3. стимулирование мотивации профессионального самосовершенствования курсантов
4. Формирование и поддержка у курсантов чувства патриотизма, гражданской ответственности, чувства собственного достоинства
5. Формирование профессиональной направленности и развитие необходимых для профессии следователя способностей
6. Освоение разнообразных техник профессионального общения, необходимых в процессе реализации основных видов деятельности следователя
7. Направленность на профессионально-личностное развитие курсантов всех видов учебной и внеучебной деятельности, воспитательной работы
8. Освоение приемов психологической защиты и релаксации, приёмов выхода из стрессовых ситуаций и др.
Тем самым, формирование профессионализма будущего следователя в процессе профессиональной подготовки - крайне важный этап в его профессионально-личностном развитии.
Исследователи [1 - 3 и др.] выделяют ведущие направления профессиональной адаптации и формирования профессионализма будущих следователей, которые реализуются в процессе обучения в образовательных учреждениях системы МВД (табл. 4):
Перечисленные направления взаимосвязаны, но их значимость меняется на разных этапах вхождения будущих следователей в профессию. На первоначальном этапе для будущих следователей самое тяжёлое - это вхождение в служебные отношения, привыкание к условиям службы, а также к новым формам обучения.
Впоследствии главным является адаптация к требованиям будущей профессиональной деятельности следователя, которая происходит в процессе изучения специальных дисциплин и во время прохождения производственной практики.
Большой вклад в становлении профессионализма следователя вносят такие дисциплины, как уголовно-процессуальное право и др. Для формирования следовательского мышления важно на занятиях организовывать разбор различных ситуаций - кейс-стади, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности следователя. Как отмечает ПА. Мухина, большой эффект имеют такие формы работы на практических занятиях, как разработка самими курсантами - будущими следователями различных кейсов. Материал для кейсов они подбирают во время прохождения производственной практики. Соответствующее задание они получают перед её прохождением. Учёные-практики
Библиографический список
Таблица 4
Основные направления профессиональной адаптации и формирования профессионализма будущих следователей, реализуемые в процессе обучения в образовательных учреждениях системы МВД
№ Направления адаптации Их содержание
1. к условиям образовательного процесса в высшей школе - лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия и др. формы учебной деятельности, - большое количество времени, отводимого на самостоятельную подготовку, - участие в разнообразных видах практики, - проведение сессий по семестрам и др.
2. к условиям уставных отношений и служебной практики в вузе - наличие дисциплинарных требований, - ответственность, связанная с присягой, - несение службы по наряду, - ношение определенной формы одежды, - подчинение командирам
3. к требованиям будущей профессиональной деятельности - формирование правосознания; - формирование служебной этики следователя
(РА. Аджимуллаева [7] и др.) отмечают, что разработка кейсов с последующим их решением курсантами группы способствует хорошему усвоению материала, формированию необходимых профессиональных компетенций будущих следователей [4, 7].
На основе анализа работ, посвящённых данной проблеме [1 -3 и др.], личному опыту преподавательской деятельности на кафедре уголовного процесса Ставропольского филиала «Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4 - 6], выделим ведущие факторы эффективности формирования профессионализма у будущих следователей в процессе профессиональной подготовки:
- опора на индивидуальные особенности курсантов,
- учет специфики их профессиональной направленности во всех видах деятельности в условиях обучения в образовательных учреждениях системы МВД,
- учёт особенностей адаптации и мотивации в учебной и профессиональной деятельности курсантов на различных этапах обучения.
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Москва, 2009.
2. Мухина Г А. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД - будущих следователей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 1998
3. Шелепова М.А. Педагогические условия профессиональной адаптации будущих следователей в вузе МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2004.
4. Седых Т.В., Кошеленко А.В. Теоретические аспекты обжалования действий и решений следователя. Журнал гуманитарных наук. 2014; № 8: 59 - 62.
5. Седых Т.В. Перспективы совершенствования современного уголовно-процессуального законодательства. Журнал гуманитарных наук. 2015; № 9: 105 - 108.
6. Седых Т.В. Проблема организации взаимодействия следователя с органами дознания. Право и общество. 2016; № 1 (17): 160 - 166.
7. Аджимуллаева РА. Практико-ориентированные методы обучения в профессиональной подготовке следователей в вузе МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.
8. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.
References
1. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psihologiya. Moskva, 2009.
2. Muhina G.A. Formirovanie professionalizma u kursantov yuridicheskih vuzov MVD - buduschih sledovatelej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 1998
3. Shelepova M.A. Pedagogicheskie usloviya professional'noj adaptacii buduschih sledovatelej v vuze MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2004.
4. Sedyh T.V., Koshelenko A.V. Teoreticheskie aspekty obzhalovaniya dejstvij i reshenij sledovatelya. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2014; № 8: 59 - 62.
5. Sedyh T.V. Perspektivy sovershenstvovaniya sovremennogo ugolovno-processual'nogo zakonodatel'stva. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2015; № 9: 105 - 108.
6. Sedyh T.V. Problema organizacii vzaimodejstviya sledovatelya s organami doznaniya. Pravo i obschestvo. 2016; № 1 (17): 160 - 166.
7. Adzhimullaeva R.A. Praktiko-orientirovannye metody obucheniya v professional'noj podgotovke sledovatelej v vuze MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.
8. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.
Статья поступила в редакцию 25.05.20
УДК 371
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Moscow international university (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Dubovitzky I.N., Cand. of Science (Pedagogy), assistant professor, head of the Department of Psychology and Pedagogy, "Grzeal State University" p. Electroisolator, E-mail: [email protected] Maraykova D.E., MA student, Gzhel State University (Elektioizoliator, Russia), E-mail: [email protected]
Solovyova S.N., teacher, College of Gzhel State University, postgraduate, Gzhel State University (Elektroizoliator, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN THE PROCESS OF LEISURE ACTIVITIES OF CHILDREN AND YOUTH. The article deals with the organization of educational work in health camps. Conditions for effective upbringing of a young adolescent child in summer at health camps are formulated. The authors conclude that a children's camp is now a special social university, which not only ensures the restoration of physical and spiritual forces, but also helps young people to gain new
knowledge and improve the old, immersing them in the system of new social connections, allowing to significantly expand the spheres of activity and interests. As a result, a children's health camp becomes a tool for the formation of values, worldview, civic identity of young generation of Russia. Excursions have great educational potential, which contribute to the effective education of children and adolescents in children's health camps. Key words: students, educational process, children's health camp.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected] И.Н. Дубовицкий канд.пед. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», п. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
Д.Е. Марайкова, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, Е-mail: [email protected] С.Н. Соловьева, преп., колледж при ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
В статье рассмотрена организация воспитательной работы в условиях оздоровительных лагерей. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время детский лагерь является специальным социальным университетом, который не только обеспечивает восстановление физических и духовных сил, но и помогает молодым людям получать новые знания и совершенствовать старые, погружает их в систему новых социальных связей, позволяющих значительно расширить сферы деятельности и интересов. В результате детский оздоровительный лагерь становится инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности молодого поколения страны. Большой воспитательный потенциал имеют экскурсии, которые способствуют эффективному воспитанию детей и подростков в условиях детских оздоровительных лагерей.
Ключевые слова: учащиеся, процесс воспитания, детский оздоровительный лагерь.
Человечество постоянно заботится о своем будущем. Созданные международные организации, которые заботятся о детях и молодёжи, понимают, что будущее рождается сегодня. Дети, подростки, молодёжь - это то поколение, которое через 10 - 20 лет станет взрослым, именно от них будет зависеть, как цивилизация будет развиваться в дальнейшем. Существует и массово описано в психолого-педагогической, методической литературе большое количество инновационных методов, технологий, подходов обучения подрастающего поколения. Однако воспитательная работа и, в частности, в процессе досуга детей и молодёжи, не менее важна. Это связано с тем, что если подрастающее поколение не научить хорошо отдыхать, используя все потенциальные возможности рекреации, то перегрузки на работе в будущем и неумение отдыхать может пагубно сказаться на физическом и психическом здоровье последующих поколений. Одним из вариантов организации отдыха детей и молодёжи является детский лагерь [1 - 7].
Каникулы - это социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм учебно-воспитательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Наиболее распространённой формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типа, трудовые и досуговые лагеря [1].
Современные концепции организации летних каникул и улучшения здоровья детей и подростков рассматривают детские каникулы в летних оздоровительных лагерях как важную оставляющую жизни ребенка, в которой сочетаются моральные, духовные, когнитивные, эстетические составляющие его развития [1 - 5].
Оздоровительный лагерь интересен тем, что может эффективно создавать благоприятные возможности для привлечения всех учащихся к занятиям физической культурой и спортом, туризму, природоохранной деятельности, расширению и углублению знаний о мире, развитию творческих способностей детей и органи-
зации общественно полезной работы. На основе пожеланий детей и родителей могут быть организованы специализированные группы, смены, а также группы разных возрастов, групп и ассоциаций.
Рассмотрим более подробно формы организации детских летних каникул. Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере понимается как обоснованная система действий педагогов, направленная на упорядочение ценностного выбора совместной деятельности его предметов. На специфику формирования образовательной системы лагеря влияют такие факторы, как время (отпуск) и место (место расположения лагеря загородное, выездное). При этом можно выделить следующие характеристики воспитательного процесса в детском лагере:
- воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере не оказывает непосредственного влияния на ребенка, а отражает уровни социального взаимодействия различных субъектов: индивидуального (конкретные люди), группового (микрогруппы и микроколлективы) и социальных образовательных учреждений (семья, школа, друзья и т.д.);
- при организации учебного процесса учитываются особенности временного детского объединения (короткая продолжительность функционирования, неоднородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизни, завершенный цикл развития);
- содержание и характер взаимодействия групп и индивидов в воспитательном процессе определяются социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизни. Идеи, заложенные в содержание образовательного процесса в детском лагере, определяют отношение детей к окружающему их миру, сверстникам, к самим себе.
На основе анализа литературы [4 и др.], можно выделить следующие основные направления воспитательной работы с учащимися в условиях детского оздоровительного лагеря (табл. 1):
Таблица 1
№ Направления работы
1. Психологическое воспитание как овладение знаниями основ наук, формирование основ научного мировоззрения, опыт рациональной познавательной деятельности, развитие интеллектуальной культуры детей и их творческого потенциала
2. Правовое воспитание как воспитание правосознания и поведения соответствует гражданскому праву
3. Патриотическое воспитание - формирование у детей и молодёжи любви к Родине, чувства гордости за подвиги народа, гимн, флаг готовности к защите Родины; формирование уважения к великим свершениям своего народа и достойным страницам прошлого
4. Нравственное воспитание - формирование нравственного сознания, социально одобряемого в обществе поведения, любви к Родине, гуманного отношения к окружающим, формирование культуры общения; формирование нравственных качеств человека; воспитание у учащихся сознательной дисциплины
6. Трудовое и профориентационное воспитание предполагает формирование знаний о производственных, экономических и социальных проблемах; развитие трудовых навыков, добросовестного отношения к различным видам трудовой деятельности, подготовка к осознанному выбору профессии
6. Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического мировоззрения, формирование эстетической культуры личности, эстетических вкусов, чувств, потребностей, идеалов. Пробуждение у детей интереса к творческой деятельности, различным видам искусства
7. Экономическое образование предполагает формирование специальных знаний в рыночной экономике
8. Экологическое образование - формирование у каждого учащегося экологического сознания и отношения: глубокое понимание важности природы для собственной жизни, здоровья; физическое и духовное самосовершенствование; развитие экологической культуры, духовно-эстетического и гуманно-нравственного отношения к природе, воспитание любви к ней; формирование умения видеть, понимать и сохранять красоту окружающей среды
9. Физическое воспитание - организация активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребностей в физическом воспитании и спорте, понимание их психофизиологических основ, развитие физической силы и здоровья, формирование здорового образа жизни и др.
Основные направления работы по организации воспитания учащихся в условиях детского оздоровительного лагеря
Рассматривая вопрос о содержании воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере, необходимо поднять вопрос нормативных документов, регламентирующих порядок в лагере. На основании анализа нормативных документов можно констатировать, что воспитательный потенциал детского лагеря связан с возможностями лагеря как воспитательного пространства, обеспечивающего разнообразные человеческие устремления. Детский лагерь действует как воспитательная организация, которая решает ряд задач, связанных с жизненно важными проблемами жизни ребенка: жизненное самоопределение, выбор направлений для будущего образования, поиск моральных ориентиров и приоритетных ценностей, избавление от комплекса неопределенностей и страхов.
Детские оздоровительные лагеря предоставляют широкие возможности для обучения взаимодействию, так как формируют и развивают интеллектуальную, умственную и социальную готовность человека к эффективному участию во взаимодействии и осваивание им способов практической реализации этой готовности. Детский оздоровительный лагерь создаёт систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей и подростков в различных видах деятельности для развития социальной компетентности, социальной активности, социальной инициативы, социального самоопределения, выступая в качестве института социального образования.
В России большую популярность получили детские оздоровительные лагеря, расположенные на берегу Чёрного моря или природных водоёмов и рек. Но в силу разных причин далеко не каждая семья может позволить такой отдых для ребёнка. В результате в последнее время в силу доступности получили широкое распространение пришкольные детские лагеря. В Раменском районе Московской области ежегодно создаются десятки таких лагерей. Разнообразный досуг в этих лагерях и возможность организации разнообразной воспитательной работы позволяют вносить существенный вклад в развитие молодёжи региона. С целью знакомства с лучшими традициями региона в лагерях предусмотрены многочисленные экскурсии. С учётом того, что на территории района традиционно развит гжельский промысел, известный на весь мир, то можно сказать, что очень популярными являются экскурсии, организованные на базе музея Гжельского государственного университета.
Гжельский государственный университет и функционирующий на его базе музей декоративно-прикладного искусства (находится по адресу: Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, д. 67.) вносят заметный вклад в образовательную и культурную жизнь района и всей Московской области [8]. В 1986 году Гжельский силикатно-керамический техникум (на базе которого впоследствии был образован Гжельский государственный университет) осуществил первый выпуск отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Дипломные работы первых выпускников составили основу первой музейной коллекции, которая с того времени ежегодно пополнялась. На протяжении многих лет фонды музея формировались из дипломных работ выпускников художественного отделения техникума, а также пополнялись архивными находками и старинными фарфоровыми вещами [8].
Первыми и постоянными посетителями стали студенты художественного отделения, для которых он стал методическим центром. В музее проводились
Библиографический список
лекции и практические занятия. А впоследствии музей стал любимым местом для экскурсий детей и молодёжи, в том числе находящихся на отдыхе в детских лагерях. Наряду с авторами художественных произведений на каждой этикетке экспоната музея указаны научные руководители проектов: С.В. Олейников, Н.П. Бекетов, И.А. Хазова, Г.П. Московская, В.П. Сидоров - это преподаватели Гжельского института и национальная гордость Гжельского региона - достойные продолжатели его промысловых традиций. За последние годы экспозиции неоднократно обновлялись, при этом постоянно действующими являются следующие: «Фарфор Гжели», «Майолика Гжели», За Русь Святую», «Изделия гжельских фабрикантов», «Гжель православная» и др. [9].
Ежегодно факультетом и отделением ДПИ представляются дипломные работы, которые создают отчётную экспозицию.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что использование во время детского оздоровительного отдыха познавательных экскурсий позволяет осуществлять сразу несколько направлений воспитания - духовно-нравственного, патриотического, а в случае с посещением музея Гжельского государственного университета - эстетическое, а также профориентационное воспитание. Это связано с тем, что многих ребят удаётся заинтересовать народными промыслами, и они рассматривают возможность поступления в Гжельский государственный университет или колледж, который есть при этом университете. При этом экскурсии, как правило, осуществляют сами студенты, которые с гордостью демонстрируют работы выпускников и рассказывают, как можно обучиться ремёслам, где потом можно трудоустроиться.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что музей декоративно-прикладного искусства Гжельского государственного университета обладает огромным воспитательным потенциалом вследствие ряда обстоятельств, делающих его уникальным:
- он способствует популяризации и возрождению ремесла гжельских мастеров;
- все экспонаты сделаны руками выпускников под руководством педагогов-наставников;
- экскурсии проводят специально обученные экскурсоводы из числа студентов.
Тем самым он становится особенно притягательным и действенным средством воспитания для молодёжи - и той, кто его создаёт и проводит экскурсии, и для юных посетителей.
Рассмотрение детского оздоровительного летнего лагеря как важного института воспитания ребенка, применение современных форм и методов педагогического воздействия делает процесс воспитания личности действительно непрерывным и, с социально-педагогической точки зрения, полноценным.
Таким образом, в настоящее время детский лагерь является специальным социальным университетом, который не только обеспечивает восстановление физических и духовных сил, но и помогает молодым людям получать новые знания и совершенствовать старые, погружает их в систему новых социальных связей, позволяющих значительно расширить сферы деятельности и интересов. В результате детский оздоровительный лагерь становится инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности молодого поколения страны.
1. Методика организации летнего отдыха детей и подростков. Available at: https://poisk-ru.ru/s58590t4.html
2. Болотина Т.В., Высоцкий В.Р, Прутченков А.С. Совершенствование работы с детьми через досуговую деятельность в оздоровительном лагере на основе государственно-частного партнёрства. Воспитание школьников. 2014; № 4: 59 - 66.
3. Кругликова Г.Г, Линкер Г.Р Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2011.
4. Глузман А.В., Редькина Л.И., Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования. Гуманитарные науки. 2014; № 2 (28): 21 - 26.
5. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.
6. Организация летнего отдыха: детский лагерь в России. Основные формы организации летнего отдыха детей. Выступления по организации отдыха. Available at: https://hellcomics.ru/organizaciya-letnego-otdyha-detskii-lager-v-rossii-osnovnye-formy/
7. С детьми и подростками в детском оздоровительном лагере. Available at: https://helpiks.org/7-34321.html
8. Музей Гжельского государственного университета. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=otdih&m_act=14
9. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 41 - 43.
References
1. Metodika organizacii letnego otdyha detej i podrostkov. Available at: https://poisk-ru.ru/s58590t4.html
2. Bolotina T.V., Vysockij V.R., Prutchenkov A.S. Sovershenstvovanie raboty s det'mi cherez dosugovuyu deyatel'nost' v ozdorovitel'nom lagere na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Vospitanie shkol'nikov. 2014; № 4: 59 - 66.
3. Kruglikova G.G., Linker G.R. Teoriya i metodika organizacii letnego otdyha detej ipodrostkov: uchebnoe posobie. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gumanitarnogo universiteta, 2011.
4. Gluzman A.V., Red'kina L.I., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Krym: opyt sistemnogo proektirovaniya. Gumanitarnye nauki. 2014; № 2 (28): 21 - 26.
5. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.
6. Organizaciya letnego otdyha: detskij lager' v Rossii. Osnovnye formy organizacii letnego otdyha detej. Vystupleniya po organizacii otdyha. Available at: https://hellcomics.ru/ organizaciya-letnego-otdyha-detskii-lager-v-rossii-osnovnye-formy/
7. S det'mi ipodrostkami v detskom ozdorovitel'nom lagere. Available at: https://helpiks.org/7-34321.html
8. Muzej Gzhel'skogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=otdih&m_act=14
9. Sorokopud Yu.V., Solov'eva S.N., Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41 - 43.
Статья поступила в редакцию 12.05.20