Научная статья на тему 'Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя'

Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1327
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ" / РЕФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER’S PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL STANDARD OF “TEACHER” / METHODICAL COMPETENCE OF A TEACHER / REFORMING AND IMPROVEMENT OF EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масюкова Н.Г.

В статье представлен анализ подходов к дефинициям «профессиональная компетентность» и «методическая компетентность» учителя в современной психолого-педагогической литературе; обоснована авторская трактовка понятия «методическая компетентность», основывающаяся на требованиях Профессионального стандарта «Педагог». Методическая компетентность рассматривается как результат и важнейший показатель уровня профессиональной подготовки учителя. Автор статьи приходит к выводу, что основными признаками методической компетентности являются: умение разрабатывать, выбирать и применять соответствующие методы решения педагогических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL COMPETENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

The article presents the analysis of approaches to the definitions of “professional competence” and “methodical competence” of a teacher in modern psychological and pedagogical literature. The paper shows the author's interpretation of the concept of “methodological competence” based on the requirements of “Teacher” Professional Standard. Methodological competence is considered as the result and the most important indicator of the level of professional training of a teacher. The author comes to the conclusion that the main features of the methodological competence are: ability to develop, select and apply appropriate methods for solving pedagogical problems arising in the course of professional activity of the teacher, as well as the ability to analyze their own activities and plan changes with a view to its improvement.

Текст научной работы на тему «Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя»

3. Шилова М.И. Воспитание характера. Проблемы и поиск решения, пособие для учителей, классных руководителей, менеджеров образования и студентов - будущих учителей. Красноярск. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2007.

References

1. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva. «Akademiya», 2002.

2. Deklaraciya principov tolerantnosti. Available at. http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php

3. Shilova M.I. Vospitanie haraktera. Problemy i poisk resheniya. posobie dlya uchitelej, klassnyh rukovoditelej, menedzherov obrazovaniya i studentov - buduschih uchitelej. Krasnoyarsk. Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.05.15

УДК 378

Masyukova N.G., senior teacher, Stavropol Institute of Educational Development, Professional Development and Retraining

of Education Workers (Stavropol, Russia), E-mail: mng19712yandex.ru

METHODICAL COMPETENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER. The article presents the analysis of approaches to the definitions of "professional competence" and "methodical competence" of a teacher in modern psychological and pedagogical literature. The paper shows the author's interpretation of the concept of "methodological competence" based on the requirements of "Teacher" Professional Standard. Methodological competence is considered as the result and the most important indicator of the level of professional training of a teacher. The author comes to the conclusion that the main features of the methodological competence are: ability to develop, select and apply appropriate methods for solving pedagogical problems arising in the course of professional activity of the teacher, as well as the ability to analyze their own activities and plan changes with a view to its improvement.

Key words: methodical competence of a teacher, teacher's professional development, Professional standard of "Teacher", reforming and improvement of education system.

Н.Г. Масюкова, ст. преподаватель, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения

квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, Е-mail: mng19712yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье представлен анализ подходов к дефинициям «профессиональная компетентность» и «методическая компетентность» учителя в современной психолого-педагогической литературе; обоснована авторская трактовка понятия «методическая компетентность», основывающаяся на требованиях Профессионального стандарта «Педагог». Методическая компетентность рассматривается как результат и важнейший показатель уровня профессиональной подготовки учителя. Автор статьи приходит к выводу, что основными признаками методической компетентности являются: умение разрабатывать, выбирать и применять соответствующие методы решения педагогических проблем.

Ключевые слова: методическая компетентность учителя, профессиональный стандарт «Педагог», реформирование и совершенствование системы образования.

Изменения, происходящие в образовании, делают актуальной проблему развития профессиональной и методической компетентности учителя. Так, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы подчеркивается, что «сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров». Следует отметить, что исследование профессиональной компетентности как научной категории активно началось в 1990-е гг. Определению профессиональной компетентности учителя посвящены исследования И.Ф. Исаева, М.И. Лукьяновой, В.Л. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др. Исследователи отмечают, что профессиональная компетентность педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности учителя составляют многочисленные умения, характеризующие эту готовность. Н.Б. Ромаева, Ю.В. Стрункина подчёркивают, что отечественные и зарубежные исследователи отмечают многогранный характер профессиональной компетентности как следствие сложной структуры деятельности учителя, выделяя разное количество компонентов, которые могут сильно отличаться как по содержанию, так и по названию [1].

Особый интерес для нашего исследования представляют требования, предъявляемые к учителю Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Требования Стандарта предполагают наличие у учителя умения разрабатывать (осваивать) и применять современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; владеть современными, в том числе интерактивными, формами и методами

обучения и воспитания; апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании. Учитель должен применять инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития.

Обладание спектром перечисленных качеств, как непременное условие повышения уровня педагогического труда, нацеленного на получение заявленных в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО) новых образовательных результатов, предполагает в первую очередь непрерывное развитие методической компетентности.

Самостоятельным элементом (видом) профессиональной компетентности определяют методическую компетентность в своих исследованиях В.А. Адольф, В.И. Блинов, Н.Л. Гололо-бова, И.В. Гребенев и др. Некоторые исследователи отождествляют методическую и профессиональную компетентность, что косвенно указывает на то, что именно в методической компетентности интегрируются и актуализируются все профессиональные педагогические знания и умения. Согласно В.А. Адольф, методическая компетентность учителя представляет собой развёрнутую систему знаний по вопросам конкретного построения преподавания той или иной дисциплины. К.Ю. Кожухов понимает под методической компетентностью «совокупность методических знаний, операционно-методических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникативные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям» [2, с.11].

В структуру профессиональной компетентности педагогов, разработанную Н.Г. Миловановой, О.В. Ройтблат, М.В. Кусковой, также входит методическая компетентность, которую они характеризуют как комплекс умений, включающий: способность использовать различные методы работы с детьми; умение применять разные организационные формы образования; умение диагностировать и контролировать уровень овладения содержанием и достижения предполагаемых результатов освоения основной общеобразовательной программы; способность осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты; умение самостоятельно разрабатывать методику.

Т.Н. Гущина отмечает, что методическая компетентность есть «интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, опосредующая результативный профессиональный опыт ... представляет собой системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности [3].

И.Ю. Ковалева считает, что «научно-методическая компетентность может пониматься как интегральная характеристика деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающая системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности» [4, с. 33].

РР Магомедов, Л.С. Кутепова определили методическую компетентность учителя физической культуры как фиксированный в знаниях и умениях опыт осуществления известных и творческих способов профессиональной педагогической деятельности по разработке информационного проекта физического воспитания, охватывающий целостный процесс от создания модели до технологической подготовки рабочих материалов, рефлексии проведённой работы [5].

Библиографический список

В нашем исследовании профессиональная компетентность выступает родовым понятием, по отношению к которому понятие «методическая компетентность» является видовым. Мы пришли к выводу, что основными признаками методической компетентности являются: умение разрабатывать, выбирать и применять соответствующие методы решения педагогических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности учителя, а также умение анализировать собственную деятельность и планировать изменения с целью её совершенствования. Кроме того, методическая компетентность учителя включает комплекс умений, таких как: знание психологических механизмов усвоения знаний и развития умений в процессе обучения; знание дидактических методов и приемов, готовность применять их в процессе обучения; умение применять разные организационные формы образования; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творчество; способность создавать и использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности; умение диагностировать и контролировать уровень овладения содержанием и достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы; умение самостоятельно разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности; способность осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; способность планировать изменения с целью совершенствования системы. Данные выводы подтвердили наше предположение о том, что понятие «методическая компетентность» является основополагающим структурным компонентом профессиональной компетентности учителя. Основные признаки понятия «методическая компетентность» учителя, выявленные в статье, могут быть положены в основу системы развития методической компетентности учителя, а также - повышения квалификации.

1. Ромаева Н.Б., Стрункина Ю.В. Педагогическое образование в Великобритании и России в контексте Болонского процесса. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012; 2: 33 - 39.

2. Кожухов К.Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2008.

3. Гущина Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2001.

4. Ковалева И.Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора. Диссертации ... кандидата педагогических наук. Мурманск, 2007.

5. Магомедов Р.Р., Кутепова Л.С. Методическая компетентность как компонент профессиональной подготовленности учителя физической культуры. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010; 2: 26 - 30.

References

1. Romaeva N.B., Strunkina Yu.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Velikobritanii i Rossii v kontekste Bolonskogo processa. 'Ekonomicheskie igumanitarnye issledovaniya regionov. 2012; 2: 33 - 39.

2. Kozhuhov K.Yu. Pedagogicheskaya model' primeneniya distancionnyh tehnologij v processe formirovaniya metodicheskoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2008.

3. Guschina T.N. Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti pedagogicheskih rabotnikov uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v processe povysheniya kvalifikacii: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2001.

4. Kovaleva I.Yu. Razvitie nauchno-metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v usloviyah obrazovatel'nogo vybora. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Murmansk, 2007.

5. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' kak komponent professional'noj podgotovlennosti uchitelya fizicheskoj kul'tury. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2010; 2: 26 - 30.

Статья поступила в редакцию 05.05 .15

УДК 379.8.091

Menshenina L.L., additional education teacher, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Western branch (Kaliningrad, Russia), E-mail: lada.menshenina@mail.ru

Samsonova N.V., Doctor of Pedagogy, Professor, I. Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia),

E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

ADDITIONAL MUSIC EDUCATION OF STUDENTS. The article reviews the aim, objectives, and contents of additional music education. The work presents positive tendencies in socialization of students. The work determines music and leisure culture as the aim of additional education. The authors point out negative tendencies in cultural development and note the need in widening of students' music preferences. The research exposes the image of a university graduate, specifies challenges of music education of students, as well as the principles of additional music education in schools, including lifelong learning, filling educational gaps, and integration with leisure activities. The authors also note the forms of realization of additional music education of students.

Key words: student youth, basic music education, additional music education, music and recreational culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.