является внесение коренных изменений в область контроля знаний и умений курсантов.
В свою очередь, одной из наиболее эффективных форм оценки качества учебной работы курсантов, в т.ч. на занятиях по иностранному языку, является балльно-рейтинговая система.
Библиографический список
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания в современных военных вузах связано не только с совершенствованием существующей системы оценивания, но также с необходимостью существенных преобразований в области современных средств обучения, а равно и организации образовательного процесса.
1. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № Э (76): 224 - 225.
2. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Организация педагогической диагностики в военных вузах в условиях цифровизации образования. Kant. 2020; № 4 (37): 379 - 383.
3. Гусева Н.В. Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 244 - 245.
4. Гусева Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 189 - 191.
5. Задоян Н.Ф. Повышение эффективности контроля учебной деятельности курсантов вузов МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.
6. О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов. Available at: http:www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2654.html
7. Соболева О.С., Гусева Н.В. Тестирование как средство контроля и оценки знаний студентов неязыкового вуза. Педагогика и психология. 2014; № 1: 71 - 75.
8. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 444.
9. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Средства объективации исторического контекста в военной прозе: факт, документ, вымысел. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 494 - 497.
10. Щепилова А.В. Балльно-рейтинговая система оценивания: некоторые итоги эксперимента в педагогическом вузе. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2010; № 1 (5): 80 - 87.
References
1. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kui'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 224 - 225.
2. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Organizaciya pedagogicheskoj diagnostiki v voennyh vuzah v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 379 - 383.
3. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244 - 245.
4. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 189 - 191.
5. Zadoyan N.F. Povyshenie 'effektivnostikontroiya uchebnojdeyatei'nostikursantov vuzov MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
6. O provedenii 'eksperimenta po vvedeniyu rejtingovojsistemy ocenki uspevaemosti studentov vuzov. Available at: http:www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2654.html
7. Soboleva O.S., Guseva N.V. Testirovanie kak sredstvo kontrolya i ocenki znanij studentov neyazykovogo vuza. Pedagogika ipsihoiogiya. 2014; № 1: 71 - 75.
8. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 444.
9. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Sredstva ob'ektivacii istoricheskogo konteksta v voennoj proze: fakt, dokument, vymysel. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 494 - 497.
10. Schepilova A.V. Ball'no-rejtingovaya sistema ocenivaniya: nekotorye itogi 'eksperimenta v pedagogicheskom vuze. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2010; № 1 (5): 80 - 87.
Статья поступила в редакцию 04.03.21
УДК 378
Jamalkhanova M.A., senior teacher, Department of Music Education, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE SYSTEM OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MUSIC TEACHER. The
article examines the most important professionally significant qualities of a modern music teacher, their role and place in the structure of his professional competence. The article examines the basics and structure of the concept of "professional competence" in relation to the activity of a music teacher on the basis of the analysis of specialized literature. The main part of the article observes professionally significant qualities of a music teacher. The author identifies the following groups of qualities: intraindividual, interindividual and meta-individual. The article considers significance of each of these groups in the structure of professional competence of a music teacher. In conclusion, the author draws a conclusion about the great importance of the system of professionally significant qualities as a separate component in the structure of professional competence of a modern music teacher.
Key words: music teacher, students, personal qualities, love of music, professional competence.
М.А. Джамалханова, ст. преп., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
В статье исследуются важнейшие профессионально значимые качества современного учителя музыки, их роль и место в структуре его профессиональной компетентности. В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваются сущность и структура понятия «профессиональная компетентность» применительно к деятельности учителя музыки. Основная часть статьи посвящена непосредственно профессионально значимым качествам учителя музыки. Автором были выделены следующие группы качеств: интраиндивидные, интериндивидные и метаиндивидные. В статье рассмотрено значение каждой из этих групп в структуре профессиональной компетентности учителя музыки. В заключение автор делает вывод о большой важности системы профессионально значимых качеств как отдельного компонента в структуре профессиональной компетентности современного учителя музыки. Ключевые слова: учитель музыки, студенты, личностные качества, любовь к музыке, профессиональная компетентность.
Профессия «учитель», как известно, относится к типу профессий «Человек - Человек» [1 - 6]. Исследуя качества, необходимые представителям таких профессий, Е.А. Климов выделил следующие:
• высокая степень саморегуляции;
• наблюдательность;
• умение руководить, учить, воспитывать;
• широкий кругозор, коммуникативная культура;
• умение слушать и выслушивать;
• наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера других людей;
• проектировочный подход к человеку, основанный на умении выделять его лучшие качества;
• умение находить выход из нестандартных профессиональных ситуаций [4: 85 - 86].
Выделив качества, необходимые представителям профессий типа «Человек - Человек», рассмотрим понятие «профессиональная компетентность учи-
теля». В данном вопросе мы склонны поддерживать точку зрения И.А. Колесниковой, определяющей эту дефиницию как сложное интегральное образование, которое определяет готовность и способность педагога к выполнению педагогических функций в соответствии с принятыми в обществе нормами, стандартами и требованиями в конкретный исторический момент [3, с. 5]. Этот исследователь также выделяет ряд структурных компонентов профессиональной компетентности учителя музыки:
• системное восприятие педагогической реальности;
• владение педагогическими технологиями;
• ориентация в предметной области;
• личностно-гуманная ориентация;
• креативность;
• рефлексия, предполагающая наличие определённого типа мышления, позволяющего отстранённо наблюдать педагогическую реальность;
• способность продуктивно взаимодействовать с опытом коллег;
• способность к соотнесению собственной деятельности с тем, что наработано мировой и отечественной педагогикой [3, с. 7 - 8].
Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя музыки представляет собой системное образование в единстве ценностно-моти-вационного, содержательно-ориентировочного, операционно-деятельностного, личностно-творческого компонентов [7, с. 122].
Выявление структуры профессиональной компетентности учителя музыки следует осуществлять исходя из общепсихологического закона единства сознания и деятельности. Отечественные и зарубежные исследования наглядно демонстрируют, что понятие «профессиональная компетентность учителя музыки» весьма динамично [1; 4; 6; 8 - 10]. Оно меняется в соответствии с изменениями, фиксирующимися в образовании и обществе. В том числе его содержательное наполнение и качественный уровень зависят от целого ряда факторов:
• развития педагогики и смежных дисциплин;
• уровня развития культуры в конкретном регионе;
• социальные процессы.
Вышесказанное в особенности характерно для учителя музыки. Соответственно, чрезвычайно широк и спектр его профессионально значимых качеств. Анализ специальной литературы позволяет выделить более 70 таких качеств. Представим наиболее распространённые из них (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее распространённые профессионально значимые качества учителя музыки, выделяемые различными авторами
На настоящем этапе развития педагогической теории и практики представляется возможным разделить профессионально-значимые качества учителя музыки на группы в соответствии с подтипами личностного бытия (табл. 2).
Отметим также, что интраиндивидные качества, на наш взгляд, призваны помочь учителю музыки принимать активное участие в многопрофильных мероприятиях, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, воплощать в учебно-воспитательную практику оригинальные идеи.
Интериндивидные качества позволяют педагогу успешно осуществлять межличностное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Касательно этих качеств А.Е. Кондратенков отмечает, что они «составляют обязательное основание для профессиональной деятельности учителя», при достаточном их развитии «профессиональные знания и умения могут совершать чудеса» [10, с. 158].
При помощи метаиндивидных качеств педагог может не только успешно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, но и активно влиять на них.
Таким образом, для успешного осуществления музыкально-педагогической деятельности учителю необходимо обладать качествами интра- и интер- уровня. Однако подлинного мастерства можно достичь лишь овладев качествами мета-уровня. При этом немаловажным являются высокая нравственность и культура учителя музыки, что особенно актуально на протяжении последних десятилетий - в период социальной нестабильности.
Как видим, для успешного осуществления профессиональной деятельности учителю музыки необходимо обладать совокупностью способностей, определённых психофизиологических свойств и качеств личности.
И.А. Зязюн и некоторые другие исследователи считают, что для успешного учителя важна, прежде всего, педагогическая зрелость. Последняя определяется следующими факторами:
• умением принимать другого таким, каков он есть;
• способностью проявить своё неповторимое «Я»;
• умением видеть не только настоящее в ребёнке, но и проектировать его будущее, ориентируя его на более полное самовыражение в жизни.
• способностью воспринимать воспитанника не только рационально, но и эмоционально, не только с позиции учителя музыки, но и с позиции человека [1, с. 146].
Учитывая тот факт, что в профессиональной деятельности учителя музыки важное место занимает именно воспитательная деятельность, вышеприведённые положения играют важную роль в структуре его профессиональной компетентности.
Если говорить о реализации рассматриваемых потенций учителя музыки в современных условиях, то представляется очевидным большое значение закрепленного ФГОС национально-регионального компонента в профессиональной подготовке музыкально-педагогических кадров. При этом возрастает важность разработки инновационных подходов к формированию у будущих учителей музыки богатого профессионально-личностного и творческого потенциала, позволяющего реализовывать воспитательные возможности этномузыкального наследия в работе со школьниками [16, с. 77]. Содержание музыкального образования в современной культурно-исторической ситуации должно быть этнофункциональ-но согласованно с традиционной культурой региона рождения и проживания человека. При этом оптимальная степень этнокультурной идентичности достигается в ситуации, при которой индивид «включается» в родную культуру, усваивая присущие ей традиции мирочувствования, мировоззрения и мироощущения.
В связи с вышеизложенным в рамках профессиональной подготовки будущих учителей музыки целесообразно наряду с приобщением к общечеловеческим и культурным ценностям создавать условия для формирования у них этно-музыкальной компетентности [16, с. 90].
Так, в Чеченском государственном педагогическом университете, на базе которого проводится наше исследование, накоплен опыт изучения возможных путей включения наследия музыкальной культуры региона в содержание профессиональной подготовки будущих учителей музыки.
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в процессе реализации обучения музыке в современной школе большая ответственность возлагается на учителя. Под его руководством ученик не только познает основы музыкального искусства, но и непременно развивает интеллект, приобретает умение мыслить нестандартно, заставляет активно действовать свою фантазию. У ученика формируется творческое отношение к жизни, в дальнейшем способствующее успешному осуществлению им профессиональной деятельности. Следовательно, формирование творческой индивидуальности учителя музыки является актуальной задачей высшего музыкально-педагогического образования.
Таблица 2
Группы качеств Характеристика групп Примеры качеств
Интраиндивидные Личностные свойства субъекта, направленные на себя Способность к саморазвитию, организованность, адекватная самооценка, самостоятельность, оригинальность, целеустремлённость, энергичность, повышенная эмоциональность и чувствительность к восприятию музыкальных произведений; музыкальный вкус
Интериндивидные Качества, направленные на межличностное взаимодействие Доброта, общительность, способность к сотрудничеству, гуманность, эмоциональная привлекательность, искренность, артистизм
Метаиндивидные Качества, направленные на активное воздействие на других людей Авторитетность, способность создавать вокруг себя творческую и психологически комфортную атмосферу, увлекать своими музыкальными интересами; умение оказывать влияние на формирование музыкальной культуры у учащихся; умение реализовывать воспитательные возможности этномузыкального наследия своего народа
Профессионально значимые качества Исследователи, отдающие приоритет данным качествам
Любовь к музыке, музыкальному творчеству, Л. Г Арчажникова, [8]. И. Р Левина [7]
Эмоциональность В.П. Трусов [11], А.Р Прохоров
Пластичность поведения Л.М. Митина [9], Н.В. Кузьмина [12]
Эмпатия Н.В. Козиев [13]
Способность понимать учащихся С.Д. Поляков [14], Э.А. Гришин [15]
Общительность Н.В. Кузьмина [12]
Способность эффективно противостоять синдрому эмоционального выгорания Н.А. Аминов [2]
Группы профессионально значимых качеств учителя музыки
Формирование и развитие профессиональных качеств, необходимых для успешного исполнения обязанностей учителем музыки, происходит в процессе занятий студента в различных музыкальных классах. Свой вклад в формирование профессионального сознания будущего специалиста, в развитие комплекса его способностей, в реестр необходимых знаний, умений и навыков вносят различные музыкальные дисциплины, в числе которых игра на музыкальных инструментах, вокал, музыкально-теоретические предметы и разного рода элективные дисциплины, в том числе посвященные творчеству чеченских композиторов, народному чеченскому фольклору и др.
Библиографический список
Тем самым включение в профессиональную подготовку будущих учителей музыки произведений чеченского фольклора, а также чеченских композиторов приобретает особую важность. Любовь к национальным музыкальным произведениям как части музыкальной культуры находится в числе важных профессионально значимых качеств учителя музыки Чеченской Республики.
Комбинации и сочетания личностных и профессиональных качеств и свойств определяют и детерминируют индивидуальный стиль деятельности учителя музыки, сказываясь на его своеобразии и характерных особенностях.
1. Зязюн И.А. и др. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. Москва, 1989.
2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. Москва, 1997.
3. Колесникова И.А. О феномене педагогического мастерства. Интегративные основы педагогического мастерства: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1996: 3 - 10.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2014.
5. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.
6. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 3 (40): 102 - 104.
7. Левина И.Р Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2004.
8. Арчажникова Л.Г. Сущность профессионально педагогического мастерства учителя музыки. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991: 3 - 9.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. Москва: Дело, 1994.
10. Кондратенков А.Е. Педагогика в картинах реальной жизни. Смоленск, 1993.
11. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана). Вопросы психологии. 1982; № 5: 144 - 147.
12. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград, 1985.
13. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1980.
14. Поляков С.Д., Караковский В.А., Выготский Л.С.: опыт сопоставления идей. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 2, № 1 (36): 41 - 47.
15. Гришин Э.А. Некоторые вопросы обучения педагогической технике. Вопросы формирования направленности личности. Владимир, 2003: 12 - 37.
16. Москвина И.В. Формирование этномузыкальной компетентности будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки в вузах Зауралья. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2008.
References
1. Zyazyun I.A. i dr. Osnovypedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. Moskva, 1989.
2. Aminov N.A. Diagnostika pedagogicheskih sposobnostej. Moskva, 1997.
3. Kolesnikova I.A. O fenomene pedagogicheskogo masterstva. Integrativnye osnovy pedagogicheskogo masterstva: sbornik materialov Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1996: 3 - 10.
4. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2014.
5. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.
6. Shahnazarova P.T., Vezirov T.G. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Muzyka i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura» s ispol'zovaniem interaktivnyh sredstv obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 3 (40): 102 - 104.
7. Levina I.R. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnostibuduschego uchitelya muzyki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2004.
8. Archazhnikova L.G. Suschnost' professional'no pedagogicheskogo masterstva uchitelya muzyki. Sovershenstvovanie podgotovki uchitelya muzyki na muzykal'no-pedagogicheskom fakul'tete. Sverdlovsk, 1991: 3 - 9.
9. Mitina L.M. Uchitel'kaklichnost'iprofessional. Moskva: Delo, 1994.
10. Kondratenkov A.E. Pedagogika v kartinah real'nojzhizni. Smolensk, 1993.
11. Trusov V.P. Vyrazhenie 'emocij na lice (po materialam rabot P. 'Ekmana). Voprosy psihologii. 1982; № 5: 144 - 147.
12. Kuz'mina N.V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelya. Leningrad, 1985.
13. Koziev V.N. Psihologicheskijanaliz professional'nogo samosoznaniya uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1980.
14. Polyakov S.D., Karakovskij V.A., Vygotskij L.S.: opyt sopostavleniya idej. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 2, № 1 (36): 41 - 47.
15. Grishin 'E.A. Nekotorye voprosy obucheniya pedagogicheskoj tehnike. Voprosy formirovaniya napravlennosti lichnosti. Vladimir, 2003: 12 - 37.
16. Moskvina I.V. Formirovanie 'etnomuzykal'noj kompetentnosti buduschih uchitelej muzyki v processe professional'noj podgotovki v vuzah Zaural'ya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2008.
Статья поступила редакцию 05.08.21
УДК 378.2
Nazarova Yu.N, Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Systems and Technologies, Volgograd State Agrarian University
(Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF FORMATION OF AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND A COMPETENT APPROACH IN TRAINING MASTERS OF AIC. The article discusses practical aspects of application of information technologies in development of an innovative educational environment of a university in the process of preparing masters of AIC (agrarian industrial complex), conducts an analysis of problem-oriented packages of applications used in the agricultural industry, as well as analysis of technologies and systems for the management of electronic learning, which can be used in the project "Virtual National University". The author concludes that working with Internet services is used by students to find the necessary information about new plant varieties, about new means of protection of plants from pests, on procurement prices for various agricultural products, etc. A new approach to learning is needed, the main purpose of which is to involve the subjects of the educational process in innovative learning scenarios that are based on electronic technologies (e-learning).
Key words: information and communication technologies, competence, competence, information and education environment, Virtual National University.
Ю.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц., Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]