новые условия предполагают преодоление старых стереотипов, форм и методов образования, перехода от традиционных технологий к инновационным.
Рассмотрим суть понятия «готовность личности» в контексте профессиональной деятельности человека. В современной науке существует множе-
ство концептуально-теоретических подходов и практических разработок, посвященных проблеме готовности к педагогической профессиональной деятельности, что подтверждает её значимость и актуальность. Общие вопросы рассматривались в работах А. Н. Леонтьева, И. Е. Пискаревой, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина и др. Современные исследователи подходят к решению данной проблемы с разных позиций. Рассуждая о готовности к педагогической профессиональной деятельности, одни (Левитов Н. Д.) рассматривают её только на уровне психофизиологических реакций [Левитов, 1984]. Другие (Фишман Б.Е.) определяют «готовность», как функциональное состояние, фон, на котором происходят психические процессы, своеобразную установку к деятельности [Фишман, 2002]. В качестве примера можно привести научный дискурс о готовности Фишмана Б. Е.: «состояние готовности целого организма можно назвать установкой, доминантой, вниманием, образом потребности будущего, эвристическим проектом не только реальности, но и действия в ней или с ней... состояние готовности, как бы мы его не обозначали и в чем бы оно само не опредмечивалось, несет энергетический заряд, который не рассеивается в действии и в деятельности, а прирастает по мере их осуществления» (выделено нами - О.Г.) [Фишман 2002, с. 48].
Следует заметить, что далеко не достаточно изучена проблема готовности к педагогической профессиональной деятельности с учетом современных тенденций в развитии образовательной системы в Кыргызстане.
При осмыслении данной темы важно сделать краткий обзор современного состояния системы среднего общего образования в Кыргызской Республике. Кыргызстан находится в состоянии активного поиска путей развития образования. В частности, решению задачи научного обоснования модернизации образования подчинен Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики. В рамках этого стандарта определены «ключевые» и «предметные» компетенции учеников
школы. Актуальность данной темы заключается в определении условий, в которых можно полноценно осуществить эти задачи.
В Европе существует много разных мнений, каким должен быть будущий специалист (или каким быть будущему специалисту). Программа ЮНЕСКО «открытое образование в 21-м веке» реализуется во многих странах мира. Согласно этой программе, специалист не только должен осваивать профессиональные научные знания, но также должен сформировать другие способности, такие как креативное и критическое мышление, умение творчески применять полученные знания на практике, самостоятельно решать профессиональные задачи в различных критических ситуациях, готовность к преодолению ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса в ситуации, когда очень быстро все меняется. Такие изменения в системе образования Европы и их процесс глобализации, в свою очередь, повлиял и на другие страны, в том числе на систему образования в Кыргызстане.
Кыргызстан, получив экономическую и политическую суверенность, самостоятельно определил курс развития общества, в том числе определил новую парадигму изменения в образовании, а также приступил к шагу коренного реформирования системы образования Республики. На уровне государственной политики Министерство образования и науки Кыргызстана приняло «Стратегию развития образования Кыргызской Республики на 20122020 годы». В Стратегии развития определены социальный заказ на инновационное развитие образования с учетом новых возможностей, материальных и технологических, требований времени, перспектив развития. Можно сказать, что с принятием Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 годы эффективно реализована перспективная структура и содержание образования. Настоящей Стратегией определены следующие три задачи:
- научить учиться непрерывно;
- научить работать и узнать, как найти средства существования в быстро меняющейся ситуации;
- научиться жить в многонациональной среде общества.
Параллельно со стратегией развития образования в последнее время Министерство образования и науки разработало «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики» третьего поколения, обеспечивающий построение системы образования на компетентностной основе и после общественного обсуждения рекомендованный к внедрению пока в младших и начальных классах средних школ [Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики; Кыргыз Республикасынын 0кмeтYHYн 2014-жылдын 21-июлундагы №403 токтому менен бекитилген].
Цель обучения относится к числу базовых категорий педагогической науки. Что касается главной цели образовательной политики в области общего образования Кыргызской Республики, то она определена так: «формирование готовности личности к самообразованию, гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире» [Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики].
За образовательные результаты в компетентностном образовании принимается совокупность образовательных достижений обучающихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженная в уровне овладения ключевыми (основными) и предметными компетенциями. К образовательным результатам также относятся сформированные ценностные установки обучающихся и результаты обучения, то есть индивидуальный для каждого обучающегося уровень овладения ключевыми и предметными компетенциями, обеспечивающий реализацию личностных, гражданских и профессиональных потребностей выпускников [Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики].
В Государственном образовательном стандарте школьного общего образования Кыргызской Республики введены и развёрнуты такие понятия, как
«информационная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, компетентность «самоорганизация и разрешение проблем» [Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики]. В Государственном образовательном стандарте в 2014 году было дано определение информационной компетентности, под которой предлагается понимать «готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов» [Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики].
Особое внимание педагогов стоит обратить на определение социально-коммуникативной компетентности в вышеназванном Госстандарте. Данное понятие рассматривается, как «готовность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей» [Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики].
Основанием для определения уровней сформированности компетент-ностей является степень самостоятельности обучающегося и сложность использованных видов деятельности при решении задачи. Однако, выполнить эти задачи не так просто, для этого потребуется неустанный труд, творческий подход и крепкая воля учителей. Понятие компетентности не отрицает то, что является результатом обучения: «знание», «умение» и «навыки», оно имеет широкое понятие, охватывающее их [Касенова, 2008].
Один из путей решения этих задач - это надлежащим образом удачное и уместное применение инновационных методов обучения. Инновационный процесс, на наш взгляд, - это не только создание новых методов и методики, а также усовершенствование традиционных методов и комплексных мероприятий в сочетании традиционных и инновационных методов обучения. Но пока не полностью раскрыт механизм их сочетания, и разработка ком-
плексных мер по использованию традиционных и инновационных методов обучения оставляет желать лучшего. Для этого существуют объективные и субъективные причины.
В условиях внедрения Государственного образовательного стандарта школьного общего образования, проводится работа по созданию условий обучения, соответствующих современным требованиям, формирования ключевых компетенций обучающихся:
- «ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за организацию и результаты своей деятельности;
- включение обучающихся в осуществление разных видов образовательной деятельности в процессе обучения в общеобразовательной организации и проведение проектной, исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности;
- создание ситуаций для приобретения обучающимися опыта постановки и достижения целей» [Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики]. Могут ли создать учителя такие условия в Кыргызстане, где 80 процентов населения живут в сельских местностях и многодетных семьях. В сельских местностях и многодетных семьях обучающиеся стремятся работать в хозяйстве не только в летние каникулы, а также во время учебы весной и осенью, чтобы помочь пополнению бюджета семьи. Некоторые родители сами заинтересованы, чтобы их дети работали не только после занятий, а также во время занятий в школе. Последствие этого заключается в том, что они не контролируют регулярное посещение детьми школы. В этом случае учителя школы не могут требовать от родителей обеспечить посещаемость учеников, так как нет законодательной базы или нормативно-правовых актов, привлекающих родителей к ответственности за непосещение их детей школы.
Таким образом, мы приходим к выводу, что вопрос формирования компетентного специалиста из школьного ученика является бесспорным.
Проанализировав потребности и спросы школьных учителей на подготовку, и внедрение стандарта среднего образования нового поколения в реальную жизнь, определили, что существуют «необходимые» и «достаточные» условия для их выполнения (рис. 1).
Условие улучшения качества образования в КР
1 1
«Необходимые» условия «Достаточные» условия
1.Создание современной материально-технической базы школы.
2. Освоение учителями современной образовательной технологии обучения, наряду с традиционными.
3. Формирование базовых знаний (компетентность) обучающихся на уровне предыдущего класса.
4. Создание социально-экономических условий учителей для обеспечения их нормальным уровнем жизни и работы.
5. Наличие закона об ответственности родителей за образовательную деятельность своих детей.
6. Создание «образовательной среды» обучения на основе мотива обучения.
Рисунок 1 - Условие улучшения качества образования
Рисунок 1 убедительно иллюстрирует, что формирование компетентности обучающихся возможно при выполнении необходимых и достаточных условий, односторонних действий учителя явно недостаточно. Компетентность обучающегося должна, соответствовать уровню предыдущего класса (пункт 3). Если, создание 2, 3-го пункта «необходимого» условия для качественного образования учеников лежит на плечах профессиональной деятельности учителей и администрации школы, то 4-й пункт «необходимого» условия от них практически независим. По первому пункту правительством Кыргызской Республики в прошлом году создано 100 инновационных школ,
и в дальнейшем будет расширяться работа по созданию современной материально-технической базы. Есть надежда, что в ближайшем будущем качество образования заметно улучшится.
В качестве «достаточного» условия основное место занимает социально-экономическое условие, позволяющее работать учителям креативно и ответственно. Необходимо создать условия для успешной и творческой работы учителей. В последние пять лет зарплата учителей увеличивалась, что дало оживление работы учителей, но это не покрывает их бытовые потребности. В то же время в частных школах зарплата учителей гораздо больше, чем у учителей обычных школ. Это соответственно влияет на качество образования.
На сегодняшний день вопрос нормативно-законодательной базы (пункт 5), определяющей ответственности родителей за халатное отношение к будущему ребенка не рассматривался. Необходимо реагировать на жалобы администрации школ и принимать соответствующие меры со стороны правительства или депутатского корпуса. Если будут созданы все перечисленные условия, то в школе сохранится благоприятная среда.
В работе Болджурова И. С. «Образование в Кыргызстане: история, проблемы и достижения» отмечено, что «как бы мы не говорили о «сладости халвы», но без больших вложений в образование, достойную оплату труда учителям, оснащение школ современным технико-технологическим оборудованием, учебно-методическими, электронными носителями знаний, направленное на закрепление у детей навыков и умений целенаправленно и творчески использовать знания, многие наши пожелания останутся «благими» [Болджурова, 2008, с. 18].
Статья завершена, но работа не закончена. Мы представили только предварительные контуры нашего исследования. С нашей точки зрения, до тех пор, пока не будут выполнены «достаточные условия», полная реализация возможности подготовки компетентного ученика с созданием только лишь «необходимых условий», может остаться всего лишь сомнительной задачей.
Библиографический список
1. Болджурова И. С. Образование в Кыргызстане: история, проблемы и достижения. Б.: Издательство Имак офсет, 2018. 164 с.
2. Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики. Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2014 года № 403. (В редакции постановлений Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590, 18 августа 2017 года № 496, 30 августа 2017 года № 544 , 7 декабря 2018 года № 573 ) // [Электронный ресурс]. -2018. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96691_(дата обращения: 10.03.2019).
3. Днепров Э. Д. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью // Учительская газета 2002. №45. 5 ноября.
4. Дуйшеев К. А. Эффективность использования интерактивных методов в преподавании общественных дисциплин. / К. А. Дуйшеев, М. А. Таштанов, А. С. Суранова // Вестник ЖАГУ. 2012. №1. Часть 1. С. 36-38.
5. Исаков Б. ^н тартибинде натыйжалуу окутуу жана майнаптуу тарбия берYY // Кут билим. 2013. №32. С. 6-8.
6. Касенова С. Ш. К вопросу о компетентностном подходе в высшем профессиональном образовании // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. 2008. Вып. 2. С. 227-230.
7. Концепция развития образования Кыргызской Республики до 2020 г. // Кут билим. 2011. №8. С. 3-5.
8. Кыргыз Республикасынын 0кмeтYHYн 2014-жылдын 21-июлундагы №403 токтому менен бекитилген «Кыргыз Республикасынын жалпы орто билим берYYHYн Мамлекеттик стандарты». Бишкек. 2014. 32б с .
9. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
10. Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка постдипломного саморазвития педагогов. Монография. М.: МПГУ, 2002. 265 с.
References
1. Boljurova I. S. Education in Kyrgyzstan: history, problems and achievements. B.: Imak Publ., 2018. 164 p. (In Russian).
2. Dneprov E. D. Attempt to review content education has worked not fully // Uchitelskaya Gazeta 2002. No. 45. November, 5. (In Russian).
3. Duisheev K. A. The Effectiveness of the use of interactive methods in teaching of social disciplines. / Duisheev K. A., Tashtanov M. A., Suranova A. S. // Bulletin of the JASU. 2012. No. 1. Part 1. Pp. 36-38. (In Russian).
4. Fishman B. E. Pedagogical support of postgraduate self-development of teachers. Monograph. M.: Moscow State Pedagogical University, 2002. 265 p. (In Russian).
5. Isakov B. KYn tartibinde natyjzhaluu okutuu zhana majnaptuu tarbiya beryy // Kut bilim. 2013. №32. Pp. 6-8. (In Kyrgyz).
6. Kasenova S. Sh. On the issue of competence approach in higher professional education // Bulletin of KNU. J. Balasagyn. 2008. Issue. 2. Pp. 227-230. (In Russian).
7. Levitov N. D. About the mental state of the person. M.: Prosveshchenie Publ., 1964. 344p. (In Russian).
8. State educational standard of school general education of the Kyrgyz Republic. Approved by the Government of the Kyrgyz Republic on July 21, 2014 № 403. (As amended by the government of the Kyrgyz republic dated November 15, 2016 № 590, August 18, 2017 № 496, August 30, 2017 № 544 , December 7, 2018 № 573 ) // [Electronic resource]. - 2018. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96691 (date of access: 10.03.2019).
9. State standard of secondary general education of the Kyrgyz Republic (approved by the government of the Kyrgyz Republic on July 21, 2014 №403) Bishkek. 2014. (In Kyrgyz).
10. The concept of development of education of the Kyrgyz Republic until 2020 // Kut Bilim. 2011. No. 8. Pp. 3-5. (In Russian).