Проведенное исследование дало возможность определить интересные особенности молодежного сленга немецких школьников. Он отличается творческим использованием различных языковых приемов, что свидетельствует об активном осмыслении школьниками окружающей действительности и дает им возможность создать свою картину мира. Перевод с одного молодежного сленга на другой может осуществляться посредством подбора эквивалентов из области разговорного языка, экспрессивной или нейтральной лексики литературного языка.
Список использованной литературы
1. Ермолаева Е. А. Определение и общие характеристики понятий "сленг" и "жаргон", их роль в художественной литературе / Е. А. Ермолаева, А. И. Свидченко // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов XI-ой Всероссийской конференции, посвященной 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, 21-22 февраля 2019 года. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2019. С. 6-9.
2. Хижняк И. М. Особенности перевода молодежного музыкального сленга с английского на русский язык / И. М. Хижняк, Н. В. Банатова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов VIII Международной конференции, Саратов, 25-26 февраля 2016 года. Саратов: ИЦ "Наука", 2016. С. 325-330.
3. PONSWörterbuchder Jugendsprache. Ernst Klett Verlag GmbH, Stuttgart, 2001.
4. Henne H. Jugendsprache und Jugendgespräche. Dialogforschung. Düsseldorf: Sprache der Gegenwart, Bd. 54, 1981.
А.Д. Левицкая, Е.А. Елисеева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 372.881.111.1
ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Аннотация. Исследование направлено на выявление эффективности дистанционной поддержки обучения русскому языку как иностранному студентов неязыковых вузов. В ходе исследования использовался метод интеграции очной и дистанционной формы обучения. Для измерения эффективности обучения было проведено итоговое тестирование. Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня успеваемости студентов после использования средств дистанционной поддержки обучения.
Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционная поддержка, цифровые образовательные технологии, инструменты дистанционного обучения.
DISTANCE SUPPORT AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Abstract. The study aimed at identifying the effectiveness of distance support in improving students' achievement in learning Russian as a foreign language. The students studied the units through using blended learning, consisting of a combination of online and face-to-face teaching. An achievement test was developed in the mentioned units of the Russian language to measure the achievement. The study observed significant increases in academic achievement due to teaching method.
Keywords: blended learning, distance support, digital educational technologies, distance learning tools.
Вопросы организации дистанционного и смешанного обучения являются наиболее обсуждаемыми вопросами современной педагогической и методической науки. Процесс смены формата обучения в условиях пандемии требует поиска наиболее эффективных форм организации образовательного процесса, обеспечивающих качество образования в соответствии с современными требованиями общества. Кардинальные изменения, происходящие в образовании в настоящее время, заставляют преподавателей внедрять в образовательный процесс новые формы обучения. Дистанционное и смешанное образование - одни из самых перспективных форм обучения.
В работах отечественных исследователей помимо терминов «дистанционное обучение» и «смешанное обучение» используется термин «дистанционная поддержка» очного обучения. А. С. Ломов под дистанционной поддержкой понимает опосредованную педагогическую деятельность, совершаемую с целью сохранения целостности образовательного процесса и оказания помощи обучающемуся в процессе его образовательной деятельности [1]. Целью дистанционной поддержки очного обучения, по мнению А. С. Ломова, является сохранение целостности образовательного процесса и оказание помощи обучающемуся. Идея обеспечить дистанционное педагогическое сопровождение обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов представляется актуальной и продуктивной. Необходимость разработки дистанционной поддержки курса может быть обусловлена низким уровнем исходных знаний иностранного языка, а во многих случаях низким уровнем языковых способностей и мотивации к изучения иностранного языка. О проблеме низкого уровня базовых иноязычных знаний, умений, навыков у студентов, поступающих в неязыковые вузы, пишут многие исследователи (например, И. В. Батунова [2]). Студенты технических, медицинских вузов часто не имеют представления о системе иностранного языка и не могут пользоваться этой системой на практике. Без прочной базы сформированных языковых навыков и умений невозможно развивать другие коммуникативные и межкультурные компетенции. К сожалению, данная тенденция характерна для большинства высших учебных направлений, обеспечивающих подготовку специалистов по неязыковым специальностям. Преподаватели неязыковых вузов вынуждены искать пути наиболее эффективного преподавания профессионального иностранного языка при небольшом количестве выделенных часов и низком уровне владения иностранным языком [3].
Ещё одной серьезной проблемой преподавания иностранного языка в неязыковом вузе является низкая мотивация студентов к овладению иностранным языком и иноязычной культуры. Мотивация, как известно, играет огромную роль в эффективности обучения. По мнению учёных, использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий при обучении иностранному языку способствует повышению интереса обучающихся к предмету, развитию навыков самостоятельной работы, эффективному формированию всех видов речевой деятельности.
В настоящее время дистанционная поддержка очного обучения осуществляется, главным образом, средствами цифровых технологий, к которым относится использование различных электронных устройств (компьютеры, смартфоны) и ресурсов сети интернет. Цифровые инструменты дистанционной поддержки обучения позволяют создавать современные учебно-методические материалы, обеспечивают преподавателей и студентов средствами дистанционного взаимодействия и дистанционного мониторинга процесса обучения. Использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовательном процессе требует от педагога постоянного поиска доступных современных веб-ресурсов, изучения их возможностей для создания необходимого контента и его внедрения в процесс обучения, а также объективной оценки эффективности его применения.
Эффективность применения дистанционной поддержки обучения исследовалась в группе иностранных студентов медицинского университета, изучающих русский язык как иностранный на 2 курсе лечебного факультета (билингвальное отделение). В группе обучалось 9 человек. В начале учебного года был проведен мониторинг сформированности лекси-ко-грамматических навыков. Результаты проведенной диагностики показали, что у большей части студентов группы уровень сформированности лек-сико-грамматических навыков низкий. Анализ ошибок продемонстрировал, что студенты не различают части речи (существительное и прилагательное), не знают падежные окончания прилагательных и существительных, испытывают сложности с изменением глагольных форм, навык согласования подлежащего и сказуемого также не сформирован. Кроме того, студенты допустили много лексических ошибок при выполнении задания на конструирование предложений. Таким образом, у студентов данной группы не сформирована необходимая и достаточная грамматическая база для изучения профессионального модуля русского языка как иностранного.
После анализа работ студентов стало очевидно, что студентам данной группы необходим корректировочный лексико-грамматический курс, включающий повторение основных правил грамматики русского языка и отработку изучаемых лексических единиц. Учитывая небольшое количество аудиторных часов, выделенных на изучение дисциплины, было принято решение разработать систему дистанционной поддержки самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
В процессе создания компонентов системы дистанционной поддержки необходимо было определить содержание обучения, тип упражнений и
78
веб-сервис/мобильное приложение, которые будут применяться для отработки того или иного лексического или грамматического навыка. В таблице 1 представлены компоненты системы дистанционной поддержки очного обучения студентов:
Таблица 1 - Компоненты системы дистанционной поддержки очного обучения студентов __
Содержание упражнения Тип упражнений Веб-сервис
1 Род и число существительных и прилагательных Упражнение на трансформацию H5P
2 Родительный падеж Тест множественного выбора Quizizz
3 Спряжение глагола Упражнение на трансформацию H5P
4 Согласование подлежащего и сказуемого Упражнение на конструирование H5P
5 Работа с лексикой Флэш карты, тестовые задания, игровые задания Barabook
Все разработанные упражнения для отработки грамматики являются языковыми упражнениями и направлены на выработку у учащихся первичных умений и навыков использования отдельных элементов изучаемого языка, и их целью является подготовка студентов к дальнейшей речевой деятельности. В зарубежной методике подобный тип упражнений называется Drill - организационная форма выполнения языковых упражнений, которая предполагает целенаправленную отработку отдельного учебно-речевого действия, его многократное воспроизведение, выполнение действий, аналогичных ему, с целью запоминания языкового явления и автоматизации навыков. После автоматизации выбранных грамматических навыков студентам будет легче выполнять условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения, которые направлены на выработку более сложного умения -умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.
Для отработки лексических единиц использовался веб-сервис Bara-book (отечественный аналог образовательного ресурса Quizlet), имеющий мобильное приложение. Barabook - это бесплатный ресурс, предназначенный для изучения лексики при помощи карточек, которые преподаватель создает самостоятельно с учетом своих потребностей и целей. Многообразие заданий, представленных в сервисе, наличие игрового компонента способствует более быстрому и эффективному запоминанию слов, а имеющееся мобильное приложение позволяет обеспечить непрерывность обучения, то есть студенты могут тренировать лексику в любое удобное для них время и в любом месте.
Пробное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий проходило в течение 3 недель во время изучения темы «Скелет человека». На занятиях преподаватель возвращался к основным грамматическим темам первого курса обучения и объяснял основные грамматические правила русского языка. После короткого объяснения преподавателя студенты выполняли подстановочные или трансформационные упражнения под
контролем педагога. В качестве домашнего задания студенты выполняли интерактивные упражнения или тесты на платформах Quizizz или H5P. Ссылки на упражнения публиковались в GoogleClassroom.
По окончании пробного обучения была проведена итоговая контрольная работа, проверяющая сформированность базовых лексико-грамматических навыков. Итоговая проверка показала, что уровень сформи-рованности лексико-грамматических навыков значительно улучшился. Количество отличных оценок увеличилось в 4 раза (с 1 до 4), количество удовлетворительных оценок уменьшилось в 2 раза (с 5 до 2), число оценок «хорошо» осталось неизменно (3 человека).
Анализируя динамику сформированности лексико-грамматических навыков, важно говорить не только о количественном аспекте, но и проследить за динамикой каждого конкретного студента. Итоговая работа показала, что 5 студентов из 9 смогли улучшить свой результат, одна студентка продемонстрировала высокий уровень знаний в начале и в конце пробного обучения, а 3 студента не показали никакого прогресса. Отсутствие положительной динамики результатов обучения может быть связано с разными факторами: 1) психофизиологические особенности обучающихся (тип нервной системы, ведущий канал восприятия материала); 2) особенности развития познавательной сферы (памяти, внимания, мышления); 3) личностные особенности, в том числе уровень учебной мотивации. Анализ причин отсутствия положительной динамики результатов, низкой учебной успешности некоторых студентов и возможные способы коррекции учебного процесса педагогом могут стать предметом специального изучения и являются перспективой данного исследования.
Тем не менее, сопоставление результатов первой и итоговой контрольной работы - 50% группы смогли значительно улучшить свои учебные результаты - свидетельствует об эффективности использования компонентов дистанционной поддержки обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов.
Таким образом, интеграция очной и дистанционной формы обучения путём разработки компонентов дистанционной поддержки и внедрения современных цифровых технологий в процесс преподавания иностранных языков способно повысить эффективность образовательного процесса. Грамотное использование цифровых технологий при обучении иностранному языку способствует поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию их активной деятельности в процессе обучения, более эффективному усвоению знаний.
Список использованной литературы
1. Ломов А. С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. -2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-podderzhka-v-protsesse-podgotovki-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 15.11.2020).
2. Батунова И. В. Процесс обучения иностранному (английскому) языку в неязыковых вузах // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-3 (55). С. 25-27.
3. Шимчук Д.В., Горбунова Е.Н. Применение интерактивных систем управления учебными ресурсами в рамках преподавания иностранных языков студентам неязыковых направлений // Инострнные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н.Г. Чернышевского. 2020. С. 346-351.
К. Г. Макуцевич, Е. В. Леонова
Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского
УДК 81'27
ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МУЖСКОГО ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация: Статья посвящена анализу средств репрезентации мужского тендерного стереотипа в рекламном дискурсе. На материале немецкоязычной мужской журнальной рекламы показано, как при помощи языковых средств происходит воздействие на адресата. В статье определена сущность понятий «рекламный дискурс» и «гендер», а также выявлены языковые средства, репрезентирующие мужской гендерный стереотип на тематическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Ключевые слова: реклама, рекламный дискурс, гендер, гендерные стереотипы, языковые средства.
REPRESENTATION OF THE MALE GENDER STEREOTYPE IN GERMAN ADVERTISING DISCOURSE
Abstract: The article is devoted to the analysis of the means of representation of the male gender stereotype in advertising discourse. Based on the material of German-language men's magazine advertisements, it is shown how the influence on the addressee occurs with the help of language means. The article defines the essence of the concepts of "advertising discourse" and "gender", as well as the linguistic means that represent the male gender stereotype at the thematic, lexical and syntactic levels.
Keywords: advertising, advertising discourse, gender, gender stereotypes, language
means.
В современном обществе активно формируется наука об эффективном общении. Она представляет собой интегральную науку, объединяющую усилия представителей целого комплекса смежных наук - традиционной системной лингвистики, коммуникативной лингвистики, психолингвистики, прагмалингвистики, риторики, стилистики и культуры речи, теории массовой коммуникации, социологии, культурологии, конфликтологии и др. Эта наука была названа речевым воздействием. Одним из наиболее ярких примеров дискурса активного речевого воздействия является рекламный дискурс.