2. Виноградова, Е.В. К проблеме реализации компетентностного подхода в преподавании иностранного языка специальности / Е.В. Виноградова, Ю.В. Федурко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 9 (39). - Ч. 2. - С. 29-32.
3. Кисарин, А.С. Дистанционное обучение иностранному языку: плюсы и минусы / А.С. Кисарин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 7 (37). - Ч. 2. - C. 95-98.
4. Коссинская, Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка / Е.В. Косинская // Территория науки. - 2015. -№5. - С. 33-37.
5. Левина, Т.Ф. Использование ИТ (дистанционного обучения) в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] // Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001: науч. практ. конф. URL: http://gcon.pstu.ru/ pedsovet2001/s/s2-3-1.htm (дата обращения: 01.12.2021).
6. Ломова, С.Э. Обучение студентов иностранному языку в условиях дистанционного образования [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы: межрегион. науч.-практ. конф. (заоч.). Благовещенск, 2007. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2011/05.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
7. Одарюк, И.В. Презентационная речь как технология формирования компетенции делового общения на иностранном языке / И.В. Одарюк // Преподаватель высшей школы в 21 веке. - 2014. - Сб. 11. - С. 204-209.
8. Полат, Е.С. Дистанционное образование: организационные аспекты / Е.С. Полат // Информатика и образование. -2017. - С. 87-92.
9. Степанова, Е.Н. К вопросу о внедрении инновационных методов в практику обучения иностранным языкам (в педагогическом вузе) / Е.Н. Степанова, И.Ф. Погребная // Материалы
международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: Изд-во РИНЯЗ, 2008 - 466 с.
10. Тарасенко, О.С. Новые методы и формы работы в условиях дистанционного обучения иностранному языку / О.С. Тарасенко // Образование и педагогика. - 2015. - № 2 (22). - С. 74-79.
11. Хасанова, А.Н. Интернет-технологии как способ формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технических вузов / А.Н. Хасанова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. -№ 1 (43). - Ч. 1. - С. 191-193.
12. Хуторской, А.В. О развитии дистанционного образования в России / А.В. Хуторской. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2017 - С. 86-89
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Буковцова Нина Ивановна
Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Ремезова Лариса Асхатовна
Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара)
ПОСТРОЕНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Интенсивное развитие цифровизации образования в современном обществе, начиная с дошкольного возраста, требует поиска новых подходов к профессиональной подготовке специалистов в области специального дефектологического образования, способных к работе в условиях цифровой среды образовательных организаций. Целью статьи является научное обоснование механизмов подготовки педагогов к обеспечению эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с применением цифровых технологий. В работе актуализируется необходимость развития цифровых компетенций педагогов в области специальной и инклюзивной практики. Под цифровой компетентностью учителей-дефектологов и учителей-логопедов будем понимать способность и готовность к выполнению трудовых функций по проектированию, реализации профессиональной деятельности средствами цифровых технологий, обеспечивающих ее результативность. Предложенные механизмы подготовки педагогов к обеспечению эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются научно обоснованными и способствуют достижению обучающимися оптимального уровня овладения цифровыми компетенциями в теоретическом и практическом плане в области рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: цифровой образовательный процесс, профессиональная подготовка, специальное дефектологическое образование, цифровая компетентность.
Annotation. The intensive development of digitalization of education in modern society, starting from preschool age, requires the search for new approaches to the professional training of specialists in the field of special defectological education, capable of working in the digital environment of educational organizations. The purpose of the article is the scientific substantiation of the mechanisms of teacher training to ensure effective psychological and pedagogical support of students with disabilities using digital technologies. The paper actualizes the need for the development of digital competencies of teachers in the field of special and inclusive practice. Under the digital competence of teachers of speech pathologists and speech therapists, we will understand the ability and readiness to perform labor functions for the design, implementation of professional activities by means of digital technologies that ensure its effectiveness. The proposed mechanisms for training teachers to ensure effective psychological and pedagogical support for students with disabilities are scientifically sound and contribute to the achievement by students of the optimal level of mastering digital competencies in theoretical and practical terms in the field of the problem under consideration.
Keywords: digital educational process, professional training, special defectological education, digital competence.
Введение. Актуальность и значимость цифровизации образовательного процесса в профессиональной подготовке специалистов в области специального дефектологического образования вызвана меняющейся образовательной парадигмой, когда образование уже не может быть прежним в связи с активным внедрением в обучение новых информационных технологий [11].
Адаптация системы профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов предусматривает, с одной стороны, создание соответствующей цифровой образовательной среды, а с другой - значительное изменение образовательного процесса, направленного на обеспечение подготовки специалистов, способных использовать цифровые ресурсы для конструирования и реализации коррекционно-развивающих программ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, создания оценочных средств, обеспечения индивидуализации образования, организации новых форм взаимодействия между разными субъектами образовательных отношений и др. [7; 15].
Интеграция традиционного и инновационного обучения, основанная на максимально полном использовании дидактического потенциала цифровых технологий, позволит обеспечить:
- качественную индивидуализацию образовательного процесса на основе систематического отслеживания учебных достижений каждого студента и оперативной обратной связи с ним;
- гарантированную ситуацию успеха каждому обучающемуся на основе поддержки заинтересованности и устойчивой мотивации у обучающихся в учебной деятельности;
- повышение качества фронтальных, командных, индивидуальных форм организации образовательного процесса;
- качество деятельностного подхода в реализации учебных задач при рациональном использовании времени;
- максимальное достижение образовательных результатов, необходимых для овладения профессиональными компетенциями в области специального и инклюзивного образования, на основе их быстрого и объективного оценивания в ходе выполнения учебных заданий и др.
Сказанное выше, позволяет говорить о необходимости использования новых подходов в подготовке кадров для образования, профессиональная деятельность которых в будущем будет выстраиваться в новых условиях современной действительности. Построение образовательного процесса на основе цифровых технологий ставит перед педагогами новые правила, связанные с овладением современными инструментами виртуальных и дополненных реальностей и других цифровых систем, применение которых в образовательном процессе в нашей стране еще недостаточно изучено [16; 17].
Подчеркнем, что в быстро меняющемся мире происходит стремительное развитие цифровых технологий и инструментов - и, учителю важно понимать, что происходит в этом плане. Возникают вопросы, требующие ответа, такие как: «Каким должен быть современный учитель, воспитатель специального и инклюзивного образования сегодня в условиях цифровизации образования? Насколько он должен обладать цифровыми инструментами? Каким цифровым инструментам отдавать предпочтение? Как осуществлять их отбор и т.д. [8].
Ответы на эти вопросы требуют рассмотрения использования цифровых технологий, цифровых инструментов, тех, которые уже используются в практике учителя, сопровождающего детей с особыми образовательными потребностями и тех, которые появляются вновь, в рамках подготовки будущего учителя, формирования новых компетенций у практиков, включения родителей в образовательный процесс, реализации задач коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Необходимость соединения научных идей и подходов педагогики, психологии, информатики и других наук, предметом исследования которых являются цифровые технологии, предопределила необходимость междисциплинарности научного знания в области цифровой дидактики [10; 12]. Это потребовало решения комплекса новых задач, таких, как определение новой роли педагога в цифровом образовательном пространстве; формирование новых компетенций и трудовых функций с учетом их постоянного обновления с целью повышения его педагогической результативности.
Однако отмечающееся акцентирование внимания на развитии образовательной среды на основе цифровых средств обучения, формировании онлайн образовательного пространства, построении сетевого взаимодействия и т.д., отодвигают на задний план важнейшие проблемы, связанные с организацией субъектно-осознанной, наполненной личностным смыслом деятельности обучающих и обучающихся, а также с процессом обучения и учения в цифровом образовательном процессе с дидактических и методических позиций [14].
Сегодня мы наблюдаем как активно включились практики в процесс использования информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, когда важно исключить спонтанное становление будущей образовательной действительности в контексте трансформации специального образования на основе внедрения современных цифровых технологий и обеспечить ее рациональное переосмысление на всех уровнях: теоретическом, методологическом и, в том числе, практическом [3; 9 и др.].
Изложение основного материала статьи. Происходящие изменения в высшем образовании, связанные с необходимостью его цифровизации, требуют качественно иной подготовки выпускников, изменений не только в содержании образования, но и в его организации. Следует отметить, что образовательные программы, которые сегодня реализуются в педагогических вузах, осуществляющих подготовку учителей-дефектологов, учителей-логопедов зачастую не отвечают требованиям, предъявляемым к использованию цифровых технологий и инструментов в практической работе, не соотносятся с динамикой, происходящей в развитии технологий, которая постоянно возрастает.
Именно поэтому образовательный процесс в вузе должен быть выстроен в логике решения проблем преодоления несоответствия между необходимостью его цифровой трансформации и недостаточной цифровой компетентностью работников образования, что препятствует повышению качества образования. Также следует отметить и имеющийся разрыв между теми, кто способен к творческому использованию цифровых технологий и инструментов для инновационной образовательной практики в работе со студентами, и теми, кто способен их использовать лишь на элементарном уровне [2].
К тому же становится ясным, что не только специальные дисциплины, такие как, например, «Современные информационные технологии», «Организация образовательного пространства на основе сервисов Web 2.0», направленных на освоение студентами цифровых сервисов, формирование и совершенствование у них общепользовательских умений, или «Информационные технологии в специальном образовании» и «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в культурно-просветительской деятельности учителя-дефектолога образовательной организации», где осваиваются технологии для применения их в образовательном процессе, но и рабочие программы всех дисциплин, в которых должно найти отражение решение данной проблемы.
Необходимо отметить, что в учебных программах разных профильных дисциплин по направлению подготовки «Дефектологическое образование» зачастую формально фиксируются различные цифровые образовательные ресурсы, онлайн-сервисы и др., которые отличаются слабой соотнесенностью с учебными заданиями, образовательными результатами, несогласованностью по содержанию и др. Задачи использования цифровых технологий, как правило, не операционализированы, что в итоге не оказывает заметного влияния на повышение качества подготовки будущих учителей-дефектологов, учителей-логопедов. Недостаточное владение цифровыми навыками и неготовность к работе с цифровыми сервисами становится для преподавателей вуза профессиональным дефицитом, требующим неотложного возмещения. Цифровая компетентность становится неотъемлемой частью деятельности для руководителей профессиональных образовательных программ и преподавателей, разрабатывающих рабочие программы дисциплин, определяющей необходимость актуализации образовательных программ и фонда оценочных средств по внедрению в них цифровых технологий [1].
В то же время необходимость наличия в образовательном процессе цифровых технологий не является достаточным условием для повышения эффективности традиционно организованного образовательного процесса в целом [12]. В связи с чем актуальным является поиск эффективных процедур и стратегий для обеспечения более действенного и практичного
использования цифровых технологий и инструментов измерения и оценивания эффективности компетентностно-ориентированного управления процессом их интеграции в образовательный процесс для достижения целей обеспечения качества образования [11].
Чтобы достичь успеха, нужно управлять процессом внедрения цифровых инноваций [13]. Следует подчеркнуть, что процесс интеграции цифровых технологий и инструментов в образование должен иметь четкую ориентированность [5], для этого существуют многочисленные планы и эффективные способы действий. Однако необходимо выбрать ту стратегию, которая соответствует традициям и возможностям конкретной образовательной организации. Необходимо изучить и проанализировать успехи, достигнутые с помощью понравившихся стратегий, а также и имеющиеся неудачи.
Придание процессу интеграции цифровых ресурсов в профессиональную подготовку специалистов системного характера требует решений в разных аспектах:
- стратегический аспект: разработка общего видения и стратегии, формулировка цели и задач применения цифровых технологий в образовательном процессе; проведение сравнительного анализа уровня его развития и расширение возможностей в образовательной организации на основе их использования;
- организационный аспект: оценка готовности педагогов к использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе; разработка системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в этой области;
- педагогический аспект: анализ соответствия цифровых технологий тем дидактическим подходам, которые используются в образовательном процессе, определение их совместимости; соответствие индивидуальным особенностям обучающихся; анализ перспектив их использования в обучении; оценка компетенций обучающихся, достаточных для осуществления образовательного процесса с использованием цифровых ресурсов;
- технический аспект: проведение сравнительного анализа цифровых инструментов, имеющихся в образовательной организации, и средств, соответствующих современным стандартам; создание плана технологического развития образовательной организации; обеспечение системы технической поддержки [6].
Представим возможности реализации идей повышения качества цифрового образования и обучения в профессиональной подготовке специалистов в области специального дефектологического образования (см. таблицу 1).
Таблица 1
Построения цифрового образовательного процесса в профессиональной подготовке специалистов в области
специального дефектологического образования
№ п/п Цели построения образовательного процесса в условиях цифровизации Задачи
1. Актуализация ОПОП и РПД на основе внедрения цифровых технологий и их реализация. - устранение профессиональных дефицитов руководителей профессиональных образовательных программ и преподавателей, разрабатывающих РПД в области цифровых компетенций; - создание цифровой среды управления профессиональными образовательными программами; - оперативное управление актуализированными образовательными программами в профессиональной подготовке студентов; - реализации дидактической технологии «полного усвоения» образовательных программ.
2. Взаимопроникновение технологических и методических компетенций. Формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых для решения профессиональных задач, связанных с использованием: - цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса в профессиональной подготовке; - моделей преобразования педагогической практики, которые делают возможным внедрение цифровых технологий в учебный процесс; - форм, методов, технологий необходимых для обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оценивания образовательных результатов в условиях цифровизации образования.
3. Использование цифровых педагогических технологий: сетевая коммуникация; дистанционное обучение; «смешанное обучение», в том числе «перевёрнутое обучение», мобильное обучение; проектная деятельность, в том числе сетевые проекты и др. Расширение образовательных возможностей обучающихся за счет: - персонализации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося; - осмысленной реализации дидактического потенциала каждый раз изменяющихся цифровых технологий; - включения цифровых технологий в образовательный процесс для достижения учебных целей; - формирование у обучающихся soft skills навыков, необходимых в условиях цифрового общества и др.
4. Овладение цифровыми инструментами для оценки результатов обучения. Овладение преподавателями компетенциями использования технологий: - «Включенное оценивание» (соединение этапов оценивания результатов обучения в единый процесс); - «Цифровой след» (отслеживание индивидуальных показателей развития обучающегося и результатов его обучения в условиях накопительной системы оценивания); - «Многоуровневый мониторинг» (изучение динамики изменений показателей развития обучающегося и результатов его обучения для повышения качества образовательного процесса);
- обеспечение мгновенности оценочного подкрепления в образовательном процессе.
5. Обеспечение персонализированного образовательного процесса. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, предусматривающих использование: - адаптивных технологий обучения; - эффективных форм самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся; - использование технологии «цифрового следа» и др.
6. Использование разнообразных форм организации образовательного процесса в условиях цифровизации. Овладение преподавателями компетенциями проектирования и использования разнообразных форм, методов обучения с использованием цифровых средств. Организация работы студентов в рабочих группах сменного состава, в условиях быстрого перехода от групповой к работе в парах, индивидуально и обратно.
В настоящее время все преподаватели кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» в АНО высшего образования «Университет Иннополис», актуализирована основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия». Результаты деятельности кафедры по апробации были представлены на форуме Digital Innopolis Days 2021, проходившем 2-4 декабря 2021 года в Иннополисе посвященный цифровой трансформации в образовании, бизнесе и госуправлении.
Выводы. Современные представления о роли цифровых технологий в профессиональной подготовке специалистов в области специального дефектологического образования свидетельствуют о необходимости цифровой трансформации образовательного процесса. В то же время это связано с определенными трудностями и, прежде всего, недостаточной готовностью преподавателей к выполнению трудовых функций с использованием цифровых технологий, обеспечивающих результативность деятельности.
Рассмотренные в статье изменения в организации образовательного процесса в условиях цифровизации должны стать приоритетами в деятельности современного преподавателя. Поднимаемые вопросы в области подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов позволяют по-новому посмотреть на индивидуализацию образовательного процесса, оценивание результатов обучения на основе использования цифровых инструментов; обеспечение мгновенности оценочного подкрепления в образовательном процессе, полноценное овладение компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности и др.
Реализация изменений в организации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий позволят перейти от традиционной к персонализированной системе обучения, ориентированной на результат, что позволит на новом уровне решать проблемы повышения качества профессиональной подготовки.
Литература:
1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе // Педагогические и психологические проблемы современного образовании: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». ЯГПУ им. Ушинского. - 2015. - С. 72-81.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 24 с.
3. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. От компьютерной грамотности и внедрения ИКТ к трансформации работы школы // Информатика. - 2016. - № 5/6. - C. 34-43.
4. Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - №2(8). - С. 172-187.
5. Кларин, М.В. Инструмент инновационного образования: организационно-деятельностная педагогика // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - Вып. 1 (13). - С. 1-18.
6. Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. -М.: Полиграф-сервис, 2005. - 327 с.
7. Львовский, Модель подготовки специалиста по сопровождению деятельностных образовательных практик / В.А. Львовский, Т.Ю. Мысина, Е.Г. Ушакова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - № 2 (44). - С. 31-41.
8. Любимов Л.Л. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? // Современная аналитика образования. - № 2 (32). - ИД НИУ ВШЭ, 2020. - 80 с.
9. Мкртчян, М.А. Проблемы современной дидактики и её развитие / Современная дидактика и качество образования. - Красноярск, 2009-2018 гг. - Красноярск, 2018. - 168 с.
10. Осмоловская, И.М. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. -Том 19, № 7. - 2017. - С. 9-24.
11. Приоритетный проект в сфере образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9) URL: http://static.govemment.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 10.12.2021)
12. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. - № 3(47). - 2020. - С. 3-17.
13. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. - 2014. - №8. - С. 68-74. URL: http://joumals.uspu.ru/attachments/article/758/Педагогическое%20образование%20в%20России_8_2014_ст.%2010.pdf (дата обращения: 10.12.2021).
14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
15. Уваров А.Ю. Результативный учебный процесс в меняющейся образовательной среде // Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении: материалы VIII Всероссийской научно-
методической конференции. Красноярск, 28-29 января 2016 г. / отв. ред. М.В. Минова, ред. кол. Красноярск, 2016. -С. 24-32.
16. Цибульский Г.М., Носков М.В., Барышев Р.А., Сомова М.В. Активная информационная система вуза в информационно-образовательной среде // Педагогика. - 2017. - № 3. - С. 28-32.
17. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов [и др.]. - М.: НАФИ, 2019. - 84 с.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Джегистаева Лариса Исаевна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Бекова Айна Османовна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье изучен процесс развития творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Инициативность, самостоятельность, творчество, креативность - это те черты человека, которые в современном мире наиболее востребованы во многих областях. Все чаще они наиболее важны, чем знания и умения. Ценности изменились, и это влечет за собой и изменение в системе образования. ФГОС НОО ориентирует на развитие личности младшего школьника, освобождения от мышления по шаблону, активизацию творческого мышления.
Ключевые слова: творческое мышление, младший школьник, внеурочная деятельность.
Annotation. The article studies the process of development of creative thinking of primary schoolchildren in extracurricular activities. Initiative, independence, creativity, creativity - these are the human traits that are most in demand in the modern world in many areas. Increasingly, they are more important than knowledge and skills. Values have changed, and this entails a change in the education system. The Federal State Educational Standard of the NOO focuses on the development of the personality of a younger student, liberation from thinking according to a template, and activation of creative thinking.
Keywords: creative thinking, junior schoolchild, extracurricular activities.
Введение. Характерной чертой современного общества является его динамичность и изменчивость. Человек, желающий достигнуть успеха, стать высоким профессионалом в выбранной сфере, должен научиться успевать за постоянно меняющимися условиями жизни. Основой успеха является способность творчески мыслить и креативно действовать.
Так как мир меняется, трансформируется и модернизируется, то и системе образования необходимо соответствовать данным процессам. Одной из основных ее задач является помочь подрастающему поколению развить творческое мышление, чтобы подготовить его к жизни в нестабильном будущем.
Переход общества на информационный этап развития привело к изменению требований к качеству образования. На первое место выходит человеческий фактор - коммуникативность как способность работать в команде, обучаемость как быстрое усвоение знаний и способность применить их на практике и творческое мышление как способность генерировать новые идеи.
Учитывая переменчивость окружающей среды, изменения требований общества к способностям, компетенциям успешного человека и модернизацию системы образования, соответствующую данным переменам, исследования в области формирования и развития творческого мышления младших школьников является актуальными.
Изложение основного материала статьи. Процесс развития творческого мышления младших школьников связан со стратегической организацией мыслительной деятельности при решении новых задач. Каждый жизненный этап - это постановка и решение все новых задач, стоящих перед людьми. Задача - это цель, заданная в определенных условиях.
Главным в процессе решения задачи с точки зрения психологии мышления является то, как субъект находит принцип, согласно которому выполняются те или иные действия для достижения положительного результата. Будучи объектом мыслительной деятельности, задача содержит в себе как объективную информацию, которая содержится в задачи и определяется ее структурой, так и субъективную, которая является познавательным результатом каждого действия по отношению к задаче [2, С. 112].
Творчество у детей начинает проявляться довольно рано. И часто случается так, что когда ребенок попадает в школу и вступает в систему обучения, он теряет такое творчество, которое проявлял в дошкольный период.
Достаточно часто уроки построены так, что учитель дает информацию, которую ученику нужно просто запомнить, формулирует задачи и объясняет способы решений. Такой подход не вызывает полноценной интеллектуальной деятельности, что является необходимым условием для творческого усвоения знаний.
Следовательно, важным элементом школьного обучения является создание условий, в которых у детей возникает потребность в познании, в овладении способами мышления. Главное условие развития мышления - постановка в обучении таких задач, которые вызвали бы необходимость творческого усвоения учебного материала, способствовали бы развитию творческой личности. Эту важную задачу по формированию творчески мыслящей личности решает проблемное обучение.
В процессе творческой деятельности младшие школьники уточняют свои представления об окружающих предметах, глубже и полнее познают такие свойства предметов как форма, величина, комбинирование элементов, конструкция. В ходе последовательных практических преобразований объект, на который направлена деятельность, выступает перед ребенком с разных сторон, дает толчок к мышлению.
Творческие задачи предусматривают преимущественно организацию поисковой деятельности, связанную с выбором оптимальных вариантов решение данной задачи. Поисковая деятельность, содержанием которой является анализ, сочетается с комбинаторной деятельностью, суть которой заключается в синтезе.
Исходя из этого творческие задачи можно отнести к проблемным задачам, выполнение которых проходит в ходе поиска и комбинирования, которое осуществляется на определенном материале. Эта творческая деятельность ученика и с психологической точки зрения представляет собой путь к открытию, который в рамках личностного контекста может быть не менее тяжелым чем у профессионала [3, С. 115].