Научная статья на тему 'БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
балльно-рейтинговая система / иностранный язык / курсанты / педагогическая диагностика / эффективность обучения / rating system / foreign language / cadets / pedagogical diagnostics / effectiveness of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Гусева

Статья посвящена основным проблемам внедрения балльно-рейтинговой системы как средства оценки результатов учебной деятельности курсантов военных вузов по иностранному языку. Вопросы её введения рассматриваются в связи с особенностями протекания модернизационных процессов в системе современного высшего военного образования. На основе изучения специальной литературы и практического опыта российских военных вузов в статье даётся пространная характеристика как положительных сторон внедрения балльно-рейтинговой системы, так и тех трудностей, с которыми могут столкнуться члены педколлективов при её использовании. Далее предлагаются методы преодоления этих затруднений и приводятся конкретные примеры учебных ситуаций, в которых эта система оценивания образовательных результатов может быть применена с высокой эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Гусева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATING SYSTEM AS AN EFFECTIVE MEANS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO MILITARY COLLEGE CADETS

The article is devoted to the main problems of the implementation of the point-rating system as a means of evaluating the results of military universities cadets educational activities in a foreign language. Its introduction issues are considered in connection with the peculiarities of the modernization processes in the system of modern higher military education. The study is based on specialized literature and the practical experience of Russian military universities and provides a detailed description of both the positive aspects of the point-rating system implementation and the difficulties that members of pedagogical collectives may face when using it. The methods of overcoming these difficulties are further proposed and specific examples of educational situations in which this system of evaluating educational results can be applied with high efficiency are given.

Текст научной работы на тему «БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

овладеть навыками самостоятельной работы и постоянно заниматься самообразованием. В связи с этим естественно возникают проблемы контроля усвоения материала и самоорганизации учебного процесса слушателями.

За период существования учреждения изучены возможности внедрения информационных технологий в обучение специалистов культуры по программам повышения квалификации и переподготовки.

По итогам дистанционного обучения слушатели дали оценку организации учебно-педагогического процесса, сформированности культурно-досуговых

Библиографический список

компетенций, успешной реализации в своей работе, отметив ее положительные и отрицательные моменты, что позволит делать в будущем корректировку содержания и форм учебных программ дополнительного образования.

Дальнейшее применение дистанционных технологий требует более полного обеспечения качественного доступа к сети Интернет, что сложно в условиях наличия труднодоступных мест в нашей республике и диктует необходимость дальнейшей ее разработки.

1. Культурно-досуговая деятельность: учебник. Москва: МГУК, 1998.

2. Манжуева Н.Ф. Кадровая политика отрасли культура в Республике Саха (Якутия). Культурное наследие. 2015.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва: Академия, 2000.

4. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013.

5. Иванова В.Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема специалиста культурно-досуговой деятельности. Вестник МГУКИ. 2011.

6. ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр». Available at: www.rpcenter14/ru

7. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013. References

1. Kul'tumo-dosugovaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUK, 1998.

2. Manzhueva N.F. Kadrovaya politika otrasli kul'tura v Respublike Saha (Yakutiya). Kul'turnoe nasledie. 2015.

3. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2000.

4. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.

5. Ivanova V.G. Osvoenie innovacionno-informacionnyh tehnologij kak aktual'naya problema specialista kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Vestnik MGUKI. 2011.

6. GBU RS(Ya) «Resursno-proektnyj centr». Available at: www.rpcenter14/ru

7. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.

Статья поступила в редакцию 15.03.21

УДК 378

Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; senior teacher,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE RATING SYSTEM AS AN EFFECTIVE MEANS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO MILITARY COLLEGE CADETS. The article is devoted to the main problems of the implementation of the point-rating system as a means of evaluating the results of military universities cadets educational activities in a foreign language. Its introduction issues are considered in connection with the peculiarities of the modernization processes in the system of modern higher military education. The study is based on specialized literature and the practical experience of Russian military universities and provides a detailed description of both the positive aspects of the point-rating system implementation and the difficulties that members of pedagogical collectives may face when using it. The methods of overcoming these difficulties are further proposed and specific examples of educational situations in which this system of evaluating educational results can be applied with high efficiency are given.

Key words: rating system, foreign language, cadets, pedagogical diagnostics, effectiveness of training.

Н.В. Гусева, ст. преп. ФГКВОУ «Военный университет», г. Москва, ст. преп. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», г. Москва, Е-mail: [email protected]

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Статья посвящена основным проблемам внедрения балльно-рейтинговой системы как средства оценки результатов учебной деятельности курсантов военных вузов по иностранному языку. Вопросы её введения рассматриваются в связи с особенностями протекания модернизационных процессов в системе современного высшего военного образования. На основе изучения специальной литературы и практического опыта российских военных вузов в статье даётся пространная характеристика как положительных сторон внедрения балльно-рейтинговой системы, так и тех трудностей, с которыми могут столкнуться члены педколлективов при её использовании. Далее предлагаются методы преодоления этих затруднений и приводятся конкретные примеры учебных ситуаций, в которых эта система оценивания образовательных результатов может быть применена с высокой эффективностью.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, иностранный язык, курсанты, педагогическая диагностика, эффективность обучения.

Необходимость модернизации современной системы отечественного высшего военного образования, помимо ряда трансформаций в её структуре, повышения качественного уровня, введения инновационных форм обучения, подразумевает внесение коренных изменений также в систему контроля знаний и умений обучающихся [1 - 10]. При этом в числе наиболее эффективных форм оценки качества учебной работы курсантов, в т.ч. на занятиях по иностранному языку, фиксируется балльно-рейтинговая система оценивания.

Наиболее значимые её особенности изложены в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ [6]. В соответствии с данными рекомендациями каждой организации ВПО следует разрабатывать собственные системы балльно-рейтингового оценивания. В их основе должен лежать ряд базовых принципов (табл. 1).

К позитивным сторонам балльно-рейтинговой системы оценивания можно с определённой долей уверенности отнести:

• повышение активности курсантов и ритмичности их учебного труда;

• стимулирование самостоятельной работы курсантов;

• устранение низкого уровня дифференциации оценки и, как следствие, -возможности для более глубокого анализа результатов учебной деятельности курсантов [10, с. 81 - 82].

Далее реализация балльно-рейтинговой системы оценивания в современных российских вузах, в т.ч. военных, связана с необходимостью повышения квалификации преподавательского состава в области современных средств обучения и оценивания, организации образовательного процесса. Отчасти реализации данной цели служит обсуждение специфики балльно-рейтинговой системы на методических семинарах. Их проведение способствует распространению позитивного педагогического опыта и оперативному реагированию на затруднения преподавателей, связанные с внедрением балльно-рейтинговой технологии оценивания [1 - 3].

При этом существенной проблемой для преподавателя, начинающего применять балльно-рейтинговую систему оценивания, может стать выделение объектов контроля и определение балльной стоимости каждого из них. Так, если преподаваемый им курс имеет практико-ориентированный характер, что, в свою

Таблица 1

Основные требования к системам балльно-рейтингового оценивания, разрабатываемым российскими вузами

Элемент системы Основные требования

Методика и критерии оценивания Разрабатываются преподавателями и утверждаются кафедрой

Формы проведения процедуры оценивания Выбираются преподавателем или кафедрой

Шкала баллов по учебным дисциплинам Разрабатывается соответствующей кафедрой или деканатом и сообщается студентам в начале каждого семестра

Расчет оценки по учебным дисциплинам Преподаватели разрабатывают технологические карты дисциплин, которые обновляются перед началом каждого семестра, обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедры и доводятся до сведения студентов

Текущее оценивание учебной работы студента Результаты фиксируются преподавателем или вводятся в электронную базу данных

Результаты являются определяющими для выставления оценки промежуточного контроля (сессии)

Баллы, получаемые студентами за освоение учебных дисциплин Дают основание для ранжирования курсантов, т.е. определения их индивидуального рейтинга

очередь, подразумевает наличие большого количества контрольных мероприятий, то возникает проблема чрезмерного «дробления» балльной шкалы. В этой связи среди объектов контроля необходимо, прежде всего, выделить:

• основные;

• дополнительные [10, с. 84].

К основным объектам контроля относятся те, которые характеризуют качество усвоения курсантами преподаваемых дисциплин:

• уровень теоретических знаний и практических навыков;

• уровень подготовки по профилирующим дисциплинам;

• степень достижения конечной цели обучения [5, с. 114].

Уровень теоретических знаний и практических навыков по рейтингу позволяет определить место курсанта в учебной группе и/или на курсе. Так, при изучении иностранного языка курсантами военных вузов в качестве критериев оценки передачи основного содержания иноязычного текста общенаучного характера выступают:

• полнота и точность передачи основной информации;

• знание нейтральной лексики;

• знание терминов;

• социокультурные знания, необходимые для понимания текста;

• связность передачи содержания;

• логичность построения сообщения эссе (раскрытие причинно-следственных связей).

Достижение вышеперечисленных показателей оценивается по 5-балльной шкале (табл. 2).

Таблица 2

Шкала оценки достижения курсантами критериев оценки передачи основного содержания иноязычного текста

4. English-speaking countries (Англоговорящие страны).

5. The political system of the USA (Политическая система США).

6. British Monarchy (Британская монархия).

7. The Art of War (Искусство войны).

8. UN. Peace and Security (ООН. Мир и безопастность).

9. UN. Peacekeeping. (ООН. Миротворческая деятельность).

10. Human Rights. (Права человека).

11. Youth and Society. Acute problems of youth (Молодежь и общество. Острые проблемы молодежи).

12. Preserving the Planet for the future generation (Сохраним планету для будущих поколений).

13. Scientific and technological progress for benefit or for disaster? (Научно-технический прогресс. Благо или путь к катастрофе?)

14. Globalization (Глобализация)

15. Why do we need Mass Media? (СМИ)

16. Choice of military profession: How? When? Why? (Выбор профессии. Профессия военного. Как? Когда? Почему?)

17. Armed conflicts of 21st century (Вооруженные конфликты 21 века).

18. Woman and War (Женщина и война).

19. What is NATO? (НАТО).

20. Cold war (Холодная война).

Критерии и шкала оценки подготовленных курсантами проектов на иностранном языке представлены в табл. 3.

Таблица 3

Критерии и шкала оценки подготовленных курсантами проектов на иностранном языке

Количество баллов Степень достижения критериев

5 баллов Курсант понимает основное содержание материала, почти все детали и смысловые связи между содержательными компонентами и частями текста не нарушены, содержание высказывания отличается связностью, полнотой, аргументированностью, выражением собственной точки зрения; речь лексически и грамматически разнообразна, допускаются 1 - 3 ошибки (единичные ошибки, исправляемые путем самокоррекции, не учитываются)

4 балла Речь лексически и грамматически разнообразна, высказывания логичны, построены на основе известных алгоритмов, допускаются некоторые ошибки

3 балла Курсант выстраивает основную часть содержания иноязычного текста, но без деталей, допускаются ошибки, не препятствующие пониманию смысла высказывания

2 балла Курсант частично воспроизводит содержание иноязычного текста, состоящего из простейших слов и предложений, многочисленные ошибки затрудняют понимание смысла высказывания, различает отдельные слова и фразы при его воспроизведении

Критерии оценки Балл

1. Теоретический уровень знаний (лексика, грамматика, словарный запас) 0 - 100

2. Качество ответов на вопросы (умение понимать речь на иностранном языке) 0 - 100

3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.) 0 - 100

4. Практическая ценность материала 0 - 100

5. Способность делать выводы 0 - 100

6. Способность отстаивать собственную точку зрения 0 - 100

7. Способность ориентироваться в представленном материале 0 - 100

8. Личностные проявления участия в проекте 0 - 100

Итоговая сумма баллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество баллов Оценка

76 - 100 Отлично

51 - 75 Хорошо

26 - 50 Удовлетворительно

0 - 25 Неудовлетворительно

При внедрении балльно-рейтинговой системы оценки учебных результатов курсантов военных вузов по иностранному языку возрастает роль использования метода учебных проектов [8, с. 8]. Тематика проектов максимально учитывает военную специфику, при работе над ними курсанты учатся работать со специализированными текстами [8; 9]. В рамках данного метода курсантам может быть предложено подготовить проекты по следующим темам:

1. Military Education in Russia. (Военное образование в России).

2. Military Education in the UK (Военное образование в Великобритании).

3. Military Education in the USA (Военное образование в США).

К вспомогательным относятся объекты контроля, характеризующие методическую проработку учебных дисциплин:

• уровень успеваемости по отдельно взятой дисциплине в одной или нескольких учебных группах;

• степень достижения цели освоения данной академической дисциплины [5; 7; 9].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что одним из наиболее значимых слагаемых фиксирующегося на протяжении последних тридцати лет процесса модернизации системы высшего военного образования

является внесение коренных изменений в область контроля знаний и умений курсантов.

В свою очередь, одной из наиболее эффективных форм оценки качества учебной работы курсантов, в т.ч. на занятиях по иностранному языку, является балльно-рейтинговая система.

Библиографический список

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания в современных военных вузах связано не только с совершенствованием существующей системы оценивания, но также с необходимостью существенных преобразований в области современных средств обучения, а равно и организации образовательного процесса.

1. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (Уб): 224 - 225.

2. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Организация педагогической диагностики в военных вузах в условиях цифровизации образования. Kant. 2020; № 4 (ЗУ): ЗУ9 - 383.

3. Гусева Н.В. Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 244 - 245.

4. Гусева Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

5. Задоян Н.Ф. Повышение эффективности контроля учебной деятельности курсантов вузов МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

6. О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов. Available at: http:www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2654.html

У. Соболева О.С., Гусева Н.В. Тестирование как средство контроля и оценки знаний студентов неязыкового вуза. Педагогика и психология. 2014; № 1: У1 - У5.

8. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (У8): 444.

9. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Средства объективации исторического контекста в военной прозе: факт, документ, вымысел. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (У4): 494 - 49У.

10. Щепилова А.В. Балльно-рейтинговая система оценивания: некоторые итоги эксперимента в педагогическом вузе. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2010; № 1 (5): 80 - 8У.

References

1. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kui'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (Уб): 224 - 225.

2. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Organizaciya pedagogicheskoj diagnostiki v voennyh vuzah v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (ЗУ): ЗУ9 - 383.

3. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244 - 245.

4. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

5. Zadoyan N.F. Povyshenie 'effektivnostikontroiya uchebnojdeyatei'nostikursantov vuzov MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

6. O provedenii 'eksperimenta po vvedeniyu rejtingovojsistemy ocenki uspevaemosti studentov vuzov. Available at: http:www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2654.html

У. Soboleva O.S., Guseva N.V. Testirovanie kak sredstvo kontrolya i ocenki znanij studentov neyazykovogo vuza. Pedagogika ipsihoiogiya. 2014; № 1: У1 - У5.

8. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (У8): 444.

9. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Sredstva ob'ektivacii istoricheskogo konteksta v voennoj proze: fakt, dokument, vymysel. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (У4): 494 - 49У.

10. Schepilova A.V. Ball'no-rejtingovaya sistema ocenivaniya: nekotorye itogi 'eksperimenta v pedagogicheskom vuze. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2010; № 1 (5): 80 - 8У.

Статья поступила в редакцию 04.03.21

УДК 378

Jamalkhanova M.A., senior teacher, Department of Music Education, Chechen State Teachers' University (Grozny Russia), E-mail: [email protected]

THE SYSTEM OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MUSIC TEACHER. The

article examines the most important professionally significant qualities of a modern music teacher, their role and place in the structure of his professional competence. The article examines the basics and structure of the concept of "professional competence" in relation to the activity of a music teacher on the basis of the analysis of specialized literature. The main part of the article observes professionally significant qualities of a music teacher. The author identifies the following groups of qualities: intraindividual, interindividual and meta-individual. The article considers significance of each of these groups in the structure of professional competence of a music teacher. In conclusion, the author draws a conclusion about the great importance of the system of professionally significant qualities as a separate component in the structure of professional competence of a modern music teacher.

Key words: music teacher, students, personal qualities, love of music, professional competence.

М.А. Джамалханова, ст. преп., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В статье исследуются важнейшие профессионально значимые качества современного учителя музыки, их роль и место в структуре его профессиональной компетентности. В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваются сущность и структура понятия «профессиональная компетентность» применительно к деятельности учителя музыки. Основная часть статьи посвящена непосредственно профессионально значимым качествам учителя музыки. Автором были выделены следующие группы качеств: интраиндивидные, интериндивидные и метаиндивидные. В статье рассмотрено значение каждой из этих групп в структуре профессиональной компетентности учителя музыки. В заключение автор делает вывод о большой важности системы профессионально значимых качеств как отдельного компонента в структуре профессиональной компетентности современного учителя музыки. Ключевые слова: учитель музыки, студенты, личностные качества, любовь к музыке, профессиональная компетентность.

Профессия «учитель», как известно, относится к типу профессий «Человек - Человек» [1 - 6]. Исследуя качества, необходимые представителям таких профессий, Е.А. Климов выделил следующие:

• высокая степень саморегуляции;

• наблюдательность;

• умение руководить, учить, воспитывать;

• широкий кругозор, коммуникативная культура;

• умение слушать и выслушивать;

• наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера других людей;

• проектировочный подход к человеку, основанный на умении выделять его лучшие качества;

• умение находить выход из нестандартных профессиональных ситуаций [4: 85 - 86].

Выделив качества, необходимые представителям профессий типа «Человек - Человек», рассмотрим понятие «профессиональная компетентность учи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.