Научная статья на тему 'Понятие, общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства'

Понятие, общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12294
1101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Александр Павлович

В представленной статье раскрываются сущностная характеристика и основные признаки преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, подчеркивается их важность и значимость нахождения их в системе уголовного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimes against the basis of the constitutional order and State security: notion and general characterization

Essential characteristics and main elements of the criminal offence against the basis of the constitutional order and state security are revealed in the article, with special focus on importance and significance for the presence in the judicial system.

Текст научной работы на тему «Понятие, общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства»

8. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

8.1. ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Кузнецов Александр Павлович, доктор юридических наук, профессор кафедры социально-правовых дисциплин, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ

Место работы: Приволжский институт повышения квалификации ФНС России

Аннотация: в представленной статье раскрываются сущностная характеристика и основные признаки преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, подчеркивается их важность и значимость нахождения их в системе уголовного закона.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, преступление, государственная безопасность, территориальная целостность, суверенитет.

CRIMES AGAINST THE BASIS OF THE CONSTITUTIONAL ORDER AND STATE SECURITY: NOTION AND GENERAL CHARACTERIZATION

Kuznetsov Alexander P., doctor of jurisprudence, distinguished Jurist of the Russian Federation, Honoured Scientist of Russia, professor at Social and Legal Science

Place of employment: Privolzhsky Institution of Advanced Training at the Federal Tax Service

Abstract: essential characteristics and main elements of the criminal offence against the basis of the constitutional order and state security are revealed in the article, with special focus on importance and significance for the presence in the judicial system.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, The Criminal Code of the Russian Federation, criminal offence, state security, territorial integrity, state sovereignty.

Введение в проблему. Современный исторический этап развития России характеризуется коренными изменениями во всех сферах социального бытия. Не является исключением и правовая система, призванная обеспечить стабильное развитие новых, складывающихся социально-экономических и политико-правовых отношений. Особое место в правовой системе занимает Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года и введенная в действие 25 декабря 1993 года, которая закрепила происходящие процессы проводимого реформирования, послужила основой эффективного функционирования экономики, политики, права, явилась залогом дальнейшего прогрессивного развития общества. Уникальное значение Конституция Российской Федерации, как политико-правового акта, определяется значимыми фундаментальными положениями:

- характером регулируемых общественных отношений;

- наивысшей юридической силой;

- высокой степенью правового обобщения;

- прямым действием;

- особым порядком принятия и изменения.

Таким образом, Конституция Российской Федерации оказывает непосредственное воздействие на все органы государственной власти, институты гражданского общества, служит опорой политической и социально-экономической системы, призвана:

Во-первых, обеспечить стабильность созданного государственно-политического устройства;

Во-вторых, определить их динамическое, поступательное развитие;

В-третьих, способствовать проведению реформ без

коренных трансформаций базисной составляющей.

В этих условиях, первоочередной задачей законодателя является создание государственного механизма защиты основных положений, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. В системе правовой защиты основ конституционного строя и безопасности государства важную функцию охраны выполняет уголовное законодательство. Преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства, традиционно рассматриваются как наиболее опасное противоправные деяния.

Общая характеристика содержания главы 29 УК РФ. Развитие демократических начал в системе права привело к необходимости построения новой иерархии ценностей, охраняемых уголовным законом, и на этой основе структурирования норм об ответственности за преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства в рамках УК РФ.

Российский законодатель в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти» включил четыре главы: «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (гл. 29 УК РФ), «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30 УК РФ), «Преступления против правосудия» (гл. 31 УК РФ), «Преступления против порядка управления» (гл. 32 УК РФ).

Как видно, в группе преступлений раздела X «Преступления против государственной власти» законодатель на первое место поставил главу 29 «Преступления

ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

против основ конституционного строя и безопасности государства» и отнес их к наиболее опасным противоправным посягательствам. В указанной главе, как видно, законодатель включил две группы преступлений, а именно: преступления, посягающие на основу конституционного строя и преступления, посягающие на безопасность государства и разместил в них десять статей:

- государственная измена (ст. 275 УК РФ);

- шпионаж (ст. 276 УК РФ);

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);

- насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ);

- вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ);

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

- диверсия (ст. 281 УК РФ);

- возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

- разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ);

- утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).

В настоящее время в главу 29 УК РФ включено: девять особо тяжких преступлений; тринадцать тяжких преступлений; восемь преступлений средней тяжести. Преступления небольшой тяжести отсутствуют.

Несмотря на проведенные законодательные перемещения указанных составов преступлений, а также внесенных дополнений в Особенную часть УК РФ, степень их общественной опасности остается по-прежнему высокой, так как большинство из них отнесены законодателем к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Их повышенная общественная опасность состоит в том, что они подрывают основу конституционного строя, социально-экономическую и политико-правовую систему государства, его безопасность, внутреннюю и внешнюю стабильность, суверенитет, территориальную целостность, обороноспособность, ослабляет защищенность жизненно важных благ и интересов, личности, общества от исходящих внешних и внутренних угроз [1, С. 837; 2, С. 21-25].

Продолжая совершенствовать уголовный закон в указанную главу дополнительно законодатель включил шесть статей, а именно:

- статью 2821 организация экстремистского сообщества и статью 2822 организация деятельности экстремистской организации - Федеральным законом от 25.07.2002 года № 112-ФЗ;

- статью 2831 незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну - Федеральным законом от 12.11.2012 года № 190-ФЗ;

- статью 2801 публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушения территориальной целостности Российской Федерации - Федеральным законом от 28.12.2013 года № 433-Ф3;

- статью 2823 финансирование экстремистской деятельности - Федеральным законом от 28.06.2014 года № 179-ФЗ;

- статью 2841 осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности - Федеральным законом от 23.05.2015 года № 129-ФЗ.

Таким образом, осуществлялась правотворческая деятельность в области противодействия преступлениям, посягающим на основы конституционного строя и безопасности государства. Полагаем, что, внося изменения в уголовный закон, законодатель должен в каждом конкретном случае использовать проверен-

ный юридико-технический инструментарий, позволяющий четко определять криминообразующие признаки, использовать только те приемы конструирования уголовно-правовых запретов, которые выработаны наукой и прошли апробацию практикой. Недооценка, игнорирование указанных положений с неизбежностью приведет к законотворческим, а в последствии, и правоприменительным ошибкам, породят различные юридические противоречия. Определенность правовых предписаний, унифицированность, четкость и содержательная согласованность запретов, лаконичность их изложения позволит достичь внутренней непротиворечивости, повысит эффективность применения уголовного закона. Однако, несмотря на очевидность и бесспорность приведенных положений российскому законодателю не удалось избежать юридико-технических ошибок при формулировании статей главы 29 УК РФ.

В данном случае противоречивыми выглядят названия статей (ст. 280, 2821, 2822, 2823 УК РФ) с изложенными в них криминообразующими признаками, устанавливающие ответственность за преступления экстремистской направленности, в которых законодатель использует различные словосочетания: экстремистская деятельность (ст. 280, 2823 УК РФ), экстремистское сообщество (ст. 2821 УК РФ), экстремистская организация (ст. 2822 УК РФ). Указанные правовые предписания вступили в противоречия с положениями института соучастия, закрепленного в Общей части УК РФ [3, С. 46]. Имеются и другие примеры, свидетельствующие о юридико-технических изъянах в процессе конструирования уголовно-правовых предписаний статей главы 29 УК РФ.

Характеристика объективных признаков преступлений главы 29 УК РФ. В уголовно-правовой науке традиционно признаком, объединяющим различные составы преступлений в одном разделе, главе признается общность родового (видового) объекта посягательства. Объект в философском понимании это часть объективной реальности, конкретные общественные отношения на которые осуществляется противоправное посягательство. Большинство ученых-криминалистов в качестве родового объекта рассматривают общественные отношения, на которые посягают преступления, нормы об ответственности за совершение которых относятся к соответствующему разделу уголовного кодекса. Видовым же объектом признаются общественные отношения, нормы об ответственности за совершение посягательств на которые располагаются в пределах одной главы [4, С. 152-153; 5, С. 116-119; 6, С. 30-31; 7, С. 53-60; 8, С. 658; 9, С. 185; 10, С. 154].

Таким образом, родовым объектом исследуемых преступлений следует признавать общественные отношения, обеспечивающие охрану интересов стабильность и нормальное законодательно регламентированное функционирование государственной власти. Видовым объектом преступлений, входящих в главу 29 УК РФ выступают общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности основ конституционного строя и безопасности государства. В свою очередь, основной непосредственный объект - конкретные общественные отношения, на которые посягают соответствующие преступления рассматриваемой главы, причиняя им ущерб, вред. Внесение существенных изменений в конструкции статей об ответственности за преступления против конституционного строя и безопасности государства потребовало, как

научного, так и практического осмысления.

В качестве основных объектов безопасности в законе определяются: общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная неприкосновенность, обороноспособность, другие жизненно важные интересы. Дополнительным объектом является личность - ее права, свободы, жизнь, здоровье.

Конституция Российской Федерации в главе I закрепляет основы конституционного строя и относит к ним наиболее значимые правовые установления, являющиеся базисными, приоритетными для Российского государства устанавливающими исходные принципы позволяющие, обеспечивать нормальное функционирование органов государственной власти.

В соответствии со ст. 16 Конституции РФ, никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. К конституционным основам законодатель относит: установление демократического характера государства и республиканской формы правления (ст. 1), признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), объявление народа носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3), установление суверенитета и придание Конституции Российской Федерации высшей юридической силы (ст. 4), федеративное устройство (ст. 5), защиту всех форм собственности (ст. 8), разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), идеологический и политический плюрализм (ст. 13), закрепление приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров перед национальным законодательством (ст. 15) и др.

Иначе говоря, основы конституционного строя - это провозглашенные в Конституции Российской Федерации принципы конституционного строя, суверенитет, территориальная целостность, правовой статус личности, основы экономических и политических отношений Российской Федерации. Посягательство на конституционный строй - это подрыв социально-экономической и политико-правовой основы Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 года «О безопасности» [11, С. 769], основы безопасности государства - представляют собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз. К жизненно важным интересам законодатель отнес совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства [12]. Посягательства на безопасность государства - это подрыв внутренней и внешней стабильности государства, ослабление его защищенности.

Суверенитет означает верховенство государственной власти, полную независимость государства осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет во внешних делах - это состояние власти, позволяющее государству реализовывать самостоятельно, свободно внешнюю политику без влияния извне. Суверенитет во внутренних делах - это полное народовластие, позволяющее обеспечивать свою государственную власть, осуществлять юрисдикцию непосредственно или через своих представителей на всей территории России [2, С. 27], это верховенство конституционных положений и принятых на их основе федеральных законов. Неслучайно, в Уставе ООН и других международных правовых актах суверенитет назван одним из осно-

вополагающих принципов международных отношений.

Территориальная неприкосновенность - это целостность, нерушимость территории, находящейся под суверенитетом Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации [13]. Российская Федерация обеспечивает целостность, неотделимость, сохранность, защищенность своей территории, находящейся под юрисдикцией государства. Целостность и неприкосновенность являются базовыми, конституционными категориями, основными элементами безопасности государства, а их защита и обеспечение одна из важнейших функций государства [14, С. 23].

Обороноспособность - это система экономических, политических, военных, социальных, технических, научных, правовых, идеологических и иных возможностей государства и его вооруженных сил по подготовке и обеспечению защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности [15]. Обеспечение обороны и безопасности государства относится к ведению Российской Федерации, которая, согласно утвержденной военной доктрины, создает свои вооруженные силы.

В уголовно-правовой науке разработке предмета преступного посягательства уделяется особое внимание. Объясняется это тем, что предмет преступления - это материальное выражение объекта, его сущность. Однако, если в результате совершенного преступления объекту всегда причиняется вред, то предмет остается как бы в некоторых случаях вне преступного посягательства. Поэтому предмет преступления признается факультативным признаком объекта. Вместе с тем установление предмета преступления имеет важное уголовно-правовое значение для квалификации преступного деяния:

Во-первых, установление предмета преступления необходимо для правильной оценки деяния;

Во-вторых, предмет преступления может быть признаком, по которому проводится разграничение преступного от непреступного;

В-третьих, предмет преступления выступает в качестве квалифицирующего признака состава преступления;

В-четвертых, предмет преступления позволяет в процессе квалификации определить родовой, видовой и непосредственный объекты, отразить их специфику;

В-пятых, предмет преступления, его характер, размеры, количество учитываются при назначении наказания за конкретно совершенное преступление;

В-шестых, предмет преступления позволяет определить тяжесть преступного посягательства, размер вреда, нанесенного преступлением [16, С. 72].

Применительно к статьям главы 29 УК РФ отметим, что в некоторых составах самостоятельным признаком выступает предмет посягательства. При шпионаже (ст. 276 УК) предметом являются сведения, составляющие государственную тайну; при утрате документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), предметом могут быть документы, содержащие государственную тайну, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Объективная сторона преступления - это внешняя сторона преступления, которая характеризует сам процесс совершения преступного деяния. Значение объективной стороны заключается в том, что она:

- является одним из элементов состава преступления, не установление в конкретном деянии признаков объективной стороны преступления исключает уголовную ответственность;

- позволяет отграничивать одно преступление от другого, совпадающих по признакам состава преступления;

- установить объект преступления, форму вины, особенно-

ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

сти субъекта преступления и др.

Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя и безопасности характеризуется активными действиями. Большая часть составов преступлений, указанной главы, по конструкции -формальные. Они считаются оконченными с момента совершения описанных в диспозиции статей действий, независимо от наступления общественно опасных последствий. Диспозиции некоторых статей являются бланкетными и не раскрывают признаков состава преступления, а отсылают к иным нормативно-правовым актам или подзаконным нормативным актам [16, С. 72]. Кроме того, отдельные составы преступлений сформулированы в законе так, что уже сам факт приготовления к совершению тех или иных действий рассматривается как оконченное преступление (например, организация вооруженного мятежа - ст. 279 УК РФ). Такая конструкция составов является показателем повышенной степени общественной опасности анализируемых деяний. Некоторые преступления (разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), утрата документов, составляющих государственную тайну (ст. 284 УК РФ)) с объективной стороны могут характеризоваться как действиями, так и бездействием (материальные составы).

Дифференциация уголовной ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства проводится путем конструирования квалифицирующих признаков. В качестве квалифицирующих признаков законодатель называет: использование средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сетей «Интернет» (ст. 280, 2801 УК РФ); группу лиц (ст. 2831 УК РФ); организованную группу (ст. 281, 282 УК РФ); причинение значительного ущерба либо наступления тяжких последствий (ст. 281 УК РФ); применение насилия или угроза его применения (ст. 282 УК РФ); применение насилия (ст. 283 УК РФ); использование служебного положения (ст. 282, 2821, 2822, 2823 УК РФ). В шести статьях (ст. 275, 276, 277, 278, 279, 284 УК РФ) квалифицирующие признаки не предусмотрены.

При конструировании статей главы 29 УК РФ законодатель уделил особое внимание примечаниям. Примечание как один из типичных юридико-технических приемов широко используется в законотворческой деятельности. Такое внимание к примечаниям не случайно. Примечания позволяют оптимально использовать действующее уголовное законодательство, так как служат своеобразной формой конкретизации, дополнения уголовно-правовых норм [17, С. 126-127]. Через систему примечаний законодатель решает не только социально-экономические, но и сугубо юридические задачи. Таким образом, примечания, закрепляют в уголовном законе государственно-властные установления, конкретизируют уголовно-правовые запреты, закрепляют в уголовном законе.

По своей содержательной сущности пять примечаний к статьям главы 29 УК РФ (ст. 275, 2821, 2822, 2823, 2841 УК РФ) относятся к привилегированным, или предусматривающим специальные случаи освобождения от уголовной ответственности. Включение указанных примечаний в уголовный закон является подтверждением реализации политики гуманизма в области охраны конституционного строя и безопасности государства. Например, примечание к статье 275 УК РФ указывается, что «лицо, совершившее преступление, предусмотренные настоя-

щей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и, если в его действиях не содержится нового состава преступления». Или в примечании к статье 2841 УК РФ основанием освобождения от уголовной ответственности являются действие лица «добровольно прекратившее участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в ее действиях не содержится иного состава преступления».

Характеристика субъективных признаков преступлений главы 29 УК РФ. Субъективная сторона преступления - это внутренняя психическая деятельность лица, направленная на совершение общественно опасного деяния и наступления общественно опасных последствий, выраженная виной в форме умысла или неосторожности, а также мотивом, целью, эмоциями.

Значение субъективной стороны состоит в том, что она:

- является одним из элементов состава преступления, с помощью которого отграничивается преступное деяние от иного правонарушения;

- позволяет отграничивать друг от друга составы преступления, совпадающие по иным элементам и признакам;

- факультативные признаки субъективной стороны могут служить обстоятельствами смягчающими или отягчающими наказание.

Субъективная сторона большинства преступлений анализируемой группы характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что он совершает общественно опасное противоправное деяние, направленное на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, и желает его совершить. В некоторых составах в качестве обязательного признака субъективной стороны законодатель включил специальную цель: прекращение государственной или политической деятельности потерпевшего (ст. 277 УК), свержение или насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 279 УК), подрыв экономической безопасности и обороноспособности (ст. 281 УК) или мотив: месть за государственную или иную политическую деятельность (ст. 277 УК). Состав утраты документов, содержащих государственную тайну, может быть совершен только с неосторожной формой вины (ст. 284 УК).

В соответствии с уголовным законом субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, достигшее определенного возраста, совершившее преступление и способное в соответствии с уголовно-правовыми запретами нести за это уголовную ответственность. Субъект преступления является одним из элементом состава и характеризуется тремя обязательными и одним дополнительным признаком.

Субъектом преступления против основ конституционного строя и безопасности государства по общему правилу признается - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати летнего возраста (общий субъект). Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта:

- гражданин России (государственная измена - ст. 275 УК);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства (шпионаж - ст. 276 УК);

- лицо, которому государственная тайна была доверена или

стала известна по службе или работе (разглашение государственной тайны - ст. 283 УК);

лицо, имеющее допуск к государственной тайне (утрата документов, содержащих государственную тайну, - ст. 284 УК).

В соответствии со ст. 20 УК РФ, лица, не достигшие 16-летнего возраста, за преступление против основ конституционного строя и безопасности государства к ответственности не привлекаются. При наличии в их действиях признаков другого состава преступления, за которое установлена ответственность, они привлекаются по данной статье уголовного закона.

Так, например, при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля лицо, достигшее четырнадцати летнего возраста может привлекаться к ответственности по статье 105 УК РФ «Убийство», либо по статье 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».

Законодатель при конструировании статей главы 29 УК РФ при рассмотрении общей характеристики преступлений уделил особое внимание конструированию санкций. Отметим, что в статье 15 уголовного закона была проведена классификация преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности деяний, то есть, в основы положен материальный принцип. Обоснование такого правового решения видеться в том, что внешним показателем формализации опасности в уголовно-правовой науке считается санкция, в которой определяется вид и размер наказания, в концентрированном виде отражается степень общественной опасности преступления, что позволяет сравнить количественные и качественные показатели степени общественной опасности различных преступлений [18, С. 58; 19, С. 26; 20, С. 149]. По общему правилу под санкцией понимается часть уголовно-правовой нормы, в которой указываются какие неблагоприятные последствия возникнут при нарушении установленных правовых запретов. Структура уголовно-правовой санкции статей главы 29 УК РФ представляется сложной, и конструируется с использованием различных приемов, в зависимости от характерных признаков и обстоятельств противоправности: тяжести совершенного деяния; направленности посягательств. В санкцию включаются вид и размер наказания, за совершенные противоправные деяния, описанного в диспозиции статьи. При конструировании санкций статей указанной главы, законодатель использовал весь перечень как основных, так и дополнительных видов наказаний, закрепленных в статье 44 УК РФ. Одним из наиболее распространенных видов наказания при конструировании санкций статей главы 29 УК РФ является лишение свободы, включенное во все статьи данной главы. Одновременно с этим, в ней использован большой перечень видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, что свидетельствует о гуманистической тенденции в развитии уголовного законодательства, несмотря на повышенную общественную опасность преступлений.

В действующих статьях указанной главы законодатель предусмотрел два вида относительно-определенных санкций: санкции, включающие минимальный и максимальный размер; санкции, включающие максимальный размер. В данном случае, минимальный срок наказания определяется исходя из положений Общей части УК РФ. Характерной особенностью статей главы 29 УК РФ является то, что в их конструкцию включены и альтернативные санкции, то есть они дают право выбора видов наказаний из предложенных законодателем. Указанное законодательное

решение предоставляет правоприменителю право выбора конкретного вида и размера наказаний.

Как видно, законодатель, таким образом, стремился достичь цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждению совершения новых преступлений.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства следует понимать умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства, и причиняющие существенный вред интересам личности, общества и государства или создающие реальную угрозу причинения такого вреда.

Список литературы:

1. Кузнецов А. П. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейн.). - М., 2005. - С. 837.

2. Кузнецов А. П. Преступления против государственной власти: Комментарий к разделу Х Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: Российская академия наук, 2005. С. 21-25.

3. Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н. Ответственность за преступления экстремистской направленности: ст. 280, 2821, 282 2 УК РФ (лекция). Нижн. Новгород : институт ФСБ России, 2008. - 46 с.

4. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. - М.,1996. - С. 152, 153.

5. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть/ Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. - М., 1996. - С. 116-119.

6. Кузнецов Н. Ф. Основные черты Особенной части УК РФ // Вестник Московского ун-та. - 1996. - № 5. - С. 30, 31.

7. Уголовный закон и преступление / Под ред. Э. С. Тенчова. -Иваново, 1997. - С. 53-60.

8. Пономарев П. Г. Российское уголовное право: В 2-х т. Особенная часть/ Под ред. проф. А. И. Рарога. - М.: Профобразование, 2001. - Т. 2. - С. 658.

9. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. - М., 1997. - С. 185.

10. Юридическая техника и вопросы дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе: Сб. науч. ст. / Под ред. Л. Л. Кругликова. - Ярославль, 1998. - С. 154.

11. Ведомости Верховного Совета. - 1992. - № 15. - С. 769.

12. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 20. Ст. 2444.

13. Закон РФ от 1 апреля 1993 года. №«О Государственной границы Российской Федерации» с послед. Измен. И доп. // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 16. Ст. 1861; № 50. Ст. 5610; 1999. № 23. Ст. 2808.

14. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е., доп. и перераб. М.: Издательство БЕК, 1996. С. 23.

15. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.

16. Уголовное право России. Общая часть (в схемах и определениях): учебное пособие / А. П. Кузнецов, В. Ф. Щербаков, И. Н. Бокова, Ю. А. Гладышев: под ред. проф. А. П. Кузнецова. Н. Новгород, Нижегородская правовая академия, 2009. С. 72.

17. Примечание в российском праве: монография / В. М. Баранов, А. П. Кузнецов, С. В. Изосимов, И. Н. Бокова, Д. С. Кандаков. Нижний Новгород. Нижегородская академия МВД России, 2005. С. 126-127.

18. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Б. В. Здравомыслова. М., 2002. С. 58.;

19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. И. Рарог., М., 2004. С. 26.;

20. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. Ф. Р. Сундурова, И. А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009, С. 149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.