6. Gavrilova N. G. Podgotovka budushhih uchitelej k vypolneniju funkcij klassnogo ruko-voditelja v processe pedagogicheskoj praktiki [Preparation of future teachers to perform the functions of a class teacher in the process of pedagogical practice], Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. named after I. Ya. Yakovlev], 2010, no. 1 (65), pp. 90-97. (In Russian)
Хасенгалиев Алексей Львович, преподаватель ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий им. Ю. Гагарина», Российская Федерация, г. Волгоград, e-mail: alkhasengaliev@ yandex.ru
Khasengaliev Alexey Lvovich, lecturer, Volgograd College of Management and New Technologies named after Yuri Gagarin, Russian Federation, Volgograd, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Чекменева, О. Ю. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона / О. Ю. Чекменева, Е. А. Гнатышина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 140-145.
УДК 377 ББК 74.47
педагогические условия организационно-педагогического
сопровождения профессиональной навигации
будущих специалистов среднего звена
в образовательном пространстве региона
О. Ю. Чекменева, Е. А. Гнатышина
В статье анализируются педагогические условия организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона. Профессиональная навигация трактуется нами как помощь обучающимся в их профессиональном самоопределении. Организационно-педагогическое сопровождение профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена предполагает скоординированную на всех уровнях управления систему работы, направленную на повышение эффективности этого процесса, включая организационно-управленческое, научно-методическое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение. В качестве необходимых условий реализации организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона мы рассматриваем: 1) формирование инфраструктуры взаимодействия субъектов профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона; 2) применение skills-технологий в процессе организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона; 3) организацию наставничества в условиях образовательного пространства региона.
Ключевые слова: профессиональная навигация будущих специалистов среднего звена, профессиональное самоопределение, образовательное пространство региона, организационно-педагогическое сопровождение.
Повышение потребности в профессионально-трудовой успешности молодого поколения напрямую связано с удовлетворением эконо-
мики региона и Российской Федерации в квалифицированных кадрах и объективно актуализирует профориентационную проблематику
на современном этапе развития России. Решение задач сопровождения процессов профессионального самоопределения актуализирует проблему, связанную с организационно-педагогическим сопровождением профессиональной навигации обучающихся в региональной системе профессионального образования [1].
Вопрос профессионального самоопределения личности рассматривался в трудах ученых — педагогов и психологов, и в настоящее время накоплен большой массив разработок, являющихся ключевыми в данной проблеме. При этом анализ научных работ в совокупности показал неразрывность процесса профессионального самоопределения личности с организацией необходимой профориентационной работы и сопровождением профессионального самоопределения будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона [2].
В рамках данной статьи под профессиональной навигацией обучающихся мы будем понимать помощь в профессиональном самоопределении будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона.
При исследовании проблемы профессионального самоопределения личности в условиях региональной системы образования нами была выявлена острая потребность в управлении этим процессом через организационно-педагогическое сопровождение профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена.
Эффективность организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона может быть достигнута через реализацию иной группы условий, в том числе:
- формирование нормативного правового поля, обеспечивающего условия для равноправного диалога между субъектами, вовлеченными в процесс профориентационной работы и организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена;
- обеспечение организационно-управленческих условий реализации мероприятий организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена;
- формирование методических и информационно-содержательных условий, обеспечивающих организационно-педагогическое сопровождение профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена [3].
Таким образом, под организационно-педагогическим сопровождением профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена мы будем понимать скоординированную на всех уровнях управления систему работы, направленную на повышение эффективности педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущих специалистов среднего звена и включающую в себя организационно-управленческое, научно-методическое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение процессов профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона.
Перейдем к характеристике выявленных педагогических условий организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона.
Анализируя понятие «условие», вы видим, что оно является общенаучным, а его применение в педагогической науке может быть обусловлено следующими основными положениями: совокупность условий оказывает прямое влияние на человека — на его развитие, воспитание и обучение; условия оказывают прямое влияние на динамику процессов развития — ускоряют или замедляют эти процессы, а также воздействуют на их конечные результаты.
Обратившись к словарю С. И. Ожегова [4], под понятием «условие» подразумеваем обстоятельство, от которого что-либо зависит, а также правила и требования, которых необходимо придерживаться.
В качестве необходимых условий реализации процессов организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона нами был выделен комплекс основных педагогических условий:
1) формирование инфраструктуры взаимодействия субъектов профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона;
2) применение skills-технологий в процессе организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона;
3) реализация наставничества в образовательном пространстве региона.
Первое условие. Основными компонентами организационно-управленческой структуры
сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона являются, с одной стороны, непосредственно педагогическое сопровождение профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена, с другой стороны, управление процессами сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена.
В целях обеспечения эффективности деятельности системы педагогического сопровождения профессиональной навигации в регионе должны быть созданы метаусловия, под которым в рамках нашего исследования подразумевается формирование необходимого и достаточного набора условий для региональной координации деятельности по сопровождению профессиональной навигации обучающихся, предполагающее в числе прочего организацию целевого взаимодействия образовательных организаций, органов управления образованием, молодежной политики, в которое также будут вовлечены объединения работодателей, специализированные профориентационные организации и различные общественные группы [5].
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что реализация первого педагогического условия организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена в образовательном пространстве региона позволит сформировать среду управления процессами сопровождения профессиональной навигации, основными компонентами которой являются: нормативное, организационно-педагогическое обеспечение и социальное партнерство; сетевая инфраструктура; научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение [6].
Второе условие. В рамках своего исследования мы рассматривали следующие средства реализации skills-технологий в процессе организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации:
- метод профессиональных проб (через формирование системы мероприятий, позволяющих потенциальным абитуриентам профессиональных образовательных организаций осуществить профессионально-образовательный выбор) [7];
- метод профессионального конкурса (через развитие конкурсного движения профессионального мастерства обучающихся профессиональных образовательных организаций).
Применение метода профессиональных проб позволяет сформировать в регионе систему прикладных практико-ориентированных меропри-
ятий, включающих профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному профессионально-образовательному выбору.
С методом профессионального конкурса обучающиеся впервые сталкиваются еще в период прохождения практических занятий в учебно-производственных мастерских, когда мастер производственного обучения прививает им профессиональные компетенции и передает профессиональный опыт в условиях образовательной организации. Выделяются наиболее подготовленные обучающиеся для прохождения профессионального обучения и производственной практики на базе ключевых для региона предприятий, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием. По достижении обучающимися высокого уровня профессионального мастерства предприятия могут оформлять с ними оплачиваемые трудовые отношения, основанные на допуске к производству товарной продукции [8].
Метод профессионального конкурса позволяет наполнить систему педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена новыми смыслами, а именно:
- сформировать у обучающихся удовлетворенность их профессиональным выбором;
- развить у обучающихся профессиональные качества и производственные умения, помогающие им осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях производства;
- сбалансировать профессиональные намерения обучающихся с выбранным ими профилем профессионального образования.
Третье условие. Наставничество является инструментом, способствующим максимально полному раскрытию потенциала личности, необходимому для успешной личной и профессиональной самореализации будущих специалистов среднего звена в современных условиях экономики Челябинской области.
Форму наставничества мы будем рассматривать как способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников [9].
Внедрение наставничества может повлиять на решение конкретных проблем будущего специалиста среднего звена, а именно повышение:
1) мотивации будущих специалистов среднего звена к учебе и высоким образовательным результатам;
2) уровня информированности будущих специалистов среднего звена о карьерных и образовательных возможностях, возможностях формирования осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
3) уровня общей культуры, сформирован-ности и развития метакомпетенций, навыков це-леполагания, планирования и самореализации;
4) уровня общепрофессиональных и профессиональных компетенций, способствующих самореализации будущих специалистов среднего звена на рынке труда;
5) мотивации и уровня возможностей для участия в программах поддержки будущих специалистов среднего звена;
6) способности будущих специалистов среднего звена реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал [10].
Таким образом, реализация наставничества в условиях образовательного пространства региона позволяет решать основные педагогические задачи, такие как:
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала будущего специалиста среднего звена;
- формирование и реализация индивидуальной образовательной траектории;
- формирование вокруг образовательной организации открытого и эффективного сообщества, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Обобщая вышеизложенное, отметим: представленные педагогические условия являются необходимыми для организационно-педагогического сопровождения профессиональной навигации будущих специалистов среднего звена, что подтверждается результатами теоретического анализа и их значимостью для поставленной научной проблемы.
Библиографический список
1. Каменский, А. М. Особенности профессионально ориентированного обучения специалистов технического профиля среднего звена / А. М. Каменский, З. Ш. Акбарова // Человек и образование. — 2016. — № 2 (47). — С. 111-114.
2. Титова, О. А. Карьерно-профессиональная навигация для студентов с инвалидностью и ОВЗ / О. А. Титова, О. А. Козырева // Грани познания. — 2021. — № 2 (73). — С. 47-49.
3. Куницына, О. С. Реализация модели профессиональной навигации для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия / О. С. Куницына // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 114-134.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — Москва : ИТИ Технологии, 2005. — 941 с. — ISBN 5-902638-07-0.
5. Огнев, А. С. Подготовка специалистов для реализации жизненной навигации в системе профессионального образования / А. С. Огнев, Э. В. Лихачева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 1-4. — С. 142-146.
6. Задорожная, Н. В. Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО / Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 108-123.
7. Сизихина, Н. Н. Профессиональные пробы как компонент региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения / Н. Н. Сизихина // Профессиональное образование. Столица. — 2016. — № 7. — С. 44-46.
8. Лизунов, П. В. Внедрение элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий / П. В. Лизунов, А. В. Савченков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 61-63.
9. Сологубов, Ю. П. Наставничество как инструмент повышения качества образования подготовки магистрантов в высшей школе / Ю. П. Сологубов // Информация и образование: границы коммуникации. — 2015. — № 7 (15). — С. 42-43.
10. Токарева, О. А. Наставничество в системе профилактики девиаций студентов «группы риска» в учреждениях СПО / О. А. Токарева // Психология в системе социально-производственных отношений : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. — Красноярск : Изд-во Сиб. гос. ун-та науки и технологии им. акад. М. Ф. Решетнева, 2020. — С. 78-81.
For citation: Chekmeneva, O. Yu. Pedagogical conditions of organizational and pedagogical support of professional navigation of future middle level specialists in the educational space of the region / O. Yu. Chekmeneva, E. A. Gnatyshina // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 140-145.
pedagogical conditions of organizational and pedagogical support of professional navigation of future middle level specialists in the educational space of the region
O. Yu. Chekmeneva, E. A. Gnatyshina
The article analyzes the pedagogical conditions of the organizational and pedagogical support of professional navigation of future mid-level specialists in the educational space of the region. Professional navigation is interpreted as assistance to students in their professional self-determination. Organizational and pedagogical support of professional navigation of future mid-level specialists presupposes a system of work coordinated at all levels of management, aimed at increasing the efficiency of this process, including organizational and managerial, scientific and methodological, information and analytical and material and technical support.
We consider the following conditions for the implementation of organizational and pedagogical support for professional navigation of future mid-level specialists in the educational space of the region: 1) the formation of the infrastructure of interaction of subjects of professional navigation of future mid-level specialists in the educational space of the region; 2) the use of skills technologies in the process of organizational and pedagogical support of professional navigation of future mid-level specialists in the educational space of the region; 3) the organization of mentoring in the educational space of the region.
Key words: professional navigation of future mid-level specialists, professional self-determination, educational space of the region, organizational and pedagogical support.
References
1. Kamenskiy A. M., Akbarova Z. Sh. Osobennosti professional'no orientirovannogo obuchenija specialistov tehnicheskogo profilja srednego zvena [Features of professionally oriented training of middle level technical specialists], Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2016, no. 2 (47), pp. 111-114. (In Russian)
2. Titova O. A., Kozyreva O. A. Kar'erno-professional'naja navigacija dlja studentov s invalidnost'ju i OVZ [Career and professional navigation for students with disabilities and disabilities], Grani poznanija [Facets of knowledge], 2021, no. 2 (73), pp. 47-49. (In Russian)
3. Kunitsyna O. S. Realizacija modeli professional'noj navigacii dlja obuchajushhihsja raznyh vozrastnyh grupp v ramkah setevogo vzaimodejstvija [Implementation of a professional navigation model for students of different age groups within the framework of network interaction], Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education] 2020, no. 1 (25), pp. 114-134. (In Russian)
4. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language, 4th ed.]. Moscow, ITI Technologies, 2005, 941 p., ISBN 5-902638-07-0. (In Russian)
5. Ognev A. S., Likhacheva E. V. Podgotovka specialistov dlja realizacii zhiznennoj navigacii v sisteme professional'nogo obrazovanija [Training of specialists for the implementation of life navigation in the vocational education system], Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2017, no. 1-4, pp. 142-146. (In Russian)
6. Zadorozhnaya N. V. Sovremennye podhody k professional'noj navigacii v uslovijah POO [Modern approaches to professional navigation in the context of VEO], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 1 (21), pp. 108-123. (In Russian)
7. Sizikhina N. N. Professional'nye proby kak komponent regional'noj modeli organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija [Professional tests as a component of the regional model of organizational and pedagogical support of professional self-determination], Professional'noe obrazovanie. Stolica [Professional education. Capital], 2016, no. 7, pp. 44-46. (In Russian)
8. Lizunov P. V., Savchenkov A. V. Vnedrenie jelementov dual'nogo obuchenija v ramkah setevo-go vzaimodejstvija professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i predprijatij [Introduction of elements of dual education in the framework of network interaction of professional educational organizations and enterprises], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 1 (17), pp. 61-63. (In Russian)
9. Sologubov Yu. P. Nastavnichestvo kak instrument povyshenija kachestva obrazovanija pod-gotovki magistrantov v vysshej shkole [Mentoring as a tool to improve the quality of education for the preparation of undergraduates in higher education], Informacija i obrazovanie: granicy kommu-nikacii [Information and education: the boundaries of communication], 2015, no. 7 (15), pp. 42-43. (In Russian)
10. Tokareva O. A. Nastavnichestvo v sisteme profilaktiki deviacij studentov «gruppy riska» v uchrezhdenijah SPO [Mentoring in the system of prevention of deviations of students of the "risk group" in institutions of secondary vocational education], Sb. materialov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf "Psihologija v sisteme social'no-proizvodstvennyh otnoshenij" [Materials III Intern. scientific-practical conf "Psychology in the system of social and industrial relations']. Krasnoyarsk, Publishing house of Sib. State University of Science and Technology named after acad. M. F. Reshetnev, 2020, pp. 78-81. (In Russian)
Чекменева Оксана Юрьевна, начальник отдела среднего профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Гнатышина Елена Александровна, директор Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Chekmeneva Oksana Yurievna, Head of the Department of Secondary Professional Education, Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Gnatyshina Elena Aleksandrovna, Director of the Professional Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Швачко, Е. В. Этнокультурная среда как фактор профессионального самоопределения личности / Е. В. Швачко, А. В. Глинкин, Т. А. Данилова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 145-153.
УДК 159.923 ББК 88.3
этнокультурная среда как фактор профессионального самоопределения личности
Е. В. Швачко, А. В. Глинкин, Т. А. Данилова
Тенденции сокращения квалифицированных кадров, старения педагогических кадров и медленного пополнения отраслей молодыми специалистами сохраняются не первый год. Актуальным на сегодняшний день является поиск профориентационных ресурсов и способов профессионального самоопределения личности. Разрешение вышеуказанных противоречий авторы статьи видят в реализации задач национального проекта «Образование», в том числе в использовании практики погружения детей и молодежи в этнокультурную среду. Деятельность учреждений дополнительного образования является самоопределяющим фактором ранней профессиональной ориентации. Одной из задач реализации дополнительных предпрофес-сиональных общеобразовательных программ в детских школах искусств является подготовка обучающихся к получению дальнейшего профессионального образования. В статье приводится статистическая информация о предпрофессиональных общеобразовательных программах