4. Килпатрик В.Х. Основы метода. — М.; Л., 1928.
5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.— М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
6. Комингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М., 1926
7. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 1996. - 352 с.
8. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. - 1984. - № 10. - С. 100-112.
9. Саймон Г. Науки об искусственном. - М.: Мир, 1972. - 147 с.
10. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. - С. 87-99.
11. Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
12. Чечилъ И. Метод проектов // Директор школы. — 1998. — № 3, 4.
13. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем. Дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск, 2003. - 355 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Масютина Наталья Михайловна
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва) ПЕРСПЕКТИВЫ И СЛОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Изменения, которые затронули сферу образования, находят свое отражение в использовании новых форм обучения. Все чаще современные педагоги стали использовать в своей практике дистанционные технологии обучения, делая этот процесс результативнее и повышая мотивацию учащихся. В дистанционной форме обучения иностранному языку передача информации и осуществление коммуникации проводятся при помощи технологических средств, что приводит к определенным требованиям как к самим обучающимся, так и к преподавателям. В статье рассмотрены основные перспективы и сложности дистанционного обучения иностранному языку. Автор проводит анализ причин широкого использования дистанционного обучения иностранному языку и делает вывод о необходимых изменениях.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, веб-технологии, компьютеризация, непрерывное обучение, инновации.
Annotation. The changes that have affected the field of education are reflected in the use of new forms of learning. Increasingly, modern teachers began to use distance learning technologies in their practice, making this process more effective and increasing the motivation of students. In the distance form of learning of a foreign language, the transmission of information and communication are carried out using technological means, which leads to certain requirements for both students and teachers. The article discusses the main prospects and difficulties of distance learning of a foreign language. The author analyzes the reasons for the widespread use of distance learning of a foreign language and concludes about the necessary changes.
Keywords: distance learning, foreign language, web technologies, computerization, continuous learning, innovation.
Введение. Новые информационно-коммуникационные способы взаимодействия человека с миром всё шире внедряются в жизнь. Повлияло это и на сферу образования. Совершенствуя процессы образования, педагоги приходят к частому использованию такого инструмента как дистанционное обучение в своей работе. Веб-технологии в данном случае положительно влияют на педагогическую деятельность, которая может быть более результативной. Современные инновации достаточно сильно влияют на стремление изучать иностранный язык, стимулируя педагогов к постоянному развитию и совершенствованию собственного мастерства, и поиску нестандартных решений, которые бы удовлетворяли потребности обучающихся в полной мере.
В современном образовании дистанционное обучение занимает важное место. Его развитие во многом определяется эволюцией технологий. Дистанционное обучение это область образования, которая фокусируется на методах и технологиях обучения с целью предоставления обучения, часто на индивидуальной основе, студентам, которые физически не присутствуют в традиционной обстановке, такой как аудитория. По мере сокращения ресурсов и расширения требований к обучению, многие образовательные учреждения делают ставку на коммуникационные технологии, такие, как дистанционное обучение, для повышения эффективности и результативности образования.
Разные страны по-своему решают вопрос внедрения дистанционного обучения в существующую налаженную систему образования. Чаще всего выбранный подход соответствует политике, проводимой государством и в связи с этим, внедрение дистанционного обучения идет двумя путями:
1) возможности дистанционного образования становятся одной из методик обучения,
2) дистанционные средства обучения становятся отдельным способом получения образования [2].
Изложение основного материала статьи. Потенциал ежедневно обновляющихся информационно-
коммуникационных технологий активно применяется в современном дистанционном обучении. Дистанционное прохождение программы курса «Иностранный язык» во многих вузах существенно облегчает доступ разных студентов к качественному образованию, исключая для них, спорные моменты нехватки материальных ресурсов и/или времени. Исследования современных педагогов-практиков подтверждают, что изучение иностранного языка посредством преимущественно дистанционного способа, положительно влияет на итоговый результат каждого обучающегося. Технологичные коммуникации превосходно подходят для необходимых упражнений по запоминанию грамматических и лексических конструкций, а за счет быстрой ответной реакции преподавателя через Интернет, эта работа становится более эффективной. Кроме того, учащиеся могут развивать свои навыки самостоятельно в беседах между собой или с носителями языка в любое удобное время, используя для этого подходящие ИКТ [9].
В Российской Федерации с 2003 года существует закон о внесении дополнений в действительный на тот момент Закон РФ «Об образовании», а также Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в которых использование дистанционных средств обучения признается юридически. С принятием этих изменений все высшие учебные заведения России имеют возможность применять дистанционные методы в обучении своих студентов. Полученная таким образом учебная информация равнозначна той, что обучающиеся получают при очном обучении. Со стороны преподавательского состава важной инициативой стала готовность в быстрые сроки освоить и применить в дальнейшем информационно-технические методы преподавания [1].
Преимущества дистанционного образования очевидны. В первую очередь, это снижение расходов на организацию и проведение занятий, включающие аренду учебных залов, передвижение к месту работы занятых преподавателей и самих учащихся. Немаловажной является и возможность обучить большее количество студентов, не уменьшая, при этом, качество обучения. Использование современных Интернет-платформ, электронных библиотек с большим количеством доступной научной литературы, а также быстрый удобный доступ к учебной информации через глобальную сеть, позволяет обучающимся эффективнее и, зачастую, быстрее справляться с заданиями и осваивать новые для себя данные. Студенты могут обучаться дистанционно как в режиме онлайн, выполняя упражнения в реальном времени, так и офлайн, выделяя для учебных задач подходящие часы в собственном графике. Контроль за обучением можно вести как дистанционно, так и очно. Согласно новому закону об образовании, принятому в РФ, введение ИКТ в процесс преподавания позволяет охватить большее количество студентов и повысить качество их результатов [5, С. 96]. Гибкий подход к процессу познания становится одной из важнейших черт дистанционного обучения.
Дистанционное обучение помогает применять современные формы обучения и сформировать у студента постоянный когнитивный интерес, что в рамках концепции по реализации непрерывного образования становится приоритетным в условиях повсеместной компьютеризации и всеобщей глобализации. Переходя из разряда альтернативных, система удаленного получения образования становится привлекательной возможностью по сравнению с традиционной формой обучения.
Не стоит упускать из виду одну из ярчайших современных концепций по изучению иностранных языков - компетентностную. Дистанционные возможности обучения дополнительно способствуют его реализации на разных этапах - от обязательной предварительной оценки степени знаний студента, тщательного контроля выполнения поставленных на разных этапах обучения целей и каждого выбранного вектора развития, до обеспечения вариабельности и продуктивности методов обучения, а также систематического контроля и самоконтроля каждого участника процесса. Благодаря присоединению к языковой подготовке современных информационно-коммуникативных технологий налаживается взаимодействие будущих выпускников как с рекрутерами, так и с прямыми работодателями [3].
Важно отметить причины широкого использования дистанционного обучения иностранному языку:
- компетентностный подход к изучению иностранного языка влияет на успешность в профессии каждого выпускника высшего учебного заведения. При помощи дистанционного обучения снимаются материальные, физические и временные ограничения для некоторых категорий граждан;
- применение методов и конфигураций дистанционного обучения в процессе изучения иностранного языка позволяет учесть тематические особенности вуза и индивидуальные подходы к общению с обучающимися;
- формирование персональной ответственности за итог обучения повышает мотивацию студента, что часто является проблемой во время очного способа получения образования;
- взаимосвязь с окружающей реальностью делает дистанционное образование частью жизни, ведь каждый человек в современном обществе так или иначе взаимодействует с электронными устройствами, что помогает практически применять полученные знания без задержки по времени;
- обновление словарного запаса происходит автоматически (чаще всего при изучении английского языка), т.к. термины, использующиеся для коммуникации при помощи ИКТ, - это заимствования из иностранного языка [8, С. 18].
Так же следует отметить следующий аспект. Эта модель образования приводит к изменениям ролей учащихся и преподавателей. В новой модели дистанционного обучения студенты берут на себя многие функции, выполнявшиеся ранее преподавателями. В учебных группах отдельные студенты выступают в качестве наставников для других, поскольку они часто являются наиболее знакомыми с новыми технологиями. Студенты начинают учиться брать на себя ответственность за собственное образование. Преподаватели, напротив, вместо того, чтобы быть хранилищем знаний, становятся наставниками, которые помогают студентам ориентироваться в информации, сделать доступными технологии и обеспечить максимальную коммуникацию с использованием современных ИКТ технологий. Постепенная реконструкция всей системы образования увеличивает значимость самостоятельной подготовки обучающегося, поэтому задача преподавателя в случае дистанционного обучения - не столько вести студента к результату при помощи использования разнообразных методов познания, сколько контролировать его направление [4, С. 29]. Сейчас в обучении иностранному языку высокую результативность показывает самостоятельное познание. Учение, а не преподавание, то есть, самостоятельное формирование у личности навыков, умений и знаний в новом для себя языке, выходит на первый план. В связи с этим необходимо реформировать существующую систему образования, делая ее более гибкой, подготовленной для работы с проактивными студентами, а также удобной для использования не только в стенах вуза. Максимальная степень комфорта при обучении для студента - важнейший аспект современного обучения иностранному языку. Но не следует забывать, что при самостоятельной работе обучающийся должен освоить компьютерную грамотность и владеть навыками пользователя сети Интернет, в том числе для того, чтобы уметь найти необходимую информацию самостоятельно.
Существуют и некоторые затруднения, связанные с реализацией дистанционного обучения по дисциплине «Иностранный язык». Немаловажную роль тут играет высокая степень сомнений студентов в своих знаниях, а также характерная тревожность. Эти факторы понижают учебную мотивацию, что, наряду с неоднородностью и широкими горизонтами познания иностранного языка, продуцирует следующую трудность, касающуюся именно дистанционной формы обучения - недостаточную методическую подготовленность основных подходов к преподаванию, связанную с неспособностью механически перенести
наработки традиционной педагогики в современные условия [7, С. 31]. Необходимо дополнительно познакомить студентов с несколькими видами чтения (для начала - ознакомительным, затем изучающим, а также поисковым), умению результативно использовать ресурсы электронных библиотек и словарей, как аффилированные с курсом, так и находящиеся в сети.
Выводы. Данный обзор изучения иностранного языка при помощи дистанционного обучения был бы недостаточно полным без указания ощутимых недостатков этой методики. Во-первых, это отсутствие живого общения и зрительного контакта преподавателя и обучающегося, что пока труднодостижимо даже при помощи специализированных компьютерных программ, т.к. есть погрешность в скорости передачи данных и т.п., во-вторых, акцент на лекциях и малое количество практических занятий приводит к слабому закреплению теории. Третьей причиной можно назвать отсутствие регулярного контролирования студентов и помощи в исправлении мелких ошибок, что для многих обучающихся является мощным дополнительным стимулирующим фактором. Из технических недостатков необходимо отметить низкое качество звука в онлайн-занятиях, что понижает вероятность верного запоминания фонетических аспектов речи, а также отсутствие у многих учащихся необходимых технических устройств для обучения (компьютер современного поколения, устойчивая интернет-связь); малая компьютерная грамотность; технически слабая система администрирования процесса обучения. В таких условиях использовать привычные методы преподавания становится менее комфортно за счет зависимости от информационно-технических средств, что снижает степень контакта с обучающимися. Здесь есть и положительный момент - преподаватель четче формулирует материал и быстрее отвечает на поступающие вопросы [6, С. 209].
Таким образом, возможности дистанционного обучения соединяются с темпом привычной жизни для многих людей и развитием технологий, что позволяет сделать вывод о перспективном позитивном изменении процесса дистанционного обучения в области иностранных языков.
Литература:
1. Айнутдинова И.Н. Перспективы популяризации и внедрения дистанционного обучения иностранным языкам в университетах России // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 26-31.
2. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. 2014. №2 (29). С. 68-72.
3. Володина О.В. Современные технологии преподавания иностранного языка в условиях дистанционного обучения // Евразийский союз ученых. 2015. № 7-4 (16). С. 24-27.
4. Горшкова Е.Е., Дубовик В.А. Коммуникативные основы дистанционного обучения иностранным языкам // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2016. № 3. С. 28-36.
5. Кисарин А.С. Дистанционное обучение иностранному языку: плюсы и минусы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 7 (37).Ч.2. 2014.C. 95-98
6. Логачева А.С. Дистанционное обучение иностранным языкам / В сборнике: Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. С. 208-210.
7. Локтаева Н.Н. Особенности дистанционного обучения иностранному языку // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2019. № 1. С. 31-34.
8. Никольская А.С. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку в современном российском вузе // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2013. № 3. С. 16-19.
9. Dilek Altunay, M. Emin Mutlu. Distance foreign language learning // Distances et savoirs 2010/3 (Vol. 8), pages 463- 473.
Педагогика
УДК 811.161
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Милованова Ольга Викторовна
Михайловская военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург)
ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ КАК СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
Аннотация. Фольклор и фольклорные мотивы в поэзии могут оказать неоценимую услугу в системе преподавания русского языка как иностранного. Фольклорные источники соединяют как образцы высокого народного искусства, так и педагогические средства воздействия на человека. Именно поэтому они привлекают многих поэтов.
Ключевые слова: выразительные средства фольклора, фольклорные жанры, содержание фольклора, фольклорные мотивы в поэзии.
Annotation. In the system of teaching Russian as a Foreign Languagefolklore and folklore motifs in poetry can provide an invaluable favor. Folklore sources combine both examples of high folk art and pedagogical means of influencing a person. That is why they attract many poets.
Keywords: folkloreexpressive means, folklore genres, folklorecontent, folklore motives in poetry.
Введение. Обучение русскому языку как иностранному (РКИ) является совместной деятельностью преподавателя и обучающегося. Чтобы процесс обучения русскому языку был эффективным, преподаватель должен организовать мотивирующую систему средств воздействия на иностранных обучающихся. Это правило тем более является весомым в системе преподавания РКИ иностранным военнослужащим, которые осваивают русский язык, чтобы слушать лекции по специальности на русском языке. Фольклор в этом виде деятельности может оказать неоценимую услугу, потому что фольклорные источники соединяют как образцы высокого народного искусства, так и педагогические средства воздействия на человека.
Отметим, что фольклор - это не учебник по педагогике, а сложное, синтетическое искусство, тесно связанное с народным бытом и обрядами. Именно поэтому им интересуются и его изучают различные науки: языкознание, литературоведение и др. Языкознание исследует словесную сторону фольклора, отражение в нем истории развития языка. Литературоведение изучает общие особенности фольклора и художественной