Научная статья на тему 'СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ'

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

Статья посвящена рассмотрению сущности и специфики дистанционного обучения, его отдельно взятых технологий и ресурсов. Ключевым объектом исследования стала система контроля знаний обучающихся, в условиях дистанционного обеспечения профессиональной подготовки специалистов разных уровней и направлений. Осмысливается и актуализируется роль дистанционных технологий в процессе осуществления регулярного качественного контроля знаний студентов, раскрываются основные положения касаемо вариантов такого контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FOR MONITORING THE KNOWLEDGE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REMOTE TRAINING OF SPECIALISTS OF DIFFERENT LEVELS AND DIRECTIONS

The article is devoted to the consideration of the essence and specifics of distance learning, its individual technologies and resources. The key object of the study was the system of control of students' knowledge, in the conditions of remote provision of professional training of specialists of different levels and directions. The role of distance technologies in the process of regular qualitative control of students' knowledge is comprehended and actualized, the main provisions regarding options for such control are revealed

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ»

УДК 371

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Бекиров Сервер Нариманоеич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет — 2030»

Постановка проблемы. Развитие образовательной отрасли и ее отдельных элементов - технологий, методов, подходов и т.д. - привело к неизбежному привлечению к организации образовательного процесса системы дистанционных технологий. В связи с этим возникла ключевая проблема организационно-управленческой педагогической деятельности современного педагогического сообщества - осуществление качественного и многоуровневого контроля знаний студентов, посредством применения новых форм и методов. При этом важно определить и выбрать такие средства, которые могли бы полностью соответствовать существующим на сегодняшний день критериям, предъявляемых к качеству образования не только в конкретном учебном заведении, но и во всей образовательной среде государства в целом.

Изложение основного материала исследования. Дистанционное обучение представляет собой особую форму образования, которая предусматривает территориальную отстраненность обучающегося и преподавателя. Благодаря его средствам возможна максимально быстрая передача, сохранение и преобразование информации. Такое обучение обладает массой как преимуществ, так и недостатков в сравнении с традиционным, однако, при этом перенимает проблемы, сформированные в условиях организации классической образовательной деятельности.

Обучение, осуществляемое посредством технологий дистанционного обучения, достаточно интенсифицирует процесс приобретения профессиональной компетентности. В связи с этим перед современными вузами новые задачи по поиску оптимальных вариантов контроля знаний, что позволит в дальнейшем выпускникам соответствовать конкурентной среде и современному рынку труда [4].

О.Ю. Заславская и М.А. Сергеева отмечают, что контроль знаний в системе дистанционного обучения вуза, его средства и результаты наглядно отражают эффективность всех элементов обучения:

- педагогов, их соответствия критериям и специализации образовательного учреждения;

- педагогических технологий, которые направлены на реализацию поставленных в ходе планирования и подготовки образовательного пространства целей и задач;

- соответственно целей и задач, приоритетных в условиях системы дистанционного обучения учебного заведения;

- средств, методов и форм образовательной деятельности, ее контроля, которые позволяют не только осуществить управленчески-организационную деятельность, но и добиться определенных образовательных результатов;

- профессиональных сообществ, призванных оптимизировать имеющиеся возможности и т.д. [2].

Вышеуказанные элементы особенно ярко иллюстрируют необходимость регулярного проведения контрольных

мероприятий, которые способны минимизировать учебные риски и проблемы. При этом контроль должен затрагивать все элементы образовательного процесса, все его уровни и стадии, а также всех субъектов и их деятельность. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что педагогическим работникам нужно обладать целым спектром способов осуществления регулярного и своевременного контроля, а обучающимся - способами самоконтроля, который так же важен, как и внешний контроль. Это осложняется самой формой дистанционного обучения в связи с удаленностью в пространстве и неуверенностью преподавателя в справедливости и объективности оценки посредством дистанционных технологий.

Н.В. Ломовцева считает, что это также связано и с недостаточной педагогической осведомленностью в системе принципов дистанционного обучения, которые в свою очередь лежат в основе всей деятельности цифрового (дистанционного) педагога. К таким принципам исследователь относит:

- принцип объективности, который предусматривает объективную комплексную оценку учебной познавательной деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения. При этом субъективный фактор должен минимальным либо полностью отсутствовать, поскольку может значительно нарушить аналитическую целостность;

- принцип демократичности, заключающийся в формировании поля с равными для всех обучающихся условиями, а также с равными условиями оценки и контроля образовательной деятельности;

- принцип массовости и кратковременности, который состоит в том, что контроль в системе дистанционного обучения вуза должен организовываться и управляться таким образом, чтобы как можно большее количество обучающихся было оценено и проверено за наиболее меньший временной период [4].

Эти принципы гарантируют эффективность образовательной деятельности в системе дистанционного обучения лишь в случае педагогической компетентности в этом вопросе, а также в случае регулярного обновления материально-технической, методической и методологической баз учебного заведения, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов [4].

И.В. Киян выделяет такие основные методы контроля, как тестирование (посредством программного обеспечения занятий), самоконтроль обучающимся собственной деятельности, курсовые и дипломные работы [3]. Тестирование с привлечением специального программного обеспечения позволяет не только контролировать выполнение обучающимися тех или иных тестовых заданий, но и не требует от педагога дополнительных ресурсов. Дело в том, что обучающиеся, не выполнив задание, не могут перейти к следующему, что позволяет педагогу следить за тем, на каких вопросах происходит замедление, а также сделать вывод касаемо степени и уровня усвоенности материала обучающимся. Таким образом, педагог контролирует знания студента, указывая на его пробелы посредством аналитики результатов тестирования.

Самостоятельная деятельность и самоконтроль студентом пользуются небольшим распространением у современных педагогов, однако зачастую бывает достаточно эффективным и интенсивным способом контроля знаний. Важно понимать, что студент, заинтересованный в получении квалификации и необходимых знаний, ориентируется на собственную мотивацию и стремится к самоконтролю, будучи самостоятельным взрослым человеком. В связи с этим формируется ряд проблем, связанных с развитием положительной мотивации у студентов [1].

Выполнение и презентация курсовых (а в последующем и дипломных) работ - эффективная форма контроля как в традиционном, так и дистанционном образовании. Они крайне эффективны при систематическом и последовательном

изучении студентом модуля или курса учебной программы и направлены на презентацию практических умений студента, приобретенных в процессе профессиональной подготовки. Дистанционные технологии здесь позволяют контролировать процесс создания курсовой, поскольку педагогу удобно ознакамливаться с содержанием работы в режиме онлайн, сразу реагировать на проблемы, а также оказывать своевременную поддержку [3].

Выводы. Контроль знаний в системе дистанционного обучения - одна из наиболее сложных и многоуровневых структур, которая лежит в основе гармоничного и эффективного развития не только профессиональной культуры студента, но и педагога. Кроме того, развитие дистанционных технологий позволяет современным педагогам осуществлять регулярную оценку знаний студентов, отслеживать их прогресс и регресс, а также контролировать процесс выполнения задач. Таким образом, преобразовывается и образовательное пространство вуза, и дистанционная система обучения, и система педагогического воздействия на обучающихся.

Рассмотренные варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения современного вуза оказывают значительную поддержку педагогам в процессе получения необходимых сведений, лежащих в основе дальнейшего оптимального формирования алгоритма повышения качества образования. Они позволяют акцентировать педагогическое влияние на усиление внимания и активизацию мыслительных познавательных процессов обучающихся, принимать во внимание специфику современного цифрового пространства.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущности и специфики дистанционного обучения, его отдельно взятых технологий и ресурсов. Ключевым объектом исследования стала система контроля знаний обучающихся, в условиях дистанционного обеспечения профессиональной подготовки специалистов разных уровней и направлений. Осмысливается и актуализируется роль дистанционных технологий в процессе осуществления регулярного качественного контроля знаний студентов, раскрываются основные положения касаемо вариантов такого контроля.

Ключевые слова: сущность и специфика дистанционного обучения, система контроля знаний обучающихся, подготовка специалистов разных уровней и направлений.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the essence and specifics of distance learning, its individual technologies and resources. The key object of the study was the system of control of students' knowledge, in the conditions of remote provision of professional training of specialists of different levels and directions. The role of distance technologies in the process of regular qualitative control of students' knowledge is comprehended and actualized, the main provisions regarding options for such control are revealed.

Key words: the essence and specifics of distance learning, the system of control of students' knowledge, training of specialists of different levels and directions.

Литература:

1. Аюпова, Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии / Л.И. Аюпова // Образовательный вестник «Сознание». - 2016. - № 9.

2. Заславская, О.Ю. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением / О.Ю. Заславская, М.А. Сергеева. - М.: ЦГЛ.,2006.

3. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. -М.: Академия, 2009.

4. Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А.В. Хуторский // Компьютерра. - 2008. - № 36.

УДК 378

ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ЦИФРОВЫХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОПТИМИЗИРОВАТЬ И ИНТЕНСИФИЦИРОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Дистанционные технологии занимают особое место в системе современного образовательного пространства и системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Они развиваются так стремительно, что некоторые педагоги не успевают следить за их возможностями и спецификой, что значительно осложняет процесс организации и управления образовательным процессом в условиях дистанционного образования. Именно в связи с этим современная педагогическая наука обратилась к поиску решений данной проблемы. Отечественными исследователями был предложен принцип, исходя из которого традиционная и дистанционная педагогика объединяют наиболее эффективные технологии для организации наиболее оптимизированного и оптимального образовательного процесса. Здесь важно отметить, что такой подход, с одной стороны, образуя эффективную систему взаимодействия с образовательными структурами и субъектами образования, с другой - формирует спектр неизученных вопросов. Именно в связи с этим сегодня возникла необходимость в исследовании цифровых и облачных технологий в условиях современного образовательного процесса.

Изложение основного материала исследования. Цифровые образовательные технологии - особый способ организации современного образовательного процесса. Такой способ организации предполагает стремительное развитие образовательной сферы, а также преобразование учебно-методической системы. В этом случае на цифровые системы переходят учебные материалы, планы, журналы, занятия и взаимодействия педагогов с обучающимися. Такой подход позволяет обучающимся участвовать в процессе контроля и управления образовательной деятельностью.

Важно понимать, что внедрение цифровых технологий - недостаточная мера модернизации образования, поскольку для наиболее гармоничного развития этой сферы, поскольку нужно еще и подготовить специалистов, способных взаимодействовать с этими технологиями. Важно подготовить таких специалистов, которые будут способны не только применять цифровые технологии в собственной практике, но и уметь преобразовывать их средствами окружающую действительность, создавать новые концепции самоорганизации и сомоконтроля. Подготовка таких специалистов должна осуществляться с появлением новых технологий и с развитием материально-технической базы университета [1].

Преподавательский состав университета сегодня остро нуждается в развитии цифровой грамотности и цифровой культуры, поскольку именно они лежат в основе всякого цифрового развития. Необходимо формировать цифровые способности, концептуальные навыки и умения в области разработки электронных учебных пособий и т.д. Особое внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.