УДК 378
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Р.Х. Исхаков
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки профессионально-мобильных специалистов -социальных педагогов, способных в условиях социальных организаций различной ведомственной подчинённости решать оперативно и мобильно социально-педагогические проблемы людей разных возрастных и социальных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основой формирования такого профессионала является профессионально-мобильная практика, в организационно-содержательную деятельность которой входит проектная деятельность студентов. Автором представлены цели, задачи, компоненты и план реализации профессионально-мобильной практики будущих социальных педагогов.
Ключевые слова: высшее образование, проектная деятельность, профессиональная мобильность, профессионально-мобильная практика, программно-целевое управление
THE PROJECT ACTIVITY IS THE BASIS
OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY FUTURE SOCIAL TEACHERS
R.H. Iskhakov
Abstract. The problem of training professional mobile professionals - social workers capable in terms of social organizations of different departmental subordination-sti decide promptly and mobile social-pedagogical problems of people of different age and social-categories of in difficult life situation. The basis of the formation is takogoprofessio-nala-Mobile is a professional-practice in organizational and substantive activities of the project which includes the activities of students. The author presents the goals, objectives, components, and implementation plan for pro-professionally-mobile future practice of social workers.
Keywords: higher education, project work, occupational mobility, profes-sional, mobile practice management software and the target
Динамизм изменяющегося мира, требующегося оперативного, мобильного решения различного рода проблем формирует необходимость подготовки специалистов с определенными профессионально-личностными качествами, а именно: наличиия у этих специалистов такого качества как профессиональная мобильность [4,7].
Данный аспект отражен в Национальной доктрине образования Российской Федерации, принятой в 2000 году и рассчитанной на период до 2025 года, в которой сформулирована необходимость по ориентированию российской системы профессионального образования на: «.. ..подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [5].
Подготовка социальных педагогов с заданным профессионально-личностным качеством, а именно профессиональной мобильностью возможна при новом концептуальном подходе по организации и проведению производствен-
ной практики, которая организационно и содержательно должна стать профессионально-мобильной практикой.
Профессионально-мобильная практика -это практико-ориентированный вид учебной деятельности по профессиональному становлению будущего социального педагога в производственных условиях с целью формирования профессиональной компетентности и профессиональной мобильности будущего социального педагога [2, 3].
Одной из основных целевых задач учебно -профессиональной практики будущих социальных педагогов - это формирование и развитие способности студентов, как будущих специалистов социальной сферы, оперативно решать в условиях социальных организаций различной ведомственной подчинённости социально-педагогические проблемы людей разной возрастной и социальной категории попавшим в трудную жизненную ситуацию [5]
Дополнительным компонентом в содержательной организации данного вида практики является проектная деятельность по решению определенной социально-педагогической про-
блемы у людей разной возрастной и социальной категории в условиях социальной организации, где студент проходит практику.
Основная цель проектной деятельности -формирование у студента умений, навыков по эффективной и оперативной организации своей профессиональной деятельности (в качестве социального педагога) на основе спроектированного им программно-целевого управления (ПЦУ). Сообразно цели, определим задачи учебно-профессиональной практики будущих социальных педагогов:
- систематизация знаний по профессиональной социально-педагогической области;
- формирование умений по структурированию своей профессиональной деятельности в качестве социального педагога;
- формирование креативного мышления по решению социально-педагогических проблем людей разной возрастной и социальной категории.
Данная проектная деятельность направлена на создание социально-педагогического проекта по решению определенной проблемы у людей разной возрастной и социальной категории в условиях принимающей организации на основе программно-целевого управления. При успешной научно-методической разработанности проекта (ПЦУ) он будет рекомендован для использования в профессиональной деятельности специалистов. Социально-педагогический проект будет являться совместным продуктом деятельности методического руководителя практики, методиста-куратора практики и самого студента -практиканта.
Тема социально-педагогического проекта будущего социального педагога определяется руководителем организации на основании производственной необходимости по решению определенной проблемы и создания в социальной организации комплекта программ по целевому управлению.
Проект по программно-целевому управлению должен иметь следующие компоненты:
1. Научный компонент: проект является научно разработанным решением определенной социально-педагогической проблемы, основанным на достижениях социальной педагогики, ее теории и практики.
2. Формализационный (дескриптивный) компонент: проект представляется описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для решения социально-педагогической проблемы.
3. Процессуально-деятельностный компонент: проект предстает как целевая программа управления деятельности объектов и субъектов [6].
Формирование проектной деятельности будущих социальных педагогов в ходе профессионально-мобильной практики состоит из следующих этапов
Первый этап (постановка задачи) - выявление производственной необходимости данного проекта на основе неразработанности решения этой проблемы в условиях принимающей организации или с целью ее эффективной оптимизации.
Второй этап (научный компонент) - определение компонентной структуры проекта: проблема; возрастная и социальная категория; характерологическая типология клиента-заявителя; факторная обусловленность трудной жизненной ситуации: физическая, психическая, эмоциональная, экономическая; определение ресурсов, способствующих выходу человека из трудной жизненной ситуации: личностная, нормативно-правовая, экономическая, материальная, социально-личностная поддержка; перечень документов необходимых для решения социально-педагогической проблемы; алгоритм взаимодействия со специалистами данной организации или со специалистами других организация различной ведомственной подчинённости; определение схемы мониторинга по определению степени успешности решения данной проблемы; определение результативности предпринятых действий по решению социально-педагогических проблемы.
Третий этап (формализационный компонент) - системное формирование теоретической основы для решения социально-педагогической проблемы: описание проблемы; описание факторов, повлекших вхождение человека в трудную жизненную ситуацию; определение типологии клиента-заявителя; выявление наличие личностных ресурсов, способствующих выходу человека из трудной жизненной ситуации: физическая, интеллектуальная, образовательная, психоэмоциональная поддержка; выявление ресурсов у организации, способствующих выходу человека из трудной жизненной ситуации: кадровых, нормативно-правовых, финансовых, материальных; делегирование по решению проблемы конкретному специалисту службы организации.
Четвертый этап (процессуально-деятельностный компонент) - составление проект-плана по решению социально-
педагогических проблем людей разной возрастной и социальной категории, состоящий из следующих компонентов: определение законодательной основы по нормативно-правовому решению этой проблемы; составление календарного графика по поэтапному решению проблем; сбор необходимой индивидуальной документации для формирования сопровождающего пакета документов в различные инстанции системы социальной защиты; оформление необходимой служебной документации по формам- образцам; согласование взаимодействий и взаимоотношений с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию и со специалистами разного профиля этой организации или со специалистами других организаций различной ведомственной подчинённости.
Третий и четвертый этапы входят в сам проект-план, который представляется в технологической форме (перечень компонент, их содержание, перечень ответственных лиц за каждый компонент).
Профессиональная мобильность определяется не только способностью специалиста ме-
нять профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма а так же способностью быстро осваивать новую образовательную и социальную среду. Эффективно действующий специалист должен обладать рядом качеств, которые выступают на первый план (креативность мышления, быстрота принятия решения, способность к обучаемости, самобу-чаемости, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, устойчивость к фрустрирую-щим факторам внешней и внутренней среды, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства). Высокая степень адаптивности при деятельности в турбулентной среде характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста, способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя [5]. Это возможно, на наш взгляд, при формировании личного профессионального опыта на основе проектной деятельности.
Литература:
1. Галагузова Ю. Н. Теория практика профессионально подготовки социальных педагогов: монография. - М., 2001. - 121 с.
2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Горюнова - Ростов- н/ Дону , 2006. - 427 с.
3. Игошев Б. М. Организационно- педагогическая система подготовки профессионально -мобильных специалистов в педагогическом университете / Б. М. Игошев - М. : ВЛАДОС, 2008 -201 с.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения// Ф.Ш. Мухаметзяно-ва, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал.- 2012. - № 1.-С. 25-35.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 / М.: Правительство Российской Федерации, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // ele-menty.ru/library9/doctrina.htm
6. Прохорова, И. К. Профессиональная мобильность как условие успешной социализации молодежи / И. К. Прохорова // Социально профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат. и док. Межд. конф., Екатеринбург, 29 - 30 мая 2014г. / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. - Екате-
ринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. -С. 249 - 252.
7. Храпаль, Л.Р. Теория и практика формирования профессиональной компетентности в контексте информатизации образования [коллективная монография] / Л.Р. Храпаль, Д.В. Гулякин, В.П. Валова. - Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010.- 389 с.
References:
1. Galaguzova Ju. N. Teorija praktika professionals podgotovki social'nyh pedagogov: monografi-ja. - M., 2001. - 121 s.
2. Goijunova L. V. Professional'naja mobil'nost' specialista kak problema razvivajushhegosja obrazova-nija Rossii: dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08 / L. V. Gorjunova - Rostov- n/ Donu , 2006. - 427 s.
3. Igoshev B. M. Organizacionno- pedagogi-cheskaja sistema podgotovki professional'no-mobil'nyh specialistov v pedagogicheskom universitete / B. M. Igoshev - M.: VLADOS, 2008 - 201 s.
4. Muhametzjanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. Innovacionnye principy v podgotovke pedagogov pro-fessional'nogo obuchenija/ / F.Sh. Muhametzjanova, G.A. Shajhutdinova // Kazanskij pedagogicheskij zhur-nal. 2012. - № 1. S. 25-35.
5. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Ros-sijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Rossij-skoj Federacii ot 4 oktjabja 2000 g. N 751 / M.: Pravi-
tel'stvo Rossijskoj Federacii, 2000. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: // elementy.ru/library9/doctrina.htm
6. Prohorova, I. K. Professional'naja mobil'nost' kak uslovie uspeshnoj socializacii molodezhi / I. K. Prohorova // Social'no professional'naja mobil'nost' v XXI veke: sb. mat. i dok. Mezhd. konf., Ekaterin-burg, 29 - 30 maja 2014g. / pod red. G.M. Romanceva, V.A.
Kopnova. - Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. - S. 249 - 252.
7. Hrapal', L.R. Teorija i praktika formirovanija professional'noj kompetentnosti v kontekste in-formatizacii obrazovanija [kollektivnaja monografja] / L.R. Hrapal', D.V. Guljakin, V.P. Valova. - Georgi-evsk: Georgievskij tehnol. in-t (filial) GOU VPO «Se-vero-Kavkazskij gosudarstvennyj tehnicheskij uni-versitet», 2010.- 389 s.
Сведения об авторе:
Исхаков Ринад Хакимуллович (г. Екатеринбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и кафедры социальной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Iskhakov R.H. (Ekaterinburg, Russia), candidate of pedagogical sciences, assistant professor the Department of professional pedagogy and the Department of social pedagogy and psychology, Russian State Vocational Pedagogical University, e-mail: [email protected]