УДК 67:01 ББК 781.5
Исхаков Ринад Хакимуллович
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра социальной педагогики и теологии
Тч V> V> W 1
Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Iskhakov Rinad Halimullovich candidate of pedagogical science, associate Professor the Department of social pedagogy and theology Russian state professional pedagogical University Ekaterinburg [email protected] Профессионально-мобильная практика студентов-бакалавров социальной сферы в контексте научного исследования Professionally-mobile practice of students-bachelors of social sphere in the
context of scientific research
В статье раскрывается проблема профессионально-мобильной практики будущих бакалавров психолого-педагогического образования (профиль психология и социальная педагогика) для адаптации их к социально-педагогической деятельности.
In the article the problem of professional-mobile practice prospective undergraduates psychological-pedagogical education (profile psychology and social pedagogy) for the adaptation to socio-pedagogical work.
Ключевые слова: бакалавриат, практика, профессионально-мобильная практика.
Key words: bachelor, practice, professional practice mobile.
Актуальность исследования
В современных условиях радикально изменяется система подготовки кадров для социальной сферы. «Специалитет» (ГОСы -1995, 2000,2005 г.г.) готовил для социальной сферы специалистов по социальной работе и социальной педагогике, то есть социальных работников и социальных педагогов и это отражено сейчас в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР) ОК 016 - 94(современный
W Т-1 W I W \
аналог упраздненной «Единой тарифной сетки»).
Правда, «Социальный педагог» теперь обозначен в данном документе как «Педагог социальный» [7].
В настоящее время подготовка кадров социальной сферы ориентирована на европейские образовательные нормы в соответствии с Болонским соглашением.
Сегодня в связи с принятием нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Вузы заканчивают профессиональную подготовку специалистов по социальной педагогике. Вот уже третий год ведется подготовка по ФГОС ВПО, в котором социальная педагогика отнесена к направлению подготовки психолого-педагогического образования, профиль - психология и социальная педагогика.
Сути проблемы не меняет: есть конкретная сфера профессиональной деятельности для специалистов по социальное педагогике, но нет соотнесения с системой профессиональной подготовки этих специалистов. ФГОС -2010 г. не ориентирован на подготовку конкретных кадров по специальности «Социальная педагогика».
Историзм исследования
Краткий исторический экскурс профессионального образования кадров социальной сферы, в частности, по специальности «Социальная педагогика», можно рассмотреть на основе анализа государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО). Система высшего профессионального образования по подготовке кадров социальной сферы по специальности реализовывала следующие ГОС ы: 1995, 2000, 2005 г.г., а сейчас активно внедряется стандарт нового поколения ФГОС - 2010 года.
Отличие предыдущих ГОСов от ФГОСа проявляется в определенной узости профессиональной социальной-педагогической деятельности.
ГОС -1995 наиболее адекватно отразил острую государственную и общественную потребность в специалистах по оказанию социально-педагогической помощи людям разной возрастной и социальной категории.
ГОС - 2000 делает акцент на воспитательную работу
В ГОСе - 2005 дано определение социального педагога как социального менеджера. Более того в стандартах 2000 и 2005 г. область профессиональной
деятельности социального педагога существенна ограничена: образовательные учреждения различного типа, вида или сферы образования. Таким образом, совершенствование государственных стандартов привело к определению узкой формы профессиональной деятельности социального педагога, которая устанавливается в рамках сферы образования.
Налицо противоречие между определением сферы профессиональной деятельности социального педагога в государственных образовательных стандартах 2000, 2005 гг. и практикой социально-педагогической деятельности.
Узость профессиональной сферы социального педагога привело к профессиональной деформированности кадров социальной сферы.
В условиях современного политико-экономического и социально-культурного контекста проявляется тенденция к дифференциации социальных проблем и так же уточнение: кто, какие кадры, с какими определенными профессионально-личностными качествами будут решать эти проблемы.
Это отражает философское понимание человеческой природы. Человек многообразен в своих проявлениях не только в позитивных, но и так же в негативных. Профессиональные кадры социальной сферы решают задачи с негативными проявлениями человеческой природы: алкоголизм, наркомания, проституция, тунеядство и т.п.
В реалиях развивающего современного российского общества социальные проблемы, связанные с людьми разной возрастной и социальной категории остались с нами и их все равно кому-то надо решать.
Переход от узко направленного формирования студентов как специалистов социальной сферы (ГОС-2005) к более широкому, расширенному связан с расширением спектра социальных, социально-педагогических и психологических проблем (ФГОС -2010). Поэтому подготовка кадров для социальной сферы осуществляется в контексте профессиональной подготовки направления «Психолого-педагогическое образование» и профиля «Психология и социальная педагогика».
Данный подход в профессиональной подготовке отражает, что любая человеческая проблема жизнесуществования это социальное, педагогическое и психологическое проявления при различных обстоятельствах.
Поэтому возникает научная проблема, как подготовить бакалавра для практической деятельности в реалиях политико-экономического и социально-культурного контекста развивающего государства и общества.
Одним из направлений решения этой проблемы может быть с профессионально-мобильная практика.
При анализе содержания практик предыдущих ГОСов мы выявляем следующее.
В отличие от 1995 г., в стандарте 2000 обозначены конкретные виды практик: летняя педагогическая; комплексная; социально-педагогическая; психолого-педагогическая практики и инструктивно-методический лагерь. В стандарте 2005 г. представлены учебная, летняя педагогическая, социально-педагогическая, практика в школе и комплексная. Набор практик существенно не изменился. Но в стандарте 2005 г. подробно сформулированы их задачи и указаны учреждения для прохождения практик.
Перечень задач практической подготовки направлен лишь на постепенное усложнение видов деятельности, но не выстраивает динамику формирования профессионально-личностных качеств, например как адаптивность студентов к реальной картине социально-педагогической действительности.
Адаптировать студента-практиканта к множественности спектра социальных, социально-педагогических и психологических проблем, связанных с социальными, педагогическими и психологическими проявлениями людей разной возрастной и социальной категорий при различных обстоятельствах и необходимости динамично (мобильно) их решать.
Это возможно в условиях организации и проведения профессионально-мобильной практики.
Понимание сути научных изысканий возможно при субъективном формулировании основных системо и структурообразующих понятий.
Базовые понятия
Мобильность - готовность человека к перемещениям в социальном пространстве, легко адаптироваться к изменяющимся условиям и гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами.
Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Профессиональная мобильность - интегральное динамическое качество личности, обусловливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе (Б. С. Гершунский, И. Р. Пригожин, И. Т. Фролов и др.) [3,6,8].
Признак интегральности проявляется в наличии и сформированности личностных внутренних интенциях:
• открытость, выражающаяся в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;
• активность, обеспечивающая постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т.д.; это качество личности выражается в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; в деятельном интересе к разным сферам социальной и профессиональной активности и др.;
• адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности; при этом высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, изменени-
ям в профессиональной сфере, функционально различным видам деятельности должна строиться на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей и нравственно-культурных констант;
• коммуникативность как способность устанавливать необходимые связи и контакты с любыми субъектами совместной деятельности;
• креативность, обеспечивающая творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию [4].
На основании вышеизложенного мы предлагаем рабочую формулировку профессионально-мобильной практики.
Профессионально-мобильная практика - это практико-ориентированный вид внеучебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования профессионально-личностных качеств как профессиональная мобильность.
На основании вышеизложенной концепции системы профессиональной мобильной практики необходимо так же концептуально преобразовать содержание рабочих программ по практике. Они должны отражать компетентност-ный подход.
Содержание профессионально-мобильной практики
Управленческая система любого учреждения по социальной защите это есть производство, где присутствует взаимодействие, взаимоотношение, посредничество между участниками (специалист - клиент), где есть система номенклатур служебных документов, организационно-исполнительная система, нормативно-правовая система законодательных документов, - и все это является содержанием профессиональной деятельности специалистов учреждения
К основным конструктам профессиональных компетенций относятся организационно-управленческие, правовые, документные, консультационно-информационные, коммуникативные. Структура заданий должна быть систем-
ной, выстроена с учетом принципа динамичного мобильного формирования этих компетенций.
Компетенция является категорией динамично развивающейся, поэтому понятия и перечень компетенций будут постоянно уточняться.
Организационно-управленческая компетенция
Клиенту можно помочь, если студент знает, как организовать административно-исполнительскую реализацию спроектированной помощи.
Правовая компетенция
Клиенту (ребенку) помочь можно на основе знаний государственной законодательной системы социальной защиты. Без знаний законов, решение проблемы останется только на уровне эмоциональных переживаний.
Документная компетенция
Помощь буден реальна, если студент знает, как документально оформить нормативно-правое оказание помощи.
Консультационно-информационная компетенция
Способность проконсультировать клиента по его проблеме на основе теоретико-практических знаний, дать адекватно целесообразные рекомендации, приводящие к положительному исходу решения его проблемы.
Коммуникативная культура
В профессиональном плане правильно воспринять, преобразовать и сформулировать проблему, выраженную клиентом в его эмоционально-личностных переживаниях, очень важно для эффективного ее решения. Для того, чтобы помочь клиенту необходимо услышать его.
Гипотеза исследования
Успешная реализация системы профессионально-мобильной практики возможно при динамичной организации и проведении практик, когда студенты мобильны
а) организационно:
- они активно адаптируются во время практики в условиях учреждениях различных ведомственных учреждений;
- они активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях учреждениях различных ведомственных учреждений;
б) содержательно:
- они открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;
- они активно включаются в решении социально-педагогических проблем в условиях учреждения;
- они креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике.
При сформированности у студента - выпускника этих профессионально-личностных качеств выпускник будет личностно, социально и профессионально защищен на рынке труда.
Библиографический список
1.Галагузова, М. А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. [Текст] / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. - М. : ВЛАДОС, 2010. -224 с.
2.Галагузова, Ю. Н. Интегративно-дифференцированный подход в профессиональной подготовке социальных педагогов и специалистов социальной работы: монография [Текст] / Ю.Н. Галагузова, И.А. Ларионова. - Екатеринбург.: УрГПУ, 2007. - 172 с.
3. Гершунский, Б. С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования [Текст] / Б. С. Гершунский . - // Сов. педагогика. - 1987. - № 7. - С. 57 - 62.
4. Игошев, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете [Текст] : монография - М. : ВЛАДОС, 2008. - 201 с.
5. Носко, И. В. Компетентностная модель выпускника вуза - бакалавра педагогики: учеб.-метод. пособие [Текст] - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. - 112 с.
6. Пригожин, И.Р. Философия нестабильности [Текст] / И.Р. Пригожин - // Вопр. философии. - 1991. - № 6. - С. 46 - 52.
7. Приложение к Постановлению КМ РУз от 20.08.2010 г. № 181. С изменениями в соответствии с приказом министра труда и социальной защиты населения РУз от 23.01.2013 г. № 3-Б зарегистрированным МЮ РУз 05.02.2013 г. № 2421
8. Фролов, С.С. Социология [Текст]: учеб. пособие. - М. : Гардарики, 1999. - 344 с.
9. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» [Текст] / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Bibliography
1. Galaguzova, M. A. Integrative-differentiated professional training of specialists of social sphere: scientific-practical aspect: monograph. [Text] / M. A. Galaguzova, Yu. N. Galaguzova. - M : VLADOS, 2010. - 224 pages.
2. Galaguzova, Yu. N. Integrative-differentiated approach in training social pedagogues and specialists of social work: monograph [Text] / N. Galaguzova, I. A Larionova. - Yekaterinburg.: , Ural state pedagogical University, 2007. - 172 pages.
3. Gershunsky, B.S. Pedagogical science in the conditions of continuous education [Text] / B.S. Gershunsky. - // Sov. pedagogy. - 1987. - № 7. - 57 - 62 pages.
4. Igoshev, B. M. Organizational-pedagogical system of preparation of professional mobile specialists in pedagogical University [Text] : monograph - M : VLADOS, 2008. - 201 pages.
5. Noskov, I. C. Competence model of a University graduate - bachelor of pedagogy: textbook. - method. guide [Text] - Vladivostok : Izd Dalnevost. University, 2009. - 112 pages
6. Prigogin, I. R. Philosophy instability [Text] // Neirokhirurgii. philosophy. - 1991. - № 6. - 46 - 52 pages.
7. Appendix to the Resolution of the Cabinet of the Republic of Uzbekistan from 20.08.2010, № 181. With changes in accordance with order of Minister of labor and social protection of population of the Republic of Uzbekistan from 23.01.2013, № 3-B registered by Ministry of justice of the Republic of Uzbekistan 05.02.2013, № 2421
8. Frolov, S.S Sociology [Text]: textbook. manual - M : Gardariki, 1999. - 344
pages.
9. Stinova, G. N. Social pedagogy: textbook. for students of higher educational institutions on a speciality "Social pedagogics" [Text] / G. N. Stinova, M. A. Galaguzova, Yu. N. Galfguzova ; edited editor M. A. Galfguzova. - M : VLADOS , 2008. - 447 pages.