Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верховод Александр Сергеевич

В статье рассматривается проблема использованияинформационно-коммуникационных технологий преподавателями иностранного языка в условиях пандемии. Современные изменения, касающихся сферы ИКТ затронули самые различные области, в том числе и сферу образования. Современное поколение становится все более компьтеризировано, что требует от преподавателей вузов пересмотра методики обучения иностранному языку. Стремительное проникновение информационных технологий в образовательную среду, сочетающееся с новейшими программно-педагогическими средствами, позволило перейти к разработке и практическому использованию современных электронных средств обучения. Пандемия, вызванная новой инфоекцией Covid-19, привела к резкому переходу большинства высших заведений на дистанционный формат обучения, реализовать которые просто не возможно без грамотного использования ИКТ технологий. Проблема введения в образовательный процесс информационных технологий, направленных на улучшение коммуникации между участниками обучения, является актуальной в связи с недостаточной методической разработанностью. Автором отмечается, что при освоении программы по дисциплине «Иностранный язык» в дистанционной форме меняется роль преподавателя, ориентированная в новых условиях на принцип консультационно-методического сопровождения со стороны педагога. В связи с этим формируется активность и независимость в учебно-познавательной работе студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верховод Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ICT BY FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN PANDEMIC SETTINGS

The article deals with the problem of using information and communication technologies by foreign language teachers in the context of a pandemic. Modern changes in the field of ICT have affected a wide variety of areas, including the field of education. The modern generation is becoming more and more computerized, which requires university teachers to review the methods of teaching a foreign language. The rapid penetration of information technologies into the educational environment, combined with the latest software and pedagogical tools, allowed us to move to the development and practical use of modern electronic learning tools. The pandemic caused by the new Covid-19 infoject has led to a sharp transition of most higher education institutions to a distance learning format, which is simply not possible to implement without the competent use of ICT technologies. The problem of introducing information technologies into the educational process aimed at improving communication between the participants of training is relevant due to the lack of methodological development. The author notes that when mastering the program in the discipline "Foreign language" in the distance form, the role of the teacher changes, focused in the new conditions on the principle of consulting and methodological support from the teacher. In this regard, the activity and independence in the educational and cognitive work of the student is formed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Выводы. Таким образом в результате исследования мы приходим к следующим выводам:

В современных условиях социальной разобщенности, утраты культурных ценностей следует обратить особое внимание на формирование эстетической стороны мировоззрения подрастающего поколения. Коллективное творчество в форме ансамблевого музицирования способно активизировать познание в области музыкального искусства, а взаимосвязь разнообразных видов художественной деятельности способствовать развитию полихудожественности ребенка. Совместные ансамблевые выступления ребенка с педагогом, с коллективом сверстников на начальном этапе обучения дает возможность почувствовать себя уже исполнителем, вызывая интерес к дальнейшим занятиям на инструменте.

По результатом анкетирования и тестирования, проведенного в начале учебного года 2020-2021 среди преподавателей МБУДО "Рощинская школа искусств" реализующих программы по специальности аккордеон, труба и фортепиано, можно сделать вывод, о заинтересованности в применение полихудожественного подхода в работе с учащимися по предмету ансамблевое музицирование. Работа в классе ансамбля с применением полихудожественного подхода направлена на выработку единого творческого замысла и результата, способствуя переосмыслению процесса понимания и осмысления учащимися информации, формируя представления о взаимодействии всего существующего в мире, как о едином целом, благодаря умению слушать партии друг друга и взаимодействовать в процессе исполнения, создавая единый "художественный образ".

Литература:

1. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени / Л.А. Баренбойм // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. - Ленинград, 1970

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: 1991 - 290 с.

3. Горпиенко Е.А. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Горпиненко Елена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. -Москва, 2014. - 24 с.

4. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986

5. Приказ Минкультуры России от 12.12.2014 N 2156 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе"

6. Полякова Т.Н., Васильева М.М. Принцип междисциплинарности в разработке прорамм музыкально-эстетической направленности // Научный журнал Научное мнение СПБ 2020 - № 7-8 - 146 с.

7. Фролова Т.В. Полихудожественный подход в оркестровом воспитании аккордеонистов. Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен // Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции - СПБ.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - 210 с.

8. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: избр. тр. по истории, теории и психологии художеств. воспитания детей. - М.: Компания Спутник+. 2004 - 252 с.

9. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. - Издательство: Ленинградская галерея, 1994 г. - 432 с.

10. Шувалова Е.Е. [Электронный ресурс] // Подготовка педагогов начальной школы к реализации полихудожественного подхода URL:http://www.art-educatюn.ш/electromc-joumal/podgotovka-pedagogov-nachalnoy-shkoly-k-realizacii-polihudozhestvennogo-podhoda (дата обращения: 10.01.2020)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Верховод Александр Сергеевич

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использованияинформационно-коммуникационных технологий преподавателями иностранного языка в условиях пандемии. Современные изменения, касающихся сферы ИКТ затронули самые различные области, в том числе и сферу образования. Современное поколение становится все более компьтеризировано, что требует от преподавателей вузов пересмотра методики обучения иностранному языку. Стремительное проникновение информационных технологий в образовательную среду, сочетающееся с новейшими программно-педагогическими средствами, позволило перейти к разработке и практическому использованию современных электронных средств обучения. Пандемия, вызванная новой инфоекцией Covid-19, привела к резкому переходу большинства высших заведений на дистанционный формат обучения, реализовать которые просто не возможно без грамотного использования ИКТ технологий. Проблема введения в образовательный процесс информационных технологий, направленных на улучшение коммуникации между участниками обучения, является актуальной в связи с недостаточной методической разработанностью. Автором отмечается, что при освоении программы по дисциплине «Иностранный язык» в дистанционной форме меняется роль преподавателя, ориентированная в новых условиях на принцип консультационно-методического сопровождения со стороны педагога. В связи с этим формируется активность и независимость в учебно-познавательной работе студента.

Ключевые слова: иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), коммуникативная компетенция, дистанционное обучение, образовательная среда.

Annotation. The article deals with the problem of using information and communication technologies by foreign language teachers in the context of a pandemic. Modern changes in the field of ICT have affected a wide variety of areas, including the field of education. The modern generation is becoming more and more computerized, which requires university teachers to review the methods of teaching a foreign language. The rapid penetration of information technologies into the educational environment, combined with the latest software and pedagogical tools,

allowed us to move to the development and practical use of modern electronic learning tools. The pandemic caused by the new Covid-19 infoject has led to a sharp transition of most higher education institutions to a distance learning format, which is simply not possible to implement without the competent use of ICT technologies. The problem of introducing information technologies into the educational process aimed at improving communication between the participants of training is relevant due to the lack of methodological development. The author notes that when mastering the program in the discipline "Foreign language" in the distance form, the role of the teacher changes, focused in the new conditions on the principle of consulting and methodological support from the teacher. In this regard, the activity and independence in the educational and cognitive work of the student is formed.

Keywords: foreign language, information and communication technologies (ICT), communication competence, distance learning, educational environment.

Введение. Глобальные перемены, происходящие в социальной жизни общества, приводят к усилению роли молодого поколения. Реализация собственных амбиций и применение на практике знаний дает молодым людям возможность строить безопасную среду, необходимую для развития в будущем. Обновления, совершающиеся благодаря информационным технологиям, происходят со стремительной скоростью, и необходимо максимально полно включиться в этот поток, внедряя на практике инновационные разработки [1, с. 20]. В настоящее время следует учитывать особенности поколения эпохи интернета (net-generation), то есть людей, которые ценят особую техникотехнологическую атрибутику, высокую эффективность и мобильность [5, с. 130]. Стремительное проникновение информационных технологий в образовательную среду, сочетающееся с новейшими программно-педагогическими средствами, позволило перейти к разработке и практическому использованию современных электронных средств обучения [4, с. 120].

Основной задачей высшего образования в условиях нынешнего общества является не только подготовка грамотного профессионала в своей сфере деятельности, но и формирование у него высокой коммуникативной компетенции. Применение телекоммуникаций в обучении и в профессиональной практике позволяет быстро получать необходимые данные, в том числе из зарубежных источников, и общаться с зарубежными коллегами для расширения границ собственных знаний. Обмен опытом становится одним из главных источников новых знаний. Все эти факторы положительно воздействуют на мотивацию в отношении изучения иностранного языка. В педагогике возникает необходимость создания новых подходов и методик преподавания иностранного языка [2].

Система образования в России под воздействием информатизации переживает реформирование, создавая информационно-коммуникационную грамотность как у преподавателей, так и у обучающихся. Преподавателю иностранного языка необходимо обладать высоким уровнем информационно-коммуникационной компетентности, связанной с особенностями самого предмета и общей культурой исследуемого языка. Интенсификация учебного процесса происходит благодаря применению ИКТ и их дидактического потенциала. В рамках курса «Иностранный язык» формируется иноязычная коммуникативная компетенция, которая позволяет соответствовать потребностям общества на пути информационного развития.

Изложение основного материала статьи. Проблема введения в образовательный процесс информационных технологий, направленных на улучшение коммуникации между участниками обучения, является актуальной в связи с недостаточной методической разработанностью.

Во время пандемии Covid-19 дистанционное обучение стало широко применяться в образовательной практике российских ВУЗов - большинство из них начали применять ИКТ во время занятий, что повысило уровень информационной осведомленности как у преподавателей, так и у обучающихся.

Самостоятельная работа обучающегося стала в таких условиях интенсивнее, поскольку он замотивирован выбрать подходящее время и место для работы, имея при себе ИКТ-средства обучения. Освоение программы по выбранному профилю обучения при дистанционной форме преподавания происходит при четком соблюдении принципов консультационно-методического сопровождения со стороны педагога. Таким образом формируется активность и независимость в учебно-познавательной работе студента. Следует отметить, что среди обучающихся не все одинаково замотивированы, усидчивы и самоорганизованы для эффективного дистанционного обучения. Этот фактор формирует следующую задачу педагога -менеджмент самостоятельной учебной активности обучающихся, заключающийся не только в контроле результатов, но так же в планировании и организации этой деятельности [10, с. 279].

Современные реалии привели к большому количеству исследований, показывающих преимущества дистанционного обучения с использованием ИКТ технологий. Федулов Ю.П. выделяет следующие причины и характерные особенности появления системы дистанционного образования:

- концентрацию большинства вузов в крупных городах, проживание в которых для большинства студентов является экономически затруднительным;

- значительное число студентов нуждается в заочной форме обучения;

- приобретение и повышение квалификация в условиях развития технологического прогресса и рыночной экономики требует от специалиста не просто знаний и умений, традиционных для профессии, но и регулярного повышения уровня своей квалификации при помощи самообразования;

- применение учебных наглядных пособий и традиционных лекций, семинаров нуждается в модернизации, поскольку входит в конфликт с инновационными технологиями, которые прочно вошли в жизнь каждого человека, провоцируя все более частое применение компьютеров и других телекоммуникационных средств;

- изменения тактики познания от когнитивной к деятельностной ведет к переносу акцентов с классического преподавания на активное самостоятельное познание каждого обучающегося [9, с. 15].

Среди положительных аспектов дистанционного обучения необходимо заострить внимание на вопросе его доступности для различных групп обучающихся. По мнению некоторых авторов, удаленный формат обучения предполагает снижение затрат как для вуза, так и для студентов, что положительно влияет на создание дидактической среды без границ [3, с. 113].

Принципы проведения дистанционных и классических аудиторных отличаются. Преподавателю важно соблюдать:

- демократический стиль общения, который помогает поддерживать эмоциональный фон обучающихся и поощрять их активность;

- мотивацию к удаленному формату занятий. Первостепенной должна стать познавательная заинтересованность, приводящая к большому количеству позитивных эмоций от обучения, повышающая его эффективность. Главное - выявить потребность обучающихся к познанию и поддержать её;

- ориентацию на практические формы занятий, поскольку именно они помогают усвоить материал;

- партнерский стиль отношений с обучающимися. Преподаватель является проводником в процессе усвоения новых знаний, помогая обучающимся из пассивных слушателей стать полноправными участниками личностного и педагогического взаимодействия [6, с. 354].

Для первокурсников в данном контексте остаются некоторые риски. В условиях структурированной подачи информации в рамках учебных курсов, существующих в электронной системе каждого вуза, работающего дистанционно, остается мало возможностей для полноценного вербального контакта с новыми обучающимися, которые еще не привыкли к формату занятий. Помимо большого количества теоретических данных, удобного глоссария, тренировочных тестирований для контроля знаний, мультимедийных материалов и практических семинаров, необходимо проводить групповые и индивидуальные видеоконференции с обучающимися, решая компетентностно-ориентированные задачи по каждой прорабатываемой теме. Для осуществления этих функций преподавателю требуется полноценно использовать современные средства телекоммуникаций [7].

Выводы. Практике преподавания иностранного языка дистанционно можно дать следующие характеристики, требующие индивидуальных решений от преподавателя, связанных с использованием ИКТ:

- проблемы видеосвязи и передачи информации в потоковом формате через Интернет частично затрудняет понимание произношения и аналогичных особенностей иностранного языка;

- отсутствует прямой очный контакт преподавателя и студентов, что отрицательно сказывается на объективном оценивании полученных знаний вследствие недостатка живого общения;

- цифровая грамотность студентов не всегда высока, как и их материальное состояние, влияющее на возможность иметь персональный компьютер и/или другое средство связи с возможностью выхода в Интернет;

- психологические особенности некоторых студентов: студентам некомфортно на онлайн-занятиях. Кроме того, результаты дистанционного обучения во многом зависят от самодисциплины и сознательности обучающегося.

Таким образом, можно отметить важность информационных технологий в рамках образовательной практики. Сегодня информационные технологии обладают кардинальным влиянием на жизнь людей, а информация является стратегическим ресурсом, соизмеримым с материальными, человеческими и другими резервами общества [8, с. 256].

Литература:

1. Аймухаммедова А.К. Использование цифровых технологий в период пандемии коронавируса // Наука и образование сегодня. 2020. №4 (51). - С. 20

2. Антропова А.Н., Хромова М.А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс как инновационная форма обучения в преподавании иностранному языку / Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».

3. Воскрекасенко О.А., Мендова Н.С. Использование дистанционного обучения в высшей школе:преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. - С. 111-115.

4. Капустина Д.М. Проблема адаптации человека в информационном пространстве. Философское образование. 2017. № 1 (35). - С. 117-121.

5. Капустина Д.М., Коротаева И.Э. Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку в авиационном вузе/ В сборнике: Научно-методический семинар кафедр Факультета иностранных языков. Сборник научных и учебно-методических докладов и статей. Факультет иностранных языков МАИ-НИУ; Ответственный редактор Аникеева И.Г., Москва, 2016. - С. 130-140.

6. Кречетова Г.А., Шабазова П.Х. Роль т функции в системе дистанционного обучения / В сборнике: Учитель создает нацию / Сборник материалов V международной научно-практической конференции. -Махачкала - Грозный, 2020. - С. 354-357.

7. Никитина С.В., Пигорева О.В., Болдырева Т.П. Информационно-коммуникационные технологии в электронном образовательном пространстве аграрного вуза: вызовы дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4.

8. Поняева Т.А. Значение современных информационных компьютерных технологий в процессе преподавания в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. -С. 256-258.

9. Федулов Ю.П. Организация учебной деятельности в вузе и методика преподавания в высшей школе: учебное пособие для аспирантов всех направления подготовки. - Краснодар, 2019. - С. 15-16.

10. Чердакли У.С. Особенности труда педагогических работников в системе дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). - С. 278-280.

Педагогика

УДК 378.1

аспирант Гаах Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КВАЛИМЕТРИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В данной статье делается попытка проанализировать динамику становления и подходы к организации квалиметрической деятельности в ее широкой социокультурной обусловленности. В практическом плане описанию подлежит сфера контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности в ее количественном и качественном выражении.

Ключевые слова: оценка, измерение, квалиметрия, педагогическая наука, история развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.