Формирование и развитие профессиональных качеств, необходимых для успешного исполнения обязанностей учителем музыки, происходит в процессе занятий студента в различных музыкальных классах. Свой вклад в формирование профессионального сознания будущего специалиста, в развитие комплекса его способностей, в реестр необходимых знаний, умений и навыков вносят различные музыкальные дисциплины, в числе которых игра на музыкальных инструментах, вокал, музыкально-теоретические предметы и разного рода элективные дисциплины, в том числе посвященные творчеству чеченских композиторов, народному чеченскому фольклору и др.
Библиографический список
Тем самым включение в профессиональную подготовку будущих учителей музыки произведений чеченского фольклора, а также чеченских композиторов приобретает особую важность. Любовь к национальным музыкальным произведениям как части музыкальной культуры находится в числе важных профессионально значимых качеств учителя музыки Чеченской Республики.
Комбинации и сочетания личностных и профессиональных качеств и свойств определяют и детерминируют индивидуальный стиль деятельности учителя музыки, сказываясь на его своеобразии и характерных особенностях.
1. Зязюн И.А. и др. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. Москва, 1989.
2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. Москва, 1997.
3. Колесникова И.А. О феномене педагогического мастерства. Интегративные основы педагогического мастерства: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1996: 3 - 10.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2014.
5. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.
6. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 3 (40): 102 - 104.
7. Левина И.Р Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2004.
8. Арчажникова Л.Г. Сущность профессионально педагогического мастерства учителя музыки. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991: 3 - 9.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. Москва: Дело, 1994.
10. Кондратенков А.Е. Педагогика в картинах реальной жизни. Смоленск, 1993.
11. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана). Вопросы психологии. 1982; № 5: 144 - 147.
12. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград, 1985.
13. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1980.
14. Поляков С.Д., Караковский В.А., Выготский Л.С.: опыт сопоставления идей. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 2, № 1 (36): 41 - 47.
15. Гришин Э.А. Некоторые вопросы обучения педагогической технике. Вопросы формирования направленности личности. Владимир, 2003: 12 - 37.
16. Москвина И.В. Формирование этномузыкальной компетентности будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки в вузах Зауралья. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2008.
References
1. Zyazyun I.A. i dr. Osnovypedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. Moskva, 1989.
2. Aminov N.A. Diagnostika pedagogicheskih sposobnostej. Moskva, 1997.
3. Kolesnikova I.A. O fenomene pedagogicheskogo masterstva. Integrativnye osnovy pedagogicheskogo masterstva: sbornik materialov Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1996: 3 - 10.
4. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2014.
5. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.
6. Shahnazarova P.T., Vezirov T.G. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Muzyka i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura» s ispol'zovaniem interaktivnyh sredstv obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 3 (40): 102 - 104.
7. Levina I.R. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnostibuduschego uchitelya muzyki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2004.
8. Archazhnikova L.G. Suschnost' professional'no pedagogicheskogo masterstva uchitelya muzyki. Sovershenstvovanie podgotovki uchitelya muzyki na muzykal'no-pedagogicheskom fakul'tete. Sverdlovsk, 1991: 3 - 9.
9. Mitina L.M. Uchitel'kaklichnost'iprofessional. Moskva: Delo, 1994.
10. Kondratenkov A.E. Pedagogika v kartinah real'nojzhizni. Smolensk, 1993.
11. Trusov V.P. Vyrazhenie 'emocij na lice (po materialam rabot P. 'Ekmana). Voprosy psihologii. 1982; № 5: 144 - 147.
12. Kuz'mina N.V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelya. Leningrad, 1985.
13. Koziev V.N. Psihologicheskijanaliz professional'nogo samosoznaniya uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1980.
14. Polyakov S.D., Karakovskij V.A., Vygotskij L.S.: opyt sopostavleniya idej. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 2, № 1 (36): 41 - 47.
15. Grishin 'E.A. Nekotorye voprosy obucheniya pedagogicheskoj tehnike. Voprosy formirovaniya napravlennosti lichnosti. Vladimir, 2003: 12 - 37.
16. Moskvina I.V. Formirovanie 'etnomuzykal'noj kompetentnosti buduschih uchitelej muzyki v processe professional'noj podgotovki v vuzah Zaural'ya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2008.
Статья поступила редакцию 05.08.21
УДК 378.2
Nazarova Yu.N, Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Systems and Technologies, Volgograd State Agrarian University
(Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF FORMATION OF AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND A COMPETENT APPROACH IN TRAINING MASTERS OF AIC. The article discusses practical aspects of application of information technologies in development of an innovative educational environment of a university in the process of preparing masters of AIC (agrarian industrial complex), conducts an analysis of problem-oriented packages of applications used in the agricultural industry, as well as analysis of technologies and systems for the management of electronic learning, which can be used in the project "Virtual National University". The author concludes that working with Internet services is used by students to find the necessary information about new plant varieties, about new means of protection of plants from pests, on procurement prices for various agricultural products, etc. A new approach to learning is needed, the main purpose of which is to involve the subjects of the educational process in innovative learning scenarios that are based on electronic technologies (e-learning).
Key words: information and communication technologies, competence, competence, information and education environment, Virtual National University.
Ю.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц., Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ АПК
В статье рассмотрены практические аспекты применения информационных технологий в рамках создания инновационной образовательной среды вуза в процессе подготовки магистров АПК, проведен анализ проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ, используемых в сельскохозяйственной отрасли, а также анализ технологий и систем управления электронным обучением, которые могут быть использованы в рамках проекта «Виртуальный национальный университет». Автор делает вывод о том, что работа с сервисами сети Интернет используется студентами для поиска необходимой информации о новых сортах растений, средствах защиты растений от вредителей, о закупочных ценах на различную сельхозпродукцию и т.д. Практические задания данной дисциплины неразрывно связаны с практическими задачами аграрно-промышленного комплекса, чтобы сформировать у магистрантов опыт практического применения информационных технологий в области будущей деятельности.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компетенция, компетентность, информационно-образовательная среда, виртуальный национальный университет.
Одной из актуальнейших проблем в современной России является повышение качества образования. В целях ее решения требуется модернизировать содержание образования, оптимизировать способы и технологии организации образовательного процесса, переосмыслить цели и результаты образовательной деятельности.
О целях и результатах освоения основных профессиональных образовательных программ высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, с формированием ключевых компетенций (компетентностей) говорится в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (Раздел. Отрасли социальной сферы. Пункт Развитие образования)», утвержденном Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г При этом необходимо обеспечить баланс фундаментальности и прикладного (компетентностного) подхода в содержании и технологиях образования в целях «удовлетворения возрастающего спроса стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции по критически важным технико-технологическим направлениям, профессиям и специальностям» [1].
Будущий профессионал должен владеть правилами использования новых технологий, что требует от преподавателей высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы [2 - 7]. Как отмечает Соколова И.Ю. [6], «компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности». Дж. Равен определяет компетентность как явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся, скорее, к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [5]. При этом, согласно мнению Дж. Равена, «виды компетентности» суть «мотивированные способности» [5].
Отечественный исследователь Панина Т.С. рассматривает компетенцию как «потенциальную активность личности в определенной сфере жизнедеятельности» [4].
Компетентностный подход требует высокого уровня информатизации вуза, делает практически обязательным повсеместное использование информационных технологий во всех компонентах процесса обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования привело к появлению термина «инновационная образовательная среда» как совокупности компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации образовательной деятельности и управления научными исследованиями [2].
В настоящее время еще не создана целостная электронная образовательная среда. Вот почему необходимо повышать качество имеющихся доступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения в рамках формирования инновационной образовательной среды. В этой связи необходим новый подход к обучению, основная цель которого - вовлечение субъектов образовательного процесса в инновационные сценарии обучения, которые основаны на электронных технологиях (e-learning) [3]. Как показал анализ литературы [4 и др.], все средства организации электронного обучения можно классифицировать по следующим основным группам (табл. 1):
Следует пояснить, что авторские программные продукты - это локальные разработки, которые способствуют изучению отдельных предметов или разделов отдельных дисциплин. Учебные контенты разрабатываются преподавателями на основе технологий PowerPoint, HTML и др. Существенным недостатком авторских программных продуктов является невозможность отследить и проконтролировать во времени успеваемость обучаемых, сам процесс обучения. Но в то же время в настоящий момент это является незаменимым средством активизации студентов при подаче учебных материалов как во время аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Системы управления обучением предназначаются для контроля большого числа обучаемых [7]. Они ориентиро-
Таблица 1
Классификация основных средств организации электронного обучения
№ средства организации электронного обучения Их содержание
1. Content Management Systems -CMS системы управления контентом
2. Authoring Packages авторские программные продукты
3. Learning Content Management Systems - LCMS системы управления учебным контентом
4. Learning Management Systems - LMS системы управления обучением
ваны на использование обучения студентов и слушателей при корпоративном обучении (табл. 2.)
Таблица 2
Системы управления обучением
При организации корпоративного обучения В учебных заведениях различного типа
Docent, Saba, Aspen и др. Blackboard, e-College или WebCT и др.
Системы управления контентом электронных курсов предоставляют возможность размещать различные электронные учебные материалы и манипулировать ими в зависимости от решаемых учебных задач.
Данные системы эффективны в тех случаях, когда достаточно большое число преподавателей работает над созданием электронных курсов, в случае необходимости использования одного и того же контента, фрагментов учебных материалов.
Системы управления обучением и учебным контентом являются наиболее перспективными при организации электронного обучения. Они сочетают управление большим потоком обучаемых с возможностями быстрой разработки курсов и наличием дополнительных модулей, что позволяет решать различные образовательные задачи в достаточно крупных образовательных структурах [7].
Для организации электронного обучения значимую роль играет выбор электронной обучающей среды. Выделяют основные критерии выбора обучающей среды (LMS/LCMS):
- поддержка SCORM,
- наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей (студентов),
- модульность,
- стабильность,
- функциональность,
- наличие средств разработки контента,
- система проверки знаний [7].
В настоящее время существуют две основные ветки систем организации электронного обучения (табл. 3):
Отечественные вузы редко используют коммерческие системы управления электронным обучением в силу их дороговизны. В то же время системы с открытым исходным кодом позволяют реализовать практически тот же набор возможностей, что и коммерческие, при этом с гораздо меньшими затратами [7].
В настоящее время в учебных планах подготовки магистров в ФГБОУ ВО «Волгоградский ГАУ» по таким направления, как «Агроинженерия», «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство» и другим присутствует дисциплина «Информационные технологии». Цели освоения данной дисциплины -формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков по
Таблица 3
Системы организации электронного обучения
Свободно распространяемые Коммерческие
LMS/LCMS LMS/LCMS
ATutor, Amiro. CMS,
LAMS, Битрикс,
Dokeos, Управление сайтом,
Open ACS, NetCat, in Dynamic,
Moodle, СДО Прометей» и др.
OLAT,
Sakai и др.
применению современных информационных технологий в их профессиональной деятельности - в области сельскохозяйственного производства. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3++) требуют в качестве конечного результата обучения сформированность у магистрантов ключевых компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению широкого спектра задач.
Основная задача дисциплины - изучить проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ как инструментария информационных технологий автоматизации деятельности предприятий, возможности информационных технологий в сфере производства и управления; познакомиться с автоматизированными рабочими местами руководителя и специалиста; овладеть методо-ориентиро-ванными пакетами прикладных программ как инструментария информационных технологий, обеспечивающего решение задач пользователя статистическими и математическими методами; научиться использовать информационные интернет-ресурсы предметных и профессиональных областей (министерств, ведомств, учреждений, организаций, общественных и профессиональных союзов и прочее).
Изучение данной дисциплины приводит к развитию таких навыков работы с базовыми информационными технологиями, как оформление сложных составных документов в MS Word; выполнение расчётов; работа со списками; визуализация опытных данных посредством использования средств деловой графики; решение задач оптимизации с помощью различных инструментов Подбор параметра, Поиск решения в MS Excel; создание интерактивных презентаций в MS Power Point; работа с базами данных в MS Access; использование сервисов сети Интернет в своей практической деятельности.
Использование проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ в сельском хозяйстве приводит к выделению следующих программных комплексов:
- «Агрокомплекс» (Адепт ИС),
- «Панорама АГРО» (КБ «Панорама»),
- «Агро Холдинг» (ЦПС),
Библиографический список
- «Сводное планирование в сельском хозяйстве»,
- «1С: Бухгалтерия сельхозпредприятия» (Агро Софт) [7].
- «1С: Управление сельскохозяйственным предприятием» (Черноземье Интеко) и др.
ГИС Панорама «АГРО» - программный комплекс для автоматизации управления сельскохозяйственным предприятием в отрасли растениеводства и обеспечивающий решение двух взаимосвязанных задач: управление аграрными технологиями и мониторинг подвижных технических средств компании на основе GPS/ГЛОНАСС навигации.
Программные продукты «Сводное планирование в сельском хозяйстве», «Агрокомплекс» фирмы «Адепт ИС» предназначены для автоматизации работы агротехнологов и экономистов сельскохозяйственных организаций. Программы производят расчеты по агротехническому планированию, плановой себестоимости продукции сельского хозяйства и анализ структуры возникающих затрат. При этом программы «Агрокомплекс» и «Агро Холдинг», «Сводное планирование в сельском хозяйстве» совместимы с программами «1С: Предприятие» как дополнение к типовой конфигурации. Это существенно облегчает их эксплуатацию и делает возможной их широкое применение.
ERP-система «Агро Холдинг» фирмы «Центр Программ Систем» является комплексной системой управления агропромышленным предприятием и на основе единого информационного пространства обеспечивает решение основных задач планирования и оперативного управления.
На рынке программного обеспечения активно продвигается информационно-советующая система оптимизации продуктивности овощных культур (ИССО) «AgLora» НПЦ «БИОТОПАГРО». В ней использованы алгоритмы определения потенциальной продуктивности поля (участка) за счет естественного плодородия и количественной оценки возможности повышения ее в результате применения удобрений.
Знакомство с АРМ руководителя и специалиста осуществляется на базе АРМ агронома (КБ «Панорама»), позволяющего создавать и редактировать электронные карты полей, вести паспорта полей - «земельную шнуровую книгу», обрабатывать данные мониторинга полей, формировать их тематические картограммы и отчетные документы по настраиваемым шаблонам.
Работа с сервисами сети Интернет используется студентами для поиска необходимой информации о новых сортах растений, средствах защиты растений от вредителей, о закупочных ценах на различную сельхозпродукцию и т.д. Практические задания данной дисциплины неразрывно связаны с практическими задачами АПК для того, чтобы сформировать у магистрантов опыт практического применения информационных технологий в области своей будущей деятельности.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение информационно-коммуникационных технологий в условиях формирования инновационной образовательной среды и компетентностного подхода в подготовке магистров АПК позволяет осуществлять профессиональную подготовку с учетом современных технических средств, что существенным образом повышает эффективность этой подготовки и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/
2. Назарова Ю.Н. Применение интерактивных технологий обучения в качестве средства реализации ФГОС третьего поколения. Мир науки, культуры. образования. 2018; № 4 (71): 230 - 231.
3. Назарова Ю.Н. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе как эффективный механизм формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 36 - 38.
4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. Москва, 2018.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2019.
6. Соколова И.Ю. Качество подготовки специалистов в профессиональном образовании с позиций системного и компетентностного подходов. Вестник ТГПУ. 2020; № 13: 162 - 168.
7. Фомина Т.П. Особенности использования электронного учебника «информационные технологии в математике» в подготовке студентов. Available at: http:// window. edu.ru/catalog/pdf2txt/005/62005/31911?p_page=11
References
1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/
2. Nazarova Yu.N. Primenenie interaktivnyh tehnologij obucheniya v kachestve sredstva realizacii FGOS tret'ego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury. obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 230 - 231.
3. Nazarova Yu.N. Primenenie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe kak 'effektivnyj mehanizm formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 36 - 38.
4. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizaciiobucheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2018.
5. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Vyyavlenie, razvitie irealizaciya. Moskva, 2019.
6. Sokolova I.Yu. Kachestvo podgotovki specialistov v professional'nom obrazovanii s pozicij sistemnogo i kompetentnostnogo podhodov. Vestnik TGPU. 2020; № 13: 162 - 168.
7. Fomina T.P. Osobennosti ispol'zovaniya 'elektronnogo uchebnika «informacionnye tehnologii v matematike» v podgotovke studentov. Available at: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/005/62005/31911?p_page=11
Статья поступила в редакцию 03.03.21
УДК 378
Nechaeva S.N., senior teacher, Department of Foreign Languages, Moscow Higher Combined Arms Command School (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED APPROACHES AS A METHOD TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF MASTERING FOREIGN LANGUAGE BY CADETS OF MILITARY SCHOOLS. The article deals with sufficient conditions of implementing individual and differentiated approaches while teaching foreign languages to cadets of military schools. An important condition for effective implementation of an individual-differentiated approach in the teaching cadets a foreign language is