Литература:
1. Болджурова И.С. История развития системы Кыргызской Республики в переходный преиод: 13.00.01 Болджурова, Ишенкуль Садыковна История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период (1990-2005 гг.): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 - М., 2006. - 256 с.
2. Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук - Москва, 2003
3. Магомеддибирова З.А. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в процессе обучения математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 2. С. 86-87.
4. Магомеддибирова З.А. Философский аспект сущности понятия преемственности // Наука и школа. 2004. № 1. С. 20.
5. Нур уулу Д. основные проблемы и перспективы развития высшего образования в Кыргызстане при переходе на двухуровневую систему образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2013. - Т. 13. - №6. - С. 109-113.
6. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 августа 2011 года № 496 «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике».
7. Рыскулуева Ф.И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990-2007 гг.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - М., 2009. - 175 с.
8. Содиков Н.М., Калдыбаев С.К. Реформы в системе высшего образованмя Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации. - 2016. - №1. - С. 168-171.
Педагогика
УДК: 004.4
кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий Назарова Ольга Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Шелеметьева Виктория Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Чудинова Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ
Аннотация. В статье описаны основные подходы к разработке электронных образовательных материалов. Кроме того, представлены основные модели разработки образовательных материалов в сфере электронного обучения. Особое внимание авторы уделяют модели ALD (Agile Learning Design), описывая ее основные принципы. В статье представлен анализ инструментальных средств разработки электронных учебных курсов, с помощью которых может быть реализована модель ALD. В рамках исследования осуществляется выбор платформы для разработки электронного курса посредством системы принятия решения «MPRIORITY».
Ключевые слова: электронный учебный курс, разработка курсов, электронное обучение.
Annotation. The article describes the main approaches to the development of electronic educational-methodical complexes. There are the models and methodologies for developing e-learning courses. The authors pay special attention to the ALD model (Agile Learning Design), describe its basic principles. The article presents an analysis of tools for developing e-learning courses that allow you to implement the ALD model. With the help of the decision system «MPRIORITY», a platform for the development of an electronic course is selected.
Keywords: e-learning course, course development, e-learning.
Введение. Неоспорим тот факт, что в настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составляющей на всех уровнях образования. Все больший интерес в этой области вызывает изучение вопросов применения современных технологий, в частности электронных учебных курсов (ЭУК) для повышения эффективности и оптимизации обучения.
В мировой и отечественной теории и практике образования накоплен значительный опыт по организации и реализации обучения, основанного на использовании компьютерных обучающих программ, что еще раз подтверждает актуальность данной темы. Вопросы информатизации образовательного процесса получили освещение в трудах Роберт [8], Тужиковой Е.С. [9], Горожанова А.И. [3]; проблемы разработки и применения компьютерных обучающих программ в целях повышения качества преподавания различных дисциплин стали предметом исследования в работах Асановой С.А. [1], Бадрутдинова М.Н. [2] и др.; дидактические и педагогические возможности использования компьютерных обучающих систем нашли отражение в исследованиях Макухи Л.В. [4], Ягафаровой Г.А. и др. [10].
Анализ научных трудов позволяет сделать вывод о том, что в современной образовательной практике большое внимание уделено использованию информационных технологий, в том числе электронных курсов, однако в меньшей степени проработаны вопросы, посвященные принципам разработки и технологии создания электронных учебных материалов. В данном контексте особенно актуальной становится проблема грамотной организации процесса разработки ЭУК, что обеспечит высокое качество конечного продукта, а также сокращение временных и финансовых затрат на разработку [13].
Изложение основного материала статьи. Основными подходами к разработке программных средств, в том числе ЭУК, являются системный и объектно-ориентированный подходы. В основе объектно-ориентированного проектирования лежит представление о том, что программную систему необходимо
проектировать как совокупность взаимодействующих друг с другом объектов, рассматривая каждый объект как экземпляр определенного класса, причем классы образуют иерархию.
В свою очередь, системный подход рассматривает объект как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и обладающих системными свойствами.
В современной практике создания электронных учебных материалов предложено использовать системный подход для создания ЭУК. Данный подход позволяет не ориентировать электронный курс на конкретную группу пользователей, но создавать его таким образом, чтобы использование не вызовет затруднений у любого, даже не подготовленного пользователя.
Исходя из вышесказанного, при разработке электронного курса целесообразно руководствоваться принципами системного подхода. При этом модель разработки электронного курса предлагаем применять согласно принципам следующих групп научных методов: методов управления знаниями (УЗ) и информационно-коммуникационных методов [61.
Методы УЗ основаны на различных организационных подходах к формированию образовательной среды, мотивации слушателей к достижению лучших результатов. Информационно-коммуникационные методы и подходы основаны на методах и принципах проектирования информационно-коммуникационных систем, включая системный анализ и разработку структуры метаданных [71.
В сфере электронного обучения рассматриваются несколько моделей разработки обучающих материалов, к основным относят следующие [14]:
— ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation);
— SAM (Successive Approximation Model);
— SMART (Specific, Measurable , Attainable , Relevant, Time-bound);
— ALD (Agile Learning Design).
Рассмотрим перечисленные модели подробнее. Наиболее популярной из них является модель ADDIE, которая отличается простотой и универсальностью. Данная модель предполагает пять этапов разработки: анализ, проектирование, разработку, реализацию и оценку. Несмотря на ряд достоинств, ADDIE предполагает линейный процесс создания обучения, что увеличивает стоимость и продолжительность разработки курса в рамках этой модели. Упомянутый недостаток способствовал появлению и развитию более гибких и современных «Agile» - моделей.
Последовательная модель приближения SAM не предполагает непланомерное линейное развитие проекта, а направлена на выполнение небольших, постоянно повторяющихся циклов разработки. Каждый следующий цикл требует все большей концентрации усилий разработчиков, постепенно приближая выполнение конечной задачи. Подобная организация процесса разработки позволяет создавать масштабные проекты небольшими фазами, разрабатывая каждый компонент максимально быстро и просто.
Система проектного управления SMART базируется на четко сформулированных и измеримых целях. Основной принцип SMART: цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и быть соизмерима отводимыми срокам. Скорость и эффективность выполнения задачи зависит от правильной её формулировки, при этом на второй план отходит то, каким образом будет достигнуто выполнение задачи. Предварительный анализ и планирование являются ключевыми моментами при использовании данной модели, поэтому данная концепция применима к педагогическому дизайну в целом.
ALD - модель, предполагающая разработку проекта с использованием итеративных циклов, каждый из которых начинается с анализа, включает дизайн и разработку, заканчивается тестированием и оценкой отдельного функционального элемента. Если результаты цикла удовлетворяют требованиям, то начинается новая итерация, пока курс или проект не будут полностью закончены.
Для данной модели ключевыми являются скорость, гибкость и кооперативность разработки, что объясняет ее востребованность в области создания систем дистанционного обучения и переподготовки, где необходима интенсивная передача материала и активизация интереса самого обучающегося [11].
К основным принципам модели Agile Learning Design можно отнести следующее:
— диалоговая подача материала с постоянной повторной проработкой ключевых моментов для закрепления;
— применение шаблонов и других стандартных инструментов для быстрого и эффективного выполнения задачи;
— активное использование интереса обучающегося и его стимулирование;
— приоритет подачи ключевых моментов над второстепенными;
— активное привлечение экспертов в узких областях знаний;
— создание интерактивных баз данных со всем справочным материалом как по самой теме, так и по близким дисциплинам;
— концентрация на самом процессе обучения и материале, а не на планировании;
— систематическая оценка процесса обучения и потребностей ученика на каждом этапе.
Сравнительная характеристика рассматриваемых моделей разработки представлена в таблице 1.
Сравнительная характеристика моделей разработки обучающих материалов
Модель Этапы Преимущества Недостатки
ADDIE анализ, проектирование, разработку, реализацию и оценку простота, универсальность линейный процесс разработки (большие финансовые и временные затраты)
SAM представляет циклическую модель с тремя итерациями: оценка и анализ, проектировании, разработка увеличение скорости разработки за счет постоянно повторяющихся циклов разработки Постоянные итерации могут замедлить процесс разработки
SMART Определяются в соответствии с целями Высокоэффективна при правильном планировании Неграмотно сформулированные цели влекут провал проекта
ALD Планирование, анализ, разработка и дизайн функциональных элементов, реализация, тестирование и отладка, выпуск высокая скорость, гибкость и кооперативность разработки (снижение финансовых и временных затрат)
Таким образом, ALD является развитием модели ADDIE. Отметим, что рассматриваемая модель основана на итеративной разработке т.е. проект делится на функциональные элементы (модули), которые в последующем подлежат объединению. Функциональные элементы разрабатываются последовательно и по возможности одновременно, что позволяет снижать временные затраты, при этом решения одного элемента могут быть повторно использованы при разработке других сегментов [14].
Выбранная модель должна быть реализована посредством определенного инструментария. Среди программных средств (ПС), используемых для создания электронных обучающих курсов, выделим наиболее популярные и с помощью системы поддержки принятия решения (СППР) «MPRIORITY» определим, какое ПС будет отвечать заданным критериям в большей мере [5].
Остановимся на рассмотрении следующих программных средств: Adobe Captivate, Articulate Storyline и iSpringSuite.
Adobe Captivate - программа электронного обучения, которая может быть использована для записи видео уроков, создания симуляции программы, учебных презентаций и различных тестов в .swf формате.
Программное средство Articulate Storyline часто используется в профессиональной разработке электронных обучающих материалов. Достоинством системы является возможность работы с переменными, в которые можно сохранять данные, введенные обучающимся, а затем использовать их в другом месте. Например, сохранить имя обучающегося и далее обращаться к нему по имени.
iSpringSuite является не самостоятельным программным продуктом, а плагином (дополнением) к MS PowerPoint от MicrosoftOffice, очень прост в использовании и обладает достаточным функционалом [11].
Отметим, что используемая СППР «MPRIORITY» основана на методе анализа иерархий (МАИ). Данный метод позволяет структурировать проблему в виде иерархии, сравнить и выполнить количественную оценку альтернативных вариантов решения. Помимо этого, МАИ выявляет неточности и противоречия в суждениях лица, принимающего решение [5].
В рамках выбора платформы для разработки электронного курса были выделены следующие критерии сравнения программных средств реализации ЭУК:
1. Сопровождение (наличие службы поддержки, качество ее работы и доступность; выпускаются ли обновления и являются ли они бесплатными);
2. Внедрение (простота установки, требует ли дополнительной настройки после инсталляции, наличие методологии внедрения).
3. Функциональные возможности (перечень возможностей, которые платформа предоставляет разработчику: импорт из других программ, настройка интерактивности, разнообразие практических заданий и др.)
4. Цена (стоимость пакета, должна быть как можно меньше);
5. Опыт использования (использовалась ли программа сотрудниками компании ранее, какие отзывы они оставили).
В ходе анализа было выявлено, что из перечисленных критериев наиболее значимым является «функциональные возможности», его вес равен 0,3906; вес критерия «опыт использования» составил 0,1953; «цена» - 0,166; «сопровождение» - 0,1445; «внедрение» - 0,1034.
Проведенное попарное сравнение программных средств по критериям выявило, что весомым превосходством по функциональным возможностям обладает Articulate Storyline, вес которого составил 0,4125 (таблица 2).
Отметим также, что специалисты компании - разработчика имеют успешный опыт использования Articulate Storyline, в связи с чем данная платформа имеет наибольший вес по соответствующему критерию, что иллюстрирует таблица 2.
Таким образом, заполнив все матрицы и произведя необходимые вычисления, получили результаты оценки альтернатив, представленные в таблице 2. Проведенное попарное сравнение программных средств по критериям, выявило, что значительным превосходством обладает Articulate Storyline (0,4119).
Результаты сравнения
Критерии Adobe Captivate Articulate Storyline iSpringSuite
Сопровождение 0,4933 0,3108 0,1958
Внедрение 0,1958 0,3108 0,4933
Функциональные 0,2599 0,4125 0,3274
возможности
Цена 0,2599 0,3108 0,1958
Опыт использования 0,2384 0,625 0,1364
Итоговый результат 0,3216 0,4119 0,2664
сравнения
Таким образом, по совокупности результатов вышеперечисленных этапов сравнения платформ для создания электронных курсов, можно утверждать, что в нашем случае целесообразным будет использование программной платформы Articulate Storyline.
Выводы. Очевидно, что применение электронных курсов является перспективным направлением в организации образовательной деятельности любой направленности, однако на сегодняшний день на первый план выходит проблема повышения качества ЭУК за счет совершенствования процесса их разработки. Для того, чтобы обеспечить высокую эффективность процесса создания электронных учебных материалов, необходимо выполнение следующего условия: разработка должна вестись в соответствии с принципами системного подхода по выбранной модели, например, Agile Learning Design, которая должна быть реализована посредством специализированного программного средства (Articulate Storyline).
Литература:
1. Асанова, С.А. Лингвометодические тренажёры в системе электронных средств обучения РКИ: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Асанова Светлана Александровна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2015. - 215 с.
2. Бадрутдинов, М.Н. Мультимедийно-обучающий комплекс по охране труда как средство профессиональной подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бадрутдинов Марат Наилевич; [Место защиты: Марийс. гос. ун-т]. - Казань, 2014. - 192 с.
3. Горожанов А.И. Формирование обучающей виртуальной среды в контексте новых информационных технологий: диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.21 / Горожанов Алексей Иванович; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т]. - Москва, 2018. - 535 с.
4. Макуха Л.В. и др. Результаты применения интерактивного метода проверки знаний в условиях электронного обучения / Макуха Л.В., Селезова А.А., Сидоров А.Ю. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-primeneniya-interaktivnogo-metoda-proverki-znaniy-v-usloviyah-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 24.01.2019).
5. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Применение метода анализа иерархий для выбора методологической основы разработки корпоративной технологии внедрения информационной системы управления предприятием /О.Е. Масленникова, О.Б. Назарова//Фундаментальные исследования. - 2016. № 12-2. С. 307-311.
6. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Типовой проект внедрения корпоративной информационной системы для строительных организаций / О.Е. Масленникова, О.Б. Назарова // Электротехнические системы и комплексы. - 2015. - № 2 (27). - С. 47-52.
7. Першин А.А. Методы создания интерактивных онлайн курсов на основе игровых механик: диссертация ... кандидата технических наук: 05.13.06 / Першин Александр Александрович; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»]. - Санкт-Петербург, 2014. - 129 с.
8. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования [Текст]: психолого-педагогический и технологический аспекты / И.В. Роберт. - Москва: Бином. Лаб. знаний, 2014. - 398 с.
9. Тужикова Е.С. Информационно-коммуникативные технологии в современном образовании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №2.
10. Ягафарова Г.А., Григорьев Е.С., Самков Ю.О., Мухаметов А.Ф., Самкова Т.О. Игровые автоматизированные обучающие системы как одна из разновидностей инновационных форм обучения // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 11-2. - С. 411-415; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36426 (дата обращения: 15.02.2018).
11. Adobe Captivate 2019 vs. Articulate 360 vs. iSpring Suite Full Service edition [Электронный ресурс] // Блог компании iSpring: [сайт]. [2001-2019]. Режим доступа: https://www.ispringsolutions.com/blog/adobe-captivate-9-vs-articulate-storyline-2-vs-ispring-suite-8-1 (дата обращения: 12.07.2018).
12. Battou, A., Baz, O. & Mammass, D. (2017). Toward a framework for designing adaptive educational hypermedia system based on agile learning design approach // In Europe and MENA Cooperation Advances in Information and Communication Technologies - 2017// Springer, Cham, pp. 113-123.
13. DEVELOPMENT OF 3D ATLAS OF METALWORKING EQUIPMENT. Maslennikova O.Y., Nazarova O.B., Chudinova Y.A. В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Сер. "International Conference Information Technologies in Business and Industry 2018 - Enterprise Information Systems" - 2018. С. 042035.
14. Gawlik-Kobylinska, M. Reconciling ADDIE and Agile instructional design models—case study // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences - 2018 - № 5(3), 14-21.
УДК 372. 881. 111.1
кандидат педагогических наук, доцент кафедры контрастивной лингвистики Нурутдинова Аида Рустамовна
Высшая школа русского языка и межкультурной коммуникации имени И.А. Бодуэна де Куртенэ, Институт филологии и межкультурной коммуникации (г. Казань), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Дмитриева Елена Викторовна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Казанский Государственный энергетический университет» (г. Казань); доцент, магистр образования, заведующий кафедрой английского языка Ириан Вассало Баэз
Аграрный университет Гаваны (г. Гавана)
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛИНГВИСТА: ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА
Аннотация. Владение иностранным языком на уровне достаточном для делового общения в профессиональной сфере, является неизменным компонентом профессиональной подготовки. В статье рассматриваются основные характеристики и видов чтения, зависящие от разных критериев, а также приведена классификация упражнений, соответствующая определенным этапам (видам) чтения текста. Чтение на иностранном языке как особый вид речевой деятельности, позволяет воспроизводить одну из форм профессионального общения на иностранном языке. Авторы статьи уделяют особое внимание выработке навыков делового (профессионального) общения, а также формированию межкультурных навыков о национально-культурных особенностях социального и речевого поведения. Таким образом, авторы анализируют качественную характеристику видов чтения и ряд упражнений, способствующих эффективному формированию умений и навыков профессионально-ориентированного чтения.
Ключевые слова: иноязычная профессиональная компетенция; иностранный язык; лексическая компетенция; аутентичный текст; виды чтения, комплекс упражнений, классификация упражнений, этапы чтения, профессионально-ориентированная подготовка, межкультурные навыки (компетенции).
Annotation. Understanding the foreign language at the sufficient level for business communication in the professional sphere is an essential requirement for the contemporary world and is the constant component of professional training. The article discusses the main characteristics and types of reading, depending on different criteria, and also provides the exercises classification corresponding to certain stages (types) of reading. Reading in the foreign language as a particular type of speech activity allows to reproduce one of the forms of professional communication in a foreign language. The authors pay specific attention to the improvement of business (professional) communication skills, as well as the formation of intercultural skills about the national-cultural and social characteristics and speech behaviour. Thus, the authors analyse the qualitative aspects of the reading types and some exercises that contribute to the ongoing skills and abilities formation of the professionally-oriented reading.
Keywords: foreign language professional competence; lexical competence; authentic text; types of reading, exercises set, classification, reading stages, vocationally-oriented training, intercultural skills (competencies).
Введение. В условиях глобализации и интеграции проблема формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка актуализирует необходимость владения навыками межкультурного профессионально-ориентированного общения (а именно, владение и оперирование обширным объемом профессиональной лексики) и адаптации в новом образовательном контексте. «В последние годы понятие «компетенция» выходит на обще-дидактический, общепедагогический и методологический уровень, что связано с системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью [9, с. 60].
В системе формирования профессиональной компетенции преподавателя акцент отдается лексической компетенции т.е. сумме теоретических знаний о языковых/речевых средствах языка при осуществлении профессиональной деятельности, тем самым, обуславливает необходимость ранней специализации учебного процесса в высших учебных заведениях, что способствует успешному усвоению образовательной программы. Рассматривая содержательную основу процесса формирования профессиональной компетенции преподавателя с позиции личностно-деятельностного, коммуникативного, лингвокультурологического и социострановедческого подходов, авторы исходят из единства элементов культуры, и взаимосвязи сущности личности, языка и образования.
В качестве источника информации о культуре страны, рассматривается «понимание культуры как совокупности текстов» [7, с. 55], тогда как дидактический потенциал чтения в процессе обучения иностранному языку студентов использован недостаточно. К примеру, профессионально-ориентированное чтение обеспечивает обогащение активного словаря и профессиональной лексики для будущей специальности. Профессионально-ориентированное чтение рассматривается как вспомогательный аспект организации учебной работы (Коряковцева Н.Ф., Круликовская В.Д., Цуканова Л.Д.). Основываясь на опыте ведущих ученых (Берман И.М., Бим И.Л., Фоломкиной С.К.) при описании различных видов чтения и их роли в процессе обучения языку, мы рассмотрим с точки зрения их результативности для эффективного профессионального обучения. Для формирования иноязычной профессиональной лексической компетенции немаловажным является последовательность и постепенность подачи иноязычного материала, а именно -функциональные, а после структурные отношения элементов языка (Богин Г.И., Васильева Н.Г., Леонтьев А.А. и др.). Последовательность подачи обеспечивает переход от умения использовать данный материал в заданных условиях речевой деятельности в составе целостного сообщения (Гальперин П.Я., Зимняя И.А., Китайгородская Г.А., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. и др.).
Педагогика
" (г. Казань);