Научная статья на тему 'СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ В ВУЗЕ'

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / СИНХРОННАЯ И АСИНХРОННАЯ УДАЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснев Андрей Анатольевич

Дистанционное обучение является основой современного образовательного процесса. Университеты сталкиваются с новыми задачами, связанными с внедрением открытого обучения, использованием технологий обучения для расширения доступа к любому виду информации, содействия распространению знаний и автоматизации процесса контроля проверки знаний в виде промежуточного контроля. Интернет и электронные информационные платформы обладают большим потенциалом в области преподавания иностранных языков, но их возможности до сих пор не использованы в полной мере. В статье отмечено, что реализация специфики дисциплины «Английский язык» в форме дистанционного обучения требует изменения принципов учебного процесса, выбора наилучшей формы обучения и разработки качественно новых методических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Береснев Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE WITH THE PRINCIPLES OF DISTANCE LEARNING IN ENGLISH DURING INTERMEDIATE CONTROL AT THE UNIVERSITY

Distance learning is the basis of the modern educational process. Universities face new challenges related to the introduction of open learning, the use of learning technologies to expand access to any kind of information, promote the dissemination of knowledge and automate the process of control and management of the knowledge verification process in the form of intermediate control. The Internet and electronic information platforms have great potential in the field of teaching foreign languages, but their capabilities have not yet been fully used. It was noted that the implementation of the specifics of the discipline «English language» in the form of distance learning requires a change in the principles of the educational process, the choice of the best form of education and the development of qualitatively new methodological materials.

Текст научной работы на тему «СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Дистанционное обучение является основой современного образовательного процесса. Университеты сталкиваются с новыми задачами, связанными с внедрением открытого обучения, использованием технологий обучения для расширения доступа к любому виду информации, содействия распространению знаний и автоматизации процесса контроля проверки знаний в виде промежуточного контроля. Интернет и электронные информационные платформы обладают большим потенциалом в области преподавания иностранных языков, но их возможности до сих пор не использованы в полной мере. В статье отмечено, что реализация специфики дисциплины «Английский язык» в форме дистанционного обучения требует изменения принципов учебного процесса, выбора наилучшей формы обучения и разработки качественно новых методических материалов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, английский язык, образовательное пространство, формы дистанционного обучения, средства обучения, методология, электронная образовательная платформа, синхронная и асинхронная удаленная деятельность.

Annotation. Distance learning is the basis of the modern educational process. Universities face new challenges related to the introduction of open learning, the use of learning technologies to expand access to any kind of information, promote the dissemination of knowledge and automate the process of control and management of the knowledge verification process in the form of intermediate control. The Internet and electronic information platforms have great potential in the field of teaching foreign languages, but their capabilities have not yet been fully used. It was noted that the implementation of the specifics of the discipline «English language» in the form of distance learning requires a change in the principles of the educational process, the choice of the best form of education and the development of qualitatively new methodological materials.

Keywords: distance learning, online learning, English, educational space, forms of distance learning, learning tools, methodology, electronic educational platform, synchronous and asynchronous remote activities.

Введение. На рубеже XX-XXI ст. потребности современного общества привели к созданию и развитию в мире систем дистанционного образования как комплексных образовательных услуг, которые предоставляются с помощью специальной информационной среды. Данная среда представляет собой совокупность систематически организованных информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратного, программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Сегодня, как обозначено в «Проекте Национальной теории образования», признание и обеспечение реализации права каждого человека на непрерывное образование имеет важнейшее значение для развития любого общества. Однако, для реализации вышеуказанного, необходимо внести структурные изменения в систему образования, чтобы обеспечить широкий спектр образовательных возможностей, высококачественные образовательные услуги и удовлетворить образовательные потребности каждого человека и общества в целом. Эти цели и задачи стали предпосылками для создания сети учреждений дистанционного образования, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, что позволит реализовывать многоцелевые программы, в том числе междисциплинарные, образовательные и профессиональные для различных социальных групп и слоев населения [9].

На данном этапе развития общества возрастает потребность в изучении и овладении иностранными языками, особенно английским. В основном это связано с внедрением новых информационных технологий во все сферы производства и общественной жизни (глобальный Интернет, компьютерное программное обеспечение и т.д.) и, естественно, в развитии и укреплении международных отношений между Россией и другими странами. Поэтому многие университеты предоставляют студентам разнообразные курсы английского языка, предназначенные для дистанционного обучения с промежуточным контролем и внедрением его наиболее эффективной формы в практику дистанционного обучения иностранным языкам, реализующей оперативную обратную связь и самоконтроль [4].

Курс дистанционного обучения английскому языку предполагает поэтапное планирование деятельности студентов и их организацию. Наличие эффективной обратной связи позволит студенту получать информацию о своем прогрессе в знаниях.

Осуществление промежуточного контроля по-прежнему остается одной из основных проблем дистанционного обучения. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения, включая английский язык, содержат, в качестве контроля, обязательные промежуточные тесты после каждого модуля. Однако этот вид контроля обычно ограничивается задачей проверки усвоения лексического и грамматического материала, что объективно не отражает конечную цель и задачи изучения каждого модуля.

Чтобы объективно измерить степень овладения материалами каждого модуля и определить уровень владения иностранными языками необходимо разработать и реализовать методику промежуточного контроля. К сожалению, проблема по-прежнему заключается в том, что теория не определяет наилучший тип теста для промежуточного контроля знаний, умений и навыков владения иностранным языком в рамках учебного модуля. Поэтому целью исследования является разработка методики промежуточного тестового контроля для дистанционного изучения иностранных языков. Представляется, что достижение этой цели позволит повысить качество владения иностранным языком в дистанционном обучении [2].

Изложение основного материала статьи. В марте 2020 года дистанционное обучение, связанное с пандемией, повсеместно придало мощный импульс развитию образования с использованием дистанционных технологий. Вся система образования вынуждена реализовывать образовательный процесс только в удаленном режиме. Хотя все университеты находятся в чрезвычайной ситуации, российская система высшего образования выдержала такой «стресс-тест». Об этом говорится в аналитическом отчете «Курсы стресс-тестов: университеты в пандемии и за ее пределами», инициированном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, где указано, что многие университеты продемонстрировали достаточные возможности для использования современных форматов и технологий удаленной работы [7]. Несмотря на некоторые скептические мнения, результаты многочисленных исследований и опросов общественного

мнения в этой области, демонстрируют потенциал и реальные возможности для достижения студентами положительных результатов в формате дистанционного обучения.

Нет сомнений в том, что не все цели и задачи образования могут быть реализованы в формате дистанционного обучения. Тем не менее эксперты заявили, что осознание новых возможностей в области дистанционного образования приведет к повышению конкурентоспособности российского высшего образования [9].

Эксперты по вопросам стратегии и модернизации высшего образования считают, что дистанционное образование - это система образования XXI ст. В «Стратегии развития образования Российской Федерации на период до 2025 года» расширение образовательных возможностей информационных ресурсов предусматривает использование информационно-телекоммуникационных сетей Интернета, информационную организацию и методическое оснащение образовательных мероприятий [6].

На наш взгляд, благоприятной предпосылкой для развития дистанционного образования в России является федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который был разработан в рамках национального проекта «Образование» в 2018 году. Цель проекта - создать безопасную для всех участников образовательную среду к 2024 году и обеспечить доступ к высококачественному образованию. Если несколько лет назад форма дистанционного обучения рассматривалась преподавателями как форма реализации непрерывного образования, то сегодня мы являемся свидетелями трансформации данной области образования из вспомогательной в основную, что подтверждается рекомендациями и приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Одарюк И.В. считает, что дистанционное образование может проходить асинхронно, благодаря чему студенты имеют возможность осваивать новые материалы, а также выполнять тесты и контрольные работы в удобное для них время [7]. Хасанова А.Н. считает, что интеграционная модель дистанционного обучения очень перспективна для иностранных языков [11].

Современный уровень развития информационных и сетевых технологий, а также доступные программные приложения позволяют на практике дистанционно продемонстрировать эффективность учебного процесса, особенно в области преподавания иностранных языков, поскольку эта тема традиционно предполагает устное общение, что лучше всего достигается за счет онлайн- и офлайн-взаимодействия, мультимедиа взаимодействия. Широкий спектр бесплатных средств связи и программных приложений, доступ к высокоскоростному Интернету предоставили преподавателям и студентам довольно широкий спектр инструментов в преподавании и обучении, возможность более гибкого построения учебных программ, планирования самостоятельной работы [3].

Следует отметить, что в рамках метода синхронного дистанционного обучения университет выпустил платную подписку компании на использование программного обеспечения для дистанционного обучения на платформе «Zoom». Проведение курсов через «Zoom» предполагает активное взаимодействие с любым количеством студентов.

Особенностью этой платформы является то, что она создает эффект полного присутствия студентов и активного участия в образовательной деятельности. Педагог использует экран в качестве доски в аудитории. Во время выступления он может сделать видимым движение курсора на экране и дополнить заранее подготовленную презентацию текстом, диаграммами и картинками. Картинки легко удалять, перемещать и сохранять. Организаторы курса (преподаватели) и участники (студенты) могут писать сообщения и общаться друг с другом в онлайн-чатах. Для ответа или демонстрации результатов работы каждый участник может включить функции «микрофон» и «экранная презентация».

При изучении английского языка важно осознавать коммуникативную часть процесса обучения. Для этого могут быть созданы отдельные «залы», которые будут сгруппированы на платформе. Полное соответствие академическому времени, отведенному на предмет, обеспечивается возможностью планирования образовательных мероприятий заранее и использованием дублирующих ссылок, которые позволяют полностью копировать расписание офлайн-курсов [12].

С точки зрения технологии преподавания, дистанционное обучение английскому языку осуществляется посредством совместного обучения, методов студенческих проектов, взаимодействия индивидуального, а также многоуровневого независимого обучения, которое развивает речевые навыки общения на иностранных языках. Поэтому задача их оценки включена в промежуточный контроль, который является интерактивным, чтобы обучающиеся могли быстро получить информацию о своем уровне знаний, навыков и развития способностей [3].

При организации промежуточного контроля необходимо учитывать специфические особенности дистанционного обучения иностранным языкам, то есть способность студентов полностью понимать содержание иностранного языка, умение общаться и понимать собеседников, а также умение выражать своё мнение устно или письменно на иностранном языке. Кроме того, промежуточные средства контроля в дистанционном обучении измеряют результаты обучения различным видам речевой деятельности.

Дистанционное обучение иностранному языку основано на следующих принципах: принцип интерактивности в учебном процессе, принцип «обучение как диалог», принцип гибкости в учебном процессе и учебных материалах, принцип мобильности учебных материалов, принцип модульности, принцип активности и самостоятельности студентов.

Принимая во внимание вышеуказанные принципы, промежуточный контроль знаний, умений и навыков владения иностранным языком при дистанционном обучении осуществляется интерактивно, поскольку эффективное взаимодействие между преподавателями и студентами проходит при наличии оперативной обратной связи, то есть с возможностью обсудить результаты контроля.

В дистанционном обучении иностранному языку система контроля знаний, навыков и умений включает следующие основные этапы: входной или диагностический контроль в начале учебного курса и промежуточный контроль в конце каждого модуля при необходимости. Кроме того, промежуточный контроль во время дистанционного обучения иностранному языку дает подробный анализ прогресса и уровня достижений студентов в модуле, что позволяет устранить возможные пробелы в знаниях, навыках и умениях и перейти на следующий этап обучения. Как один из вариантов, промежуточным контролем в дистанционном обучении иностранному языку может быть тест, качество которого определяется конструктивными, стандартными, сопряженными и прогностическими показателями достоверности и надежности, включая такие коэффициенты, как постоянство и эквивалентность [5].

Выводы. Таким образом, развитие дистанционных форм обучения и их внедрение в учебный процесс вузов, несомненно, является перспективным направлением. Грамотный подход, учитывающий развитие современных технологий, российский и международный опыт, повышение информационной грамотности участников образовательного процесса - все это может значительно повысить качество высшего образования России и помочь успешно преодолевать вызовы, с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса.

Литература:

1. Амирова, Е.А. Об использовании вебинара в дистанционном обучении иностранному языку / Е.А. Амирова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 8 (38). - Ч. 2. - С. 15-17.

2. Виноградова, Е.В. К проблеме реализации компетентностного подхода в преподавании иностранного языка специальности / Е.В. Виноградова, Ю.В. Федурко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 9 (39). - Ч. 2. - С. 29-32.

3. Кисарин, А.С. Дистанционное обучение иностранному языку: плюсы и минусы / А.С. Кисарин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 7 (37). - Ч. 2. - C. 95-98.

4. Коссинская, Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка / Е.В. Косинская // Территория науки. - 2015. -№5. - С. 33-37.

5. Левина, Т.Ф. Использование ИТ (дистанционного обучения) в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] // Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001: науч. практ. конф. URL: http://gcon.pstu.ru/ pedsovet2001/s/s2-3-1.htm (дата обращения: 01.12.2021).

6. Ломова, С.Э. Обучение студентов иностранному языку в условиях дистанционного образования [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы: межрегион. науч.-практ. конф. (заоч.). Благовещенск, 2007. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2011/05.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

7. Одарюк, И.В. Презентационная речь как технология формирования компетенции делового общения на иностранном языке / И.В. Одарюк // Преподаватель высшей школы в 21 веке. - 2014. - Сб. 11. - С. 204-209.

8. Полат, Е.С. Дистанционное образование: организационные аспекты / Е.С. Полат // Информатика и образование. -2017. - С. 87-92.

9. Степанова, Е.Н. К вопросу о внедрении инновационных методов в практику обучения иностранным языкам (в педагогическом вузе) / Е.Н. Степанова, И.Ф. Погребная // Материалы

международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: Изд-во РИНЯЗ, 2008 - 466 с.

10. Тарасенко, О.С. Новые методы и формы работы в условиях дистанционного обучения иностранному языку / О.С. Тарасенко // Образование и педагогика. - 2015. - № 2 (22). - С. 74-79.

11. Хасанова, А.Н. Интернет-технологии как способ формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технических вузов / А.Н. Хасанова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. -№ 1 (43). - Ч. 1. - С. 191-193.

12. Хуторской, А.В. О развитии дистанционного образования в России / А.В. Хуторской. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2017 - С. 86-89

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Буковцова Нина Ивановна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Ремезова Лариса Асхатовна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара)

ПОСТРОЕНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Интенсивное развитие цифровизации образования в современном обществе, начиная с дошкольного возраста, требует поиска новых подходов к профессиональной подготовке специалистов в области специального дефектологического образования, способных к работе в условиях цифровой среды образовательных организаций. Целью статьи является научное обоснование механизмов подготовки педагогов к обеспечению эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с применением цифровых технологий. В работе актуализируется необходимость развития цифровых компетенций педагогов в области специальной и инклюзивной практики. Под цифровой компетентностью учителей-дефектологов и учителей-логопедов будем понимать способность и готовность к выполнению трудовых функций по проектированию, реализации профессиональной деятельности средствами цифровых технологий, обеспечивающих ее результативность. Предложенные механизмы подготовки педагогов к обеспечению эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются научно обоснованными и способствуют достижению обучающимися оптимального уровня овладения цифровыми компетенциями в теоретическом и практическом плане в области рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: цифровой образовательный процесс, профессиональная подготовка, специальное дефектологическое образование, цифровая компетентность.

Annotation. The intensive development of digitalization of education in modern society, starting from preschool age, requires the search for new approaches to the professional training of specialists in the field of special defectological education, capable of working in the digital environment of educational organizations. The purpose of the article is the scientific substantiation of the mechanisms of teacher training to ensure effective psychological and pedagogical support of students with disabilities using digital technologies. The paper actualizes the need for the development of digital competencies of teachers in the field of special and inclusive practice. Under the digital competence of teachers of speech pathologists and speech therapists, we will understand the ability and readiness to perform labor functions for the design, implementation of professional activities by means of digital technologies that ensure its effectiveness. The proposed mechanisms for training teachers to ensure effective psychological and pedagogical support for students with disabilities are scientifically sound and contribute to the achievement by students of the optimal level of mastering digital competencies in theoretical and practical terms in the field of the problem under consideration.

Keywords: digital educational process, professional training, special defectological education, digital competence.

Введение. Актуальность и значимость цифровизации образовательного процесса в профессиональной подготовке специалистов в области специального дефектологического образования вызвана меняющейся образовательной парадигмой, когда образование уже не может быть прежним в связи с активным внедрением в обучение новых информационных технологий [11].

Адаптация системы профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов предусматривает, с одной стороны, создание соответствующей цифровой образовательной среды, а с другой - значительное изменение образовательного процесса, направленного на обеспечение подготовки специалистов, способных использовать цифровые ресурсы для конструирования и реализации коррекционно-развивающих программ для обучающихся с ограниченными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.