Научная статья на тему 'Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку'

Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банк тестовых заданий / типы заданий / педагогическая диагностика / военный вуз. / corpus of computer test assignments / types of assignments / pedagogical assessment / military university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Гусева

Педагогическая диагностика подразумевает больше, чем традиционная проверка знаний. Она не только констатирует результаты, но и объясняет их происхождение. Педагогическая диагностика выявляет тенденции и динамику процесса обучения, связывает результаты со способами их достижения. Автором статьи банк тестовых заданий рассматривается как средство педагогической диагностики обученности иностранному языку курсантов военных вузов. Приводится типология тестов и заданий с их основополагающими основами и принципами. Рассмотрены основные требования к их составлению. В статье делается вывод о том, что в отличие от традиционных средств педагогической диагностики банк тестовых заданий позволяет управлять знаниями курсантов, решать сложные образовательные задачи, проектировать учебно-методические комплексы, создавать электронные учебные пособия и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPUS OF COMPUTER TEST ASSIGNMENTS AS A MEANS OF PEDAGOGICAL ASSESSMENT

Pedagogical assessment implies more than a traditional test of knowledge. It does not only show the results, but it also explains the origin of them. Pedagogical assessment reveals trends and dynamics of the learning process, connects the results with ways of achieving them. The author of the article considers the corpus of computer test assignments as a means of pedagogical assessment. This could be applied evaluating foreign language training of students of military universities. Test types and computer test variants are given. The important features and principles of them are considered. The main requirements for working them out are given. The article concludes that unlike traditional means of pedagogical diagnostics, the bank of test tasks allows you to manage the knowledge of cadets, solve complex educational problems, design educational complexes, create electronic training aids, etc.

Текст научной работы на тему «Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку»

1. Несмотря на технический прогресс, не все имеют компьютер и выход в Интернет, а если есть, то связь может быть недостаточно качественной. Особенно это актуально для небольших и удаленных мест жительства.

2. У обучаемого должен быть высокий уровень мотивации и дисциплинированности, так как весь учебный материал он изучает практически самостоятельно.

3. Возможен недостаток предоставленного лекционного информационного материала, и, соответственно, для более углубленного изучения придется самому искать дополнительную информацию.

4. Выявляется проблематичность идентификации обучаемого при проверке полученных знаний, особенно если это не видеосвязь online.

5. При получении профессионального образования не каждую профессию можно освоить дистанционно.

6. Очень важными в процессе обучения являются эмоциональная и коммуникационная составляющие. Для некоторых обучающихся это может иметь большое значение, а при дистанционном обучении такое не всегда возможно [4].

Стоит напомнить два основных признака дистанционного обучения:

- дистанционная форма обучения гарантирует образование всем желающим. С этой целью она и была разработана в связи с большой территориальной разбросанностью обучающихся и их различными медицинскими показаниями, что, нередко, затрудняет посещение общеобразовательных учреждений;

- дистанционное обучение может учитывать личные интересы учащихся и разработать курс, адаптированный к способностям ученика.

В центре образовательного качества - организованный образовательный процесс. Как и каждый процесс, он подвержен воздействию ряда внутренних и внешних факторов. Поэтому следует упомянуть факторы, которые влияют на качество образования:

- выбор концепции обучения, ее приверженности целям;

- организация и структурирование образовательного контента (с учетом особенностей дистанционной формы);

- методы и формы обучения, которые учитывают индивидуальные навыки и интересы обучаемых, характеристики взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве;

- интерактивность информационной и образовательной среды учебного процесса;

Библиографический список

- эффективность информационных ресурсов в образовательных целях с учетом характеристик восприятия и усвоения информации в сетевом пространстве;

- техническое и технологическое оборудование дистанционного обучения, соответствие информационных технологий дидактическим задачам;

- профессионализм учителя не только в своей области знаний и частично в смежных областях, но и наличие образовательных, психологических знаний, владение особенностями концепции обучения, а также информационными технологиями, спецификой организации учебного процесса на расстоянии.

Дистанционное обучение основывается на таких компонентах педагогического процесса, как обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, направляемое и самостоятельное творчество, обучение передаче опыта и собственно передача опыта. В настоящее время дистанционное образование выходит на первый план и начинает занимать особое место в педагогической деятельности.

Современное состояние общества полагает, что дистанционное обучение должно быть интерактивным, то есть обучающиеся должны иметь возможность общаться как с преподавателем, так и между собой посредством не только электронной почты или различных мессенджеров, а напрямую, путем так называемых «виртуальных классов», в режиме реального времени. Обучение только тогда становится полноценным и качественным, когда происходит личный контакт, а при дистанционном обучении недостаток личного контакта можно компенсировать за счет виртуального общения. Поэтому должны быть соответствующие технические возможности как информационной, так и коммуникационной инфраструктуры, которые в данный период не всегда соответствуют требованиям времени [5].

Таким образом, дистанционное обучение - это современная самостоятельная форма обучения, реализуемая специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные психологические аспекты. В современных условиях 2020 года при дистанционном обучении важно соблюдать спокойствие и использовать рекомендации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

1. Галаган А.И. Ведущие университеты США и некоторых других стран Запада. Социально-гуманитарные знания. 2013; № 95: 185 - 190.

2. Дудковская И.А. О некоторых формах дистанционного обучения. Конструктивные педагогические заметки. 2020; № 8-2: 88 - 98.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2014. Available at: https://chesu.antiplagiat.ru/report/byLink/apiCorp/366706?v=1SuserId=4SvalidationHash=DEA01BA23C05216F9CDD975EB7EB37B9B9021A75Sp age=15

4. Умаров Б. Преимущества внедрения технологий дистанционного обучения. Экономика и социум. 2020; № 2: 424 - 426.

5. Бурнашева Л.Ю. Дистанционное обучение и его роль в современном мире. COLLOQUIUM-JOURNAL. 2020; №10-5: 32 - 34.

6. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

7. Сорокопуд Ю.В., Борисевич М.М. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 225 - 226.

References

1. Galagan A.I. Veduschie universitety SShA i nekotoryh drugih stran Zapada. Social'no-gumanitamyeznaniya. 2013; № 95: 185 - 190.

2. Dudkovskaya I.A. O nekotoryh formah distancionnogo obucheniya. Konstruktivnyepedagogicheskiezametki. 2020; № 8-2: 88 - 98.

3. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2014. Available at: https://chesu.antiplagiat.ru/report/byLink/apiCorp/366706?v=1&userId=4&validationHash=DEA01BA23C05216F9CDD975EB7EB37B9B9021A75&page=15

4. Umarov B. Preimuschestva vnedreniya tehnologij distancionnogo obucheniya. 'Ekonomika i socium. 2020; № 2: 424 - 426.

5. Burnasheva L.Yu. Distancionnoe obuchenie i ego rol' v sovremennom mire. COLLOQUIUM-JOURNAL. 2020; №10-5: 32 - 34.

6. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

7. Sorokopud Yu.V., Borisevich M.M. Specifika professional'noj podgotovki v usloviyah onlajn-obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 225 - 226.

Статья поступила в редакцию 27.05.20

УДК 378

Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: englevel-1@mail.ru

CORPUS OF COMPUTER TEST ASSIGNMENTS AS A MEANS OF PEDAGOGICAL ASSESSMENT. Pedagogical assessment implies more than a traditional test of knowledge. It does not only show the results, but it also explains the origin of them. Pedagogical assessment reveals trends and dynamics of the learning process, connects the results with ways of achieving them. The author of the article considers the corpus of computer test assignments as a means of pedagogical assessment. This could be applied evaluating foreign language training of students of military universities. Test types and computer test variants are given. The important features and principles of them are considered. The main requirements for working them out are given. The article concludes that unlike traditional means of pedagogical diagnostics, the bank of test tasks allows you to manage the knowledge of cadets, solve complex educational problems, design educational complexes, create electronic training aids, etc.

Key words: corpus of computer test assignments, types of assignments, pedagogical assessment, military university.

Н.В. Гусева, ст. преп., Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования

«Военный университет», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Педагогическая диагностика подразумевает больше, чем традиционная проверка знаний. Она не только констатирует результаты, но и объясняет их происхождение. Педагогическая диагностика выявляет тенденции и динамику процесса обучения, связывает результаты со способами их достижения. Автором статьи банк тестовых заданий рассматривается как средство педагогической диагностики обученности иностранному языку курсантов военных вузов. Приводится типология тестов и заданий с их основополагающими основами и принципами. Рассмотрены основные требования к их составлению. В статье делается вывод о том, что в отличие от традиционных средств педагогической диагностики банк тестовых заданий позволяет управлять знаниями курсантов, решать сложные образовательные задачи, проектировать учебно-методические комплексы, создавать электронные учебные пособия и т.п.

Ключевые слова: банк тестовых заданий, типы заданий, педагогическая диагностика, военный вуз.

Цифровизация современного общества вынуждает преподавателей иностранного языка совершенствовать автоматизированные системы педагогической диагностики, а своевременная и квалитативная оценка знаний является частью алгоритма обучения, поскольку позволяет скорректировать цели обучения, пересмотреть его содержание и саму процедуру контроля.

Основной целью контроля является определение уровня обученности на различных этапах образовательного процесса. Касательно дисциплины «Иностранный язык» контроль осуществляется на всех этапах формирования речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование [1].

В Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Военный университет» подготовка военных специалистов, владеющих иностранным языком, является основополагающей и развивающей профессиональные качества курсантов. Без качественной системы педагогической диагностики подготовка высококвалифицированного специалиста в условиях современного военного вуза невозможна, поскольку использование новейших педагогических технологий позволяет проанализировать учебный процесс, определить результаты деятельности, как курсанта, так и преподавателя, а также спрогнозировать конечный результат.

Педагогическая диагностика подразумевает гораздо больше, чем просто проверка знаний, умений и навыков, которая показывает лишь результаты, в то время как педагогическая диагностика позволяет выявить результаты, динамику, тенденции ошибок или правильных ответов.

Проблема обученности иностранному языку до сих пор остается мало исследованной и очень актуальной. Поскольку система контроля непосредственно связана с целями обучения, а целью обучения иностранному языку является становление и формирование коммуникативной компетенции, то в процессе обучения в военном вузе объектом педагогической диагностики будет профессионально ориентированная речевая деятельность курсантов. Однако это становится невозможным без должного усвоения лингвистического материала. Следовательно, языковые знания становятся объектом педагогической диагностики. Неправильная организация системы проверки и учета иноязычного знания показывает недостаточную эффективность образовательного процесса.

Педагогическая диагностика в процессе иноязычной подготовки в военном вузе выступает не только в качестве средства определения уровня сформиро-ванности всех четырех видов речевой деятельности, но и выявления трудностей, возникающих у курсантов, обосновывая эффективность применяемых приемов, методов и способов обучения. Помимо этого, средства педагогической диагностики создают обратную связь между преподавателем и курсантом и реализуют текущие, промежуточные и конечные цели образовательного процесса в зависимости от конкретного периода обучения и специфики контроля.

Для того чтобы педагогическая диагностика была эффективной, необходимо придерживаться следующих требований:

- валидность контрольных заданий объектам педагогической диагностики;

- использование оптимальных форм и приемов педагогической диагностики;

- регулярность педагогической диагностики.

Под валидностью понимается определенный критерий соответствия полученных результатов предполагаемым данным, на основе чего функционирует педагогическая диагностика. Помимо этого валидность обосновывает:

- содержание и проведение диагностики целям обучения;

- адекватность диагностической структуры;

- недопустимость искажения результатов [2].

Под оптимальными формами и приемами педагогической диагностики понимается разработанная система принципов учета знаний, умений и навыков, которая показывает:

- усвоение всего комплекса компонентов обучения;

- способности и достижения каждого студента;

- точность уровня усвоения полученных знаний;

- корректная дифференциация уровней усвоения;

- действенность учета для обеспечения мотивации.

Система педагогической диагностики также должна преследовать дидактические цели, предъявляя единство требований к курсантам и отображая надежность результатов и объективность [3].

В настоящее время тестовый контроль является одним из самых эффективных методов проверки результатов обучения. Он представляет собой набор стандартных заданий по пройденному материалу для определения уровня усвоения и обученности. По мнению В.С. Аванесова, «тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов» [4].

Определяют следующие типы тестов:

1. Тесты на умения решать новые задачи, появляющиеся из полученных знаний.

2. Тесты на мыслительную деятельность, основанную на ранее полученных знаниях.

3. Тесты на воспроизведение ранее запомненной информации.

4. Тесты на критическую оценку изученного материала.

Обычно при проверке результатов каждому ответу присваивается определенный балл, который затем коррелируется на норму или на определенный критерий.

При ориентации на норму все результаты теста сравниваются со средним результатом контрольной группы.

При ориентации на определенный критерий все результаты теста коррели-руются с данным критерием, основанным на учебном материале и его объеме.

Следующие требования являются основополагающими при составлении тестов:

1. Объективность. Результат теста зависит только от знаний обучаемого.

2. Валидность. Тест проверяет только те знания, умения и навыки, которые были заложены в него.

3. Надежность. Результат теста, вне зависимости от условий, должен быть одинаковым.

4. Длительность. Выполнение теста не должно требовать много времени.

5. Краткость и логичность. Тестовые задания должны быть изложены в краткой и логичной форме.

6. Однозначность. Тестовое задание должно правильно и однозначно толковаться студентами.

7. Квалимитричность. Результаты тесты должны иметь количественную оценку.

Тестирование, как стандартная процедура, призвано обозначить равные условия и равные требования ко всем обучаемым. Таким образом, следование требованиям к их составлению и проведению являются обязательными.

Для совершенствования процесса обучения иностранному языку мы считаем целесообразным создать банк тестовых компьютерных заданий. Такие задания помогут преподавателю облегчить процесс подготовки и проведения тестирования, унифицировать само тестирование и исключить субъективизм в процессе оценки [5; 6].

Тестовые задания подразделяются на задания открытого типа и закрытого типа. Задания закрытого типа - это задания на выбор альтернативного ответа, задания на множественный выбор, задания на восстановления соответствия, задания на восстановление последовательности.

Задания на выбор альтернативных ответов не являются популярными, поскольку оценивают один элемент знаний. Целесообразно использовать задания такого типа для проверки сложных определений и др.

Задания множественного выбора применяются для проверки достижений в учебном процессе. Для минимизации форм заданий рекомендуется исключить множественность правильных ответов для испытуемого.

К заданиям на восстановление соответствия относят задания, в которых требуется восстановить порядок ряда или упорядочить отдельные элементы целого предложения.

Задания на восстановления последовательности используются редко, хотя являются качественной формой тестовых заданий, так как кратки по содержанию и просты для проверки.

К заданиям открытого типа относят задания, предполагающие свободное изложение или свободное конструирование, и задания с ограничением на ответы.

При создании тестовых заданий, проверяющих уровень обученности иностранному языку, следует опираться на профессионально ориентированную направленность обучения иностранному языку - основу системы заданий.

Можно выделить следующие виды банка тестовых заданий:

1. Семантические задания (перевод слова, его толкование, подбор синонимов или антонимов);

2. Имитационные задания (воспроизвести предъявленное слово или предложение, прочитать и написать текст и т.д.);

3. Подстановочные задания (заполнить пропущенные фрагменты в словосочетании, фразе или предложении);

4. Трансформационные задания (порождение фраз или предложений по предложенным моделям);

5. Комбинационные задания (конструирование словосочетаний, фраз, предложений по определенным моделям и синтаксическим конструкциям);

6. Задания на соотнесение (выберите слово, соответствующее картинке или значению);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Задания открытой формы (дополните фразу или предложение);

8. Задания закрытой формы (выберите правильный ответ из предложенных вариантов);

9. Задания на установление правильной последовательности (расположите слова в правильном/ логическом порядке) [7].

Библиографический список

В отличие от традиционных средств педагогической диагностики, банк тестовых заданий позволяет управлять знаниями курсантов, решать сложные образовательные задачи, проектировать учебно-методические комплексы, создавать электронные учебные пособия и т.п.

Таким образом, разработанная система компьютерного тестирования для курсантов военных вузов позволила сделать следующие выводы:

- компьютерные тесты активизируют самостоятельную работу курсантов и их познавательную активность;

- компьютерное тестирование формирует познавательную деятельность курсантов и позволяет переосмыслить результаты их учебной деятельности;

- компьютерные тесты позволяют преподавателям контролировать ход образовательного процесса, корректировать его [9 - 12].

Проведение тестирования для проверки усвоения иностранного языка дает возможность оценить качество подготовки будущих военных специалистов, а также своевременно предпринять профилактические и корректировочные меры.

1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Москва: Филоматис; Омега-Л, 2010.

2. American Educational Research Association. Standards for Educational and Psychological Testing. Washington, DC: Author. 1999.

3. Евгеньев Д.Н. Реализация педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей военных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

4. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Москва: Адепт, 1988.

5. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. Москва, 1994.

6. Балыкина Е.Н. Типология, последовательность и соотношение заданий в компьютерных учебных программах по историческим дисциплинам. Available at: www.ito. su/2000/II/2/236.html

7. Алехин И.А., Авуза А.А., Герасимова Т.Н. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов. Мир образования - образование в мире. 2016; № 4 (64): 147 - 151.

8. Дистанционное обучение: учебное пособие. Под редакцией Е.С. Полат. Москва, 1998.

9. Гусева Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

10. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 224.

11. Шаталова Н.С., Тонгуюн В. Параметризация текстов дискурсивных практик. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; № 4 (690): 205 - 214.

12. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 444 - 446.

References

1. Schukin A.N. Obuchenieinostrannymyazykam. Moskva: Filomatis; Omega-L, 2010.

2. American Educational Research Association. Standards for Educational and Psychological Testing. Washington, DC: Author. 1999.

3. Evgen'ev D.N. Realizaciya pedagogicheskogo monitoringa professional'noj deyatel'nosti prepodavatelej voennyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

4. Avanesov V.S. Kompoziciya testovyh zadanij. Moskva: Adept, 1988.

5. Avanesov V.S. Nauchnye problemy testovogo kontrolya znanij. Moskva, 1994.

6. Balykina E.N. Tipologiya, posledovatel'nost' i sootnoshenie zadanij v komp'yuternyh uchebnyh programmah po istoricheskim disciplinam. Available at: www.ito.su/2000/ II/2/236.html

7. Alehin I.A., Avuza A.A., Gerasimova T.N. Integraciya intellektual'nyh tehnologij v professional'nuyu podgotovku voennyh specialistov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; № 4 (64): 147 - 151.

8. Distancionnoe obuchenie: uchebnoe posobie. Pod redakciej E.S. Polat. Moskva, 1998.

9. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

10. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 224.

11. Shatalova N.S., Tonguyun V. Parametrizaciya tekstov diskursivnyh praktik. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; № 4 (690): 205 - 214.

12. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye sredstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 444 - 446.

Статья поступила в редакцию 30.05.20

УДК 378

Guchmazov A.T., Pro-Rector, Administrative and Legal Work, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia), E-mail: rabotaghel@yandex.ru

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Education, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia),

E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

PREVENTION OF STUDENTS' DEVIANT BEHAVIOR IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS. The article examines the main features of the process of preventing deviant behavior of university students at the current stage of higher education development in the Russian Federation. The work demonstrates various forms of work with students in the process of professional training. The article presents the experience of Gzhel State University in the organization of prevention of deviant behavior of students, provides various forms of work within the framework of educational, scientific, professional, quasi-professional, educational, socially useful activities. The authors conclude that the involvement of students in various activities allows them to more fully realize their creative potential, to form moral and moral life beliefs, ethical principles, social responsibility and active citizenship. The combination of various activities during professional training contributes to the comprehensive disclosure of the personality of students and thus is the best prevention of deviant behavior.

Key words: student, teacher, university, higher education, deviant behavior, prevention of deviant behavior.

А.Т. Гучмазов, проректор по административно-правовой работе, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,

E-mail: rabotaghel@yandex.ru

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., врио ректора ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,

E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

24б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.