УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Кудратов Н.А.
Кудратов Некруз Абдунабиевич - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой, кафедра коммерческого права, Таджикский государственный университет коммерции, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация: статья посвящена вопросам систематизации преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. В результате анализа и обобщения теории и практики уголовного права, а также уголовного законодательства, предложена система преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Ключевые слова: безопасность государства, конституционный строй, экстремизм, экономическая безопасность, шпионаж, диверсия.
Конституция Республики Таджикистан провозглашает, что Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство (ст. 1). Республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства неизменны (ст. 100). Учитывая этих положений Конституции, уголовный Кодекс Республики Таджикистан (далее УК РТ) в главе 29 установил ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
В главе 29 УК РТ предусмотрено 13 составов преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства. В теории уголовного права единообразного понимания классификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства не существует. Возможно поэтому, в различные периоды развития уголовного права ученые и практики по-разному классифицировали эти преступления. Исходя из этого, возникает необходимость в установлении основных критериев, способствующих делению таких преступлений на отдельные группы или виды.
В научных трудах А.А. Пионтковского, А.А. Игнатьевым, С.В. Дьякова, Б.Н. Кадникова, В.В. Лунеева, А.В. Наумова, А.И. Рарога, и др. в основном, систематизация вышеуказанных преступлении проводилось исходя из объекта (видового и непосредственного) преступления.
Все преступления главы 29 УК РТ объединены по видовому объекту, но внутри системы систематизация преступлений на группы может быть самой различной в зависимости от задач и целей классификации. Считается, что любая классификация может быть правильной, если за ее основу берется стабильный признак, выражающий качественные свойства и своеобразие классифицируемых явлений.
А.А. Пионтковский, принимая во внимание объект посягательства, подобную группу преступлений периода СССР делил на следующие виды:
1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность СССР; 2) преступления, посягающие на политическую основу СССР; 3) преступления, посягающие на экономическую основу СССР [1].
Немного иной представляется система таких преступлений, представленная А.А. Игнатьевым. В основе ее построения он обоснованно ввел непосредственный объект посягательства. Система имела следующий вид:
а) особо опасные государственные преступления, посягающие на государственную независимость, территориальную неприкосновенность или военную мощь СССР. К ним относятся: измена Родине и шпионаж;
б) особо опасные государственные преступления, посягающие на политическую основу СССР: террористический акт и антисоветская агитация, и пропаганда;
в) особо опасные государственные преступления, посягающие на экономическую систему СССР: диверсия и вредительство;
г) особо опасные государственные преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств: террористический акт против представителя иностранного государства и пропаганда войны;
д) организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации;
е) особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства и трудящихся [2].
Независимо от того, что распался СССР, вышеуказанные системы, безусловно, не теряли свою актуальность, роль и влияние на нынешнюю систему преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в постсоветских государствах.
В науке уголовного права, исследователи, обычно делят преступления против основ конституционного строя и безопасности государства на две, три или пять групп. Такие разделения показывает о дискуссионность анализируемой группы преступлений.
Соответственно источникам угроз родового объекта, безопасность государства делится на три непосредственных объекта: это внешняя безопасность, внутренняя безопасность и экономическая безопасность. На основе этого, С.В. Дьяков предлагает следующую систему преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства:
1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность: государственная измена; шпионаж; разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну.
2. Преступления, посягающие на внутреннюю безопасность:
а) преступления экстремистского характера: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организация экстремистского сообщества; организация деятельности экстремистской организации.
б) преступления террористического характера: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; насильственный захват власти или насильственное удержание власти; вооруженный мятеж.
3. Преступление, посягающее на экономическую безопасность: диверсия [3].
Анализируя систему этих преступлений (на примере РФ), А.И. Рарог в зависимости от
непосредственного объекта, предлагает систематизировать эти группы преступления на следующие виды:
1) преступления против внешней безопасности государства;
2) посягательство на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности;
3) преступления, посягающие на основы политической системы государства;
4) посягательства на экономическую безопасность и обороноспособность государства;
5) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны [4].
А.В. Наумов, предлагает следующую систему преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства:
1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность государства;
2) преступления, посягающие на легитимность государственной власти, т. е. направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции; совершение вооруженного мятежа;
3) преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности;
4) преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность государства;
5) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как одной из составляющих основ конституционного строя) [5].
В результате анализа и обобщения теория и практика уголовного права, а также уголовного законодательства, можно предлагать следующую систему преступления против основ конституционного строя и безопасности государства:
a) преступления против безопасности суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государства (измена государству (ст. 305); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 306); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан (ст. 307); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и публичное оправдание экстремизма (ст. 3071); шпионаж (ст. 308); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля Республики Таджикистан (ст. 310) и вооруженный мятеж (ст. 313));
b) преступления против безопасности основ конституционного статуса личности: организация экстремистского сообщества (ст. 3072), организация деятельности экстремистской
60
организации (ст. 3073), организация учебы или учебной группы религиозно - экстремистского характера (ст. 3074);
с) преступления против основ экономической безопасности государства связанная с подрыва экономической безопасности и обороноспособности Республики Таджикистан: диверсия (ст. 309);
ф преступления против информационной безопасности государства: разглашение государственной тайны (ст. 311), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 312).
Список литературы
1. Пионтковский А.А. Курс советского уголовного права / А.А. Пионтковский // М.: Наука, 1970. Т. 4. С. 79-80.
2. Игнатьев А.А. Особо опасные государственные преступления / А.А.Игнатьев // К.: Изд-во КВШ МВД СССР, 1975. С. 9-10.
3. Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование / С.В. Дьяков // СПб.: «Юридический центр Пресс», 2009. С. 30-31.
4. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / под ред. профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, профессора А.И. Рарога, профессора А.И. Чучаева. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lawmix.ru/commlaw/1972/ (дата обращения:14.03.2017).
5. Уголовное право. Часть Общая и Особенная / под ред. А.И. Рарога. М.: «Проспект», 2003. С. 591. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://isfic.info/ugkurs2/naumov84.htm/ (дата обращения:14.03.2017).
ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Дорошенко О.М.
Дорошенко Ольга Марковна — кандидат юридических наук, кафедра административной деятельности ОВД, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о противодействии полиции экстремистски настроенным лицам.
Ключевые слова: подросток, экстремизм, преступление, ответственность, полиция, кризис, негатив, личность.
Исходя из слов ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию РФ, было определено, что рост экстремизма являет «серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности». Одновременно он обоснованно отметил, что «полиция и прокуратура часто не имеют достаточно эффективных инструментов для привлечения к ответственности организаторов и вдохновителей» преступлений экстремистской направленности. Исходя из официальной статистики самая большая доля экстремистски настроенных молодежных группировок фиксируется в Республике Татарстан, Краснодарском и Хабаровском краях, в городах Санкт-Петербург и Москва, также в Московской и Ленинградской областях.
Негативные изменения во многих сферах общественной жизни, прежде всего в экономике и в социальной сфере, делают положение подростков все более трудным [1, с. 254]. Существенно обострилась проблема их трудовой занятости. Результаты изучения показывают, что в обществе формируется значительный слой подростков, ядро которого составляют готовые к открытым противоправным действиям лица. В условиях экономического кризиса и общей дестабилизации негативная роль незанятости возрастает.
На этом уровне причина антиобщественного поведения несовершеннолетних -психологическое отчуждение личности от общества через эти основные институты социализации. Для семьи, основного социального института, в последнее время характерно снижение ее антикриминогенного воздействия [2, с. 114]. Это во многом определяется следующими чертами современной семьи: малодетность, снижение среднего возраста вступления в брак, изменение структуры внутрисемейных отношений (частая утрата отцами позиций «главы» семьи), ломка традиционной системы семейного воспитания (нередко