Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ГОРОДА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАВИГАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ НАВИГАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ НАВИГАЦИЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИДЕЯ ПОЭТАПНОГО ДВИЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ / КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Вероника Валерьевна

Среди основных направлений развития системы образования в настоящее время активно выделяют профессиональную ориентацию, профессиональную навигацию и профессиональное самоопределение обучающихся. Автором выделены различия между этими понятиями, определены сущность и виды профессиональной навигации. В статье представлена модель формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города. Модель реализуется в рамках работы региональной инновационной площадки на базе ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» (г. Юрюзань Челябинской области). Тема проекта площадки: «Формирование единого информационного пространства как условие профессиональной навигации в малом городе». Обсуждается структура и содержание модели формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города. Рассматриваются объект, предмет, и сущностные свойства объекта модели. В основе модели лежит идея трехэтапного движения информации: от получения сведений о профессии/специальности до организации профессиональной навигации молодежи города. Особенностью данной модели является наличие в ее структуре двух основных компонентов: внешней и внутренней навигации, которые предполагают последовательное осуществление профессиональной навигации сначала абитуриентов, затем студентов техникума. Каждый из компонентов модели содержит целевой, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки. Приведен перечень необходимых мероприятий и методов работы с абитуриентами, студентами. Описаны направления работы и принципы реализации данной модели в рамках работы инновационной площадки на базе ГБПОУ ЮТТ. Результатом реализации модели является достижение допустимого или оптимального уровня профессионального самоопределения абитуриентов, студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомина Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR FORMING A UNIFIED INFORMATION SPACE FOR PROFESSIONAL NAVIGATION OF YOUTH IN A SMALL TOWN

Among the main directions of development of the education system, vocational guidance, professional navigation and professional self-determination of students are currently being actively identified. The author highlights the differences between these concepts, defines the essence and types of professional navigation. The article presents a model for the formation of a single information space for the professional navigation of young people in a small town. The model is being implemented within the framework of a regional innovation platform based on the Yuryuzan Technological College (YuTC, Yuryuzan, Chelyabinsk Region). The theme of the site project: “Formation of a single information space as a condition for professional navigation in a small town“. The structure and content of a model for the formation of a single information space for professional navigation of young people in a small town are discussed. The object, subject and essential properties of the model object are considered. The model is based on the idea of a three-stage movement of information: from obtaining information about a profession/specialty to organizing professional navigation of the city’s youth. A feature of this model is the presence in its structure of two main components: external and internal navigation, which presuppose the sequential implementation of professional navigation, first by applicants, then by college students. Each of the components of the model contains target, organizational-content and diagnostic-effective blocks. A list of necessary activities and methods of working with applicants and students is provided. The directions of work and principles of the implementation of this model are described within the framework of the work of an innovative platform based on YuTC. The result of the implementation of the model is the achievement of an acceptable or optimal level of professional self-determination of applicants and students.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ГОРОДА»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Модель формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 48-56.

УДК 373 ББК 74.200.53

модель формирования единого информационного

ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ НАВИГАЦИИ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ГОРОДА

В. В. Истомина

Среди основных направлений развития системы образования в настоящее время активно выделяют профессиональную ориентацию, профессиональную навигацию и профессиональное самоопределение обучающихся. Автором выделены различия между этими понятиями, определены сущность и виды профессиональной навигации.

В статье представлена модель формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города. Модель реализуется в рамках работы региональной инновационной площадки на базе ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» (г. Юрюзань Челябинской области). Тема проекта площадки: «Формирование единого информационного пространства как условие профессиональной навигации в малом городе». Обсуждается структура и содержание модели формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города. Рассматриваются объект, предмет, и сущностные свойства объекта модели. В основе модели лежит идея трехэтапного движения информации: от получения сведений о профессии/специальности до организации профессиональной навигации молодежи города. Особенностью данной модели является наличие в ее структуре двух основных компонентов: внешней и внутренней навигации, которые предполагают последовательное осуществление профессиональной навигации сначала абитуриентов, затем студентов техникума. Каждый из компонентов модели содержит целевой, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки.

Приведен перечень необходимых мероприятий и методов работы с абитуриентами, студентами. Описаны направления работы и принципы реализации данной модели в рамках работы инновационной площадки на базе ГБПОУ ЮТТ. Результатом реализации модели является достижение допустимого или оптимального уровня профессионального самоопределения абитуриентов, студентов.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, навигация, внешняя навигация, внутренняя навигация, единое информационное пространство, моделирование, идея поэтапного движения информации, модель формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации, критерии и уровни профессионального самоопределения.

Вопросы профессиональной навигации школьников, абитуриентов, студентов в настоящее время становятся все более актуальными. Заявление Президента Российской Федерации о ранней профориентации [1], национальный проект «Образование», федеральные проекты «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда» [2] подтверждают значимость профориентационной работы обучающихся, профессиональной навигации студентов, разработки навигатора для непрерывного образования подрастающего и взрослого населения.

Министр просвещения России также отмечает, что «система образования должна оказывать ученикам эффективную помощь и поддержку в развитии способностей и профессиональной самореализации» [3].

Данная проблема решается нами в рамках работы региональной инновационной площадки на базе ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» (ЮТТ) (г. Юрюзань Челябинской области). Тема инновационного проекта: «Формирование единого информационного пространства как условие профессиональной навигации в малом городе».

Цель проекта заключается в создании и апробации модели единого информационного пространства малого города для профессиональной навигации молодежи, позволяющей обеспечить потенциальным потребителям образовательных услуг техникума возможность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда.

Вопросы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации, профессиональной навигации в литературе разносторонне изучаются. Различия между данными понятиями мы видим в том, что профессиональное самоопределение связано с внутренним отношением личности к профессионально-трудовой среде [4], а профориентация и профна-вигация являются внешними воздействиями общества на личность. При этом профориентация направлена на подготовку молодежи (не получающей в настоящее время предлагаемого профессионального образования) к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, а профессиональная навигация касается не только школьников, абитуриентов, но и обучающихся профессиональных образовательных организаций (ПОО).

На основе анализа литературы под профессиональной навигацией мы понимаем систематизированную работу, направленную на

формирование у обучающихся профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда [5]. В рамках нашего исследования выделена внешняя и внутренняя навигация — два последовательных взаимосвязанных процесса. Внешняя навигация направлена на информирование о профессиях и специальностях абитуриентов, школьников, лиц, не получающих в настоящее время профессионального образования. Внутренняя навигация осуществляется в рамках обучения в ПОО для корректировки профессионального самоопределения студентов и утверждения их в своем выборе профессии.

Для осуществления профессионального самоопределения обучающихся необходимым условием является формирование единого информационного пространства, помогающего с выбором профессии, утверждением в ней или заменой на другую профессию.

Определяя сущность единого информационного пространства, мы солидарны с мнением В. А. Копылова, который рассматривает его как «организационную и взаимосвязанную совокупность информационной инфраструктуры, ее информационного наполнения, субъектов, производящих, преобразующих и потребляющих информацию, а также объектов окружающей действительности, в связи с которыми производится, накапливается, хранится, распределяется и используется информация, и объектов, служащих средствами обработки информации» [6, с. 115].

Одним из способов представления информационного пространства является моделирование, заключающееся в создании моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов) [7].

Разработанная нами модель наделена необходимыми признаками, выделенными В. В. Сериковым [8]: существует объект, замещением которого является модель; использовано абстрагирование от несущественных признаков объекта; отражены сущностные свойства объекта.

Объект нашей модели: информационное пространство малого города.

Предмет: профессиональная навигация молодежи в рамках информационного пространства малого города.

Сущностные свойства объекта:

- в приоритете — раскрытие информации о профессиях/специальностях (далее — П/С),

их преимуществах, возможностях дальнейшего профессионального роста;

- объект органичен перечнем П/С ЮТТ;

- объект связан с особенностями трудоустройства в городе Юрюзани;

- возрастная группа потребителей информации — молодежь от 14 до 23 лет.

В качестве несущественных признаков объекта можем обозначить: вовлеченность потребителей информации из других областей, П/С региона, наличие потребителей информации старше 23 лет и пр.

В основе модели формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации лежит идея поэтапного движения информации, описанная нами в статье [9].

I этап: получение информации о П/С ЮТТ. Поставщиками информации являются: администрация города; работодатели; Центр занятости населения; СМИ; руководитель, педагоги и обучающиеся ЮТТ.

II этап: создание информационного пространства о П/С ЮТТ. Преобразователи информации: преподаватели, студенты, абитуриенты ЮТТ.

III этап: организация профессиональной навигации молодежи города. Потребители информации: преподаватели и обучающиеся ЮТТ; жители города; школьники и их родители; прочие потребители информации.

Предложенные этапы реализуются при осуществлении как внешней, так и внутренней навигации.

В модели формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации мы выделяем два компонента: внешнюю навигацию и внутреннюю навигацию (рис. 1).

В модели представлены следующие блоки:

- целевой;

- организационно-содержательный (направления, принципы, формы, методы работы);

- диагностико-результативный (критерии и уровни профессионального самоопределения, инструментарий для измерения, результат).

Компонент 1: внешняя навигация

Целевой блок Повышение уровня профессионального самоопределения абитуриентов с помощью создания единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города

Направления работы Представление информации для абитуриентов о П/С ЮТТ Профориентационная работа техникума (контактная)

и Принципы - многоканальности; - лаконичности; - актуальности; - систематичности - практикоориентированности; - баланса интересов

о л б й 2 н л £ н & е п о 0 1 о н н о Формы работы Представление информации для абитуриентов на следующих ресурсах: - сайт ЮТТ; - группа ЮТТ в сети «ВКонтакте»; - группа ЮТТ в «Инстаграме»; - сайты школ; - сайты, связанные с выбором будущей профессии; - СМИ; - листовки - выездные мероприятия по школам; - мастер-классы по П/С ЮТТ; - дни открытых дверей в ЮТТ; - тематические недели

и ц а м и га а О Методы работы с абитуриентами [10] - работа с информационно-поисковыми системами, сайтом; - учебные и профориентационные видеоролики; - использование средств массовой информации; - опросники; - различные положительные (успешные) примеры самоопределения выпускников - профессиональная реклама и агитация; - экскурсии школьников на предприятия, в техникум; - встречи школьников со специалистами по различным профессиям; - профориентационные уроки со школьниками; - ярмарки профессий; - профессиональные пробы; - праздники труда; - публичные выступления

« 2 я а В £ н л Критерии оценивания профессионального самоопределения - отношение к учебе; - мотив получения П/С; - связь ценностных ориентаций с будущей П/С; - конкретность выбора П/С

и Уровни профессионального самоопределения [4] - оптимальный; - допустимый; - критический

н о о я - Инструментарий для измерения Анкета «Профессиональное самоопределение», разработанная на основе анкеты для выявления уровня социальной зрелости учащихся [11; 12]

ев ЧД Результат Достижение допустимого или оптимального уровня профессионального самоопределения абитуриентов

Компонент 2: внутренняя навигация

Целевой блок Повышение уровня профессионального самоопределения студентов с помощью создания единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города

Организационно-содержательный блок Направления организации работы со студентами Наполнение информацией о П/С ресурсов техникума Участие в осуществлении профориентационной работы техникума Участие в тематических мероприятиях техникума по П/С

Принципы [13] - добровольности; - массовости; - учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся; - сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы

Формы работы Наполнение информацией следующих ресурсов: - сайт ЮТТ; - группа ЮТТ в сети «ВКонтакте»; - группа ЮТТ в «Инста-граме»; - сайты школ; - СМИ - выездные мероприятия по школам; - мастер-классы по П/С ЮТТ; - день открытых дверей ЮТТ; - тематические недели - предметные недели; - неделя П/С; - конкурсы профессионального мастерства

Методы работы обучающихся и педагогов - сбор информации о П/С, выпускниках; - подготовка видеороликов, заметок; - составление комментариев - подготовка выступлений, видеороликов; - игры; - участие в проведении мероприятий - выполнение профессиональных заданий; - участие в мероприятиях

Диагностико-результативный блок Критерии оценивания профессионального самоопределения - отношение к учебе; - мотив получения П/С; - связь ценностных ориентаций с будущей П/С; - конкретность выбора П/С

Уровни профессионального самоопределения [4] - оптимальный; - допустимый; - критический

Инструментарий для измерения Анкета «Профессиональное самоопределение», разработанная на основе анкеты для выявления уровня социальной зрелости учащихся [11; 12]

Результат Достижение допустимого или оптимального уровня профессионального самоопределения студентов

Рис. 1. Модель формирования единого информационного пространства как условия профессиональной навигации в малом городе

Рассмотрим подробнее направления работы и принципы реализации данной модели в рамках работы инновационной площадки на базе ЮТТ.

Первый компонент модели — внешняя навигация.

Основные направления создания информационного пространства для внешней профессиональной навигации — это представление информации для абитуриентов о П/С ЮТТ на основе электронных/бумажных ресурсов и в ходе непосредственного (контактного) общения в процессе профориентационной работы техникума.

Процесс реализации внешней навигации основан на принципах, подобранных отдельно для каждого направления работы.

Так, для организации получения информации о П/С абитуриентами, их родителями, сторонними лицами следует придерживаться принципов многоканальности, лаконичности, актуальности, систематичности.

Принцип многоканальности заключается в возможности получения, приема, передачи информации посредством многочисленных каналов (сайты, социальные сети, СМИ, электронная почта и др.) [14].

Лаконичность — принцип построения информации таким образом, чтобы она содержала лишь те элементы, которые необходимы для донесения до читателя существенной информации [15].

Принцип актуальности. Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени [16].

Принцип систематичности предполагает многократное повторение информации в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках [16].

Для организации непосредственного (контактного) общения в процессе профориента-ционной работы техникума следует придерживаться принципов практикоориентированности и принципа баланса интересов.

Практикоориентированность профориента-ционной работы техникума направлена на включение заданий, ориентированных на их практическое выполнение, связь с будущей П/С.

Принцип баланса интересов взят из основ гражданского права. Его сущностные характеристики заключаются в наличии у сторон (преподаватели техникума и абитуриенты) равных возможностей для реализации своих интересов, сотрудничестве, динамичности [17].

Интересы абитуриентов учитываются при подборе мероприятий и информации на основе выбранных ими профессий или специальностей ЮТТ. Для этого на сайте ЮТТ представлена анкета [18]. Она позволяет в дальнейшем выбрать в Навигаторе по профессиям и специальностям ЮТТ [19] информацию и мероприятия, интересующие абитуриента.

Второй компонент модели — внутренняя навигация.

В качестве основных направлений создания информационного пространства для внутренней профессиональной навигации мы выделили три, связанные с организацией работы со студентами, вовлечением студентов в данные виды работы:

- наполнение информацией о П/С ЮТТ электронных/бумажных ресурсов техникума;

- участие в осуществлении профориента-ционной работы техникума;

- участие в тематических мероприятиях техникума для студентов по П/С ЮТТ.

В основу осуществления внутренней навигации положены принципы реализации внеурочной деятельности [13]. Для данной модели применимы принципы добровольности, массовости, учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

В целях эффективного функционирования представленной инновационной модели выделен комплекс организационно-педагогических условий:

- создание творческих групп по направлениям подготовки обучающихся техникума, обеспечивающих систематизацию и структурирование информации для каждого элемента информационного пространства с учетом его возможностей;

- разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих профессиональную навигацию молодежи в рамках направлений подготовки техникума;

- организация взаимодействия компонентов инновационной модели с учетом особенностей направлений подготовки обучающихся техникума.

В целом следует отметить, что представленная модель формирования единого информационного пространства для профессиональной навигации молодежи малого города является концептуальной моделью, в настоящее время реализующейся на базе Юрюзанского технологического техникума.

Библиографический список

1. Путин заявил о важности ранней профориентации // Известия : [сайт]. — 2020. — 22 января. — URL: https://iz.ru/967394/2020-01-22/putin-zaiavil-o-vazhnosti-rannei-proforientatcii (дата обращения: 21.09.2021).

2. Паспорт национального проекта «Образование» : [утв. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)] // Правительство Российской Федерации : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFD kmBB.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

3. Кравцов, С. Профориентацию в школе предстоит поднять на качественно новый уровень / С. Кравцов // Министерство просвещения Российской Федерации : [офиц. сайт]. —

2020. — 11 февраля. — URL: https://edu.gov.ru/press/2135/sergey-kravcov-proforientaciyu-v-shkole-predstoit-podnyat-na-kachestvenno-novyy-uroven/ (дата обращения: 21.09.2021).

4. Истомина, В. В. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ / В. В. Истомина, Н. А. Конышева // Реализация модели профессиональной навигации для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Златоуст, 5 июня 2019 г.). — URL: https://r1.nubex.ru/s13240-5a1/ f763_a7/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D00/o98%D1%81%D 1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%92%D0%92%20 %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20 %D0%9D%D0%90_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%20%D1%810/oD00/oB0%D0%BC%D0 %BE%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0 %B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D00/oBD0/oD00/oB8%D0%BA% D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

5. Формирование единого информационного пространства как условие профессиональной навигации в малом городе : тезаурус инновационного проекта. — URL: https://r1.nubex.ru/ s13240-5a1/f1563_4f/%D0%AE%D1%80%D1%8E%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C%20%D0 %A2%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%83%D1%80%D1%83%D1%81%20%D0%B8%D1%82%D 0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

6. Копылов, В. А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: проблемы формирования, функционирования, совершенствования / В. А. Копылов // Научно-техническая информация. — Серия 2. — 1994. — № 9. — С. 115.

7. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — Москва : Изд. центр «Академия», 2005. — 208 с. — ISBN 5-7695-2I46-5.

8. Методология научного исследования в педагогике : коллективная моногр. / под ред. Р. С. Бозиева, В. К. Пичугиной, В. В. Серикова. — Москва : Планета, 2016. — 208 с. — ISBN 978-5-91658-000-0.

9. Истомина, В. В. Информационная образовательная среда профессионального образовательного учреждения как элемент единого информационного пространства для профессиональной навигации в малом городе / В. В. Истомина, Н. А. Чурина // Кадры для цифровой экономики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Златоуст, 1 февраля 2019 г.). — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2019. — С. 98-102.

10. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряж-ников. — Москва : Изд. центр «Академия», 2007. — 320 с. — ISBN 978-5-7695-5359-2.

11. Анкета для выявления уровня социальной зрелости учащихся // Pandia.ru : [сайт]. —

2021. — URL: https://pandia.ru/text/79/159/6447.php (дата обращения: 21.09.2021).

12. Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников // Calameo.com : [сайт]. — 2021. — URL: https://ru.calameo.com/books/0041684847f4410938201 (дата обращения: 21.09.2021).

13. Рожкова, Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности / Е. М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. — 2014. — № 5. — С. 21-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Омниканальность и многоканальность // Википедия : [сайт]. — 2021. — URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D 0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 21.09.2021).

15. Технология проектирования веб-сайтов.—URL: https://intuit.ru/studies/courses/3632/874/ lecture/14329?page=10 (дата обращения: 06.09.2021).

16. Поиск информации и выбор источников // 4BRAIN : [сайт]. — 2021. — URL: https://4brain. ru/samoobrazovanie/poisk.php (дата обращения: 21.09.2021).

17. Пьянкова, А. Ф. Концепция баланса интересов и ее место в гражданском праве России / А. Ф. Пьянкова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2014. — № 2 (24). — С. 117-130.

18. Анкета для выбора вариантов будущей профессии/специальности // ГБПОУ «Юрю-занский технологический техникум» : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: https://unpo21.ru/ navigator/7550/7581/ (дата обращения: 21.09.2021).

19. Навигатор по профессиям и специальностям ЮТТ // ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: https://unpo21.ru/navigator/ (дата обращения: 21.09.2021).

For citation: Istomina, V V Model for forming a unified information space for professional navigation of youth in a small town / V. V. Istomina // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 48-56.

MODEL FOR FORMING A UNIFIED INFORMATION SPACE FOR PROFESSIONAL NAVIGATION OF YOUTH IN A SMALL TOWN

V. V. Istomina

Among the main directions of development of the education system, vocational guidance, professional navigation and professional self-determination of students are currently being actively identified. The author highlights the differences between these concepts, defines the essence and types of professional navigation. The article presents a model for the formation of a single information space for the professional navigation of young people in a small town. The model is being implemented within the framework of a regional innovation platform based on the Yuryuzan Technological College (YuTC, Yuryuzan, Chelyabinsk Region). The theme of the site project: "Formation of a single information space as a condition for professional navigation in a small town". The structure and content of a model for the formation of a single information space for professional navigation of young people in a small town are discussed. The object, subject and essential properties of the model object are considered. The model is based on the idea of a three-stage movement of information: from obtaining information about a profession/specialty to organizing professional navigation of the city's youth. A feature of this model is the presence in its structure of two main components: external and internal navigation, which presuppose the sequential implementation of professional navigation, first by applicants, then by college students. Each of the components of the model contains target, organizational-content and diagnostic-effective blocks. A list of necessary activities and methods of working with applicants and students is provided. The directions of work and principles of the implementation of this model are described within the framework of the work of an innovative platform based on YuTC. The result of the implementation of the model is the achievement of an acceptable or optimal level of professional self-determination of applicants and students.

Key words: vocational guidance, professional self-determination, navigation, external navigation, internal navigation, unified information space, modeling, the idea of a phased movement of information, a model for the formation of a unified information space for professional navigation, criteria and levels of professional self-determination.

References

1. Putin zajavil o vazhnosti rannej proforientacii. Izvestija, 2020. 22 janvarja, available at: https:// iz.ru/967394/2020-01-22/putin-zaiavil-o-vazhnosti-rannei-proforientatcii (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

2. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» : [utv. na zasedanii prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam (protokol ot 24.12.2018 № 16)]. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, 2021, available at: http://static.government.ru/ media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

3. Kravcov S. Proforientaciju v shkole predstoit podnjat' na kachestvenno novyj uroven'. Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii, 2020. 11 fevralja, available at: https://edu.gov. ru/press/2135/sergey-kravcov-proforientaciyu-v-shkole-predstoit-podnyat-na-kachestvenno-novyy-uroven/ (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

4. Istomina V. V., Konysheva N. A. Puti povyshenija urovnja professional'nogo samoopredele-nija uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol [Ways of increasing the level of professional self-determination of students of secondary schools], Materialynauch.-prakt. konf. Smezhdunar. uchastiem «Realizacija modeli professional'noj navigacii dlja obuchajushhihsja raznyh vozrastnyh grupp v ramkah setevogo vzaimodejstvija» (g. Zlatoust, 5 ijunja 2019 g.) [Materials of scientific and practical. conf. with int. participation "Implementation of the model of professional navigation for students of different age groups within the framework of network interaction" (Zlatoust, June 5, 2019)], available at: https://r1.nubex.ru/ s13240-5a1/f763_a7/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%98%D1% 81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%92%D0%92%20 o/oD0o/o9Ao/oD0o/oBEo/oD0o/oBDo/oD1o/o8Bo/oD1°/o88o/oD0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20 %D0%9D%D0%90_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0 %BE%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0 %B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA% D0%BE%D0%B2.pdf (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

5. Formirovanie edinogo informacionnogo prostranstva kak uslovie professional'noj navigacii v malom gorode : tezaurus innovacionnogo proekta, available at: https://r1.nubex.ru/s13240-5a1/f1 563_4f/%D0%AE%D1%80%D1%8E%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C%20%D0%A2%D0%B5 %D0%B7%D0%B0%D1%83%D1%80%D1%83%D1%81%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B 3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9.pdf (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

6. Kopylov V. A. Edinoe informacionnoe prostranstvo v sovremennom informacionnom ob-shhestve: problemy formirovanija, funkcionirovanija, sovershenstvovanija [Unified information space in the modern information society: problems of formation, functioning, improvement], Nauchno-tehniches-kaja informacija. Serija 2 [Scientific and technical information], 1994, no. 9, p. 115. (In Russian)

7. Zagvjazinskij V. I., Atahanov R. Metodologija imetodypsihologo-pedagogicheskogo issle-dovanija: ucheb. posobie [Methodology and methods of psychological and pedagogical research: textbook. allowance]. Moscow. Izd. centr «Akademija», 2005. 208 p., ISBN 5-7695-2I46-5. (In Russian)

8. Boziev R. S., Pichugina V. K., Serikov V. V. Metodologija nauchnogo issledovanija v peda-gogike:kollektivnaja monogr. [Methodology of scientific research in pedagogy: collective monograph]. Moscow, Planeta, 2016, 208 p., ISBN 978-5-91658-000-0. (In Russian)

9. Istomina V. V., Churina N. A. Informacionnaja obrazovatel'naja sreda professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija kak jelement edinogo informacionnogo prostranstva dlja professional'noj navigacii v malom gorode [Information educational environment of a professional educational institution as an element of a single information space for professional navigation in a small town], Materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki» «Sred-nee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve» (g. Zlatoust, 1 fevralja 2019 g.) [Materials of the IV Intern. scientific-practical conf. "Personnel for the digital economy" "Secondary vocational education in the information society" (Zlatoust, February 1, 2019)]. Chelyabinsk, Izd-vo GBU DPO ChIRPO, 2019, pp. 98-102. (In Russian)

10. Prjazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teorija i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow, Izd. centr «Akademija», 2007, 320 p., ISBN 978-5-7695-5359-2. (In Russian)

11. Anketa dlja vyjavlenija urovnja social'noj zrelosti uchashhihsja. Pandia.ru, 2021, available at: https://pandia.ru/text/79/159/6447.php (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

12. Metodika vyjavlenija urovnja social'noj zrelosti vypusknikov. Calameo.com, 2021, available at: https://ru.calameo.com/books/0041684847f4410938201 (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

13. Rozhkova E. M. Osnovnye polozhenija organizacii vneurochnoj dejatel'nosti [Basic provisions of the organization of extracurricular activities], Permskij pedagogicheskij zhurnal [Perm pedagogical journal], 2014, no. 5, pp. 21-26. (In Russian)

14. Omnikanal'nost' i mnogokanal'nost'. Wikipedia, 2021, available at: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

15. Tehnologija proektirovanija veb-sajtov, available at: https://intuit.ru/studies/courses/3632/874/ lecture/14329?page=10 (accessed: 06.09.2021). (In Russian)

16. Poisk informacii i vybor istochnikov. 4BRAIN, 2021, available at: https://4brain.ru/samoobra-zovanie/poisk.php (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

17. P'jankova A. F. Koncepcija balansa interesov i ee mesto v grazhdanskom prave Rossii [The concept of the balance of interests and its place in the civil law of Russia], Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki [Bulletin of Perm University. Legal sciences], 2014, no. 2 (24), pp. 117-130. (In Russian)

18. Anketa dlja vybora variantov budushhej professii/special'nosti. GBPOU «Jurjuzanskij tehnologicheskij tehnikum», 2021, available at: https://unpo21.ru/navigator/7550/7581/ (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

19. Navigator po professijam i special'nostjam JuTT. GBPOU «Jurjuzanskij tehnologicheskij tehnikum», 2021, available at: https://unpo21.ru/navigator/ (accessed: 21.09.2021). (In Russian)

Истомина Вероника Валерьевна, доцент кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Istomina Veronika Valerievna, Associate Professor of the Department of Development of the Educational System, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Леушканова, О. Ю. Проектный офис в структуре деятельности Магнитогорского педагогического колледжа / О. Ю. Леушканова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 56-61.

УДК 377 ББК 74.479

проектный офис в структуре деятельности

МАГНИТОГОРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

О. Ю. Леушканова

Статья посвящена актуальному вопросу — выстраиванию новой модели управления профессиональной образовательной организацией. Опираясь на методологию создания проектного офиса как инструмента повышения эффективности управления, автор статьи — руководитель профессиональной образовательной организации — обобщает свой опыт создания проектного офиса, раскрывая структуру, стадию и результаты его формирования. Директор ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» описывает 16 составляющих проектного портфеля. На конкретных примерах реализации наиболее значимых для образовательной организации проектов автор выделяет индикативные показатели их результативности. В статье сделан вывод о том, что созданная в колледже модель проектного офиса и полученные проектные продукты позволяют экономить время и выводят образовательную организацию на новый уровень качества управления и организации образовательного процесса.

Ключевые слова: управление образовательной организацией, проектное управление, проектный офис, проектный портфель, эффективность управления, управленческий проект, бережливые технологии, бережливый колледж, индикативные показатели реализации управленческого проекта.

Модернизация среднего профессионального образования определяет новые требования к системе управления профессиональной образовательной организацией. В настоящее время колледж может функционировать успешно только при условии, если все его подразделения будут коллегиально работать на конкретный результат, используя максимально эффективно все ресурсы, находящиеся в управленческих структурах.

В связи с этим особое значение приобретает поиск новых инструментов повышения эффективности управления современной профессиональной образовательной организацией. Одним из таких инструментов становится проектный офис как основа модели проектного управления [1].

Для большинства образовательных организаций характерна линейно-функциональная организационная структура, вследствие чего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.