1. Семантические задания (перевод слова, его толкование, подбор синонимов или антонимов);
2. Имитационные задания (воспроизвести предъявленное слово или предложение, прочитать и написать текст и т.д.);
3. Подстановочные задания (заполнить пропущенные фрагменты в словосочетании, фразе или предложении);
4. Трансформационные задания (порождение фраз или предложений по предложенным моделям);
5. Комбинационные задания (конструирование словосочетаний, фраз, предложений по определенным моделям и синтаксическим конструкциям);
6. Задания на соотнесение (выберите слово, соответствующее картинке или значению);
7. Задания открытой формы (дополните фразу или предложение);
8. Задания закрытой формы (выберите правильный ответ из предложенных вариантов);
9. Задания на установление правильной последовательности (расположите слова в правильном/ логическом порядке) [7].
Библиографический список
В отличие от традиционных средств педагогической диагностики, банк тестовых заданий позволяет управлять знаниями курсантов, решать сложные образовательные задачи, проектировать учебно-методические комплексы, создавать электронные учебные пособия и т.п.
Таким образом, разработанная система компьютерного тестирования для курсантов военных вузов позволила сделать следующие выводы:
- компьютерные тесты активизируют самостоятельную работу курсантов и их познавательную активность;
- компьютерное тестирование формирует познавательную деятельность курсантов и позволяет переосмыслить результаты их учебной деятельности;
- компьютерные тесты позволяют преподавателям контролировать ход образовательного процесса, корректировать его [9 - 12].
Проведение тестирования для проверки усвоения иностранного языка дает возможность оценить качество подготовки будущих военных специалистов, а также своевременно предпринять профилактические и корректировочные меры.
1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Москва: Филоматис; Омега-Л, 2010.
2. American Educational Research Association. Standards for Educational and Psychological Testing. Washington, DC: Author. 1999.
3. Евгеньев Д.Н. Реализация педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей военных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
4. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Москва: Адепт, 1988.
5. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. Москва, 1994.
6. Балыкина Е.Н. Типология, последовательность и соотношение заданий в компьютерных учебных программах по историческим дисциплинам. Available at: www.ito. su/2000/II/2/236.html
7. Алехин И.А., Авуза А.А., Герасимова Т.Н. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов. Мир образования - образование в мире. 2016; № 4 (64): 147 - 151.
8. Дистанционное обучение: учебное пособие. Под редакцией Е.С. Полат. Москва, 1998.
9. Гусева Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 189 - 191.
10. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 224.
11. Шаталова Н.С., Тонгуюн В. Параметризация текстов дискурсивных практик. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; № 4 (690): 205 - 214.
12. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 444 - 446.
References
1. Schukin A.N. Obuchenieinostrannymyazykam. Moskva: Filomatis; Omega-L, 2010.
2. American Educational Research Association. Standards for Educational and Psychological Testing. Washington, DC: Author. 1999.
3. Evgen'ev D.N. Realizaciya pedagogicheskogo monitoringa professional'noj deyatel'nosti prepodavatelej voennyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
4. Avanesov V.S. Kompoziciya testovyh zadanij. Moskva: Adept, 1988.
5. Avanesov V.S. Nauchnye problemy testovogo kontrolya znanij. Moskva, 1994.
6. Balykina E.N. Tipologiya, posledovatel'nost' i sootnoshenie zadanij v komp'yuternyh uchebnyh programmah po istoricheskim disciplinam. Available at: www.ito.su/2000/ II/2/236.html
7. Alehin I.A., Avuza A.A., Gerasimova T.N. Integraciya intellektual'nyh tehnologij v professional'nuyu podgotovku voennyh specialistov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; № 4 (64): 147 - 151.
8. Distancionnoe obuchenie: uchebnoe posobie. Pod redakciej E.S. Polat. Moskva, 1998.
9. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 189 - 191.
10. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 224.
11. Shatalova N.S., Tonguyun V. Parametrizaciya tekstov diskursivnyh praktik. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; № 4 (690): 205 - 214.
12. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye sredstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 444 - 446.
Статья поступила в редакцию 30.05.20
УДК 378
Guchmazov A.T., Pro-Rector, Administrative and Legal Work, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia), E-mail: [email protected]
Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Education, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia),
E-mail: [email protected]
PREVENTION OF STUDENTS' DEVIANT BEHAVIOR IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS. The article examines the main features of the process of preventing deviant behavior of university students at the current stage of higher education development in the Russian Federation. The work demonstrates various forms of work with students in the process of professional training. The article presents the experience of Gzhel State University in the organization of prevention of deviant behavior of students, provides various forms of work within the framework of educational, scientific, professional, quasi-professional, educational, socially useful activities. The authors conclude that the involvement of students in various activities allows them to more fully realize their creative potential, to form moral and moral life beliefs, ethical principles, social responsibility and active citizenship. The combination of various activities during professional training contributes to the comprehensive disclosure of the personality of students and thus is the best prevention of deviant behavior.
Key words: student, teacher, university, higher education, deviant behavior, prevention of deviant behavior.
А.Т. Гучмазов, проректор по административно-правовой работе, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
E-mail: [email protected]
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., врио ректора ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
E-mail: [email protected]
24б
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
В статье исследуются основные особенности процесса профилактики девиантного поведения студентов вузов на современном этапе развития высшего образования в РФ; демонстрируются различные формы работы со студентами в процессе профессиональной подготовки. В статье приводится опыт Гжельского государственного университета по организации профилактики девиантного поведения студентов, приводятся различные формы работы в рамках учебной, научной, профессиональной, квазипрофессиональной, воспитательной, социально-полезной деятельности. Авторы делают вывод о том, что вовлечение студентов в различные виды деятельности позволяет более полно реализовывать их творческий потенциал, сформировать морально-нравственные жизненные убеждения, этические принципы, социальную ответственность и активную гражданскую позицию. Сочетание различных видов деятельности во время профессиональной подготовки способствует всестороннему раскрытию личности студентов и тем самым является лучшей профилактикой деви-антного поведения.
Кточевые слова: студент, преподаватель, вуз, высшее образование, девиантное поведение, профилактика девиантного поведения.
Проблема отклоняющегося поведения является весьма актуальной на настоящем этапе развития российского общества в целом и высшего профессионального образования в частности. При этом ряд аспектов проблемы девиантного поведения, в том числе и в среде учащейся молодёжи, является хорошо изученным в специальной литературе [1 - 9].
На основе подобных исследований можно отметить, что девиантным называют такое поведение, которое выходит за рамки социальных норм конкретного общества [2, с. 210]. В свою очередь, исходя из данного положения, можно выделить основные показатели социальной нормы и отклонения от неё в рамках, применительно к студентам вуза (табл. 1).
Таблица 1
Показатели социальной нормы и отклонения от неё в образовательном процессе современного российского вуза
№ Показатели социальной нормы Отклонения
1. Успеваемость по всем дисциплинам Неуспеваемость
2. Соблюдение требований учебной дисциплины Нарушение требований учебной дисциплины
3. Отсутствие серьёзных вредных привычек, зависимостей, которые могут нанести существенный вред здоровью Наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, зависимость от гаджетов и др.), которые могут нанести существенный вред здоровью
4. Соответствие поведения студента с общекультурными нормами, нормами морали, принятыми в социуме страны и конкретного региона обучения Отклонения в поведении студента, несоответствие поведения общекультурным нормам, принятым в социуме конкретного региона и страны
При этом приходится констатировать, что зачастую абитуриенты поступают в современные российские вузы по случайным мотивам, ориентируясь на наиболее престижные специальности. По этой причине у многих из них отсутствуют основные мотивы обучения в рамках выбранного направления [5, с. 61 - 62]. Следовательно, мотивация как движущая система поведения студента находится в ряду значимых причин соблюдения/несоблюдения студентами норм и требований учебного процесса. В деле своевременной профилактики девиантного поведения определённую важность представляет раннее выявление учащихся, предрасположенных к различным его формам [2, с. 331]. В то же время, как отмечают учёные, на практике диагностика соответствующих деструктивных проявлений часто носит симптоматический характер [4, с. 92]. По мнению Н.В. Майсак, уже на первых годах обучения необходимо выделять «группы риска» с целью проведения дальнейшей диагностики этих групп, используя общие методики и специальные тесты. Чтобы предотвратить возникновение в среде обучающихся различных форм отклоняющегося поведения, образовательной организации необходимо решение ряда задач. Наиболее целесообразным для раскрытия интересующей нас темы будет представление их в виде таблицы.
Таблица 2
Задачи профилактики девиантного поведения в студенческой среде
№ Формулировка задачи Действия, необходимые для её решения
1. Формирование оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов Регламентация досуга и «вторичной занятости», проведение разнообразных благотворительных акций
2. Воспитание и активизация самоконтроля обучающихся путем включения их в разнообразные формы студенческого самоуправления Совершенствование приёмов и методов профилактической и воспитательной работы в образовательной организации
3. Активизация социальных норм и санкций, существующих в вузе Более широкая практика вынесения выговоров, предупреждений об отчислении
4. Переориентирование с негативных санкций на позитивные Введение различных форм материального поощрения, вынесение благодарностей
Далее. В вузе необходимо создать такую среду, которая позволит обучающимся гармонично развиваться как личностям творческим, со здоровыми жизненными убеждениями. Для достижения этого необходимо эффективно ре-ализовывать воспитательную и профилактическую деятельность со студентами. Целесообразно при этом выглядит проведение профилактических мероприятий в рамках определённой программы [6, с. 114]. Реализация такой программы будет в определённой степени способствовать комплексной организации деятельности коллектива образовательной организации по разным направлениям профилактической работы. В их числе можно назвать:
- «профилактику злоупотребления психоактивных веществ;
- профилактику распространения ВИЧ и СПИД;
- профилактику правонарушений в среде студенческой молодежи» [9, с. 134].
Такая программа с неизбежностью должна носить комплексный характер. Следовательно, желательно наличие у неё ряда определённых свойств. Последние могут быть представлены в виде табл. 3.
Таблица 3
Основные свойства комплексной программы по профилактике девиантного поведения в среде студенческой молодёжи
№ Свойство программы Краткая характеристика
1. Комплексность Привлечение к работе по профилактике деви-антного поведения специалистов различного профиля: медиков, юристов, социологов, представителей общественных и молодежных организаций
2. Системность Предполагает достижение единства учебной, научной и воспитательной работы, а равно привлечение студентов к участию в профилактической деятельности органов правопорядка
3. Социальное партнёрство Привлечение к участию в профилактических мероприятиях студентов, осваивающих специальности социальных работников, социологов, психологов
4. Обратная связь Осуществление мониторинга проявлений девиаций, изучение статистических характеристик распространенности девиантного поведения в студенческой среде, оценка результативности осуществляемых профилактических мероприятий,
5. Индивидуальная работа Учёт личных особенностей, склонностей, талантов обучающихся
В Гжельском государственном университете профилактика девиантного поведения студентов осуществляется с учётом рассмотренных выше теоретических подходов и положений. Так, для изучения социально-психологических характеристик студентов проводятся, начиная с 1 курса, диагностические мероприятия, которые на основе различных психолого-педагогических методов позволяют выявить «группы риска» среди студентов, помочь им адаптироваться к учёбе в вузе. Для профилактики девиантного поведения студентов в вузе проводится большая воспитательная работа со студентами: - дни правовой помощи студентам;
- собрания школы студенческого актива;
- собрания студентов, проживающих в общежитии (ежемесячно),
- кураторские часы,
- экскурсии в музей университета (по мере обновления выставки),
- дни профилактической работы и др. [10].
С учётом того, что вуз расположен в Подмосковье, и основной контингент студентов - это жители окрестных деревень и малых городов, в Гжельском государственном университете традиционно ведётся большая работа с родителями студентов (как студентов вуза, так и колледжа). Особенно часто проводится работа с родителями первокурсников - проводятся индивидуальные встречи с кураторами, родительские собрания, заведующими отделениями, деканами. Дважды в год проводится открытый диалог «ректор - студент», на котором ректорат обсуждает вопросы улучшения жизнедеятельности студентов вузе, что, в конечном итоге, позволяет выработать программу мероприятий по повышению удовлетворённости студентов студенческой жизнью [10].
В соответствии с комплексным планом воспитательной и социальной работы в рамках реализации Всероссийской акции «СТОП ВИЧ/СПИД» в Гжельском государственном университете был проведен ряд мероприятий, целью которых является привлечение внимания обучающихся, их родителей и работников образовательных организаций к проблематике эпидемии ВИЧ\СПИДа, повышение мотивации обучающихся к получению необходимой информации и вовлечение их в активную деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции/ СПИДа в молодежной среде [11].
В конце 2019 года в Гжельском государственном университете была организована акция «Красная ленточка», а также фотофлешмоб «Сделай фото и выложи в социальных сетях». В рамках проводимой акции волонтеры вручали студентам международный официальный символ борьбы со СПИДом - красную ленточку. Каждый прикрепивший её к верхней одежде на уровне сердца открыто заявляет о своей поддержке ВИЧ-инфицированных [11].
Профессорско-преподавательский состав Гжельского государственного университета во главе с ректоратом считает, что главный способ профилактики девиантного поведения - это вовлечение студентов в различные виды учебной, научной, воспитательной, социально-полезную деятельности. Этому способствует проведение следующих мероприятий (табл. 4).
В университете действуют следующие объединения студентов: театральная студия «СТЕП», спортивный клуб, вокальная студия, волонтерский клуб, клуб журналистики, объединённый совет обучающихся. Именно согласованная деятельность всех служб университета, студенческих объединений позволяет вести эффективную профилактическую работу со студентами, это приводит к тому, что в 2019 - 2020 году студенты Гжельского государственного университета не совершали серьёзных дисциплинарных и противоправных проступков. В процессе профилактики девиантного поведения студентов немаловажным является раннее выявление контингента, предрасположенного к различным его формам.
Библиографический список
Таблица 4
Комплекс мероприятий, способствующих вовлечению студентов
в различные виды учебной, научной, профессиональной, квазипрофессиональной, воспитательной, социально полезной деятельности
№ Комплекс мероприятий Основные виды деятельности студентов
1. Международный научный форум «Наука. Образование. Культура» научная
2. Создание представителями творческих специальностей гончарных изделий с росписью «Гжель», которые выставляются на продажу, а также пополняют музей Гжельского государственного университета профессиональная
3. Олимпиады по отдельным предметам учебная
4. Межвузовский фестиваль национальных культур «Мы учимся в России» воспитательная
5. Международный фестиваль детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели» воспитательная
6. Социально-культурные мероприятия, приуроченные к государственным праздникам воспитательная
7. Конкурсы профессионального мастерства «WORLDSKILLS» и т.д. квазипрофессиональная
По этой причине уже на младших курсах необходимо выделять «группы риска», активно реализовывать адаптационные программы.
Таким образом, на основе вышеизложенного мы можем заключить, что в современном вузе является жизненно необходимым создание такой среды, в которую войдут различные формы работы со студентами, направленные на их вовлечение в различные виды деятельности, осуществляемые в процессе профессиональной подготовки - учебной, научной, профессиональной, квазипрофессиональной, воспитательной, социально-полезной и др. Вовлечение студентов в различные виды деятельности позволяет им реализовывать свой творческий потенциал, формировать морально-нравственные жизненные убеждения, этические принципы, социальную ответственность и активную гражданскую позицию. Сочетание различных видов деятельности во время профессиональной подготовки способствует всестороннему раскрытию личности студентов и тем самым является лучшей профилактикой девиантного поведения.
1. Андреева Ю.В. Педагогический оптимизм как профессионально-личностное качество учителя. Известия Волгоградского государственного педагогическогоунивер-ситета.2013; № 2: 21 - 24.
2. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. Диссертация ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2006.
3. Кагерманьян В.С. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов. Организация развивающего воспитательного пространства вуза: сборник научно-методических материалов. Москва, 2005: 62 - 70.
4. Майсак Н.В. Особенности проявлений девиативных тенденций и паттернов личности в некоторых профессиях социономического типа. Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2009; № 3: 91 - 97.
5. Мельников Е.В. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема. Вестник Новгородского государственного университета. 2016; № 5: 61 - 64.
6. Реутов Е.В. Бабинцев В.П. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии. Социологические исследования. 2010; № 1: 109 - 115.
7. Савченков А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 5: 233 - 235.
8. Информация о работе по адаптации студентов первого курса в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Гжельский государственный университет». Available at: http://www.art-gzhel.ru/download/ttl627l0x9nkgz8.PDF
9. Отчет об организации и проведении Всероссийской акции «СТОП ВИЧ/СПИД», приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом. Электроизолятор, 2020. Available at: http://www.art-gzhel.ru/download/hjt8aukn5zrvrav.pdf
References
1. Andreeva Yu.V. Pedagogicheskij optimizm kak professional'no-lichnostnoe kachestvo uchitelya. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta.2013; № 2: 21 - 24.
2. Zmanovskaya E.V. Psihologiya deviantnogo povedeniya: strukturno-dinamicheskijpodhod. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.
3. Kagerman'yan V.S. Konceptual'nye osnovy formirovaniya sistemy vospitaniya social'no aktivnoj lichnosti studentov. Organizaciya razvivayuschego vospitatel'nogo prostranstva vuza: sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Moskva, 2005: 62 - 70.
4. Majsak N.V. Osobennosti proyavlenij deviativnyh tendencij i patternov lichnosti v nekotoryh professiyah socionomicheskogo tipa. Aktual'nye problemypsihologicheskogo znaniya: teoreticheskie i prakticheskie problemy psihologii. 2009; № 3: 91 - 97.
5. Mel'nikov E.V. Motivaciya k obucheniyu studentov v vuze kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 5: 61 - 64.
6. Reutov E.V. Babincev V.P. Samoorganizaciya i «atomizaciya» molodezhi kak aktual'nye formy sociokul'turnoj refleksii. Sociologicheskie issledovaniya. 2010; № 1: 109 - 115.
7. Savchenkov A.V. Problema formirovaniya professional'nyh kompetencij u obuchayuschihsya s deviantnym povedeniem v usloviyah professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 5: 233 - 235.
8. Informaciya o rabote po adaptacii studentov pervogo kursa v Federal'nom gosudarstvennom byudzhetnom obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego obrazovaniya «Gzhel'skij gosudarstvennyjuniversitet». Available at: http://www.art-gzhel.ru/download/ttl627l0x9nkgz8.PDF
9. Otchet ob organizacii i provedenii Vserossijskoj akcii «STOP VICh/SPID», priurochennoj k Vsemirnomu dnyu bor'by so SPIDom. 'Elektroizolyator, 2020. Available at: http://www. art-gzhel.ru/download/hjt8aukn5zrvrav.pdf
Статья поступила в редакцию 18.05.20