Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибиряков Андрей Викторович, Тимохина Арина Владимировна

Актуальность данной работы назрела в связи с необходимостью совершенствования методологии лингводидактики в цифровой интерактивно-образовательной среде высшего учебного заведения. Предназначение настоящей статьи сводится к анализу выявленных преимуществ и недостатков дистанционного обучения иностранному языку в вузе как инновационного метода. Целью исследования выступает наше предположение, что онлайн-компоненты данной методики рекомендуется учитывать при выстраивании учебного процесса, который бы соответствовал вызовам современного информационного общества. В представленной статье раскрыто определение термина «дистанционное обучение», обозначены основные сложности, которые возникают при переходе на дистанционный формат, особенно по части познавательной мотивации студентов. Авторы проводят анализ основных характеристик популярных онлайн-школ, обучающих иностранным языкам. Кроме того, обосновывается необходимость осознанного подхода к выбору источника знаний. В рамках нашего исследования делается акцент на преимуществах дистанционного обучения как эффективного инновационного метода обучения, учитывая при этом и его недостатки. В ходе работы применялись следующие методы: сравнительно-сопоставительный, аналитический и синтетический. Проведённая нами педагогическая работа показала, что преподавание иностранного языка в вузе с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий в наши дни невозможно без применения инновационной составляющей. Сделаны выводы об эффективности дистанционного формата обучения как инновационного метода для получения более качественного иноязычного образования, поскольку он также способствует формированию мотивации у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибиряков Андрей Викторович, Тимохина Арина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN A SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AN INNOVATIVE METHOD

The relevance of this work is ripe due to the need to improve the methodology of linguodidactics in the digital interactive educational environment of a higher educational institution. The purpose of this article is to analyze the identified advantages and disadvantages of distance learning a foreign language in a system of higher educational institutions as an innovative method. The purpose of the study is our assumption that it is recommended to take into account the online components of this methodology when building an educational process that would meet the challenges of the modern information society. The presented article reveals the definition of the term "distance learning", identifies the main difficulties that arise when switching to a distance format, especially in terms of students’ cognitive motivation. The authors analyze the main characteristics of popular online schools teaching foreign languages. In addition, the necessity of a conscious approach to choosing a source of knowledge is substantiated. As part of our study, the emphasis is on the advantages of distance learning as an effective innovative teaching method while taking into account its shortcomings. In the course of the work, the following methods were used: comparative, analytical and synthetic. Our pedagogical work has shown that teaching a foreign language in a system of higher educational institutions with the introduction of digital technologies into the educational process today is impossible without the use of an innovative component. Conclusions are drawn about the effectiveness of the distance learning format as an innovative method for obtaining a better foreign language education since it also contributes to the formation of students’ motivation.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА»

дополнительных исследований. Признание разнообразия точек зрения на функционирование общественно-полезных мероприятий для благополучия детей приводит к признанию разнообразия практик и потребностей. В этой перспективе доступность свободного времени детей может решаться с социальной точки зрения по двум основным каналам: предоставление разнообразной и доступной деятельности в детских общественных объединениях в соответствии с универсалистской моделью в сочетании с улучшенным доступом к общественным местам для детей. При этом важно обеспечить доступ детей к детским общественным объединениям в свободное временя и в балансе с потребностью детей.

Литература:

1. Алиева, Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Алиева Людмила Владимировна. - Москва, 2002. - 322 с.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - С. 64-65

3. Басов, Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. XX в. 90-е гг.): дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Басов Николай Федорович. - Москва, 1997. - 348 с.

4. Вербицкий, А.А. Технология деятельности общественных объединений как образовательной системы: социально-контекстный подход / А.А. Вербицкий, Е.Н. Сухоленцева // Педагогика. - 2013. - №4. - С. 65-73

5. Гусева, Е.Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Гусева Елена Борисовна. - Москва, 2005. - 219 с.

6. Литвак, Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений / Р.А. Литвак. -Челябинск: ЧГПУ, 2000. - 167 с.

7. Сухоленцева, Е.Н. Детское общественное объединение как социальный институт образования / Е.Н. Сухоленцева // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - №4(73). - С. 347-352

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат филологических наук Сибиряков Андрей Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный университет» (г. Ульяновск); студент Тимохина Арина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный университет» (г. Ульяновск)

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

КАК ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА

Аннотация. Актуальность данной работы назрела в связи с необходимостью совершенствования методологии лингводидактики в цифровой интерактивно-образовательной среде высшего учебного заведения. Предназначение настоящей статьи сводится к анализу выявленных преимуществ и недостатков дистанционного обучения иностранному языку в вузе как инновационного метода. Целью исследования выступает наше предположение, что онлайн-компоненты данной методики рекомендуется учитывать при выстраивании учебного процесса, который бы соответствовал вызовам современного информационного общества. В представленной статье раскрыто определение термина «дистанционное обучение», обозначены основные сложности, которые возникают при переходе на дистанционный формат, особенно по части познавательной мотивации студентов. Авторы проводят анализ основных характеристик популярных онлайн-школ, обучающих иностранным языкам. Кроме того, обосновывается необходимость осознанного подхода к выбору источника знаний. В рамках нашего исследования делается акцент на преимуществах дистанционного обучения как эффективного инновационного метода обучения, учитывая при этом и его недостатки. В ходе работы применялись следующие методы: сравнительно-сопоставительный, аналитический и синтетический. Проведённая нами педагогическая работа показала, что преподавание иностранного языка в вузе с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий в наши дни невозможно без применения инновационной составляющей. Сделаны выводы об эффективности дистанционного формата обучения как инновационного метода для получения более качественного иноязычного образования, поскольку он также способствует формированию мотивации у обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационный метод, иностранный язык, высшее образование, мотивация обучающихся.

Annotation. The relevance of this work is ripe due to the need to improve the methodology of linguodidactics in the digital interactive educational environment of a higher educational institution. The purpose of this article is to analyze the identified advantages and disadvantages of distance learning a foreign language in a system of higher educational institutions as an innovative method. The purpose of the study is our assumption that it is recommended to take into account the online components of this methodology when building an educational process that would meet the challenges of the modern information society. The presented article reveals the definition of the term "distance learning", identifies the main difficulties that arise when switching to a distance format, especially in terms of students' cognitive motivation. The authors analyze the main characteristics of popular online schools teaching foreign languages. In addition, the necessity of a conscious approach to choosing a source of knowledge is substantiated. As part of our study, the emphasis is on the advantages of distance learning as an effective innovative teaching method while taking into account its shortcomings. In the course of the work, the following methods were used: comparative, analytical and synthetic. Our pedagogical work has shown that teaching a foreign language in a system of higher educational institutions with the introduction of digital technologies into the educational process today is impossible without the use of an innovative component. Conclusions are drawn about the effectiveness of the distance learning format as an innovative method for obtaining a better foreign language education since it also contributes to the formation of students' motivation.

Key words: distance learning, innovative method, foreign language, higher education, students' motivation.

Введение. В связи с информационной революцией Интернет занимает одно из ключевых мест в нашей жизни. Система российского образования сегодня активно модернизируется, в частности развивается такая форма образования как дистанционное обучение: к 2021 году доля людей с опытом онлайн-образования увеличилась почти в 3 раза. Современный учебный процесс уже невозможно представить без использования дистанционных образовательных технологий. В 2021 году траты россиян на дополнительное онлайн-образование составили 226 млрд руб., а доля тех, кто в качестве онлайн-образования выбрал иностранные языки, была равна 7% (1 040 000 человек) [5].

В свете предъявляемых сейчас требований к преподаванию иностранных языков в вузе традиционные методы обучения часто стали применяться в сочетании с инновационными подходами, основанными на функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка. Инновационные методики в сфере образования способствуют автономии личности, помогают обучающимся грамотно использовать эти знания, направлены на их практикоориентированность, а также актуализируют содержание образовательного процесса. К одному из таких эффективнейших инновационных методов можно отнести дистанционное обучение, пользующееся популярностью не только у младшего, но и у старшего поколения [5].

История дистанционного обучения в России началась в конце 1990-х годов. 30 мая 1997 года вступил в силу приказ № 1050 Министерства Образования, который разрешал осуществлять экспериментальное дистанционное образование [6]. Сейчас же среди образовательных учреждений для осуществления дистанционного обучения становится популярной разработка собственных учебных онлайн-платформ в виде электронных ресурсов. В их состав входят всевозможные учебные материалы: лекции, тренировочные и практические упражнения, задания для самостоятельного изучения, контролирующие тесты, расписание занятий и консультаций, а также дополнительная информация для реализации образовательного процесса [9, С. 287].

Цель исследования: проанализировать преимущества и недостатки дистанционного обучения иностранному языку в вузе, показать, что онлайн-компоненты данного инновационного метода обязательно должны использоваться в учебном процессе.

Заявленная цель заключается в решении следующих задач: 1) дать определение термина «дистанционное обучение»; 2) на основании личного опыта, анализа научной литературы и работы онлайн-школ выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения иностранному языку в вузе как инновационного метода.

Объектом исследования выступает процесс дистанционного обучения иностранному языку в современном вузе, а предметом - учебная деятельность преподавателей и студентов.

Теоретическая значимость работы: актуализация модели организации дистанционного обучения при преподавании иностранного языка студентам современного вуза.

Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты исследования могут использоваться при обучении иностранному языку в современном вузе.

Таким образом, актуальность статьи обусловлена эффективным применением элементов дистанционного обучения при преподавании иностранного языка в высших учебных заведениях.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время не существует единого определения дистанционного обучения. Более того, до сих пор в научной литературе ведётся дискуссия: дистанционное обучение - это форма обучения или технология? [1, С. 91]. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г., под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [8, С. 16]. По мнению доктора педагогических наук Евгении Семёновны Полат, дистанционное обучение - это система обучения со своими целями, содержанием, методами, организационными формами и средствами обучения [7, С. 43].

Следовательно, дистанционное обучение - это новый формат обучения, при котором происходит взаимодействие в цепочке «студенты-преподаватель» на расстоянии, и который отражает все присущие учебному процессу компоненты с помощью интернет-технологий.

Итак, самым распространённым недостатком дистанционной формы обучения являются технологические сложности. Это сбои в Интернет-соединении и электроснабжении, недостаточная мощность техники, необходимость регулярного обновления программного обеспечения и т.д. Данные проблемы могут возникать как у преподавателя, так и у студента. Здесь же отметим, что при изучении иностранных языков важно чётко слышать произношение слов и предложений, правильно улавливать интонацию. И если при традиционной форме обучения искажения звуков не возникает, то, чтобы добиться такого же эффекта в дистанционном формате, требуется качественная техника.

Следующей сложностью является необходимость сильной мотивации у студента, высокого уровня организации своего времени, а задача педагога - сформировать её. Объём материала при дистанционном обучении, как правило, не изменяется, однако, удерживать темп его изучения обучающимся приходится самостоятельно. Также не любой формат дистанционного обучения позволяет контролировать самостоятельность выполнения заданий, что, в свою очередь, требует от студентов развитой силы воли и желания проверить реальный уровень знаний.

Существенной сложностью со стороны преподавателя является реализация воспитательных задач обучения, например, создания на семинарских занятиях уютной, благоприятной и творческой атмосферы.

Одним из главных недостатков дистанционного обучения является вред для здоровья, возникающий из-за интенсивного использования цифровых технологий в процессе дистанционного обучения. Например, у студентов происходит изменение режима дня, что влечёт за собой смену биоритмов с активностью в тёмное время суток и её снижением в светлое [10, С. 294], наблюдаются тенденции к ухудшению по следующим нозологическим формам: болезни глаза и его придаточного аппарата, нарушение осанки, плоскостопие [4].

Трудноустранимым недостатком обучения на расстоянии является сложность социализации обучающихся, невозможность развития коммуникабельности. Отсутствие живого общения студентов друг с другом и с преподавателем может сказаться на уровне эмоционального интеллекта, а также мотивации к обучению.

Таким образом, мы убедились, что при переходе на дистанционный формат обучения как у студентов, так и у преподавателей возникает множество сложностей.

Существует огромное количество платформ для дистанционного изучения, в том числе иностранных языков. Но так ли они хороши, как их рекламируют? Решают ли они перечисленные нами сложности? Для ответа на поставленные вопросы, основываясь на нашем личном опыте, проанализируем несколько самых популярных онлайн-школ. В качестве предмета изучения выберем английский язык. Результаты представим в таблице 1.

Таблица 1

Платформы для дистанционного обучения. Сравнительные характеристики

' _^_^Платформа Критерий -----__ Фоксфорд Skyeng Инглекс Puzzle English

Лицензия на образовательную деятельность есть есть нет нет

Формат обучения Материалы для самостоятельного обучения; онлайн-занятия с репетитором; онлайн-занятия в мини-группе. Материалы для самостоятельного обучения; онлайн-занятия с репетитором; онлайн-встречи с другими учениками; короткие разговоры с носителями языка; онлайн-тесты. Онлайн-занятия с репетитором и материалы для самостоятельного обучения. Материалы для самостоятельного обучения; онлайн-занятия с репетитором; онлайн-занятия в мини-группе.

Преподавательский состав Работают педагоги из ведущих вузов России: сотрудники МФТИ и НИУ ВШЭ; члены жюри Всероссийской олимпиады, эксперты ОГЭ и ЕГЭ. Некоторые преподаватели имеют маленький опыт работы или не имеют его вовсе. Не все педагоги имеют высшее образование. Преподаватели имеют высшее лингвистическое/ педагогическое/ филологическое образование, проходят отбор из трёх этапов. На сайте платформы не предоставляется информация об уровне образования и опыте работы педагогов.

Промежуточная аттестация есть есть есть есть

Интерфейс платформы простой, интуитивно понятный яркий, интуитивно понятный простой, удобный простой, удобный

Клиентоориентированность В службе поддержки на вопросы отвечают быстро, развёрнуто. В службе поддержки на вопросы отвечают долго, односложно. В службе поддержки на вопросы отвечают быстро, развёрнуто. В службе поддержки на вопросы отвечают быстро, развёрнуто.

Документ об образовании / сертификат Сертификат негосударственного образца. Сертификат негосударственного образца. Сертификат негосударственного образца. Сертификат негосударственного образца.

Стоимость (за одно занятие) от 890 руб. от 799 руб. от 960 руб. от 160 руб.

*Источники: https://foxford.ru/; https://skyeng.ru/; https://englex.ru/; https://puzzle-english.com/

Итак, онлайн-школы не устраняют недостатки дистанционного обучения: возникают технические сложности при работе на платформах, отсутствуют внешние стимулирующие факторы, не решается проблема физической активности и иного вреда здоровью студентов, процесс социализации замедляется. Более того, их анализ позволяет выявить ещё одну существенную проблему: при переходе на дистанционный формат педагог будет вынужден конкурировать по уровню компьютерной грамотности с профессиональными разработчиками сайта, по умению заинтересовать учеников - с профессиональными PR-менеджерами, т. е. один человек вынужден выполнять функции целой команды специалистов. От студента в данной ситуации требуется внимательно выбирать источник знаний, потому что первоочередная цель любой онлайн-школы - получение прибыли, а не качественного обучения.

Несмотря на то, что дистанционное обучение имеет ряд недостатков, оно также обладает множеством преимуществ:

1) дистанционное обучение позволяет изучать предмет в любое удобное для студента время. Здесь под студентами мы понимает не только обучающихся высших учебных заведений, но и всех желающих изучать иностранные языки. Особенно актуально данное преимущество обучения на расстоянии для людей, изучающих иностранный язык в качестве дополнительного образования, для женщин в декрете, для уже работающих специалистов и для тех, кто хочет обучаться у носителей языка;

2) студенты по-разному усваивают учебный материал: у одних более развита слуховая память, у других - зрительная; кому-то, чтобы понять и запомнить материал, достаточно ознакомиться с ним один раз, кому-то - два и более. Как правило, обучение в дистанционном формате предполагает и аудиолекцию, и презентацию или другой визуальный источник информации, что позволяет обучающимся самостоятельно выбрать удобную форму изучения и, при необходимости, прослушать или просмотреть материал повторно;

3) преподаватель имеет возможность автоматизировать процесс проверки работ, что, например, позволяет выделить больше времени на подготовку к семинару или разработку нового интерактивного материала;

4) изменяется роль педагога: он координирует когнитивный процесс, адаптирует преподаваемый курс, создаёт образовательные проекты и т.д. Роль студента в данном аспекте будет характеризоваться высокой мотивацией и достаточной степенью предварительного знания [3, С. 243];

5) расширенное применение аудиовизуальных средств обучения: студенты могут сопровождать свои выступления презентациями, что ранее было технически возможно далеко не во всех аудиториях образовательных учреждений [2, С. 113];

6) дистанционное обучение, как правило, дешевле обучения в традиционном формате, так как уменьшается количество издержек. Благодаря этому студенты могут позволить себе изучать несколько языков сразу;

7) иностранные языки - это живые языки, которые со временем меняются. В связи с тем специалистам важно постоянно обучаться, совершенствоваться, что легче сделать в дистанционном формате.

Выводы. Применение инновационных методов при преподавании иностранного языка в высших учебных заведениях, в частности дистанционного обучения с обязательной интеграцией онлайн-компонентов, повышает эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. В современном мире такой асинхронный формат даёт возможность получения качественного иноязычного образования из любой точки мира и в любое время, тем самым реализуя его два основных принципа: образование для всех и образование через всю жизнь. Более того, у студентов и преподавателей повышается уровень цифровой компетентности, которая является одной из важнейших составляющих профессионализма современного специалиста.

Литература:

1. Бондарева, Н. Л. Дистанционное обучение: форма, технология, средство / Н. Л. Бондарева, Д. В. Степаненко // Инновационные научные исследования. - 2021. - № 3-1 (5). - С. 90-96.

2. Воскрекасенко, О. А. Использование дистанционного обучения в высшей школе: преимущества и недостатки / О. А. Воскрекасенко, Н. С. Мендова // Современные наукоёмкие технологии. - 2020. - № 9. - С. 111-115.

3. Гузуева, Э. Р. Роль дистанционного обучения в современном образовании / Э. Р. Гузуева, С. М. Зияудинова, А. А. Жамборов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 242-243.

4. Закоркина, Н. А. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов высших учебных заведений / Н. А. Закоркина // Социальные аспекты здоровья населения. - 2021. - Т. 67. - № 3. - URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/vliyame-distantsionnogo-obucheniya-na-zdorovie-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 22.04.2023).

5. Исследование российского рынка онлайн-образования: сайт - 2022. - URL: https://netology.ru/edtech_research_2022

6. Российская Федерация. Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050 (ред. от 07.05.1998) "О проведении эксперимента в области дистанционного образования" // СПС КонсультантПлюс.

7. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / [Е. С. Полат и др.]; под редакцией Е. С. Полат. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 434 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс.

9. Филатова, О. Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О. Н. Филатова, Е. В. Лукина, П. В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 287-289.

10. Чердынцева, Е. В. Влияние дистанционного обучения на состояние физического здоровья обучающихся / Е. В. Чердынцева, О. В. Якубенко, П. И. Фролова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. - C. 294-296.

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук Скира Елена Васильевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье описывается проблема изучения состояния формирования групп базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У обучающихся с умеренной умственной отсталостью в пределах одного возраста отмечается различный уровень снижения интеллектуального развития. В процессе обучения школьников необходимо учитывать неоднородность их способностей и возможностей, что оказывает значительные трудности при выстраивании образовательных программ, выбора соответствующих методов и средств обучения, а также для оценки результата. Дано определение понятия «базовые учебные действия» и основные характеристики этого понятия. Нами предложен диагностический комплекс, разработанный на основе образовательных программ, позволяющий оценить степень развития базовых учебных действий. Описаны показатели, определяющие базовые учебные действия. В статье представлены результаты актуального уровня сформированности базовых учебных действий у обучающихся. Показана динамика развития базовых учебных действий у обучающихся специальной (коррекционной) школы. Продемонстрированы педагогические условия, способствующие эффективному формированию базовых учебных действий. Проведен педагогический эксперимент с последующим сравнительным анализом показателей сформированности базовых учебных действий у обучающихся четвертых и пятых классов с умеренной умственной отсталостью. С целью повышения качества школьного образования материал, представленный в данной статье, может быть использован в образовательных организациях, в которых обучаются дети с умственной отсталостью. Результаты проведенного исследования можно использовать при подготовке студентов и магистрантов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», а также на курсах повышения квалификации.

Ключевые слова: базовые учебные действия, обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, умение учиться, педагогические условия, олигофренопедагогика, диагностический комплекс, системно-деятельностный подход, эмпирические методы.

Annotation. The article describes the problem of studying the state of formation of groups of basic learning actions for pupils with moderate mental retardation according to the requirements of the Federal State Educational Standard for the Education of Students with Mental Retardation (Intellectual Disabilities). Pupils with moderate mental retardation within the same age have different levels of excellent intellectual development. In the process of teaching pupils, it is necessary to take into account the heterogeneity of their abilities and capabilities, which requires rigorous testing when building scientific programs, choosing teaching methods and means, and also for evaluating results. The definition of the concept of «basic learning actions» and the main characteristics of this concept are given. We have proposed a diagnostic complex developed on the basis of educational programs that allows us to assess the degree of development of basic learning actions. The article presents the results of the current level of formation of basic learning actions for pupils. The indicators that determine the basic learning actions are described. The dynamics of the development of basic learning actions for pupils of a special (correctional) school is shown. Pedagogical conditions are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.