Таблица 3
Системы организации электронного обучения
Свободно распространяемые Коммерческие
LMS/LCMS LMS/LCMS
ATutor, Amiro. CMS,
LAMS, Битрикс,
Dokeos, Управление сайтом,
Open ACS, NetCat, in Dynamic,
Moodle, СДО Прометей» и др.
OLAT,
Sakai и др.
применению современных информационных технологий в их профессиональной деятельности - в области сельскохозяйственного производства. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3++) требуют в качестве конечного результата обучения сформированность у магистрантов ключевых компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению широкого спектра задач.
Основная задача дисциплины - изучить проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ как инструментария информационных технологий автоматизации деятельности предприятий, возможности информационных технологий в сфере производства и управления; познакомиться с автоматизированными рабочими местами руководителя и специалиста; овладеть методо-ориентиро-ванными пакетами прикладных программ как инструментария информационных технологий, обеспечивающего решение задач пользователя статистическими и математическими методами; научиться использовать информационные интернет-ресурсы предметных и профессиональных областей (министерств, ведомств, учреждений, организаций, общественных и профессиональных союзов и прочее).
Изучение данной дисциплины приводит к развитию таких навыков работы с базовыми информационными технологиями, как оформление сложных составных документов в MS Word; выполнение расчётов; работа со списками; визуализация опытных данных посредством использования средств деловой графики; решение задач оптимизации с помощью различных инструментов Подбор параметра, Поиск решения в MS Excel; создание интерактивных презентаций в MS Power Point; работа с базами данных в MS Access; использование сервисов сети Интернет в своей практической деятельности.
Использование проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ в сельском хозяйстве приводит к выделению следующих программных комплексов:
- «Агрокомплекс» (Адепт ИС),
- «Панорама АГРО» (КБ «Панорама»),
- «Агро Холдинг» (ЦПС),
Библиографический список
- «Сводное планирование в сельском хозяйстве»,
- «1С: Бухгалтерия сельхозпредприятия» (Агро Софт) [7].
- «1С: Управление сельскохозяйственным предприятием» (Черноземье Интеко) и др.
ГИС Панорама «АГРО» - программный комплекс для автоматизации управления сельскохозяйственным предприятием в отрасли растениеводства и обеспечивающий решение двух взаимосвязанных задач: управление аграрными технологиями и мониторинг подвижных технических средств компании на основе GPS/ГЛОНАСС навигации.
Программные продукты «Сводное планирование в сельском хозяйстве», «Агрокомплекс» фирмы «Адепт ИС» предназначены для автоматизации работы агротехнологов и экономистов сельскохозяйственных организаций. Программы производят расчеты по агротехническому планированию, плановой себестоимости продукции сельского хозяйства и анализ структуры возникающих затрат. При этом программы «Агрокомплекс» и «Агро Холдинг», «Сводное планирование в сельском хозяйстве» совместимы с программами «1С: Предприятие» как дополнение к типовой конфигурации. Это существенно облегчает их эксплуатацию и делает возможной их широкое применение.
ERP-система «Агро Холдинг» фирмы «Центр Программ Систем» является комплексной системой управления агропромышленным предприятием и на основе единого информационного пространства обеспечивает решение основных задач планирования и оперативного управления.
На рынке программного обеспечения активно продвигается информационно-советующая система оптимизации продуктивности овощных культур (ИССО) «AgLora» НПЦ «БИОТОПАГРО». В ней использованы алгоритмы определения потенциальной продуктивности поля (участка) за счет естественного плодородия и количественной оценки возможности повышения ее в результате применения удобрений.
Знакомство с АРМ руководителя и специалиста осуществляется на базе АРМ агронома (КБ «Панорама»), позволяющего создавать и редактировать электронные карты полей, вести паспорта полей - «земельную шнуровую книгу», обрабатывать данные мониторинга полей, формировать их тематические картограммы и отчетные документы по настраиваемым шаблонам.
Работа с сервисами сети Интернет используется студентами для поиска необходимой информации о новых сортах растений, средствах защиты растений от вредителей, о закупочных ценах на различную сельхозпродукцию и т.д. Практические задания данной дисциплины неразрывно связаны с практическими задачами АПК для того, чтобы сформировать у магистрантов опыт практического применения информационных технологий в области своей будущей деятельности.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение информационно-коммуникационных технологий в условиях формирования инновационной образовательной среды и компетентностного подхода в подготовке магистров АПК позволяет осуществлять профессиональную подготовку с учётом современных технических средств, что существенным образом повышает эффективность этой подготовки и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/
2. Назарова Ю.Н. Применение интерактивных технологий обучения в качестве средства реализации ФГОС третьего поколения. Мир науки, культуры. образования. 2018; № 4 (71): 230 - 231.
3. Назарова Ю.Н. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе как эффективный механизм формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 3б - 38.
4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. Москва, 2018.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2019.
6. Соколова И.Ю. Качество подготовки специалистов в профессиональном образовании с позиций системного и компетентностного подходов. Вестник ТГПУ. 2020; № 13: 162 - 168.
7. Фомина Т.П. Особенности использования электронного учебника «информационные технологии в математике» в подготовке студентов. Available at: http:// window.edu.ru/catalog/pdf2txt/005/62005/31911?p_page=11
References
1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/
2. Nazarova Yu.N. Primenenie interaktivnyh tehnologij obucheniya v kachestve sredstva realizacii FGOS tret'ego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury. obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 230 - 231.
3. Nazarova Yu.N. Primenenie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe kak 'effektivnyj mehanizm formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 36 - 38.
4. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizaciiobucheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2018.
5. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Vyyavlenie, razvitie irealizaciya. Moskva, 2019.
6. Sokolova I.Yu. Kachestvo podgotovki specialistov v professionalem obrazovanii s pozicij sistemnogo i kompetentnostnogo podhodov. Vestnik TGPU. 2020; № 13: 162 - 168.
7. Fomina T.P. Osobennosti ispol'zovaniya 'elektronnogo uchebnika «informacionnye tehnologii v matematike» v podgotovke studentov. Available at: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/005/62005/31911?p_page=11
Статья поступила в редакцию 03.03.21
УДК 378
Nechaeva S.N., senior teacher, Department of Foreign Languages, Moscow Higher Combined Arms Command School (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED APPROACHES AS A METHOD TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF MASTERING FOREIGN LANGUAGE BY CADETS OF MILITARY SCHOOLS. The article deals with sufficient conditions of implementing individual and differentiated approaches while teaching foreign languages to cadets of military schools. An important condition for effective implementation of an individual-differentiated approach in the teaching cadets a foreign language is
to observe the balance of the development of reading, writing, listening and speaking skills. The use of professionally oriented information material is an important condition for the development of foreign-language reading skills. The content and choice of texts for reading in different groups and in different military schools will not be identical, as it directly depends on the main areas of future military-professional activities. The author considers the distinctive features to improve the effectiveness of mastering foreign language by cadets. The ability to choose topics on their own authority or colleagues in groupwork to accomplish different tasks are the examples. Moreover, a role-play helps to develop communicative skills effectively because it allows cadets easily to demonstrate their personal talents and competencies.
Key words: student, teacher, individual and differentiated approach, team teaching, free choice, personal goals achievement.
С.Н. Нечаева, ст. преп., Московское высшее общевойсковое командное училище, г. Москва, Е-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КУРСАНТАМИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
В статье раскрываются важные условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Автором рассматриваются факторы повышения эффективности освоения курсантами иностранного языка. В качестве примеров приводится возможность самостоятельного выбора тематики выступлений, докладов, информационных сообщений на учебных занятиях, субъективного выбора партнеров при работе в мини-группах и выполнения различных совместных заданий. Эффективным средством в формировании умений и навыков иноязычной коммуникации является применение различных видов игровых приемов и методов на практических занятиях, которые предоставляют наибольшую свободу обучающимся для проявления самостоятельности и других личностных качеств.
Ключевые слова: обучающийся, преподаватель, индивидуально-дифференцированный подход, групповое обучение, свободный выбор, достижение личных целей.
При преобладающем групповом обучении иностранному языку в военных вузах индивидуализация рассматривается как создание условий для реализации обучающимися своих возможностей и достижения личных целей, а дифференциация - как средство максимально приспособить групповую систему к интересам и уровню притязаний отдельно взятой личности.
На практике индивидуально-дифференцированный подход реализуется посредством предоставления нескольких вариантов тестовых или контрольных заданий либо применяются методы дифференциации обучающихся на «слабых, средних и сильных» [1]. Однако индивидуально-дифференцированный подход - это создание ситуации свободного выбора для обучающегося, когда предоставляется возможность самому выстроить траекторию освоения требуемых программой знаний, умений, навыков, самостоятельно рассчитать имеющиеся ресурсы для достижения установленного им самим результата.
Одним из условий реализации индивидуально-дифференцированного подхода является систематическое изучение факторов, определяющих успешное продвижение курсанта. Поэтому преподавателю необходимо выявить в личности обучающегося те характеристики, которые определяют эффективность развития навыков чтения, письма, аудирования и говорения на основе анализа результатов по данным видам деятельности. К таким качествам относятся общие познавательные способности, специальные, аналитические, самообразовательные, творческие способности и психологические качества.
В этой связи возникает вопрос: как выявить определяющие факторы и использовать их для повышения эффективности освоения иностранного языка? Во-первых, данные факторы могут быть определены при расширении возможности самостоятельного выбора тематики выступлений, докладов, информационных сообщений. Во-вторых, значительным потенциалом обладает субъективный выбор партнеров для работы в мини-группах и выполнения различных совместных заданий. Для преподавателя «инструментом познания» становится такие профессиональные качества, как педагогическая наблюдательность и педагогический анализ. По формам, способам и качеству взаимодействия обучающихся преподаватель имеет возможность достаточно достоверно определить сильные и слабые стороны подготовки курсанта, проанализировать их влияние на качество усвоения дидактического материала, составить алгоритм применения индивидуальных методов педагогического взаимодействия с курсантами, которые по разным причинам менее успешны, чем могли бы быть. Важным аспектом изучения факторов развития и причин отставания курсантов в овладении иностранным языком является тесное взаимодействие с офицерским составом курса и факультета, которые могут пояснить некоторые психологические особенности личности того или иного обучающегося, раскрыть те черты, которые они наблюдают во время выполнения служебных обязанностей и в часы досуга. Такая информация может повлиять положительно на выстраивание педагогического взаимодействия с курсантами, улучшение морально-психологического климата в группе в часы аудиторной работы, сплочение воинского коллектива.
Важным условием эффективной реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении курсантов иностранному языку является соблюдение баланса развития навыков чтения, письма, аудирования и говорения. Многими учеными говорение и письмо рассматриваются как активная форма речевой деятельности, а чтение и аудирование - как пассивная. Однако с точки зрения психологического аспекта чтение выражает одну из форм сознательной активности мышления и представляет собой процесс восприятия смысла письменной речи и ее понимания. В процессе чтения у субъекта проявляются различные
свойства психики, например умение быстро воспринимать, анализировать и оценивать информацию [2]. Важным условием развития навыков иноязычного чтения является использование профессионально ориентированного информационного материала. Содержание и выбор текстов для чтения в разных группах и в различных учебных заведениях военного профиля не будет идентичным, так как напрямую зависит от основных направлений будущей военно-профессиональной деятельности. Следует учитывать и общий уровень подготовленности курсантов. Кроме того, необходимо предусмотреть и проведение дополнительных консультаций с курсантами, чьи навыки в данном виде деятельности достаточно слабые. С этой же целью могут быть разработаны специальные справочно-дидактические материалы (памятка, инструкция, фонетический дневник, слайды), которые содержали бы различные рекомендации по правильному произношению, грамотному использованию отдельных слов и словосочетаний, практике использования тех или иных лексических оборотов в профессиональной иноязычной речи. Все эти материалы должны быть привязаны к конкретным текстам, заданиям и задачам. Данные справочно-методические материалы могут быть оформлены в виде индивидуального раздаточного материала, пользование которым возможно как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы.
В этой связи встает вопрос о методически выверенном дидактическом материале, который будет функциональным в плане требуемых компетенций по иностранному языку, и необходимости предоставлять курсанту определенную долю свободы в работе с данным материалом. На сегодняшний день существует множество возможностей использовать разнообразные текстовые продукты как средства обучения иностранному языку - от информационно-аналитических сообщений СМИ до авторских разработок дидактических материалов на основе компонентов нормативно-правовых и художественно-творческих источников. Значительно расширились возможности использования электронных средств обучения без использования выхода в сеть Интернет, формат и технические возможности которых позволяют использовать значительный объем как текстового, так и аутентичных аудио- и видеоматериалов, что предоставляет большой выбор видов учебной работы с использованием различных методов контроля и самоконтроля.
Речевая деятельность как высшая форма развития мышления соединяет в себе два компонента: внутренний, который отражает способность человека к восприятию и отражению объектов окружающего мира в субъективных образах, и внешний, отражающий способность через коммуникацию транслировать мир собственных образов. По сути, формирование и развитие способности к коммуникации на иностранном языке, который усваивается в отличие от родного языка как бы «принудительно», с опорой только на сознание и волю, является процессом искусственного создания еще одной образной сферы. Алгоритм этого усвоения включает в себя четыре основных вида познавательной активности (аудирование, говорение, чтение, письмо), которые находятся в постоянной тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.
Аудирование является основным средством овладения фонетическим строем изучаемого иностранного языка, его интонационными особенностями, ритмикой, акцентуацией. Посредством аудирования формируется базовая основа лексики, грамматики. Чтение, говорение и письмо опираются на те усвоенные в ходе аудирования «речевые формулы», которые затем отрабатываются во всех остальных видах иноязычной коммуникации.
В педагогических исследованиях отмечается, что иноязычная речь не может формироваться успешно у обучающихся со слабо развитыми навыками со-
знательного активного слушания. Восприятие, узнавание и понимание иноязычных высказываний предполагает их активное использование и в изменившихся ситуациях, и, соответственно, при трансформации речевого потока. Отмечается прямая зависимость аудирования и говорения, их влияние друг на друга, отражение в развитии иноязычных компетенций в целом, так как при аудировании происходит процесс внутреннего «проговаривания» воспринимаемых фраз [3].
Следует отметить, что процесс этот полностью автономен, так как разворачивается в условиях реального времени и требует высокой степени концентрации всех психических процессов субъекта, активности и мотивационной направленности в конкретной познавательной деятельности.
Говорение - сложный процесс формирования иноязычной речи, посредством которой в совокупности с аудированием вырабатывается навык устной вербальной коммуникации. Говорение максимально активизирует мыслительный процесс, так как сначала фраза должна быть выстроена во внутренней речи, а затем интерпретирована с помощью высказывания вслух с учетом правил фонетики, лексики и грамматики.
Наиболее продуктивным в учебном процессе является педагогический подход, при котором моделируются ситуации естественного речевого взаимодействия в разных интерактивных формах: обучающийся - обучающийся, обучающийся - преподаватель, др. Для отработки навыков аудирования и говорения на практических занятиях необходимо широко использовать возможности лингафонного оборудования, позволяющие курсантам выполнять различные упражнения в индивидуальном режиме (запись голоса в паузах (повтор за диктором), запись монологического высказывания или диалога с возможностью последующего прослушивания и корректировки и т.д.). Многократное повторение новых слов и речевых оборотов, использование их в различных текстовых вариантах формирует у курсанта уверенность в себе, стремление к осознанному преодолению барьеров иноязычного общения, вырабатывается устойчивая мотивация к овладению материалом, а также умение выработать собственный алгоритм самостоятельной работы.
В ходе проведения занятий по иностранному языку целесообразно применение различных видов игровых приемов и методов. Игра как средство реализации индивидуально-дифференцированного подхода является достаточно эффективной, так как ее структура не имеет строго установленных рамок с точки зрения организационно-методических требований. По содержанию и структуре именно игровые методы предоставляют наибольшую свободу обучающимся для проявления самостоятельности и других личностных качеств, но при этом в строго обозначенных рамках, разработанных для конкретного занятия. В игре у обучающихся появляется возможность преодолеть некоторые черты и качества личности (робость, неуверенность в себе, стеснительность и т.д.), которые препятствуют проявлению активности и продвижению в формировании умений и навыков иноязычной коммуникации.
Деловая или имитационная игра (мини-конференции, «круглые столы» и т.д.) предполагает выполнение каждым участником определенной функции, что делает практически невозможным пассивное участие курсанта на занятии. При этом разные роли позволяют сформулировать требования к их реализации с учетом возможностей, способностей, интересов и предпочтений обучающегося. Индивидуальный характер «исполнения» своей роли значительно повышает мотивацию развития речевых навыков, так как непосредственная коммуникация предъявляет требования к максимальному использованию лексического объема, которого чаще всего недостаточно. Данный факт является источником самоизучения, самоанализа и, в конечном итоге, стремления к саморазвитию. В то же время успехи в общении позволяют ощущать «нужность» изучаемого материала,
Библиографический список
открывают возможности владения иностранным языком как в профессиональном, так и личностном смысле.
При выборе имитационной игры как метода обучения курсантов главным является то, что их взаимодействие развертывается в виде свободного, но тщательно спланированного процесса, где важным аспектом становится время. Это требует высокой степени активности, рефлексии, реактивности, мобилизации волевых и интеллектуальных сил [4].
На активизацию и стимулирование речевой деятельности направлено применение таких заданий, которые предусматривают самостоятельную подготовку курсантами какого-либо информационного сообщения по направлению изучаемой темы или социально-общественной, материал по культурным или историческим событиям и др. Для большей реализации принципа индивидуализации обучения целесообразно, чтобы курсанты сами формулировали тему информационного материала, его структуру. Значительно повышается мотивация, если изучаемая информация может быть использована при усвоении учебного материала по другим изучаемым дисциплинам. Применение таких заданий стимулирует развитие творческого потенциала личности курсанта посредством вовлечения его в поиск нужной и полезной информации. В этом случае чтение становится самостоятельным видом познавательной деятельности по подбору, извлечению, анализу, переработке и применению информации, представленной на иностранном языке. Чтение становится не механическим проговариванием напечатанных слов и предложений, а полноценным средством формирования умений и навыков развития иноязычных компетенций на индивидуальном уровне без необходимости вступать в коммуникацию.
Подготовка таких сообщений достаточно трудоемка, чревата множеством ошибок, поэтому рекомендуется применять такой метод, как взаимопроверка, используя дифференциацию обучающихся по определенным основаниям: интерес к теме, желание работать в паре с конкретным курсантом, совмещение в пары активного и менее активного курсанта и т.д. При этом следует оказывать методическую помощь в виде рекомендации по источникам информации, раздаточного материала с требованиями к лексическому составу (обозначенным в нем объемом слов, выражений, словосочетаний) [5].
При реализации индивидуально-дифференцированного подхода необходимо систематически контролировать продвижение каждого курсанта на основе применения различных заданий диагностирующего типа (словарные диктанты, перевод или чтение микрофрагментов текстов, индивидуальные творческие задания и т.д.).
Для создания комфортной образовательной среды на аудиторных занятиях необходимо учитывать и особенности группового взаимодействия в курсантском коллективе с учетом факторов проявления феноменов групповых отношений (фактический и нормативный статус, социальная роль и позиция).
Таким образом, индивидуализация обучения является не самоцелью, а инструментом в достижении курсантами способности осуществлять профессионально направленную коммуникацию на иностранном языке. Для успешной реализации индивидуально-дифференцированного подхода необходимо соблюдение ряда условий: систематическое изучение факторов, определяющих успешное продвижение курсанта; соблюдение баланса развития навыков чтения, письма, аудирования и говорения; развитие навыков иноязычного чтения на основе использования профессионально ориентированного информационного материала; применения современных обучающих технических электронных средств; создание благоприятной для формирования индивидуального стиля усвоения иноязычных компетенций педагогической среды.
1. Голант Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе. Актуальные проблемы индивидуализации обучения: материалы научного симпозиума. Тарту, 1969.
2. Гордеева И.В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка. Молодой ученый. 2015; № 19 (99): 569 - 571.
3. Зудова Я.В. Дидактические основы развития способностей студентов неязыкового вуза к аудированию иноязычной речи. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2005: 9 - 11.
4. Гайдунко Ю.А. Повышение эффективности обучения курсантов военных вузов на основе дискуссионных и игровых методов. Автореферат диссертации . „кандидата педагогических наук. Москва, 2010: 11 - 13.
5. Квасюк Т.Я. Индивидуализация процесса обучения студентов вузов в ходе изучения иностранного языка. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
References
1. Golant E.Ya. Didakticheskie osnovy differencirovannogo obucheniya v sovetskoj shkole. Aktual'nye problemy individualizacii obucheniya: materialy nauchnogo simpoziuma. Tartu, 1969.
2. Gordeeva I.V. Chtenie kak odin iz vidov rechevoj deyatel'nosti na urokah anglijskogo yazyka. Molodojuchenyj. 2015; № 19 (99): 569 - 571.
3. Zudova Ya.V. Didakticheskie osnovy razvitiya sposobnostej studentov neyazykovogo vuza k audirovaniyu inoyazychnojrechi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2005: 9 - 11.
4. Gajdunko Yu.A. Povyshenie 'effektivnostiobucheniya kursantov voennyh vuzovna osnovediskussionnyh iigrovyh metodov. Avtoreferat dissertacii .kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010: 11 - 13.
5. Kvasyuk T.Ya. Individualizaciya processa obucheniya studentov vuzov v hode izucheniya inostrannogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 14.03.21