Научная статья на тему 'Предпосылки и тенденции реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике'

Предпосылки и тенденции реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / KYRGYZ REPUBLIC / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ / HIGHER EDUCATION / РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ВУЗОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION / REFORMING HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамкулова Ч. У.

В статье проведен анализ основных предпосылок и тенденций реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике. Указаны направления совершенствования реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике. Показано, что либерализация сферы высшего образования Кыргызской Республики, кроме ряда преимуществ привела к проблемам, требующим реформирования системы управления высшим образованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамкулова Ч. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming the system of management in education in Kyrgyz Republic: preconditions and tendencies (Kyrgyzstan, Bishkek)

The article analyzes the key preconditions and tendencies characteristic to the reforming of the system of management in education in Kyrgyz Republic. Discussing the major directions of this process, the author emphasizes that liberalization of the sphere of higher education, apart from producing a number of advantages, also created problems that have to be solved

Текст научной работы на тему «Предпосылки и тенденции реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике»

социально-экономическое развитие

государств евразии и других зарубежных стран

ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ч.У. Адамкулова,

профессор кафедры экономики и управления Кыргызского Национального университета им. Ж.Баласагына (г.Бишкек),

кандидат экономических наук gorbashko.e@unecon.ru

В статье проведен анализ основных предпосылок и тенденций реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике. Указаны направления совершенствования реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике. Показано, что либерализация сферы высшего образования Кыргызской Республики, кроме ряда преимуществ привела к проблемам, требующим реформирования системы управления высшим образованием.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, высшее образование, реформирование высшего образования, вузы, Болон-ский процесс, вузовский менеджмент

УДК 338.465.4 ББК 65.497

Система высшего образования играет определяющую роль в формировании качества человеческого капитала и, как результат, формирования национального богатства страны. Система образования и её составляющая — сфера высшего образования — определяют конкурентоспособность и состояние социально-экономического развития страны. В последние годы в системе образования Кыргызской Республики сложилась ситуация, требующая реформирования.

Прежде всего, среди предпосылок реформирования системы образования следует выделить его состояние, выраженное интегральным индексом. Сегодня к таким показателям, позволяющим сравнить состояние сферы образования в разных странах, можно отнести индекс уровня образования (Education Index) — он рассчитывается в рамках Программы развития Организации объединённых наций и включает индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. По данным на 2015 г., Кыргызская Республика занимает 72 место в рейтинге индекса уровня образования (рис. 1).

0,7

1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

рис.1. динамика индекса уровня образования в Кыргызской Республике 1990-2014 гг.

Источник: Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL — http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения 29.03.2017); Education index [Электронный ресурс] / United Nations Development Programme. Human Development Reports. URL — http://hdr.undp. org/en/content/education-index (дата обращения 29.03.2017)

Но приведенный показатель не характеризует основных аспектов состояния системы высшего образования, причины снижения его качества в Кыргызской Республике. В последние годы наблюдаются положительные сдвиги в этой области, однако в сравнении с состоянием высшего образования в других странах мира, прежде всего европейского образовательного пространства, они явно недостаточны.

Проблемам и различным аспектом состояния высшего образования в Кыргызской Республике посвящено множество трудов исследователей, среди которых можно выделить работы Д.А. Абдуллаева, А.М. Токтосопиева и Н.К. Дюшеевой1; И.С. Болджу-ровой2; С.К. Калдыбаева3; Д. Нур уулу4; Е.Е. Син, Т.А. Орунбаева и М.М. Тайирова5; Н.М. Содикова и Ф.И. Рыскулуевой6 и др.

В последние годы в системе высшего образования Кыргызской Республики обозначились предпосылки и тенденции, совокупность которых потребовала качественного изменения системы управления высшим образованием в стране. Целью настоящей статьи является выделение наиболее важных процессов, предпосылок и тенденций, обусловивших необходимость реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике.

Либерализация экономики Кыргзыской Республики и её отдельных секторов и сфер, в том числе сферы образования, кроме положительных эффектов принесла ряд негативных. Так, начиная с начала 1990-х гг. в стране наблюдался бесконтрольный рост числа вузов, образовательных программ и количества обучающихся (таблица 1). При этом структура выпуска студентов по специализации не соответствовала потребностям экономики.

Таким образом, в результате бесконтрольного, несоответствующего потребностям экономического развития, роста численности вузов и образовательных программ в них, а также количества выпускников, возник дисбаланс на рынке труда Кыргызской Республики. Несбалансированность развития системы высшего образования, экономики и рынка труда усугубляется качеством высшего образования. Зачастую, не соответствует реальной структуре потребностей рынка труда Кыргызской Республики не только количество выпускников, но и качество их подготовки. Видятся справедливыми оценки этой проблемы специалистов, указывающих как на общую проблему обеспечения качества высшего образования, так и частные причины такой ситуации:

© ПСЭ, 2017

1 73

Таблица 1

Численность и выпуск государственных и частных вузов в Кыргызской Республике в 1990—2015 гг.

Годы Государственные вузы Частные вузы

Численность, ед. Выпуск, тыс. чел. Численность, ед. Выпуск, тыс. чел.

1990 г. 9 9,2 - -

1995 г. 22 8,5 10 -

2000 г. 30 16,3 15 1,6

2005 г. 33 30,5 18 2,4

2006 г. 32 27,9 15 2,9

2007 г. 33 23,7 16 2,7

2008 г. 31 30,5 19 3,0

2009 г. 32 34,2 22 3,9

2010 г. 33 33,8 23 4,2

2011 г. 33 37,4 21 4,4

2012 г. 33 37,5 21 4,2

2013 г. 34 36,7 21 4,6

2014 г. 34 36,3 19 4,5

2015 г. 34 37,2 18 4,5

Источник: Образование и культура. Выпуск учащихся и студентов образовательных организаций по формам собственности [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL — http://www.stat.kg/ru/statistics/ obrazovanie/ (дата обращения 28.03.2017); Образование и культура. Число образовательных организаций по видам и формам собственности [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL — http://www.stat. kg/ru/statistics/obrazovanie/ (дата обращения 28.03.2017)

- «вопрос требует комплексного решения. Во-первых, степень подготовленности абитуриентов крайне низка. Во-вторых, в вузах необходимо повысить уровень профессорско-преподавательского состава. В-третьих, нужно повысить ответственность вузов за качество обучения. В настоящее время некоторые учебные заведения занимаются только выдачей дипломов. Следует подумать о разделении дипломов гособразца и дипломов частных вузов. Тем самым можно повысить авторитет госуниверситетов. К тому же количество вузов — сегодня их свыше пятидесяти — необходимо сокращать» (Т.К. Койчуев, академик Национальной академии наук КР);

- «Правительство с учетом прогноза перспектив экономики должно финансировать подготовку приоритетных специальностей. Одной из мер должно стать исключение коррупции в вузах путем замены заочной формы обучения на дистантную с использованием инновационных технологий». (Ж.И. Батырка-нов, академик Национальной академии наук КР);

- «Самый актуальный вопрос — повышение качества преподавания и подготовки высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава» (Т.Т. Оморов, вице-президент Национальной академии наук КР) и др.7

Таким образом, сложившееся в КР разбалансированность системы высшего образования, экономики и рынка труда, недостаточно эффективное использование ресурсов вузов (кадровых, материально-технических, финансовых, научно-методических), недостаточно эффективные методы и модели управления вузами обусловили необходимость первого важного шага в ходе реформирования системы управления вузами в стране — оптимизации сети вузов.

Логичным следствием сложившейся ситуации и возникшей предпосылки стало появление Концепции оптимизации вузов в КР, в рамках которой были поставлены задачи:

- повышения эффективности функционирования сети вузов в соответствии с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики страны;

- концентрация образовательных ресурсов, разработка и использование механизмов формирования качественно новой инфраструктуры вузов, их методической базы, кадрового потенциала для обеспечения высокого качества образовательных услуг;

- внедрение системы мониторинга деятельности вузов;

- формирование и внедрение эффективных моделей управления вузами8.

В последние годы, в Кыргызской Республике возникла также другая проблема и одновременно предпосылка, требующая модернизации системы высшего образования. Индексация стоимости труда, повышение стоимости прочих сопутствующих затрат в деятельности вузов, рост числа вузов и другие причины обусловили двукратный рост удельных расходов на образование (расходы государственного бюджета на обучение одного студента). Как отмечал К. Садыков, в последние годы произошло двукратное увеличение удельных затрат государственного бюджета на высшее образование, что потребовало рассмотрения вопроса перевода кыргызских вузов, в том числе ряда государственных на самофинансирование9.

Перевод ряда вузов на самофинансирование позволит получить ряд преимуществ, как для государства, так и для вузов:

1. Преимущества для государства:

- оптимизация расходов на содержание системы высшего образования;

- создание условий для появления конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг вузов;

- создание условий для инновационного развития вузов, полностью ответственных за состояние своей материально-технической базы.

2. Преимущества для вузов:

- получение полной автономности в принятии управленческих и хозяйственных решений;

- обеспечение эффективной интеграции в экономическую среду;

- проведение собственной политики долгосрочного развития вне жестких государственных рамок в системе высшего образования;

- обеспечение свободы выбора модели управления вузами его административным составом.

Кроме выделенных выше общесистемных предпосылок и тенденций системы высшего образования Кыргызской Республики, в последние годы обозначился вектор его долгосрочного развития. Данный вектор состоит в необходимости интеграции системы высшего образования Кыргызской Республики в общеевропейское образовательное пространство. Основным инструментом и методологической основой такой интеграции становятся долгосрочные приоритеты и основополагающие положения, заложенные в Болонской Декларации10.

Развитие высшего образования, согласно с Болонской Декларации, предполагает внедрение качественно новых инструментов и механизмов управления вузами, соответствующих следующим основным принципам.

1. Создание системы трехуровневого образования (бакалавр-магистр-доктор).

2. Обеспечение выдачи единых дипломов о высшем образовании и приложений к ним.

3. Разработка системы оценок уровня знаний, основанной на кредитах.

4. Обеспечение мобильности образования.

5. Обеспечение качества образования.

6. Реализация совместной политики в сфере образования.

В соответствии с основными принципами Болонского процесса, возникла необходимость решения следующих задач реформирования системы высшего образования Кыргызской Республики:

1) Изменить структуру и содержание системы высшего образования, в том числе:

- обеспечить переход к многоуровневой системе образования (бакалавр, магистр, докторская степень — PhD);

- разработать методические основы внедрения компетен-тностной модели, позволяющей получить выпускнику навыки, знания и умения как конкурентоспособной единицы не только на национальном, но и на международном рынке труда;

- обеспечить привлечение работодателей к разработке требований к структуре навыков, знаний и умений выпускников.

1 74

2) Внести качественные изменения в организацию учебного - создание независимых национальных институтов управ-процесса и состояние образовательной среды за счёт: ления качеством высшего образования;

- создания гибких и вариативных образовательных про- - создание независимой организации по аккредитации ву-грамм студентов; зов и постоянное совершенствование её деятельности путём

- обеспечения условий для академической мобильности разработки на основе полученного опыта методических ре-студентов на основе внедрения механизма Европейской сис- комендаций;

темы перевода и накопления кредитов; - разработка и внедрение процедур лицензирования и

- внедрения инновационных методик обучения, основан- аккредитации, соответствующих требованиям Болонского ных преимущественно на информационно-технических нов- процесса.

шествах; Конкретизация отдельных направлений и задач реформиро-

- обновления и постоянного совершенствования матери- вания системы управления высшим образованием в Кыргызской ально-технической базы вузов; Республике в соответствии с актуальной правовой, организаци-

- внедрения комплексных систем информационно-ком- онной и методической основам представлена нами в опублико-муникационного сопровождения образовательного процес- ванных ранее исследованиях11. В заключение отметим, что не-са, использования электронных образовательных ресурсов смотря на активные меры, предпринимаемые Правительством нового поколения; Кыргызской Республики, Министерством образования и науки

3) Повысить эффективность и внедрить новые механизмы Кыргызской Республики, уже давшие положительные результаты, контроля качества предоставления образовательных услуг в требуется дальнейшее совершенствование организационных, вузах с решением следующих подчиненных задач: правовых и методических основ реформирования системы вы- разработка и внедрение внутренних механизмов монито- сшего образования на основе принципов Болонского процесса.

ринга качества учебного процесса, а также способов контроля Так, в национальной системе высшего образования всё ещё не

результатов обучения; внедрена повсеместно институциональная аккредитация вузов,

- обеспечение соблюдения и реализации лицензионных основанная на системе критериев и показателей качества вы-требований; сшего образования. Кроме того, требуется активное вовлечение

- создание надежных систем повышения квалификации и вузов в программы международного обмена студентами и со-навыков профессорско-преподавательского и административ- здание условий для этого. Нуждаются в реформировании мо-ного состава образовательных учреждений высшего профес- дели управления вузами, в особенности системы финансового сионального образования; менеджмента при переходе их на самофинансирование.

Литература

1. Абдуллаев Д.А., Токтосопиев А.М., Дюшеева Н.К. Болонский процесс и технология кредитов ECTS в университетах Кыргызской Республики: учебно-метод. пособие. — Каракол, 2007. — 64 с.

2. Адамкулова Ч.У. Внедрение европейской системы перевода и накопления кредитов (ест s ) в управлении учебным процессом университетов Кыргызстана: состояние и перспективы // Наука, новые технологии и инновации. — 2015. — №4. С. 157-159.

3. Адамкулова Ч.У Использование европейской системы оценивания обучающихся в кыргызской высшей школе: практика, проблемы, перспективы //Вестник Кыргызского Национального Университета им. Жусупа Баласагына. — 2016. — №1(85). — С. 54-65.

4. Адамкулова Ч.У. Реформирование управления системой высшего образования кыргызской республики в рамках программы темпус // Наука, новые технологии и инновации. — 2015. — №4. — С.150-152.

5. Болджурова И.С. История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период : 13.00.01 Болджу-рова, Ишенкуль Садыковна История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период (1990-2005 гг.) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. — М., 2006. — 256 с.

6. В Кыргызстане необходимо все вузы перевести на самофинансирование, считает министр образования [Электронный ресурс]. URL — http://old.kabar.kg/rus/society/full/37021 (дата обращения 26.03.2017)

7. Как повысить качество высшего образования в Кыргызстане? [Электронный ресурс] /Общественный рейтинг. URL — http:// www.pr.kg/news/kg/2011/12/06/21389/ (дата обращения 29.03.2017)

8. Концепция оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики на 2014-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 мая 2014 года № 277 // Газета «Эркин-Тоо», № 42.

9. Нур уулу Д. Основные проблемы и перспективы развития высшего образования в Кыргызстане при переходе на двухуровневую систему образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — Т.13. — №6. — С.109-113.

10. Образование и культура. Выпуск учащихся и студентов образовательных организаций по формам собственности [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL — http://www.stat.kg/ru/statistics/obrazovanie/ (дата обращения 28.03.2017)

11. Образование и культура. Число образовательных организаций по видам и формам собственности [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL — http://www.stat.kg/ru/statistics/obrazovanie/ (дата обращения 28.03.2017)

12. Орунбаев Т.А., Син Е.Е., Тайиров М.М. Компоненты управления и оценки учебных услуг вузов в Кыргызстане // Известия ВУЗов Кыргызстана. — 2011. — №7. — С. 288-290.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии». URL — http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения 29.03.2017)

14. Рыскулуева Ф.И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990-2007 гг.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — М., 2009.- 175 с.

15. Содиков Н.М., Калдыбаев С.К. Реформы в системе высшего образования Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации. — 2016. — №1. — С. 168-171.

16. Education index [Электронный ресурс] /United Nations Development Programme. Human Development Reports. URL — http:// hdr.undp.org/en/content/education-index (дата обращения 29.03.2017)

17. Ministerial Conference Bologna 1999 [Электронный ресурс] / Bologna Process. URL — http://www.ehea.info/cid100210/ministerial-conference-bologna-1999.html (дата обращения 21.03.2017)

1 Абдулдаев Д.А., Токтосопиев А.М., Дюшеева Н.К. Болонский процесс и технология кредитов ECTS в университетах Кыргызской Республики / Учебно- методические пособие. — Каракол, 2007. — 64 с.

2 Болджурова И. С. История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период: 13.00.01 Болджурова, Ишенкуль Садыковна История развития системы образования Кыргызской Республики в переходный период (1990-2005 гг.): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 — М., 2006. — 256 с.

3 Содиков Н.М., Калдыбаев С.К. Реформы в системе высшего образования Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации. — 2016. — №1. — С. 168-171.

4 Нур уулу Д. Основные проблемы и перспективы развития высшего образования в Кыргызстане при переходе на двухуровневую систему образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — Т. 13. — №6. — С. 109-113.

5 Орунбаев Т.А., Син Е.Е., Тайиров М.М. Компоненты управления и оценки учебных услуг вузов в Кыргызстане // Известия ВУЗов Кыргызстана. — 2011. — №7. — С. 288-290.

6 Рыскулуева Ф. И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990-2007 гг.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — М., 2009. — 175 с.

7 Как повысить качество высшего образования в Кыргызстане? [Электронный ресурс] / Общественный рейтинг. URL — http://www.pr.kg/ news/kg/2011/12/06/21389/ (дата обращения 29.03.2017)

8 Концепция оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики на 2014-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 мая 2014 года № 277 // газета «Эркин-Тоо», № 42.

9 В Кыргызстане необходимо все вузы перевести на самофинансирование, считает министр образования [Электронный ресурс]. URL — http://old.kabar.kg/rus/society/full/37021 (дата обращения 26.03.2017)

10 Ministerial Conference Bologna 1999 [Электронный ресурс] / Bologna Process. URL — http://www.ehea.info/cid100210/ministerial-conference-bologna-1999.html (дата обращения 21.03.2017)

11 Адамкулова Ч.У. Внедрение европейской системы перевода и накопления кредитов (ест s ) в управлении учебным процессом университетов Кыргызстана: состояние и перспективы // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 157-159; Адамкулова Ч.У. Использование европейской системы оценивания обучающихся в кыргызской высшей школе: практика, проблемы, перспективы // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. 2016. № 1 (85). С. 54-65; Адамкулова Ч.У. Реформирование управления системой высшего образования кыргызской республики в рамках программы темпус // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 150-152.

К ВОПРОСУ О ТРЕТЬЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА: РАЗМЫШЛЕНИЯ эКОНОМИСТА

А.И. Мулюкова,

доцент кафедры бизнеса, информатики, юриспруденции и общеобразовательных дисциплин Усть-Каменогорского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

кандидат экономических наук ms.aida.m@mail.ru

В статье представлены наиболее острые проблемы развития современного Казахстана, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при проведении программы «Третья модернизация Казахстана», представленной Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А.

Ключевые слова: Республика Казахстан, потребности казахстанцев, конкурентоспособность, сельское население, земельный вопрос, пенсионные накопления, эмиграция, неэффективная экономика, безответственность чиновников, финансовые средства, инвестиции, ВТО, Национальный пенсионный фонд

УДК 330.101.8 ББК 65.9(4/8)

31 января 2017 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обратился к народу Казахстана с посланием «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». В данной статье будут представлены размышления по поводу некоторых положений Послания.

В начале Послания Президент охарактеризовал первые две казахстанские модернизации следующим образом:

Первая связана со строительством нового государства на территории Казахстана с рыночной экономикой. Вторая — с принятием Стратегии-2030 и созданием новой столицы Астаны. Затем Президент переходит к рассмотрению приоритетов и задач развития страны. Рассмотрим основные из них.

Первый приоритет — это ускоренная технологическая модернизация экономики. Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача.

Вторая комплексная задача. Параллельно с созданием новых индустрий нам следует придать импульс развитию традиционных базовых отраслей. Это промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие. Здесь следует выделить основные пункты решения данной задачи:

Первое. Важно существенно повысить производительность труда.

Второе. Необходимо продолжить индустриализацию с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях.

Третье. Горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны должны сохранить свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста.

Четвертое. Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики.

Пятое. Развитие новой евразийской логистической инфраструктуры является одним из важных приоритетов.

Шестое. Процессы урбанизации обусловливают необходимость развития строительного сектора. Он должен стать полноценным драйвером отечественной экономики.

Третья комплексная задача — это модернизация рынка труда.

Второй приоритет — кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.

Третий приоритет — макроэкономическая стабильность.

Четвертый приоритет — улучшение качества человеческого капитала.

Пятый приоритет — институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией [1].

Возникает вопрос: как и какие мы будем создавать новые отрасли на основе новейших технологий, когда у нас традиционная экономика находится в разбитом состоянии? Все знают, какие отрасли в Казахстане просто погибли, другие доживают свой век, а владельцы предприятий из третьей категории продают свой бизнес, чтобы избежать банкротства.

В первую очередь необходимо восстанавливать и создавать заново отрасли, производящие потребительские товары, потому что на сегодняшний день остались отрасли, производящие промежуточный продукт, а не конечный. Конечный продукт производится в основном в производстве продуктов питания и напитков. Производство одежды, обуви практически не существует. Как отмечают аналитики Forbes.Kazahstan,

1 76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.