Научная статья на тему 'САЙТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ'

САЙТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ / АБИТУРИЕНТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ САЙТА / НАВИГАТОР / СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА / ИСТОЧНИКИ ТРАФИКА САЙТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Вероника Валерьевна

В статье рассматривается возможность использования сайта профессиональной образовательной организации (ПОО) в качестве инструмента, позволяющего доносить информацию о профессиях и специальностях, их особенностях до абитуриентов и студентов. Анализ сайтов осуществлялся в трех направлениях: информация, направленная на профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательных организаций; информация, направленная на профессиональное самоопределение студентов ПОО; информация, направленная на профессиональное самоопределение абитуриентов по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Результаты анализа сайтов ПОО Челябинской области позволили определить перечень элементов сайта, наличие которых помогает осуществлять сопровождение профессионального самоопределения, профессиональную навигацию абитуриентов и обучающихся ПОО. На примере ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» (ЮТТ) представлены характеристики сайта и «Навигатора по профессиям, специальностям ЮТТ», показана активность посетителей сайта и источники трафика, подтверждающие необходимость создания единого информационного пространства: сайт - социальные страницы - сторонние сайты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомина Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITE OF A VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A INFORMATION TOOL IN PROFESSIONAL NAVIGATION OF APPLICANTS AND STUDENTS

The article discusses the possibility of using the website of a professional educational organization (PEO) as a tool that allows to convey information about professions and specialties, their features to applicants and students. The analysis of sites was carried out in three directions: information aimed at professional self-determination of students of educational organizations; information aimed at professional self-determination of students of vocational educational organizations (VEO); information aimed at professional self-determination of applicants for programs of professional training and additional professional education. The results of the analysis of vocational educational organizations’ sites in the Chelyabinsk region made it possible to determine the list of site elements, the presence of which helps to support professional self-determination, professional navigation of applicants and VEO students. Using the Yuryuzan Technological College (YUTC) as an example, the characteristics of the site and the „Navigator by professions, specialties of the YUTC“ are presented. The author shows the activity of site visitors and traffic sources. It is confirmed the need to create a single information space: site - social pages - third-party sites.

Текст научной работы на тему «САЙТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Иванова Ольга Эрнстовна, профессор кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор философских наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: ivanovaoe@cspu.ru

Затоковенко Лариса Николаевна, директор ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Российская Федерация, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: zl_n@list.ru

Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по учебной части ГБПОУ «Чебаркуль-ский профессиональный техникум», Российская Федерация, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: 89193081047@mail.ru

Ivanova Olga Ernstovna, Professor of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: ivanovaoe@cspu.ru

Zatokovenko Larisa Nikolaevna, Director of the Chebarkul Professional College, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: zl_n@list.ru

Sokolova Marina Gennadievna, Deputy Director for Educational Work, Chebarkul Professional College, Russian Federation Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: 89193081047@mail.ru

Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Сайт профессиональной образовательной организации как инструмент информирования в профессиональной навигации абитуриентов и обучающихся / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 74-79.

УДК 377 ББК 74.47

сайт профессиональной образовательной организации как инструмент информирования в профессиональной

навигации абитуриентов и обучающихся

В. В. Истомина

В статье рассматривается возможность использования сайта профессиональной образовательной организации (ПОО) в качестве инструмента, позволяющего доносить информацию о профессиях и специальностях, их особенностях до абитуриентов и студентов. Анализ сайтов осуществлялся в трех направлениях: информация, направленная на профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательных организаций; информация, направленная на профессиональное самоопределение студентов ПОО; информация, направленная на профессиональное самоопределение абитуриентов по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Результаты анализа сайтов ПОО Челябинской области позволили определить перечень элементов сайта, наличие которых помогает осуществлять сопровождение профессионального самоопределения, профессиональную навигацию абитуриентов и обучающихся ПОО. На примере ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» (ЮТТ) представлены характеристики сайта и «Навигатора по профессиям, специальностям ЮТТ», показана активность посетителей сайта и источники трафика, подтверждающие необходимость создания единого информационного пространства: сайт — социальные страницы — сторонние сайты.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная навигация, информация на сайте, абитуриент, обучающийся, характеристики сайта, навигатор, статистика посещаемости сайта, источники трафика сайта.

Выбрать будущий профессиональный путь Современные абитуриенты, студенты и их роили утвердиться в сделанном выборе, профессио- дители — потенциальные потребители обра-нально самоопределиться — вопрос, в решении зовательных услуг — активно используют для которого требуется информационная помощь. ознакомления с профессиями и специальностями

профессиональных образовательных организаций (ПОО) сайты и социальные страницы.

Процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, способ ее самореализации — это профессиональное самоопределение [1]. Оно длится всю жизнь, при этом можно выделить три основных периода, связанных с работой ПОО. Это:

- выбор профессии впервые абитуриентом (учащиеся общеобразовательных организаций, воспитанники дошкольных образовательных организаций);

- утверждение в выбранной профессии (студенты ПОО, особенно первокурсники);

- смена профессии, обучение по программам профессионального обучения, дополнительного профессионального образования (ДПО).

На протяжении всех этих трех периодов важно осуществлять не только профессиональную ориентацию учащихся дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, но и в целом профессиональную навигацию обучающихся образовательных организаций различных уровней.

Профессиональная навигация — это систематизированная работа, направленная на формирование у обучающихся профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда [2]. Вопросы профессиональной навигации, профессионального самоопределения молодежи в настоящее время рассматриваются многоаспектно. Так, педагогические условия организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена выделяют Е. А. Гнатышина, О. Ю. Чекменева [3], возможности этнокультурной среды в сопровождении профессионального самоопределения личности изучили А. В. Глинкин, Т. А. Данилова, Е. В. Швачко [4], формы профессионального информирования обучающихся образовательных организаций, в том числе с помощью ресурсов сайта, в своей статье рассмотрела Н. В. Добро-ногова [5].

Мы провели анализ сайтов ПОО Челябинской области с целью выявления положительного и отрицательного опыта размещения на сайте организации информации, связанной с профессиональным самоопределением абитуриентов и обучающихся.

Проанализировано 15 сайтов ПОО, выбранных случайным образом. Анализ сайтов осуществляла экспертная комиссия, в состав

которой входили 26 представителей ПОО Челябинской области: заместители директора по учебно-воспитательной и учебно-производственной работе, заведующие отделением, преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели, социальные педагоги.

Анализ сайтов осуществлялся в трех направлениях:

- информация, направленная на профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательных организаций;

- информация, направленная на профессиональное самоопределение студентов ПОО;

- информация, направленная на профессиональное самоопределение абитуриентов программ профессионального обучения и ДПО.

В настоящее время оформление сайтов ПОО единообразное, вместе с тем наблюдаются различия в наполнении информацией вкладок сайта.

Анализ результатов исследования позволил помимо общих требований к сайту ПОО отметить важные элементы сайта, наличие которых помогает осуществлять сопровождение профессионального самоопределения абитуриентов и обучающихся ПОО:

- подробная информация о каждой профессии и специальности;

- расположение описания всех профессий и специальностей ПОО в одном месте («Атлас профессий»);

- интернет-проекты, связанные с получением профессии, специальности («Калейдоскоп профессий»);

- вебинары для абитуриентов;

- раздел, связанный с профессиональным самоопределением абитуриентов и обучающихся;

- онлайн-приемная; обратная связь на главной странице;

- информация по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ;

- информация о дистанционном образовании;

- информация о внеурочной деятельности обучающихся (секции, кружки и пр.);

- раздел по программам дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых;

- разделы «Содействие трудоустройству выпускников», «Партнеры-работодатели» и пр.;

- онлайн-экскурсии на будущее место работы;

- онлайн-трансляции демонстрационных экзаменов;

- ссылки на сайты центров занятости населения, работодателей;

- ссылки на социальные группы ПОО;

- календарь мероприятий, отчеты о проведенных мероприятиях;

- видеоролики, фотогалереи, иллюстрации по профессиям, специальностям, мероприятиям и пр.;

- действующие активные ссылки на ресурсы.

В качестве примера рассмотрим сайт ГБПОУ «Юрюзанский технологический тех-

никум» (ЮТТ). На базе ЮТТ работает региональная инновационная площадка по теме «Формирование единого информационного пространства как условие профессиональной навигации в малом городе». Для обеспечения профессиональной навигации гостей сайта разработан новый сайт ЮТТ с июня 2019 г. Проведена работа по выделению эталонных характеристик сайта, необходимых и достаточных для организации работы по профессиональной навигации молодежи малого города с помощью нового (действующего) сайта ЮТТ (табл. 1).

Таблица 1

Анализ характеристик старого и нового сайта ГБПОУ «ЮТТ»

Количественные и качественные характеристики

Критерии Показатели Старый сайт Требуемые Действующий

ЮТТ характеристики сайт

s «а « Скорость открытия ресурса 5 сек. не более 3 сек. 3 сек.

иит м н а So« <и в о Кросс-браузерность (видимость во всех браузерах) Opera, Mozilla Firefox, + Opera, Mozilla Firefox,

S & 3 я Й g Ö и Google Chrome Google Chrome

Оптимизация под планшеты и телефоны — + +

SB Логичность структуры ресурса + + +

Дизай] сайта Адекватность цветовой гаммы + + +

Простота (имя ресурса должно быть легкопроизносимым) Unpo21.edusite.ru Unpo21.ru

Возможность использовать гипер- + + +

ссылки

Возможность использовать изображе- + + +

ния в формате GIF

Возможность размещать видеоролики + + +

Возможность использовать счетчики + +

статистики

л ^н Возможность использовать онлайн-демонстрацию - + +

и S Возможность подачи и приема он- + + +

т с лайн-заявления

о = '4 Возможность подачи и приема он- +

i з о лайн-документов

Возможность скачивания понравив- + + +

са шегося материала

Возможность защиты материала от + +

скачивания

Возможность обратной связи - + +

Возможность задать вопрос онлайн + +

и получить ответ на него сразу

Возможность взаимосвязи с социаль- + +

ными сетями

Также разработан и внедрен «Навигатор сайта. Для сопровождения профессионально-по профессиям, специальностям ЮТТ» (На- го самоопределения гостей сайта представ-вигатор), расположенный на главной странице лены традиционные для сайта ПОО вкладки:

«Воспитательная работа» (волонтерская и внеурочная деятельность студентов, проекты техникума), «Абитуриенту», «Обучающемуся», «Содействие в трудоустройстве» и др.

Навигатор включает в себя три блока информации: «Чем я владею», «Что я могу получить в ЮТТ», «Мои перспективы» [6]. Эти блоки информации позволяют выбрать профессию

или специальность ЮТТ и подробно изучить ее содержание, особенности и перспективы.

Включение Навигатора в структуру сайта ЮТТ повысило востребованность сайта в шесть раз (рис. 1), со 100 человек до минимум 600 человек в месяц. Об этом свидетельствуют статистические данные за период с 1 ноября 2018 г. по 1 ноября 2021 г.

Рис. 1. Статистика посещаемости сайта ЮТТ (визитов в месяц)

Максимальная активность гостей сайта наблюдается в июне и августе (более 1500 визитов в месяц), минимальная — в январе (около 700 визитов в месяц). Время нахождения на сайте варьируется от 1 до 13 минут, в среднем — 3 минуты. Высокая активность посетителей и достаточно небольшое время нахождения их на сайте свидетельствует о доступности представленной здесь информации и логичности ее размещения.

При сопоставлении количества посетителей, визитов и просмотров выяснилось, что в среднем на одного посетителя приходится 1-2 визита в месяц и 5-12 просмотров страниц сайта. Анализируя долю новых посетителей сайта ЮТТ, отмечаем, что она составляет в среднем 80 %.

Традиционно посетители заходят на сайт через поисковую систему (72 %, рис. 2), однако 17 % посетителей заходят на страницу сайта через социальные страницы ЮТТ «ВКонтакте» и «Инстаграм». Это свидетельствует о том, что важно осуществлять взаимосвязь социальных страниц и сайта ПОО, создавать единое инфор-

мационное пространство для профессиональной навигации абитуриентов и обучающихся ПОО.

3% 3%

72%

□ переходы из поисковых систем

□ переходы из социальных сетей П прямые переходы

В внутренние переходы

□ переходы по ссылкам на сайтах

Рис. 2. Источники трафика сайта ЮТТ (визиты)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17%

Работа с сайтами других организаций (служба занятости населения, Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района, общеобразовательные организации, сайты работодателей и др.), размещение на них активных ссылок также помогает 3 % посетителей узнать больше о профессиях и специальностях ЮТТ. Анализируя внутренние переходы по сайту, можно сказать, что посетите-

Представленный анализ информации подтверждает, что современные способы информирования через сайт и социальные страницы ПОО являются действенным инструментом профессиональной навигации молодежи. Результаты работы ЮТТ свидетельствуют о значительном интересе абитуриентов, студентов и их родителей к информации о профессиях и специальностях, размещенных на сайте. Грамотно

ли целенаправленно посещают сайт, только 3 % визитов расходуется на внутренние переходы по сайту.

Данные о визитах на страницу Навигатора аналогичны данным сайта. Подавляющее большинство гостей сайта (71,4 %) заходят на станицу Навигатора через поисковые системы. Переходы из социальных сетей на станицу Навигатора осуществляют 17,1 % посетителей (табл. 2).

организованное информационное пространство помогает посетителям оперативно получать необходимую информацию о профессиях и специальностях ПОО. При этом важно продолжать совершенствовать процесс организации единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи, в частности, информационную связь сайта ПОО, Навигатора, социальных страниц ПОО и сторонних сайтов.

Таблица 2

Данные о визитах на страницу Навигатора unpo21.ru/ navigator/

Источник трафика Визиты

а Переходы из поисковых систем 16.101 (71,4 %)

£ Переходы из социальных сетей 3.848 (17,1 %)

Э Прямые заходы 1.194 (5,3 %)

ft Внутренние переходы 709 (3,1 %)

<Р Переходы по ссылкам на сайтах 680 (3 %)

* Переходы из рекомендательных систем 12 (0,05 %)

А Не определено 7 (0,03 %)

Библиографический список

1. Профессиональное самоопределение молодежи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова, С. А. Волошин и др. // Педагогика. — № 5. — 1993. — С. 33-37.

2. Тезаурус инновационного проекта «Формирование единого информационного пространства как условие профессиональной навигации в малом городе». — и^: https://r1.nubex. m/s13240-5a1/f1563_4f/%D0%AE%D1%80%D1%8E%D0%B7%D0%B0%D0%BDo/oD1o/o8Co/o20 %D0%A2%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%83%D1%80%D1%83%D1%81o/o20o/oD0o/oB8o/oD1o/o8 2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

3. Чекменева, О. Ю. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона / О. Ю. Чекменева, Е. А. Гнатышина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 140-145.

4. Швачко, Е. В. Этнокультурная среда как фактор профессионального самоопределения личности / Е. В. Швачко, А. В. Глинкин, Т. А. Данилова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 145-153.

5. Доброногова, Н. В. Формы профессионального информирования обучающихся образовательных организаций / Н. В. Доброногова // Образование. Карьера. Общество. — 2018. — № 4 (59). — С. 45-46.

6. Навигатор по профессиям, специальностям ЮТТ : [сайт]. — 2022. — и^ https://unpo21. ru/navigator/ (дата обращения: 23.01.2022).

For citation: Istomina, V V. Site of a vocational educational organization as a information tool in professional navigation of applicants and students / V V Istomina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 74-79.

site of a vocational educational organization as a information tool in professional navigation of applicants and students

V. V. Istomina

The article discusses the possibility of using the website of a professional educational organization (PEO) as a tool that allows to convey information about professions and specialties, their features to applicants and students. The analysis of sites was carried out in three directions: information aimed at professional self-determination of students of educational organizations; information aimed at professional self-determination of students of vocational educational organizations (VEO); information aimed at professional self-determination of applicants for programs of professional training and additional professional education.

The results of the analysis of vocational educational organizations' sites in the Chelyabinsk region made it possible to determine the list of site elements, the presence of which helps to support professional self-determination, professional navigation of applicants and VEO students. Using the Yuryuzan Technological College (YUTC) as an example, the characteristics of the site and the „Navigator by professions, specialties of the YUTC" are presented. The author shows the activity of site visitors and traffic sources. It is confirmed the need to create a single information space: site — social pages — third-party sites.

Key words: professional self-determination, choice of profession, professional navigation, information on the site, applicant, student, site characteristics, navigator, site traffic statistics, site traffic sources.

References

1. Polyakov V. A., Chistyakova S. N., Voloshin S. A. et al. Professional'noe samoopredelenie molodezhi [Professional self-determination of youth], Pedagogika [Pedagogy], no. 5, 1993, pp. 33-37. (In Russian)

2. Tezaurus innovatsionnogo proekta «Formirovanie edinogo informatsionnogo prostranstva kak uslovie professional'noy navigatsii v malom gorode», available at: https://r1.nubex.ru/s13240-5a1/f1563_4f/%D0%AE%D1%80%D1%8E%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C%20%D0%A2%D 0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%83%D1%80%D1%83%D1%81%20%D0%B80/oD10/o82%D0%BE% D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9.pdf (accessed: 21.01.2022). (In Russian)

3. Chekmeneva O. Yu., Gnatyshina E. A. Pedagogicheskie usloviya organizatsionno-peda-gogicheskogo soprovozhdeniya professional'noy navigatsii budushchikh spetsialistov srednego zvena v obrazovatel'nom prostranstve regiona [Pedagogical conditions of organizational and pedagogical support of professional navigation of future mid-level specialists in the educational space of the region], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 4 (32), pp. 140-145. (In Russian)

4. Shvachko E. V., Glinkin A. V., Danilova T. A. Etnokul'turnaya sreda kak faktor professional'nogo samoopredeleniya lichnosti [Ethno-cultural environment as a factor of professional self-determination of the individual], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education],2021, no. 4 (32), pp. 145-153. (In Russian)

5. Dobronogova N. V. Formy professional'nogo informirovaniya obuchayushchikhsya obrazova-tel'nykh organizatsiy [Forms of professional information for students of educational organizations], Obra-zovanie. Kar'era. Obshchestvo. [Education. Career. Society.], 2018, no. 4 (59), pp. 45-46. (In Russian)

6. Navigator po professiyam, spetsial'nostyam YuTC, available at: https://unpo21.ru/navigator/ (accessed: 23.01.2022). (In Russian)

Истомина Вероника Валерьевна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: ivv@chirpo.ru

Istomina Veronika Valerievna, Associate Professor of the Department of Educational System Development, Chelyabinsk institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: ivv@chirpo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.