Библиографический список
1. Егорова С.В. ФГОС: основы проектной и исследовательской деятельности/Социальная сеть работников образования. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/04/03/fgos-osnovy-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti
2. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost- uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer
3. Шахмарова РР Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения. Педагогика и просвещение. 2017; № 2: 49 - 57.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. Москва, 2006.
5. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.
6. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
References
1. Egorova S.V. FGOS: osnovy proektnoj i issledovatel'skoj deyatel'nosti./Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/04/03/fgos-osnovy-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti
2. Belova T.G. Issledovatel'skaya iproektnaya deyatel'nost' uchaschihsya v sovremennom obrazovanii. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost- uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer
3. Shahmarova R.R. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayuschihsya v kontekste FGOS: problemy i puti resheniya. Pedagogika iprosveschenie. 2017; № 2: 49 - 57.
4. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda kobucheniyu: uchebnoe posobie. Moskva, 2006.
5. Abdurahmanova PD., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.
6. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
Статья поступила в редакцию 30.07.20
УДК 37
Bobrova S.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CURRENT CHALLENGES OF BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION. The article deals with the concept and implications of blended learning in the higher educational system. Key aspects of this form of education are reviewed; the core of the concept is delineated, drawing a difference between e-learning, traditional forms of education and blended learning. Various changes in pedagogical methodology are studied. The subject owes its relevance to educational modifications in the second semester of the 2019/2020 academic year, with distance learning replacing classroom studies and discussions on new teaching methodology being revived. Further research into the issue of combining traditional and innovative forms of studies is essential to work out a uniform conception of blended learning and assess its potential for modern education. The author concludes that in teaching foreign languages, while reducing the classroom load, teaching methods are expanded by connecting the virtual learning environment.
Key words: blended learning, traditional forms of education, information communication technologies, distance learning, e-learning, English language teaching, pedagogy, teaching methods.
С.Е. Боброва, канд. филол. наук, доц., Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, РФ, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье исследуется понятие и проблематика смешанного обучения в вузах. Рассматриваются основные аспекты данной формы обучения, уточняется суть понятия, проводится различие между дистанционным обучением, традиционными формами обучения и смешанным обучением, анализируются изменения в педагогической методологии. Актуальность темы связана с особенностями учебного процесса во втором семестре 2019 - 2020 учебного года в условиях перевода обучения в удаленный режим и возобновления дискуссий о новых формах и методах обучения в зависимости от внешних обстоятельств. Необходимы дальнейшие исследования совмещения традиционных и инновационных форм обучения в целях создания единой концепции смешанного обучения и определения ее потенциала. Автор делает вывод о том, что преподавание иностранных языков при сокращении аудиторной нагрузки, методики преподавания расширяется за счет подключения виртуальной среды обучения. Преподаватели иностранных языков применяют различные модели смешанного обучения либо комбинируют их компоненты для создания оптимальных условий выполнения учебных программ.
Ключевые слова: смешанное обучение, традиционные формы образования, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, преподавание английского языка, педагогика, методики преподавания.
Реализация концепции модернизации российского образования приводит к постепенному пересмотру педагогической парадигмы. Предметом статьи является анализ педагогической концепции смешанного обучения, сопоставление ее с традиционными формами обучения и дистанционным обучением. В последнее время в педагогическом сообществе оживились дискуссии относительно разнообразия форм учебного процесса в целях его оптимизации в условиях новой информационно-образовательной среды. Эпидемиологическая обстановка, сложившаяся во втором семестре 2019 - 2020 учебного года, заставила перейти от дискуссий непосредственно к одному из современных форматов обучения, что помогло выявить некоторые преимущества и недостатки различных моделей обучения на практике.
В дискуссиях чаще всего речь заходит либо о дистанционном обучении на основе цифровых технологий, либо о смешанном обучении, совмещающем традиционные аудиторные формы работы и самостоятельную работу студентов, чаще всего на основе ИКТ. В настоящее время не существует четкого и общепринятого определения понятия смешанного обучения. Для его обозначения используются сразу несколько терминов, например, «гибридное обучение», «интегративное обучение», «blended learning», «technology-mediated instruction», «web-enhanced instruction», «mixed-mode instruction» и др. [1; 2], что свидетельствует о дальнейшем развитии самого понятия и размытости его границ. Некоторые исследователи считают данное понятие избыточным, утверждая, что существующие практики комбинирования различных форм обучения, включая электронные средства обучения в дополнение к традиционным аудиторным
формам, не представляют собой особого явления и не заслуживают отдельного термина [2].
Действительно, в образовательной системе любого уровня смешанное обучение отнюдь не новшество. Аудиторные занятия в той или иной степени всегда дополнялись различными видами самостоятельной работы и внеаудиторного взаимодействия между преподавателем и учащимися в зависимости от возраста учащихся, уровня образования, целей, задач и форм обучения, для чего разрабатывались соответствующие педагогические методики. Сейчас в российских вузах на кафедрах иностранных языков используются элементы разнообразных моделей смешанного обучения. С одной стороны, этого требуют новые учебные программы, в которых значительно сокращена аудиторная нагрузка на фоне увеличения количественного состава языковых групп. С другой стороны, органичное вхождение Интернета в образование также влияет на методики преподавания. Например, автор в одной из статей [3] описывает свой опыт преподавания предметов «Введение в теорию перевода», «Теория перевода», «Основы профессионального перевода» в соответствии с новыми требованиями в форме лекций, семинаров, практических занятий, самостоятельных переводов и итоговой письменной аттестации, в том числе с использованием Интернета, приближаясь к модели смешанного обучения.
Российские стандарты высшего образования (ФГОС ВО) предусматривают применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для достижения необходимого уровня профессионализма в информационном обществе. Если раньше на помощь занятиям в очной форме приходили
внеаудиторные образовательные телевизионные и радиоканалы, образовательные программы, фильмы, аудио- и видеозаписи на кассетах и компакт-дисках, то на данном этапе в традиционное смешанное обучение активно проникают современные цифровые технологии, о чем свидетельствует языковая форма некоторых новых терминов. Уточним понятие дистанционного, удаленного обучения с использованием цифровых технологий. Дистанционное обучение - это образование на основе применения ИКТ с использованием электронных носителей. Такое обучение может осуществляться как самостоятельная форма, полностью и во всех отношениях заменяя аудиторные занятия (distance-learning, e-learning). Дистанционные методики могут также применяться в рамках традиционной модели обучения (например, компьютерный класс) либо как один из ключевых компонентов модели смешанного обучения (blended learning).
Можно предположить, что в этом и заключается специфика современного смешанного обучения. Однако некоторые специалисты настаивают на том, что эволюция смешанного обучения на основе привлечения новейших технологий не сводится к применению новых средств обучения в старой системе координат, а влечет за собой качественное преобразование всего образовательного процесса. В целом меняется стратегия развития образования, нацеливаясь на обучение и воспитание активного, целеустремленного и самостоятельного учащегося, будущего специалиста. В новой системе меняются масштабы и география охвата учащихся, модифицируются цели и задачи обучения, делается акцент на мотивации, активности учащихся, индивидуализации учебного процесса. Обучение адаптируется под возможности и потребности различных категорий учащихся, многие из которых получают доступ к образованию именно благодаря смешанным формам обучения с применением информационно-образовательных технологий [4].
Изменения в формах и методах подачи новых знаний, формах контроля над усвоением, формах взаимодействия преподавателя и учащегося приводят к переосмыслению роли преподавателя и учащегося, изменениям в методике преподавания. Так, стала возможна организация обучения в обратной последовательности - так называемый перевернутый класс (flipped classroom). Данная методика построена на обратном порядке введения и усвоения нового материала: вначале в форме внеаудиторной самостоятельной работы над новым материалом на основе цифровых технологий, а позже, уже в аудитории - выполнения домашних заданий на основе усвоенного материала под руководством преподавателя, выясняющего степень усвоения материала и объясняющего ошибки [4]. На этапе введения новой темы учащиеся самостоятельно изучают материалы, размещенные преподавателем на цифровой учебной платформе. Это могут быть заранее записанные аудио- и видеолекции или материалы по теме на основе гиперссылок, подобранных преподавателем. На этапе закрепления материала в аудитории в контактной форме преподаватель выявляет уровень усвоения и допущенные ошибки. Одним из условий успешности данной методики является степень ответственности обучающихся за результаты с самого начального этапа.
История понятия смешанного обучения в современной трактовке восходит к американской педагогике второй половины двадцатого века, хотя первое употребление термина blended learning зафиксировано лишь в 1999 году в учебных центрах образовательной компании Interactive Learning Centers (Атланта, США). Компания анонсировала широкое комплексное применение разнообразных педагогических методик и технологий, хотя последнее не носило обязательного характера. Однако в 2006 году исследователи Curtis J. Bonk и Charles R. Graham в книге "The Handbook of Blended Learning" представили наиболее полный обзор современных методов смешанного обучения в различных учебных и профессиональных контекстах, определяя смешанное обучение как совмещение персонифицированной, контактной формы обучения, когда преподаватель и учащийся физически присутствуют в одной аудитории, и обучения удаленного, когда обратная связь между двумя сторонами учебного процесса (feedback) осуществляется с применением компьютерных технологий [5]. Рассмотренные контексты обучения включали не только все уровни образования, но и сферу профессионального совершенствования и тренинга сотрудников бизнес-корпораций, разбросанных по всему миру.
В современной смешанной модели обучения выделяются три обязательных компонента. Из традиционных компонентов используются 1) очные аудиторные занятия, проводимые опытным педагогом в присутствии студентов, и 2) самостоятельная работа студентов, расширяющая и развивающая опыт аудиторной работы, с использованием материалов и заданий, подобранных или разработанных преподавателем. Из современных онлайн-ресурсов формируется третий компонент - 3) онлайн-обучение на основе ИКТ, позволяющее интенсифицировать учебный процесс, заменяя определенные элементы традиционного аудиторного и самостоятельного обучения в индивидуальном режиме. Соотношение и чередование трех компонентов обусловлены конкретной образовательной ситуацией и во многом зависят от уровня подготовки преподавателя к управлению обучением в смешанном формате, а также от уровня мотивации учащихся.
Третий компонент смешанного обучения в большинстве моделей не просто дополняет два традиционных компонента. Он успешно заменяет как очный контакт сторон в аудитории, так и традиционные формы самостоятельной работы на тех отрезках учебного процесса, на которых, по мнению преподавателя, он наиболее эффективен [6]. Так, наблюдения показали, что умелое и своевременное чередование различных компонентов смешанного обучения на протяжении семестра приводит к повышению успеваемости учащихся по сравнению с
исключительно аудиторным либо дистанционным форматом обучения [7]. Например, изучение предмета в течение одного семестра в смешанном формате можно организовать следующим образом. В начале семестра в образовательных и воспитательных целях целесообразно увеличить долю аудиторного формата для введения новых знаний под личным контролем преподавателя, а далее постепенно наращивать долю самостоятельной работы учащихся и онлайн-фор-мата. Установлено, что на электронный компонент учебной программы может отводиться от 30 до 80% времени, рассчитанного на учебную дисциплину [8]. На данный момент разработано не менее шести моделей совмещения компонентов смешанного обучения, расположенных между двумя полюсами. Модели различаются соотношением очных и удаленных режимов обучения, степенью активности преподавателя/студента в подборе заданий и материалов для изучения, частотой и формой контактов между преподавателем и студентами, групповой либо индивидуальной работой, как в очной, так и в удаленной форме. Модели располагаются в диапазоне от максимальной доли очного аудиторного формата и личного влияния преподавателя на определение содержания курса и выбора форм обучения до самостоятельного выбора учащимися вариантов комбинирования форм обучения и контактов с преподавателем. На одном полюсе (face-to-face driver) располагаются очные аудиторные занятия под руководством преподавателя как важнейший компонент обучения, при этом преподаватель лишь дополняет образовательную программу цифровым инструментарием. На противоположном полюсе (online driver) располагается автономное изучение дисциплины учащимся на цифровой платформе в индивидуальном режиме с периодическими включениями преподавателя, заранее запланированными либо организованными по просьбе студента. Для проведения консультаций также возможны очные встречи [2; 8].
Смешанное обучение позволяет гибко реагировать на разнообразные жизненные обстоятельства, затрагивающие отдельных индивидов, учебные заведения и общество в целом. Не отказываясь от традиционных форм обучения, дающих высокие результаты, смешанное обучение параллельно использует новейшие достижения в целях модернизации, интенсификации и индивидуализации учебного процесса. Среди бесспорных преимуществ данной модели обучения - умелое использование привычного для молодежи совмещения реального и виртуального мира. В связи с этим подчеркнем важность освоения цифровых технологий преподавателями в целях успешной разработки учебных программ смешанного обучения. Все чаще звучат мнения о радикальном изменении роли педагога и роли учащегося в обучении; на месте терминов «преподаватель», «учитель» все чаще употребляются термины «facilitator», «координатор», «посредник», «куратор», «педагог-организатор» и пр. Преподаватель, овладевший смешанными методиками преподавания, не только наделяет учащихся знаниями, но и учит ориентироваться в традиционной и электронной обучающей среде.
Перечисляя преимущества современного смешанного обучения, назовем индивидуализированный и дифференцированный подход к студентам по сравнению с традиционным аудиторным обучением, когда преподаватель вынужденно ориентируется на усредненного учащегося, игнорируя индивидуальные его потребности. Результаты исследований свидетельствуют о повышении успеваемости при смешанном формате обучения, поскольку доступность материалов и обратной связи с преподавателем увеличивается, развиваются навыки самостоятельного решения проблем. Учащиеся постепенно становятся субъектами процесса обучения, самостоятельно чередуя компоненты смешанной модели по индивидуальному графику.
Среди недостатков смешанного обучения назовем сложность его организации в масштабах крупного вуза. Общее расписание по всем подразделениям на основе скоординированной модели смешанного обучения в рамках крупной организации - дело трудно реализуемое. Смешанный формат изучения одного либо ряда предметов также нелегко вписать в общее расписание. Другой важный недостаток связан с техническими аспектами осуществления смешанного обучения, основанного на доступе к новым технологиям всех участников обучения. Доступ к значительной части учебного процесса в сетевой инфраструктуре вуза возможен при наличии у всех участников достаточно дорогостоящего инструментария. Важно подчеркнуть, что технологии и цифровой инструментарий находятся в постоянном развитии, поэтому современное образование должно предусматривать возможность включения все новых форм и ресурсов в уже разработанные учебные программы.
Опыт дистанционного обучения во втором семестре также вскрыл факт значительного увеличения нагрузки в почасовом исчислении как преподавателей, так и студентов, поскольку занятия, подготовка к ним и особенно проверка выполнения заданий заняла гораздо больше времени по сравнению с традиционным обучением.
В Российском университете дружбы народов (РУДН) все ощутимее использование новых технологий в образовательной среде в качестве обязательного компонента учебного процесса. Так, в последние несколько лет в РУДН активно внедряется система ТУИС (телекоммуникационная учебно-информационная система образования), открывающая возможности дистанционного обучения, дополняющего аудиторные занятия в удобное время и в удобных условиях. Электронная обучающая среда органично сочетается с аудиторными занятиями, дополняя их и развивая навыки самостоятельного обучения с помощью современных технологий, обеспечивая доступную обратную связь с преподавателем.
В частности, уже несколько лет дисциплина «ИКТ в переводе», входящая в учебные программы по переводоведению, доступна в системе ТУИС студентам всех факультетов, изучающим иностранные языки в рамках модуля «Переводчик». Изучение данного предмета запланировано на третий семестр и в рамках принятой в РУДН балльно-рейтинговой системы (БРС) максимально оценивается в 100 баллов. Таким образом, РУДН активно участвует в преобразовании системы высшего образования на глобальном уровне [9].
Тем не менее основой учебного процесса на очных отделениях вузов по-прежнему остается традиционная аудиторная форма занятий, однако она также подвергается значительным изменениям. В связи с особенностями образовательного процесса в вузах во втором семестре 2019 - 2020 учебного года, в первую очередь с переходом на удаленное обучение, на первый план вышли вопросы беспрепятственного продолжения учебного процесса и выполнения годовых учебных программ с минимальными потерями, а также возможности в будущем при необходимости вводить смешанное обучение. Учебный процесс на кафедре иностранных языков филологического факультета РУДН был переведен на удаленный режим. Начиная с марта 2020 года, аудиторные занятия по иностранным языкам проводились по расписанию в системе ТУИС на платформах Microsoft Team, Zoom, Skype, WhatsApp в форме видеоуроков, вебинаров, организовывались письменные промежуточные и итоговые онлайн-тестирования. Письменные домашние задания высылались по корпоративной электронной почте, использовались облачные сервисы.
Автор статьи проводила теоретические, семинарские и практические занятия на платформе MS Teams. Был успешно прочитан курс лекций по теоретической дисциплине «Введение в теорию перевода» потоку студентов первого курса, учебные программы были выполнены полностью. Письменные домашние задания рассылались по электронной почте с указанием сроков выполнения; лекции, семинары и практические занятия проводились по расписанию
Библиографический список
аудиторных занятий. В конце семестра была успешно проведена итоговая устная аттестация, а также пересдача итогов некоторых студентов. Практические занятия по профессиональному переводу с английского языка на русский проводились в языковых группах всех курсов, в том числе на выпускном четвертом курсе. Также были успешно проведены промежуточные и итоговые аттестации, как письменные, так и устные. В конце семестра были проведены письменные и устные Государственные квалификационные экзамены на звание референта-переводчика.
Нарастающее распространение новейших технологий в условиях информационного общества неизбежно приводит к глубоким и быстрым переменам во всех сферах жизни. Сфера образования активно внедряет новый инструментарий с целью повышения эффективности обучения, а также стремится осмыслить происходящие перемены на концептуальном уровне. Становится все более очевидной ограниченность какой-либо одной образовательной модели, ощущается острая потребность в современных технологиях, открывающих новые возможности, наблюдается стихийный процесс совмещения разных подходов к обучению. В преподавании иностранных языков в условиях сокращения аудиторной нагрузки методики преподавания расширяются за счет подключения виртуальной среды обучения. Таким образом, преподаватели иностранных языков применяют различные модели смешанного обучения либо комбинируют их компоненты для создания оптимальных условий выполнения учебных программ [10]. Личный опыт преподавания автора статьи полностью подтверждает мнение Я. Садлака, эксперта в области оценки эффективности высшего образования и аккредитации мировых вузов, относительно того, что «...мы наблюдаем возникновение «экономики, основанной на знаниях», эффект глобализации и значение цифровой коммуникации. Всё это имеет прямое или опосредованное влияние на высшее образование. Не будет преувеличением сказать, что мы говорим о появлении «нового ландшафта» высшего образования» [11].
1. What is Blended Learning? Available at: https://mindflash.com/elearning-glossary/what-is-blended-learning
2. Смешанное обучение. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Blended_learning
3. Боброва С.Е. Преподавание дисциплин по теории и практике перевода в соответствии с новыми образовательными программами. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019; № 4: 75 - 85.
4. Blended learning: the new normal and emerging technologies. Available at: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-017-0087-5
5. Bonk C.J. & Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. Wiley, 2006.
6. Янченко И.В. Смешанное обучение в вузе: от теории к практике. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=25417
7. Siemens G., Gasevic D. & Dawson S. Preparing for the Digital University: a review of the history and current state of distance, blended and online learning. Athabasca University, 2015.
8. Бекишева Т.Г. Смешанное обучение: современные тенденции в вузах. Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. 2016; № 11-2 (67).
9. Телекоммуникационная учебно-информационная система. Available at: https://esystem.rudn.ru
10. Мельненкова Н.В. Использование смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе для повышения эффективности учебного процесса. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015; Т. 17, № 1 (5).
11. Высшее образование в 21 веке: глобальные тренды и региональные/локальные ответы. Available at: http://bolognaby.org/index.php/issledovanija-analitika/601-vysshee-obrazovanie-v-21-veke-globalnye-trendy-i-regionalnye-lokalnye-otvety
References
1. What is Blended Learning? Available at: https://mindflash.com/elearning-glossary/what-is-blended-learning
2. Smeshannoe obuchenie. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Blended_learning
3. Bobrova S.E. Prepodavanie disciplin po teorii i praktike perevoda v sootvetstvii s novymi obrazovatel'nymi programmami. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2019; № 4: 75 - 85.
4. Blended learning: the new normal and emerging technologies. Available at: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-017-0087-5
5. Bonk C.J. & Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. Wiley, 2006.
6. Yanchenko I.V. Smeshannoe obuchenie v vuze: ot teorii k praktike. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=25417
7. Siemens G., Gasevic D. & Dawson S. Preparing for the Digital University: a review of the history and current state of distance, blended and online learning. Athabasca University, 2015.
8. Bekisheva T.G. Smeshannoe obuchenie: sovremennye tendencii v vuzah. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Modern Research of Social Problems. 2016; № 11-2 (67).
9. Telekommunikacionnaya uchebno-informacionnaya sistema. Available at: https://esystem.rudn.ru
10. Mel'chenkova N.V. Ispol'zovanie smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze dlya povysheniya 'effektivnosti uchebnogo processa. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2015; T. 17, № 1 (5).
11. Vysshee obrazovanie v 21 veke: global'nye trendy i regional'nye/lokal'nye otvety. Available at: http://bolognaby.org/index.php/issledovanija-analitika/601-vysshee-obrazovanie-v-21-veke-globalnye-trendy-i-regionalnye-lokalnye-otvety
Статья поступила в редакцию 03.07.20
\
УДК 376.1
Kamzina O.L., postgraduate, history teacher, MBOU"Secondary school № 170 with in-depth study of individual subjects" (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF TEENAGERS IN REAL AND VIRTUAL ENVIRONMENTS AS AN ACTUAL PROBLEM OF PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article examines a problem of development of interpersonal relations in adolescence, analyzes the main social phenomena that adolescents encounter in the process of interpersonal relations building. The main emphasis of the article is made on the designation of the features of building interpersonal relations of middle-level students in real and virtual environment, on the role of a teacher in this process in the digital era. The author concludes that modern teenagers, very different from their predecessors in terms of moral development, the structure of values, the level of ownership of digital technologies, represent for teachers a special subject of education and education. Every teacher should understand that as a translator of cultural and historical development of