Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА'

СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Тоирова Ление Серановна

Статья посвящена рассмотрению и изучению системы практико-ориентированных технологий в качестве главных инструментов формирования коммуникативных компетенций обучающихся вуза. Рассматривается сущность и специфика как практико-ориентированных технологий, так и коммуникативных компетенций, что позволяет в дальнейшем провести максимально полный и объективный анализ настоящей темы. Объект исследования состоит в специфике формирования таких компетенций, которое осложняется существующими на сегодняшний день проблемами в сфере профессиональной подготовки студентов. Осмысливается и актуализируется роль отдельных элементов практико-ориентированных технологий в системе становления профессиональной культуры современных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Тоирова Ление Серановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the consideration and study of the system of practice-oriented technologies as the main tools for the formation of communicative competencies of university students. The essence and specifics of both practice-oriented technologies and communicative competencies are considered, which allows for the most complete and objective analysis of this topic in the future. The object of the study is the specifics of the formation of such competencies, which is complicated by the current problems in the field of professional training of students. The role of individual elements of practice-oriented technologies in the system of formation of professional culture of modern specialists is comprehended and actualized.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА»

3. Барахсанова, Е.А. Педагогическая поддержка внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс вуза / Е.А. Барахсанова, A.M. Николаев // Преподаватель XXI века. - 2012. - № 3.

4. Дуккардт, А.Н. Облачные технологии в образовании / А.Н. Дуккардт, Д.С. Саенко, Е.А. Слепцова // Открытое образование. - 2014. - № 3.

5. Каракозов, С.Д. Успешная информатизация - трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2,- С. 7-19

6. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2019. -№ 1.

7. Мазай, М.В. Облачные технологии в бизнесе / М.В. Мазай, Т.Г. Долгова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. -2013. - № 9.

8. Медведев, А. Облачные технологии: тенденции развития, примеры исполнения / А. Медведев // Современные технологии автоматизации. -2013,- № 2. - С. 6-9

9. Петрова, Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева // МНКО. -2019. - № 5 (78).

10. Сейдаметова, З.С. Облачные сервисы в образовании / З.С. Сейдаметова, С.Н. Сейтвелиева // Информационные технологии в образовании. - 2011. - № 9,- С. 105-111

11. Стрекалова, Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2019. -№ 2.

УДК 371

СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Тоироеа Ление Сераноена Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет — 2030»

Постановка проблемы. Коммуникативные компетенции сегодня являются одними из наиболее значимых для всех членов общества. Благодаря их гармоничному и целостному развитию, будущий специалист может гарантировано успешно пройти этап социализации и стать не только конкурентоспособным, актуальным и мобильным специалистом, но и проявить себя в качестве социально активного, развитого и грамотного члена общества, способного выражать свои мысли и налаживать межличностную коммуникацию с иными субъектами социокультурного пространства государства.

В связи с этим перед современным высшим образованием, выпускающим в свет так называемый «кадровый потенциал», состоящий из специалистов разного профиля и уровня, возникает ряд проблем, относящихся к формированию таких компетенций.

Изложение основного материала исследования. На сегодняшний день высшее образование направлено прежде всего на создание гражданского и социального потенциала государства, который в дальнейшем будет способен развивать различные отрасли, в том числе образование, экономику, культуру и т.д. В связи с этим справедливо встает вопрос о необходимости формирования различных компетенций у будущих специалистов, в том числе коммуникационных. Они активно влияют не только на коммуникативную культуру человека, но и на его учебную, профессиональную, социальную деятельность Г71.

Под коммуникативными компетенциями в современном значении следует понимать определенных комплекс навыков и умений, позволяющих субъекту социокультурного пространства осуществлять самостоятельный выбор в области моделей речевого поведения в соответствии с ситуацией общения [8; 91. Сущность таких компетенций состоит в адекватной оценке и своевременном применении речевых способностей в тот или иной момент межличностной коммуникации. При этом такая коммуникация должна осуществляться вовремя и максимально целостно, что зависит именно от коммуникативных компетенций личности.

Все субъекты современного социума находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Это - неотъемлемая часть каждой социальной структуры, которая включает в свой состав личностей различного порядка. Отказаться от речевого общения на сегодняшний день представляется практически невозможным, в связи с чем освоение вышеупомянутых компетенций становится главным объектом в системе межличностных взаимоотношений и является основополагающим фактором гармоничного развития личности человека. Важно упомянуть, что коммуникативные способности проявляются не только в процессе непосредственного говорения, но и в процессе слушания, обдумывания, анализа, чтения и письма [1; 3].

Развитие этих аспектов претерпевает длительную историю, которая берет свое начало в момент появления первых речевых способностей ребенка. Начинается все с наиболее простых звуков, слов, словосочетаний и предложений. Таким образом, происходит естественное развитие коммуникативных способностей и формируется базис для непрерывного обучения им. Кроме того, такие навыки крайне влиятельны в сфере профориентации и становления человека в качестве профессионала. Это связано с тем, что, проявляя коммуникационную компетентность, человек, исходя из ее качества и общего уровня, ориентируется на определенные сферы деятельности, которые сопоставляются как раз с ее качеством и уровнем. Именно в связи с этим современным педагогам необходимо обращаться к развитию этих навыков.

Педагогическое воздействие в этом случае приобретает высокое значение для развития множества личностных качеств специалиста: самостоятельности, способности находить своевременный выход из сложившейся ситуации, осознавать свое место и роль в социуме, самоактуализировать свою деятельность и т.д. Помимо этого, значительно улучшается взаимодействие с различными субъектами социальных взаимоотношений, системы познавательного, аналитического и

рефлексивного мышления. Исходя из этого, нельзя считать коммуникативные компетенции - компетенциями исключительно говорения, слушания и понимания. Важно понимать их обширность, многогранность и целостность.

По мнению многих отечественных ученых, занимающихся исследованием данной темы, коммуникативные компетенции бывают нескольких видов:

- грамматическая, или лингвистическая;

- социолингвистическая;

- дискурсивная;

- стратегическая [6].

Лингвистическая компетенция представляет собой комплекс навыков, связанных с непосредственным владением речевой деятельности и языком в целом. Она включает в свой состав способности к интеграции форм и значений языковых средств, а также поддержке их взаимной связи [2]. Она напрямую связана с грамотным и своевременным применением тех или иных языковых средств, и включает в свой состав такие уровни, как фонология, лексика, семантика, грамматика, которые в полной мере отражают сущность языка и устной, письменной речи человека [7]. Такая компетенция лежит в основе всякого межличностного общения и мыслительной деятельности, выражения и построения собственных мыслей.

Говоря о социолингвистической компетенции, нельзя не отметить значение, которое в ее составе играет контекст речи. Дело в том, что язык претерпевает определенные изменения с течением времени и становится более гибким и непредсказуемым [9]. Он напрямую зависит от временного промежутка, в рамках которого развивается и функционирует, в связи с чем справедливым было бы отметить необходимость формирования определенной пространственной системы мышления, которая позволит человеку понимать речь современников и соотносить, адаптировать свою речь соответственно. Важно не только осознавать современное положение языка в системе международной коммуникации, но и уметь использовать те или иные языковые средства в зависимости от ситуации [10; 11]. К примеру, сегодня было бы крайне нелогичным в повседневной речи употреблять значительно уступившие современному молодежному сленгу архаизмы. Правильнее всего адаптировать свою речь и под возрастную категорию социальной группы, в которой взаимодействует человек. Именно этому должен быть посвящен отдельный пласт современного высшего образования, на наш взгляд.

Дискурсивная компетенция особенно связана с мыслительной деятельностью в области восприятия и обработки информации, получаемой человеком извне. Она включает в свой состав умения и навыки коммуникативного характера, направленные на верную интерпретацию поступающих человеку сообщений, а также на передачу максимально возможного множества типов коммуникаций и их элементов в зависимости от ситуации. В отношении этого типа важно отметить связность и содержательность коммуникационной деятельности, которые становятся главным признаком грамотного и гармонично развитого в коммуникативном плане человека [4]. Сущность повествования человека, в соответствии с этим, должна быть не просто наполненной смыслом, но и представлять собой целостную последовательную структуру, логическую связь. При этом такой тип проявляется зачастую в повествовании, требующем особенно подчеркнутой логичной последовательности: в подробном пересказе тех или иных событий, содержания произведения или написания научной работы.

Такой тип коммуникативных компетенций, как стратегическая компетенция преследует цель построения системы навыков такого порядка, который позволит человеку выстраивать максимально комфортные и эффективные коммуникации, определять и исправлять существующие в ходе нее ошибки. Она включает в свой состав набор тактик, которые призваны максимально адаптировать речь к ситуации и сделать ее более грамотной и однозначной, без неправильных подтекстов и интерпретаций. Помимо этого, в эту группу относят и систему невербального языка, к которому относят позы, жесты и мимику [5]. Посредством качественного и всецелого развития такой компетенции можно максимизировать эффект от собственной речи, а также контролировать ход коммуникации, направляя ее в необходимую сторону.

Выводы. Таким образом, практико-ориентированные технологии составляют особый концептуальный пласт образовательных педагогических технологий, направленных на формирование наиболее конкурентоспособного, актуального, мыслящего и социально активного специалиста, способного осуществлять не только непосредственную профессиональную деятельность, но и принимать участие в процессе межличностной коммуникации и находиться в центре процессов обмена информацией. Такие технологии лежат в основе повышения коммуникативных компетенций, направленных на социальную адаптацию и социализацию выпускника вуза, а также на развитие личностного потенциала.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению и изучению системы практико-ориентированных технологий в качестве главных инструментов формирования коммуникативных компетенций обучающихся вуза. Рассматривается сущность и специфика как практико-ориентированных технологий, так и коммуникативных компетенций, что позволяет в дальнейшем провести максимально полный и объективный анализ настоящей темы. Объект исследования состоит в специфике формирования таких компетенций, которое осложняется существующими на сегодняшний день проблемами в сфере профессиональной подготовки студентов. Осмысливается и актуализируется роль отдельных элементов практико-ориентированных технологий в системе становления профессиональной культуры современных специалистов.

Ключевые слова: модернизация, высшая школа, профессиональная ориентация, практико-ориентированные технологии.

Annotation. The article is devoted to the consideration and study of the system of practice-oriented technologies as the main tools for the formation of communicative competencies of university students. The essence and specifics of both practice-oriented technologies and communicative competencies are considered, which allows for the most complete and objective analysis of this topic in the future. The object of the study is the specifics of the formation of such competencies, which is complicated by the current problems in the field of professional training of students. The role of individual elements of practice-oriented technologies in the system of formation of professional culture of modern specialists is comprehended and actualized.

Keywords: modernization, higher school, professional orientation, practice-oriented technologies.

Литература:

1. Бахарев, Н.П. Формирование профессиональных компетенций студентов университета в условиях непрерывной многоуровневой системы образования и целевой подготовки для промышленного предприятия / Н.П. Бахарев, Е.А. Драгунова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. -№4(19).- С. 18-22

2. Белова, Т.А. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов / Т.А. Белова, Н.В. Григорьева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2014. -№1. - С. 7-9

3. Беляева, E.H. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога / E.H. Беляева // Карельский научный журнал. -2014,- № 1. - С. 46-48

4. Васина, Ю.М. Реализация практико-ориентированного образования через современные технологии обучения студентов в вузе / Ю.М. Васина, Е.В. Панферова, А.Е. Яковлева // Обеспечение качества образовательного процесса:

традиции и инновации: материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого (Тула, 15 апреля 2015 г.). - Тула, 2015. - С. 55-58

5. Зеер, Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенций у обучаемых /Э.Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3,- С. 5-11

6. Миронова, А.Г. Контекстно-компетентностный подход в подготовке бакалавров направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» / А.Г. Миронова, Л.А. Кузьменко, Д.С. Краснова // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции (Красноярск, 15 октября 2014 г.). - Красноярск, 2015. -С. 274-277

7. Мычко, Е.И. Практико-ориентированные технологии в современном профессиональном обучении / Е.И. Мычко // Преподаватель XXI века. - 2016. - № 2.

8. Полисадов, С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе / С.С. Полисадов // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - № 2.

9. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.

10. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. -2011.- № 1.

11. Харитонова, М.П. Формирование ключевых компетенций в образовании / М.П. Харитонова. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012.

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

студент Венцель Владислав Антонович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Макаренко Юлия Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

студент Зеленская Ольга Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет — 2030»

Постановка проблемы. Одним из способов модернизировать систему образования на современном этапе развития является применение результатов информационных технологий в образовании. Информатизация образования является неотъемлемой частью общего исторического процесса информатизации мирового общества, с целью изменения качества образования путем активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов для усиления роли самостоятельного обучения.

С принятием и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов изменились также результаты реализации основных образовательных программ, требования к условиям реализации и структура основных общеобразовательных программ, что было бы невозможно без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС требуют от педагогов использования ИКТ в учебном процессе и, таким образом, обучения студентов эффективному и разумному использованию ИКТ. Образовательные учреждения в настоящее время ставят одной из приоритетных задач своей работы внедрение дистанционных технологий в учебный процесс.

Изложение основного материала исследования. Как справедливо отмечает Е.С. Полат, целью информатизации образования в стране является изменение содержания, методов и форм организации воспитательной работы в контексте формирования школ, направленных на удовлетворение потребностей молодежи в жизни в информационном обществе, при этом «жизнь не только предъявляет к школам новые требования, но и предоставляет школам инструменты для решения новых задач»: новые методы обучения и средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для их поддержки [4].

Дистанционное обучение на основе новых технологий использует весь опыт, накопленный в области дистанционного образования. Для дистанционного обучения используются новые информационно-коммуникационные технологии. Эти методы в сочетании с теорией и практикой становятся новым качеством, «средой знаний» [2]. Под дистанционным обучением понимается педагогическая деятельность, в которой осуществляется взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также интерактивные информационные ресурсы (например, сайты или веб-страницы), отражающие все компоненты образовательного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, образовательные учреждения).

По определению A.A. Андреева «дистанционное обучение - это образовательный процесс, в котором взаимодействие учителя и ученика происходит на расстоянии посредством различных видов опосредованного общения. Опосредованная коммуникация - это двусторонний обмен информацией в виде текста, аудио- или видеозаписей, таблиц, изображений и т.д.» [1].

Согласно анализу литературы по вопросам исследования, стоит отметить, что дистанционное обучение может повлиять на решение социально-экономических проблем в различных регионах через дистанционное виртуальное образование, в частности:

- в условиях свободного доступа к образованию, информации и текстам);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.