Научная статья на тему 'Проектная деятельность как основа формирования профессиональной мобильности будущих социальных педагогов'

Проектная деятельность как основа формирования профессиональной мобильности будущих социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / HIGHER EDUCATION / PROJECT WORK / OCCUPATIONAL MOBILITY / PROFES-SIONAL / MOBILE PRACTICE MANAGEMENT SOFTWARE AND THE TARGET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхаков Ринад Хакимуллович

В статье рассматривается проблема подготовки профессионально-мобильных специалистов социальных педагогов, способных в условиях социальных организаций различной ведомственной подчинённости решать оперативно и мобильно социально-педагогические проблемы людей разных возрастных и социальных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основой формирования такого профессионала является профессионально-мобильная практика, в организационно-содержательную деятельность которой входит проектная деятельность студентов. Автором представлены цели, задачи, компоненты и план реализации профессионально-мобильной практики будущих социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT ACTIVITY IS THE BASIS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY FUTURE SOCIAL TEACHERS

The problem of training professional mobile professionals social workers capable in terms of social organizations of different departmental subordination-sti decide promptly and mobile social-pedagogical problems of people of different age and social-categories of in difficult life situation. The basis of the formation is takogoprofessionala-Mobile is a professional-practice in organizational and substantive activities of the project which includes the activities of students. The author presents the goals, objectives, components, and implementation plan for pro-professionally-mobile future practice of social workers.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как основа формирования профессиональной мобильности будущих социальных педагогов»

УДК 378

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Р.Х. Исхаков

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки профессионально-мобильных специалистов -социальных педагогов, способных в условиях социальных организаций различной ведомственной подчинённости решать оперативно и мобильно социально-педагогические проблемы людей разных возрастных и социальных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основой формирования такого профессионала является профессионально-мобильная практика, в организационно-содержательную деятельность которой входит проектная деятельность студентов. Автором представлены цели, задачи, компоненты и план реализации профессионально-мобильной практики будущих социальных педагогов.

Ключевые слова: высшее образование, проектная деятельность, профессиональная мобильность, профессионально-мобильная практика, программно-целевое управление

THE PROJECT ACTIVITY IS THE BASIS

OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY FUTURE SOCIAL TEACHERS

R.H. Iskhakov

Abstract. The problem of training professional mobile professionals - social workers capable in terms of social organizations of different departmental subordination-sti decide promptly and mobile social-pedagogical problems of people of different age and social-categories of in difficult life situation. The basis of the formation is takogoprofessionala-Mobile is a professional-practice in organizational and substantive activities of the project which includes the activities of students. The author presents the goals, objectives, components, and implementation plan for pro-professionally-mobile future practice of social workers.

Keywords: higher education, project work, occupational mobility, profes-sional, mobile practice management software and the target

Динамизм изменяющегося мира, требующегося оперативного, мобильного решения различного рода проблем формирует необходимость подготовки специалистов с определенными профессионально-личностными качествами, а именно: наличиия у этих специалистов такого качества как профессиональная мобильность [4,7].

Данный аспект отражен в Национальной доктрине образования Российской Федерации, принятой в 2000 году и рассчитанной на период до 2025 года, в которой сформулирована необходимость по ориентированию российской системы профессионального образования на: «.. ..подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [5].

Подготовка социальных педагогов с заданным профессионально-личностным качеством, а именно профессиональной мобильностью возможна при новом концептуальном подходе по организации и проведению производствен-

ной практики, которая организационно и содержательно должна стать профессиональномобильной практикой.

Профессионально-мобильная практика -это практико-ориентированный вид учебной деятельности по профессиональному становлению будущего социального педагога в производственных условиях с целью формирования профессиональной компетентности и профессиональной мобильности будущего социального педагога [2, 3].

Одной из основных целевых задач учебнопрофессиональной практики будущих социальных педагогов - это формирование и развитие способности студентов, как будущих специалистов социальной сферы, оперативно решать в условиях социальных организаций различной ведомственной подчинённости социально-педагогические проблемы людей разной возрастной и социальной категории попавшим в трудную жизненную ситуацию [5]

Дополнительным компонентом в содержательной организации данного вида практики является проектная деятельность по решению определенной социально-педагогической про-

блемы у людей разной возрастной и социальной категории в условиях социальной организации, где студент проходит практику.

Основная цель проектной деятельности -формирование у студента умений, навыков по эффективной и оперативной организации своей профессиональной деятельности (в качестве социального педагога) на основе спроектированного им программно-целевого управления (ПЦУ). Сообразно цели, определим задачи учебно-профессиональной практики будущих социальных педагогов:

- систематизация знаний по профессиональной социально-педагогической области;

- формирование умений по структурированию своей профессиональной деятельности в качестве социального педагога;

- формирование креативного мышления по решению социально-педагогических проблем людей разной возрастной и социальной категории.

Данная проектная деятельность направлена на создание социально-педагогического проекта по решению определенной проблемы у людей разной возрастной и социальной категории в условиях принимающей организации на основе программно-целевого управления. При успешной научно-методической разработанности проекта (ПЦУ) он будет рекомендован для использования в профессиональной деятельности специалистов. Социально-педагогический проект будет являться совместным продуктом деятельности методического руководителя практики, методиста-куратора практики и самого студента -практиканта.

Тема социально-педагогического проекта будущего социального педагога определяется руководителем организации на основании производственной необходимости по решению определенной проблемы и создания в социальной организации комплекта программ по целевому управлению.

Проект по программно-целевому управлению должен иметь следующие компоненты:

1. Научный компонент: проект является научно разработанным решением определенной социально-педагогической проблемы, основанным на достижениях социальной педагогики, ее теории и практики.

2. Формализационный (дескриптивный) компонент: проект представляется описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для решения социально-педагогической проблемы.

3. Процессуально-деятельностный компонент: проект предстает как целевая программа

управления деятельности объектов и субъектов [6].

Формирование проектной деятельности будущих социальных педагогов в ходе профессионально-мобильной практики состоит из следующих этапов

Первый этап (постановка задачи) - выявление производственной необходимости данного проекта на основе неразработанности решения этой проблемы в условиях принимающей организации или с целью ее эффективной оптимизации.

Второй этап (научный компонент) - определение компонентной структуры проекта: проблема; возрастная и социальная категория; характерологическая типология клиента-заявителя; факторная обусловленность трудной жизненной ситуации: физическая, психическая, эмоциональная, экономическая; определение ресурсов, способствующих выходу человека из трудной жизненной ситуации: личностная,

нормативно-правовая, экономическая, материальная, социально-личностная поддержка; перечень документов необходимых для решения социально-педагогической проблемы; алгоритм взаимодействия со специалистами данной организации или со специалистами других организация различной ведомственной подчинённости; определение схемы мониторинга по определению степени успешности решения данной проблемы; определение результативности предпринятых действий по решению социально-педагогических проблемы.

Третий этап (формализационный компонент) - системное формирование теоретической основы для решения социальнопедагогической проблемы: описание проблемы; описание факторов, повлекших вхождение человека в трудную жизненную ситуацию; определение типологии клиента-заявителя; выявление наличие личностных ресурсов, способствующих выходу человека из трудной жизненной ситуации: физическая, интеллектуальная, образовательная, психоэмоциональная поддержка; выявление ресурсов у организации, способствующих выходу человека из трудной жизненной ситуации: кадровых, нормативноправовых, финансовых, материальных; делегирование по решению проблемы конкретному специалисту службы организации.

Четвертый этап (процессуальнодеятельностный компонент) - составление проект-плана по решению социальнопедагогических проблем людей разной возрастной и социальной категории, состоящий из следующих компонентов: определение законодательной основы по нормативно-правовому

решению этой проблемы; составление календарного графика по поэтапному решению проблем; сбор необходимой индивидуальной документации для формирования сопровождающего пакета документов в различные инстанции системы социальной защиты; оформление необходимой служебной документации по формам- образцам; согласование взаимодействий и взаимоотношений с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию и со специалистами разного профиля этой организации или со специалистами других организаций различной ведомственной подчинённости.

Третий и четвертый этапы входят в сам проект-план, который представляется в технологической форме (перечень компонент, их содержание, перечень ответственных лиц за каждый компонент).

Профессиональная мобильность определяется не только способностью специалиста менять профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестан-

Литература:

1. Галагузова Ю. Н. Теория практика профессионально подготовки социальных педагогов: монография. - М., 2001. - 121 с.

2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Горюнова - Ростов- н/ Дону , 2006. - 427 с.

3. Игошев Б. М. Организационно- педагогическая система подготовки профессиональномобильных специалистов в педагогическом университете / Б. М. Игошев - М. : ВЛАДОС, 2008 -201 с.

4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения// Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал.- 2012. - № 1.-С. 25-35.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 / М.: Правительство Российской Федерации, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // elementy.ru/library9/doctrina. htm

6. Прохорова, И. К. Профессиональная мобильность как условие успешной социализации молодежи / И. К. Прохорова // Социально профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат. и док. Межд. конф., Екатеринбург, 29 - 30 мая 2014г. / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. -С. 249 - 252.

7. Храпаль, Л.Р. Теория и практика формирования профессиональной компетентности в контексте информатизации образования [коллективная

дартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма а так же способностью быстро осваивать новую образовательную и социальную среду. Эффективно действующий специалист должен обладать рядом качеств, которые выступают на первый план (креативность мышления, быстрота принятия решения, способность к обучаемости, самобу-чаемости, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, устойчивость к фрустрирую-щим факторам внешней и внутренней среды, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства). Высокая степень адаптивности при деятельности в турбулентной среде характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста, способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя [5]. Это возможно, на наш взгляд, при формировании личного профессионального опыта на основе проектной деятельности.

монография] / Л.Р. Храпаль, Д.В. Гулякин, В.П. Валова. - Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010.- 389 с.

References:

1. Galaguzova Ju. N. Teorija praktika professionals podgotovki social'nyh pedagogov: monografija. - M., 2001. - 121 s.

2. Goijunova L. V. Professional'naja mobil'nost' specialista kak problema razvivajushhegosja obrazova-nija Rossii: dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08 / L. V. Goijunova - Rostov- n/ Donu , 2006. - 427 s.

3. Igoshev B. M. Organizacionno-pedagogicheskaja sistema podgotovki professional'no-mobil'nyh specialistov v pedagogicheskom universitete / B. M. Igoshev - M.: VLADOS, 2008 - 201 s.

4. Muhametzjanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. Innovacionnye principy v podgotovke pedagogov professional'nogo obuchenija/ / F.Sh. Muhametzjanova, G.A. Shajhutdinova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. - № 1. S. 25-35.

5. Nacional'naja doktrina obrazovanija v

Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva

Rossij-skoj Federacii ot 4 oktjabrja 2000 g. N 751 / M.: Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, 2000. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: //

elementy.ru/library9/doctrina. htm

6. Prohorova, I. K. Professional'naja mobil'nost' kak uslovie uspeshnoj socializacii molodezhi / I. K. Prohorova // Social'no professional'naja mobil'nost' v XXI veke: sb. mat. i dok. Mezhd. konf., Ekaterin-burg, 29 - 30 maja 2014g. / pod red. G.M. Romanceva, V.A. Kopnova. - Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. - S. 249 - 252.

7. Hrapal', L.R. Teorija i praktika formirovanija professional'noj kompetentnosti v kontekste in-formatizacii obrazovanija [kollektivnaja monografja] / L.R. Hrapal', D.V. Guljakin, V.P. Valova. - Georgi-

evsk: Georgievskij tehnol. in-t (filial) GOU VPO «Severo-Kavkazskij gosudarstvennyj tehnicheskij uni-versitet», 2010.- 389 s.

Сведения об авторе:

Исхаков Ринад Хакимуллович (г. Екатеринбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и кафедры социальной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, e-mail: iskhak@list.ru

Data about the author:

Iskhakov R.H. (Ekaterinburg, Russia), candidate of pedagogical sciences, assistant professor the Department of professional pedagogy and the Department of social pedagogy and psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, e-mail: iskhak@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.