Научная статья на тему 'Система профессионально-мобильной практики'

Система профессионально-мобильной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДСИСТЕМЫ: ИСХОДНЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ / НОРМАТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ / ЭМПИРИЧЕСКАЯ / MOBILITY / PROFESSIONAL MOBILITY / PROFESSIONALLY-MOBILE PRACTICE / SYSTEM APPROACH / ANALYTICAL AND DIAGNOSTIC ACTIVITY / SUBSYSTEMS: INITIAL CONCEPTUAL BASES / REGULATORY AND INFORMATIVE / TECHNOLOGICAL / EMPIRICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Юрий Васильевич, Исхаков Ринад Хакимуллович

В статье рассматривается проблема подготовки специалистов высшего профессионального образовательного уровня, способных оперативно решать социально-педагогические проблемы у людей разной возрастной и социальной категории, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях социальных организации различной ведомственной подчиненности. Подготовка таких специалистов возможна, как утверждают авторы статьи, в условиях профессионально-мобильной практики. Системно и структурообразующим понятием данной статьи является профессиональная мобильность как профессионально-личностное качество студента выпускника. Производным понятием является профессионально-мобильная практика. В статье приведены характерные особенности данного вида практики. Успешность профессионально-мобильной практики зависит от реализации системного подхода. В профессионально мобильной практике этот подход выделяет основные подсистемы: подсистема исходных концептуальных оснований, нормативно-содержательная, технологическая, эмпирическая. При этом на уровне технологической подсистемы выделяются следующие компоненты: процессуально-содержа169 тельный, процессуально-деятельностный, процессуально-методический. Критерием эффективности организации и проведения профессионально-мобильной практики является степень готовности студента к будущей профессиональной социально-педагогической деятельности, которая определяется на основе аналитико-диагностической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PROFESSIONALLY-MOBILE PRACTICE

The article considers the problem of training of specialists of social sphere social workers in the context of institutions of higher education. The training of such specialists ispossible, according to the author of the article, within professionally-mobile practice. System and structure-forming concept of the article is professional mobility as a professional and personal quality of the graduate student. Derivative concept is professionally-mobile practice. Characteristics of this type of practice are presented in the article. The success of professionally-mobile practice depends on the implementation of system approach. In professionally mobile practice this approach allocates the main subsystems: subsystem of the initial conceptual bases, standard and substantial, technological, empirical. Thus at the level of a technological subsystem the following components are allocated: procedural and substantial, procedural and activity, procedural and methodical. The criterion of efficiency of the organization and implementation of professionally-mobile practice is the degree of readiness of the student for future professional social and pedagogical activity which is defined on the basis of analytical and diagnostic activity.

Текст научной работы на тему «Система профессионально-мобильной практики»

УДК [371.12:37.013.42-051]:378.147.88 ББК Ч448.98+Ч448.276.4

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Ю.В. Сысоев, Р.Х. Исхаков

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов высшего профессионального образовательного уровня, способных оперативно решать социально-педагогические проблемы у людей разной возрастной и социальной категории, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях социальных организации различной ведомственной подчиненности. Подготовка таких специалистов возможна, как утверждают авторы статьи, в условиях профессионально-мобильной практики.

Системно и структурообразующим понятием данной статьи является профессиональная мобильность как профессионально-личностное качество студента выпускника. Производным понятием является профессионально-мобильная практика. В статье приведены характерные особенности данного вида практики.

Успешность профессионально-мобильной практики зависит от реализации системного подхода. В профессионально мобильной практике этот подход выделяет основные подсистемы: подсистема исходных концептуальных оснований, нормативно-содержательная, технологическая, эмпирическая. При этом на уровне технологической подсистемы выделяются следующие компоненты: процессуально-содержа- 169 тельный, процессуально-деятельностный, процессуально-методический. Критерием эффективности организации и проведения профессионально-мобильной практики является степень готовности студента к будущей профессиональной социально-педагогической деятельности, которая определяется на основе аналитико-диагностической деятельности.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, профессионально-мобильная практика, системный подход, аналити-ко-диагностическая деятельность, подсистемы: исходных концептуальных оснований, нормативно-содержательная, технологическая, эмпирическая.

SYSTEM OF PROFESSIONALLY-MOBILE PRACTICE

| Yu.V. Sysoev, R.Kh. Iskhakov

Abstract. The article considers the problem of training of specialists of social sphere - social workers in the context of institutions of higher education. The training of such specialists ispossible, according to the author of the article, within professionally-mobile practice.

System and structure-forming concept of the article is professional mobility as a professional and personal quality of the graduate student. Derivative concept is professionally-mobile practice. Characteristics of this type of practice are presented in the article. The success of professionally-mobile practice depends on the implementation of system approach. In professionally mobile practice this approach allocates the main subsystems: subsystem of the initial conceptual bases, standard and substantial, technological, empirical. Thus at the level of a technological subsystem the following components are allocated: procedural and substantial, procedural and activity, procedural and methodical. The criterion of efficiency of the organization and implementation of professionally-mobile practice is the degree of readiness of the student for future professional social and pedagogical activity which is defined on the basis of analytical and diagnostic activity.

Keywords: mobility, professional mobility, professionally-mobile practice, system approach, analytical and diagnostic activity, subsystems: initial conceptual bases, regulatory and informative, technological, empirical.

170 В

условиях динамично меняющегося мира возникает потребность в таком личностном качестве, как мобильность. Современный социально-экономический контекст российского рынка труда ориентирован на профессионально-мобильных специалистов.

Эта тенденция в профессиональной подготовке специалистов обозначена в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где отмечается: «...основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответ-

ственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, профессионально мобильного, способного к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готового к непрерывному профессиональному росту» [1].

Успешная реализация социальной политики государства возможна при привлечении специалистов социальной сферы — социальных педагогов с таким сформированным профессионально-личностным качеством, как профессиональная мобильность.

Профессиональная мобильность социального педагога долж-

на рассматриваться как интегральное, динамическое качество личности, обеспечивающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность к освоению инноваций в образовании и к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе. При этом профессиональная мобильность, как личностно-професси-ональное качество педагогов, может выступать одновременно и условием успешности их профессионального развития и самореализации в быстроменяющемся мире, и фактором устойчивого развития сферы профессиональной педагогической деятельности и общества в целом.

В качестве характеристик профессиональной мобильности (внутренней) можно выделить:

• открытость, выражающуюся в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;

• активность, обеспечивающую постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т.д.;

• адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности; при этом высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, изменениям в профессиональной сфере, функционально различным видам деятельности должна строить-

ся на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей и нравственно-культурных констант;

• коммуникативность как способность устанавливать необходимые связи и контакты с любыми субъектами совместной деятельности;

• креативность, обеспечивающую творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию [2].

Подготовка данных специалистов возможна в условиях организации и проведения профессионально-мобильной практики.

Профессионально-мобильная практика — это практико-ориен-тированный вид внеучебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования профессионально-личностных качеств как профессиональная мобильность.

Реализация системы профессионально-мобильной практики возможна при динамичной организации и проведении практик, когда студенты мобильны

а) организационно:

— они активно адаптируются во время практики в условиях различных ведомственных учреждений;

— они активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях различных ведомственных учреждений;

171

б) содержательно:

— они открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;

— они активно включаются в решение социально-педагогических проблем в условиях учреждения;

— они креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике [3, с. 94-118].

Эффективность данного вида практики по формированию, становлению и развитию будущих социальных педагогов с такими заданными профессионально-личностными качествами, как профессиональная мобильность, будет высокой на основе системного подхода.

На основании проведенного анализа и в соответствии с морфологическим аспектом системного подхода были выделены основные уровни, подсистемы рассматриваемой концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики для студентов направления подготовки «Психолого-,,„ педагогическое образование» (профиль I'2 «Психология и Социальная педагогика») в вузе [4]. Опираясь на исследование Л.И. Саввы [5, с. 172] по разработке содержания структурно-функционального инварианта педагогической системы и адаптируя данный подход в соответствии с задачами профессионально-мобильной практики, авторы статьи выделяют следующие базовые подсистемы:

• концептуальная подсистема — включает исходные методологические основания, закономерности и принципы социально-личностно-о-риентированной концепции профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе;

• нормативно-содержательная подсистема — включает цели, стандарты, содержание профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе;

• технологическая подсистема — включает педагогические средства, условия, формы, способы реализации адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе;

• эмпирическая подсистема — включает задачи, оценки, результаты реализации адаптивной системы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе.

Подсистема исходных концептуальных оснований разрабатываемой концептуальной модели системы включает исходные методологические основания, закономерности и принципы социально-личност-но-ориентированной концепции профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе.

Исходным онтологическим основанием моделирования системы профессионально-мобильной практики является интегративная по своей природе социально-педагогическая деятельность. Исходным гносеологическим основанием содержания рассматриваемой концептуальной модели системы служит система интегративного социально-педагогического знания, включающая интеграцию не только знаний, умений, навыков, компетенций, но и способов их реализации.

Концептуальные положения моделирования системы профессионально-мобильной практики включают методологические основания ин-тегративно-компетентностного подхода, раскрывающие сущностные характеристики процесса формиро-

вания профессиональной компетентности специалиста, закономерности и принципы организации данной системы, являющиеся основой соци-ально-личностно-ориентированной концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе.

Таким образом, подсистема исходных концептуальных оснований реализует функцию научного обеспечения концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики и опирается на нормативно-содержательную подсистему.

Нормативно-содержательная подсистема концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики включает цели, стандарты, содержание профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе.

Существенное значение при этом приобретает трансформация модульных характеристик специалиста социальной сферы в содержание обучения. Это первая основополагающая процедура перехода от модели специалиста к модели его подготовки, составляющая проектирование содержания учебных дисциплин. Следующая процедура — выбор адекватных этому содержанию и реальному уровню развития личности форм, методов и средств обучения, обеспечивающих его осмысление и индивидуальное усвоение, то есть формирование технологической подсистемы.

Таким образом, нормативно-содержательная подсистема определяет функцию технологического обеспечения системы профессионально-мобильной практики в вузе.

Технологическая подсистема концептуальной модели системы

включает педагогические средства, условия, формы, способы реализации системы профессионально-мобильной практики.

Педагогический смысл профессиональных технологий подготовки состоит в приближении учебно-профессиональной среды к профессиональным условиям социально-педагогической деятельности. С этих позиций реализация системного подхода направлена на интеграцию теоретической и практической подготовки специалистов социальной сферы и максимальное соотнесение с реальными производственными проблемами по решению социально-педагогических проблем у людей разной возрастной и социальной категории, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях организации различной ведомственной подчиненностью.

Научное обоснование необходимости интеграции профессиональной подготовки социальных педагогов состоит в его характеристиках целостности и действенности на основе соотнесения всех составляющих профессионально-образовательной подготовки социальных педагогов с должностными требованиями к социальному педагогу, как специалисту организации по социальной защите.

В контексте развития системного подхода в организации и проведения профессионально-мобильной практики эти составляющие формулируются в следующем виде:

• теоретическое содержание отражает процессуально-содержательный компонент практики: знание студентом на научно-теоретическом уровне содержания социально-педагогической деятельности по оказанию помощи людям разной возрастной

173

социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

• деятельностная отражает про-цессуально-деятельностный компонент практики: знание студентом на научно-практическом уровне содержания, включающего оказание социально-педагогической помощи людям разной возрастной и социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

• научно-методическая обеспеченность отражает процессуально-методический компонент практики: знание студентом на научно-методическом уровне содержательного обеспечения социально-педагогической деятельности по оказании помощи людям разной возрастной и социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Необходимо отметить, что интеграция слабо отражена в учебных программах по дисциплинам предметной подготовки будущих специалистов социальной сферы, в конкретных дидактических технологиях, в методических рекомендациях.

Поэтому в нашей работе используется интегративно-модульная форма организации профессионально-мобильной практики, что позволяет строить профессиональное обучение в виде непрерывного, воспроизводимого процесса с четким фиксированием прогнозируемых результатов, формировать вариативные образцы социально-педагогической деятельности в соответствии с требованиями адаптивности образовательного процесса и многообразные варианты творческой, поисковой деятельности самого студента в решении социально-педагогических ситуаций в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности.

Функционирование системы профессионально-мобильной практики обеспечивается адаптивными лич-ностно-ориентированными технологиями организации образовательного процесса, применение которых тесно связано с адаптацией к личностным особенностям студентов, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность. Особое значение приобретает гибкость этих технологий, их вариативность, этапы выполнения действий студентами, а также такие факторы, как объективная сложность и индивидуальные затруднения.

Для определения эффективности работы технологической подсистемы необходимо реализовать мониторинг степени готовности студента к профессиональной социально-педагогической деятельности на основе эмпирической подсистемы.

Эмпирическая подсистема концептуальной модели включает задачи, оценки, результаты организации системы профессионально-мобильной практики для подготовки специалистов социальной сферы в вузе.

Эти действия выполнимы, если будет реализована комплексная аналитико-диагностическая деятельность — мониторинг по профессиональному становлении студента как специалиста — социального педагога. Комплексность системы мониторинга проявляется в том, что в оценке уровня профессиональной подготовки принимают все участники практики: студент, методический руководитель практики от вуза, методист-куратор от принимающей организации, руководитель организации.

Основными аналитико-диагно-стическими инструментариями являются:

• характеристика на студента практиканта, заполняемая руководителем принимающей организации в пятибалльной рейтинговой системе;

• анкета самоанализа по степени готовности студента к профессиональной социально-педагогической деятельности на личностно-профес-сиональном уровне, заполняемая самим студентом в десятибалльной рейтинговой системе;

• анкета по личностной рефлексия студента как потенциального специалиста, заполняемая самим студентом в десятибалльной рейтинговой системе;

• анкета по определению степени готовности студента к профессиональной социально-педагогической деятельности на личностно-профес-сиональном уровне, заполняемая методистом-куратором от принимающей организации в десятибалльной рейтинговой системе.

Комплексную аналитико-диагно-стическую деятельность необходимо проводить после каждого вида практики. Отчетным документом является не только дневник по практике, но и сопровождающие документы: анкеты, характеристика и заполненная форма проектной деятельности.

Можно, конечно, провести многостороннюю диагностику в конце всех видов практик, но тогда будет виден только окончательный результат, а для преподавателей вуза важно именно определить динамику профессионального становления студента как специалиста в условиях практики.

При положительной динамике — студент с большей долей вероятности

пойдет работать по специальности, при отрицательной динамике — студент с меньшей долей вероятности пойдет работать по специальности, но если это произойдет, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Главной целью системы профессионально-мобильной практики является «введение» студента в профессиональное пространство социально-педагогической деятельности, осмысление норм и ценностей деятельности специалистов социальной сферы, формирование и развитие профессиональной компетентности, обеспечивающей реализацию личностного потенциала будущего специалиста. Поэтому основным критерием оценки результативности является уровень сфор-мированности профессиональной компетентности будущего специалиста на соответствующем этапе его обучения в вузе.

Таким образом, результатом проектирования концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики в вузе является выделение составляющих ее базовых подсистем (концептуальной, нормативно-содержательной, технологической и эмпирической), а также соответствующих функций (оптимального управления, научного, нормативного, методического и практического обеспечения системы). Рассмотренная система является концептуальной, так как направлена на реализацию разработанной социально-личностно-ориен-тированной концепции профессиональной подготовки в системе высшего образования.

175

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751. - М.: Правительство Российской Федерации, 2000 [Электронный ресурс]. - URL: http://elementy. ru/library9/doctrina.htm (дата обращения: 27.05.2015).

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-о-риентированных образовательных концепций) [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 345 с.

3. Игошев, Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете [Текст] / Б.М. Игошев. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 201 с.

4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр): Приказ Ми-нобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm 200-1.pdf (дата обращения: 25.05.2015).

5. Савва, Л.И. Формирование межличностного познания учителя в вузе: Дис. ...

176 д-ра пед. наук [Текст] / Л.И. Савва.- Магнитогорск, 2002. - 349 с.

REFERENCES

1. Federalnyj gosudarstvennyj standart vys-shego professionalnogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050400 psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifkacija (stepen) bakalavr): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 dekabrja 2009 g. No. 788, available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_10/prm 200-1.pdf (accessed: 25.05. 2015). (in Russian)

2. Gershunskij B.S., Filosofija obrazovanija dlja XXI veka (V poiskah praktiko-orien-tirovannyh obrazovatelnyh koncepcij, Moscow, 1998, 345 p. (in Russian)

3. Igoshev B.M., Organizacionno-pedagogi-cheskaja sistema podgotovki professional-no mobilnyh specialistov v pedagogiches-kom universitete, Moscow, 2008, 201 p. (in Russian)

4. Nacionalnaja doktrina obrazovanija v Ros-sijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 4 oktjabrja 2000 g. No. 751, Moscow, 2000, available at: http:// elementy.ru/library9/doctrina.htm (accessed: 27.05.2015). (in Russian)

5. Savva L.I., Formirovanie mezhlichnostnogo poznanija uchitelja v vuze, ScD dissertation (Pedagogy), Magnitogorsk, 2002, 349 p. (in Russian)

Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет; Заслуженный работник физической культуры РСФСР; академик, Международная академия педагогического образования, maraton90@mail.ru Sysoev Yu.V., ScD in Education, Professor, Moscow State University of Education; Honored Worker of Physical Culture of the RSFSR; academician, International Academy of Pedagogical Education, maraton90@mail.ru

Исхаков Ринад Хакимуллович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; член-корреспондент, Международная академия педагогического образования, maraton90@mail.ru Iskhakov R.Kh., PhD in Education, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University; Honored Worker of Higher Professional Education, Russian Federation; Member-Correspondent, International Academy of Pedagogic Education, Maraton90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.