Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия адаптации выпускников педагогических вузов к рынку труда'

Социально-педагогические условия адаптации выпускников педагогических вузов к рынку труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВЫПУСКНИК / МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхаков Ринад Хакимуллович, Дружинина Елена Николаевна

Статья посвящена роли и значению профессиональной адаптации студентов в условиях вуза как фактора успешного трудоустройства выпускника на рынке труда, включающий этапы обучения в образовательном учреждении и трудоустройство. В статье рассмотрен понятийно-терминологический аппарат проблемы; обозначены целевые подходы в реализации социально-педагогических условий по профессиональной адаптации выпускников в условиях вуза; определена организационно-содержательная форма по успешной профессиональной адаптации; раскрыта роль профессионально-мобильной практики, как основной организационно-содержательной форме по адаптации; определена значимость по адаптации студентов Центра вуза по содействию трудоустройства выпускников-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхаков Ринад Хакимуллович, Дружинина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия адаптации выпускников педагогических вузов к рынку труда»

УДК 378+316.3/4

Исхаков Ринад Хакимуллович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и теологии Российского государственного профеcсионально-педагогического университета, [email protected], Екатеринбург

Дружинина Елена Николаевна

Доцент кафедры теории и практики управления организацией Института кадрового развития и менеджмента, начальник Управления социальной работы Уральского государственного педагогического университета, [email protected], Екатеринбург

социально-педагогические условия адаптации

выпускников педагогических вузов к рынку труда

Аннотация. Статья посвящена роли и значению профессиональной адаптации студентов в условиях вуза как фактора успешного трудоустройства выпускника на рынке труда, включающий этапы обучения в образовательном учреждении и трудоустройство. В статье рассмотрен понятийно-терминологический аппарат проблемы; обозначены целевые подходы в реализации социально-педагогических условий по профессиональной адаптации выпускников в условиях вуза; определена организационно-содержательная форма по успешной профессиональной адаптации; раскрыта роль профессионально-мобильной практики, как основной организационно-содержательной форме по адаптации; определена значимость по адаптации студентов Центра вуза по содействию трудоустройства выпускников-педагогов.

Ключевые слова. Адаптация, выпускник, мобильность, профессиональная готовность, профессиональная адаптация, профессионально-мобильная практика, социально-педагогические условия.

Iskhakov Rinad Hakimullovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Theology of the Russian State Professional Pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg

Druzhinina Elena Nikolaevna

Postgraduate student of the Ural State Pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg

socio-pedagogical conditions of adaptation of graduates of pedagogical universities to the labour market

Abstract. The article is devoted to the role and importance of professional adaptation of students in conditions of higher education as a factor of successful employment of graduates on the labour market. In this article, sufficiently describes the conceptual and terminological apparatus on this issue. Target approaches in the implementation of socio-pedagogical conditions of the efficient adaptation of graduates in the conditions of the University. Defined organizational and substantive form for successful professional adaptation, namely professional-mobile practice. Presents socio-pedagogical role in this activity the Center of promoting employment in the Governance structure of social work.

Keywords. Adaptation, graduate, mobility, professional readiness, professional adaptation, vocational mobile practice, socio-pedagogical conditions.

Развитие российской экономики сегодня в значительной мере зависит от уровня подготовки профессиональных кадров, в частности, от умения выпускников высших учебных заведений адаптироваться, от их мобильности и готовности к профессиональной деятельности.

Исходя из оценки имеющейся ситуации

на рынке труда, необходимо констатировать, что определенная часть выпускников испытывает трудности с поиском работы и сроками начала трудовой деятельности. Современных студентов-выпускников характеризует недостаточная информированность о рынке труда, неспособность спланировать собственные действия по поиску

работы, не в полном объеме знание правил и владение приемами эффективного коммуникационного взаимодействия. Все эти условия выступают гарантиями успешного трудового старта выпускников. В широком смысле проблемы с трудоустройством связаны с несоответствием структуры потребностей рынка труда в рабочей силе профессионально-квалификационному составу выпускников учебных заведений, который отражает не достаточный уровень готовности, адаптивности и мобильности к активным действиям по поиску своего работодателя. Выпускник банально не готов к конкурентной борьбе ни на рынке рабочей силы, ни на рынке рабочих мест.

Главным «игроком» на рынке труда, конечно, является работодатель, предъявляющий собственные требования к выпускникам. Современный работодатель в меньшей степени интересуется дипломами потенциальных работников, а в большей степени - их умениями и компетенциями, владение которыми будет обеспечивать их успешное становление в профессиональной среде.

Если вуз озабочен профессиональной судьбой своих выпускников, то он должен так же быть озабочен созданием социально-педагогических условий по профессиональной адаптации студентов к российскому рынку труда.

При решении этой задачи возникает ряд понятийных проблем: что такое профессиональная адаптация, в чем сущность профессиональной готовности, что является организационно-содержательной основой по созданию социально-педагогических условий по адаптации выпускников к профессиональной деятельности?

Профессиональная адаптация будущих выпускников вузов имеет свою структуру, форму, содержание, механизмы, движущие силы, траекторию, тенденции и закономерности развития. Ряд исследователей связывает понятие профессиональной адаптации с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. Так, С. Г. Вершловский отмечает, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность [7]. С точки зрения О. А. Шияна профессиональ-

ная адаптация представляет собой «процесс интеграции в профессию, овладения мастерством, приложения профессиональных знаний, умений и навыков к конкретным ситуациям» [8]. Профессиональная адаптация имеет свой психологический аспект, который, как отмечает Н. А. Ершова, является внутренней стороной профессиональной адаптации и проявляется в «развитии устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности» [3].

Изучение вышеназванных и других научных источников показывает, что профессиональная адаптация носит многофункциональный характер:

- является необходимым условием и, одновременно, средством оптимизации взаимодействия человека с профессиональной деятельностью и профессиональной средой;

- способствует развитию человека и является составной частью профессионального развития личности.

- является необходимой при овладении человеком любой профессиональной деятельностью.

С целью формирования социально-педагогических условий по адаптации студентов к рынку труда необходимо реализовывать следующие направления:

- изучение регионального рынка труда, определение потребности в кадрах;

- постоянное изучение профессионально-образовательных потребностей студенческой молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;

- изучение запросов работодателей и их требований к выпускникам;

- периодическое информирование студентов о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы;

- налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и университетом.

Успешная реализация этих направлений возможно при решении вузом следующих основных задач:

1. Выработка единых концептуальных подходов и создание на их основе единой системы содействия трудоустройству выпускников в университете.

2. Определение основных стратегических

целей, направлений деятельности и задач по трудоустройству выпускников на учебный год.

3. Выработка критериев и показателей оценки качества процесса по организации трудоустройства выпускников.

4. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию процесса трудоустройства выпускников, методической и нормативной документации.

5. Координация работы структурных подразделений и общественных объединений университета по организации трудоустройства выпускников.

6. Изучение, обобщение и популяризация опыта других вузов и подразделений университета по организации трудоустройства выпускников.

7. Анализ социально-психологических проблем студенчества, связанных с процессом трудоустройства, определение путей их решения.

8. Организация и поддержание взаимодействия выпускников и работодателей с вузом.

Результатом эффективности деятельности вуза по социально-педагогической адаптации студента-выпускника является его готовность к профессиональной деятельности и конкретно к российскому рынку труда.

Формирование готовности студентов к занятости на рынке труда Г. Н. Жуков рассматривает: «как целостный педагогический процесс, результатом которого является сформированность такого интегрированного качества личности, как «готовность осуществлять занятость на рынке труда» (курсив наш Р.И. и Е.Д.). В связи с этим он констатирует, что формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов становится особенно актуальном в социально-педагогическом аспекте: «... Дело в том, что готовность как ин-тегративное качество личности будущего специалиста характеризует активно-действенное субъективное состояние личности и мобилизует ее силы для выполнения поставленной задачи» (курсив наш Р.И. и Е.Д.).

Данная готовность обусловлена и внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы - требования работодателя к профессиональным компетенциям. Социальные и экономические требования

рынка труда, особенности производственной адаптации (на рабочем месте) и др.

Внутренние факторы - это требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), требования к педагогическим работникам, особенности используемых технологий обучения и воспитания, психофизиологические требования к студенту, состояние учебно-материальной базы, мотивация и профессиональная направленность процесса обучения, а именно что отражает в полной мере социально-педагогические условия по адаптации студентов в условиях вуза [4].

На основе выше изложенного, можно сформулировать определенное умозаключение, что адаптивный процесс в условиях вуза - это противоречивый социально-педагогический процесс, включающий этапы обучения в образовательном учреждении и трудоустройство, процесс взаимодействия множества внутренних и внешних факторов, действующих по влиянием рынка труда, который осуществляет отбор более конкурентных выпускников.

Доминирующей организационно-содержательной формой по адаптации является практика. На сегодняшний день возникла необходимость реструктуризации организации и проведения практики, а именно в контексте профессионально-мобильной практики.

Необходимость в реорганизации вызвана объективной реальностью - необходимостью эффективной и мобильной профессиональной деятельности специалистов любой профессиональной сферы в связи с динамично изменявшимся рынком труда в России.

Данная озабоченность отражена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой в 2000 году и рассчитанная на период до 2025 года, в которой сформулирована необходимость по ориентированию российской системы профессионального образования на : « - подготовку высокообразованных людей и высоко-квалифицированныхспециалистов,способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» (курсив наш Р. И. и Е. Д.) [6].

Это привело к противоречию: темпы развития сферы профессиональной деятельности специалистов существенно выше,

чем темпы развития профессиональной подготовки специалистов, поэтому система профессиональной подготовки кадров не успевает быстро реагировать на вновь появляющиеся процессы и явления на рынке труда.

Системо и структурообразающими понятиями профессионально-мобильной практики выступают - мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность. На основе изучения работ Н. А. Ершовой, Г. Н. Жукова, Б. М. Игошева и др. нами приняты следующие определения выделенных понятий.

Мобильность - готовность человека к перемещениям в социальном пространстве, легко адаптироваться к изменяющимся условиям и гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами.

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Профессиональная мобильность - интегральное динамическое качество личности, обусловливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе.

Признак интегральности проявляется в наличии и сформированности личностных внутренних интенциях:

- открытость, выражающаяся в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;

- активность, обеспечивающая постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т.д.; это качество личности выражается в готовности участвовать и участии в различных общественных меро-

приятиях, проектах разной содержательной направленности; в деятельном интересе к разным сферам социальной и профессиональной активности и др.;

- адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности; при этом высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, изменениям в профессиональной сфере, функционально различным видам деятельности должна строиться на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей и нравственно-культурных констант;

- коммуникативность как способность устанавливать необходимые связи и контакты с любыми субъектами совместной деятельности;

- креативность, обеспечивающая творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию [5].

В результате под профессионально-мобильной практикой принято следующее определение. Профессионально-мобильная практика - это практико-ориентированный вид учебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования профессионально-личностных качеств будущего специалиста.

В результате многолетнего опыта проведения профессионально-мобильной практики в ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» и ФГОУ ВПО Уральский го-сЗударственный педагогический университет» нами выделены условия динамичной организации и проведении подобной практики, когда студенты мобильны:

а) организационно:

- активно адаптируются во время практики в условиях учреждениях различных ведомственных учреждений;

- активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях учреждениях различных ведомственных учреждений;

б) содержательно:

- открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;

- активно включаются в решении социально-педагогических проблем в условиях учреждения;

- креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике.

Особая роль в организации профессионально-мобильной практики и трудоустройстве выпускников вуза отводится Центру содействия трудоустройству выпускников. Специалистами Центра содействия трудоустройству, работниками институтов и факультетов осуществляется сбор и обобщение информации для определения рынка труда, где предстоит работать выпускникам.

Соглашения и договоры, заключенные с вузами, налаженная система взаимодействия с информационно-методическими центрами управлений образования, службами по управлению персоналом организаций, центрами занятости населения города и области позволяет получать информацию о перспективах развития как образовательной сферы города и области, так и в целом рынка труда и о потребностях в специалистах.

Библиографический список

1. Галагузова М. А. Интегративно-дифферен-цированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект : моногр. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 224 с.

2. Галагузова М. А. Адаптация бакалавров к социально-педагогической деятельности // Профессиональное образование. Столица. - 2014. -№ 1. - С.35-37.

3. Ершова Н. А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 204 с.

4. Жуков Г. Н. Готовность будущих специалистов к занятости на рынке труда как фактор их социально-профессиональной мобильности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. матер. Междун. конф. - Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2014. - С. 235-241.

5. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография - М. : ВЛАДОС, 2008. - 201 с.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 / М.: Правительство Российской Федерации, 2000. [Электронный ресурс].URL: http:// elementy.ru/library9/doctrina.htm (дата обращения: 09.04. 2014)

7. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб.: СПб ГУПМ, 1994. - 132 с.

8. Шиян О. А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры // Педагогика. - 1996. - № 1. - С. 104-108.

9. Holmes B. Education Development Trends / B.Holmes // International Yearbook of Education. Paris : UNESCO, 1983. - 45 с.

10. Simon S. B., Kirshenbaum H. N. Values and Future Education Movement. Learning for Tomorrow / S.B.Simon, H.N.Kirshenbaum. -N.Y., 1974. - 345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.