security in the conditions of market development // Scientific Bulletin: Finance, Banks, Investments. 2020. No 1 (50). With. 13-22.
5. Strategy for improving financial literacy. URL: https://minfin.gov. ru/ru/om/fingram/directions/strategy/ (Accessed 26.04.2022).
6. Sergeychik S. I., Sergeychik M. S., Maksimova A. A. World experience in implementing projects in the field of financial education and improving the financial literacy of the population // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2015. No. 5 (158). P. 35-41.
7. Starchenko E. N., Verzhitsky D. G., Kopysheva T. V. Improving the financial literacy of the population as a factor in solving social problems // Fundamental research. 2015. - No. 6 (part. 2). P. 401-405.
8. Nikonova Ya.I., Lunina T. A., Prudnikov A. A., Arshba L. N. Development of financial literacy programs for higher education // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. No 6. P. 142-154.
9. Zhilyuk D. A. New approaches to improving the financial literacy of students of non-economic specialties // Economic Sciences. 2017. No. 6 (151). P. 51-56.
10. Lukyanova N.Yu., Zonin N. A., Shchepkova I. V., Tishchuk M. O. An innovative approach to improving the financial literacy of students of non-economic specialties of universities // Bulletin of the Immanuel Kant Baltic Federal University / Series Philology, Pedagogy, Psychology. - 2020. - No. 1. - P. 107-118.
11. Stepnova O. V., Starchikova I. Yu. Financial literacy of students of technical universities: analysis of opinions and development prospects. Perspectives of science and education. 2021. No. 1 (49). P. 80-91.
12. Samieva M. F., Tyuleneva T. A. Improving the efficiency of the system of internal control of extracurricular work of a higher educational institution // Vocational education in Russia and abroad. 2020. No 4 (40). P. 215-223.
13. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated April 22, 2020 No. MN-3/1000 "On the formation of universal competence" / Official documents in education. No 14. 2020.
14. Moiseeva D. V. The role of universities in regional programs to improve the financial literacy of the population (on the example of the Volgograd region) / D. V. Moiseeva, A. A. Popkova // Social and cultural processes in the Russian borderlands: a collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical. conf. with international participation. Omsk, 2017. P. 238-240.
15. Stakhovich L. V. The need to improve the financial literacy of young people as the most important priority of state policy / National Research University Higher School of Economics / IQ Research and Education Portal. Access mode: https://iq.hse.ru/ more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti, accessed 04/29/2022.
УДК/UDC 37
DOI10.54509/22203036_2023_2_53 EDN DAVYPI
Сташкевич Ирина Ризовна
доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск
Крупинова Елена Олеговна
заведующий лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко», ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск
Stashkevich Irina R.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk
Krupinova Elena O.
Head of the Laboratory "Pedagogy of A. S. Makarenko" Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: РОЛЬ СОВЕТНИКА ПО ВОСПИТАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM: THE ROLE OF THE ADVISOR FOR EDUCATION AND INTERACTION WITH CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Введение. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является воспитание и развитие личности. На сегодняш-
ний день внесен ряд изменений в законодательную базу по вопросам воспитания подрастающего поколения. Также нужно отметить, что Челябинская область
вошла в пилотный проект в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» национального проекта «Образование» и с сентября 2022 года в профессиональных образовательных организациях региона была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее - Советник). Цель статьи - научно-методическое обоснование формирования динамической системы профессионального развития Советника профессиональной образовательной организации (ПОО).
Методология. Методологической основой выступили: изучение законодательной базы по вопросам воспитания; проведение опросов руководящих и педагогических работников системы среднего профессионального образования; анализ воспитательной среды ПОО региона; синтез системы профессионального развития советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Результат. В статье представлен опыт Челябинской области по научно-методическому сопровождению внедрения в регионе должности Советника и формированию системы его профессионального развития на основе дефицитов, выявляемых в практической деятельности (выстраивание взаимодействия с заместителем директора по воспитательной работе; координация и организация работы медиацентра ПОО и сопровождение воспитательной работы ПОО в социальных сетях; включение обучающихся в реализацию различных социальных проектов).
Заключение. В результате проведенного исследования в рамках эксперимента по внедрению должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в ПОО в Челябинской области формируется динамическая система профессионального развития советников в единстве трех форм: формальной, неформальной и информальной.
Introduction. One of the priority areas of state policy in the field of education is the upbringing and development of the individual. To date, a number of changes have been made to the legislative framework on the upbringing of the younger generation. It should also be noted that the Chelyabinsk region entered the pilot project as part of the federal project "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" of the national project "Education" and since September 2022, the position of adviser to the director for education and interaction with children's public associations has been introduced in professional educational organizations in the region (hereinafter referred to as the
Advisor). The purpose of the article is the scientific and methodological substantiation of the formation of a dynamic system of professional development of the Counselor of a vocational educational organization (hereinafter referred to as VEO).
Methodology. The methodological basis was: the study of the legislative framework on education; conducting surveys of managers and teachers of the system of secondary vocational education; analysis of the educational environment of VEO in the region; synthesis of the system of professional development of advisers to the director for education and interaction with children's public associations.
Results. The article presents the experience of the Chelyabinsk region on scientific and methodological support for the introduction of the position of the Advisor in the region and the formation of a system of his professional development based on the deficits identified in practical activities (building interaction with the deputy director for educational work; coordination and organization of the work of the VEO media center and support of educational work VEO in social networks; the inclusion of students in the implementation of various social projects).
Conclusion. As a result of the study, within the framework of the experiment on the introduction of the position of adviser to the director for education and interaction with children's public associations in VET in the Chelyabinsk region, a dynamic system of professional development of advisers is being formed in the unity of three forms: formal, informal and informational.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, система профессионального развития, воспитательная работа.
Keywords: professional educational organization, adviser to the director on education and interaction with children's public associations, professional development system, educational work.
Введение
За последние несколько лет отечественная система образования претерпела ряд изменений и нововведений в области воспитания.
Так, в 2015 году утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1].
С 2019 года реализуется национальный проект «Образование», где одним из целевых показателей национальной цели по обеспечению возможностей для самореализации и развития талантов выделено
«создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [2].
В 2020 году внесены поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». В нормативном акте дано определение понятию «воспитание», которое включает в себя формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации [3].
С января 2021 года в рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по совершенствованию воспитательного процесса в образовательных организациях общего и профессионального образования в части вовлечения обучающихся в мероприятия патриотической направленности [1].
Особое внимание в рамках проекта уделено развитию кадрового потенциала сферы воспитания. В этой связи в сентябре 2021 года в школах десяти пилотных регионов страны появилась новая должность -советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее -Советник) [4]. С сентября 2022 года в трех пилотных регионах, в число которых вошла Челябинская область, должность Советника введена в профессиональных образовательных организациях (ПОО).
Приказом утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (вступит в силу с сентября 2023 года), где основной целью вида профессиональной деятельности Советника выделена «организация и осуществление воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей [5]». Этот же документ определяет трудовые функции Советника.
Современные вызовы требуют разработать систему непрерывного повышения педагогического мастерства - профессионального развития с тем, чтобы
Советники были готовы выполнять трудовые функции с учетом новых государственных задач.
Методология и результаты
В статье анализируется и обобщается опыт Челябинской области по развитию профессионального мастерства Советников с целью совершенствования воспитательной среды ПОО. Цель статьи - научно-методическое обоснование формирования динамической системы профессионального развития Советника ПОО.
Основными методами достижения поставленной цели нами были определены: изучение законодательной базы по вопросам воспитания; проведение опросов руководящих и педагогических работников системы среднего профессионального образования; анализ воспитательной среды ПОО региона; синтез системы профессионального развития Советников в единстве трех форм - формальной, неформальной и инфор-мальной [6].
В соответствии с трудовыми функциями Советника и на основе проведенных исследований ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (ЧИРПО) совместно с Советом регионального отделения общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Челябинской области в 2022/23 учебном году выстроили систему областных научно-практических семинаров-практикумов (далее - ОНПСП), в работу которых были вовлечены 100 % назначенных в системе СПО региона Советников (неформальное повышение квалификации).
1. Функционал и формы взаимодействия заместителей директора по воспитательной работе и Советников изучались ОНПСП по теме «Программирование воспитания в ПОО» [7]. В рамках ОНПСП прошел образовательный интенсив «Советники директора по воспитанию в ПОО: работа в команде, их роль и задачи», продуктом которого стала модель организации воспитательного процесса в ПОО, представляющая собой единый процесс взаимодействия заместителя директора по воспитательной работе и Советника, направленный на разработку и реализацию рабочей программы и календарного плана воспитательной работы с учетом федеральных мероприятий, конкурсов, проектов при непосредственном участии всех педагогов, представителей органов студенческого самоуправления, социальных партнеров, наставников и родителей (рис. 1).
2. В соответствии с должностными обязанностями Советник (самостоятельно, а также с привлечением педагогических и иных работников образовательной организации) должен составлять медиаплан меропри-
Рабочая программа воспитания ПОО
\
/ Календарный план \ I воспитательной I работы ПОО
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Федеральные мероприятия, конкурсы,проекты
/
Педагоги, органы студенческого самоуправления, социальные партнеры, наставники, родители
Рис. 1. Модель организации воспитательного процесса в ПОО
ятий, организовывать и координировать работу медиа-центра (при наличии), а также профильное обучение его участников [8], то есть владеть соответствующими компетенциями.
Однако изучение состояния организации воспитательной деятельности в социальных сетях в ПОО Челябинской области, проведенное ЧИРПО в январе 2023 года, показывает, что лишь в 30 % ПОО ответственными за медиасопровождение являются Советники; в 11 % ПОО - заместители директора по воспитательной работе; в 3 % ПОО - студенты совместно с педагогом; в 56 % ПОО - другие сотрудники (рис. 2).
Для формирования соответствующих компетенций Советников проведен ОНПСП на тему «Медиа-сопровождение воспитательной деятельности в социальных сетях». В рамках мероприятия ведущими экспертами в области медиа была проведена серия мастер-классов по таким актуальным темам, как: визуальное оформление, копирайтинг, SMM и др. [9].
3. Еще одна из задач Советников - интеграция федеральной проектной повестки в воспитательную работу
образовательной организации - была рассмотрена ОНПСП по теме «Интеграция федеральных мероприятий, конкурсов, проектов в рабочую программу воспитания». В соответствии с программой ОНПСП были представлены наиболее актуальные на данном этапе системные проекты («Классные встречи», всероссийский конкурс «Большая перемена», турнир «Лига знаний: школы и колледжи», акция #МЫВМЕСТЕ), проведена панельная дискуссия «О формах и методах взаимодействия ПОО с общественными организациями Челябинской области», прошла презентация лучших практик воспитательной работы ПОО региона [10].
Одной из основных функций Советника является организация взаимодействия с социальными партнерами (молодежные общественные организации, некоммерческие общественные организации, сфера бизнеса, организации образования, культуры и спорта и др.) [11] по реализации воспитательных проектов [12].
Проведенное ЧИРПО исследование «Социальные партнеры ПОО» по реализации направлений воспитательной работы, предусмотренных рабочей програм-
60%
Советник
Советник, др.сотрудники
Заместитель директора по ВР
Сотрудники, студенты
.56%.
Другие сотрудники
Ответственный(ые) за медиасопровождение Рис. 2. Сопровождение воспитательной деятельности в ПОО Челябинской области в социальных сетях
О (П
>S ср
О) О) I
О -о О =
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
84%
39%
Профессионально Спортивное ориентирующее и здоровье-сберегающее
59%
39%
-25%-27%-
■ ШШ
Культурно- Бизнес- Экологическое Гражданско-
творческое ориентирующее патриотическое
Направления воспитательной работы
Рис. 3. Взаимодействие ПОО Челябинской области с социальными партнерами по вопросам воспитания
мой воспитания [13; 14] позволило констатировать, что в 84% ПОО региона выстроено взаимодействие с социальными партнерами в профессионально ориентирующем направлении воспитательной работы, в 39 % ПОО - в спортивном и здоровьесберегающем направлении, в 25 % ПОО - в культурно-творческом направлении, в 27 % ПОО - в бизнес-ориентирующем направлении, в 39 % ПОО - в экологическом направлении и в 59 % ПОО - в гражданско-патриотическом направлении воспитательной работы (рис. 3).
При этом необходимо отметить, что лишь в 4 % ПОО взаимодействие с социальными партнерами выстроено во всех шести выделенных направлениях воспитательной работы, предусмотренных рабочей программой воспитания, а 11 % ПОО по вопросам воспитания с социальными партнерами не взаимодействуют (рис. 4).
Проведенное исследование позволяет предположить, что педагогические и руководящие работники недостаточно осведомлены о социальных партнерах, позволяющих совершенствовать воспитательную среду ПОО. В качестве инструмента информационной поддержки в ЧИРПО разработан каталог «Социальные партнеры ПОО», в котором были консолидированы более ста потенциальных социальных партнеров в шести выделенных направлениях воспитательной работы. Каталог обсуждался на ОНПСП и размещен на официальном сайте ЧИРПО [15].
Каждое из мероприятий системы неформального повышения квалификации Советников завершалось анкетированием участников на основе Яндекс-форм с целью установления проблемного поля следующего ОНПСП системы.
30%
^ 25%
§ 20% с
¡1 15%
! io%
о
* 5%
0%
24%
22%
Количество направлений воспитательной работы, в которых выстроено взаимодействие с социальными партнерами
Рис. 4. Доля ПОО Челябинской области, реализующих комплексное взаимодействие с социальными партнерами
0
Таблица 1
Формальное повышение квалификации по вопросам развития воспитательной среды ПОО
Наименование Курс профессиональной переподготовки «Современные тренды воспитательной работы» Программа повышения квалификации «Содержание и технологии организации работы советника руководителя образовательной организации»
Цель Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников системы среднего профессионального образования в вопросах организации воспитания в ПОО (ОО) и взаимодействия с детскими общественными объединениями Совершенствование компетенций, связанных с организацией воспитательной работы в образовательной организации
Категория слушателей Педагогические работники ПОО, советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Срок обучения 260 часов 72 часа
Содержание Общепрофессиональные дисциплины: 1. Основы государственной политики в сфере образования. 2. Основы психологии в образовании. 3. Педагогический менеджмент. 4. Современные вызовы воспитания. 5. Медиасопровождение воспитательной деятельности в социальных сетях. 6. Проектный подход в воспитательной работе. Профессиональные модули: 1. Теория и методика воспитательной работы. 2. Организация взаимодействия с детскими 3. и молодежными общественными объединениями. 4. Программирование воспитания в ПОО Базовый блок: 1. Основы государственной политики в сфере образования. 2. Формирование условий доступной среды для инвалидов, объектов и услуг в сфере образования. Профильный блок: 1. Организация взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями. 2. Профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде. 3. Разработка и проектирование рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. 4. Психология одаренности.Психодиагностика одаренности. 5. Технологии коммуникации и продуктивного взаимодействия в коллективе. 6. Медиасопровождение воспитательной деятельности в социальных сетях
С сентября 2023 года ЧИРПО будет реализована курсовая подготовка Советников по программам профессиональной переподготовки «Современные тренды воспитательной работы» и повышения квалификации «Содержание и технологии организации работы советника руководителя образовательной организации (табл. 1).
Среда для информального повышения квалификации насыщается информацией по освещению ОНПСП на официальном сайте ЧИРПО.
Заключение
В результате проведенного исследования в рамках эксперимента по внедрению должности Советника в ПОО в Челябинской области формируется динамическая система профессионального развития Советников в единстве трех форм: формальной, неформальной и информальной. Проведенные мероприятия в рамках научно-методического сопровождения внедрения должности Советника в ПОО позволили административным и педагогическим работникам качественно осуществлять воспитательную работу в соответствии с современными установками.
Литература
1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Информационно-правовая система «ГАРАНТ». URL: https://base.garant. ru/71057260/ (дата обращения: 05.04.2023).
2. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 05.04.2023).
3. ФЗ от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007310075 (дата обращения: 05.04.2023).
4. Навигаторы детства // Министерство образования и науки Челябинской области: официальный сайт. - URL: https:// minobr74.ru/activity/enlightenment/navigators (Дата обращения: 19.04.2023).
5. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202303060005?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 05.04.2023).
6. Сичинский, Е. П., Сташкевич И. Р, Федосеева З. А. О системе непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 8. С. 72-75.
7. Областной научно-практический семинар-практикум на тему «Программирование воспитания в ПОО» // Челябинский инсти-
тут развития профессионального образования. URL: https:// chirpo.ru/novosti-instituta/1522-10-noyabrya-2022-sostoyalsya-oblastnoj-nauchno-prakticheskij-seminar-praktikum-%C2%AB programmirovanie-vospitaniya-v-poo%C2%BB.
8. Типовая должностная инструкция советника руководителя общеобразовательной организации по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // URL: https://iro22.ru/wp-content/uploads/2022/09/tipovaja_ dolzhnostnaja_instrukcija_sovetnika.pdf (дата обращения: 18.04.2023).
9. Областной научно-практический семинар-практикум на тему «Медиасопровождение воспитательной деятельности в социальных сетях» // Челябинский институт развития профессионального образования. URL: https://chirpo.ru/ novosti-laboratorii-im-makarenko/1586-27-yanvarya-2023-goda-sostoyalsya-oblastnoj-nauchno-prakticheskij-seminar-praktikum-na-temu-%C2%ABmediasoprovozhdenie-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-soczialnyix-setyax%C2 %BB.
10. Областной научно-практический семинар-практикум «Интеграция федеральных мероприятий, конкурсов, проектов в рабочую программу воспитания» // Челябинский институт развития профессионального образования. URL: https://chirpo.ru/novosti-laboratorii-im-makarenko/1 636-6-aprelya-2023-goda-sostoyalsya-oblastnoj-nauchno-prakticheskij-seminar-praktikum-na-temu-%C2%ABintegracziya-federalnyix-meropriyatij,-konkursov,-proektov-v-rabochuyu-programmu-vospitaniya%C2%BB.
11. Квалификационные требования к должности «советник» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_395619/ (дата обращения: 18.04.2023).
12. Программа воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО): вопросы формирования (дискуссионный клуб) // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 3 (27). С. 113-142.
13. Сташкевич, И. Р., Малова Е. О. Программа воспитания как инструмент организации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3. С. 143-152.
14. Сташкевич, И. Р., Малова Е. О. Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе // Мир науки, культуры и образования. 2020. № 2. С. 49-52.
15. Каталог «Социальные партнеры ПОО» // Челябинский институт развития профессионального образования. URL: https:// chirpo.ru/files/1228/2023/Sotsialnye_partnery_P00_2.pdf.
References
1. Strategies for the development of education in the Russian Federation until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r. // Information and legal system "GARANT". available at: https://base.garant.ru/71057260/ (accessed: 05.04.2023). (In Russian).
2. National project "Education" // Ministry of Education of Russia: official website. available at: https://edu.gov.ru/national-project (accessed: 05.04.2023). (In Russian).
3. Federal Law of July 31, 2020 N 304-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the Education of Students" // Official Internet Portal of Legal Information. available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007310075 (accessed: 05.04.2023). (In Russian).
4. Navigators of childhood // Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region: official site. available at: https://minobr74. ru/activity/enlightenment/navigators (accessed:19.04.2023). (In Russian).
5. Professional standard "Specialist in the field of education" // Official Internet portal of legal information. available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303060005?i ndex=1&rangeSize=1 (accessed: 05.04.2023). (In Russian).
6. Sichinskiy E. P., Stashkevich I. R., Fedoseeva Z. A. O sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti [On the system of continuous professional development of employees of secondary vocational education in the Chelyabinsk region], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities], 2018, no. 8, pp. 72-75. (In Russian).
7. Regional scientific and practical workshop on the topic "Programming education in VEO" // Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education. available at: https://chirpo.ru/novosti-instituta/1522-10-noyabrya-2022-sostoyalsya-oblastnoj-nauchno-prakticheskij-seminar-praktikum-%C2%ABprogrammirovanie-vospitaniya-v-poo%C2%BB. (In Russian).
8. Typical job description for an adviser to the head of a general educational organization for education and interaction with children's public associations. available at: https://iro22.ru/wp-con-tent/uploads/2022/09/tipovaja_dolzhnostnajaJnstrukcija_sov-etnika.pdf (accessed:18.04.2023). (In Russian).
9. Regional scientific and practical workshop on the topic "Media support of educational activities in social networks"// Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education. available at: https://chirpo.ru/novosti-laboratorii-im-makarenko/ 1586-27-yanvarya-2023-goda-sostoyalsya-oblastnoj-nauchno-prakticheskij-seminar-praktikum-na-temu-%C2%ABmedia soprovozhdenie-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-soczialnyix-setyax%C2%BB. (In Russian).
10. Regional scientific and practical workshop "Integration of federal events, competitions, projects in the work program of education" // Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education. available at: https://chirpo.ru/novosti-laboratorii-im-makarenko/1636-6-aprelya-2023-goda-sostoyalsya-oblastnoj-nauchno-prakticheskij-seminar-praktikum-na-temu-%C2%ABintegra-cziya-federalnyix-meropriyatij,-konkursov,-proektov-v-rabochuyu-programmu-vospitaniya%C2%BB. (In Russian).
11. Qualification requirements for the position of "adviser" // Con-sultantPlus. available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_395619/ (accessed: 04.18.2023). (In Russian).
12. Programma vospitaniya i sotsializatsii studentov professio-nal'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy (POO): voprosy formi-rovaniya (diskussionnyy klub) [The program of education and socialization of students of professional educational organizations (PEO): issues of formation (discussion club)], Innovacion-noe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 113-142. (In Russian).
13. Stashkevich I. R., Malova E. O. The educational program as a tool for organizing the educational process in a professional educational organization, Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2022, no. 3, pp. 143-152. (In Russian).
14. Stashkevich I. R., Malova E. O. Standart srednego professio-nal'nogo obrazovaniya kak orientir v vospitatel'noy rabote [The standard of secondary vocational education as a guideline in educational work], Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya [World of science, culture and education], 2020, no. 2, pp. 49-52. (In Russian).
15. Catalog "Social partners of VEO" // Chelyabinsk Institute of the Development of Vocational Education. available at: https:// chirpo.ru/files/1228/2023/Sotsialnye_partnery_POO_2.pdf. (In Russian).