Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ЦИФРОВЫХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОПТИМИЗИРОВАТЬ И ИНТЕНСИФИЦИРОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ЦИФРОВЫХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОПТИМИЗИРОВАТЬ И ИНТЕНСИФИЦИРОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

В статье выявляется специфика внедрения цифровых и облачных технологий, а также сущность этих технологий, их влияние на образовательную среду и учебную деятельность, деятельность по оснащению системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Особое внимание уделяется ключевому объекту исследования - цифровым и облачным технологиям, их элементам и воздействующим факторам. Осмысливается и актуализируется роль подобных технологий дистанционного обучения в системе непрерывного образования студентов. Раскрываются основные положения, связанные с системой контроля и оценивания обучающихся, их знаний и умений посредством цифровой педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIGITAL AND CLOUD TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY, ALLOWING TO OPTIMIZE AND INTENSIFY THE TRAINING AND PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN VARIOUS FIELDS

The article reveals the specifics of the introduction of digital and cloud technologies, as well as the essence of these technologies, their impact on the educational environment and educational activities, activities to equip the system of professional training of future specialists. Special attention is paid to the key object of research - digital and cloud technologies, their elements and influencing factors. The role of such distance learning technologies in the system of continuing education of students is comprehended and actualized. The main provisions related to the system of control and evaluation of students, their knowledge and skills through digital pedagogy are revealed.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ЦИФРОВЫХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОПТИМИЗИРОВАТЬ И ИНТЕНСИФИЦИРОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

изучении студентом модуля или курса учебной программы и направлены на презентацию практических умений студента, приобретенных в процессе профессиональной подготовки. Дистанционные технологии здесь позволяют контролировать процесс создания курсовой, поскольку педагогу удобно ознакамливаться с содержанием работы в режиме онлайн, сразу реагировать на проблемы, а также оказывать своевременную поддержку [3].

Выводы. Контроль знаний в системе дистанционного обучения - одна из наиболее сложных и многоуровневых структур, которая лежит в основе гармоничного и эффективного развития не только профессиональной культуры студента, но и педагога. Кроме того, развитие дистанционных технологий позволяет современным педагогам осуществлять регулярную оценку знаний студентов, отслеживать их прогресс и регресс, а также контролировать процесс выполнения задач. Таким образом, преобразовывается и образовательное пространство вуза, и дистанционная система обучения, и система педагогического воздействия на обучающихся.

Рассмотренные варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения современного вуза оказывают значительную поддержку педагогам в процессе получения необходимых сведений, лежащих в основе дальнейшего оптимального формирования алгоритма повышения качества образования. Они позволяют акцентировать педагогическое влияние на усиление внимания и активизацию мыслительных познавательных процессов обучающихся, принимать во внимание специфику современного цифрового пространства.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущности и специфики дистанционного обучения, его отдельно взятых технологий и ресурсов. Ключевым объектом исследования стала система контроля знаний обучающихся, в условиях дистанционного обеспечения профессиональной подготовки специалистов разных уровней и направлений. Осмысливается и актуализируется роль дистанционных технологий в процессе осуществления регулярного качественного контроля знаний студентов, раскрываются основные положения касаемо вариантов такого контроля.

Ключевые слова: сущность и специфика дистанционного обучения, система контроля знаний обучающихся, подготовка специалистов разных уровней и направлений.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the essence and specifics of distance learning, its individual technologies and resources. The key object of the study was the system of control of students' knowledge, in the conditions of remote provision of professional training of specialists of different levels and directions. The role of distance technologies in the process of regular qualitative control of students' knowledge is comprehended and actualized, the main provisions regarding options for such control are revealed.

Key words: the essence and specifics of distance learning, the system of control of students' knowledge, training of specialists of different levels and directions.

Литература:

1. Аюпова, Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии / Л.И. Аюпова // Образовательный вестник «Сознание». - 2016. - № 9.

2. Заславская, О.Ю. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением / О.Ю. Заславская, М.А. Сергеева. - М.: ЦГЛ., 2006.

3. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2009.

4. Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А.В. Хуторский // Компьютерра. - 2008. - № 36.

УДК 378

ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ЦИФРОВЫХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОПТИМИЗИРОВАТЬ И ИНТЕНСИФИЦИРОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Дистанционные технологии занимают особое место в системе современного образовательного пространства и системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Они развиваются так стремительно, что некоторые педагоги не успевают следить за их возможностями и спецификой, что значительно осложняет процесс организации и управления образовательным процессом в условиях дистанционного образования. Именно в связи с этим современная педагогическая наука обратилась к поиску решений данной проблемы. Отечественными исследователями был предложен принцип, исходя из которого традиционная и дистанционная педагогика объединяют наиболее эффективные технологии для организации наиболее оптимизированного и оптимального образовательного процесса. Здесь важно отметить, что такой подход, с одной стороны, образуя эффективную систему взаимодействия с образовательными структурами и субъектами образования, с другой - формирует спектр неизученных вопросов. Именно в связи с этим сегодня возникла необходимость в исследовании цифровых и облачных технологий в условиях современного образовательного процесса.

Изложение основного материала исследования. Цифровые образовательные технологии - особый способ организации современного образовательного процесса. Такой способ организации предполагает стремительное развитие образовательной сферы, а также преобразование учебно-методической системы. В этом случае на цифровые системы переходят учебные материалы, планы, журналы, занятия и взаимодействия педагогов с обучающимися. Такой подход позволяет обучающимся участвовать в процессе контроля и управления образовательной деятельностью.

Важно понимать, что внедрение цифровых технологий - недостаточная мера модернизации образования, поскольку для наиболее гармоничного развития этой сферы, поскольку нужно еще и подготовить специалистов, способных взаимодействовать с этими технологиями. Важно подготовить таких специалистов, которые будут способны не только применять цифровые технологии в собственной практике, но и уметь преобразовывать их средствами окружающую действительность, создавать новые концепции самоорганизации и сомоконтроля. Подготовка таких специалистов должна осуществляться с появлением новых технологий и с развитием материально-технической базы университета [1].

Преподавательский состав университета сегодня остро нуждается в развитии цифровой грамотности и цифровой культуры, поскольку именно они лежат в основе всякого цифрового развития. Необходимо формировать цифровые способности, концептуальные навыки и умения в области разработки электронных учебных пособий и т.д. Особое внимание

следует уделять обучению уже опытных педагогов, относящихся к традиционной педагогике, поскольку они нуждаются в этом больше всего.

Говоря о цифровых технологиях, нельзя обойти стороной облачные технологии, которые составляют особый пласт результатов современного прогресса. Облачные технологии, или по-иному облачные вычисления, представляют собой «систему технологий распределенной обработки цифровых данных, с помощью которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис» [7; 8; 9; 10]. Как правило, такой вид технологий предназначен для долгосрочного и качественного хранения информации, ее быстрой передаче и обработке. Необходимые программы при запуске отражаются во всплывающем виртуальном окне в браузере, а все приложения, данные и информация хранятся в хранилище - сервере, доступ к которому возможен исключительно посредством интернета. Это может выглядеть достаточно сложным процессом, однако на практике он давно доказал свою действенность и универсальность [11]. Главной особенностью такого способа взаимодействия с информацией является то, что обучающийся или педагог, обращаясь к облачному хранилищу, взаимодействует непосредственно с ним, вне зависимости от операционной системы, ПО и сопутствующих им аспектах. Таким образом, облачные технологии являют собой особую многоступенчатую структуру, которая позволяет пользователям осуществлять следующие действия:

- работать с информацией в максимально удобной форме посредством различных доступных пользователю гаджетов, которые могут меняться в зависимости от потребности;

- не ограничивать загружаемый объем данных, поскольку в облачном хранилище размеры информации могут достигать огромных значений, что невозможно, например, для флеш-карт даже последнего поколения;

- работать с информацией одновременно с коллегами или партнерами по какой-либо деятельности: облачное хранилище позволяет обучающимся одновременно получать доступ к единой базе информации, например, для выполнения группового проекта [5].

По нашему мнению, вышеуказанное служит непосредственным подтверждением того, что цифровые и облачные технологии сегодня не просто становятся в один ряд с технологиями традиционной педагогики, но и в значительной степени дополняют систему педагогической практики, а также обладают рядом преимуществ. К примеру, они гораздо доступнее, надежнее, технологичнее и экономичнее. При этом они находят свое применение в самых различных областях современной системы высшего профессионального образования [3; 4]. Рассмотрим несколько вариантов применения таких технологий в системе высшего образования.

1. Цифровые и облачные технологии применяются как в традиционном, так и дистанционном образовании, что открывает современной системе образования новые возможности для оснащения будущих специалистов необходимыми знаниями и навыками нового порядка. Современными студентами создаются мультимедийные проекты, виртуальные лаборатории, проводятся интернет-конференции, новейшие виртуальные пространства и многое другое. Это не только оказывает влияние на социокультурное пространство вуза, его развитие и положение в системе социальных институтов государства, но и непосредственно обогащает базис будущих специалистов в области применения цифровых технологий в жизни. В последствии они приобретают навыки творческой работы с виртуальными системами, способны самостоятельно организовывать свою деятельность, преобразовывать пространство вокруг себя, делать открытия и внедрять инновации [5; 6].

Облачные технологии же становятся важным признаком не только дистанционного, но уже и традиционного образования, поскольку активно применяются повсеместно. Они в значительной степени призваны оказывать поддержку реального образования, а также оптимизировать коммуникативное поле каждого современного вуза [2].

2. Совершенствуется система контроля и оценки знаний обучающихся, внедряются новые способы тестирования, выявляются инновационные инструменты воздействия на качество предоставляемых услуг и профессиональной подготовки будущих специалистов. С каждым годом разрабатывается все большее число систем тестирования и оценки качества знаний студентов, что позволяет минимизировать риски получения недостаточно высокой квалификации будущими специалистами [5].

3. Развитие отдельно взятой системы знаний или дисциплины посредством внедрения ЦТ и облачных технологий для оптимизации и интенсификации получения студентами необходимых знаний. Важно понимать, что глобальное развитие всей отрасли образования невозможно без внедрения отдельных инструментов в каждый более мелкий «кирпичик» большой системы. Обновление теоретической и практической баз знаний и умений непременно должно привести к всеобщей модернизации и интенсификации процесса развития высших учебных заведений [8].

Выводы. Таким образом, мы можем справедливо заключить, что на современном этапе развития цифровых технологий внедрение в учебный процесс вуза цифровых и облачных технологий было явлением неизбежным и стремительным. Как правило, оно характеризуется тем, что новые условия, в которых пребывает современное общество, нуждаются в поддержке со стороны инноваций и цифровизации.

Аннотация. В статье выявляется специфика внедрения цифровых и облачных технологий, а также сущность этих технологий, их влияние на образовательную среду и учебную деятельность, деятельность по оснащению системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Особое внимание уделяется ключевому объекту исследования -цифровым и облачным технологиям, их элементам и воздействующим факторам. Осмысливается и актуализируется роль подобных технологий дистанционного обучения в системе непрерывного образования студентов. Раскрываются основные положения, связанные с системой контроля и оценивания обучающихся, их знаний и умений посредством цифровой педагогики.

Ключевые слова: специфика внедрения цифровых и облачных технологий, образовательная среда, учебная деятельность, оценивание обучающихся.

Annotation. The article reveals the specifics of the introduction of digital and cloud technologies, as well as the essence of these technologies, their impact on the educational environment and educational activities, activities to equip the system of professional training of future specialists. Special attention is paid to the key object of research - digital and cloud technologies, their elements and influencing factors. The role of such distance learning technologies in the system of continuing education of students is comprehended and actualized. The main provisions related to the system of control and evaluation of students, their knowledge and skills through digital pedagogy are revealed.

Key words: the specifics of the introduction of digital and cloud technologies, the educational environment, educational activities, assessment of students.

Литература:

1. Алексанян, Г.А. Сервисы Google в организации самостоятельной деятельности студентов СПО / Г. А. Алексанян // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 263-266

2. Багаева, А.П. Облачные технологии в образовании / А.П. Багаева // Решетневские чтения. - 2015. - № 19.

3. Барахсанова, Е.А. Педагогическая поддержка внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс вуза / Е.А. Барахсанова, А.М. Николаев // Преподаватель XXl века. - 2012. - № 3.

4. Дуккардт, А.Н. Облачные технологии в образовании / А.Н. Дуккардт, Д.С. Саенко, Е.А. Слепцова // Открытое образование. - 2014. - № 3.

5. Каракозов, С.Д. Успешная информатизация - трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2. - С. 7-19

6. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1.

7. Мазай, М.В. Облачные технологии в бизнесе / М.В. Мазай, Т.Г. Долгова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - № 9.

8. Медведев, А. Облачные технологии: тенденции развития, примеры исполнения / А. Медведев // Современные технологии автоматизации. - 2013. - № 2. - С. 6-9

9. Петрова, Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева // МНКО. -2019. - № 5 (78).

10. Сейдаметова, З.С. Облачные сервисы в образовании / З.С. Сейдаметова, С.Н. Сейтвелиева // Информационные технологии в образовании. - 2011. - № 9. - С. 105-111

11. Стрекалова, Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - № 2.

УДК 371

СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Тоирова Ление Серановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Постановка проблемы. Коммуникативные компетенции сегодня являются одними из наиболее значимых для всех членов общества. Благодаря их гармоничному и целостному развитию, будущий специалист может гарантировано успешно пройти этап социализации и стать не только конкурентоспособным, актуальным и мобильным специалистом, но и проявить себя в качестве социально активного, развитого и грамотного члена общества, способного выражать свои мысли и налаживать межличностную коммуникацию с иными субъектами социокультурного пространства государства.

В связи с этим перед современным высшим образованием, выпускающим в свет так называемый «кадровый потенциал», состоящий из специалистов разного профиля и уровня, возникает ряд проблем, относящихся к формированию таких компетенций.

Изложение основного материала исследования. На сегодняшний день высшее образование направлено прежде всего на создание гражданского и социального потенциала государства, который в дальнейшем будет способен развивать различные отрасли, в том числе образование, экономику, культуру и т.д. В связи с этим справедливо встает вопрос о необходимости формирования различных компетенций у будущих специалистов, в том числе коммуникационных. Они активно влияют не только на коммуникативную культуру человека, но и на его учебную, профессиональную, социальную деятельность [7].

Под коммуникативными компетенциями в современном значении следует понимать определенных комплекс навыков и умений, позволяющих субъекту социокультурного пространства осуществлять самостоятельный выбор в области моделей речевого поведения в соответствии с ситуацией общения [8; 9]. Сущность таких компетенций состоит в адекватной оценке и своевременном применении речевых способностей в тот или иной момент межличностной коммуникации. При этом такая коммуникация должна осуществляться вовремя и максимально целостно, что зависит именно от коммуникативных компетенций личности.

Все субъекты современного социума находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Это - неотъемлемая часть каждой социальной структуры, которая включает в свой состав личностей различного порядка. Отказаться от речевого общения на сегодняшний день представляется практически невозможным, в связи с чем освоение вышеупомянутых компетенций становится главным объектом в системе межличностных взаимоотношений и является основополагающим фактором гармоничного развития личности человека. Важно упомянуть, что коммуникативные способности проявляются не только в процессе непосредственного говорения, но и в процессе слушания, обдумывания, анализа, чтения и письма [1; 3].

Развитие этих аспектов претерпевает длительную историю, которая берет свое начало в момент появления первых речевых способностей ребенка. Начинается все с наиболее простых звуков, слов, словосочетаний и предложений. Таким образом, происходит естественное развитие коммуникативных способностей и формируется базис для непрерывного обучения им. Кроме того, такие навыки крайне влиятельны в сфере профориентации и становления человека в качестве профессионала. Это связано с тем, что, проявляя коммуникационную компетентность, человек, исходя из ее качества и общего уровня, ориентируется на определенные сферы деятельности, которые сопоставляются как раз с ее качеством и уровнем. Именно в связи с этим современным педагогам необходимо обращаться к развитию этих навыков.

Педагогическое воздействие в этом случае приобретает высокое значение для развития множества личностных качеств специалиста: самостоятельности, способности находить своевременный выход из сложившейся ситуации, осознавать свое место и роль в социуме, самоактуализировать свою деятельность и т.д. Помимо этого, значительно улучшается взаимодействие с различными субъектами социальных взаимоотношений, системы познавательного, аналитического и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.