Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ольга Эрнстовна, Затоковенко Лариса Николаевна, Соколова Марина Геннадьевна

Цифровизация как мейнстрим современного мира требует овладения новыми знаниями, умениями и навыками и цифровыми профессиями. Увеличение выраженности цифровых компетенций педагогов - одно из приоритетных направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Целью работы является аналитическая оценка информационной грамотности как одной из ключевых цифровых компетенций. Исследование проведено в профессиональной образовательной организации Челябинской области. Материалы и методы исследования: опросник DigCompSAT (инструмент саморефлексии цифровых компетенций для граждан), онлайн-опрос на платформе Google Forms, критический анализ. Описана структура информационной грамотности как цифровой компетенции. Владение информационной грамотностью (компетенцией) педагогами техникума проанализировано по базовому и среднему уровню в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин, полом и возрастом респондентов. Выявлены критические точки в информационной грамотности педагогов, требующие принятия управленческих решений. Обозначены перспективы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ольга Эрнстовна, Затоковенко Лариса Николаевна, Соколова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION LITERACY AS A DIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Digitalization as the mainstream of the modern world requires mastering new knowledge, skills and abilities and digital professions. Increasing the severity of digital competencies of teachers is one of the priority areas of the national program “Digital Economy of the Russian Federation”. The aim of the work is an analytical assessment of information literacy as one of the key digital competencies. The study was conducted in a professional educational organization of the Chelyabinsk region. Research materials and methods: DigCompSAT questionnaire (digital competencies self-reflection tool for citizens), online survey on the Google Forms platform, critical analysis. The structure of information literacy as a digital competence is described. The possession of information literacy (competence) by college teachers was analyzed at the basic and average levels in accordance with the profile of the disciplines taught, the gender and age of the respondents. Critical points in the information literacy of teachers that require managerial decisions have been identified. The prospects for the study are outlined.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Сведения для цитирования: Иванова, О. Э. Информационная грамотность как цифровая компетенция педагогов профессиональной образовательной организации / О. Э. Иванова, Л. Н. Затоковенко, М. Г. Соколова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 67-74.

УДК 378 ББК 74.489

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТь КАК ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ

профессиональной образовательной организации

О. Э. Иванова, Л. Н. Затоковенко, М. Г. Соколова

Цифровизация как мейнстрим современного мира требует овладения новыми знаниями, умениями и навыками и цифровыми профессиями. Увеличение выраженности цифровых компетенций педагогов — одно из приоритетных направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Целью работы является аналитическая оценка информационной грамотности как одной из ключевых цифровых компетенций. Исследование проведено в профессиональной образовательной организации Челябинской области. Материалы и методы исследования: опросник DigCompSAT (инструмент саморефлексии цифровых компетенций для граждан), онлайн-опрос на платформе Google Forms, критический анализ. Описана структура информационной грамотности как цифровой компетенции. Владение информационной грамотностью (компетенцией) педагогами техникума проанализировано по базовому и среднему уровню в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин, полом и возрастом респондентов. Выявлены критические точки в информационной грамотности педагогов, требующие принятия управленческих решений. Обозначены перспективы исследования.

Ключевые слова/ информационная грамотность, цифровизация, цифровая компетенция, профессиональная образовательная организация, педагог.

Цифровизация — тренд изменений в быстро меняющемся мире, охвативший различные сферы жизни общества. Цифровая вселенная, состоящая из всех данных, созданных ПК, сенсорными сетями, местоположением GPS, Wi-Fi, веб-метаданными, биографическими данными из интернета, мобильными устройствами, устройствами с интеллектуальным подключением, включая интернет вещей (IoT) [1], посто-

янно расширяется. Аналитики международной исследовательской и консалтинговой компании IDC, специализирующейся на изучении мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций, прогнозируют к 2025 году увеличение сферы данных (Global DataSphere), содержащей «постоянно расширяющийся калейдоскоп человеческих усилий: важную для жизни информацию, историю знаний, операционные

инструкции, производственные процессы, хроники эмоций и т. д.» почти в десять раз — с 18,2 до 175 ZB по сравнению с 2015 годом [2].

Перспективы цифровизации в России определяет национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» с учетом новой национальной цели «Цифровая трансформация» [3], предусматривающая реализацию федеральных проектов по шести направлениям:

1) доступ в интернет, мобильная связь (федеральный проект «Информационная инфраструктура»);

2) новые навыки и цифровые профессии (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»);

3) безопасность цифровых данных (федеральный проект «Информационная безопасность»);

4) новые цифровые решения и технологии (федеральные проекты «Цифровые технологии» и «Искусственный интеллект»);

5) цифровые госуслуги и госданные (федеральный проект «Цифровое государственное управление»);

6) создание правового поля для реализации проектов цифровизации (федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды»).

В частности, проект «Цифровые профессии» предполагает к 2024 г. обучение по программам дополнительного образования в сфере ИТ 113 000+ человек. Таким образом, цифрови-зация в образовании требует увеличения выраженности цифровых компетенций педагогов.

В соответствии с Европейской системой цифровых компетенций для граждан (DigCompSAT), цифровая компетенция означает способность использовать цифровые технологии уверенно, критически, творчески и безопасно для достижения целей, связанных с работой, трудоустройством, обучением, досугом, участием в жизни общества. Для тестируемых данный инструмент оценки выполняет функции измерения существующих компетенций на основе самоанализа респондентов; выявления пробелов в компетенциях; повышения осведомленности [4].

Информационная грамотность — одна из пяти ключевых областей цифровых компетенций для граждан, оцениваемая по классификации Европейского союза наряду с коммуникацией и коллаборацией, созданием цифрового контента, безопасностью и решением проблем. Важность данных рекомендаций и показателей оценки цифровых компетенций (в частности, в области обеспечения безопасности, этичности использования цифровых технологий) с позиции цифрового мира подтверждают отечественные исследователи [5, с. 19].

Цель исследования. Аналитическая оценка информационной грамотности как одной из ключевых цифровых компетенций педагогов. В исследовании выдвигаются гипотезы, связанные с функционированием образовательной организации среднего профессионального образования СПО), в частности, при выполнении требований к кадровому составу (показатель «средний возраст штатных преподавателей и мастеров производственного обучения образовательной организации») и уровню подготовки выпускников образовательных программ СПО.

Гипотезы (Н) исследования:

- (Н 1): чем выше возраст респондентов, тем ниже уровень информационной грамотности;

- (Н 2): уровень информационной грамотности связан с профилем преподаваемых дисциплин, выше по профилю «технические дисциплины».

Материалы, методы и процедура исследования. Исследование информационной грамотности проведено на основе самооценки респондентов по опроснику DigCompSAT в соответствии с рекомендациями Европейского союза по оценке цифровых компетенций для граждан. Объектами измерения явились знания, умения и навыки и отношения. В опроснике данные объекты измерения обозначены, соответственно, терминами «knowledge», «skills», «attitudes». В работе употребляется термин «навык» (эквивалент «skills»), означающий способность делать что-либо компетентно, деятельность, требующая подготовки и знаний, мастерство [6; 7].

Таблица 1

Шкала оценки цифровых компетенций в соответствии с объектом измерения

Объект измерения Шкала

Знания 0. Я ничего об этом не знаю / никогда об этом не слышал. 1. Имею некоторое ограниченное представление об этом, мне нужны пояснения. 2. Я хорошо это знаю. 3. Я полностью владею этой темой / проблемой и могу объяснить это другим

Окончание таблицы 1

Объект измерения Шкала

Навык 0. Я не умею это делать. 1. Я могу сделать это с чьей-то помощью. 2. Я могу сделать это сам. 3. Я могу это сделать уверенно, помочь другим

Отношения 0. Совсем нет. 1. Скорее нет. 2. Скорее да. 3. В значительной степени

Источник: составлено на основе [4, р. 15-16].

Оценка информационной грамотности проведена на базе Чебаркульского профессионального техникума в первом семестре 2021/22 уч. г. Респондентами выступили педагоги данной организации среднего профессионального образования. Методом сбора данных явился онлайн-опрос на платформе Google Forms. Приглашение принять участие в опросе (содержащее исследовательскую цель опроса, условия анонимности участия) респонденты получили через группу в мессенджере WhatsApp. Участники опроса оценивали собственный уровень владения знаниями, навыками и отношением, соответствующий компоненту компетенции, по шкале опросника DigCompSAT от 0 (минимальный показатель) до 3 (максимальный показатель) и после завершения анкетирования получали доступ к ознакомлению с результатами исследования в обобщенном виде. Каждый участник мог отправить форму с одного аккаунта один раз. Всего в анкетировании приняли участие 30 человек, большинство — женщины: N = 30, из них F = 76,7 %; данное соотношение респондентов соответствует реальному.

Результаты исследования. Термин «информационная грамотность», введенный в 1977 г. в США и примененный в национальной американской программе высшего образования, означает способность человека к поиску, обработке, размещению, оценке и эффективному использованию информации. Данное понимание информационной грамотности отражает пред-

ставления международного сообщества [8]. Информационная грамотность — компетенция; структура информационной грамотности как цифровой компетенции включает: знания о различии в результатах поиска в различных поисковых системах, быстром поиске информации в интернете, фейках, различных носителях информации; навыки использования расширенных возможностей поисковой системы, поиска посещаемого ранее сайта, распознания продвигаемого контента, определения цели источника информации, организации цифрового контента, копирования и перемещения файлов, управления данными; а также отношение — критическую оценку достоверности интернет-информации. Сортировка результатов самооценки информационной грамотности педагогов произведена по уровням владения компонентами компетенций, возрасту респондентов и профилю преподаваемых дисциплин. Отметим, что компоненты компетенций информационной грамотности оценивались по базовому (F = foundation) и среднему (I = intermediate) уровням в соответствии с окончательным вариантом опросника DigCompSAT [4, р. 154-155], тогда как в пилотных версиях опросника компоненты компетенций распределялись по четырем уровням (не сформирована компетенция; базовый, средний, продвинутый). В таблице 2 представлено распределение суждений — компонентов компетенций — в соответствии с объектом и уровнями измерения.

Таблица 2

Результаты самооценки информационной грамотности педагогов по базовому и среднему уровням

Объект измерения № и наименование суждения Показатель по шкале, %

0 1 2 3

Базовый уровень

Знание 2. Я знаю, какие слова нужно использовать, чтобы быстро найти то, что мне нужно (например, для поиска в интернете или в документе) 3,3 6,7 73,3 16,7

Окончание таблицы 2

Объект измерения № и наименование суждения Показатель по шкале, %

0 1 2 3

Навык 4. Умею найти сайт, который я уже посещал 0 10 50 40

Знание 8. Я знаю, что некоторая информация в интернете является ложной (например, фейк-новости) 3,3 3,3 60 33,3

Навык 10. Умею организовать цифровой контент (например, документы, изображения, видео) с помощью папок или меток, чтобы найти их позже 0 16,7 16,7 66,6

Навык 11. Умею копировать и перемещать файлы (например, документы, изображения, видео) между папками, устройствами или в облаке 0 6,7 60 33,3

Средний уровень

Знание 1. Я знаю, что разные поисковые системы (Google, Yandex) могут выдавать разные результаты поиска, потому что на них влияют коммерческие факторы 6,7 20 53,3 20

Навык 3. Умею пользоваться расширенными возможностями поисковой системы 0 16,7 53,3 30

Навык 5. Умею отличить продвигаемый контент от другого контента, который я нахожу или получаю в интернете (например, распознать рекламу в социальных сетях или поисковых системах) 6,7 13,3 56,7 23,3

Навык 6. Умею определить цель источника информации в интернете (например, информировать, влиять, развлекать или продавать) 0 13,3 66,7 20

Отношение 7. Я критически оцениваю достоверность информации, которую я нахожу в интернете 3,3 23,3 50 23,3

Знание 9. Я знаю о различных носителях информации (например, внутренний или внешний жесткий диски, USB-накопитель, флеш-ка, карта памяти) 0 13,3 56,7 30

Навык 12. Умею управлять данными и анализировать их с помощью программного обеспечения (например, сортировка, фильтрация, расчеты) 3,3 36,7 40 20

Таким образом, как на базовом, так и на среднем уровне владения информационной грамотностью преобладают педагоги с хорошими знаниями и навыками (самостоятельными и уверенными действиями). Вместе с тем среди респондентов выявлены и не имеющие представления о данной цифровой компетенции (объект измерения «знания») и не владею-

щие элементами информационной грамотности (объект измерения «навыки»).

Тенденция на снижение уровня исследуемой компетенции в соответствии с возрастом опрошенных коррелирует, начиная с 50 лет и старше. Соотношение среднего количества баллов, набранных респондентами, с возрастом участников опроса, представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение среднего количества баллов в соответствии с возрастом респондентов

Что касается соотношения уровня информационной грамотности с профилем преподаваемых дисциплин [социогуманитарный (Соцгум), естественно-научный и математический (ЕНи-МАТ), технический, экономический], наименьшее количество баллов набрали преподаватели технических дисциплин, причем минимальные

показатели по данному профилю зафиксированы только у женщин (рис. 2).

В таблице 3 представлено распределение минимальных показателей по суждениям о владении информационной грамотностью в соотношении с профилем преподаваемых дисциплин, полом и возрастом респондентов.

Рис. 2. Распределение среднего количества баллов в соответствии с профилем дисциплин

Таблица 3

Распределение минимальных показателей информационной грамотности среди респондентов

№ суждения Профиль преподаваемых дисциплин Пол Возраст

1 Технический Женский 40-49

1 Соцгум Женский 60+

2 ЕНиМат Мужской 40-49

5 ЕНиМат Женский 60+

5 Соцгум Женский 60+

7 Технический Женский 40-49

8 ЕНиМат Мужской 40-49

12 Технический Женский 30-39

Выводы. Таким образом, оценка информационной грамотности педагогов профессиональной образовательной организации позволила выявить основные критические точки:

- знание о различиях результатов поиска в различных поисковых системах;

- знание ключевых слов для быстрого поиска контента;

- навык отличия в интернете продвигаемого контента от другого;

- знание о фейках и критическая оценка достоверности информации в интернете;

- навык управления данными и их анализа с помощью программного обеспечения.

Выявленные критические точки следует рассматривать как точки роста для принятия управленческих решений о повышении уровня информационной грамотности педагогов. Также целесообразно обратить внимание на развитие критического мышления педагогического персонала — мышления, отличающегося «контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью», «к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов,

вероятностной оценке и принятии решений», мышления, руководствуясь которым «думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» [9, с. 22], «результатом которого являются интерпретация, анализ, оценка и выводы, а также объяснение фактических, концептуальных, методологических, критических или контекстуальных соображений, на которых основывается это рассуждение» [10, р. 3], и инкорпорацию ключевых навыков критического мышления в разработку управленческих решений [11, с. 208].

Исследование частично подтвердило гипотезу Н 1 и не подтвердило гипотезу Н 2. Данная ра-

бота свидетельствует об актуальности изучения цифровых компетенций для достижения целей, связанных с работой и обучением. Работа дополняет существующие исследования в области овладения цифровыми технологиями педагогами профессиональной образовательной организации и может быть масштабирована на более крупной выборке, с учетом размера населенного пункта — места жительства респондентов. Перспективными представляются комплексная оценка цифровых компетенций, включая оценку коммуникации и коллаборации, создания цифрового контента, безопасности и решения проблем, а также сравнительный анализ цифровых компетенций педагогов и обучающихся.

Библиографический список

1. Zwolenski, M. The Digital Universe: Rich Data and the Increasing Value of the Internet of Things / M. Zwolenski, L. Weatherill // Journal of Telecommunications and the Digital Economy. — 2014. — Vol. 2. — № 3. — Р. 9. — DOI: 10.18080/jtde.v2n3.285.

2. Rethink Data: Put More of Your Business Data to Work — From Edge to Cloud. With Research and Analysis by IDC // A Seagate Technology Report. — 2020. — URL: https://www. seagate.com/flles/www-content/our-story/rethink-data/flles/Rethink_Data_Report_2020.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

3. Национальные проекты России. Цифровая экономика // Минцифры России : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://digital.gov.ru/uploaded/presentations/prezentatsiya-tse_mjl6o1Q.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

4. Clifford, I. DigCompSat. A Self-reflection Tool for the European Digital Competence Framework for Citizens / S. Kluzer, S. Troia, M. Jakobsone [et al.] ; ed. by: R. Vuorikari, Y. Punie, J. Muñoz Castaño [et al.]. — Luxembourg : Publ. Office of the European Union, 2020. — 172 р.

5. Оценка цифровой готовности населения России : докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Н. Е. Дмитриева (рук. авт. кол.), А. Б. Жулин, Р. Е. Артамонов, Э. А. Титов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 86 с. — ISBN 978-5-7598-2518-0.

6. Skill Definition & Meaning // Merriam-Webster Dictionary. — URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/skill (дата обращения: 11.01.2022).

7. Skill definition and meaning // Collins English Dictionary. — URL: https://www.collinsdictionary. com/dictionary/english/skill (дата обращения: 11.01.2022).

8. Лапина, О. А. Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь / О. А. Лапина, А. А. Комарова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

9. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн ; пер. с англ. Н. О. Мальгиной, С. Е. Рысева, Л. Л. Царук. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 512 с. — ISBN 5-314-00122-5.

10. Facione, P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Research Findings and Recommendations. American Philosophical Association / P. A. Facione. — Newark, Del. : California State University, Fullerton, 1990. — 112 р.

11. Иванова, О. Э. Алгоритмизация разработки управленческих решений / О. Э. Иванова // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сб. науч. статей Восьмой междунар. науч. конф., 30 сентября 2019 г. — Казань : ООО «Конверт», 2019. — С. 207-209.

For citation: Ivanova, O. E. Information literacy as a digital competence of teachers of a professional educational organization / O. E. Ivanova, L. N. Zatokovenko, M. G. Sokolova // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 67-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION LITERACY AS A DIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

O. E. Ivanova, L. N. Zatokovenko, M. G. Sokolova

Digitalization as the mainstream of the modern world requires mastering new knowledge, skills and abilities and digital professions. Increasing the severity of digital competencies of teachers is one of the priority areas of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". The aim of the work is an analytical assessment of information literacy as one of the key digital competencies. The study was conducted in a professional educational organization of the Chelyabinsk region. Research materials and methods: DigCompSAT questionnaire (digital competencies self-reflection tool for citizens), online survey on the Google Forms platform, critical analysis. The structure of information literacy as a digital competence is described. The possession of information literacy (competence) by college teachers was analyzed at the basic and average levels in accordance with the profile of the disciplines taught, the gender and age of the respondents. Critical points in the information literacy of teachers that require managerial decisions have been identified. The prospects for the study are outlined.

Key words: information literacy, digitalization, digital competence, professional educational organization, teacher.

References

1. Zwolenski M., Weatherill L. The Digital Universe: Rich Data and the Increasing Value of the Internet of Things, Journal of Telecommunications and the Digital Economy, 2014, vol. 2, no. 3, p. 9, DOI: 10.18080/jtde.v2n3.285. (In English)

2. Rethink Data: Put More of Your Business Data to Work — From Edge to Cloud. With Research and Analysis by IDC // A Seagate Technology Report, 2020, available at: https://www.seagate.com/ files/www-content/our-story/rethink-data/files/Rethink_Data_Report_2020.pdf (accessed: 12.12.2021). (In English)

3. Nacional'nye proekty Rossii. Cifrovaja jekonomika. Mincifry Rossii, 2022, available at: https://digi-tal.gov.ru/uploaded/presentations/prezentatsiya-tse_mjl6o1Q.pdf (accessed: 01.12.2021). (In Russian)

4. Clifford I., Kluzer S., Troia S., Jakobsone M. [et al.] DigCompSat. A Self-reflection Tool for the European Digital Competence Framework for Citizens. Luxembourg, Publ. Office of the European Union, 2020, 172 p. (In English)

5. Dmitrieva N. E., Zhulin A. B., Artamonov R. E., Titov E. A. Ocenka cifrovoj gotovnosti nasele-nija Rossii [Assessment of digital readiness of the population of Russia], Dokl. k XXII Apr. mezh-dunar. nauch. konf. po problemam razvitija jekonomiki I obshhestva, Moskva, 13-30 apr. 2021 g. [Digest XXII Apr. intl. scientific conf. on Problems of Development of the Economy and Society, Moscow, 13-30 April. 2021]. Moscow, Ed. house of the Higher School of Economics, 2021, 86 p., ISBN 978-5-7598-2518-0. (In Russian)

6. Skill Definition & Meaning. Merriam-Webster Dictionary, available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/skill (accessed: 11.01.2022). (In English)

7. Skill definition and meaning. Collins English Dictionary, available at: https://www.collinsdic-tionary.com/dictionary/english/skill (accessed: 11.01.2022). (In English)

8. Lapina O. A., Komarova A. A. Harakteristiki informacionnogo obrazovanija lichnosti i ih vzai-mosvjaz' [Characteristics of informational education of a person and their relationship], Mir nauki. Pedagogika i psihologija. [World of Science. Pedagogy and psychology], 2019, no. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf (accessed: 01.12.2021). (In Russian)

9. Halpern D. Psihologija kriticheskogo myshlenija [Psychology of critical thinking]. St. Petersburg, Piter, 2000, 512 p., ISBN 5-314-00122-5. (In Russian)

10. Facione P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Research Findings and Recommendations. American Philosophical Association. Newark, California State University, Fullerton, 1990, 112 p. (In English)

11. Ivanova O. E. Algoritmizacija razrabotki upravlencheskih reshenij [Algorithmization of the development of management decisions], Peredovye innovacionnye razrabotki. Perspektivy i opyt ispol'zovanija, problemy vnedrenija v proizvodstvo : sb. nauch. statej Vos'moj mezhdunar. nauch. konf., 30 sentjabrja 2019 g. [Advanced innovative developments. Prospects and experience of use, problems of implementation in production : Digests of the Eighth Intern. scientific Conf., September 30, 2019]. Kazan, Envelope LLC, 2019, pp. 207-209. (In Russian)

Иванова Ольга Эрнстовна, профессор кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор философских наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: ivanovaoe@cspu.ru

Затоковенко Лариса Николаевна, директор ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», Российская Федерация, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: zl_n@list.ru

Соколова Марина Геннадьевна, заместитель директора по учебной части ГБПОУ «Чебаркуль-ский профессиональный техникум», Российская Федерация, Челябинская область, г. Чебаркуль, e-mail: 89193081047@mail.ru

Ivanova Olga Ernstovna, Professor of the Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: ivanovaoe@cspu.ru

Zatokovenko Larisa Nikolaevna, Director of the Chebarkul Professional College, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: zl_n@list.ru

Sokolova Marina Gennadievna, Deputy Director for Educational Work, Chebarkul Professional College, Russian Federation Chelyabinsk Region, Chebarkul, e-mail: 89193081047@mail.ru

Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Сайт профессиональной образовательной организации как инструмент информирования в профессиональной навигации абитуриентов и обучающихся / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 74-79.

УДК 377 ББК 74.47

сайт профессиональной образовательной организации как инструмент информирования в профессиональной

НАВИГАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ И ОБУЧАЮщИХСЯ

В. В. Истомина

В статье рассматривается возможность использования сайта профессиональной образовательной организации (ПОО) в качестве инструмента, позволяющего доносить информацию о профессиях и специальностях, их особенностях до абитуриентов и студентов. Анализ сайтов осуществлялся в трех направлениях: информация, направленная на профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательных организаций; информация, направленная на профессиональное самоопределение студентов ПОО; информация, направленная на профессиональное самоопределение абитуриентов по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Результаты анализа сайтов ПОО Челябинской области позволили определить перечень элементов сайта, наличие которых помогает осуществлять сопровождение профессионального самоопределения, профессиональную навигацию абитуриентов и обучающихся ПОО. На примере ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» (ЮТТ) представлены характеристики сайта и «Навигатора по профессиям, специальностям ЮТТ», показана активность посетителей сайта и источники трафика, подтверждающие необходимость создания единого информационного пространства: сайт — социальные страницы — сторонние сайты.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная навигация, информация на сайте, абитуриент, обучающийся, характеристики сайта, навигатор, статистика посещаемости сайта, источники трафика сайта.

Выбрать будущий профессиональный путь Современные абитуриенты, студенты и их роили утвердиться в сделанном выборе, профессио- дители — потенциальные потребители обра-нально самоопределиться — вопрос, в решении зовательных услуг — активно используют для которого требуется информационная помощь. ознакомления с профессиями и специальностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.